Вы здесь

Радуга по заказу, или Жизнь с интуицией. Глава третья. Интуиция, как высшая психическая функция (Надежда Сидорская, 2012)

Глава третья. Интуиция, как высшая психическая функция

В этой главе я себе позволю немного научного подхода, но постараюсь сделать всё, чтобы мой уважаемый читатель не заскучал.

Понятие «высшие психические функции» ввел ученый Л. С. Выгодский. Он обозначил этим термином сложные психические процессы, происходящие по мере развития человека среди других людей и формирующиеся под влиянием социума. К высшим психическим функциям относятся: восприятие, внимание, память, мышление и речь. В чем их особенность и отличие? Почему они названы «высшими»?

• Во-первых, каждая из этих функций заложена в каждом человеке изначально, но если её не развивать при помощи других людей, то она не сформируется полностью. Так, пример, известны феномены детей «маугли», которые были по тем или иным причинам воспитаны не в человеческом обществе, а среди животных. Если таких детей находили в возрасте старше четырех лет, то они не могли овладеть человеческой речью и, следовательно, человеческим мышлением (т. к. мы с Вами думаем при помощи внутренней речи). Такие дети не становились полноценными личностями, хотя изначально имели для этого все предпосылки. Т. е. высшие психические функции формируются только под воздействием социума.

• Во-вторых, изначально все эти функции непроизвольны, т. е. мы не можем ими управлять от рождения. Этому мы тоже учимся постепенно. Вспомните маленьких детей: они обращают внимание только на то, что им интересно – и как только этот интерес проходит, внимание тоже заканчивается. А теперь вспомните, в каком возрасте Вы сами научились концентрировать свое внимание на вещах малоинтересных, но необходимых. Так же точно Вы учились запоминать нужную информацию, думать, говорить, воспринимать – т. е. со временем стали пользоваться этими высшими функциями сознательно, произвольно управляя ими.

• В-третьих, для того, чтобы пользоваться этими функциями и иметь возможность их развивать, нам была просто необходима разветвленная знаковая система – такая, например, как наша устная речь, письменность или математическая система. Трудно запомнить информацию, если нет возможности её зафиксировать, невозможно думать о том, для чего нет названия и при этом передать свой опыт другим в доступном для усвоения виде. Нам необходимо было пользоваться чем-то как средством для расширения своих возможностей. Т. е. все наши психические функции опосредуются при помощи знаков.

• В-четвертых, на самых ранних этапах формирования, вся высшая деятельность протекает как внешний процесс. Маленькие дети думают вслух и только потом научаются думать «про себя». Всё наше запоминание, связанное с необходимостью что-то запомнить, также построено на многочисленном повторении вслух. Наше восприятие и внимание также сначала присутствуют только в виде внешних процессов, и только по мере нашего развития мы научаемся использовать их внутри себя. Добавлю, пожалуй, «умное» слово – процесс перехода деятельности из внешнего протекания во внутреннее называется «интериоризацией».

• В-пятых, высшие психические функции нам нужны, чтобы заниматься чем-либо прикладным, т. е. они всегда проявляются в той или иной человеческой деятельности.


Уффф! Поздравляю, мы с Вами разобрались с высшими психическими функциями! Теперь самое главное – из-за чего, собственно, я всё это излагала. По моему глубокому убеждению, интуиция является тоже высшей психической функцией, т. к. обладает всеми перечисленными выше особенностями. Почему она не вошла в «официальный» перечень? Думаю, потому, что её рассматривали только в изначальной непроизвольной форме и не ставили задачу по её целенаправленному развитию и «доведению» до состояния высшей.

Итак, давайте рассмотрим интуицию именно как высшую функцию:

• В непроизвольной форме она присутствует у каждого. Если её правильно развивать в социальной среде, она сможет сформироваться полностью.

• При тренировке она развивается и становится управляемой, т. е. произвольной.

• Чтобы пользоваться интуицией в полном объеме, нам тоже необходима знаковая система. Мы получаем информацию от окружающего нас мира при помощи знаков, т. е. как и любая высшая функция, интуиция опосредуется.

• Изначально интуитивные процессы тоже протекают в качестве внешних, и только затем могут становиться внутренними.

• Интуиция нам тоже нужна для того, чтобы действовать и повышать эффективность своих действий.

Вроде бы всё сходится… Предлагаю: считать интуицию высшей психической функцией! А значит, её можно классифицировать, измерять, тренировать, развивать и использовать для нашего с Вами блага – чем мы и займемся в следующих главах, и чем всегда занимаемся на тренингах.