Глава 1
Развитие физической культуры и спорта – основа формирования здорового образа жизни
1.1. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни
Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века и объединил различные виды деятельности, направленные на укрепление здоровья человека. Основной предпосылкой его появления было развитие и становление понятия «общая культура» человеческого общества. М.В. Выдрин выделил следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры: «Это мера и способ развития человека»; «Это качественная характеристика деятельности человека и общества»; «Это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей». Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура»[5].
Для изучения вопросов теории и практики большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность.
Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Как вид материальной культуры она часто рассматривается не в полном объёме и с точки зрения специфических видов деятельности. Так, философ Н.И. Пономарев отметил, что её содержанием является производство, накопление, распределение, обмен и потребление физических культурных ценностей – силы, ловкости, выносливости, быстроты, заключенных в человеке[6]. В данном случае автор характеризует лишь один из аспектов подготовленности человека – его физические качества. Социолог М.С. Каган в качестве составных частей физической культуры выделил отдельные специфические виды деятельности: спорт, медицинскую практику, совершенствование анатомо-физиологических качеств[7]. С.В. Алексеев подошел к определению понятия с культурологической точки зрения: «Физическая культура – особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности»[8]. Л.И. Лубышева включила в рассматриваемое понятие «интеллектуальный, социальный, психологический, двигательный компоненты»[9]. Основными признаками концепта «физическая культура», по мнению И.Г. Кожевниковой, являются: непрофессиональный характер занятий, отсутствие необходимости получения спортивной квалификации, необязательность регулярных тренировок, общеукрепляющая цель занятий[10]. Итак, данное понятие следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
Следующим важным для исследования понятием является «спорт». Л.П. Матвеев предложил рассматривать его как «соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятой в целом»[11]. М.М. Боген определил спорт как «вид воспитательной деятельности, направленной на максимальное совершенствование способностей человека, реализуемых в избранном виде соревновательной деятельности»[12]. В последнем представлении понятие «спорт» относится к категории «физическая культура». Спорт имеет смысл рассматривать как её часть, пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. Вместе с тем необходимо иметь в виду что в последнее время спорт все больше приобретает самостоятельное значение: вопросы развития спорта находят отражение в конституциях многих стран, обсуждаются в Организации Объединённых Наций; в сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулы материального характера.
Среди классификаций и типологий разновидностей спорта сформировались следующие направления:
> массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);
> спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
> профессиональный (коммерческий) спорт.
Для исследования наиболее важно понятие «массовый спорт», которое Л.И. Лубышева определяет как «развитие физической культуры широких масс и различных групп населения, освоение ценностей этой культуры широкими слоями общества, существенный фактор, определяющий качество здоровья и поддержания физической активности в течение всей жизни каждого человека»[13]. О. И. Вапнярская и М. И. Золотов определили массовый спорт как механизм оздоровления населения, средство борьбы против асоциальных явлений. Авторы не включают инвалидов, пенсионеров в перечень субъектов, относящихся к данному понятию[14]. А.И. Ушников видит в массовом спорте средство, позволяющее бороться с малоподвижным образом жизни, регулятор уровня жизненной активности и агрессивности[15].
Таким образом, характеризуя сферу физической культуры и спорта, следует иметь в виду, что эти понятия тесно взаимосвязаны. Во-первых, они представляют собой часть культуры как процесса или способа рационально организованной деятельности по преобразованию телесности и воспитанию духовности, удовлетворения общественных и личностных потребностей человека. Во-вторых, понятия физической культуры и спорта представляют совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для телесного совершенствования человека. Массовый спорт характеризует ту часть спорта, которая предназначена для населения, за исключением профессиональных спортсменов, и служит для поддержания активности, оздоровления человека и борьбы с асоциальными явлениями в обществе.
Физическая культура и спорт представляют собой специальную деятельность по созданию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере они выполняют следующие функции:
социализирующую – воспитание и подготовку человека к общественной жизни;
интегрирующую – включение человека в общественную деятельность;
адаптационную – приспособление человека к трудовой деятельности;
регулирующую – развитие у человека необходимых для общества физиологических качеств и двигательных умений[16].
Л.П. Матвеев выделяет следующие специфические функции:
образовательную – использование достижений физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний;
прикладную – использование физкультуры в системе подготовки к трудовой деятельности и защиты безопасности страны;
спортивную – реализацию физических способностей;
рекреативную и оздоровительно-рекреационную – использование этой деятельности в сфере организации досуга.
Необходимо отметить, что физкультура и спорт имеют большое экономическое значение: средства, вложенные в их развитие, окупаются, что выражается в повышении уровня здоровья населения, увеличении общей работоспособности, продлении жизни человека. Экономическая роль физкультуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:
> они способствуют минимизации экономических потерь во всех сферах жизнедеятельности общества;
> выступают значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияют на увеличение трудоспособного возраста людей;
> являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов и фактором обеспечения экономического роста;
> являются в настоящее время сферой предпринимательской деятельности, с одной стороны, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии; с другой стороны, пополняя федеральные и местные бюджеты за счёт налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы[17].
Таким образом, физическая культура и массовый спорт выполняют в обществе множество функций. Однако в первую очередь – это наименее затратное и наиболее эффективное средство телесного и морального оздоровления нации[18]. Здоровье – это жизненная непреходящая ценность, занимающая самую верхнюю ступень в иерархической лестнице потребностей человека. Главной целью физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности[19].
В жизнедеятельности индивида физическая (или двигательная) активность играет универсальную роль. Она выполняет десять ключевых функций: моторную, побудительную, творческую, тренирующую, защитную, стимулирующую, терморегуляционную, биоритмологическую, речеобразующую, корректирующую. Длительное ограничение двигательной активности, которое получило название гиподинамии, является опасным антифизиологическим фактором, разрушающим организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Между тем, гиподинамия становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в комфортных условиях, пользуясь транспортом, центральным отоплением, не занимаясь систематически физической культурой. Оптимальный режим двигательной активности относится к ведущим врождённым факторам развития человека, его здоровья[20].
Основным средством физической культуры, развивающим и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, служат сознательные занятия разнообразными физкультурными упражнениями (телесными движениями). Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных практических занятий на здоровье и телесное состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физиологической подготовленности и работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте. Упражнения в среднем возрасте используются для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений[21].
Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и телесное состояние человека любого возраста происходит в результате:
• повышения тонуса центральной нервной системы;
• улучшения свойств нервных процессов – силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;
• усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• увеличения общего объёма циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;
• развития мышечной системы;
• совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;
• улучшения кровообращения мышечных волокон;
• развития адаптационных способностей организма;
• утолщения костной ткани, её большей прочности, большей подвижности суставов;
• нормализации обмена веществ в организме;
• совершенствования регуляции функций организма;
• профилактики гиподинамии;
• избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;
• улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность[22].
Физическая культура и спорт являются частью социальной инфраструктуры города, поэтому их изучение невозможно без осмысления указанного понятия. Социальная инфраструктура определяется как совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей[23].
Ведущим элементом физкультурно-спортивной инфраструктуры следует считать её материальную базу, которая состоит из объектов системы обслуживания физической культуры и спорта, наряду с административно-общественными, культурно-просветительскими и зрелищными, оздоровительными и объектами массового отдыха[24].
Сеть физкультурно-спортивных сооружений наиболее сложная, обширная и многообразная среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит в состав многих структурных элементов населённых мест, используется всеми возрастными группами населения, имеет многообразие форм собственности, является ёмкой по территории, постоянно меняется.
Один из наиболее важных аспектов развития физической культуры и массового спорта представляет анализ обеспеченности населения физкультурно-спортивными объектами и степени вовлечённости населения в практические занятия.
В качестве общей характеристики спортивной инфраструктуры выступает уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, к анализу которого существуют различные методические подходы.
Вопросы научного обоснования принципов формирования сети спортивных сооружений рассмотрены в работах М.И. Золотова, В.В. Кузина и других авторов.
Расчёт потребности в физкультурно-оздоровительных сооружениях производится по формуле[25]:
N = (n × C / 10 000) / S,
где N – потребность в физкультурно-спортивных сооружениях, шт.;
n – норматив обеспеченности определённым типом физкультурно-спортивных сооружений, чел. на 10 000 населения;
С – численность населения региона (города, района), чел.;
S – средний размер физкультурно-спортивного сооружения (зал – 400 м² площади пола, бассейн – 200 м² зеркала воды, плоскостные сооружения – в среднем 540 м²), м².
Интегрирующим показателем, характеризующим всю физкультурно-спортивную сеть, является количество мест для занятий в расчёте на 10 тысяч человек населения или единовременная пропускная способность (ЕПС)[26]. Норматив ЕПС для каждого типа физкультурно-спортивного сооружения (зала, бассейна, плоскостного сооружения) представляет собой отношение норматива обеспеченности соответствующей группы населения определённым типом сооружений к усреднённому размеру сооружений, умноженное на количество одновременно занимающихся в этом сооружении[27].
Уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями рассчитывается по формуле:
К = Ес / Е × 100 %,
где К – уровень обеспеченности населения конкретного региона физкультурно-спортивными сооружениями, %;
Ес – ЕПС всех физкультурно-спортивных сооружений конкретного региона (города, района), чел.;
Е – необходимая единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений конкретного региона (города, района), чел.[28]
Таким образом, физкультура и спорт являются важным социальным феноменом, оказывающим широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Эта сфера влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. За последние годы престиж занятий физической культурой и спортом в системе ценностей современной культуры отчётливо возрос. Мировое физкультурно-спортивное движение, составной частью которого являются и российская физкультура и спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений, к которому принадлежат более 200 стран мира. В качестве примера позитивного отношения к спорту можно привести американское государство, где здоровый образ жизни является национальным увлечением[29].
Среди основных мировых тенденций развития физического воспитания и спорта следует выделить:
• постоянный рост числа занимающихся этими видами деятельности;
• опережающее развитие массового спорта («для всех») по отношению к спорту высших достижений;
• изменение мотивов занятий спортом: снижение значимости мотива достижения высоких спортивных результатов и самоутверждения, усиление таких мотивов, как получение удовольствия, укрепление здоровья, формирование атлетической фигуры;
• усиление взаимосвязи спорта «для всех» с экологией для привнесения осознания необходимости решения экологических проблем;
• увлечение молодёжи, наряду с традиционными видами спорта, спортом «острых ощущений»;
• эмансипация спорта;
• создание условий для совместных занятий физической культурой семьи, матери и ребёнка[30].
1.2. Нормативно-правовое обеспечение развития физической культуры и спорта
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[31], в число стратегических целей социальной политики государства входят создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, а также развитие спортивной инфраструктуры. Анализ нормативно-правовой базы позволяет выявить приоритетные направления политики государства и органов местного самоуправления в этом направлении, определить правовые условия, созданные для развития указанной сферы, выявить слабые стороны в законодательстве на всех уровнях власти. Одним из путей решения таких проблем, как недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физкультурой и несоответствие уровня её материальной базы и инфраструктуры потребностям жителей, является совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Развитие муниципальных образований определяется как объективными факторами (макроэкономическими условиями, положением муниципального образования в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением), так и субъективными, и в первую очередь – выбранной системой управления. Сущность управления состоит в разработке и осуществлении определённых воздействий со стороны субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей[32]. Из теории управления известно, что оно осуществляется на основе реализации управленческих функций[33], одной из которых является планирование[34]. Отечественный и зарубежный опыт убедительно показывает, что одним из важнейших инструментов управления во всех сферах человеческой деятельности является планирование (Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец, Е.А. Черныш, Т.В. Ускова, Ю.В. Савельев[35] и другие). Это в полной мере относится и к физической культуре и спорту (Г.Г. Наталов, Ю. Палм).
Планирование в общем смысле представляет собой процесс научного и эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей и средств их достижения. Соответственно план – это документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются как цели и приоритеты, так и ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения[36].
В последнее время как на федеральном[37], так и на региональном уровнях власти[38] были приняты многочисленные плановые документы в сфере развития физической культуры и спорта. Они закрепили стратегическую цель и задачи развития массового спорта, установили целевые индикаторы развития сферы, контролирующие органы, объёмы и источники финансирования запланированных действий (прил. 1). Регулирование в области физической культуры и спорта является составной частью государственной политики Российской Федерации. В соответствии с нормативно-правовыми актами поставлены следующие цели развития физической культуры и спорта среди населения:
– обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан;
– развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
– развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;
– осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта.
Основной категорией населения, на которую направлены стратегические цели по обеспечению объектами физической культуры и спорта, является учащаяся молодёжь[39].
Нормы права, регулирующие вопросы функционирования сферы физической культуры и массового спорта и управления ею, отражены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте», в законах Вологодской области, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и Правительства Вологодской области; в постановлениях Главы г. Вологды и решениях Вологодской городской Думы. Важным документом, закрепляющим за органами местного самоуправления функцию обеспечения условий для развития на территории городского округа массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[40].
Основные понятия, касающиеся вопросов обеспеченности населения объектами физической культуры и спорта, закреплены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[41]. Это понятия «физическая культура», «спорт», «массовый спорт», «объекты спорта», «спортивные сооружения» и другие.
Российское законодательство определило категории населения, на которые направлена деятельность по обеспечению объектами физической культуры и спорта[42]. К данным категориям относятся «граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта»[43]. В Федеральной целевой программе перечислены следующие категории, на которые распространяется её действие: граждане моложе 17 лет (дети и подростки); молодёжь; граждане старше 45 лет; городские и сельские жители; мужчины и женщины; инвалиды; малообеспеченные категории граждан[44].
Объекты физической культуры и спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры[45]. При определении нормативной потребности в них страны и регионов используются усреднённые нормы и нормативы 1999 г. с учётом национальной и территориальной особенностей, плотности населения[46] (прил. 2).
Объекты физической культуры и спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц[47]. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах[48]. Государственные или муниципальные предприятия физической культуры и спорта распоряжаются объектами физической культуры и спорта на правах хозяйственного ведения и «не вправе продавать принадлежащие им объекты физической культуры и спорта, сдавать их в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом»[49]. Государственные и муниципальные спортивные сооружения не подлежат приватизации и перепрофилированию[50].
В нормативно-правовых актах[51] содержится чёткое разграничение функций ведомств по обеспечению населения объектами физической культуры и спорта, имеется большая самостоятельность в этом вопросе на местах. Согласно перечисленным нормативно-правовым актам вопросы обеспечения населения объектами физической культуры и спорта находятся в ведении:
– органов государственной власти, к которым относятся Комитет по физической культуре и спорту области, Департамент строительства, промышленности и энергетики области, Департамент труда и социального развития области;
– органов местного самоуправления (Управление физической культуры, массового спорта и молодёжи Департамента гуманитарной политики Администрации г. Вологды);
– образовательных учреждений г. Вологды и учреждений дополнительного образования;
– работодателей;
– собственников объектов физической культуры и спорта.
В российском законодательстве освещены также вопросы финансирования обеспечения населения объектами физической культуры и спорта[52].
Таким образом, в настоящее время наблюдается кардинальное изменение отношения государства к роли физической культуры в социально-экономическом развитии страны, что выражается в совершенствовании нормативно-правовой базы в этой области; использовании программно-целевого подхода (разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ). Однако имеются проблемы нормативно-правового обеспечения развития физкультурно-оздоровительной отрасли. На федеральном уровне не разработаны нормативы обеспеченности населения стадионами и нормативы подушевого финансирования массового спорта. В законодательстве области нечётко прописаны полномочия муниципальных образований. На уровне г. Вологды отсутствует стратегический план развития массового спорта; не установлен общий порядок содержания и функционирования физкультурных объектов, в том числе не определена подведомственность спортивных площадок по месту жительства.
Конец ознакомительного фрагмента.