Глава 3
ТРУДОВОЕ ПРАВО О ВИДАХ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
3.1. Рабочее время нормальной и сокращенной продолжительности
По данному виду рабочего времени вопросов, как правило, не возникает. Его продолжительность регулируется ст. 91 ТК РФ и, как уже отмечалось, составляет 40 ч в неделю.
Основным принципом рабочего времени сокращенной продолжительности является сохранение полной оплаты труда при уменьшении продолжительности. Для установления работнику данной льготы необходимы объективные причины, которые можно разделить на две группы: это причины, обусловленные социальными особенностями работника (дети, женщины, инвалиды и лица, совмещающие работу и обучение), и причины, связанные с характером выполняемых трудовых обязанностей и условий труда (например, работы с вредными и опасными условиями труда).
3.1.1. Режим работы в условиях сокращенного рабочего времени, обусловленный социальными особенностями работника
Несовершеннолетние работники (дети)
Согласно ст. 92 Трудового кодекса РФ, несовершеннолетним работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени с учетом их возраста:
– в возрасте до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
– в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.
При этом продолжительность рабочего времени несовершеннолетних – учащихся образовательных учреждений, работающих в течение учебного года в свободное время, не может превышать половины указанных норм, т. е. не более 12 ч в неделю для детей до 16 лет и не более 17,5 ч – для детей от 16 до 18 лет. В то же время в период каникул учащиеся могут работать в режиме, установленном ст. 92 ТК РФ. В связи с вышеизложенным несовершеннолетний работник при трудоустройстве, помимо стандартного набора документов, должен представить в отдел кадров: согласие родителей (от 14 лет до окончания 15-го года жизни); справку из образовательного учреждения об окончании 9 классов (либо о не оконченном по каким-то причинам неполном среднем образовании) – (старше 15 лет).
Женщины
Трудовой кодекс РФ в ст. 320 регламентирует права относительно небольшой группы работников – женщин, работающих в районах Крайнего Cевера. Для них устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность не предусмотрена федеральными законами.
Подобная льгота существует и для более многочисленного контингента работников – женщин, работающих в сельской местности. Но для них сокращенная рабочая неделя установлена подзаконным актом – Постановлением Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 г. Возможность правоприменения данного документа контролирующими инстанциями, как правило, не оспаривается.
Работники-инвалиды
Ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает режим сокращенного рабочего времени для инвалидов I и II групп (не более 35 ч в неделю). Подобная льгота регламентирована также ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: «Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда». Следовательно, подобная льгота предоставляется только для инвалидов I и II групп. Кроме того, в данной статье закона отмечено, что выполнение должностных обязанностей работником-инвалидом не должно противоречить его индивидуальной программе реабилитации (далее ИПР). Форма данного документа утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н (ред. от 6 сентября 2011 г.) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» в разделе «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда». Поэтому кадровым работникам необходимо запрашивать ИПР для определения продолжительности рабочего времени и условий труда у трудоустраивающегося инвалида либо у работника, получившего инвалидность в период работы в данной организации.
Работники, совмещающие работу с обучением
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся заочно и очно-заочно (вечерняя форма обучения), предоставляются в равных условиях при получении работниками высшего, среднего специального и среднего (вечерние школы) образования (ст. 173, 174 ТК РФ). Льготы гарантированы законом независимо от организационно-правовых форм предприятия, однако они предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ) и при соблюдении двух условий:
– наличие государственной аккредитации у образовательного учреждения;
– успешное освоение обучающимся образовательной программы.
Свидетельство о государственной аккредитации, а также лицензия на образовательную деятельность являются основными документами, подтверждающими легитимность деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования. Дипломы, выдаваемые выпускникам вузов, также должны быть исключительно государственного образца.
Работники считаются обучающимися успешно, если у них нет задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторноэкзаменационной сессии они сдали все зачеты, выполнили все работы по дисциплинам учебного плана (контрольные работы, курсовые проекты и т. д.), вынесенным на сессию.
Льготы, предоставляемые работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, относятся к режиму сокращенного рабочего времени с оговорками: на период десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов им по желанию устанавливается сокращенная на 7 ч рабочая неделя. В качестве варианта ТК РФ предусматривает также возможность установления, по соглашению сторон, одного свободного дня в течение недели. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается только половина среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда. При этом суммирование свободных от работы дней, предоставляемых работнику в связи с обучением, за некоторыми исключениями, не допускается.
3.1.2. Режим работы в условиях рабочего времени, сокращенного по причине, связанной с характером выполняемых трудовых обязанностей и условий труда
Понятие «медицинский работник»
Согласно определению, регламентированному в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность». Рассмотрим подробнее критерии отнесения физического лица к группе «медицинских работников».
Наличие медицинского образования или иного образования. Если факт наличия медицинского образования позволяет однозначно причислить работника к категории медицинских работников, то в отношении физических лиц, получивших „иное” образование, как правило, возникает достаточно много вопросов, требующих разъяснений. Понятие «медицинский работник, получивший „иное” образование», распространяется на специалистов с немедицинским образованием, трудоустроившихся в медицинские организации в период действия нормативной базы, позволявшей им занимать должности врачей и средних медицинских работников. Такая возможность регламентировалась Приказом Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 г. № 990 «Об утверждении Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», а позднее – Приказом Министерства здравоохранения СССР от 13 июля 1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции „Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью”». Вступивший в силу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 августа 1999 г. № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» внес существенные ограничения в подобную практику, которые нашли подтверждение и в последующих нормативных документах.
Работа в медицинской организации. Некоммерческая медицинская организация в подавляющем большинстве случаев содержит в названии упоминание о цели своего создания. Помимо этого, сведения о медицинской деятельности обязательно имеются в уставных документах.
Коммерческая же организация далеко не всегда упоминает в названии и уставных документах сведения о характере деятельности. В таком случае подтверждением факта работы специалистом именно в медицинской организации является наличие лицензии на медицинскую деятельность. Наибольшие сложности в отнесении к категории медицинских работников в настоящее время существуют для сотрудников некоммерческих немедицинских организаций (например, образовательных учреждений, учреждений системы социальной защиты), оказывающих медицинскую помощь.
Осуществление медицинской деятельности. Под медицинской деятельностью следует понимать осуществление работ и услуг, перечень которых представлен в современной нормативной базе, в частности: в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности…», Приказе Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В рамках перечисленных документов неоднозначным является вопрос о возможности отнесения к категории «медицинские работники» руководителей медицинских организаций. Разъяснения по данной проблеме были даны в Приказе Минздрава от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»: «Должности „главный врач (начальник) медицинской организации”, „заместитель руководителя (начальника) медицинской организации”, „заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации” относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности». Таким образом, руководители медицинских организаций могут быть отнесены к категории медицинских работников при условии регламентации факта медицинской деятельности, например в должностных инструкциях.
Традиционно, при установлении режима рабочего времени, медицинских работников относят к категории работников, имеющих льготы. При этом источники советско-российской нормативно-правовой базы условно выделяют два основания для сокращения рабочего времени медицинского работника, зачастую объединяя их воедино: работа во вредных и опасных условиях труда и высокая эмоциональная и нервно-психическая нагрузка.
Нормативная база установления сокращенного рабочего времени для медицинских работников как для лиц, работающих в условиях высоких нервно-психических нагрузок
Сокращенная продолжительность рабочего времени для всех медицинских работников установлена в размере не более 39 ч в неделю (ст. 350 ТК РФ). Таким образом, при пятидневной рабочей неделе максимальная продолжительность ежедневной работы составляет 7 ч 48 мин. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы составляет 6 ч 30 мин. Необходимо также отметить, что согласно ст. 94 ТК РФ продолжительность рабочего дня накануне выходного при шестидневной рабочей неделе не должна превышать 5 ч.
Исторически сложилось, что основанием для установления сокращенного рабочего времени для медицинского работника является не его специальность, а выполнение должностных обязанностей в определенных условиях. Нормы, регламентирующие порядок установления сокращенного рабочего времени медицинским работникам, изложены в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». Кроме того, существуют и другие нормативные акты, посвященные данной проблеме.
Различные варианты продолжительности сокращенного рабочего времени медицинских сотрудников в соответствии с их должностями, а также сопутствующие документы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Категории сотрудников медицинских организаций с сокращенной продолжительностью рабочего времени
1 Современная нормативная база не содержит определения понятия «амбулаторный прием». Очевидно, что устанавливать режим сокращенного рабочего времени нецелесообразно при осуществлении работы в дневном стационаре, стационаре на дому, на участке профилактической работы.
До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 основополагающими документами в регламентации продолжительности рабочего времени медицинских работников являлись Постановление Совета народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. № 2499 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» и Приказ Наркомздрава СССР от 12 декабря 1940 г. № 584 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников». Данные документы утверждали не продолжительность рабочей недели (как Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101), а продолжительность рабочего дня при условии шестидневной рабочей недели (в случае пятидневной рабочей недели осуществлялся перерасчет на основании установленной нормы рабочего времени за отчетный период). Перечисленные документы в части установления 6,5- и 5,5-часового рабочего дня официально не отменены и в ряде случаев до сих пор сохраняют практическое значение. Важно отметить, что согласно ст. 47 Кодекса законов о труде Российской Федерации 1971 г. предусматривалось сокращение продолжительности рабочего дня, предшествующего выходному дню (при условии шестидневной рабочей недели), до 6 ч. Таким образом, продолжительность рабочего времени для наиболее многочисленной группы медицинских работников составляла 38,5 ч в неделю. Поскольку установление 38,5-часовой рабочей недели для большинства медицинских работников (не имеющих иных льгот согласно Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 и иным документам) не противоречит современному Трудовому кодексу РФ, подобная практика широко распространена в медицинских организациях. Продолжительность рабочего дня в таком случае составляет 7 ч 42 мин при пятидневной рабочей неделе. Кроме того, на Постановление Совета народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. № 2499 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» и Приказ Наркомздрава СССР от 12 декабря 1940 г. № 584 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» ссылаются, например, при нормировании рабочего времени врачей и среднего медицинского персонала родильных домов, женских консультаций, санаториев, сотрудников аптек, которые не упомянуты в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101.
Кроме перечисленных документов, в установлении режима рабочего времени медицинских работников применяются и другие нормативные акты. Так, Постановлением Совета министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» медицинским сестрам, занятым воспитанием детей до 3 лет в ясельных группах детских учреждений и домов ребенка, устанавливается продолжительность работы до 6 ч в день, что по современным методикам расчета соответствует 36 ч в неделю.
Нормативная база режима сокращенного рабочего времени для медицинских работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Согласно определению, содержащемуся в ст. 209 ТК РФ, условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Факторы производственной среды подразделяются на вредные и опасные. Воздействие вредного производственного фактора на работника может привести к его заболеванию, а опасного – к травме.
Условия труда по наличию и степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (Руководство Р 2.2.2006 – 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным врачом 29.07.2005)).
Согласно ст. 92 ТК РФ, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю. В связи с чем возникает необходимость четкой регламентации порядка отнесения работников к данной группе и определения характера условий их труда для установления льгот.
На протяжении многих лет единственным документом, позволявшим выделить из всего трудового коллектива работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, являлось Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». По ряду причин (изменение номенклатуры должностей, порядка учета рабочего времени и др.) применение Постановления современными кадровыми службами было связано с многочисленными трудностями. Тем не менее и Постановление, и Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, являлись важнейшими документами, регламентирующими права работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. В связи с чем перечисленные документы были рекомендованы к использованию в письме Министерства труда и занятости населения РФ от 30 июня 1992 г. № 1358-ВК для установления режима сокращенного рабочего времени и для расчета дополнительных отпусков работников.
30 июня 2006 г. федеральным законодательством полномочия по регламентации прав работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, были переданы Правительству Российской Федерации, что послужило основанием для принятия Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (действующая редакция содержит изменения от 28 июня 2012 г.). Данный документ устанавливает работникам, занятым на подобных работах, сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю. В качестве основания для введения этой льготы данным Постановлением Правительства предусматривается аттестация рабочих мест. Принципы аттестации были регламентированы Министерством здравоохранения и социального развития РФ в Приказе от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», действие которого было прекращено с выходом Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н с аналогичным названием.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления определить (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) условия предоставления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени и иных льгот. Таким образом, Правительство РФ признало необходимость обновления вышеупомянутого Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (ред. от 29 мая 1991 г.).
Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ так и не подготовило необходимые нормативные акты, в практической деятельности юристы и кадровики продолжали ссылаться на нормы советских документов. 4 апреля 2012 г. вышло Определение Верховного Суда РФ за № АКПИ12 – 317 «О прекращении производства по делу о признании недействующими пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», абзаца пункта 1 и абзаца 1 пункта 4 «Инструкции о порядке применения Списка…», утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20». В данном документе упомянуто мнение представителей Минздравсоцразвития РФ о прекращении действия перечисленных документов с момента принятия действующей версии ТК РФ (при этом необходимо отметить, что в 2004 г. Определения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 г. № ГКПИ 2004 – 481 и от 8 июля 2004 г. № КАС04 – 266 были посвящены легитимности отдельных пунктов Постановлений Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС). Резолюция «Определения…» информации о прекращении действия документов не содержит. В связи с этим специалисты Роструда (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 июня 2012 г. № ПГ/4463 – 6-1 «О применении постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 „Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день”») считают применение Списка возможным до принятия нового порядка предоставления компенсаций. Аналогичная позиция высказана в письме Федерации независимых профсоюзов России от 15 мая 2012 г., где указано, что любой правовой акт, изданный уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке, является обязательным для исполнения всеми, кому он адресован, до тех пор, пока он в установленном порядке не отменен, не изменен или не приостановлено его действие.
В связи с многочисленными обращениями работодателей Министерством труда и социальной защиты 1 ноября 2012 г. были опубликованы «Разъяснения о Порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870». Согласно данному документу, работодатель может самостоятельно, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
С выходом Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда”» были внесены два принципиальных изменения в порядок установления режима сокращенного рабочего времени рассматриваемой категории работников:
– процедура аттестации рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда, при этом режим сокращенного рабочего времени не более 36 ч в неделю стал возможен только для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда (т. е. подклассам 3.3, 3.4 и 4 по классификации условий труда ФЗ № 426-ФЗ);
– на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени работника, условия труда которого отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, может быть увеличена, но не более чем до 40 ч в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
В случае если до дня вступления в силу упомянутых изменений в законодательстве в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
До выхода подзаконных актов особое значение приобретает четкая регламентация льгот, предоставляемых работникам (в том числе и в аспекте режима сокращенного рабочего времени), занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на уровне локальных нормативных актов организации, в первую очередь – коллективного договора. Отдельно необходимо отметить значение урегулирования во внутренних документах организации вопросов:
– о порядке установления режима сокращенного рабочего времени (и иных льгот) лицам, работающим в объеме менее одной ставки;
– о предоставлении льгот лицам, временно не находящимся во вредных и опасных условиях труда (например, в период командировок или повышения квалификации).
3.2. Неполное рабочее время
Основная особенность режима работы в условиях неполного рабочего времени, регламентированного ст. 93 Трудового кодекса РФ и позволяющего установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, заключается в произведении оплаты труда работника пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Такой режим работы может устанавливаться в нескольких ситуациях.
1. По соглашению между работником и работодателем. В этом случае процедура изменения режима работы традиционна: работник представляет заявление, которое, после визы работодателя, является основанием оформления дополнительного соглашения к трудовому договору и издания приказа об установлении режима неполного рабочего времени (неполной рабочей недели) для данного работника.
2. По желанию работника. Ст. 93 ТК РФ устанавливает категории работников, по просьбе которых работодатель просто обязан установить им режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели). К таким работникам относятся:
– беременные женщины;
– один из родителей ребенка до 14 лет (при поступлении подобного заявления администрация должна запросить справку о том, что подобная льгота не предоставлена другому родителю, независимо от того, проживают ли родители вместе и состоят ли они в браке);
– инвалиды (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации);
– лица, обеспечивающие уход за больными членами семьи в соответствии с медицинским заключением.
При поступлении заявления о необходимости ухода за больным членом семьи работодатель вправе запросить справку с места жительства о составе семьи и иные документы, подтверждающие родство или состояние брака между больным, нуждающимся в уходе, и работником, претендующим на установление режима неполного рабочего времени (неполной рабочей недели). Определение совместно проживающих как «семья», которое явилось бы основанием для установления режима неполного рабочего времени, здесь применено быть не может, так как Семейный кодекс РФ (1995 г.) такого определения не содержит. Кроме того, согласно ст. 256 ТК РФ подобная льгота распространяется на женщин и иных лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, перечень которых весьма широк: отец ребенка, бабушка, дедушка, другой родственник, опекун.
Помимо норм Трудового кодекса, при установлении режима неполного рабочего времени женщинам, имеющим детей, целесообразно использовать Постановление государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов СССР от 29 апреля 1980 г. № 111/8 – 51. Данный документ упомянут в письме Министерства труда РФ от 30 июня 1992 г. № 1358-ВК, регламентирующем возможность применения нормативных актов СССР по вопросам трудового права.
3. По инициативе работодателя. Ст. 74 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность перевода на режим работы в условиях неполного рабочего времени в связи с изменениями организационных или технологических условий труда с учетом мнения профсоюза данной организации (ст. 372 ТК) на срок до 6 мес. О предстоящем изменении режима рабочего времени, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. C 1 января 2009 г. при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).
Законодательство предусматривает возможность реализации режима работы в условиях неполного рабочего времени в следующих видах:
– неполный рабочий день или смена (когда уменьшается продолжительность ежедневной работы в день или в рабочую смену);
– неполная рабочая неделя (когда уменьшается число рабочих дней в неделе, а продолжительность рабочего дня остается нормальной).
Допускается сочетание неполной рабочей недели с неполным рабочим днем.
В соответствии со ст. 93 ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений продолжительности основного ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав работника, а также не отражается в трудовой книжке.
Вопрос об установлении работнику, работающему в условиях неполного рабочего времени, дополнительного отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда, необходимо отразить в локальных документах организации, принятых с учетом мнения трудового коллектива.