Младенец из царского рода
Господь пришел на землю и стал приемным Сыном плотника. Самым простым из сыновей человеческих. А мы смотрим вокруг, и нам хочется царских палат.
– Так ведь и будут – Царские! – отзывается отец Георгий.
– Ну да, в иной жизни. Но все равно на Рождество возникает вопрос: почему Господь так устроил?
– Когда мы приходим в церковь на этот праздник, то прежде всего устремляемся к вертепу (пещере). Его обычно сооружают из елок в центре храма, на аналое. Сверху украшают звездой, снежинками. Внутрь кладут икону праздника. Рядом ставят игрушечных барашков.
– И это вызывает у детей полный восторг.
– Радуясь Рождеству в глубине сердца, мы начинаем размышлять о том, как оно происходило. И становимся «почемучками», словно малыши. Мои дети, когда были маленькими, ходили со мной гулять и все время спрашивали: почему дерево зеленое, почему собачка бегает? Они вступали в новый, неизвестный мир.
– И мы, несмотря на взрослые годы, в него вступаем.
– Давай обратимся к древним пророкам. За сотни лет до воплощения Спасителя они говорили о Нем как о Царе – из рода Давида. И это действительно так. Но внешне Рождество Господа выглядело иначе.
– Совсем не по-царски.
– Вот идет старец Иосиф с Пречистой Девой Марией из Назарета – в Вифлеем на перепись населения. Евангелие рассказывает: город был переполнен людьми. В Священном Писании не говорится, что у Иосифа не было средств, чтобы снять жилище. Но ни одна гостиница не могла их принять: все было занято. И Святое Семейство располагается в пещере. Здесь происходит величайшее событие – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Богородица спеленала Младенца и положила в ясли (кормушку) для скота.
В рождественских песнопениях спрашивается: что может быть хуже вертепа, беднее, чем ясли? И сердце екает, когда представишь себе Бога Славы в этих яслях. Как же так, Господи? Неужели Тебе не нашлось достойного места на земле?
– И еще одно недоумение. Христос родился. Так почему же нет всеобщего ликования?
– Да, «осанны» не было. Но тут же открылось небо, воспели Ангелы: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Убогий вертеп – и при этом открытое небо. Значит, здесь – величайшая тайна. Небо и земля соединились.
Православное богословие определило весь путь Спасителя как «кенозис» – то есть умаление, сокрытие Своего Божества.
– Для чего?
– Попробуем разобраться. Люди сами лишили себя Божественной славы. И Господь пришел, чтобы вернуть ее духовно обнищавшему человечеству, которое впало в крайнее бедствие: поработило себя грехам, порокам, страстям, смерти.
Богочеловек стал доступен нам. Он воплотился и во всем, кроме греха, принял нашу природу, соединил ее со Своей избыточной Божественной природой. И то, что Господь назвал Себя Сыном Человеческим, подчеркивает, до какой степени Он любит нас.
– Да, взять чье-то имя – значит подтвердить любовь.
– Когда рождается ребенок, он входит в то общество, к которому принадлежат его родители. Один начинает жить в роскошной обстановке, другой – в скромной. Мы знаем: если кто-то материально богат, то уже какая-то грань отделяет его от других.
– Вплоть до того, что стоит забор с железными воротами.
– И преодолеть его трудно. Простое, по земным понятиям, происхождение Господа давало Ему больше свободы. Он мог заходить в любой дом – к людям знатным, богатым и бедным. В общественном служении Ему ничего не мешало.
Иосиф, Его нареченный отец, был плотником, ремесленником. Он относился к среднему, обеспеченному сословию, которое имело все необходимое для жизни. Господь вполне достойно провел детство, юность и не был нищим проповедником.
– Вот как?
– Вспомни Его искушение в пустыне. Сатана сказал: «Дам Тебе весь мир, только Ты признай мою власть над ним и поклонись мне». (см. от Мф. 4. 9). А Господь ответил словами из Священного Писания: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
– От обычной царской власти Он отказался.
– Но Спаситель никогда не скрывал и не скрывает Себя от духовного взора людей. Он пришел возвестить народам волю Божию, заключить Новый Завет со всеми, кто будет в Него веровать. Человек всегда находит Бога, если ищет Его, вдумывается в слова Священного Писания.
А что говорил Господь апостолам, когда посылал их на проповедь?
– Ничего с собой не берите – ни денег, ни одежды.
– Учите народы, крестите, просвещайте! Делатель получит свою награду. Ученики смущались: они же оставили семьи, имущество. И что там впереди – неизвестно. А Христос их убеждал: в этом веке вы будете иметь во много раз больше того, что у вас есть сейчас (см. от Мк. 10. 29–30). В будущей жизни станете наследниками такой Божественной славы, которую представить себе не можете.
– Так и случилось?
– Апостолы завоевывали души. И люди, которые принимали веру, делились с ними всем, что имели.
Евангелие показывает: человек должен быть внутренне свободен от материальной зависимости. Если люди обнаруживают, что за каким-то учением стоит корыстный интерес, это учение сразу ставится под сомнение. Значит, слова – словами, а цель – вот она!
И это тоже одна из причин, почему Спаситель изначально выбрал путь полной свободы.
– У отца Сергия Булгакова есть такие мысли о Христе: «Что может дать Ему наш мир? Что предложит Ему как достойное место рождения? Свои ли вавилонские города, утопающие во грехах и растлении? Свои ли раззолоченные палаты, созданные насилием и себялюбием? Свое ли богатство и роскошь, купленные смертью и страданием? Свои ли знатность и пышность с их суетной гордостью?»
– И это реальный взгляд. Но все-таки он не полностью отражает суть дела. Мы найдем в истории много богатых людей, которые проводили богоугодную жизнь, даже подвижников, происходивших из царских, княжеских родов. Праотец Авраам тоже был богат, однако он настолько любил Бога, что Господь нарек его отцом верующих.
– Выходит, материальное благополучие не мешает вере?
– В том случае, если люди не считают его целью жизни, а ищут духовного совершенства. Иногда обстоятельства складываются так, что к человеку приходят большие деньги. Но он помнит о милосердии, и его душа преодолевает жажду накопительства, побеждает одно из самых непростых искушений. Становится красивой.
А люди, которые забывают, что созданы Богом – по Его образу и подобию, и ставят на первое место материальные блага, теряют намного больше, чем приобретают. Теряют себя. И все остальное тогда не имеет цены.
Только духовное, вечное, вера в Бога возвышают нас. Господь сказал: ищите Царства Божия, а все остальное вам приложится. Будет дарована благополучная, добрая жизнь.
Большинство людей – небогаты, обеспечены всем минимально. И если они довольны, то им это только помогает, избавляет от многих забот, печалей, искушений. Но оказаться «за чертой бедности» – уже бедствие.
– Смотрите, а ведь слова «бедность», «бедствие» – от одного корня.
– В бедствии нужна великая сила духа. Святые отцы говорили: материальная нищета может быть даже препятствием на пути к Царствию Небесному, если человек не видит в ней промысел Божий, внутренне бунтует, проклинает всех: «Почему им хорошо, а я такой несчастный?»
– По какой причине бывает нищета?
– Мы считаем Бога Подателем небесных и земных благ. Когда забываем об этом, нам посылается бедность, чтобы духовно пробудились, увидели, что своего главного предназначения не выполняем, и пришли к покаянию.
А вообще человеку верующему не помешают ни богатство, ни бедность. Ничто не отлучит нас от любви Божией. Богатый может ограничить себя, поделиться с другими. Бедный – решиться: потерплю, буду Бога благодарить и верить, что Он не лишит меня Своей помощи.
– Мы еще ничего не сказали про волхвов. А они долго шли за звездой к Младенцу-Христу.
– Волхвы-мудрецы подтвердили, что в яслях лежал не нищий, не бедный Ребенок. Они же в Иерусалиме всех спрашивали, где родился Царь Иудейский. Потому-то принесли Ему такие богатые дары: золото, ладан, смирну.
– А что вы дарите близким на Рождество?
– То, что напоминает о празднике: иконы, книги, керамические изделия – ладанницы, кадильницы, сосуды для святой воды. Сейчас много таких поделок. А иногда видишь, в чем человек нуждается, это ему и даришь.
– Какие подарки любите получать?
– Я от них отказываюсь! Книг у меня – целая библиотека. Икон – множество. Мне Бог все дает.
2006 год
8 января, в день Собора Пресвятой Богородицы, народу в храме меньше, чем на Рождество. И как-то тише, умиротвореннее. Батюшка, кажется, весь светится: у него – серебряные волосы и борода, на нем – серебряные ризы и митра. Заканчивается Божественная Литургия. И хотя у нас принято отмечать именины, а не дни рождения, но все равно начинаются поздравления. Выстраиваются в два ряда священники, диаконы, алтарники. Духовные чада отца Георгия. Их плотным кольцом окружают прихожане. Начинаются теплые речи. А он смеется:
– Ладно, отцы! Хватит…