Часть 1
Особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью
Лёгкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная форма её, которая составляет 75–89 % от всего числа умственно отсталых детей. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50–69. Структура психических нарушений лёгкой умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений (Исаев Д. Н., 2003).
Сенсорная сфера, как правило, оказывается очень нарушенной, на что указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф). Отстаёт развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов, часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако даже при их сохранности многие из легко умственно отсталых детей не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребёнок слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. Плохо перерабатываются даже готовые сведения, если они поступают в большом количестве. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для усвоения специфических для данного предмета характеристик.
Недостаточная активность восприятия умственно отсталых детей особенно отчётливо обнаруживалась в опытах К. И. Вересотской. К. И. Вересотская предъявляла детям картинки. Некоторые из них показывали детям в обычном положении, другие (вперемешку) – повернутыми на 90° или 180°. Дети либо не могли узнать эти изображения, либо ошибочно принимали их не за то, чем они были в действительности. Умственно отсталым детям не хватало той активности восприятия, которая необходима для мысленного распознавания положения предмета в пространстве, его мысленного «переворачивания». В картинке, показанной им «вниз головой», они очень часто узнавали какой-либо иной предмет, находящийся якобы в обычном, правильном положении в пространстве. Эти факты свидетельствуют о недостаточной активности восприятия умственно отсталых детей (Рубинштейн С. Я., 1986).
По этой причине у таких детей отсутствует умение выделять детали или особенности воспринимаемого предмета и сравнивать их с такими же у другого. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате дети не умеют самостоятельно ориентироваться в ситуации, требуют постоянного руководства (Исаев Д. Н., 2003). Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) они не умеют вглядываться в неё, самостоятельно рассматривать нарисованное, увидев какую-то одну нелепость, не переходят к поискам остальных, нуждаются в постоянном побуждении. В учебной деятельности это приводит к тому, что такие дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание (Рубинштейн С. Я., 1986).
Главным недостатком легко умственно отсталых детей является нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется ещё и тем, что из-за умственного недоразвития дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями картины, её персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается также и меньшей дифференцированностью. При обучении эти особенности проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
Отмечается также узость объёма восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Это даёт основаниеИ. М. Соловьёву говорить о том, что многопредметный участок действительности оказывается для умственно отсталых малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями движения взора: то, что нормальные дети видят сразу, умственно отсталые – последовательно (Соловьев И. М., 1966). Узость восприятия мешает умственно отсталому ребёнку ориентироваться в новой местности, непривычной ситуации.
В исследовании Э.С. Бейн изучен феномен константности восприятия (сохранение восприятия величины объектов при различной удалённости их от глаз) у умственно отсталых детей. Оказалось, что даже при сохранности восприятия его константность находится на значительно низком уровне и мешает детям хорошо ориентироваться в пространственном расположении предметов. О том же нарушении сложного восприятия свидетельствуют данные К. И. Вересотской, доказывающие, что умственно отсталые дети недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках.
Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что не позволяет им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8–9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при узнавании времени на часах, определении дней недели, времён года и т. п.
У детей с умственной отсталостью развитие совершается по основным общим закономерностям: от восприятия к представлению и далее к наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению и элементам понятийного мышления. Вместе с тем сенсорно-перцептивная сфера ребёнка с умеренной умственной отсталостью отличается качественным своеобразием всех её структурных элементов. Прежде всего исследователи отмечают резкое понижение активности ориентировочной деятельности, смещение системы потребностей, слабость потребностей более высокого уровня (познавательного) и др. Сниженная активность, моторная недостаточность и чрезмерная опека родителей приводят к нарушениям в овладении предметным действием. В целом, имея сохранные анализаторы, основная масса детей не умеет ими пользоваться. Работы
А. Л. Гамбурга показали, что у большинства детей на скрытый звуковой раздражитель вместо ориентировочной возникает оборонительная реакция, носящая диффузный характер, причём повторные раздражители каждый раз воспринимаются как новые, т. е. адаптация не наступает. Кроме того, отмечается и такая особенность, как «блуждающий тип» поисковых движений глаз и более оперативные и успешные движения глаз в горизонтальном направлении при восприятии зрительной информации (Р. Д. Бабанкова, В. В. Кудряшов). Это свидетельствует о значительном запаздывании развития восприятия по срокам поскольку именно слежение за предметом, который перемещается в горизонтальном направлении, является онтогенетически более ранним по сравнению с вертикальным или другим видом направления (Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., 2003).
В работах, посвящённых изучению особенностей сенсорно-перцептивного развития детей с умеренной умственной отсталостью, отмечается их способность к соотнесению основных цветов спектра, различению основных геометрических форм, дифференциации предметов по величине. Вместе с тем исследователи выявили качественное своеобразие этого процесса у детей с умеренной умственной отсталостью.
Исследования Г. В. Цикото показали способность умственно отсталых детей различать цвета при небольшом количестве предметов (имея перед собой от 2 до 6 предметов двух цветов, дети способны отдифференцировать даже сходные цветовые оттенки). Основные ошибки, заключает автор, связаны с неумением переработать получаемую информацию: глобальное, нерасчленённое восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводят к затруднениям восприятия не только усложненного, но и простого материала. Однако и при выраженной интеллектуальной недостаточности возможна ориентировка. Исследование по формированию у этой категории детей наглядно-конструктивных операций, проведённое А. В. Бабушкиной, доказало возможность принятия помощи детьми в ситуации, когда не предъявляются требования к быстроте и самостоятельности на первых этапах деятельности (Мамайчук И. И., 2001).
Экспериментальное исследование Ж. И. Шиф, посвящённое изучению того, как дети с умственной отсталостью различают цвета и их оттенки, показало, что в тех условиях, в которых нормальные дети объединяют в одну группу только сходные цвета, дети с умственной отсталостью объединяют в одну и ту же группу множество мало сходных оттенков. При узнавании предметов многие дети считали одинаковыми такие предметы, которые фактически были неодинаковыми.
Одной из ярко выраженных особенностей восприятия детей с умственной отсталостью является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, ребёнок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда ребёнку показывают карандаш и спрашивают: «Что это такое?» – он может ответить, что это карандаш и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массового сада охотно расскажет, что это красный, гранёный, толстый, впервые очиненный карандаш. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение детей с умственной отсталостью длительно всматриваться в объект, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент пусть даже ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.
Исследования особенностей представлений о величине предметов, хорошо знакомых детям с умственной отсталостью, показали относительную сформированность этих представлений. Однако в жизненных ситуациях дети оперируют лишь понятиями «большой» и «маленький», любые другие понятия употребляются ими недифференцированно.