Вы здесь

Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо. Глава 2. Леонардо да Винчи: искусство опережения времени (Антон Могучий, 2016)

Глава 2

Леонардо да Винчи: искусство опережения времени

Величайший гений Ренессанса

Факты биографии

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Он был внебрачным сыном простой крестьянки, которая родила его от преуспевающего нотариуса из Флоренции Пьеро да Винчи. Его отец женился на богатой и знатной девушке, но брак оказался бездетным. По этой причине он решил отобрать Леонардо у матери.

С пяти лет мальчик воспитывался в доме деда, также нотариуса, во Флоренции. Но незаконнорожденный ребенок не мог унаследовать дело отца и деда, а потому, когда Леонардо исполнилось четырнадцать лет, его определили учеником в мастерскую скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, где он провел шесть лет, в течение которых раскрылись и расцвели его многочисленные таланты. По его работам было очевидно, что ученик намного превзошел учителя. Уже в возрасте двадцати с небольшим лет он становится выдающимся живописцем и получает множество заказов.

Его слава распространилась широко, и в 1482 году Леонардо получил приглашение перебраться в Милан от правителя города Лодовико Моро Сфорца. Там он становится и придворным художником, и инженером, и архитектром, и гидротехником, а в свободное время углубленно изучает анатомию и астрономию, геометрию и аэродинамику, а также посвящает время изобретательству.

В 1499 году Милан был захвачен французами, Сфорца изгнан, и Леонардо, лишившись покровителя и крова, вынужден был вернуться во Флоренцию, а в последующие годы неоднократно менял города: жил и в Венеции, и снова в Милане, и в Риме, где покровительствующий искусствам папа Лев X назначил ему денежное пособие и позволил разместиться в Ватикане. Но после смерти папы в 1516 году Леонардо лишился финансовой поддержки и ему пришлось перебраться во Францию. Французский король Франциск I предоставил ему возможность поселиться в одном из своих замков и выделил щедрое денежное довольствие. Там, в замке Кло-Люсе в долине Луары Леонардо да Винчи и прожил последние годы своей жизни. Он скончался 2 мая 1519 года.

У Леонардо не было семьи и детей, достоверных сведений о его личной жизни не осталось. У него было множество друзей и учеников. Перед смертью он просил прощения у Бога и людей за то, что очень многое оставил незаконченным. При этом он предвидел, что его работа будет еще очень долго приносить пользу людям. Так оно и произошло.

Важнейшие достижения

В области живописи: всемирно известные шедевры «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», выдающиеся произведения «Мадонна в гроте», «Поклонение волхвов», «Мадонна с цветком», «Портрет музыканта» и многие другие; огромное количество эскизов и рисунков.

В области техники: сотни изобретений, в том числе стальная цепная передача (используемая в велосипедах), механический ткацкий станок, военные боевые машины, шлюз для системы каналов, молотобойная машина, вращающаяся театральная сцена; чертежи летательных аппаратов, парашюта.

В области анатомии: подробнейшие описания и рисунки строения человеческого тела, ставшие основой современной анатомической науки; открытие канонических пропорций человеческого тела.

В области астрономии: до Коперника пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот; предложил использовать систему линз (телескоп) для изучения небесных тел.

В области физики: задолго до Ньютона проводил исследования силы земного притяжения; первым ввел понятие коэффициента трения; высказывал догадки о волновой природе света; вывел траекторию полета пушечных ядер.

В области литературы: более семи тысяч страниц рукописей, содержащих не только научные труды, чертежи, рисунки и всевозможные наблюдения, но и искусствоведческие исследования, философские эссе, басни и притчи. Все рукописи написаны левой рукой справа налево, так, что их можно прочитать лишь в зеркальном отражении. По одним сведениям, Леонардо сделал это, чтобы уберечь свои труды от случайных глаз, по другим такое написание – его особенность.

Основы мировоззрения

Леонардо да Винчи был подлинным человеком Ренессанса – эпохи Возрождения. Он бросал вызов всем средневековым представлениям о мире и человеке, опираясь при этом не на абстрактные философские рассуждения, а лишь на собственный опыт.

Леонардо да Винчи – прежде всего реалист, и это касается как его живописи, так и инженерно-технических, научных изысканий. Практика для него – критерий истины. Он не верил в то, что не подтверждалось непосредственным опытом.

Вместе с тем, он величайший гуманист, потому что главной ценностью считал человека, и именно интерес к человеку был движущей силой всех его изысканий.

Расцвет всех человеческих возможностей, раскрытие огромного интеллектуального и творческого потенциала, неустанный интерес к жизни, миру и человеку – вот что продемонстрировал Леонардо самой своей жизнью и деятельностью.

Практикум

Уроки Леонардо на Винчи

Изучая плоды деятельности и рукописи Леонардо, можно вывести основополагающие принципы его мышления, приведшие к столь величественным достижениям. Вот они:

♦ Без устали задавайся вопросами.

♦ Доверяй собственному опыту.

♦ Совершенствуй органы чувств.

♦ Будь открыт новому.

♦ Соедини в себе ученого и художника.

♦ Стремись к гармонии духа и тела.

♦ Мысли глобально.

Освоив эти принципы поочередно, вы научитесь применять их все одновременно.

Уже с первых практических занятий ваш мозг перейдет в новый режим работы.

♦ Вам начнет открываться широкая картина мира.

♦ Возрастет ваш интерес к тому, как устроен окружающий мир.

♦ Вы начнете задаваться вопросами и получать на них ответы.

♦ Вы увидите скрытые взаимосвязи между предметами и явлениями.

♦ Вы начнете мыслить более интенсивно и продуктивно.

♦ По мере дальнейших занятий вы почувствуете, как возросли ваши возможности буквально во всех сферах деятельности.

♦ Вы будете мыслить широко и свободно, избавившись от всех ограничений мышления, которые прежде не позволяли вам видеть всю истину о происходящем вокруг.

Постепенно вы сможете стать всесторонне развитым человеком с могущественным интеллектом и творческими способностями – настоящим человеком Ренессанса, которому к тому же доступны все достижения и возможности, какие дает XXI век.

Читайте по порядку весь последующий материал этой главы и сразу же, не откладывая, выполняйте все практические упражнения. Обязательно заведите записную книжку (тетрадь, блокнот), она нужна вам и для выполнения упражнений, и для записи всех тех мыслей и идей, которые будут приходить к вам по мере освоения практикума.

Первый принцип

Без устали задавайся вопросами

Леонардо да Винчи с самого детства был очень любознателен и интересовался буквально всем, что видел вокруг. Из его записных книжек известно, что, гуляя по сельским окрестностям, он постоянно задавался вопросами: «Почему гремит гром?», «Почему сначала мы видим молнию, и лишь затем слышим гром?», «Как образуются круги на воде от брошенного камня?», «Почему птица удерживается в воздухе и не падает?», «Почему морские раковины иногда можно найти и на вершине горы?»

Такая любознательность свойственна детям, но Леонардо сохранил ее на протяжении всей своей жизни. Везде и всюду он носил с собой записную книжку, куда записывал все, что его заинтересовало. И, задавшись вопросами, без устали искал на них ответы.

Согласитесь, что многие из нас с возрастом теряют детскую способность удивляться и задаваться вопросами о том, что, как и почему происходит в окружающем нас мире. Мы быстро привыкаем даже к тому, что когда-то казалось чудесным, и воспринимаем как должное все, что видим вокруг себя. Из-за этого разум погружается в сон, теряет свою пытливость. Не задаваясь вопросами, мы не получаем и ответов.

Выполняя следующее упражнение, вы мысленно вернетесь в детство: пробудить в себе детскую любознательность и способность задавать вопросы.

Упражнение

«Детские вопросы»

Вспомните себя в детстве: какие вопросы интересовали вас? О чем вы спрашивали взрослых? Получали ли ответы?

Возьмите тетрадь или записную книжку и запишите несколько таких вопросов – хотя бы пять-шесть. Поразмышляйте над ними в поисках ответов.

Если ответов не будет, подумайте, из каких источников вы можете их получить. С появлением Интернета проблема поиска ответов на любой вопрос отпала, вы можете просто задать свой вопрос поисковой системе.

Но помните, что в Интернете много недостоверных источников, а также далеко не полных, не убедительных ответов. Задайтесь целью найти такие источники, которые полностью вас убедят и дадут вам исчерпывающие ответы.

Если у вас есть дети, дополните список теми вопросами, которые задают они. Можно также поспрашивать друзей и знакомых, какие вопросы задают их дети. Если у вас все же есть трудности с формированием списка вопросов, попробуйте поразмышлять и поискать ответы на следующие вопросы:

• Почему небо голубое?

• Зачем птице перья?

• Почему Земля вращается?

• Почему облака не падают на землю?

• Как спит жираф?

• Почему в неделе семь дней?

• Как дышат рыбы?

• Почему на Земле четыре времени года?

Продолжайте и дальше задавать себе «детские вопросы» и искать на них ответы.

Заметьте: на правильно сформулированный вопрос порой сам собою просится ответ.

Очень часто мы не можем решить даже простейшие житейские проблемы, потому что не даем себе труда поразмышлять: в чем причина этих проблем, как можно их решить наилучшим образом, что мы хотим получить в итоге. Не считайте, что такое размышление – пустая трата времени.

Задавайте самому себе вопросы о том, что вас беспокоит, и вы найдете ответы.

Упражнение

«Что меня беспокоит?»

Подумайте о том, какая проблема, задача, вопрос беспокоит вас в последнее время сильнее всего. Ответьте для себя на несколько вопросов, приведенных ниже, стараясь давать как можно более четкие и исчерпывающие формулировки. Избегайте приблизительных, туманных ответов. Если в голову приходит только ответ «Не знаю», подумайте еще, и еще, и еще раз. Рано или поздно ответ придет, и вы поймете, что знали его всегда.

Вот эти вопросы:

• Почему меня это беспокоит?

• В чем конкретно выражаются мои переживания?

• Когда это началось?

• Как возникла эта проблема?

• Кто создал эту проблему?

• Кому хорошо от того, что эта проблема существует?

• Кому плохо от того, что эта проблема существует?

• Что будет, если проблему не решать?

• Что будет, если проблему решить?

• С кем еще такое случается?

• Что другие люди делают для решения этой проблемы?

• Кто должен решить мою проблему?

• Что должно произойти, чтобы я перестал беспокоиться об этом?

• Что нужно сделать, чтобы решить проблему?

Сделайте вывод: к чему вы пришли в результате размышлений? Если поняли, как решить проблему, – делайте это безотлагательно.


Способность задавать вопросы тесно связана с наблюдательностью. Если вы не смотрите по сторонам и не интересуетесь окружающим миром, у вас и вопросов не возникнет. А значит, ваш интеллект будет спать, и вы никогда не откроете для себя ничего нового. А тот, кто не открывает нового, тот не способен ничего достичь, не развивается, а значит, деградирует.

Хотите успеха в любой области – интересуйтесь миром, наблюдайте, задавайте вопросы и ищите ответы.

Упражнение

«Наблюдения»

Выделите от десяти минут до получаса в день, чтобы уделить их наблюдениям.

Выполнять это упражнение можно в любом месте. Но только сначала обязательно определите тему, по которой вы будете вести свои наблюдения.

Например: сегодня вы можете наблюдать за тем, как одеты люди, завтра – за тем, как они разговаривают и общаются, послезавтра – за тем, какие марки машин проезжают по улице, на следующий день – как выглядят деревья, кустарники и цветы, и т. д.

Если вы находитесь в помещении, где нет людей, можете задаться целью замечать, сколько вокруг вас предметов зеленого или любого другого цвета; в каком порядке расположены книги на полке; что вокруг вас вам нравится, а что – нет, как падает свет от лампы, как движется секундная стрелка часов, и т. д.

Запишите все ваши наблюдения.


Обязательно пробудите в себе любопытство! Вспомните, как многое интересовало вас в детстве. А ведь сейчас вокруг вас происходит не меньше интересного. Подумайте о том, что вам было бы интересно узнать, и отправьтесь туда, где можно найти ответы.

Упражнение

«Любопытство»

Решите, что вам хотелось бы увидеть, о чем узнать. Сформулируйте вопросы, на которые вам хотелось бы получить ответ, например:

• Интересно, как выглядит пруд на закате солнца?

• Как украшены балконы в центре города?

• Что за новые здания построили в соседнем квартале?

• Кто работает в фирме на соседней улице?

• Как благоустроили соседний двор?

• Как выглядит отремонтированный фасад старого дома?

• Какие фильмы идут в кинотеатрах?

• Какой формы листья у деревьев возле дома?

• Чьи следы можно увидеть на снегу?

• Что интересного происходит в городе?

• Какие книги сейчас пользуются самой большой популярностью?

• Как приготовить незнакомое блюдо?

• Чем торгуют на рынке (или в магазине, где вы раньше не были)?

• Какие хобби у людей сейчас в моде?

Пробудите свое любопытство и начинайте интересоваться буквально всем. Найдите возможность удовлетворять это любопытство, узнавать то, что вам интересно узнать, и записывать свои впечатления.

Второй принцип

Доверяй собственному опыту

Леонардо да Винчи был прежде всего практиком. Он не верил абстрактным теориям, если их невозможно было проверить на практике, а доверял лишь тому, что можно увидеть собственными глазами, проверить на своем опыте.

Так, увидев ракушки на вершине горы, он усомнился в господствовавшей в те времена теории, согласно которой мир не менялся со времен своего сотворения. Он задался вопросом: а что если там, где сейчас горы, раньше были океаны? В дальнейшем его догадки подтвердились: на основе фактов Леонардо пришел к выводу, что очертания суши и океанов менялись с течением времени.

Быть практиком для него означало учиться непосредственно у природы, а не у тех учителей и ученых, которые лишь каждый на свой лад истолковывают природные явления.

Задумайтесь: часто ли вы верите авторитетам, даже не задумываясь, на основе чего они делают свои выводы? Принимаете ли вы как должное общепринятые истины, хотя не проверили их собственным опытом?

Чем больше мы доверяем тому, чего сами не познали на практике, тем дальше мы и от подлинного познания мира, и от самих себя. Интеллект спит, когда ему подсовывают готовые истины. Слепая вера, полученная помимо личного опыта, является серьезным ограничивающим фактором для нашего мышления.

Собственный опыт очень важен для нас, потому что он позволяет лучше узнать и себя самого, и окружающий мир. Только благодаря опыту вы можете понять, что вы любите, а что нет, что вам подходит, а что противопоказано – из занятий, пищи, книг, одежды, и вообще чего угодно.

Если мы игнорируем собственный опыт, то неминуемо оказываемся в плену чужих мнений, навязанных установок и представлений о жизни. Собственный опыт помогает нам мыслить самостоятельно, независимо.

Упражнение

«Что я люблю»

Возьмите записную книжку и напишите в ней: «Я люблю:…» и далее перечислите как минимум десять вещей, занятий, продуктов питания, которые знакомы вам по собственному опыту, и о которых благодаря этому опыту можете сказать, что вы их любите.

Затем перечислите как минимум десять вещей, которые вы не любите – но только в том случае, если вы и их испытали на своем опыте.

Не пишите «Я люблю» или «Я не люблю» о том, с чем вы сами не сталкивались, а знаете только со слов других людей или из книг, фильмов.


Задумайтесь, с чем вы встречаетесь в вашей жизни чаще – с тем, что любите, или с тем, что не любите? Наверняка вы можете увеличить в своей жизни количество вещей и занятий, которые вы любите. Подумайте, как сделать это, а также как сократить количество всего, что вы не любите. Сделав это, вы будете получать более позитивный жизненный опыт изо дня в день.


Вы скажете, что невозможно все испытать на личном опыте. К тому же он не всегда дает достоверный результат: так, личный опыт подсказывает, что Солнце движется вокруг Земли, а не наоборот, во что люди и верили многие века. Конечно, нам приходится доверять и современной науке, и выводам признанных авторитетов в том, что касается таких глобальных вопросов мироустройства.

Но сейчас мы будем вести речь не о них, а лишь о том, что касается лично нас и нашей жизни. Это, к примеру, система убеждений, которыми вы руководствуетесь ежедневно. Вы, может быть, считаете, что это лично ваши убеждения, но проистекают ли они из вашего опыта – или просто навязаны кем-то, или взяты из книг, или из чужого опыта в готовом виде?

В таком случае пора проверить: соответствуют ли эти убеждения вашему опыту, вашим собственным чувствам, и работают ли они на вас.

Например, вы с детства убеждены, что просыпать соль – к несчастью. Почему? Вам кто-то внушил это? Или вы не раз на своем опыте сталкивались с несчастьями, происходящими по причине просыпанной соли? Наверняка ведь нет. Опыт может демонстрировать, что ничего страшного в результате не происходит. Но вы делаете выводы не из опыта, а из въевшегося в сознание ничем не подтвержденного убеждения. Но какой смысл продолжать жить с ним? Какой смысл бояться того, что не сулит никакой опасности?

Это лишь самый простой пример. А ведь у каждого человека множество подобных, не подтвержденных опытом убеждений во всех сферах жизни – и влияние их далеко не безобидно.

Чтобы снять эти ограничения с собственного разума, надо прежде всего осознать у себя наличие таких убеждений, а затем проверить их, пропустив через собственные чувства и поразмышляв, действительно ли эти убеждения соответствуют истине.

Упражнение

«Мои убеждения»

В этом упражнении вам нужно, не задумываясь, записать все, что вы думаете о себе, о других людях и о мире. Для этого возьмите свою записную книжку и продолжите в ней фразы:

• О себе я думаю, что я… (напишите несколько определений – какой вы).

• Другие люди чаще всего… (напишите, какие они и как себя ведут).

• Я думаю о мире, что это место, где преобладает… (напишите то, что первым придет в голову).


Перечитайте и попробуйте понять, почему вы ответили именно так, а не иначе. Ваши ответы подтверждены вашим личным опытом? Вспомните ситуации из вашего личного опыта, которые подтверждают это.

Например, вы написали о себе, что вы нерешительный человек. Вы сделали этот вывод на основе своего опыта, или потому, что вам кто-то это сказал? Если вы в самом деле проявляли нерешительность – значит ли это, что в вашей жизни не было случаев, когда вы были решительны? Вы наверняка можете вспомнить такие случаи, и в результате подвергнуть сомнению убеждение в своей нерешительности. Личный опыт может подтвердить вам, что вы гораздо более сложный и разносторонний человек, чем привыкли себя считать.

Если вы считаете, что вы сильный человек – вспомните свой опыт, когда вы были слабым. Не надо бояться этого опыта и прятаться от него. Любой опыт нужно принять – и стать сильнее благодаря ему.

Если вы считаете, что мир – место, где преобладают ограничения и нет свободы, вспомните свой опыт, когда вы чувствовали себя свободным.

Таким образом вы можете подвергнуть сомнению все свои убеждения, проверить их опытом, и ваша картина мира станет гораздо шире и многограннее.

Без привычки проверять все собственным опытом мы легко становимся жертвами внушений, навязываемых убеждений и представлений. Например, поддавшись рекламным уловкам, покупаем то, что нам не нужно. В рекламных роликах нам показывают счастливых людей, которые стали счастливыми благодаря тому или иному приобретению. Нам кажется, что, последовав их примеру, мы станем такими же, как они. Но ведь достаточно обратиться к собственным чувствам, чтобы понять, что реклама лукавит.

Нам даже не обязательно повторять опыт героев рекламы наяву – мы можем в своем воображении применить данный опыт к себе. Этого будет достаточно, чтобы понять: даже приобретя рекламируемую вещь, мы вряд ли станем такими, как герои рекламы. Потому что наш личный опыт может сильно отличаться от того опыта, который нам демонстрируют, и который пытаются представить нашим, хотя он чужой.

Пропустить какие-то истины и убеждения через свои чувства – получить личный опыт. И даже не обязательно в реальности проживать ситуации. Просто представьте, что вы уже в этой ситуации – и поймете, что вы будете чувствовать.

Упражнение

«Что говорят чувства»

Вспомните, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы поддались на какую-то рекламу и купили то, что вам не понадобилось или даже разочаровало. Почему это произошло? Вам захотелось

получить опыт обладания этой вещью, который вам был преподнесен как самый прекрасный? Почему вы поверили в то, что этот чужой опыт будет прекрасен и для вас? Может быть, потому, что не представили заранее, что и как вы будете ощущать, приобретя эту вещь?

Вспомните какую-нибудь рекламу, которая вам показалась яркой и привлекательной. Представьте себя на месте человека, который уже приобрел то, что там рекламируется. Вообразите, что прямо сейчас вы уже обладаете этим. Что вы при этом чувствуете? Счастливы ли так же, как герои рекламы? Ваша жизнь стала такой, как у них? Вас переполняет радость? Или появились лишь новые переживания и беспокойства?

Вообразите себя обладателем этой вещи как можно явственнее и прислушайтесь к голосу ваших чувств. Ваши чувства – это и есть отражение вашего личного опыта, а не навязанного.

Если вам предлагают что-то купить, куда-то поехать, или что-то сделать, уверяя, как это «классно, прекрасно, клево, отлично», не спешите сразу соглашаться. Сначала спросите себя: «Хорошо ли это именно для меня? Не для кого-то, не вообще, а конкретно для меня? Сделает ли это меня счастливее? Изменит ли мою жизнь к лучшему?»

Так вы проверите любое предложение именно своим опытом и сделаете верные выводы.

Третий принцип

Совершенствуй органы чувств

Мы уже знаем: получить личный опыт – это значит пропустить что-либо через свои чувства. Для реалиста и практика, такого как Леонардо да Винчи, понять что-то – значит, почувствовать.

Другого критерия истины, кроме как опыт собственных чувств, не существует.

Но для того, чтобы наши органы чувств как можно точнее отражали действительность, их нужно совершенствовать. Именно органы чувств поставляют мозгу информацию об окружающем мире. От того, что мы видим, слышим, чувствуем, зависит и то, как мы мыслим, и то, насколько полной и объективной предстает перед нами картина мира.

Известно, что Леонардо обладал необыкновенно острым зрением, и не только потому, что был наделен таким от природы, но и потому, что непрестанно совершенствовал его. В итоге, наблюдая за птицами в полете, он сумел в мельчайших подробностях зарисовать все их движения, невидимые обычному человеческому глазу. Лишь с появлением замедленной киносъемки удалось выяснить, что эти рисунки необыкновенно точны. Безусловно, гениальным живописцем Леонардо стал в немалой степени благодаря такой остроте зрения, умению подмечать самые мелкие детали. Именно зрение он ценил выше всех других чувств.

Говоря об остроте зрения, мы имеем в виду не отсутствие близорукости и прочих болезней глаз, а именно о способности все замечать, схватывать зримые образы окружающего мира во всех деталях и подробностях. В этом смысле развивать остроту зрения может даже тот, кто нуждается в сильных очках и контактных линзах.

Развивать зрение можно в любом возрасте! Но самое интересное, что, научившись внимательности по отношению к зрительным образам, тренируясь подмечать детали, можно существенно поправить нарушенное зрение. Следующее упражнение поможет вам в этом. Важно выполнять его ежедневно по несколько раз в день – это не отнимет у вас много времени.

Упражнение

«Близко – далеко»

Закройте глаза, сосчитайте до пяти, откройте их и остановите взгляд на ближайшем к вам предмете, который заметите первым.

Внимательно, не отрывая глаз, рассматривайте его в течение нескольких секунд, стараясь замечать и запоминать все подробности.

Затем переведите взгляд на какую-то отдаленную точку, например, за окно или на противоположную стену.

Разглядывайте то, что там увидите, в течение нескольких секунд. Затем опять переведите взгляд на любой близлежащий предмет и изучите его при помощи зрения.

Леонардо да Винчи не раз замечал, как многие люди вроде бы и смотрят, но не видят.

Смотреть и видеть – не одно и то же.

И дело здесь не в дефектах зрения. Многие люди с прекрасным зрением настолько невнимательны к окружающему миру, что словно не замечают его: видят, но не обращают внимания на то, что находится вокруг них. Уметь не только смотреть, но и видеть – это значит быть внимательным, сосредоточенным, концентрироваться на том, что вы видите, а не просто охватывать беглым невнимательным взглядом.

Подумайте о чем-то, что вы видите каждый день – собственный дом, дорогу на работу, пейзаж за окном. Можете ли вы вспомнить все это во всех мелочах, деталях и подробностях? Если нет – вам надо учиться не только смотреть, но и видеть.

Упражнение

«Смотреть и видеть»

Задайтесь целью внимательно рассмотреть то, что вы и так видите каждый день, и, казалось бы, должны хорошо знать. Например, фасад собственного дома.

Уделите время тому, чтобы внимательно его рассмотреть и найти хотя бы десять деталей, на которые вы раньше не обращали внимания. Это могут быть и какие-то элементы отделки, и трещины, и оттенки цвета, и что-то расположенное на крыше, и т. д.

Кроме того, чтобы развивать остроту зрения, очень полезно наблюдать природные пейзажи и такие явления, как, например, закаты и рассветы, шторм на море, движение облаков по небу. И, конечно, на пользу вашему зрению пойдет посещение музеев, внимательное разглядывание картин и репродукций.

Леонардо да Винчи уделял внимание не только зрению, но и слуху. Один из его малоизвестных талантов состоит в том, что он был прекрасным музыкантом. Конечно, музыкой он занимался гораздо меньше, чем живописью, наукой и изобретательством, но, тем не менее, по свидетельствам современников, великолепно играл на множестве музыкальных инструментов и пел. У него был превосходный музыкальный слух.

Слух, в том числе и музыкальный, поддается развитию. А развивать его необходимо, ведь чем тоньше наш слух, тем больше информации мы получаем о мире, тем глубже и интенсивнее работает наш мозг.

Упражнение

«Услышать всё»

Закройте глаза и прислушайтесь к тому что вы слышите вокруг себя. Сначала отметьте самые заметные, громкие звуки, те, что первыми привлекают внимание: например, шум машин, чьи-то голоса, звук работающего компьютера, и т. д. Мысленно назовите про себя эти звуки.

Затем начинайте прислушиваться к другим, менее заметным звукам, которые можно различить за этим первым, громким слоем. Это может быть тиканье часов, шорох листьев, шум ветра, отдаленные голоса. Назовите про себя как можно больше услышанных вами звуков.

Затем начинайте прислушиваться к еще более тихим звукам – например, звуку собственного дыхания, тихим шорохам, поскрипыванию половиц, и т. д. Отметьте про себя и такие звуки.


Чтобы развить слух, почаще слушайте музыку, желательно хорошую, лучше всего – классику.

Прочие чувства, такие как вкус, запах, осязание – тоже важные источники информации о мире и необходимые нашему мозгу стимулы. Все мы ежедневно что-то осязаем, обоняем, пробуем на вкус, но достаточно ли мы внимательны к этим чувствам? Так же как люди подчас смотрят, но не видят, они привыкли многое делать автоматически, а потому не чувствуют в полной мере то, к чему прикасаются, не ощущают вкуса пищи и не отдают себе отчета в запахах. Эту ошибку легко исправить, если более внимательно и осознанно отнестись ко всем своим чувствам.

Упражнение

«Ощущения дня»

Задайтесь целью в течение если не целого дня, то хотя бы нескольких часов – например, с утра, – замечать, что вы ощущаете, обоняете и воспринимаете на вкус.

Проснувшись, обратите внимание на ощущения тела. Как чувствуется прикосновение к той поверхности, на которой вы лежите? Вставая, замечайте ощущения в мышцах. Прикоснитесь к любой поверхности, сосредоточившись на ощущении прикосновения. Вдохните и выдохните, замечая, как воздух проходит по дыхательным путям. Прочувствуйте прикосновение к каждой вещи, до которой будете дотрагиваться.

Во время завтрака полностью сосредоточьтесь на вкусе еды и старайтесь ощутить все его нюансы.

Выйдя на улицу, вдохните полной грудью и старайтесь различить все оттенки запахов.

Вы почти сразу заметите, насколько более ярким и насыщенным станет ваше восприятие мира.


Очень важно тренировать не только органы чувств по отдельности, но и развивать их способность работать в совокупности, сливаться, формируя всестороннюю и полную картину мира.

Великие умы человечества умеют мыслить разносторонне благодаря тому, что их восприятие не ограничено каким-то одним наиболее развитым органом чувств, а является целостным, полным, гармоничным.

К такому восприятию можно прийти, если мы постоянно будем тренировать способность воспринимать окружающее сразу всеми органами чувств.

Упражнение

«Взаимодействие чувств»

Это упражнение лучше всего выполнять где-нибудь на природе – хотя бы во время получасовой прогулки по ближайшему скверу. Настройтесь на созерцательный лад – отвлекитесь от своих мыслей и проблем и полностью сосредоточьтесь на том, что вы видите, слышите, ощущаете.

Сначала внимательно осмотритесь по сторонам, отметьте все, что вы видите. Затем прислушайтесь и отметьте все звуки, какие удастся услышать. Затем вдохните, принюхайтесь – есть ли какие-то запахи или их оттенки? А какой воздух на вкус, как вам кажется?

Затем постарайтесь одновременно и видеть, и слышать, и ощущать. Перед вами предстанет разносторонний образ окружающего пространства, и, возможно, вы по-другому станете воспринимать даже хорошо знакомое вам место.

Придя домой, откройте тетрадь и опишите все, что вы видели, слышали, чувствовали. Затем закройте глаза и попробуйте воспроизвести все ощущения по памяти. Представьте, что вы снова оказались там и ощущаете все то же самое. Удается ли вспомнить все, что вы видели, слышали, ощущали? Насколько яркими, явственными получились эти образы?

Выполняйте подобное упражнение при каждом удобном случае – везде, где есть возможность ненадолго предаться созерцанию.

Четвертый принцип

Будь открыт новому

Наши интеллектуальные способности очень часто бывают ограничены привычкой ума цепляться за старое и хорошо известное. Обычно люди боятся перемен, опасаются неопределенности, не доверяют чему-то новому и непривычному. Но гении потому и гении, что не опасаются ступать на неизведанные тропы. В итоге то, что вчера еще казалось фантастикой – сегодня становится реальностью.

А что бы было, если бы гениальные ученые и изобретатели, давшие миру радиосвязь, космические корабли, телефонию и компьютерные технологии, побоялись бы взяться за дело, сказав себе: «Да нет, это все мои пустые фантазии, это нереально»? Наверное, мы бы до сих пор жили в каменном веке.

Гений не боится первым заглянуть туда, куда еще никто не заглядывал, он не боится высказывать самые смелые догадки и предположения, даже если большинство людей не готовы принять это и способны лишь осмеять того, кто заглянул дальше их.

Представьте себе, какой широтой мысли и смелостью должен был обладать Леонардо да Винчи, чтобы на рубеже XV и XVI веков делать чертежи летательных аппаратов, создавая прообраз современного вертолета, и боевых машин – прообраз современного танка! Множество других его открытий также намного опередили свое время. Он никогда бы не сделал такого, если бы боялся новизны, если бы его страшили перемены и неопределенность, если бы он зависел от традиций и привычек людей, которые были уверены, что это все фантазии, такого не бывает.


В первую очередь нам надо перестать бояться всего нового, непонятного и неопределенного!

Упражнение

«Превращаем неопределенность в возможности»

Вспомните себя в ситуации неопределенности, перемен. Как вы себя чувствовали? Было ли у вас ощущение дискомфорта, неуверенности? С чем это было связано? Вы сожалели о потере былой стабильности, например, потеряв привычные источники дохода? Вам хотелось бы вернуться назад, в прежние покой и комфорт? Вы переживали, расстраивались из-за этого?

Возможно, вы с честью вышли из ситуации неопределенности, обрели новые возможности. Но вы могли бы сделать это легче, без напряжения и переживаний, если бы больше верили в себя и в то, что вам по силам данная задача. Вы могли бы даже принять происходящее с радостью, если бы сказали себе: «Ну что ж, прекрасно – прежний период жизни закончился, впереди ждет что-то новое – интересно, что это?» Благодаря такому настрою вы могли бы найти гораздо больше возможностей, извлечь настоящую выгоду из перемен.

Представьте, что вы снова оказались в той ситуации неопределенности, но уже с таким, позитивным настроем, с верой в себя и лучшее будущее. Если у вас прямо сейчас ситуация неопределенности – повторяйте себе приведенные выше или подобные слова.

А затем представьте, что вы купаетесь в море при небольшом волнении. Вы катаетесь на волнах, которые то приближают вас к берегу, то откатывают назад. Вы в зоне прибоя – а значит, в зоне максимальной нестабильности. Но вы можете чувствовать себя там стабильно и уверенно, если уловите ритм движения волн и впишетесь в него.

При каждой неопределенной ситуации представляйте, что вы уверенно вписываетесь в волну и чувствуете себя спокойно и комфортно, точно зная, что «зона прибоя» дает не только нестабильность, но и новые возможности.


Только тот умеете по-настоящему мечтать и осуществлять свои мечты, кто не боится новизны. Если вы сами подрезаете крылья своим мечтам и целям, говоря: «Да нет, все равно ничего не получится», – то и действительно не получится. Представьте себе, что все ваши мечты и планы осуществимы, и у вас есть все силы и возможности, чтобы их осуществить.

Вера в себя и бесстрашие – непременные черты любого гения. И мы с вами тоже можем учиться у гениев этому.

Упражнение

«Самые смелые мечты»

Возьмите тетрадь, ручку и запишите все самые смелые мечты, которые появлялись у вас в течение жизни, с самого детства. Отметьте те, которые исполнились. Просмотрите те, которые не исполнились, и задумайтесь, почему. Может быть, вы обрезали крылья своей мечте, говоря: «Это невозможно?». Может, вы боялись ступить на непроторенную дорогу? Опасались насмешек, непонимания?

Вспомните тех гениев, которых тоже не понимали, над которыми насмехались, но они все равно упорно шли к цели и побеждали. Берите с ним пример – с них, а не с тех неудачников, которые боятся своей мечты и стремятся лишь к тому, чтобы ничего не менять.

Представьте, что ваши самые смелые мечты осуществились. Нарисуйте в воображении самую яркую картину, где вы наслаждаетесь триумфом.

Затем еще раз перечитайте ваш список, и подумайте, нельзя ли какую-то неосуществленную мечту хотя бы частично осуществить сейчас. Начните планировать и делать это.


Помните о том, что у каждого человека, и у вас в том числе, есть такое качество как интуиция. Она является одним из естественных проявлений работы мозга. На уровне сознания наш мозг обрабатывает гораздо меньше информации, чем подсознание. Можно сказать, что подсознание знает гораздо больше, чем сознательный разум. Проблески интуиции – это и есть знание, которое пытается донести до нас подсознание. Но большинство людей не очень-то обращают внимание на эти проблески. А зря!

Если вы беспокоитесь, боитесь перемен, тревожитесь, когда предстоит испытать или предпринять что-то новое – прислушайтесь к голосу интуиции. Он всегда подскажет, как действовать, а главное – успокоит вас.

Мы тревожимся от незнания, но тревога утихает, когда мы вспоминаем, что подсознанию известно все наперед, и оно всегда готово поделиться с нами знанием посредством голоса интуиции.

Упражнение

«Услышьте голос интуиции»

Подумайте о том, в какой обстановке вам лучше всего думается, когда приходят лучшие мысли, когда вы лучше всего усваиваете новые знания и находите ответы на вопросы. У большинства людей это происходит в состоянии покоя, расслабленности, душевного равновесия.

Такому состоянию могут способствовать неторопливые прогулки, физические упражнения, ароматические ванны, прослушивание хорошей музыки, созерцание природы, или просто отдых в удобном кресле. Решите, что из этого вам подходит больше, и регулярно практикуйте!

Когда мы встревожены и чего-то боимся, нам трудно принимать верные решения, ведь для этого надо сначала расслабиться. А когда мы расслаблены и вообще ничего не ждем, нужные решения, ответы, идеи, мысли приходят сами собой.

Если вам нужны подсказки интуиции, то, прежде чем отправиться на прогулку или принять ванну, сформулируйте для себя вопрос, ответ на который вам нужен. Можно также формулировать задачу, например: «Мне нужно составить план статьи», «Мне нужно оформить интерьер квартиры», «Мне нужно наилучшим образом спланировать отпуск», и т. д. Затем спокойно занимайтесь тем, что вас расслабляет и успокаивает, отпустив все мысли.

Ни о чем не думайте, просто получайте удовольствие, а нужные мысли придут сами, иногда сразу, иногда чуть позже, но именно тогда, когда вы будете просто расслабляться, получать удовольствие и ничего не ждать.

Пятый принцип

Соедини в себе ученого и художника

Леонардо да Винчи гениально совмещал в себе таланты ученого и художника. А ведь обычно принято считать, что человек может заниматься либо художественным творчеством, либо наукой. Потому что за творческое постижение мира отвечает правое полушарие головного мозга, а за логическое, научное восприятие – левое полушарие, и очень редко у кого они развиты равномерно. Обычно преобладает что-то одно – либо научный, либо художественный склад.

И все же, если задаться такой целью, мы можем привести к гармонии работу наших полушарий, чтобы с одинаковой успешностью решать и художественные, и научные задачи. К тому же, как известно, все лучшие открытия делаются на стыке разных дисциплин, в том числе и на стыке научного и художественного мышления.

Ученому только пойдет на пользу, если он будет немного художником, а человеку искусства не помешает толика научного, логического мышления.

Да и всем остальным людям, не художникам и не ученым, гармоничное развитие обоих полушарий очень поможет в решении как профессиональных, так и обычных житейских проблем.

Упражнение

«Определение доминирующего полушария»

Выполните подряд следующие два действия:

1. Сомкните руки в замок, сплетя пальцы. Обратите внимание, какой из больших пальцев оказался сверху – левый или правый. Запомните или запишите результат.

2. Возьмите ручку и направьте ее кончик на какую-то определенную точку, как бы прицеливаясь – например, на книгу, стоящую на книжной полке, на цветок в вазе, и т. д. Зажмурьте правый глаз и проследите, как сместился кончик ручки. Затем откройте правый глаз и зажмурьте левый. Снова проследите, как смещается кончик ручки относительно предмета, на который вы его нацеливали. Когда он сместился больше – при закрытом правом или левом глазе? Запомните или запишите результат.

Если оба ответа – «левый», у вас преобладает деятельность правого полушария, если оба ответа – «правый», то преобладает деятельность левого полушария. Если же в одном случае вы ответили «левый», а в другом – «правый», есть основания полагать, что ваши полушария развиты равномерно.


Правое полушарие головного мозга управляет деятельностью левой половины тела, и наоборот – левое полушарие управляет правой половиной тела.


Существует и обратная связь: тренируя и совершенствуя свое тело, мы помогаем мозгу работать более слаженно и гармонично.


Следующее упражнение – очень простое, но оно поможет вам активировать как логику, так и интуицию, как творческое воображение, так и аналитический ум, и привести все эти способности в равновесие.

Упражнение

«Гармония двух полушарий»

Встаньте прямо и вытяните руки в стороны, ладонями вверх. Пальцы расслаблены, чуть согнуты. Представьте, что на правой ладони вы держите все, что относится к творчеству: это ваше воображение, интуиция, образное мышление, эмоции.

На левой ладони вы держите все то, что относится к научному мышлению: это логика, аналитический ум, здравый смысл. Медленно начинайте поднимать руки через стороны вверх.

Не спеша сомкните ладони над головой, плотно прижав друг к другу. Руки чуть согните в локтях. Ваша голова оказалась в замкнутом контуре, словно внутри купола, вершина которого – это ваши сомкнутые ладони, направленные пальцами вверх. Представьте, что внутри этого купола ваши творческие и аналитические способности слились воедино, создав единое целое. Это пространство вашего разума, который приведен к гармонии, равновесию. Вы можете в равной степени использовать как логику, так и интуицию, как творческое, так и аналитическое начало.

Постойте некоторое время в этой позе, затем опустите руки вниз и расслабьтесь.

Выполнять это упражнение можно в любое время, а особенно тогда, когда вам нужно успокоиться, расслабиться, отдохнуть, и настроить ваши полушария на слаженную работу.

Чтобы развивать левое полушарие, очень полезно решать всевозможные головоломки и математические задачи, а также изучать иностранные языки и разгадывать кроссворды. Помощь в развитии правого полушария помогут картинки-головоломки из серии «Найди как можно больше различий», поиск ассоциаций, которые вызывают разные вещи и предметы, образное и графическое выражение своих мыслей – попросту рисование картинок, даже если у вас нет таланта художника. Не пренебрегайте такими способами развития мышления, делайте это ежедневно!

И заметьте: левое полушарие отвечает за логическое мышление, ему ближе все стандартное, традиционное, тогда как правое полушарие отвечает за интуицию и нестандартный, творческий подход к делу. Чтобы достичь успеха, мы должны умело сочетать оба подхода: опираться на то, что нам уже известно, на логику и анализ, и идти дальше, к новому, неизученному, нестандартному. Вы можете применить этот двуединый подход абсолютно к любой задаче, какие вам приходится решать ежедневно. Как – подскажет следующее упражнение.

Упражнение

«Комплексный подход к решению задачи»

Запишите на бумаге ту задачу, которую вам необходимо решить, пусть даже самую простую. Например, вам нужно отремонтировать кухню. Включите логический ум, отбросьте эмоции, и запишите все то, что вы знаете о решении этой

задачи – только факты: сколько нужно краски, сколько обоев, в каком магазине лучше покупать, с чего начинать ремонт. Это работа левого полушария. Пишите только то, в чем вы уверены.

Закончив с этим, позвольте себе выразить все эмоции и сомнения. Так вы включите в работу правое полушарие. Запишите все, чему вы рады и чего опасаетесь, в чем не уверены. Запишите все те действия, которые диктуют вам эмоции: например, что надо поспешить с покупкой материалов, пока все не подорожало, что работу нельзя доверять лишь бы кому, нужно бы найти рабочих с хорошими рекомендациями, и т. д.

Затем снова включите логический ум и оцените ситуацию с точки зрения критика, или даже скептика: разумны ли ваши затеи, оправданы ли будут затраты, действительно ли кухня станет лучше после ремонта, не нарушите ли вы ее привычную атмосферу, не сделаете ли что-то, о чем можете потом пожалеть? Снова запишите все выводы, к каким придете.

Теперь вновь можно дать волю правому полушарию и подключить воображение, а также творческое, нестандартное мышление. Не слишком ли скучно и обыденно то, что вы задумали? А что если сделать нечто совершенно необычное? Преобразить облик кухни радикальным образом? Поменять цветовую гамму на прямо противоположную, прибегнуть к непривычной стилистике, приобрести мебель, которой вы никогда не пользовались, и т. д.?

Записывайте все, что только придет в голову, пусть это будут даже совершенно сумасбродные идеи – кто знает, может, вы и в них найдете рациональное зерно, ну а совсем неприемлемое всегда можно отбросить.

Затем внимательно перечитайте все написанное. Выпишите все то ценное, что найдете в этих записях. Решите, что из этого вы реально хотите осуществить. Не отбрасывайте ни доводы левого, ни правого полушария, если они вам нравятся и кажутся пригодными для практической реализации. Составьте план и решите, каким образом приступать к осуществлению задуманного.

Шестой принцип

Стремись к гармонии духа и тела

Знаете ли вы, что Леонардо да Винчи обладал гармоничным телосложением и был прекрасно развит физически? По свидетельствам очевидцев, он умел гнуть подковы и на скаку останавливать лошадей, к тому же был очень ловким, подвижным, проворным. Это не вполне соответствует нашему представлению о людях интеллектуального труда, не так ли? В наше время большинство из тех, кто трудится умственно, ведут сидячий образ жизни, и далеко не все из них хотя бы изредка посещают спортзал или бассейн!

А ведь ум и тело существуют не по отдельности друг от друга, они тесно взаимосвязаны. Может быть, вы замечали, что после физической нагрузки или даже обычной прогулки и думается лучше, и сложные задачи решаются легче, и творческая работа идет активнее.

Обязательно найдите подходящий для себя комплекс физических упражнений, который необходимо выполнять ежедневно!

Это не значит, что надо изо всех сил качать мышцы или еще как-то перегружать себя физически. Во всем нужна гармония! Перекос в сторону физического развития в ущерб умственному тоже ничего хорошего в себе не несет. А вот стремиться обладать совершенным телом как вместилищем совершенного разума необходимо каждому, кто хочет хоть в чем-то преуспеть.

Наш мир устроен так, что без участия тела мы не можем сделать абсолютно ничего. Не только физический труд требует работы рук – художник и писатель тоже творят свои произведения не иначе, как с помощью рук, включая в работу тело. Наши чувства, без которых мы не можем получить никакого опыта, тоже являются функцией тела. Если наше тело не включено во все, что мы делаем, мы просто бессильны преуспеть. А ведь множество людей не придают значения телу, как будто даже не ощущают его, не осознают своих движений, выполняя их автоматически.


Такое нарушение связи между разумом и телом приводит к тому, что мы теряем связь с реальностью. Ведь именно тело связывает нас с земной, материальной реальностью!


И если такой связи нет, мы просто не можем здраво оценить, реалистичны ли наши цели, мечты и планы. Мы не можем принять верное решение ни по одному вопросу. Мы терпим неудачи просто потому, что не чувствуем, верным ли путем движемся к цели. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо восстанавливать связь разума и тела!

Для этого надо прежде всего осознанно отнестись к своему телу, прочувствовать его, перестать обращаться с ним как с бездушным механизмом.

Упражнение

«Знакомство с телом»

Сядьте или лягте в удобную позу расслабьтесь. Направьте внимание внутрь своего тела, и медленно, не спеша мысленно обследуйте его. Комфортно ли вам? Нет ли где-то напряжения или чувства тяжести? Направьте внимание на напряженные области и позвольте им расслабиться. Слегка пошевелите руками, ногами с полной концентрацией внимания на движении.

Что вы ощущаете? Нравится ли вам чувство движения? Что еще ощущает ваше тело – тепло, прохладу, прикосновение одежды, ощущение поверхности, на которой вы сидите или лежите? Постарайтесь обнаружить как можно больше всего, что чувствует тело.

Затем подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Но только «отключите» критический взгляд – смотрите на себя не для того, чтобы найти недостатки и поругать себя за них, а для того, чтобы познакомиться со своим телом так, как будто это ваш друг, которого вы хотите узнать получше.

Обратите внимание, прямо ли вы стоите, ровно ли держите плечи, не сутулитесь ли. Выпрямите спину, голову поставьте ровно, проконтролируйте в зеркале, чтобы у вас была правильная осанка. Вы увидите, что стали выглядеть гораздо лучше.


Для здоровья нам крайне необходима не только правильная осанка, но еще и освобождение от излишних зажимов, напряжения мышц. Многие люди не обращают внимания на то, что их мышцы хронически напряжены, а потом удивляются, почему быстро устают, не только физически, но и умственно.

Конец ознакомительного фрагмента.