Вы здесь

Работа по подбору, оценке и контролю персонала. Об особенностях телефонного интервью с кандидатом на вакансию (Ю. А. Лукаш, 2015)

Об особенностях телефонного интервью с кандидатом на вакансию

В качестве предварительного средства отбора возможных кандидатов на вакансии с успехом можно применять телефонные интервью. Хитрые PR-менеджеры начинают проводить опрос прямо по телефону. На собеседовании они предпочитают задавать «творческие» вопросы: предлагают разгадать загадку или даже восточный коан, попытаться найти ответ на «нетипичный» вопрос, часто просят рассказать о неудачах кандидата. «Заковыристый» вопрос может быть связан с перечислением сильных и слабых сторон соискателя. Тем самым PR-менеджеры проверяют, насколько креативно кандидат может подойти к поставленной перед ним задаче. Так проверяется открытость и способность кандидата адекватно оценивать свои возможности.

Следует уметь вести беседу с разными по возрасту, положению в обществе и по типу нервной системы людьми. Залогом успешного разговора является компетентность, тактичность, доброжелательность, стремление оперативно решить проблему или оказать помощь в ее решении. Чем подробнее и обстоятельнее будет изложен вопрос, тем больше возможность найти правильное решение.

Важно уметь задавать вопросы посетителю и особенно слушать его.

Тон разговора должен быть нейтральным. Речевой этикет предполагает не только умение говорить, но и умение молчать и слушать. С тем, кто умеет слушать и вовремя задать вопрос, чтобы поддержать разговор, беседуют с удовольствием.

Для телефонного интервью целесообразно использовать так называемые закрытые вопросы – на них предполагаются только точные ответы типа «да» или «нет».

Для телефонного интервью необходим определенный профессионализм, который, в частности, заключается в постановке голоса, артикуляции, умении слушать и слышать собеседника. Необходимо уметь хорошо структурировать общение, понимать, к чему приведет тот или иной разговор, с каких фраз следует начинать разговор, как заинтересовать собеседника. Часто телефонный разговор оказывается «холостым» не потому, что люди не заинтересованы, а потому, что людей не заинтересовали. И главное – у профессионала плохое настроение не влияет на исход разговора.

Перед тем, как начать телефонный разговор, к нему нужно подготовиться.

Имеет прямой смысл продублировать вопросами по телефону наиболее важную и принципиальную для организации часть информации о требованиях к кандидату на вакантную должность. Это может быть знание нужных вам программ, график работы, условия и зарплата. Например, не всегда нужно приглашать на последующее интервью-собеседование людей, которые явно не попадают в ваши ценовые ожидания. Когда разница сравнительно невелика, пригласить и договориться еще можно, но если разница измеряется в разах, то лучше не тратить свое время на продолжение общения.

Если из десяти вопросов на восемь получен позитивный ответ, наверное, такого кандидата имеет смысл пригласить на собеседование, но если на наиболее значимые вопросы позитивный ответ не был получен, то с собеседником лучше всего вежливо попрощаться.

Если разговор по телефону устраивает PR-менеджера, ему надо согласовывать время и пригласить кандидата на собеседование. И даже здесь можно почерпнуть некоторое количество информации о качествах кандидата. Например, человек не может найти ручку, чтобы записать адрес, хотя он сам вам звонил, или не может сфокусировать внимание и вам несколько раз приходится объяснять ему маршрут.

Безусловно, кандидату надо давать первичную информацию об организации. Должны быть ответы на вопросы, которые чаще всего задают люди по телефону, потому что хорошие кандидаты тоже имеют несколько предложений и выбирают так же, как и компании. Профессионалы могут себе позволить выбирать, оценивать, принимать решения в отношении своего места работы, а конкурс за рабочие места во многих отраслях и регионах в отношении профессионалов давно превратился в конкурс между компаниями за потенциальных работников.

Какого уровня оплата, где организация находится, сколько лет существует организация, какой основной бизнес, почему возникла вакансия? На последний вопрос организации чрезвычайно редко отвечают правдиво. Конечно, можно сказать, что организация развивается, растут продажи – это очень хорошая позиция. Если это не так и кандидат, ставший потом сотрудником организации, узнает об этом, то организация в его глазах будет выглядеть негативно. Кроме всего прочего, это еще и вопрос имиджа вашей компании. По тому, как в организации беседуют по телефону с кандидатами, ими делаются выводы о корпоративной культуре организации и работниках, которые в ней работают. Причем эта информация имеет тенденцию к распространению.

Поскольку, например, для секретаря и менеджера по продажам «рабочим инструментом» является голос и манера общения (тембр, насколько приятно звучит, приветливость, вежливость, грамотность речи, сорные слова), то все их можно оценить во время телефонного интервью (насколько человек способен на поддержание диалога, умеет ли он слышать собеседника – отвечает на вопросы, которые ему задают или на какие-то свои).

Менеджерам по продажам важно задавать конкретные вопросы, потому что очень часто эти люди умеют продавать только себя и на этом все заканчивается. Надо научиться отличать таких, которые очень профессионально ведут себя во время интервью – скорее всего они прошли много собеседований (а это, кстати, возможная частая смена работы) и научились продавать себя. Когда продавец умеет продавать себя – это находка, а вот если специалист уж слишком хорошо продает себя – это должно настораживать уже потому, что возможно связано с попыткой внедрения конкурентами своего человека или попыткой проникновения криминала. Коммуникативные качества важны, но важна и результативность, однако часто бывает, что менеджер по продажам просто хорошо общается с клиентами, но до заказа дело как-то не доходит. Поэтому надо уточнять у кандидатов на такие должности, с какими клиентами они работали или работают и сколько их в их клиентских базах. Если, например, человек заявляет, что он лично активно работал с несколькими десятками клиентов, но при перечислении спотыкается на третьем или четвертом, сразу же становится понятным, что их могло быть в действительности всего несколько.

Когда менеджер по продажам, например, спрашивает, где организация располагается и далеко ли от станции метро – это повод задуматься. Для продавцов и бухгалтеров близость к дому – важный фактор, поскольку если им приходится ездить на работу через весь город – это группа риска, и впоследствии возможны или частые и вполне оправданные опоздания, или смена места работы на более близкое к месту жительства.

Возможные характеристики голоса собеседника как одного из факторов информационного поля приведены ниже:

– высокий голос – признак возможного энтузиазма, радости, недоверия, страха, гнева;

– мягкий приглушенный голос – признак возможной печали, усталости;

– быстрая речь – признак возможной взволнованности, обеспокоенности;

– медленная речь – признак возможного угнетенного состояния, высокомерия, усталости;

– тихая прерывистая речь – признак возможной неуверенности, закомплексованности.