Вы здесь

Работа с научной литературой по Новому завету (новозаветная библеистика). Глава 2. Комментарии на новозаветные тексты: рекомендации (Г. Г. Ястребов, 2017)

Глава 2

Комментарии на новозаветные тексты: рекомендации

Научную литературу составляют, прежде всего, комментарии, монографии и научные статьи. Ниже приведены общие ориентиры по отбору[8].


КОММЕНТАРИИ

Большинство комментариев на библейские тексты являются составной частью тех или иных серий. У каждой из этих серий есть свои особенности. Сначала отметим несколько серий с обстоятельным историко-филологическим комментарием.

Anchor Bible (AB). Издается с 1964 г. Международный проект с участием специалистов разных конфессий[9]. Первоначально серия была рассчитана на широкую аудиторию, но постепенно, во многом после двухтомника Р. Брауна о Евангелии от Иоанна (1966, 1970), обрела более узкоспециальный и филологический уклон. Большинство томов высоко котируются в научном мире. Из недавних публикаций можно выделить, в частности, толкования Дж. Маркуса на Евангелие от Марка (1999, 2009) и Дж. Фицмайера на 1 Послание к Коринфянам (2008).

Eerdmans Critical Commentary (ECC). Издается с 2000 г. По масштабу этот проект задуман как эквивалент ICC. Среди комментаторов есть и либеральные, и консервативные ученые. О перспективах проекта судить сложно, поскольку новозаветная часть серии еще далеко не полна, но первые тома – отменного качества. Интересно, что одним из авторов толкования на Послание к Филимону (2000) был Маркус Барт, сын знаменитого теолога Карла Барта[10].

Hermeneia. Издается с 1971 г. Магистральное направление историко-критической школы, зачастую в ее классическом немецком варианте: немало переводной европейской классики. При переводах текст иногда пересматривался и дополнялся, что сделало переводные издания более ценными, чем немецкие оригиналы. В какой-то момент издатели стали дополнять старые тома новыми. Качество всюду высокое, и высоко котируются, в частности, трехтомник У. Луца на Евангелие от Матфея (2001–2007) или толкование Х. Д. Беца на Послание к Галатам (1979). В Hermeneia входят и качественные комментарии на отдельные раннехристианские тексты, в частности, послания Игнатия Антиохийского (1985).

International Critical Commentary (ICC). Издается с 1896 г. Пожалуй, самая узкоспециальная из всех англоязычных серий. Толкования рассчитаны на специалистов, изобилуют филологическими тонкостями, а фразы на греческом и латинском языках оставлены без перевода на английский. Таким образом, для осмысленного изучения комментариев в ICC необходимо хотя бы базовое знание греческого языка. Студентам начинать работу с книг из серии ICC не стоит[11].

New International Greek Testament Commentary (NIGTC). Издается с 1978 г. Самая узкоспециальная из серий умеренно-консервативного евангельского направления[12]. Одним из ее задач было желание показать студентам важность изучения Нового завета в оригинале, причем сам комментарий сделать не слишком сложным и пригодным для использования в проповеди. На деле степень внимания к филологическим нюансам варьируется от тома к тому, но все же весьма высока, особенно в комментарии на Апокалипсис (1998). Видимо, предполагается, что планку для студентов и клириков нельзя занижать! Отличную репутацию имеет, в частности, монументальное толкование Э. Тизлтона на 1 Послание к Коринфянам (2000).

Word Biblical Commentary (WBC). Издается с 1983 г. Эту протестантскую серию, пытающуюся сочетать филологический и богословский анализ, одни называют либеральной, другие консервативной. Однако степень либерализма меняется от автора к автору: довольно либеральна, например, трактовка Э. Линкольном

Послания к Ефесянам как девтеропаулинистского (1990). Из опубликованных томов стоит отметить, в частности, блестящее толкование Р. Бокэма на 2 Послание Петра/Послание Иуды (1983) и такую цитадель эрудиции как трехтомник Д. Ауне по Иоаннову Апокалипсису (1998).


Из десятков других серий (число серий все время увеличивается!) мы отметим здесь лишь наиболее важные, делая основной акцент на современных сериях.

Abingdon New Testament Commentaries (ANTC). Авторы комментариев – умеренно-либеральные ученые разных конфессий. Они пытаются дать «компактный критический комментарий» таким образом, чтобы могли читать не только специалисты, но и студенты. Рассчитано больше на студентов и проповедников: специалисту не хватает

филологических деталей – толкование идет по отрывкам, а не по стихам, и довольно бегло, да и мало анализа разных концепций, – однако авторов подобрали именитых, поэтому серия респектабельна. Прекрасен, к примеру, комментарий Л. Кека на Послание к Римлянам (2005) или Б. Гавенты на Деяния (2003).

Augsburg Commentary on the New Testament (ACNT). Серия рассчитана на широкую церковную аудиторию: от образованных мирян до клириков. Детального анализа нет, но работали серьезные исследователи (напр., Д. Джуэл, Дж. Кайсар), поэтому заглядывать в книги этой серии имеет смысл и при углубленной работе.

Baker Exegetical Commentary on the New Testament (BECNT). Умеренно-консервативные протестанты пытаются «сочетать научную глубину с доступностью изложения, экзегетические нюансы с чуткостью к целому, а внимание к критическим проблемам – с богословским пониманием»[13]. Одна из лучших серий, и отметим, в частности, массивный двухтомник Д. Бока по Евангелию от Луки (1994, 1996) и комментарий К. Джоубс на 1 Послание Петра (2005).

Baylor Handbook on the Greek New Testament (BHGNT). Экзегеза как таковая затрагивается лишь бегло, а большей частью идет разбор греческого текста. В отличие от таких комментариев как ICC, для пользы студентов проговорены все азы: какое слово имеет какую форму, как называются те или иные конструкции. Пожалуй, больше всего серия полезна студентам, но создатели серии пытаются охватить и специалистов, включив весьма узкоспециальную дискуссию по сложным филологическим вопросам.

Belief: A Theological Commentary on the Bible (BTCB). Интересная серия, по типу напоминающая BTCB и THNTC: попытка дать свежий богословский взгляд на библейские тексты, где в качестве партнеров по диалогу выбраны церковные символы веры, гимны, мыслители различных веков (от Августина до Гуссерля и Деррида). Есть и желание объяснить, зачем соответствующие тексты нужны в наши дни. Продукт выглядит весьма полезным, но его обязательно следует дополнять изучением серьезных филологических анализов. Серия пока далека от завершения, и ветхозаветных томов в ней больше, чем новозаветных.

Believers Church Bible Commentary (BCBC). Анабаптистская серия комментариев, отражающая общинную герменевтику (с конфессиональной спецификой), но в диалоге с наукой. Готовность идти на рецепцию критических подходов варьируется от книги к книге, но в любом случае основной акцент сделан на богословие, а не на историко-филологические аспекты. По уровню серия ориентирована на образованного мирянина или студента, и один из основных плюсов – наглядность и четкость подачи материала, что может особенно пригодиться при экзегезе таких текстов со сложной композицией как Послание к Римлянам.

Blackwell Bible Commentaries (BBC). Относительно новая серия с целью показать, как текст читался и понимался на протяжении веков, причем не только профессиональными экзегетами – как он влиял на жизнь Церкви, и шире – на музыку, кино, литературу. У авторов разная степень эрудиции, и каждый знает одни области мировой культуры лучше, а другие хуже, но серия чрезвычайно интересна (для чтения и общего развития, но отчасти и для экзегезы, расширяя горизонты).

Brazos Theological Commentary on the Bible (BTCB). Оставляя за скобками историческую критику, авторы делают упор на богословие. Интересно, что пишут именно богословы, а не профессиональные библеисты, причем подход оказывается разным из-за разности в богословских интересах. Скажем, комментарий на Деяния написал Ярослав Пеликан (2006), видный православный историк христианской мысли. Он апеллирует к таким авторам как Иоанн Златоуст, Кассиодор и Феофилакт, к определениям Соборов. В совершенно ином интеллектуальном мире мы оказываемся, читая толкование экуменического лютеранского теолога Ристо Сааринена на Послание к Филимону и Послание Иуды (2008). BTCB – очень интересная серия, но нередко на текст проецируется более поздняя проблематика.

Catholic Commentary on Sacred Scripture (CCSS). Популярный комментарий с легким католическим уклоном (скажем, том о Мф содержит экскурсы об апостольском преемстве и полемикой с теорией Гельвидия, а том о 2 Кор – экскурс о «Втором Ватикане и всеобщем призыве к святости»). Полезно, в частности, для ознакомления с восприятием магистральной библеистики в умеренно-консервативных католических кругах.

Continental Commentary (CC). Авторитетные труды европейских либеральных экзегетов, переведенные с немецкого и французского языков. В основном это серия ветхозаветная, а по Новому завету издано лишь два маленьких томика: на Послание к Галатам (1992) и на Апокалипсис (1993). Впрочем, при всей своей краткости эти комментарии оставили некоторый след в экзегетике.

Interpretation. Серия издавалась с 1982 по 2005 гг. Литературнобогословский ракурс с церковно-пастырским уклоном («для преподавания и проповеди»). Текст легко читается, а написан – кое-где легковесно (поэтому для активного научного использования серия не всегда годится), но есть и немало качественных томов. Украшают серию, в частности, комментарий Р. Хейза на 1 Послание к Коринфянам (1997), и комментарий П. Ахтмейера на Послание к Римлянам (1985).

IVP New Testament Commentary (IVPNTC). Очередная попытка сочетать экзегезу церковную и научную, найти золотую середину между работами популярными и узкоспециальными, и притом написанную церковными людьми для церкви. Серия вышла неровная, но некоторые комментарии весьма интересны (в частности, Кинера на Евангелие от Матфея).

New American Commentary (NAC). Серия удачна тем, что авторам обычно удается вести научный диалог в относительно популярном формате, доступном студентам. Некоторые тома важны как голос консервативного протестантского направления: например, Т. Шрайнер (2003) истолковывает 1–2 Послания Петра как творение самого апостола (с детальным обоснованием во введении).

New Cambridge Bible Commentary (NCBC). Толкования, рассчитанные на «широкий круг интеллектуально любознательных людей». Как гласит аннотация к серии, использованы новаторские методы: риторическая и нарративная критика, социологический подход и т. д. Больше внимания к истории, чем к богословию. Степень обстоятельности здесь далеко не такая большая как в ICC или Hermeneia, но качество высоко.

New Covenant Commentary (NCC). Отражает нынешний экуменический климат: рассчитано на верующего читателя, но не какой-либо определенной конфессии (авторы принадлежат к разным конфессиям). Пока серия далека от завершения, но стоит выделить полезные тома по Павловым посланиям. Например, комментарий Кинера на Послание к Римлянам краток (2009), но информативен.

New International Commentary on the New Testament (NICNT). (В Великобритании известен также как New London Commentary on the New Testament.) Качественный протестантский проект умеренно-консервативной направленности, хотя есть и более либеральные тома (в частности, по Евангелию от Иоанна). Очень высокую репутацию получил, в частности, комментарий Ф. Брюса на Послание к Евреям (1990), но важны и многие другие: комментарий Р. Франса на Евангелие от Матфея (2007), Д. Му на Послание к Римлянам (1996) и т. д.

New Testament Library (NTL). Умеренно-либеральная серия с литературно-богословским подходом. Уровень сложности варьируется от тома к тому (хотя особого углубления в грамматические тонкости нет), но в целом, несмотря на относительную краткость, серия рассчитана на специалистов. Особенно важно для библейского богословия и экзегезы Павловых посланий.

New Testament Message (NTM). Католическая серия кратких комментариев. Авторы – из числа статусной профессуры (напр., Дж. Мейер, А. Я. Коллинз), но поясняется лишь общий смысл отрывков. Может пригодиться для базового ознакомления с магистральной католической наукой, но католической церковности больше в CCSS.

NIV Application Commentary (NIVAC). Респектабельные протестантские библеисты пытаются не только вскрыть первоначальный смысл библейского текста – с основным акцентом на богословие, а не филологические нюансы – но и показать его современную актуальность для Церкви и общества. Конфессиональной узости практически нет, хотя кое-где есть полемика с католичеством. Популярно-гомилетический формат не должен вводить в заблуждение: местами есть легковесность, но в целом, книги содержат немало наблюдений, ценных не только для миссии и катехизации (или в целом для веры), но и для экзегезы.

Paideia: Commentaries on the New Testament (PCNT).

Межконфессиональный умеренно-либеральный проект. Комментарии рассчитаны на студенческий уровень и сосредоточены на канонической форме текста, «уделяя должное внимание культурному, литературному и богословскому контексту». И действительно, в качестве учебников эти книги хороши (тем более что есть тематические экскурсы и иллюстрации), хотя студентов может дезориентировать минимум аргументации по некоторым историко-критическим позициям (в частности, исагогического плана).

Pentecostal Commentary (PC). Комментарии, написанные пятидесятниками для пятидесятников. Качество неровное, но за последние десятилетия пятидесятническая экзегеза усилилась, и среди авторов есть крупные ученые. В частности, выделяется толкование Г. Фи на Послание к Галатам (2007) – сам же Фи является главным редактором такой серьезной серии как NICNT!

Pillar New Testament Commentary (PNTC). После публикации Д. Карсоном толкования на Евангелие от Иоанна (1991), которому было суждено сыграть важную роль в воскрешении традиционного подхода к его авторству и достоверности, Карсону предложили стать главным редактором серии. К серии сразу добавили еще два опубликованных ранее толкования (Л. Морриса – на Римлян [1988] и Ф. Хьюза – на Апокалипсис [1990]), а затем стали выходить новые тома в умеренно – консервативном протестантском русле. Уровень сложности – средний, а качество – обычно высокое: см., например, комментарии Л. Морриса на Евангелие от Матфея (1992) и информативный том Р. Кьямпы и Б. Роснера по 1 Посланию к Коринфянам (2010).

Sacra Pagina (SP). Католическая серия, призванная перекинуть мостик между наукой и Церковью, провести «здравый критический анализ без утраты чуткости к духовному смыслу». Однако магистральная историческая критика католического образца весьма похожа на таковую протестантского образца, и SP – яркий тому пример. Да и мостик к церковности лучше проявился в таких сериях как CCSS, а если брать протестантство – NIVAC, SHBC, SGBC, TT. Впрочем, SP имеет крепкое качество; в частности, увлекательно и информативно написан комментарий Дж. Пейнтера на Иоанновы Послания (2002).

Smith & Helwys Bible Commentary (SHBC). Авторы большей частью из числа умеренно-либеральных баптистов и без конфессиональной узости. Информативно, интересно, есть богословская рефлексия: например, Н. Гупта в комментарии на Послание к Колоссянам (2013) ведет экзегезу в диалоге как со святоотеческой традицией, так и с более поздними теологами вроде Вольфа и Хауэрваса. Полезно и для экзегезы, и для богословия.

Story of God Bible Commentary (SGBC). Совсем новая серия (с 2013 г.), открывшаяся любопытными толкованиями на Нагорную проповедь (С. Макнайт) и Послание к Филиппийцам (Л. Коухик). Идея состоит в том, чтобы рассмотреть каждый отрывок в контексте более широкого библейского Рассказа. Сделано в популярном формате, но полезно для библейского и пастырского богословия. Интересно будет сравнить SGBC с ВТСВ и THNTC.

Конец ознакомительного фрагмента.