Вы здесь

Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет. Развитие речи ребенка на первом году жизни (А. И. Максаков, 2005)

Развитие речи ребенка на первом году жизни

…детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного – языка.

К. Чуковский

Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!

Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей. Мать кормит ребенка, берет на руки, купает, ласкает, улыбается ему, разговаривает, показывает погремушки.

Пройдет каких-нибудь один-два месяца, и вы увидите, что малыш уже останавливает свой взгляд на вашем лице, на окружающих предметах, начинает прислушиваться к звукам.

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребенком. В установлении эмоционального общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию ребенка, которые быстро развиваются и совершенствуются начиная с первого месяца жизни.

На третьем месяце развития у младенца появляется «опыт общения», он оживляется, когда видит мать, выражает свое удовольствие движениями ручек и ножек и какими-то еще не совсем понятными звуками типа э, аа, га, гы, кхы. Это значит, что он вступил в раннюю стадию лепета – гуление.

Этот период жизни характеризуется тем, что у ребенка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, то есть в ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног, головы, прекращение плача, он пытается отыскать взглядом взрослого, поворачивает голову к источнику звука.

Слуховое и зрительное сосредоточение развивается в том случае, если малыш систематически слышит речь взрослого, видит его. И неправы те родители, которые считают, что разговаривать с малышом, когда он еще ничего не понимает, пе обязательно. Во время бодрствования ребенок должен слышать обращенную к нему речь. Так, например, при подготовке к купанию и во время купания мать может ласково говорить: «Танечка у нас хорошая девочка. Сейчас Таня будет купаться. Водичка теплая. Сначала мы помоем Тане ручки, а потом ножки… Теперь Танечка чистая». Такое, хотя и «одностороннее», общение (когда взрослый говорит, а ребенок только слушает) не только вызывает у малыша приятные эмоции (радость, улыбку), но и приучает прислушиваться к речи, порождает у пего желание самому произносить звуки. В результате малыш начинает узнавать голос матери, приучается постепенно различать свое имя, а затем и отзываться на пего.

Для развития зрительного сосредоточения взрослый показывает ребенку яркие погремушки, стремится установить с ним контакт на расстоянии: отходит от кроватки, называет малыша по имени, то есть создает условия, при которых он вынужден искать взрослого взглядом, поворачивать голову.

Организуя зрительные и слуховые впечатления, необходимые для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, взрослый тем самым подготавливает почву для развития и речи малыша.

В этот период у ребенка можно выделить гласные звуки [а], [у], [э] и ряд согласных [п], [б], [м], [к], [г], [х]. Однако эти звуки еще неустойчивы, и малыш произносит их нечетко и не всегда.

В конце третьего-начале четвертого месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Ребенок, если с ним часто общались, уже сам стремится найти взглядом взрослого, при его появлении поворачивает голову, улыбкой выражает свою радость, произносит звуки. Гуление становится более интенсивным, если взрослый наклоняется к ребенку. В этот период жизни малыш произносит звуки и звукосочетания более протяжно, певуче – а-а, а-га, а-ги, а-гу, по еще недостаточно отчетливо, порой эти звуки и звукосочетания невозможно даже воспроизвести.

К концу первого полугодия жизни ребенок произносит отдельные звуковые сочетания па, ка, ма, га, которые при постоянном повторении составляют как бы расчлененные на слоги слова ка-ка-ка, па-па-па, ма-ма, га-га. Конечно, эти звуковые сочетания еще далеки от настоящей речи и не служат средством общения. Они свидетельствуют о хорошем настроении малыша и вместе с тем являются подготовительными упражнениями к усвоению речи.

Со второй половины первого года жизни у ребенка отмечаются значительные сдвиги в общем развитии. У него совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, он начинает перемещаться в пространстве: садиться, ползать. В этот период жизни малыш не только произносит звуки и звукосочетания, но и стремится повторять их вслед за взрослым.

Для развития речевой активности ребенка можно повторять те звуки и звукосочетания, которые произносит сам малыш. Воспроизводя вслед за ним с небольшим интервалом звуки и звукосочетания, вы вызовете у ребенка потребность произнести их повторно. Такое произнесение ребенком звуков способствует развитию слуха, укрепляет его речевые органы, у малыша совершенствуется артикуляционный аппарат, дыхание, голос. Урок «подражания» принесет пользу в том случае, если младенец ощущает полный комфорт: здоров, бодр, сыт, находится в тепле. Во время такого «разговора» ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и вашей мимике. Чтобы малыш мог отчетливо слышать свой голос и голос говорящего с ним взрослого, устраните посторонние звуки и шумы: выключите радио, телевизор.

Эмоциональная и голосовая реакция ребенка активизируется в игре со взрослыми. Кто-то из родителей говорит «ау» или «ку-ку», а сам переходит на другое место, находясь в то же время в поле зрения малыша. Малый] отыскивает его глазами, радуется, издает звуки.

На седьмом месяце развития ребенок начинает понимать речь на основе зрительного восприятия, то есть устанавливается связь между предметом и словом, его обозначающим. Взрослый создает специальные условия для развития понимания речи. Например, если семи-, восьмимесячному малышу несколько раз показать часы и сказать: «Это часы», а затем спросить его: «Где часы?», он глазами будет отыскивать данный предмет. Многократно повторяя свой вопрос, взрослый тем самым связывает в сознании ребенка слово с предметом.

Но не только предмет интересует ребенка, он хочет продолжать общение со взрослым. Однако умение в эту пору различать слова еще далеко от совершенства. Малыш «узнает» главным образом те из них, которые резко отличаются по ритмической структуре; слова же, состоящие из звуков, сходных по звучанию, он еще путает. Так, ребенок правильно покажет, где кот, а где окно, по не укажет, где Коля, а где Оля.

Реакция малыша на слово, которое обозначает предмет, зависит от возраста и развития ребенка: сначала он поворачивает голову и смотрит на предмет, потом хочет взять его и наконец подает предмет взрослому по его просьбе.

При виде ярких, звучащих, движущихся предметов у ребенка возникают голосовые реакции. Звучащие игрушки нередко вызывают у малыша потребность «говорить». Он долго задерживает на них свой взгляд, издает звуки. Если ребенка заинтересовал предмет, поднесите его поближе, дайте возможность потрогать. Показывая предмет, обязательно назовите его. Действия, производимые с ним, сопровождайте речью: «Это Ляля. Это зайка. Давай зайку уложим спать».

Постепенно приучайте ребенка пользоваться словами, вызывайте у него потребность говорить. Так, если он тянется к игрушке, название которой хорошо знает, не торопитесь давать се, попытайтесь вызвать у него речевую реакцию: произнести слово, звуки или звукосочетания (би-би, Ляля). Если ребенок молчит, спросите его: «Тебе дать машину (би-би), Лялю?». Давая игрушку, назовите ее: «Это машина (би-би). Это Ляля».

На первом году жизни можно использовать звукоподражания, например, часы называть «тик-так», молоток – «тук-тук», звонок – «дзинь-дзинь» и т. д. Такие слова ребенку легче произнести, и он ими охотно пользуется. Однако наряду с ними необходимо употреблять полные слова.

Для развития понимания речи предложите ребенку отыскать среди нескольких предметов какой-то один. Так, попросите его среди 2–3 игрушек найти зайчика или мишку: «Катя, где зайчик?», «Катя, где мишка?», а затем дать вам одну из них: «Катя, дай мне зайку», «Катя, дай мне мишку». (Предметы и игрушки должны находиться рядом с ребенком, чтобы он мог свободно отыскать их взглядом, доползти до них, взять.)

При этом соотносите слово не только с предметами, игрушками, но и с действиями, которые производит сам ребенок или кто-то из взрослых, приучайте его правильно выполнять эти действия: встать, сесть, дать игрушку, помахать ручкой при уходе взрослого и т. д.

Итак, к концу года ребенок начинает прочно устанавливать связь между названием предмета и словом, его обозначающим.

К этому же времени малыш овладевает 8-12 словами, в основном звукоподражательными или несложными для произношения. В его лексиконе появляются слова из одинаковых (мама, папа, дядя), а иногда из разных слогов (Ната, Таня, Катя). И, хотя малыш еще довольно часто прибегает к жестам и мимике, речь все больше становится средством общения.


Отметьте основные моменты в развитии речи ребенка

• Когда ребенок начал гулить, лепетать?

• С какого возраста он начал понимать речь взрослых? (На вопрос: «Где мама, папа, Ляля, мишка?» – отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: дает игрушку, хлопает в ладоши.)

• Когда произнес первые слова и какие?

• Сколько слов (и какие) говорит ребенок к концу первого года жизни?

• Какие звуки произносит достаточно отчетливо, а какие произносит, но не всегда верно?