Вы здесь

Разведывательно-диверсионная группа. «Док». Часть вторая. Мишкины «университеты»… (А. А. Негривода, 2009)

Часть вторая

Мишкины «университеты»…

Небольшая историческая справка из Большой советской энциклопедии…

…Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова (ВМедА) – старейшая среди военных академий и медицинских вузов нашей страны. История ее возникновения относится к первой трети XVIII века…

По Указу императора Петра I в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне для оказания медицинской помощи «служивым людям» в 1715 году были учреждены Военно-сухопутный и Адмиралтейский госпитали, а тремя годами позже и Адмиралтейский госпиталь в Кронштадте. И при этих госпиталях, названных генеральными, как и при учрежденном в 1706 году госпитале в Москве, в первой половине XVIII века создаются госпитальные, медико-хирургические школы, положившие начало оригинальной отечественной системе военно-врачебного образования.

Эти школы в 1786 году были объединены в Главное врачебное училище…

18 декабря 1798 года уже император Павел I подписал Указ о строительстве помещений для учебных театров, то бишь аудиторий, врачебного училища и для общежития его учеников. Дата подписания Указа считается днем основания Медико-хирургической, а с 1881 года – Военно-медицинской академии.

В 1808 году императором Александром I академия была возведена в ранг «первых учебных заведений империи»: она получила права Академии наук, ей разрешено было избирать своих академиков, и она стала именоваться Императорской Медико-хирургической академией, или просто ИМХА.

Именно ИМХА положила начало высшему медицинскому, ветеринарному и фармацевтическому образованию в нашей стране.

В 1806 году в ее составе появляются первые терапевтическая и хирургическая клиники. С 1808 по 1838 год президентом академии был лейб-медик императорского двора баронет Яков Васильевич Виллие, полвека возглавлявший медицинскую службу Русской армии. Более 500 воспитанников академии под его руководством принимали участие в Отечественной войне 1812 года и вызвали своим искусством благодарность императора Александра I и восторг и уважение знаменитых хирургов Наполеона Перси и Ларрея.

По инициативе знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова в 1841 году в ИМХА была учреждена кафедра госпитальной хирургии, и тогда же создается кафедра госпитальной терапии, что было важной вехой в развитии высшего медицинского образования в России. И также впервые в России были учреждены кафедры и клиники: офтальмологии, психиатрии, оперативной хирургии с топографической анатомией, педиатрии, гигиены, общей и экспериментальной патологии или патологической физиологии, оториноларингологии, общего учения о заразных болезнях с практическим курсом бактериологии, ортопедии.

А учредив в 1872 году «Особый женский курс для образования ученых акушерок», академия явилась инициатором высшего женского медицинского образования в нашей стране.

40-е и 50-е годы XIX столетия в истории ИМХА связаны с именем гения отечественной медицины Николая Ивановича Пирогова, который провел в ее стенах 16 самых плодотворных лет своей жизни…

Академия с гордостью числит в рядах своих ученых Ивана Михайловича Сеченова – основателя современной школы физиологов, автора всемирно известного классического психофизиологического трактата «Рефлексы головного мозга». Широкую известность и славу академии принес и Сергей Петрович Боткин – основатель крупнейшей терапевтической школы.

Гениальный ученый, физиолог с мировым именем, Иван Петрович Павлов отдал работе в стенах академии более 50 лет своей жизни. За свои работы Иван Петрович Павлов первым в России был удостоен в 1904 году Нобелевской премии.

А вот профессор Александр Порфирьевич Бородин снискал всеобщее уважение не только как блестящий лектор, педагог и ученый-химик, но и как великий композитор, автор известной оперы «Князь Игорь», что вообще является уникальным и единственным случаем в мировой медицинской практике…

После революции 1917 года, в годы Гражданской войны в тяжелейших условиях, порожденных разрухой, голодом и эпидемиями, продолжали свою педагогическую и врачебную деятельность профессора и преподаватели академии. За период с 1918 по 1929 год через клиники академии прошло 26 тысяч раненых и больных. Профессора академии, преподаватели и врачи выезжали на фронты Гражданской войны для оказания помощи и организации медицинского обеспечения частей Красной армии…

С первых дней Великой Отечественной войны профессорско-преподавательский состав и выпускники академии возглавили различные медицинские учреждения. Многие профессора были назначены на командные должности Главного военно-санитарного управления, военно-санитарных управлений и отделов фронтов и армий. До конца 1941 года академия находилась в блокированном Ленинграде и активно участвовала в его обороне, помогала медицинской службе Ленинградского фронта и органам гражданского здравоохранения. В Самарканде, куда академия была эвакуирована позже и находилась до июля 1944 года, она продолжала вести большую разностороннюю учебную, научную и лечебную работу. За мужество и героизм, проявленные при организации медицинского обеспечения войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны, сотни воспитанников академии, как и профессорско-преподавательский состав, были награждены орденами и медалями…

…В наше время Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова готовит военных врачей – начальников медицинской службы частей и кораблей Военно-морского флота, Вооруженных сил.

Подготовка специалистов осуществляется на трех факультетах:

– факультет подготовки врачей для Ракетных и Сухопутных войск, с группой подготовки врачей для воздушно-десантных войск;

– факультет подготовки врачей для Военно-воздушных сил;

– факультет подготовки врачей для Военно-морского флота.

Срок обучения в академии 6 лет базовой подготовки и еще один год первичной специализации в интернатуре.

Обучение осуществляется на кафедрах и в клиниках академии. Наряду с лекциями и практическими занятиями в классах и лабораториях широко используются занятия, где курсанты изучают работу военно-медицинской службы в полевых условиях. После пятого курса курсанты академии проходят войсковую или флотскую стажировку в округах и на флотах.

В академии имеются все условия для занятий физкультурой, спортом и художественным творчеством. Для курсантов созданы хорошие жилищные и бытовые условия.

По окончании обучения выпускникам академии выдается диплом государственного образца, присваивается квалификация врача по специальности «лечебное дело» и воинское звание «старший лейтенант медицинской службы», а также выдается удостоверение о прохождении первичной специализации и сертификат специалиста. После окончания академии молодые врачи проходят службу в различных регионах нашей Родины, постоянно поддерживают тесную связь со своими учителями и воспитателями, высоко несут звание выпускника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

Осень 1980 г. Ленинград. ВМедА…

«Метка дурака»…

…Не было ничего удивительного в том, что Миша поступил в академию, что называется, с первого захода…

Все началось с того, что, подавая документы, он озадачил всю приемную комиссию. Немного портила «лучезарную картину» круглого отличника не золотая, а серебряная школьная медаль, но это было не «самое страшное» – медаль, она и есть медаль!.. А вот когда на стол легли три «Книжки спортсмена», в которых были записаны все его достижения в почти родственных видах спорта, то ему элементарно не поверили… А вот слушок о том, что появился абитуриент, который просто вундеркинд и «уникальный спортсмен», все-таки пошел гулять по старым коридорам академии…

Вступительные экзамены по биологии, истории, химии и сочинение по русскому языку прошли для Миши практически незаметно – он скучал по Москве, по близким ему и родным людям, по Марине, а потому и сдавал их на каком-то автопилоте… При проходном балле 18 он получил все «пятерки» и заработал 20… Потом был психотест, с которым он тоже справился, хотя и сталкивался с ним впервые.

А потом было последнее собеседование…

В те годы, когда мужчина был в военной форме и с офицерскими погонами на плечах – это было достойно и престижно. Когда в военные училища были конкурсы по 17—20 человек на место, едва ли не такие же, как в МГУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МГИМО или, скажем, во ВГИК, просто набрать проходной балл было недостаточно для поступления, и полученные «пятерки» и «четверки» на вступительных экзаменах далеко не всегда были решающими…

После всех абитуриентских мучений нужно было пройти последнее собеседование… На нем присутствовал весь «генералитет» училища или академии, то бишь начальник и его замы в звании, как правило, не ниже генерал-майора, заведующие кафедрами, старшие преподаватели, ну и строевые командиры. Итого на тебя одного, юного, несмышленого, семнадцатилетнего пацана приходилось два-три генерала и полтора десятка полковников, которые задавали тебе глупые вопросы типа «Почему ты хочешь служить в армии», а сами очень внимательно наблюдали за тем, насколько «слаб в коленках» будущий офицер… И если ты мямлил с перепугу, от обилия увиденных на погонах звезд, если не мог четко сформулировать свой ответ, то… Даже при набранных 20 баллах на экзаменах ты совершенно спокойно мог поехать обратно домой – характер будущего «защитника Родины» к семнадцати годам от роду уже должен был быть сформирован…

Сначала собеседования проходили те, кто набрал 20 баллов, потом 19, дальше 18… Случалось так, что после них оставались «свободные вакансии», и тогда на «эшафот» шли те, у кого были 17 баллов…

…Миша стоял посредине просторной комнаты, в трех-четырех метрах от длинного стола, за которым и заседал весь ареопаг академии…

Он зашел сюда пятым и последним из тех, кто сдал экзамены на все «пятерки», и теперь смотрел на суровые лица преподавателей и никак не мог понять, чем они так сильно озадачены…

Наконец заговорил полковник, сидевший рядом с начальником академии:

– Молодой человек… Скажите… Вы обязательно хотите быть военным?

– Да! – сказал Миша твердо.

– А почему же вы не поехали поступать в какое-нибудь другое военное учебное заведение? Ну, скажем, в Рязанское училище Воздушно-десантных войск, например? Уверен, что там вас приняли бы почти без экзаменов!.. С вашими-то достижениями в спорте!

– Я хочу быть именно врачом!

– И обязательно военным?

– Обязательно военным хирургом!

Полковники переглянулись между собой, и тут слово взял другой офицер, майор, который был намного моложе остальных:

– А мне вот, если честно, что-то не особенно верится в то, что у тебя, мальчик, могут быть за плечами три мастера спорта…

Миша медленно повернул голову на это несправедливое замечание и остановил тяжелый взгляд на майоре. А тот продолжал, ничего не замечая:

– Я, слава богу, не первый день в армии и не первый день в спорте! И я не врач, а строевой командир учебной роты! – Майор вперил полный недоверия взгляд в Мишу. – И учился я именно в «Рязанке»! Там же и получил мастера по самбо!.. Так что… Товарищ генерал-майор, разрешите обратиться?!

– Слушаю, майор, – ответил начальник академии.

– Предлагаю решение о принятии этого абитуриента отложить до вечера… Если он мастер, то я это пойму сразу!

– Вы предлагаете устроить турнир по самбо?

– Я предлагаю, товарищ генерал-майор, самый простой вариант вывести этого малолетнего брехуна на чистую воду! Нельзя начинать службу и уж тем более обучение в академии с такого наглого вранья!.. Пусть он сумеет доказать, что он действительно чего-то стоит! И если это правда, то…

– Вам будет стыдно, товарищ майор… – проговорил вдруг Миша глухим голосом. – Стыдно потому, что вы уже офицер, а значит, должны быть справедливы! А вы только что совершенно незаслуженно обидели незнакомого вам человека… Обидели подозрением и оскорбили словом… Такое ли поведение достойно советского офицера? Я не настаиваю, но вам лучше извиниться прямо сейчас…

Генерал, да и все остальные с интересом и вниманием выслушали Мишин спич, и по тому, как некоторые из этих лиц тронули едва заметные улыбки, юноша понял, что он уже принят! Но!.. Вызов был брошен! Прилюдно!

– Ты, мальчишка, еще совсем зеленая сопля, чтобы учить меня офицерской чести! – рявкнул майор. – А обижаться ты будешь не здесь, а на свою девочку в подворотне, за то что «обещала, но не дала, пидманула, пидвела»… Я – боевой офицер, и не тебе…

– Ты не офицер, майор, а дерьмо! – Мишины слова падали в тишине, как двухпудовые гири. – Был им и, наверное, навсегда им и останешься!.. А моя девочка уже полгода передвигается только в инвалидной коляске, потому что тоже защищала «честь Родины» в основном составе сборной Союза, а тренировалась в твоем родном клубе ЦСКА! Только ей немного не повезло… Я потому и хочу стать хирургом, чтобы дать ей возможность опять ходить… Так что не тебе, майор, пятнать ее имя своим грязным языком… И если ты, подонок, действительно офицер, то я тебя вызываю! При всех!.. И советую вспомнить все, чему тебя учили, потому что на ковре ты будешь держать ответ за каждое твое грязное слово!..

Миша развернулся, в полной тишине подошел к двери, и только взявшись за ручку, обернулся и тихо проговорил:

– Простите меня… Я не хотел говорить о личных мотивах… И пусть даже я не поступлю, но… Все равно!.. Я заставлю этого майора извиниться!..

И вышел, громко хлопнув дверью…

…И не было ничего странного, что через три часа в спортивном зале собрались не только абитуриенты, которые в течение этого времени успели стать вновь поступившими курсантами, но и все те полковники и генералы, которые присутствовали на «последнем собеседовании»…

Все ожидали этой схватки…

Может быть, кому-то это и покажется неправдоподобным, но… Бывают, случаются порой в жизни такие нереальные ситуации, что поверить в них очень трудно… Но они были, а слов из песни, как говорится, не выбросишь…

Это была его первая дуэль…

Да-да!..

Именно так Миша и расценивал то, что произошло на том собеседовании… И если бы оскорбление незнакомого человека касалось лично его, то, может быть, он просто промолчал бы, стерпев обиду… «Лучший бой – это предотвращенный бой», – учил его Тадеуш… Но… Когда дело касалось его Маринки, то тут уж Миша готов был идти напролом, чтобы отстоять и защитить честь любимого и такого беспомощного человечка…

И сколько их потом, этих дуэлей, было…

Миша никогда не вел им счет и просто не хотел помнить их количество… Единственное, что он знал всегда, так это то, что готов за Маринку сразиться хоть с тысячей чертей, и всегда был уверен в том, что победит, потому что это было справедливо!..

…Майор вышел на ковер, держа старенькую, застиранную самбовку в руке и поигрывая довольно внушительной мускулатурой:

– Послушай, юноша… Может быть, я и в самом деле перегнул немного палку, но я не люблю лгунов!.. Согласись, что ты наврал по поводу трех мастеров и будем квиты… А в академию ты уже в любом случае поступил! Так что… – Он протянул ему руку. – Ведь побью же я тебя, мальчик! Больно будет!

Миша посмотрел майору прямо в глаза:

– Дело не в мастерах… Дело в том, майор, что ты почему-то думаешь, что тебе все дозволено… А это не так!.. – Он демонстративно убрал свои руки за спину. – Например, обращаться ко мне на «ты»… Хотя я с ТОБОЙ свиней на лугу не пас!..

Лицо майора начало потихоньку заливаться краской злобы, а Миша, специально желая вывести его из себя, продолжал:

– А еще ТЫ считаешь, что ТЕБЕ дозволено безнаказанно оскорблять чужую девушку, которую ТЫ, подонок, даже не видел никогда!.. ТЫ лучше подумай, майор…

– В армии положено говорить «товарищ майор»!

– А ТЫ мне не товарищ, «товарищ майор»! Ты просто сволочь и хам! Так вот, ТЫ, ТОВАРИЩ, подумай, пока время есть, и извинись так же прилюдно, как прилюдно имел смелость оскорблять…

– Или ты меня заборешь? – ехидно улыбнулся майор.

– ТЕБЯ, майор, заборет любой в этом зале! – Миша поставил последнюю «точку». – А я тебя просто накажу… Как дебильного ребенка…

– Ну-с, с-сучонок! – Майор зашипел вдруг, как кобра. – Я тебя не пожалею! Я тебя сейчас просто бить буду!

– Ты лучше себя пожалей, десантура… Хотя… Какой ты десантник… Слепой идиот…

Миша был прав…

Не заметить его «ломаных» ушей, «сбитого» носа, мощных накачанных запястий, «косолапость», но вместе с тем и легкость в движении было просто невозможно! Для человека, опытного в спорте, все это были явные признаки того, что парень отдал этому занятию не один год жизни… Учитель Тадеуш заметил все это сразу!.. Но с того времени прошло целых два года! Два года упорных тренировок!.. За которые костяшки его кулаков и ребра ладоней просто-таки ороговели…

Не заметить всего этого мог либо человек, который затаил на Мишу какую-то глубокую личную обиду и ему было на все это глубоко наплевать, либо тот, кто в спорте понимал не больше, чем свинья в апельсинах…

Миша вышел на ковер в своем кимоно, которое осталось у него от занятий карате в школе Учителя Тадеуша, и повязал свой заслуженный красный пояс, и только теперь увидел, что майор начал что-то соображать… Но… Видимо, теперь от злости и ярости его мозг уже неадекватно оценивал ситуацию…

– Ага!!! Так ты еще и каратист! Ну-ну!!! Новомодненький спортсменишка! – Майор встал в довольно странную стойку. – А как насчет боевого самбо, дурашка?

Он посмотрел на молодого лейтенанта, который выполнял на ковре роль рефери, и кивнул. И лейтенант громко крикнул:

– Хадзимэ!..

Майор тут же, как разъяренный бык на красную тряпку, бросился в атаку на Михаила…

Там же и те же…

…Майор действительно «кое-что понимал» в боевом самбо, которое в те годы было единственным видом единоборства, введенного в войсках, и… Совершенно ничего не соображал и даже не представлял себе, что такое карате… И что может уметь хорошо подготовленный каратека… Он был уверен, что для настоящего боя нет ничего лучше, чем боевое самбо…

И, если честно, то он не так уж и был далек от истины, потому что много позже Учителем Тадеушем была создана школа «русского рукопашного боя», в основу которого легли именно боевое самбо и карате, ну и искусство владения холодным оружием…

И хороший самбист может очень достойно противостоять каратеке, но… При условии, что тот никогда не занимался ни дзюдо, ни уж тем более самбо – тогда «чистый» самбист будет бит, и бит нещадно…

…То, что делал майор, было, в общем-то, классикой боя, без фантазий и разнообразия, и Миша прекрасно понимал его замысел. А замысел был прост и незатейлив – перехватить противника по «среднему уровню» в районе талии или бедер и, используя инерцию, жестко уронить его на спину…

Прием, надо признать, очень опасный! Потому что атакующий, врезаясь, словно торпеда, в корпус противника, «ломает» его пополам, сначала бросая лицом на свою спину, а потом, продолжая двигать и подсекая ноги, опрокидывает на землю. При этом корпус атакуемого создает такой рычаг, что он обязательно «достает» землю своим затылком!

И тут уж все зависит от задач и целей того, кто атаковал… И если вдруг «противник ему больше не нужен», то он, этот противник, может шваркнуться затылком о землю так, что мозги разлетятся в разные стороны… То бишь «пораскинуть мозгами» в прямом смысле слова…

Помните?

Задачей схватки в боевом самбо является явная небоеспособность противника… Или… Дальше додумывайте сами…

…Какую задачу ставил перед собой майор, знал только он сам, но… На этот опасный прием он пошел, нисколько не задумываясь…

И Миша понял, что этот человек не просто хам и подонок, но еще и законченный подлец, который готов добиваться своих целей любой ценой, а такой человек опасен… И Миша решил ответить достойно! Так, чтобы навсегда отбить у майора охоту лезть напролом…

…«Десантник» летел на юношу примерно так же, как это делают борцы сумо, а Миша даже не двигался с места, застыв в неизвестной для майора стойке ожидания Учи-хатиджи-дачи…

До Михаила оставалось примерно полметра, и в глазах его противника уже засветились радостные искорки предвкушения скорой победы, как вдруг… Он даже не понял, куда подевался этот «малолетний наглец»…

«Нет, майор! Ни калечить, ни «выключать» я тебя не буду – так для тебя будет все слишком просто и безобидно, а ты этого не заслужил! – подумал тогда Миша, решая, как поступить дальше. – Я тебя буду унижать при всех, так же, как ты это делал со мной! Только я это сделаю по-своему! Ты, гадина, без ущерба для твоего поганого здоровья будешь выть от боли на глазах всей академии!..»

…Миша стремительно, но как-то очень мягко, словно кот, сделал оборот на пятке левой ноги на 360 градусов, пропуская мимо себя майора, как это делает настоящий тореадор, пропуская мимо себя тушу быка, и… нанес ему вдогонку удар Ороси-цуки[8], немного повыше левой почки, но не кулаком, как это было задумано в изначальной технике удара, а кэйко[9]. Да и не ударил-то, а так, хлестнул расслабленной кистью…

Долгие тренировки под требовательным взглядом Учителя не прошли для Михаила даром – он точно знал, чего хотел, умел контролировать свои эмоции и научился наносить снайперские удары именно туда, куда задумал…

– Ва-а-а-ау-у-у-у!

Дико взвыл майор и грохнулся на ковер, сначала на колени и на локти, а потом на живот, и стал жестко мять место, куда клюнула его «рука-клюв»… Это была болевая точка около самого надпочечника, при воздействии на которую возникает ощущение, что тебе к этому месту приложили раскаленный докрасна пятак!.. Оч-чень, признаться, неприятное ощущение! Очень!..

Майор поизвивался немного, лежа на ковре, уподобясь ужу, а потом уставился ненавидящим взглядом на Мишу, который сидел на противоположной стороне ковра в медитативной позе на своих пятках…

– Ах ты, падла малолетняя!.. – Майор вскочил и ринулся на юношу. – Я тя щас прямо под ковер закопаю!..

Конец ознакомительного фрагмента.