Примерные конспекты занятий с детьми 5–6 лет
Тема 1. Знакомство с работой студии
Программное содержание. Познакомить детей с особенностями работы студии изобразительного искусства. Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
Материалы. Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставки под кисти и карандаши.
1-й этап
Педагог знакомит детей с особенностями работы в изостудии. Показывает, как правильно нужно раскладывать материал для рисования на столе и мольберте.
Знакомит детей с правилами рисования карандашом. Карандаш нужно держать тремя пальцами – большим и средним, придерживая сверху указательным, не слишком близко к отточенному концу. При рисовании линий сверху вниз рука с карандашом идет сбоку от линии, а при закрашивании слева направо – под линией. Изображение линий не закрывается рукой, и они получаются прямыми. Линию нужно рисовать, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной.
Предметы треугольной, прямоугольной и квадратной формы рисуют с остановками на углах, чтобы облегчить переход к новому положению руки. Предметы округлой формы рисуют одним движением, без остановки.
Закрашивают рисунок безотрывным движением карандаша туда и обратно. Закрашивая рисунок, штрихи кладут в одном направлении – сверху вниз, слева направо и по косой. Закрашивают рисунок, не заходя за контур нарисованного предмета, без просветов. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: сильнее – чтобы закрасить ярче, слабее – чтобы закрасить светлее.
Педагог предлагает детям раскрасить круги цветными карандашами. Во время работы он следит за тем, чтобы дети правильно держали карандаши.
Вопросы к детям. Какой цвет получится, если смешать синий и желтый цвета? Какой цвет получится, если смешать красный и желтый цвета? Какой цвет получится, если смешать синий и красный цвета?
По окончании работы педагог учит детей приводить в порядок рабочее место.
2-й этап
Педагог рассказывает детям правила рисования красками. Кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным) за наконечник. При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии. При рисовании широких линий кисть опирается на весь ворс и наконечник держится наклонно к бумаге. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом. Линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной.
Закрашивая рисунок кистью, линии накладывают рядом и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не как карандашом – туда и обратно). Каждую линию при рисовании и закрашивании проводят только один раз.
Затем педагог предлагает детям нарисовать радугу; рассказывает, что цвета радуги должны распределяться в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для того чтобы было легче запомнить порядок цветов, нужно заучить такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Затем нужно выделить в словах первые буквы, они будут соответствовать начальным буквам названий цветов радуги. Все цвета делятся на теплые и холодные. Теплые цвета напоминают нам лето: желтый, оранжевый, красный. Холодные цвета напоминают зиму: зеленый, синий, голубой и фиолетовый. В радуге сначала располагаются теплые цвета, а затем холодные.
Педагог предлагает детям нарисовать радугу-дугу и назвать последовательность расположения цветов. В конце занятия педагог обращает внимание на то, чтобы рабочее место каждого ребенка было в порядке: «Кончил дело – гуляй смело!».
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982.
Мосин И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… – Екатеринбург: У – Фактория, 1996.
Тема 2. Народное искусство
Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
Материалы. Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки; городецкие, гжельские и хохломские изделия. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Выложи узор из геометрических форм», «Третий лишний», «Цветные капельки». Аудиокассеты с записью русских народных мелодий.
1-й этап
Педагог организовывает с детьми экскурсию в музей декоративно-прикладных изделий или на выставку изделий народных промыслов. Педагог предлагает детям рассмотреть изделия и рассказать о тех, которые им понравились (нужно дать детям возможность подержать в руках изделия народных мастеров). Педагог рассказывает о том, для чего нужны такие изделия и как с ними обращаться; вместе с детьми вспоминает пословицы и поговорки о труде.
2-й этап
Педагог предлагает детям поиграть в дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами.
Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.
Ход игры. Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).
Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.
Ход игры. Детям предлагается поочередно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребенок должен сказать, какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя. Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки – дымковская, филимоновская и каргопольская.
Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой и хохломской).
Ход игры. Перед детьми выставлены гжельские, городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, Городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).
По окончании игр педагог предлагает детям рассмотреть выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства. Педагог учит детей осторожно обращаться с изделиями, после чего детям разрешается взять предметы в руки и рассмотреть более внимательно. В это время тихо звучит народная музыка.
Тема 3. Волшебная Дымка
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
Материалы. Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы.
Педагог рассказывает детям о дымковском промысле. Свой рассказ он сопровождает показом игрушек.
Рассказ педагога: «В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и пастбища. Позднее праздник стал называться Свистунья. До настоящего времени в Вятке проводятся ярмарки – Свистуньи. Мастера-игрушечники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки-свистульки. Вятский художник И. А. Деньшин посвятил народной игрушке такие строки:
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Такими же белоснежными, как облака, бывают дымковские игрушки до того, как на них ложится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, среди которой то там то здесь встречаются рыжие проталины глины, из которой дымковские мастера и лепят свои игрушки. После того как уточки, копи, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, в ней очень просторно и может разместиться очень много игрушек. Оттого что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня они становятся ярко-красными, затем покрываются сизым налетом и кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Для того чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины и клетки. Несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумывают самые разнообразные узоры и украшают свои изделия очень ярко, празднично и декоративно. Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями.»
Педагог предлагает детям рассмотреть, потрогать дымковские игрушки и поиграть с ними; обращает внимание на выразительность пластических форм, колорит росписи, сочетание красок.
Вопросы к детям. Понравились ли вам дымковские игрушки? Какая игрушка понравилась больше всего и почему? Что может рассказать нам народная игрушка? Для чего нужны дымковские игрушки? Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить изготавливать из скрученной бумаги печатку-тычок. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти. Развивать чувство цвета при составлении узора.
Материалы. Дымковские игрушки: конь, олень, индюк, барышня и другие. Бумажные силуэты дымковских игрушек. Бумага для изготовления печатки-тычка. Таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.
1-й этап
Педагог показывает детям, как сделать из скрученной бумаги печатку-тычок. Затем дети самостоятельно делают печатку-тычок.
Вопросы к детям. Что такое узор? Какие цвета используются в дымковской росписи? Каковы особенности составления дымковских узоров?
Педагог предлагает детям нарисовать элементы дымковской росписи с помощью кисточки и печатки-тычка, а затем дорисовать узоры на юбках дымковских барышень.
2-й этап
Педагог предлагает детям различные силуэты дымковских игрушек из бумаги и спрашивает детей, какими элементами они украшаются. Педагог напоминает: «Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) – землю. Силуэт игрушки должен оставаться белым». В процессе работы педагог оказывает детям необходимую помощь.
В конце занятия педагог вместе с детьми составляет панораму «Дымковская деревня». Предлагает детям рассказать стихи и потешки о дымковских игрушках.
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Затем педагог рассказывает детям об особенностях дымковской игрушки:
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя!
Посмотри, как хороша, эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку па подставке. Учить соединять части фигурки. Формировать эстетический вкус.
Материалы. Дымковская игрушка – уточка. Глина для лепки. Белая краска для покрытия игрушки (водоэмульсионная краска или мел с добавлением клея ПВА). Подставки, стеки, салфетки, баночки для воды, гуашь, кисти и палитра.
1-й этап
Педагог начинает занятие потешкой:
Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек-марфуточек
Купаться ведет.
Педагог показывает большую дымковскую уточку. Уточняет знания детей о форме частей тела уточки, обращает их внимание на узоры росписи; показывает последовательность лепки дымковской игрушки: сначала делают туловище, голову, затем части соединяют. Далее лепят подставку или ноги. Нужно плотно прижимать одну форму к другой, смачивая и хорошо примазывая глиной места скрепления. Затем педагог предлагает детям слепить маленьких утят для мамы-утки.
2-й этап
После того как игрушки просохнут, педагог обжигает их в муфельной печи. Дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с добавлением клея ПВА).
3-й этап
Педагог предлагает детям украсить узорами дымковскую игрушку, используя для этого кисточку и печатку-тычок; обращает внимание детей на то, чтобы на обоих крыльях уточки узор был одинаковым. В конце занятия дети объединяют уточек в общую композицию «Утка с утятами». Педагог дает им возможность полюбоваться выполненной работой и поиграть со своими изделиями.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Учить лепить дымковскую игрушку с натуры, самостоятельно выбирая приемы лепки; в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Показать характерные особенности дымковской игрушки – коня. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Материалы. Дымковская игрушка – конь. Глина, стеки, баночки для воды, подставка, гуашь, палитра, белая краска (водоэмульсионная или мел с добавлением клея ПВА).
1-й этап
Педагог рассматривает с детьми дымковского коня. Обращает внимание детей на характерные выразительные особенности игрушки: у коня удлиненное туловище, высокая шея с маленькой головкой, высокие ноги, грива и хвост (из скрученного валика). Взрослый напоминает детям, что дымковские игрушки лепят по частям, а потом плотно их соединяют, и предлагает ребятам самостоятельно по образцу вылепить дымковского коня.
2-й этап
После того как игрушки просохнут, педагог обжигает их в муфельной печи. Дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с добавлением клея ПВА).
3-й этап
Педагог предлагает детям придумать узор для росписи дымковского коня; обращает их внимание на то, что дымковские игрушки выглядят празднично и нарядно. Предлагает детям в процессе работы использовать кисточку и печатку-тычок разных размеров и диаметров. По окончании работы педагог предлагает детям рассказать стихи про коня.
Что за конь!
Только тронь —
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести!
Конь так конь!
Он копытами бьет,
Удила грызет.
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля:
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал.
Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Ваня, Ваня-простота,
Купил лашадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Развивать умение лепить из глины с натуры дымковскую барышню. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству. Учить расписывать глиняные игрушки дымковскими узорами.
Материалы. Дымковская барышня. Глина, стеки, салфетки, баночки для воды, подставки, гуашь, палитра, кисти, белая краска (водоэмульсионная или мел с добавлением клея ПВА).
1-й этап
Педагог с детьми рассматривает выставку дымковских барышень, затем рассказывает и показывает детям последовательность лепки дымковской барышни: «Все детали дымковской игрушки лепятся отдельно, а затем примазываются к основе. Юбка лепится из пласта глины в форме колокола. После того как вылеплена юбка, из отдельных частей лепится голова, туловище и руки. Затем все детали крепко прикрепляются, для этого места соединения необходимо смочить водой и загладить мокрой тряпочкой. В последнюю очередь фигурка украшается дополнительными деталями – оборками, шляпкой, муфтой, зонтиком».
В конце занятия педагог предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся барышню и поставить к себе на стол в качестве образца. Затем дети приступают к выполнению работы.
2-й этап
После того как вылепленные детьми игрушки просохнут, педагог обжигает их в муфельной печи.
Затем дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с клеем П ВА).
3-й этап
Педагог еще раз рассматривает с детьми выставку дымковских барышень. Обращает внимание детей на праздничность их нарядов; выделяет особенности росписи глиняной женской фигурки.
Педагог организовывает выставку детских работ и предлагает детям рассказать стихи и потешки про дымковскую барышню.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Ай да девица-душа!
Как ты чудо хороша!
Клетчатая юбочка,
Фартук полосатый,
На полосках точки,
А вокруг кружочки.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барышень не найдете!
Игрушки наши повсюду славятся,
Подходите скорей,
И вам понравится!
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988.
Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду. – М.: Советский художник, 1973.
Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество, 2000.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Тема 4. Русские народные потешки
Программное содержание. Познакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить детей срисовывать понравившиеся иллюстрации из детских книг; рассказывать с выражением потешки, песенки и прибаутки.
Материалы. Выставка дымковских игрушек. Портрет Ю.А. Васнецова. Книги, оформленные Ю.А. Васнецовым: «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». – М., 1984; «Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки». – М.: Росмэн, 1996; «Шутки-прибаутки». – Л., 1984; «Русские сказки». – Л., 1991; «Сорока-белобока. Русские народные песенки, потешки, сказки». – М.: Росмэн, 1996.
Белые листы бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки для воды.
1-й этап
Педагог знакомит детей с творчеством Ю.А. Васнецова. Перед детьми на столе портрет художника, а рядом выставка дымковских игрушек и книг, оформленных Ю.А. Васнецовым.
Рассказ педагога: «Юрий Алексеевич Васнецов – замечательный художник-сказочник. Он иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его рисунки – всегда праздник. Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная связь с народным искусством. Юрий Алексеевич родился в Вятке. Вятский край – удивительный, гам много рек, озер, а леса густые, дремучие. Этот край славится своими глиняными игрушками. (Педагог обращается к выставке дымковских игрушек и задает детям вопросы: как называются эти игрушки? Почему эти игрушки называются дымковскими? Какие характерные особенности дымковских игрушек вы можете назвать?) Маленький Юра с детских лет видел, как игрушки изготавливали, а затем такие игрушки везли продавать на ярмарку. Ярмарка называлась Свистунья. Все дымковские игрушки были звучащими, и дети с удовольствием в них свистели. Позднее, когда Юрий Алексеевич стал известным художником, он отражал свои детские впечатления в иллюстрациях к русским народным песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам и сказкам. Вот как вспоминал художник о знаменитой вятской ярмарке Свистунье: «Дудочки, флейты, рожки, шарманки играют, свистят, поют – шумит все это. До чего мне нравились шарманки! Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки – все интересно по цвету!.. Птички из лучины, хвосты как пропеллер, розовенькие, красные… формовые фигуры из гипса… Соловей – свистушка…» А вот о зимних праздниках: «…На масленице – катанье! Морда за мордой, лошади – квартала два! Все напоказ – ковры, сани с бархатом… Ездят такие красавцы – с усами! Военные! Попоны с цветами! Метелочки у лошадей на головах…»
Иногда маленький Юра вместо уроков расписывал стены своей комнаты – утро, вечер, на полатях голубые облака… Печи расписывал: рисовал то большого оленя, то лесной пейзаж с утками, сороками. «Был я живой мальчишка. Я кипел все время, без дела не жил! Страшно любил труд всевозможный ручной – лепил, паял, слесарил. С голубями, кроликами возился. Аквариум смастерил из стекол и замазки… фонари (для катка) я сочинял из красной и зеленой бумаги, внутри свеча в жестяном подсвечнике. Учился и сапоги шить…» Бывал он распорядителем танцев на гимназическом балу. «…Носишься, объявляешь и первым начинаешь ганец. Большой бант на грудь, на левое плечо. Большой ведь бант! Я любил сиреневый!» Вся красота рисунков – из действительности. Есть ли хоть одна его иллюстрация без цветного банта? «Сокровенные воспоминания ложились в основу его цветовых видений», – скажет художник Лев Токмаков. Большим ребенком называли порой друзья этого мудрого человека, склонного к игре и празднику, к постоянному творческому груду. У него и звери на рисунках все заняты, трудятся, никто не бездельничает».
Закончив свой рассказ, педагог рассматривает с детьми иллюстрации к детским книгам.
2-й этап
Педагог рассматривает с детьми книги «Сорока-белобока» и «Радуга-дуга», проиллюстрированные Ю.А. Васнецовым. Обращает внимание детей на характерные выразительные особенности иллюстраций: сказочность, праздничность, декоративность. Предлагает детям рассказать, как художник изображает в своих рисунках траву, цветы и деревья; показывает взаимосвязь творчества художника с народным искусством. Затем педагог предлагает детям выбрать наиболее понравившуюся иллюстрацию и выучить потешку к ней.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
– То-то пригоженький,
То-то пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там не растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
На реке – камыши.
Расплясались там ерши:
Круг – постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши!
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!
3-й этап
Педагог предлагает детям вспомнить выученные на предыдущем занятии потешки и нарисовать к ним иллюстрации; напоминает, что можно нарисовать свою иллюстрацию, а можно и срисовать, скопировать иллюстрацию Ю. А. Васнецова. По мере необходимости педагог осуществляет помощь, напоминает детям, как лучше расположить рисунок на листе бумаги. По окончании занятия педагог обсуждает с детьми выполненные иллюстрации и организует выставку работ.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с произведениями малого устного фольклора. Учить внимательно рассматривать иллюстрации в детских книгах, находить особенности иллюстраций. Познакомить детей с понятием «рушник». Формировать желание работать в паре, учить договариваться о выполнении работ. Закреплять умение выполнять узор. Развивать творчество и инициативу.
Материалы. Иллюстрация к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико» (художник Ю.А. Васнецов). Бумажный силуэт рушника, простой карандаш, гуашь, салфетки, кисти, палитра, баночки для воды.
Педагог рассказывает детям потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Затем показывает детям иллюстрацию Ю. А. Васнецова к потешке. Обращает их внимание на особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора. Педагог предлагает детям украсить полотенце (рушник) узорами, работая парами; напоминает им, что необходимо договориться между собой и нарисовать одинаковые узоры на концах рушника. В конце работы педагог вместе с детьми оформляет выставку, затем предлагает ребятам, которые запомнили потешку, рассказать ее.
Программное содержание. Закреплять знания о произведениях малого устного фольклора. Учить детей с выражением рассказывать потешку. Развивать умение рассматривать иллюстрации к произведениям фольклора. Учить находить характерные особенности народного произведения. Формировать умение передавать в рисунке народный характер потешки. Учить детей работать коллективно.
Материалы. Бумажный силуэт куклы Мани и силуэты платка, сапог, рукавиц и другой одежды и обуви. Нарисованная панорама, куда дети будут помещать свои работы. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды.
Педагог читает потешку:
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок —
Посередочке цветок,
Братьям – соколам —
По козловым сапогам,
Сестрицам – лебеди цам —
Да по белым рукавицам.
Педагог показывает детям бумажную куклу Маню, которая пошла на базар. Предлагает им выбрать по желанию бумажные силуэты платка, сапог и рукавиц и придумать узоры для них. В процессе работы педагог осуществляет необходимую помощь. В конце занятия педагог с детьми оформляет коллективную композицию «Пошла Маня на базар», предлагает ребятам рассказать потешку про Маню.
Программное содержание. Развивать художественное восприятие иллюстраций по произведениям малого устного фольклора. Расширять представления детей о разнообразии птиц. Продолжать совершенствовать технические умения и навыки рисования гуашевыми красками. Развивать желание украшать рисунок различными узорами. Учить детей самостоятельно располагать рисунок на листе бумаги.
Материалы. Иллюстрации различных художников с изображением петушка. Листы белой бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия
Педагог рассказывает детям потешку:
Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром он встает,
Красны песенки поет.
Затем педагог предлагает детям вспомнить стихи, песенки и потешки о петушке. В процессе беседы педагог уточняет образ петушка, обращает внимание детей на приемы рисования петушка. В конце занятия педагог с детьми рассматривает детские иллюстрации, выбирает яркие, красочные и декоративные картинки и предлагает ребятам рассказать потешку о петушке.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора. Формировать эстетическое восприятие художественных произведений, развивать интерес к произведениям искусства. Продолжать учить детей рисовать лебедя; передавать в рисунке народный характер потешки. Формировать желание украшать иллюстрацию декоративными элементами. Учить видеть взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального фольклора.
Материалы. Иллюстрация Ю.А. Васнецова к потешке «Вдоль по реченьке лебедушка плывет…». Аудиозапись народных мелодий.
Листы белой бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия
Педагог рассказывает детям потешку:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Затем педагог показывает детям иллюстрацию Ю. Л. Васнецова к потешке. Обращает внимание на выразительные особенности этой иллюстрации, уточняет приемы рисования лебедушки, учит детей дополнять нарисованные изображения декоративными узорами. В процессе рисования звучит тихая музыка. По окончании работы педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся иллюстрации к потешке, выбирает самую нежную лебедушку, самую гордую и самую красивую.
Программное содержание. Познакомить детей с творчеством современных художников (Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др.), иллюстрирующих детские книги по произведениям малого устного фольклора. Учить детей видеть отличительные художественные особенности иллюстраций. Формировать эстетическое отношение к русскому народному искусству, развивать интерес к художественному творчеству. Учить выбирать и аргументировать наиболее понравившиеся иллюстрации, срисовывать их. Закреплять технические умения и навыки рисования различными художественными материалами. Формировать умение самостоятельно выбирать необходимые художественные материалы для работы и для выполнения задуманного рисунка.
Материалы. Детские книги, иллюстрированные Ю. А. Васнецовым и современными художниками: Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др. по произведениям малого устного фольклора.
Листы белой бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
1-й этап
Педагог с детьми рассматривает иллюстрации художников Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др. к произведениям малого устного фольклора. Обращает внимание на характерные особенности в рисовании иллюстраций разными художниками. Учит детей сравнивать иллюстрации Ю. А. Васнецова и современных художников. Спрашивает, какие иллюстрации понравились больше всего и почему, предлагает рассказать потешки к иллюстрациям.
2-й этап
Педагог предлагает детям выбрать наиболее понравившуюся иллюстрацию к потешке и срисовать ее. По мере необходимости помогает им; спрашивает, с чего они начнут рисование, как расположат рисунок, как украсят свои иллюстрации, показывает способы рисования и т. д. В конце занятия педагог предлагает каждому ребенку рассказать потешку к своему рисунку.
Программное содержание. Познакомить детей с шуточной народной песенкой. Воспитывать уважение к народной культуре. Продолжать учить рассматривать иллюстрации в детских книгах. Формировать желание рисовать картинку к словам песенки. Развивать творчество и инициативу. Закреплять технические умения и навыки рисования кистями разных размеров. Закреплять умение выполнять эскиз простым карандашом и раскрашивать рисунок гуашевыми красками. Формировать эстетическое отношение к русскому народному искусству. Развивать умение выполнять рисунок на бумаге большого формата (1/2 листа ватмана).
Материалы. Детские книги, иллюстрированные Ю. Л. Васнецовым и современными художниками Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др. по произведениям малого устного фольклора.
Листы белой бумаги (1/2 листа ватмана), простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
Педагог рассказывает детям русскую народную потешку:
Уж ты месяц, круты рога,
Уж ты ясное солнышко,
Как у солнышка лучики горят,
Так у Танюшки русы косоньки висят.
Затем предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к потешке и нарисовать Танюшку на большом листе бумаги. Учит делать простым карандашом эскиз фигуры человека на большом листе ватмана; показывает способы рисования; напоминает, что необходимо пропорционально распределить рисунок на листе; педагог напоминает детям особенности рисования гуашевыми красками: необходимо дополнить рисунок декоративными элементами. В процессе рисования звучит русская народная мелодия. По окончании работы педагог с детьми оформляют выставку и выбирают наиболее выразительные рисунки.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов. Расширять представления детей о животных. Учить рисовать фигуру животного в движении. Закреплять навыки работы акварельными красками. Развивать умение украшать иллюстрацию декоративными элементами. Учить с выражением рассказывать потешку про зайчишку.
Материалы. Детские книги, иллюстрированные Ю. А. Васнецовым и современными художниками Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др. по произведениям малого устного фольклора.
Листы белой бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
Педагог читает детям потешку:
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,—
Сидит, грызет.
Ай, кто-то идет!
Затем предлагает детям рассмотреть иллюстрации Ю.А. Васнецова и других художников к потешке «Заинька». Обращает внимание детей на декоративное оформление иллюстрации и предлагает им нарисовать зайчика (сначала просит их выполнить эскиз простым карандашом). Педагог напоминает детям особенности рисования акварельными красками, уточняет способы украшения иллюстрации декоративными узорами. По окончании работы педагог вместе с детьми любуется готовыми изображениями и предлагает им рассказать потешку.
Программное содержание. Расширять представления детей о творчестве художников-иллюстраторов. Учить рассказывать потешку с выражением. Формировать эстетический вкус и художественное творчество. Закреплять умение рисовать домашнее животное – кошку. Развивать технические умения и навыки рисования.
Материалы. Детские книги, иллюстрированные Ю. А. Васнецовым и современными художниками Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др. по произведениям малого устного фольклора.
Листы белой бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
Педагог читает детям потешку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород —
Всполошится весь парод.
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Затем предлагает детям инсценировать потешку, потом вместе с ними рассматривает иллюстрации к потешке про котика, обращая внимание на выразительные средства изображения. Педагог предлагает детям нарисовать иллюстрацию к потешке; напоминает, что сначала нужно сделать эскиз; спрашивает детей, как они будут располагать рисунок на листе. В конце занятия педагог предлагает детям самостоятельно оценить работы товарищей.
Программное содержание. Закреплять знания детей о творчестве художников-иллюстраторов. Расширять представления о народном искусстве. Учить запоминать и с выражением рассказывать потешку. Расширять словарный запас детей (вороной, грива, узда). Учить выделять в потешке уменьшительно-ласкательные слова. Развивать художественно-творческие возможности.
Материалы. Детские книги, иллюстрированные Ю. А. Васнецовым и современными художниками Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. I (ехотиной и др. по произведениям малого устного фольклора.
Листы белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки с водой.
1-й этап
Педагог предлагает детям вспомнить стихи и потешки про лошадку и рассказывает потешку:
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелену.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!
Золотые они, звяк, звяк, звяк!
Затем рассматривает с детьми иллюстрации Ю.А. Васнецова и других художников к потешке про коня. Уточняет характерные особенности выполнения иллюстраций к произведениям малого устного фольклора, показывает способы рисования лошадки, предлагает детям нарисовать иллюстрацию к потешке.
2-й этап
Дети продолжают рисовать лошадку. Педагог напоминает им, что иллюстрация должна быть украшена различными узорами. В процессе работы оказывает необходимую помощь. В конце занятия педагог рассматривает получившиеся работы и выделяет наиболее удавшиеся образы. Предлагает детям, которые запомнили потешку, рассказать ее.
Кудрявцева Л. С. Художники детской книги. – М.: Академия, 1998.
Курочкина H.A. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
Сокольникова Н.М. Художники, книги и дети: Монография. – М.: Мегатрон, 1997.
Книги, оформленные Ю.А. Васнецовым: «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». – М., 1984; «Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки». – М., 1996; «Шутки-прибаутки». – Л., 1984; «Русские сказки». – Л., 1991; «Сорока-белобока. Русские народные песенки, потешки, сказки». – М., 1996.
Тема 5. Филимоновские свистульки
Программное содержание. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Материалы. Выставка филимоновских игрушек (игрушки должны быть подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства). Иллюстрации с изображением филимоновских игрушек.
Ход занятия
Педагог организовывает выставку филимоновских игрушек. Читает стихотворение Н.В. Денисова (Николай Денисов – художник и поэт. Кистью художника и пером поэта он, живя в своей родной деревне, знаменитой народной филимоновской игрушкой, создает полнокровные живописные работы и лирические стихи).
Конец ознакомительного фрагмента.