Вы здесь

Рабочая программа по спортивной радиопеленгации для групп высшего спортивного мастерства. Пояснительная записка (Евгений Головихин, 2010)

Пояснительная записка

Рабочая программа по спортивной радиопеленгации для групп высшего спортивного мастерства разработана на основе Законов РФ и решений Правительства РФ. В её основу легли следующие нормативные документы:


Распоряжение Президента РФ № 805-рп от 26.12.2008;

Указ Президента РФ от 3 декабря 2008 г. 1715 09.12.2008;

Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 20.12.07;

Приказ Росспорта от 25 сентября 2006 г. N 634 "Об учреждении почетных спортивных званий";

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 171 – ФЗ;

Решение ГКРЧ N 05-08-04-001 от 26 сентября 2005 г. "О выделении полос радиочастот для РЭС любительской и любительской спутниковой служб";

Приложение № 1 к решению ГКРЧ N 05-08-04-001 от 26 сентября 2005 г.

Приложение № 2 к решению ГКРЧ N 05-08-04-001 от 26 сентября 2005 г.

Свидетельство о государственной регистрации общественного объединения СРР от 24.12.05;

Письмо Минюста России от 30.12.2004 г. об участии в деятельности СРР граждан в возрасте с 8 до 18 лет;

Приказ об утверждении форм документов для регистрации и учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения от 06.12.04;

Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации от 31.10.04;

Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств от 31.10.04;

Постановление от 12 октября 2004 г. № 539 О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ № 1 от 09.07.2004 г.;

Положение о Федеральном агентстве связи;

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи;

Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. № 1776-р


Ведомственные нормативные акты

Письмо Заместителя Руководителя Роскомнадзора А.И.Катулевского от 21.01.2010 г. N КА-00641 "О порядке образования позывных сигналов опознавания". Методические материалы по порядку образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения;

Приказ 48 Минспорттуризма России от 21 ноября 2008 г. "Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации";

План работы Государственной комиссии по радиочастотам на 2008 год;

Правила образования позывных сигналов опознования радиоэлектронных средств и Приказ об их утверждении от 19.02.07;

Положение о спортивных судьях, утвержденное приказом от 07 ноября 2006 г. N 740 Федерального агентства по физической культуре и спорту;

Директивное письмо "О вопросах по организации сотрудничества между РОСТО (ДОСААФ) и СРР в субъектах РФ" от 07.02.06.

Актуальность

Спортивные соревнования по радиопеленгации имеют важное народнохозяйственное и военно-прикладное значение в виду применимости её методов для целей, не связанных с собственно спортом.

Аппаратуру, применяемую в "охоте на лис", используют для радионавигации при корректировке топографических карт. С помощью "радиопеленгации" решают экологические задачи, изучая перемещение животных. Например, на спине животного располагают радиопередатчик, а затем следят за его передвижением, пеленгуя с нескольких точек.

Не секрет, что современная война – это противостояние средств радиоэлектронной борьбы. В армиях ряда стран существуют специальные оружия, стреляющие малоразмерными устройствами – источниками радиопомех. Одно такое устройство способно надолго вывести из строя целый армейский радиокомплекс. Лишиться связи в современном бою – всё равно, что выйти на ринг слепому боксёру. А обнаружить "радиодиверсанта" размером с маленькую коробочку запросто способен человек, обладающим навыком "охоты". В войсках связи, находящихся на боевом посту, в штатный инвентарь входит комплект радиопеленгационной аппаратуры и имеется должность специалиста по радиопеленгации.

Спортсмен, занимающийся спортивной радиопеленгацией должен обладать широким кругозором знаний и навыков. Чтобы успешно выступать на соревнованиях "охотник" должен проявить ряд ценных качеств:


• знание основ радиотехники и пеленгации.

• знание типографии, умение ориентироваться на местности.

• физической выносливостью, силой, быстротой, ловкостью.

• смекалкой, живостью ума, решительностью, быстротой реакции, волей, настойчивостью, упорством, целеустремлённостью.

• хорошей зрительной и слуховой памятью.

• находчивостью в сложных условиях и напряженной обстановке.

• способностью к концентрации и распределению внимания и т. д.

В процессе тренировок и соревнований "охотник" приобретает и закрепляет эти качества. По их количеству "охота на лис" занимает одно из первых мест среди современных видов спорта."Охоту на лис" можно сравнить с игрой в шахматы на бегу. Успех зависит от интеллектуальных способностей и от физических данных.

Спорт и техника, атлетизм и изобретательность, выносливость и ясность мысли, общение с природой – эти сочетания сегодня присутствуют везде, где говорят о гармоничном развитии личности. Спортивная радиопеленгация сильно отличается от других видов спорта широтой приёмов и средств для достижения конечного результата.

Однако, методологическая база построения процесса обучения основам радиопеленгации как целостная методика технология, доступная для применения в данном виде спорта, до сих пор разработана недостаточно.

Настоящая программа деятельности для образовательных учреждений, непосредственно связанных с развитием радиопеленгации как вида спорта, и так и формированием здорового образа жизни для групп высшего спортивного мастерства, СДЮСШОР имеет направленный воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер работы с подростками и взрослыми спортсменами города Нижневартовска.

Основная цель занятий групп высшего спортивного мастерства — сохранение уровня работоспособности для достижения высокого стабильного спортивного результата. Основание для включения в группы ВСМ – звание мастер спорта и выше.

Задачи на этапе ВСМ:

1. Поддержка высокого уровня физической работоспособности.

2. Совершенствование технической подготовленности;

3. Совершенствование тактической подготовленности.

4. Совершенствование специальных психических чувств (чувство дистанции, чувство слуховых анализаторов на прием сигнала, интуиция и др.)

Спортивная жизнь каждого спортсмена предъявляет определённые требования к образу жизни и поведению индивидуума. Рассмотрим основные проблемы, возникающие на этапе занятия в группе ВСМ:

1. Постоянный возврат к физической и технической подготовке, с целью совершенствования соревновательной тактики и техники.

2. Возможная завышенная самооценка уровня подготовки.

3. Профилактика травматизма и негативных последствий занятий спортом.

4. Соблюдений режима дня.

5. Организационная и административная помощь спортсмену со стороны заинтересованных лиц.

6. Недостаточный объём выполнения обшей физической и специальной физической подготовки.

7. Контроль за полным восстановлением организма спортсмена после нагрузок и соревнований.

8. Регулярный медицинский контроль за состоянием организма спортсмена.

9. Разнообразие средств и методов спортивной тренировки.

10. Выполнение требований тренера – преподавателя в ходе выполнения текущего учебно-тренировочного плана.

Спортсмены высокого класса постоянно принимают участие в соревнованиях. Поддержание высокого уровня спортивной формы, сохранение здоровья, восстановление после нагрузок, борьба за место в сборной команде – это вечное соревнование: кто сильнее, упорнее, изобретательнее.

Новизна программы заключается в полном учете тренировочной и соревновательной практики занятий спортивной радиопеленгацией. Согласованием международных требований к уровню технической подготовленности спортсменов и требований Российского законодательства. В расчете реального регламента часов для организации учебно-тренировочного процесса. Недостаточным количеством аналогичных программ по спортивной радиопеленгации. В программе введены схемы учёта физического развития спортсменов, проведение регулярных мониторингов физического, технического развития и состояния здоровья.

Воспитательная работа

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы с спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

Главной задачей в занятиях с спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер – преподаватель. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с спортсменами все большее значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств – одно из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему со спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на спортсменов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через практические примеры. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т. д.). Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности.