Вы здесь

Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник научных трудов. ТЕНДЕРЫ ЗЕРНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОЙ ПШЕНИЦЫ ( Коллектив авторов, 2014)

ТЕНДЕРЫ ЗЕРНА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОЙ ПШЕНИЦЫ

Белак И. А.

Научный руководитель: ассистент Грачева Д. О.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь


Зерно является стратегическим сырьем для пищевой промышленности. Нехватка зерна, а в частности хлеба, может быть катализатором революций и волнений в государстве. Поэтому от состояния зернового хозяйства зависит безопасность и продовольственная независимость государства. Участия в тендерах дает огромный толчок для продвижения отечественного продукта на мировой рынок. История тендеров насчитывает уже не один десяток лет, и за этот период накоплен немалый опыт. Такое явление как тендер стало наиболее распространенным в сферах, где не существует четких критериев отбора исполнителей, и при принятии окончательного решения заказчик полагается на свои вкусовые пристрастия и окончательную цену.

Последнее время Россия стала крупным игроком на мировом зерновом рынке, стремительно поднявшись из середины в лидирующую тройку крупных зерновых экспортеров, крепко потеснив Канаду, Австралию и ряд других государств. Россия пропускает вперед лишь США и Евросоюз, уступая им только в объемах продаж. Если США действует как самостоятельный экспортер, то Евросоюз – это объединение нескольких агроэкономик, которые по отдельности не в состоянии конкурировать на жестком зерновом рынке. Российская Федерация вытеснила своей мощью Евросоюз с традиционных рынков, заняв в странах Средней Африки и Ближнего Востока лучшие позиции.

Значимое место в экспорте зерна из Российской Федерации занимает Ставропольский край. По последним статистическим данным его доля уже составляет 15 % рынка. Зерновой рынок Ставропольского края еще находится в стадии динамичного развития. Анализируя экспортный потенциал региона, можно сказать, что он составляет от 3,5 млн. тонн до 4 млн. тонн зерновых культур в год. В основном это пшеница 4 класса с содержанием протеина 12 %. Такое качество сегодня вполне устраивает покупателя российской пшеницы, хотя агроклиматические условия края позволяют выращивать и предлагать к реализации более высоким содержанием протеина.

Примером импортера ставропольской пшеницы является крупная египетская государственная компания GASC, которая традиционно обращается к участникам тендера на поставку товара, работающим на юге России. Цена и качество ставропольского зерна вполне удовлетворяют требования, предъявляемые к ней иностранным покупателям. Наиболее крупными игроками на данном рынке, охотно работающими с российской пшеницей причерноморского региона, являются такие ТНК, как GLENCOR, AGROMARKET CHS, BUNGE, NOBLE GRANE, CARGILL, LOUIS DREYFUS, NIDERA. В таблице 1 представлена развернутая заявка экспортеров на участие в закрытом тендере GASC, которая подробно отражает все основные затраты [5].


Таблица 1. Заявка экспортеров на участие в закрытом тендере GASC (Египет, гос. корпорация) на 1 марта 2014 года


Заявка должна подробно отражать затраты экспортера, стоимость товара, логистику и отдельной строкой в ней указывается стоимость по фрахту корабля из расчета на одну тонну. В сопроводительной записке к заявке указывается количество тонн, предлагаемое к продаже, порт погрузки и срок прибытия в порт разгрузки. Сложность состоит в том, чтобы максимально точно приблизить цену своего товара к пожеланию покупателя. Если услуги портового элеватора, таможенные сборы, стоимость доставки до порта являются постоянными издержками для этого бизнеса, то остальные статьи заявки могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка и торговой политики участников-экспортеров.

Стоимость товара самая переменная издержка, которая зависит от сезона и валового сбора в регионе. При растущем рынке выкупленный товар в предыдущий период может принести дополнительный доход экспортеру против товара, закупленного по рыночной цене в период проведения тендера. Это видно в данных таблицы 1, где компания LOUIS DREYFUS приобрела товар по более низкой цене до начала роста и при расчетах ее заявка выглядела более конкурентоспособной. Валовый сбор урожая в 2013 году был крайне мал в силу засушливости и составил 5, 382 млн. тонн. Правильные маркетинговые исследования и прогнозы подтолкнули LOUIS DREYFUS купить товар раньше по более низкой цене, что дало ему значительные преимущества для участия в тендере [2].

Стоимость услуг линейного элеватора – это по большей части фиксированное значение, но в нашем случае стоимость услуги – продукт переговоров регионального менеджмента, который добивается преференций и скидок, т. к. у элеватора очень гибкий подход к каждому клиенту.

Сертификация имеет плавающую ставку и тоже является предметом переговоров. Ее обычно проводят международные компании сюрвейеры: SGS и INSPECTORATE. Эти компании специализируются на досмотре сертификации экспортного товара. Рынок ограничен в возможности расширения их бизнеса и это предполагает лояльность к заказчику и могут снижать стоимость своих услуг.

Последняя статья заявки наиболее интересна для формирования окончательной цены на товар. Все представленные выше ТНК имеют корабли сухогрузы в своем торговом флоте, поэтому стоимость фрахта на тонну у этих компаний выводится как минимальное значение. Все остальные участники тендера, не имеющие своего флота, будут явно проигрывать в цене по этой статье затрат, т. к. у зафрахтованных со стороны кораблей услуга может быть выше на 50–60 %. Объявляющие тендер компании покупают большие объемы зерна, кратные максимальной грузоподъемности кораблей (1 корабль = 60 тыс. тонн зерновых) [7].

Победителем 1 марта 2014 года стала LOUIS DREYFUS. Анализируя статьи таблицы 1, мы видим, что лидерство в данном тендере напрямую зависит от стоимости товара на внутреннем рынке, хотя по остальным издержкам это компания далеко не первая. Если поставить стоимость товара на внутреннем рынке одинаковую, то лидер изменился бы сразу[5].

Все три компании экспортировали ставропольскую пшеницу из-за:

– территориальной расположенности к порту;

– близкой по качеству к запросам покупателя;

– надежности ставропольских представительств этих компаний [6].

Мы приходим к выводу, что участия в тендерах увеличивает конкурентоспособность не только компаний-экспортеров, но и товаропроизводителей, компаний, участвующих в доставке товара. Самое главное тендер способствуют стабилизации цен и их сдерживанию. Закрытые тендеры, как никто другие, вносит порядок и прозрачность в торговлю зерном.

Литература

1. Официальный русскоязычный сайт компании CARGILL [электронный ресурс]. -Режим доступа – URL: http://www.cargill.ru

2. Официальный англоязычный сайт компании CARGILL [электронный ресурс]. -Режим доступа – URL: http://www.cargill.com

3. Официальный англоязычный сайт компании NIDERA [электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.nidera.com

4. Официальный англоязычный сайт компании LOUIS DREYFUS [электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.louisdreyfus.com

5. Тендер GASC по закупке пшеницы // OTC-agro [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.otc.ru/agro/about_us/newMarket.aspx?news=27292 (дата обращения: 24.03.14).

6. Сидорова Д. В., Костюченко Т. Н., Цымбаленко Ю. В.Кластеризация сельскохозяйственных предприятий ставропольского края по виду воспроизводственного процесса / Экономика и предпринимательство. 2014. № 1–3.

7. Цымбаленко Ю. В. Разработка системы классификации субсидий и методики группировки хозяйств по перспективности и ожидаемым результатам субсидирования в сельском хозяйстве / Экономика и предпринимательство. 2013. № 11–2 (40–2).