Научный редактор Ольга Турухина
Издано с разрешения HarperCollins Publishers и Andrew Nurnberg Associates International Ltd. при содействии Andrew Nurnberg Literary Agency
Книга рекомендована к изданию Константином Вариком
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2016 by Chade-Meng Tan. All rights reserved. Published by arrangement with HarperOne, an imprint of HarperCollins Publishers.
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018
На свете есть много привлекательных, но при этом лишних вещей. Радость не из их числа
Все, кто научил меня радоваться, особенно в самые мрачные часы: спасибо вам!
Введение. Как я научился радоваться в свое удовольствие и себе на пользу
Позвольте для начала рассказать вам короткую историю. Жил на свете веселый умный мальчик, который к 21 году превратился в радостного, уверенного в себе и довольного жизнью молодого человека… И это был не я.
Я родился в Сингапуре в 1970 году. Крошечный Сингапур был бедной развивающейся страной без природных ресурсов. Но к тому времени, когда мне исполнился 21 год, моя родина превратилась в богатое государство с одним из самых высоких в мире уровней дохода на душу населения. Случилось знаменитое «сингапурское экономическое чудо»[1]. Вместе с этим национальным чудом росли и доходы моей семьи. Отец начал свою карьеру в десять лет уличным торговцем, а незадолго до моего рождения ему пришлось пойти в армию, чтобы семья выбралась из нищеты. Когда я был маленьким, мама в целях экономии не каждый день позволяла себе поесть хотя бы дважды. А когда мне исполнился 21 год, отец вышел в отставку в высоком офицерском звании и стал преуспевающим бизнесменом.
В 12 лет я научился писать компьютерные программы, что для 1982 года было серьезным достижением. А в пятнадцать уже выиграл первую из моих многочисленных национальных наград за успехи в программировании. Почти столько же лет спустя, когда мне было 29, талант программиста обеспечил мне место инженера в тогда еще только появившейся компании под названием Google (с тех пор как в 2000-м я начал на нее работать, она успела слегка подрасти). В Google так оценили мое дружелюбие и юмор, что даже прозвали меня «такой отличный парень… (и этого никто не станет отрицать!)»[2].
В общем, началось все как шутка, однако мне стало совсем не до шуток, когда я прочел о себе на первой полосе The New York Times[3].
Дело в том, что я сделал для Google кое-что, что не входило в служебные обязанности инженера: организовал для коллег курс по развитию эмоционального интеллекта на основе внимательности под названием «Ищи внутри себя». Очень скоро он приобрел невероятную популярность среди сотрудников Google и в итоге дал рождение одноименной книге-бестселлеру (Search Inside Yourself), переведенной на множество языков и получившей положительные отзывы от далай-ламы[4] и Джимми Картера[5]. Благодаря книге я, как говорят в таких случаях, наутро проснулся знаменитым. Меня стали считать экспертом по таким вопросам, о которых нормальному ботану из Юго-Восточной Азии с красным дипломом инженера не положено и представления иметь: «эмоциональный интеллект», «внимательность», «сострадание», «внутренняя радость». Я выступал в Белом доме на тему развития доброты и вел в ООН дискуссию о сострадании[6]. Ведущие телешоу 60 Minutes[7] пригласили меня рассказать о внимательности[8], а сотрудники CNN выпустили сюжет о моем «алгоритме счастья»[9].
Прочтя все это, вы, возможно, решите, что счастья у меня всегда было хоть отбавляй. Ничего подобного! На самом деле практически все начало своей жизни я провел на противоположном от счастья краю эмоций. Вплоть до 21 года я был глубоко и неизменно несчастлив. Отчаяние стало моим постоянным спутником и смердело так, будто не мылось с тех времен, как президентом США был Никсон[10].
Итак, счастье вовсе не пришло ко мне само – оно оказалось умением, которому я должен был научиться.
Счастье поддается тренировке!
Один китаец пришел к гадалке. Женщина долго изучала линии на его ладони и наконец сказала:
– Ты сейчас очень несчастен и будешь оставаться несчастным до тех пор, пока тебе не исполнится сорок лет.
– Но что же станет со мной после сорока? – с нетерпением вскричал человек. – Мое несчастье наконец-то от меня отвяжется?
– Нет, – ответила гадалка. – Просто после сорока ты к нему привыкнешь.
И это опять не обо мне…
К счастью для меня, моя история закончилась гораздо удачней. Я был несчастен только до 21 года. Именно в этом возрасте я обнаружил, что счастье можно в себе тренировать. И, развив в себе умение получать радость, я стал счастливым. А поскольку моя книга посвящена как раз этому умению, то и вы сможете развить его в себе, а значит, тоже стать счастливыми.
Исследования психологов говорят о том, что человек обладает ценнейшим качеством: он умеет приспосабливаться как к хорошим, так и к плохим обстоятельствам. Кроме того, для каждого из нас характерен свой, относительно постоянный уровень счастья, к которому мы неизменно возвращаемся независимо от того, насколько счастливые или горестные события случились в нашей жизни. Широко известное исследование 1978 года показало, что и люди, выигравшие в лотерею целое состояние, и те, кто оказался парализованным после аварии, рано или поздно возвращаются к своему среднему уровню счастья[11]. В 1996 году ученые включили в исследование пары близнецов, предположив, что их уровни счастья должны быть равными благодаря генетике[12]. Оказалось, что ни один из множества других учтенных факторов – социально-экономический статус, образование, доходы семьи, семейное положение или религия – не повлиял на уровень счастья более чем на 3 %. Иными словами, все мы родились с заданным уровнем счастья, заложенным в генах.
Раз львиная доля нашего счастья зависит от генетического кода, то получается, что мне изначально был задан очень низкий уровень счастья. Как будто некий боженька с карикатуры сунул нос в мою генетическую карту при рождении и буркнул:
– Без обид, пацан, но быть тобой – полный отстой. Пока!
О нет! Только не это! И что же мне делать? К счастью, я нашел решение. Точно так же, как мы можем тренировать и улучшать свои физические свойства – силу и выносливость, мы можем тренировать и качества нашего ума – радость и спокойствие!
Представьте, что вы не имеете понятия о пользе физических тренировок, а я пришел к вам, объявил, что нужно качать бицепс, показал, как это делать, тягая вверх-вниз тяжелую гантель, а потом предложил вам сделать то же самое. Скорее всего, вы подумаете (и это резонно), что у меня не все в порядке с головой. И тут же спросите:
– Почему? Почему я должен тратить время на то, чтобы махать этой несуразной штуковиной?
И только если вы узнаете, как упражнения влияют на физическую форму и зачем о ней заботиться, мои действия станут вам понятны. С каждым разом, поднимая эту чертову гантель, вы будете добавлять своим мышцам чуть-чуть силы. И если вы сделаете достаточно много упражнений для бицепсов и других мышц, то станете сильными и сможете делать то, что прежде у вас никогда не получалось. Теперь вы без труда отвернете тугую крышку на банке и одолеете хулигана. А вдобавок к мышечной силе (и способности одолеть хулигана) получите хорошую физическую форму и отличное здоровье. А это очень важно, ведь хорошая физическая форма и отличное здоровье делают ярче все стороны жизни. У вас больше энергии, вы реже болеете, а значит, становитесь более успешным в делах, потому что… у вас больше энергии и вы реже болеете. Вы лучше выглядите, уверены в себе и вообще довольны жизнью. Если вы никогда не слышали о пользе физических тренировок, то мои слова должны взорвать вам мозг, потому что я со всей ответственностью заявляю: вы можете целенаправленно изменить свою жизнь, выполняя простые упражнения – поднимая и опуская тяжелые предметы. Занимаясь этим, вы улучшаете все стороны своего бытия.
В долгой борьбе с ощущением собственного несчастья я совершенно случайно открыл для себя умственный эквивалент физических упражнений. Обнаружил, что можно изменить все стороны своей жизни простыми тренировками ума – образно говоря, накачивая бицепсы мозга. Развивать в себе навык получения радости «по запросу» и благодаря этому улучшать собственную жизнь в целом. И этим ментальным, или умственным, эквивалентом физических упражнений служит медитация.
Медитация – еще одно название для тренировки ума. Согласно научному определению, медитация – «особый род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики и предназначенных для погружения практикующего в специфические ментальные состояния»[13]. То есть для того чтобы медитировать, достаточно обладать разумом. Практикуя медитацию, вы приучаете свой разум эффективнее достигать определенных необходимых вам целей, например радости. В этом смысле важна медитация внимательности. Это одна из множества разновидностей медитации – точно так же, как бег трусцой – лишь одна из многих разновидностей физических упражнений. Внимательность определяется как «сосредоточение внимания на определенной цели: безоценочном осознавании настоящего момента»[14]. Итак, внимательность – особый вид внимания, а медитация внимательности предполагает именно такой способ сосредоточения.
Я начал медитировать потому, что чувствовал себя бесконечно несчастным и готов был попробовать что угодно. Должен признаться, в те времена в Азии медитация не воспринималась как что-то крутое. Скорее наоборот: медитировать считалось отстоем. Во времена моего взросления в Сингапуре не водились хиппи, но имелось энное количество чудиков, о которых родные сплетничали шепотом, со смесью благоговения и стыда. По-видимому, этими чудиками как раз и были люди, практиковавшие медитацию. Так что, как вы понимаете, в те годы и речи быть не могло о светских школах медитации, а значит, единственной возможностью познакомиться с практиками медитации были буддийские религиозные центры. (Позже именно из этого личного опыта родилась моя решимость сделать обучение медитации общедоступным, чтобы людям не приходилось становиться буддистами, дабы получить пользу от этих практик, – впрочем, это уже совсем другая история.) И в довершение всего: в те годы в ряде азиатских стран (в том числе в Сингапуре) буддизм считался устаревшим, нудным и совершенно беспонтовым. Стало быть, тощий и невзрачный юный ботаник, изо всех сил мечтающий получить признание у своих друзей, должен был дойти до полного отчаяния, раз занялся медитацией. И вот это уже обо мне…
И все же, несмотря ни на что, я тогда ясно ощущал, что именно медитация есть ключ к избавлению от моих несчастий, – хотя и не понимал, почему и как именно она мне поможет. Прорыв случился в сентябре 1991-го, когда меня зачислили в бакалавриат Наньянского технологического университета[15]. В кампусе я попал на лекцию, ее читала женщина, которую звали Преподобная Сангье Кхадро, известная еще и как писательница Кэтлин Макдональд, американка, посвященная в монахини в буддийском монастыре в Тибете. Мне сразу бросились в глаза спокойствие и доброжелательное достоинство, выражавшиеся и в ее позе, и в каждом движении и слове. Я был поражен до глубины души. Во время этой лекции прозвучала фраза: «Все зависит от того, как мы развиваем свой ум». И в тот миг, когда я услышал ее, все в моей жизни обрело значение и смысл. Всё. Тогда же я принял два судьбоносных решения. Во-первых, сказал себе: «С этой минуты, прямо сейчас, я становлюсь буддистом». А во-вторых, решил научиться медитировать – не важно, каких усилий это будет стоить.
Как и полагается, очень скоро после того, как решение было принято, судьба подарила мне встречу с моим первым учителем медитации. В полном соответствии с известной тибетской мудростью: «Когда ученик готов, приходит учитель». Может, и так, а может, мне просто повезло. Как бы то ни было, именно тогда я познакомился с недавно ушедшим от нас учителем медитации из Шри-Ланки – Годвином Самараратне, который, как я абсолютно убежден, достоин того благоговейного трепета, с которым к нему относятся ученики. Несмотря на глубочайшую мудрость, он снизошел до того, чтобы учить меня так, как мне понятнее. Он был первым из многих встреченных мной в дальнейшем мудрецов, благодаря которым я понял, что счастье поддается тренировке в каждый чудесный момент нашей жизни[16].
Это сейчас никто и ничто не поколеблет мою уверенность, что медитация способна привнести в жизнь счастье. Я знаю это, поскольку сам служу превосходным тому примером. Ведь основой для моего нынешнего счастья стало прежнее несчастье. Это означает, что я был несчастен, даже когда в моей жизни ничего не происходило. И это означает, что, когда происходило что-то хорошее, я чувствовал себя счастливым лишь на мгновение – и снова возвращался в состояние несчастья. И еще это означает, что я не был счастлив даже несмотря на обеспеченную жизнь, уважение коллег и все прочие признаки социального успеха, которого достиг, повзрослев. Однако не прошло и двух лет с того дня, как я начал тренировать свой ум, и основой моего существования стала радость. И это означает, что теперь я счастлив, даже когда ничего не происходит. А когда приходит горе и я испытываю боль, мне действительно больно, но потом я снова возвращаюсь в состояние счастья.
Ничего себе, да?
Люди привыкли верить, что их уровень счастья неизменен, однако я живое доказательство того, что этот уровень можно смещать как на негативный, так и на позитивный край эмоциональной шкалы, – и всего-то после двух лет упражнений. И определенно, я не единственное такое доказательство. Даже великим «мастерам счастья» необходимы постоянные упражнения, чтобы оставаться в форме. Возьмите, к примеру, далай-ламу, к которому радость приходит так охотно, что однажды на вопрос репортера о том, когда Его Святейшество испытал самый счастливый момент в жизни, тот, лукаво сверкнув глазами, ответил:
– Прямо сейчас.
Видите: даже далай-лама не испытывает счастье постоянно, и даже ему приходится тренировать свой ум, чтобы быть счастливым «прямо сейчас», и даже он делает такие упражнения каждый день.
А «самый счастливый в мире человек», тибетский буддийский монах Матье Рикар[17], чье счастье было измерено (и это широко обсуждалось в 2007 году[18]), признается, что не был рожден счастливым. Он сумел достичь продолжительного состояния душевного мира и спокойствия (которое скромно называет «определенным уровнем внутренней свободы и сострадания») благодаря постоянным тренировкам, на которые его вдохновили учителя. В нашей с ним беседе Матье особо подчеркнул, что утверждение, будто в мире есть какие-то «особенные люди», не более чем пустой звук. Результаты тренировок, через которые Матье Рикар прошел вместе со своими последователями, – реальное доказательство того, что каждый может получить от этих упражнений пользу.
Еще один человек, добившийся выдающегося уровня счастья, – Мингьюр Ринпоче[19], участвовавший в экспериментах передовой неврологической лаборатории Ричарда Дэвидсона в Мэдисоне. Он откровенно признается, что в детстве страдал от сильных панических атак, но сумел преодолеть их с помощью медитации[20].
Я не считаю такие примеры совпадением; я считаю, что так и должно быть. Ведь известно же нам, что еще в годы молодости Будды, то есть примерно за 500 лет до нашей эры, индийский царь обратил внимание на необыкновенное спокойствие и счастье буддийских монахов. Для меня же не менее убедительными стали результаты занятий на курсе «Ищи внутри себя». Подавляющее большинство моих коллег, посещавших курс, до этого либо вообще никогда не занимались медитацией, либо были едва с ней знакомы. Однако уже после первых недель наших занятий многие из них признавались, что стали чувствовать себя намного счастливее. Исследование 2003 года показало похожие результаты: всего восьми недель медитации внимательности достаточно, чтобы запустить в мозге значительные изменения, обусловленные повышением уровня счастья[21].
В данный момент жизни я нахожусь в хорошей точке – возможно, на середине? – пути между Несчастным среднестатистическим Джо (или Горестной среднестатистической Джилл) на одном его конце и Его Святейшеством и другими мастерами счастья – на другом. Совсем недавно я понял, что почти ни при каких обстоятельствах больше не теряю чувства юмора. Архиепископ Десмонд Туту[22] однажды сказал: «Если вы хотите стать источником перемен, вам понадобится все ваше чувство юмора». И я с ним согласен: радость – чрезвычайно мощный источник силы.
Впрочем, ладно; может, я успел пройти всего четверть пути до неизменного счастья 24/7, но ведь здесь гораздо важнее осознавать, что ты движешься, не стоишь на месте. Иными словами – что радость и счастье поддаются тренировке. Именно так! Вот почему эти эмоции с такой охотой приходят к Его Святейшеству и другим счастливым людям. Они практикуют всю жизнь. Однако это не значит, что, прежде чем стать счастливым, вам придется превратиться в восьмидесятилетнего монаха: вы сами увидите, как ваша жизнь начнет меняться к лучшему уже после первых шагов.
Радость не зависит от физических и эгоистических удовольствий
Жил на свете человек с какой-то кожной болезнью. Тело его постоянно зудело, однако каждый раз, когда удавалось почесаться, он испытывал приятные ощущения. Настал момент, когда очень умелый доктор вылечил его от болезни, и человеку больше не надо было чесаться. И тогда он понял, что хотя чесаться было и приятно, но все-таки жить, не испытывая в этом потребности, намного приятнее.
Есть два состояния ума, заставляющие нас «чесаться»: ради приятных физических ощущений и чтобы потешить свое эго. Да, мы испытываем удовольствие от приятных физических ощущений – например, когда едим вкусную еду, а нашему эго нравится, когда нас за что-то хвалят, – и это хорошо. Но гораздо лучше, если нам удается испытывать радость, не связанную с физическими ощущениями или эго. Простой пример: мы чувствуем радость, когда сидим и едим шоколад, но можем испытывать радость и когда просто сидим, безо всякого шоколада. Чтобы этого добиться, мы учим ум испытывать радость даже тогда, когда он не получает стимулов извне. В этом и кроется тайна повышения нашего внутреннего уровня счастья.
Чтобы тренировать ум испытывать радость, не зависящую от стимулов, надо сначала разобраться, как освободить состояние радости от необходимости в чувственной стимуляции, а затем укрепить в себе эти навыки. Их, кстати, всего три: расслабление, направление и подъем.
Первый навык для получения «счастья по запросу» – это умение расслабить ум, погрузить его в состояние спокойствия. Когда ум в покое, ему легче открыться для радости, а полученная радость, в свою очередь, поможет укрепить наше спокойствие. Я называю этот процесс «расслаблением в радости»: вы радуетесь просто так, без приятного «поглаживания» своих чувств или собственного эго. И чем больше мы развиваем эту способность к внутренней радости, тем скорее расстаемся с зависимостью от чувственной стимуляции или стимуляции эго. А это значит, что радость становится гораздо более доступной – приходит где и когда угодно.
Следующим навыком становится умение распознавать радость и сосредотачиваться на ней. Мы учимся смотреть туда, где можно увидеть и распознать уже ставшую для нас доступной радость в моменты, о которых мы раньше и не подозревали. Например, мы можем испытывать радость просто от глубокого дыхания или привычных дел.
Потому что сами приглашаем радость во все это. То есть мы узнаем радость как часть не только медитативного состояния, но и повседневной рутины. Со временем, благодаря практике, наш разум сам научится распознавать радость в обычном. Радость станет для него таким же привычным атрибутом, как близкий человек, на которого всегда можно положиться. И чем сильнее разум привыкнет к радости, тем больше он будет ее ценить, тем точнее будут его обращения к ней и тем легче ему будет вызывать состояния, способствующие радости.
Теперь, овладев первыми двумя навыками, мы можем научиться поднимать свой ум к высотам благотворной радости, той, что приносят доброта, щедрость, бескорыстная любовь и сострадание. Польза от такой радости укрепляет наше ментальное здоровье так же, как полезная пища укрепляет здоровье физическое.
Кроме того, этот вид радости приводит ум в более стабильное, сосредоточенное состояние, потому что ему больше не нужно тратить силы на сожаления или чувство вины. А стабильное и сосредоточенное состояние ума, в свою очередь, содействует благотворной радости – так замыкается «непорочный» круг.
Тренируясь в умении расслаблять, направлять и поднимать ум к радости, мы развиваем в себе способность получать счастье по запросу практически в любой ситуации повседневной жизни (за исключением, может быть, лишь таких форс-мажорных состояний, как утрата источника пропитания или потеря близкого человека).
Один из директоров Google Джонатан Берент, освоив все три навыка, заметил, как сразу же изменилась его жизнь. Он сказал мне:
– Оказывается, мне достаточно сделать осознанный вдох, чтобы почувствовать радость. На самом деле это так помогает, что теперь я специально завожу будильник, чтобы осознанно вдыхать как минимум раз в час, если есть возможность. Еще года два назад я бы сказал, что счастье по запросу – ерунда и не смешите меня! Но теперь оно стало для меня реальностью, и я знаю, что могу стать счастливым в любой момент.
Кое-кто из моих знакомых ощутил перемены, едва успев сделать лишь одно небольшое упражнение из этой книги. К примеру, Джейни, которая много лет не могла нормально спать по ночам. Она всего пару минут направляла внимание на радость от любящей доброты (глава 5) и той же ночью крепко уснула впервые за несколько лет. Теперь она практикует любящую доброту каждый день – и прекрасно высыпается.
Однако не спешите – это еще не всё! Те же навыки, с помощью которых наш ум учится расслабляться, направляться и подниматься к радости, дают нам умение и силы справляться с самыми сложными проблемами и эмоциональной болью. Конечно, нельзя гарантировать, что исключительно благодаря одному осознанному вдоху в час, или даже многим часам тренировок, или просто к концу чтения этой книги в вашей жизни наступит череда удачных и счастливых дней. Но одно я могу обещать: когда бы вы ни прибегали к трем этим приемам – расслабление, направление, подъем, – то, что причиняет вам боль, покажется менее болезненным, безразличное принесет радость, а приносившее радость станет еще более радостным.
(В этом месте вам положено ахнуть: «Ничего себе!»)
Если вы сегодня несчастны или даже счастливы, но вам этого счастья маловато, имейте в виду: отпущенный природой уровень счастья может быть повышен. Я знаю, что говорю, потому что проделал это сам и видел, как того же добились многие коллеги, занимавшиеся по моей программе в Google. Я даже видел результаты научных исследований, которые описывали полученный эффект в цифрах. Конечно, буддийские монахи и другие люди, занимающиеся созерцательными практиками, делают это уже на протяжении многих тысячелетий, но дело тут вовсе не в каком-то чудесном эликсире, растворенном в водах Гималаев, – это то, что можете делать и вы, где бы ни были.
Предвижу резонный вопрос: если безусловная и устойчивая радость так легко доступна, почему же об этом до сих пор знает так мало людей? Почему эта радость так неуловима? Полагаю, потому, что большинство людей и понятия не имеют о том, что такая радость – не связанная с физическими ощущениями или эго – вообще возможна. А если даже кто-то про нее и слышал, то считает достижение нереальным, так что не стоит и пытаться. Мы просто не в состоянии представить, что этому может научиться любой желающий. Кто-то твердо убежден, что для радости необходимо много денег, равно как есть сторонники и прямо противоположной точки зрения, согласно которой настоящее счастье доступно лишь тем, кто отказался от всего мирского и поселился отшельником в лесной хижине. Вы можете считать, что для получения доступа к радости необходимы годы медитаций, однако, прочтя главу 2, узнаете, что при желании достаточно сделать всего один осознанный вдох.
Однако если вы уверены, что достигаете радости только когда покупаете и потребляете непонятно что и превращаетесь в беспринципного финансового воротилу с последующим участием в президентских выборах, – не видать вам счастья как своих ушей.
Еще никогда удовольствие не было столь доступным, как в современном мире, с современными технологиями, – оно повсюду, надо лишь руку протянуть. Так что дефицит счастья сегодня никак не может быть связан с невозможностью потешить свое эго или свои чувства. Просто счастье, достигаемое такими способами, весьма относительно, поскольку зависит от внешних факторов, не всегда поддающихся контролю. (Подобно тому, как выбор ролика на YouTube может оставаться под нашим контролем, пока не обрушится доступ в интернет.)
И напротив, радость, обретенная внутри себя – благодаря миру в душе, достигнутому через несколько глубоких вдохов, или от доброго отношения к окружающим (хоть в этом и участвуют другие люди, от них ничего не зависит), или от нашей собственной щедрости, или от совершения правильных поступков, – такая радость всегда в нашем распоряжении, независимо от обстоятельств. И даже если по какой-то случайности мы утратим эту радость или в нашей жизни произойдет нечто очень плохое, что ее пересилит, мы останемся способны увидеть радость в знании того, что можем ее вернуть. Каждый из нас одарен внутренним живительным источником – не важно, с какими проблемами и горестями нам приходится сталкиваться. И этот источник – радость. Она не ускользнет от вас, если вы знаете, где и как ее искать.
Счастье – путь к успеху
Жизнь непредсказуема. Иногда вы находите что-то лишь после того, как перестаете искать. Однажды, к примеру, мне до зарезу понадобился специальный кабель для компьютера. Я знал, что он у меня есть, но, перерыв весь дом, не нашел. Через час бесполезных поисков, сдавшись, я решил, что завтра пойду и куплю этот кабель, и тут, не успев и глазом моргнуть, увидел его прямо на полке над рабочим столом.
Примерно то же, как я убедился, происходит и с ощущением жизненного успеха. Когда я начал учиться получать радость, независимую от физического удовольствия или эго, я стал гораздо счастливее, и мое желание добиться успеха уже не было таким отчаянным. Теперь я мог чувствовать себя счастливым независимо от наличия или отсутствия денег, от удачной или провалившейся попытки «доказать что-то остальному миру», – то есть не было больше смысла так отчаянно стремиться стать успешным. Я искренне полагал, что на этом мой поход за успехом закончен и меня ждет незавидная участь обычного рядового трудяги, которой в Азии «мамочки-тигрицы» так любят пугать своих деток. Однако все произошло с точностью до наоборот, и я оказался куда более успешным, чем даже мог предположить.
Позднее я разгадал этот парадокс: радость дарит нам счастье, а счастье ведет к успеху. Но сначала давайте определим, в чем разница между радостью и счастьем. Мне нравится определение счастья, данное Матье Рикаром, да и кому, как не ему, «самому счастливому человеку в мире», знать этот предмет лучше всех! Как говорит Матье, счастье – это «глубокое чувство благополучия, порожденное абсолютно здоровым разумом… не просто приятное чувство, неуловимая эмоция или настроение, но оптимальное состояние человека»[23]. Этим счастье и отличается от радости. Радость – это именно приятное ощущение. Эмоция. И она живет всего мгновение. Тогда как счастье – это скорее суммарный эффект, длящийся во времени благодаря здравому уму и личному благополучию. То есть радость – это строительный кирпичик для счастья. Счастливая жизнь создается из множества моментов радости. И хотя счастье не предполагает, что каждая минута жизни будет окрашена радостью, не может быть безрадостного пути к счастью. Способность получать радость по запросу дала мне возможность построить счастливую жизнь. И в этом смысле – да, радость – это путь к счастью.
Как же при этом взаимосвязаны счастье и успех? На поверку вышло, что поначалу я все понимал неправильно. Азиатское воспитание укрепило меня в убеждении, что успех и есть путь к счастью и в один прекрасный день я стану настолько успешным, что это сделает меня счастливым. На самом деле все с точностью до наоборот. Успех вовсе не приводит к счастью, напротив, счастье приносит успех. Именно такая взаимосвязь между успехом и счастьем в последнее время исследуется особенно подробно. Мой друг Шон Эйкор дал ей блестящее определение – «Преимущество счастья», одновременно ставшее названием для его книги-бестселлера[24]. Объединив результаты сотен исследований, проведенных за последние десятилетия, Шон сделал убедительный вывод, что счастье дает нам главное преимущество в погоне за успехом. Как он подчеркнул в своей статье, опубликованной в Harvard Business Review в 2011 году, «величайшее преимущество современной экономики – это счастливые и заинтересованные в своем деле работники»[25]. Ощущение счастья поднимает продажи на 37 %, продуктивность – на 31 %, а добросовестное отношение к работе – на 19 %. Счастье делает людей более популярными в своей среде и трудоспособными – или лучшими учениками, если речь идет о школе. Оно же делает нас и более здоровыми, не говоря уж о множестве других, менее значительных показателей уровня жизни. Счастье, как мы убедимся в главе 1, даже повышает креативность. Но от всех этих позитивных данных нам было бы мало проку, если бы счастье оказалось чем-то не поддающимся контролю, а случайно сваливающимся на голову – и то не всем. Для нас же очень важно как раз то, что радость и счастье поддаются тренировке, и именно таким тренировкам посвящена моя книга.
Если вы стремитесь к успеху, я настоятельно рекомендую вам сначала научиться быть счастливыми. Конечно, никто не исключает возможности добиться успеха без предварительного «обучения счастью», но я все же не советую придерживаться такой последовательности действий, потому что если вы были несчастливы до того, как добились успеха, то после этого ваше ощущение несчастья лишь усугубится. Мой собственный опыт достижения финансового успеха, как и опыт знакомых мне богатых людей, позволяет говорить, что богатство обладает способностью усиливать личностные качества своего хозяина. Если вы изначально были злым и жестоким, то, разбогатев, обозлитесь и ожесточитесь еще сильнее, ведь у вас не было стимула проявить к кому-то доброту и сочувствие даже для того, чтобы выжить. Если же, напротив, вы всегда были добрым и щедрым, то богатство лишь усилит эти свойства вашей натуры, потому что даст еще больше возможностей их проявлять.
Раз богатство работает как усилитель личностных качеств человека, то логично предположить, что оно равным образом умножает и опыт его переживаний. Если вы были несчастны, начиная свою карьеру представителем среднего класса, то пробившись в мировую финансовую элиту, вы усугубите свое несчастье, поскольку состояния ума, делающие вас несчастными, – алчность, жестокость, паранойя и неуверенность в себе – только усилятся. Равным образом, если изначально вы были счастливы, то став богачом, скорее всего, приумножите и свое счастье. Потому что состояния ума, которые делали вас счастливым, – щедрость, доброта и мир в душе – тоже приумножатся и принесут вам еще больше счастья.
Вот почему учиться быть счастливым полезно всегда, а особенно – перед тем, как стать успешным. Это поможет вам не только добиться успеха, но и впоследствии сполна насладиться им.
Благотворный цикл
К созданию этой книги меня в определенной степени мотивировали отзывы читателей на предыдущую – «Ищи внутри себя». В отзывах говорилось, что, хотя преимущества от тренировки внимательности очевидны, она требует слишком больших усилий. И пыл начинавших заниматься заметно остывал при мысли о том, что обещанные дары (читай: радость) недостижимы без ежедневной медитации продолжительностью не менее часа. Но ведь на самом-то деле это не обязательно. Самые простые упражнения, доступные каждому, приносят поразительные плоды и несомненную пользу в настоящем и эффективные изменения в будущем.
К счастью (для этой книги), я сам весьма ленивый практикующий и потому прекрасно знаю, как сделать медитативные практики еще более простыми, чем те, что описаны в «Ищи внутри себя». Ключ здесь – практиковать с радостью.
Конфуций сказал: «Никогда не покупай один предмет, если можешь купить два за ту же цену». (Сразу признаюсь: это шутка, Конфуций никогда такого не говорил, но ведь мог бы сказать, поскольку был мудрецом и все такое.)
В жизни существует немало по-настоящему прекрасных вещей, способных по самой своей природе взаимно усиливать друг друга, объединяясь в некие благотворные циклы. Например, если вам доставляет удовольствие какое-то занятие, требующее определенной подготовки и мастерства (скажем, жонглирование, серфинг или игра на музыкальном инструменте), то, скорее всего, вы не пожалеете на него времени и будете постоянно совершенствоваться. При этом чем больше вы совершенствуетесь, тем больше удовольствия получаете. А чем больше получаете удовольствия, тем больше времени тратите на это занятие и, значит, еще больше совершенствуетесь… и так далее, по кругу. В этом примере степень мастерства и удовольствие образуют благотворный цикл, в котором один элемент усиливает другой. Таким образом вы извлекаете пользу из обоих, и при этом никаких дополнительных трат (в точности по высказыванию, которое я приписал Конфуцию).
Радость и медитация – еще одна по-настоящему прекрасная пара, способная образовать благотворный цикл. Медитация – это тренировка ума. А радость особенно доступна, если ум тренирован, ведь благодаря тренировке ум обучается достигать внутренней радости все чаще и все легче. И в то же время радостный и спокойный, умиротворенный ум легче фокусируется, а сфокусированный легче поддается тренировке; значит, и эффективность медитативной практики повышается. Так образуется благотворный цикл медитации с радостью. Как только вы запустите его в работу, вам станут доступны прежде недостижимые высоты медитации, а радость станет доминирующим состоянием вашей повседневной жизни.
В книге мы подробно изучим взаимоотношения этой пары и научимся инициировать движение мощного радостного благотворного цикла. Ведь именно этот цикл выведет нас в итоге на уровень настоящих мастеров счастья, для которых любой момент жизни самый счастливый, потому что им доступно счастье по запросу.
Для тех, кто не в курсе: что вы с этого будете иметь
Не вызывает сомнения то главное, что прежде всего приносит нам счастье по запросу: радость! Да, да и еще раз да! С практикой дни будут заполняться радостью все больше и больше – сначала моментами, а потом минутами и часами. И это будет радость не только сама по себе, но еще и от сознания того, что вы можете рассчитывать на нее снова и снова, больше и больше, – от такого у кого хочешь настроение поднимется.
Внутренняя радость исходит из внутреннего мира. Это станет отправной точкой для вашей практики: глава 2 и глава 3 посвящены тому, как расслабляться в радости. Вы научитесь успокаивать ум и находить для себя умиротворение в нашем безумном стремительном мире, где все же есть место радости. Затем мы научимся обращаться к радости. Если вы читаете эту книгу потому, что мало знакомы с радостью, то я особенно настоятельно приглашаю вас в главу 4, где вы (снова) познакомитесь с радостью внутри вас и в мире в целом. Эта глава поможет вам наладить дружеский контакт с вашей внутренней радостью. С практикой вы так близко познакомитесь с радостью, что она войдет у вас в привычку.
Сострадание и доброта порождаются внутренним миром и радостью. При этом сострадание одновременно является плодом радости и приумножает радости: еще один благотворный цикл. Иными словами: радость делает вас более доброй и сострадательной личностью, а доброта и сострадание приносят еще больше радости! В главе 5 этот цикл описан более детально, и там же есть упражнения, поддерживающие его движение. Эта глава посвящена подъему.
Заручившись поддержкой своего внутреннего мира, внутренней радостью и состраданием, вы получите преимущества по полной программе: веру в себя и харизму, креативность и изобретательность, энергичность, здоровье и эмоциональную устойчивость, счастье, юмор и популярность, отвагу и успех во всех сферах жизни и плюс ко всему – личную свободу и душевный мир. Радость – неиссякаемый источник множества прекрасных вещей, включая удачу. Все эти преимущества мы рассмотрим в главе 1 и главе 7.
Глава 6 посвящена умению справляться с болью. Друзья мои, я от всей души желаю вам только радостных дней, но мы ведь знаем, что в жизни происходят и ужасные события. Некоторые дни (а бывает, и месяцы) становятся для нас по-настоящему черными. В мире, увы, всегда находится место страданию. Подчас обстоятельства так беспощадно отрезают нас от радости, что все, на что мы способны, – это сжаться в комок, дабы пережить тяжкий момент. В главе 6 я объясняю, как можно использовать навыки, которые вы уже получили благодаря практикам из предыдущих глав, чтобы противостоять болезненным эмоциям. Эта же глава раскроет сокровенную тайну боли, которая, возможно, удивит вас (внимание, спойлер!): радость и боль могут сосуществовать. И то, что вы испытываете боль, еще не значит, что вам недоступна радость. Не тревожьтесь, практика непременно разовьет в вас способность радоваться даже в периоды боли. В этом заключается положительная сторона боли: какой бы сильной она ни была, работая с ней, вы получаете возможность научиться облегчать свое состояние. Помните: благодаря практике то, что приносило радость, станет еще более радостным, безразличное принесет радость, а то, что причиняет боль, покажется менее болезненным.
В заключение вступительной части хочу сказать: друзья мои, нам очень повезло! Перед нами открылись неограниченные возможности. Мы живем в век, когда все, что традиционно считалось неподвластным научному исследованию, – счастье, доброта, внимательность, душевный мир и так далее – описано учеными, потому что появились технологии для измерения этого. За тысячи лет человеческие страдания качественно не изменились. Перемены возникли на стыке вековой мудрости и науки: мощные практики, позволяющие нам получать доступ к счастью по запросу, стали понятными, а благодаря этому – широкодоступными.
Я написал эту книгу, чтобы помочь сделать счастье по запросу понятным и доступным каждому из вас. Надеюсь, она вам понравится.