Вы здесь

Радиола. Год 1983 (Сергей Сычёв)

Год 1983

MADONNA

27 июля 1983 года на фирме Warner Brothers в свет выходит первый альбом новой артистки с провокационным именем Madonna. Впрочем, это не псевдоним, девушку действительно зовут Мадонна. Мадонна Луиза Чикконе.

В 1978 году Мадонна покидает родительский дом, взяв небольшой багаж и несколько долларов, Мадонна приезжает в Нью-Йорк. Там она работает в кофейне, подрабатывает натурщицей (позже, когда она станет знаменитой, эти фотографии юной Мадонны напечатает эротический журнал «Penthouse») и мечтает о карьере танцовщицы.

Но уже через год меняет мечту и пытается сделать карьеру певицы, за нее и ухватилась.

Мадонна, жесткая, целеустремленная, всегда знает, чего она хочет и добивается этого любыми способами. В ее жизни было не мало людей, которые помогали в начале карьеры, но как только певица понимала, что с этого человека больше уже ничего полезного не возьмешь, она переступала через них.

«Она соблазняет людей, – рассказывает ее подруга Белл, – твердит им, какие они восхитительные, льстит им, кокетничает, а потом высасывает из них все, что ей нужно».

В итоге в 1982 году Мадонне удается очаровать Сеймура Стейна, главу фирмы «Sire records» и тот подписывает с ней контракт. Увы, первые синглы вышедшие в том же 82-ом году большого успеха не имели, появившись лишь в танцевальных чартах.

Первый альбом вышедший в 1983 году стал набирать популярность после выхода диско-поп песни «Holiday», а так же средне темповой «Lucky Star». В том же году выходит дебютный альбом у певицы Cyndie Lauper, которая стала ближайшей конкуренткой Мадонны. Дебют Синди пользовался бешеным успехом, родив несколько мировых хитов. Альбом Мадонны пользовался средним успехом, что бесило певицу. Критик из журнала Billboard так отзывался о противостоянии певиц: «Синди Лопер – это надолго, а Мадонна через полгода будет никому не нужна». Как видим, ошибался.

Настоящий успех к певице приходит с выпуском в 1984 году альбома «Like A Virgin», который в одной только Америке расходится тиражом десять миллионов. Начинается череда больших хитов, многомиллионных тиражей альбомов, скандалов, слухов, сплетен, эпатажа, откровенных фото-сессий и не менее откровенных интервью. Мадонна на вершине мира.

Прошло уже более тридцати лет, но как бы ни старались Lady GaGa, Kylie Minogue, Janet Jackson, Pink, Britney Spears и другие, превзойти Мадонну в популярности, тиражах и влиянии на публику и шоу-бизнес в целом, никому из них так и не удалось.

«Я знаю, что я не лучшая певица. Я знаю, что я не лучшая танцовщица. Но мне это неважно. Мне важно оказывать влияние на людей».

И ей это удалось.


KISS СНИМАЕТ МАСКИ

В начале 80-х в Лос-Анджелесе, на местной клубной сцене зарождается новое течение в рок-музыке – глэм-метал. Одна за другой появляются группы, появившиеся под влиянием «Alice Cooper», «New York Dolls», «Aerosmith» и, конечно же, «Kiss».

Kiss к этому времени стремительно теряют свою бешеную популярность. Надо что-то срочно предпринимать. Хитрый Джин Симмонс предлагает сделать рискованный шаг, отказаться от грима и вычурных костюмов. Идею поддержали.

18 сентября 1983 года «Kiss» впервые предстают на публике без своих знаменитых масок. Произошло это на специальной пресс-конференции, на весь мир событие транслирует канал MTV.

Надо сказать, что акция принесла свои дивиденды. Новый альбом группы «Lick It Up» расходится втрое лучше предыдущего. Немного сменился и музыкальный формат группы, музыка стала более поп-ориентирована и с легкостью попавшая в струю модного глэм-течения.

Последуют не менее хитовые пластинки «Anymalize», «Asylum», «Crazy Night», «Hot In The Shade», «Revenge». Но молодая глэм гвардия дышит «киссам» в затылок.

Без своих коронных масок группа будет выступать до 1996 года. Когда «Kiss» достали из пыльных сундуков свои костюмы, надели высокие башмаки, нанесли свой «кабуки-грим», они вновь созвали журналистов на пресс-конференцию. Джин Симмонс рассказывает: «Публика сошла с ума, ко мне подбежал какой-то парень, опустился на колени и стал целовать мои «шузы на платформе». С этого момента и до сегодняшнего времени, «Kiss» снова поражают масштабами своего шоу, гримом и костюмами. И, кажется, не откажутся от этого уже никогда.

Пионерами глэм-метал движения становятся лос-анджелесские группы «Motley Crue», «Ratt» и «W.A.S.P.», а так же нью-йоркская «Twisted Sister.» С помощью грима, рок-н-ролла, скандалов и клипов на MTV эти группы становятся самыми востребованными в хард-роке 80-х. Во второй половине десятилетия к ним присоединяются «Cinderella», «Skid Row», «Guns N Roses», «Poison» и тысячи других малоинтересных, второстепенных групп.

Казалось, лак, и блестки не кончатся никогда. Но 1991 год, Сиэтл, «грандж» и в первую очередь, песня группы Nirvana «Smells Like Teen Spirit» не дает этим группам никакого шанса и полностью меняет лицо рок-н-ролла в 90-х. На плаву остаются сильнейшие: всё те же «Kiss», «Motley Crue», «Aerosmith», да «Guns`n`Roses».


ДИСКО РОДОМ ИЗ ИТАЛИИ

Вы думаете, что в Италии в те времена были только Кутуньо с Челентано. Ошибаетесь. В начале 80-х в Италии зародился целый пласт в танцевальной культуре, который приобрел наибольшую популярность в Швейцарии, Германии, Австрии и, конечно же, в СССР. Речь пойдет об «Итало-диско» или как его назвали иностранные критики «спагетти-дэнс».

В начале 80-х итальянские продюсеры вывели новую форму танцевальной музыки, соединили футуристические звуки «Kraftwerk» с британским электро-попом, добавили диско и вуаля, танцуйте граждане под итало-диско.

Термин «итало-диско» в 1983 году ввел в обиход Бернхард Микулски, глава фирмы «Zyx Music», на которой выпускалось огромное количество подобной музыки.

Основная черта – классический темп 120 ударов в минуту, английский язык и сильно синтезированная мелодия.

В 1983 году на свет появляются первые синглы Роберто Жанетти, известного под псевдонимом Savage. Синглы «Only You», «Don`t Cry Tonight» и написанная им же песня для певицы Rose «Magic Carillion» тут же становятся классикой нового танцевального направления. Еще одной звездой «итало-диско» становится группа «Scotch» с хитами «Disco Band» и «Delirio Mind». Известность получили так же Mike Mareen, «Radiorama», Gazebo, Ken Laszlo.

В свет начинают выходить знаменитые сборники «The Best Of Italo-Disco». Но не только итальянские артисты подхватили новое направление, часто под термином можно встретить ранние записи австрийца Fancy, например «Slice Me Nice» и даже американскую группу «The Flirts».

Популярность «итало-диско» нельзя не отметить. Треки со сборников крутились из окон домов, дискотек, школьных вечеринок. Большинство даже не знало ни имен артистов, ни названий песен. Для многих все эти треки слились в одно название «The Best Of Italo-Disco». Популярность была такая, что в 14 выпуске мультфильма «Ну, погоди» была использована песня «Action» проекта Digital Emotions.

Волну популярности «итало-диско» накрыло в 1985 году «евро-диско» с большими звездами в виде «Modern Talking», «Bad Boys Blue», C.C. Catch.


БАНАНОВЫЕ ОСТРОВА

Вспомните, подо что танцевала советская молодежь в 1983 году? Естественно итальянцы, «Арабески», медляки Антонова, Зодиак. Самые продвинутые дискотеки уже крутили, так называемое «итало-диско». Отечественных танцевальных хитов было мало, и то они принадлежали к официально разрешенной эстраде. Скучно…

Сейчас уже мало кто помнит ВИА «Красные Маки». Так вот, в 1980-м году коллектив выпускает пластинку «Кружатся диски». Что особенного? Дело в том, что это был полностью танцевальный альбом, звучащий нон-стоп. Но главное, в роли продюсера этого альбома выступил Юрий Чернавский.

В 1982 году Чернавский помогает Кузьмину с первым альбомом «Динамика», а чуть позже приступает вместе с композитором Владимиром Матецким и участником группы «Веселые ребята» Сергеем Рыжовым к записи революционного по тем временам танцевального альбома.

Из воспоминаний. Чернавский, придя утром в гостиничный номер к Рыжову, спросил:

«Старик, я опять про бананы. Я придумал такого ма-а-аленького мальчика, который живёт в телефонной трубке и делает ту-ту-ту. Как ты думаешь, как его зовут?» Рыжов повертел носом во сне и, не открывая глаз, пробормотал: «Бана-н-нан». Повернулся к стенке и опять уснул…»

Самый большой хит альбома «Здравствуй, мальчик Бананан» тут же попал в руки «писателей» так называли людей, которые в советское время подпольно тиражировали кассеты с записями не разрешенной музыкой и стал бомбой на московских танцполах.

В тандеме с Чернавским работал бывший участник группы «Удачное Приобретение», композитор Владимир Матецкий, позже прославившийся хитами для Софии Ротару.

Немыслимо, альбом, актуально звучащий и по сей день, был записан у Чернавского, дома, в коммунальной квартире на двухдорожечный магнитофон.

Вспоминает Артемий Троицкий:

«Я думаю, что альбом „Банановые острова“ может считаться идеалом и пределом качества, которого можно достигнуть при двухканальной записи. Когда я слушал эту пленку, и я и многие другие просто не могли поверить, что вся эта работа сделана на двух каналах».

Реакция властей на альбом была суровой, запретить! Ни музыка, ни тем более странные тексты, а-ля «абракадабра» одобрения у официальных органов не вызвали. Но, так просто песню не задушишь, не убьешь. Альбом под названием «Банановые острова» пошел гулять по стране в виде кассет в студиях звукозаписи.

Была еще вот какая история. Вторым хитом с альбома стал трек «Робот», на эту песню даже умудрились снять видео. И, что самое невероятное каким то образом получилось пропихнуть в главное музыкальное шоу в СССР, «Песня года». А это прямая дорога на ТВ и радио и на фирму «Мелодия». Увы, уже никто не помнит, почему номер Чернавского и Матецкого «Робот» сняли с эфира.

Спустя четыре года, в 1987 году песня, без согласия авторов вошла в саундтрек к фильму «АССА».

Владимир Матецкий был крайне удивлен этому факту:

«Это было очень неприятным для меня моментом, когда я вдруг увидел, что в саундтреке фильма «АССА» стоит песня «Здравствуй мальчик Бананан». Почему неприятно, казалось радоваться надо. Потому что никто даже не попросил, не спросил разрешения. Я помню, Чернавский мне позвонил: «Ты, чтоль, Володь давал разрешение? – Да нет, я разрешения не давал. Он говорит, и я не давал, вообще, что за дела»?

Потом, когда еще в фильме появляется герой Бананан… У меня нет обиды на Соловьева. И то, что делал и делает Соловьев мне абсолютно понятно. Этот человек очень не глупый, сразу сообразил, что эта «контркультура» идет на большой, большой подъем. И он вовремя схватился за эту «контркультуру», за Витю Цоя. У меня нет обиды потому что, ну так устроен мир, это произошло и это произошло, это уже часть истории».

Альбом пережил свое время и не так давно альбом «Банановые острова» был переиздан на виниловой пластинке.


MICHAEL JACKSON «THRILLER»

К 1983 году американский певец Майкл Джексон уже был мировой суперзвездой. Его карьера началась еще в конце 60-х, когда он совсем юным ребенком был участником семейного ансамбля «Jackson 5». Группа пользовалась бешеным успехом по обе стороны Атлантики, в первую очередь у подростков, что дает все основания называть пятерку Джексонов, первым «бойз-бендом». В 1972 году, не выходя из состава ансамбля, Майкл начинает записывать сольные альбомы, пользовавшиеся не плохим спросом.

В середине 70-х название семейного тандема меняется на просто «Jacksons», а в 1979 году Майкл выпускает первый настоящий сольный альбом «Off The Wall». Альбом имел большой успех, в первую очередь из-за участия в нем продюсера и композитора Квинси Джонса. Диск принес мировую славу, несколько хитов и множество золотых и платиновых наград. Все еще оставаясь в составе «Jacksons», Майкл вместе с Квинси приступает к работе над следующим альбомом, которому суждено стать самым раскупаемым альбомом за всю историю поп и рок музыки.

К тому моменту его альбом «Off The Wall» уже успел разойтись тиражом свыше пяти миллионов, но Джексон хотел превзойти свой же успех. Работа над новым альбомом началась 14 апреля 1982. В этот день был записан дуэт с Полом Маккартни «The Girl Is Mine», которому суждено было стать первым синглом с альбома. К работе над альбомом были привлечены музыканты группы «Toto», композитор Род Темпертон, сестры Ла Тойя и Дженет Джексон.

Квинси Джонс очень хотел, что бы на альбоме присутствовал рок-трек. Джексон написал песню «Beat It», а в качестве сессионного музыканта выбрал гитариста номер один на тот момент, Эдди Ван Халена («Van Halen»).

Самым знаменитым треком альбома стала, безусловно «Billie Jean». Изначально песня длилась 11 минут, что стало причиной ссоры Квинси и Майкла. В итоге Джексон уступил и ее урезали.

Рабочим названием песни было «Not My Lover» и была написана о собирательном образе женщины-фанатки, группиз, которые сильно докучали Майклу, особенно после того, как певец стал получать мешки писем от поклонниц, в которых они признавались Джексону в беременности. В тексте песни есть строчки «the kid is not my son» («этот ребенок не мой сын»). Вышедшая, в начале 1983 года, как второй сингл с альбома, «Billie Jean» мгновенно возглавила хит-парады многих стран.

Появившийся в декабре 1982 года альбом «Thriller», по началу расходился не так, как хотелось бы создателям, но после успеха «Билли Джин», ракетой взлетел на первое место. В одной только Америке он оставался на первом месте 80 недель. Альбом расходился тиражом миллион в неделю. Это было настоящее безумие.

На его успех повлияли следующие факторы:

1. 25 марта 1983 года на концерте в честь 25-летия фирмы Motown records, во время исполнения «Billie Jean», Джексон впервые демонстрирует зрителям свою знаменитую «лунную походку». Корреспондент газеты «Los Angeles Times», Кристофер Смит вспоминает: «Это было нечто уникальное. Это был даже не рёв, больше похоже на визг по всему залу, как будто все испугались одновременно. В двух рядах от меня две женщины яростно обнимались, буквально вцепившись друг в друга, и при этом не отрывали взгляда от сцены, будто пытаясь подсознательно удержаться за этот момент. Затем, как ни странно, толпа на 15 секунд стихла. Первая лунная походка вызвала новый шквал воплей. Неудивительно, что после концерта в вестибюле были люди, пытавшиеся повторить её и понять суть её исполнения».

2. Два года назад появившееся на телеэкранах Америки музыкальный канал MTV, впервые поставило в ротацию темнокожего исполнителя. Майкл Джексон стал первым афроамериканцем, чьи клипы показывали по этому каналу. С тех пор на MTV уже не было расовой несправедливости. Джексон открыл дорогу Принцу, Стиви Уандеру, Тине Тёрнер…

3. Знаменитый клип «Thriller», на тот момент был самым длинным (14 минут) и самым дорогим. Его снимал Джон Лэндис по просьбе самого Майкла. Джексон, как-то посмотрел его фильм «Американский оборотень в Лондоне», пришел в восторг и попросил Лэндиса снять ему похожий клип. Кстати, среди актеров исполнявших роль зомби, затесалась сестра Майкла, Дженет.

В итоге альбом разошелся невероятным тиражом и получил не поддающееся количество наград. На данный момент его тираж вместе со всеми переизданиями составляет порядка ста миллионов экземпляров.

В СССР, в популярной телеигре «Что? Где? Когда?» существует так, называемая музыкальная пауза. Так вот, в середине 1984 года, редакторы программы, на свой страх и риск поставили клип Джексона «Billie Jean». А ведь Майкл не раз попадал в «черные списки» запрещенных к показу и трансляции в СССР западных артистов. Как это трактовали? В списках рядом с фамилией артиста значилось следующее: аполитичность, насилие, ужасы.

Но клип прорвался в эфир и с этого момента в нашей стране стали появляться первые поклонники Джексона. После выхода его следующего альбома «Bad», Майкл был уже признанной суперзвездой в СССР. А пик его популярности в России пришелся на начало 90-х и альбом «Dangerous». Молодого Владимира Преснякова в конце 80-х не редко журналисты называли русским Майклом Джексоном.

До сих пор в мире расходится более 200 тысяч экземпляров альбома Триллер в год и этот рекорд вряд ли будет побит, по-крайней мере не в нашей с вами жизни.


THRASH METAL

В начале восьмидесятых на американской «андеграунд» сцене одновременно появляются несколько металлических команд, которые в ближайшие пять лет станут не только популярными, но и сделают небольшую революцию в тяжелой музыке.

Под влиянием групп «Новой британской волны хэви-метал», а так же экстремальных групп вроде «Venom» и американского хардкора («Misfits», «Dead Kennedys», «Black Flag»), новые группы (в большинстве своем выходцы из Калифорнии) взяли на вооружение тяжелый экстремальный звук этих команд и довели свое звучание до не виданных, доселе высот.

В 1981 году группа «Leather Charm» записывает скоростную, жесткую песню «Hit The Lights», правда вскоре коллектив распадается, а два участника, Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих создают новую. Группу окрестили «Metallica», название известное теперь на всех самых отдаленных участках Земли, Ларс Ульрих его попросту украл у своего знакомого. Тот собирался издавать музыкальный журнал с таким названием.

В тот же год в Калифорнии была организована группа «Slayer», которая на первых порах играла кавера на песни «Iron Maiden» и «Judas Priest». А в Нью-Йорке появляется группа «Anthrax».

Незадолго до записи первого альбома «Kill `em All», музыканты Металлики выгоняют из группы своего гитариста Дэйва Мастейна. Погоревав некоторое время, Мастейн собирает свою команду «Falling Angel», вскоре переименованную в «Megadeth». Так появляется «Большая четверка треш метал» или «Big Four».

В 1983 году и «Slayer» и «Metallica» выпускают свои дебютные альбомы, а в начале 1984 появляется дебют «Anthrax». Альбомы наделали много шума на независимой сцене, чем привлекли боссов с больших фирм грамзаписи. А это уже шанс быть услышанным по всему миру.

Конец ознакомительного фрагмента.