Вы здесь

Развитие мыслительной деятельности и метапредметные образовательные технологии. Введение (Е. Ю. Лось, 2018)

Авторы:

В. П. Васильев (гл. 1, 2),

В. А. Смирнова (гл. 3, Скрайбинг),

Е. Ю. Лось (гл. 3, Проекты),

Н. А. Калягина (гл. 3, Технологии работы с текстом)

Введение

Современное российское образование сильно преобразуется с введением ФГОСов и конечно, любая коренная перестройка образовательных основ требует переосмысления основных подходов к обучению. Действительно, на современном этапе развития Российского образования происходит существенное изменение его основ, прежде всего, с переходом от «знаниевой парадигмы» образования к системно-деятельностной.

Конечно, такое глобальное преобразование, как смена парадигмы вызывает чувство ответственности и сопричастности к переменам в нашей жизни. Да и звучит это красиво, но вот хорошо бы еще понять, а вот что это все означает, по сути? Что такое «знаниевая парадигма» и чем она стала вдруг плоха, ведь Советское образование считается одним из лучших в мире.

Чем обусловлена необходимость отказа от опыта нескольких поколений учителей, или такого отказа не происходит, просто идет творческое переосмысление. В чем сила и слабость той и другой парадигмы, в чем их суть, в конце концов? И самое главное, что делать современному учителю, обычному учителю, который из-за огромной нагрузки вряд ли найдет время для того, чтобы провести не один день в библиотеке для того, чтобы понять, а что же там на самом деле поменялось.

Много вопросов, ответы на которые найти-то можно, но найдя эти ответы, начинаешь думать о том, что лучше бы и не искал. Найти что-то определенное крайне трудно, теория хорошо, но обычному учителю крайне важно знать, как учить детей в новых условиях, как и за счет чего добиваться высоких образовательных результатов, – ведь их так ждут от нас и родители, и общество, и государство.

Институты повышения квалификации, как бы они сейчас не назывались, только успевают транслировать заумные, не содержащие никакого смысла для обычного слушателя-учителя фразы, да иногда и они сами путаются в них.

Директора школ, завучи, методические службы школ загружены громадной бумажной работой, в том числе и по созданию основных образовательных программ. На эти программы, с одной стороны, возлагаются огромные надежды как основного инструмента введения ФГОС, а с другой стороны, их написание не может быть выполнено качественно, поскольку их создают люди, которые никогда этому не учились. А как можно делать качественно то, чего делать не умеешь. Вот и получается, что на сайтах школ «висят» многостраничные тексты. Они созданы на основании нормативных документов, проверены обрнадзором, которые сделал соответствующие замечания, которые в свою очередь в срок устранены. При этом нет в природе ни одного человека, который бы их полностью прочитал, я уже не говорю о реальном использовании в работе.

Другим словами, работая в обычной школе, сталкиваясь с этими и подобными проблемами, все больше и больше убеждаешься в том, что надо что-то делать, а не ждать, пока кто-то что-то дельное придумает.

Эта работа является обобщением многолетнего инновационного опыта нашей школы, направленного на использования метапредметных образовательных технологий для развития интеллекта обучающихся.

Работа состоит из трех глав. Автором первых двух теоретических глав является кандидат педагогических наук Васильев Валентин Петрович, третья глава, в которой предложено понимание сути метапредметной образовательной технологии и предложен обзор наиболее, на наш взгляд, интересных образовательных технологий является коллектив авторов (Васильев Валентин Петрович, Калягина Надежда Анатольевна, Лось Елена Юрьевна, Смирнова Виктория Александровна).