Глава 2
Работа есть, но не устраивает
Для многих людей принятие решений о поиске новой работы, о ее нахождении бывает очень сложным. Потому что, продолжая работать и будучи неудовлетворенными своей работой, они никак не могут понять, оставаться ли им на этом месте или уходить. Искать ли им новую работу или мириться со старой? И сомнения по этому поводу мешают принятию конструктивных решений, реальным действиям по поиску другой работы.
Это очень распространенная ситуация. Менять или не менять работу – вопрос, которым озадачены многие люди. Нам важно разобраться с этим вопросом, чтобы прийти к каким-то решениям: либо остаться на прежнем месте и создавать свой успех, либо оставить эту работу и создавать новую.
Давай разберемся с этим.
Менять или не менять работу?
Чаще всего недовольство работой выражается общими фразами: «Не нравится, надоела, неинтересно». Думать о такой работе не хочется, одна мысль, что завтра опять придется идти на нее, портит настроение, утром ноги не идут на нелюбимую работу.
Но очень часто такое недовольство своим делом совсем не связано с самой работой, а является следствием того, что человек просто не выбрал это занятие, и потому находится в несогласии с ним.
Ты можешь несколько раз сменить место и профессию, но если в тебе не будет выбора новой работы – ситуация повторится. Ты опять будешь испытывать недовольство. Ты опять будешь заставлять себя идти на нелюбимое рабочее место.
Выбираешь ли ты работу, которую сейчас делаешь, или соглашаешься с ней? В этих отношениях к работе заключена большая разница.
Когда я выбираю работу, я принимаю ее такой, какая она есть, пусть на какое-то время. Я считаю ее своим делом. Тогда я могу все силы отдавать ей, не тратя их на преодоление собственного сопротивления, непринятия.
Если я соглашаюсь работать, понимая, что ничего другого не остается, – я буду мучиться и страдать, ненавидеть эту работу. Я буду тратить силы не столько на работу, сколько на преодоление собственного сопротивления.
Что же такое выбор работы?
Выбор работы
Я наблюдала разное отношение к работе у двух людей.
Один из них – мужчина сорока лет, который за неимением другого дела, которое он, впрочем, особо и не искал, был вынужден работать торговым агентом.
Этот человек имел очень высокие амбиции, и он не выбрал эту профессию, не принял ее, а просто согласился с тем, что надо же где-то работать. И я видела, как мучительно он трудился.
Он презирал эту работу, ненавидел себя за то, что приходится ее выполнять. Он постоянно боролся с собой, заставляя себя садиться за телефон и обзванивать магазины, предлагая сделать заказ. Он делал какие-то шаги, рос профессионально, но эти шаги были лишь малой частью того успеха, который он мог бы иметь. Под его началом было несколько десятков магазинов, он мог расширить сеть этих магазинов, но, постоянно работая вполсилы, не делал этого.
Совсем по-другому отнеслась к такой же работе женщина, о которой я рассказывала вначале.
Она действительно выбрала работу, которой начала заниматься. Она сказала себе:
– Да, это не дело моей жизни, но сейчас я выбираю – заниматься этим и отдавать этому все силы, иначе какой смысл работать?!
И она действительно отдавала этому все силы, постоянно расширяя сеть, находя новых заказчиков, напоминая о себе, предлагая делать все новые и новые заказы. Она делала это очень легко, – потому что не преодолевала внутреннее сопротивление. Она была в согласии с этой работой. Результат не заставил себя ждать. За один год работы она достигла бо́льших результатов, чем этот мужчина за четыре года.
Скажи сам себе: «Я выбираю эту работу!» Прислушайся к своим чувствам – нет ли сопротивления внутри, принимаешь ли эту фразу, согласен ли ты с этим выбором?
Показателем того, что ты выбираешь свою работу, является количество времени, которое ты по-настоящему работаешь. Если человек не в согласии с порученным делом, то он будет постоянно искать причины, чтобы не заниматься им. Выбор – это стопроцентная отдача работе.
Нет смысла менять занятие, которое ты не выбрал, а лишь согласился на него, на другое, которое ты тоже не выберешь. Все повторится. То же недовольство, та же незаинтересованность. И не помогут ни лучшие условия труда, ни бо́льшая зарплата – ничто не спасет от неудовлетворенности работой.
У тебя есть возможность передумать и сделать этот выбор. Что дает тебе эта работа сейчас? Какие плюсы в ней есть? Есть ли в ней то, за что ты можешь ее благодарить и ценить?
Никогда не поздно сделать новый выбор. Ты можешь сделать его, можешь не сделать, – решаешь только ты.
Есть еще много причин неудовлетворенности тем, чем занимаешься. Мы сейчас их выясним. Но прежде проверь себя сам: насколько ты недоволен своей работой. Ответь на вопросы теста.
Тест «Удовлетворен ли ты своим трудом?»Прочитай каждое из предложенных утверждений и оцени, насколько оно верно для тебя, выбрав один из вариантов ответа.
1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует.
а) Да.
б) Отчасти.
в) Нет.
2. За последние годы я добился успехов в своей профессии.
а) Да.
б) Отчасти.
в) Нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива.
а) Да.
б) Не со всеми.
в) Нет.
4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок.
а) Да.
б) Не всегда.
в) Нет.
5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям.
а) Да.
б) Отчасти.
в) Нет.
6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое.
а) Да.
б) Время от времени.
в) Нет.
7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания.
а) Да.
б) Не уверен.
в) Нет.
8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня.
а) Да.
б) Что-то среднее между да и нет.
в) Нет.
9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на меня работу.
а) Да.
б) Что-то среднее между да и нет.
в) Нет.
10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы.
а) Да.
б) Редко.
в) Нет.
11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией.
а) Да.
б) Что-то среднее между да и нет.
в) Нет.
12. Процесс работы доставляет мне удовольствие.
а) Да.
б) Время от времени.
в) Нет.
13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе.
а) Да.
б) Не совсем.
в) Нет.
14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе.
а) Да.
б) Иногда.
в) Нет.
15. Меня редко поощряют за работу.
а) Да.
б) Иногда.
в) Нет.
16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы.
а) Да.
б) Может быть.
в) Нет.
17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня.
а) Да.
б) Иногда.
в) Нет.
18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда.
а) Да.
б) Не совсем.
в) Нет.
Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо перевести ответы в баллы с помощью следующей таблицы:
Составляющие удовлетворенности трудом:
Интерес к работе. Суммируй баллы за ответы 1, 6, 12. Максимально – 6 баллов.
Удовлетворенность достижениями в работе – ответы 2, 7. Максимально – 4 балла.
Удовлетворенность отношениями с сотрудниками – ответы 3, 8, 14. Максимально – 6 баллов.
Уровень притязаний в профессиональной деятельности – ответы 5, 11. Максимально – 4 балла.
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку – ответы 4, 16. Максимально – 4 балла.
Удовлетворенность условиями труда – ответы 3, 18. Максимально – 4 балла.
Профессиональная ответственность – ответ 9. Максимально – 2 балла.
Общая удовлетворенность трудом – ответы 1–14. Максимально – 36 баллов.
На этом месте можно было бы поставить точку и дать совет – уходи с этой работы, если ты ею недоволен. Но где гарантия, что новая работа очень скоро не будет у тебя вызывать те же чувства?
С позиции жертвы, которой постоянно «не везет» в жизни, потому что она «сама себя не везет по жизни», а позволяет кому-то распоряжаться ее судьбой – всегда найдутся внешние обстоятельства, оправдания этой неудовлетворенности. Мы можем искать причины в начальниках-деспотах, которые нас не ценят, в низкой оплате труда, вредных сослуживцах и т. п.
Если допустить, что от тебя ничего не зависит, то нет никаких гарантий, что на новом месте все будет по-другому. Скорее всего, тебе опять достанется деспот-начальник, на тебя обрушатся интриги коллег, работа окажется неинтересной, нудной.
Человек, который распоряжается своей жизнью сам, отвечает за все, что происходит в его жизни. Тогда перед ним открываются огромные возможности: самому создавать отношения с начальником, не вмешиваться в склоки и конфликты на работе, убеждать руководство в необходимости повышения тебе зарплаты. Наконец – сделать работу интересной, яркой.
Нужно трезво оценить основные параметры твоей работы и посмотреть, можно ли что-то изменить.
Без анализа причин твоей неудовлетворенности трудно принять правильное решение.
Восемь поводов, чтобы задуматься о смене работы
Женщина с высшим образованием, с опытом работы в конструкторском отделе в связи с сокращением штатов и недостатком рабочих мест по профилю работает вязальщицей. Ее отношение к этой работе выражается так: «Работа неинтересная, однообразная, я знаю, что способна на большее, чувствую свою нереализованность. Правда, мне нравится вязать, нравятся изделия, которые я делаю, но слишком это просто, примитивно».
Очень часто работа кажется неинтересной, однообразной. Нет ли у тебя ощущения, что ты перерос свою работу, что ты не делаешь ничего нового? Чувствуешь ли ты, что способен на большее, завидуешь ли другим в отношении работы? Удовлетворен ли ты тем, как на своей работе ты можешь использовать свой опыт и свои способности? Удовлетворен ли ты тем, как используешь свой интеллект?
Но даже если ты недоволен всем этим, не торопись. Подумай: можно ли внести в свой труд какой-то новый смысл, новый интерес? Ведь любое дело со временем приедается и теряет свою яркость.
И если ты будешь уходить с работы только потому, что она перестала быть интересной, – ты так и будешь кочевать с места на место. Интерес создает сам человек. Только мы сами способны обновить интерес к делу и сделать его ярким.
Можно сетовать на то, что работа для тебя не имеет смысла, что ты ее перерос и способен на большее, – а можно заняться поиском ресурсов для роста именно на этой должности.
Можно поставить новые цели, организовать семинар, обмен опытом, чтобы внести новаторские идеи в эту деятельность. Можно написать статью, сделать аналитический или статистический отчет для начальника, позволяющий по-новому посмотреть на работу. Можно пересмотреть свои обязанности и наполнить свой труд новым содержанием; пересмотреть работу с документами, пройти учебный курс, чтобы повысить квалификацию и т. д.
Я сама прошла этот опыт, когда работала школьным психологом и очень быстро это занятие мне наскучило. Я чувствовала, что мне уже неинтересно, я выросла, все стало привычным и будничным. Я стала размышлять, что я могу изменить. Или, возможно, я исчерпала все возможности этой работы?
Оказалось, что в нее можно внести много нового и интересного! Я начала вести анализ случаев, по которым обращались родители, своего рода статистику. Я придумала занятия по психологии для старшеклассников, создала тренинг для родителей. Нашлось множество возможностей для приложения знаний, которым я не видела применения. Мне снова стало интересно работать!
Как правило, никто не может создать нам этот интерес, кроме нас самих. Подумай, можешь ли ты внести этот свой интерес в рамках твоей работы и обязанностей?
Несколько лет назад я преподавала и проводила тренинги в одной из московских школ бизнеса. Это была достаточно известная и развивающаяся организация, но – какая там царила неразбериха!
Никогда нельзя было быть уверенным, что аудитория, стоящая в расписании, не будет занята и не придется бродить с группой по зданию в поисках пустого помещения.
Не было никакой гарантии, что группу предупредят об изменении в расписании, – об этом могли просто забыть. Постоянно не было на месте нужных материалов, и в процессе занятия мне приходилось искать то мел, то маркеры, то размноженные материалы, которые давно должны были лежать в аудитории. Это выводило меня из себя.
И в то же время меня очень устраивала эта работа. Она была интересной, творческой, я могла расти профессионально, это был новый для меня опыт преподавания в школе бизнеса. Слушатели были очень интересные, серьезные, имеющие несколько образований, и мне хотелось работать на таком уровне. Но организация труда!..
В какой-то момент я поняла, что просто становлюсь жертвой этой беспорядочности, – нервничаю, злюсь, ищу виновных, негодую на неорганизованность.
– Но если мне нравится сама работа, но не нравится организация труда, – могу ли я что-то улучшить? – спросила я себя однажды. И легко себе ответила:
– Я не могу перестраивать работу всей школы бизнеса, но я могу создать для себя нормальную организацию труда.
И я стала менять ситуацию. Часто напоминала куратору о том, что нужно приготовить к занятиям. Перед выходом на работу звонила, чтобы проконтролировать, помнят ли о моих требованиях. Я взяла на себя и некоторые дополнительные обязанности: приносила необходимые материалы, следила за тем, чтобы были размножены необходимые тексты и графики, стала напрямую общаться со старостой группы, чтобы группа была в курсе всей меняющейся информации.
Это не было моей обязанностью, я могла продолжать возмущаться и становиться в позу, но что бы от этого изменилось? Мне бы просто пришлось уйти. Но я позаботилась о том, чтобы организовать свой труд так, чтобы меня это удовлетворяло.
Можешь ли ты что-то изменить в организации своей работы? Пусть не глобально, в рамках всего предприятия, а того, что касается тебя? Может быть, что-то изменить в планировании твоей работы? Может быть, обсудить с руководством возможность внесения некоторых изменений в организацию твоего труда, которые пойдут на пользу всей организации? Будь конструктивен.
Только если ты использовал все средства – и ничего не изменилось, – ты можешь всерьез задумываться о смене работы.
Устраивает ли тебя твой график, длительность рабочего дня, условия, в которых ты трудишься? Бывает много факторов, приводящих к усталости и раздражительности, – шум или теснота, духота. Проанализируй, что вызывает у тебя недовольство. Является это спецификой производства или это недоработки именно данной организации?
Можно пересмотреть свои обязанности и перераспределить их, аргументировав перед начальством необходимость этого. Можно изменить график, расписание дел для более эффективного и продуктивного использования своих сил. Что еще можно изменить? Пока ты терпишь тесноту – будет тесно. Но, может быть, можно переставить мебель, по-другому организовать рабочее пространство? Может быть, стоит убедить начальника купить кондиционер?
Не научившись создавать для себя приемлемые условия труда на этом месте, ты рискуешь столкнуться с той же проблемой и на другом месте работы. Очень часто мы сами соглашаемся с плохими условиями. Мы недовольны, мы кипим возмущением – но, погрязнув в убеждении «ничего не поделаешь», не пытаемся менять условия труда. И учти: всегда найдется начальник, который будет пользоваться твоей уступчивостью, мягкотелостью.
Это совсем не значит, что ты должен устроить бунт на работе, предъявить ультимативные требования или сделать что-то подобное. Обо всем можно говорить мягко, тактично и с уважением. Выступать надо не с критикой, а с реальными предложениями, со своим видением, предложив свое участие в изменении ситуации. Крикунов не любят нигде, а ответственных работников уважают везде. Просто возьми на себя больше ответственности.
Одной из причин нашей неудовлетворенности условиями труда является перегруженность, огромное количество нескончаемых дел, когда вся наша жизнь превращается в работу.
Есть две причины, по которой мы можем быть загружены работой. Первая – это неумение стоять за себя, неумение говорить «нет!», отказываясь от чужих обязанностей.
Но если ты на этой работе позволяешь нагружать тебя больше, чем нужно, то и на другом месте эта ситуация может повториться. Тебе так же неловко будет отказаться от не своих обязанностей, на тебя постепенно будут перекладывать все больше обязанностей, и ты опять окажешься в роли перегруженной жертвы. Разберись с этим сейчас. Что мешает тебе прояснить объем твоей обязательной работы, что мешает тебе сказать: «Нет, я не могу это делать, это не входит в мои обязанности!»?
Второй причиной такой перегруженности является наша собственная увлеченность работой. Мы сами находим себе все новые и новые дела, потому что нам интересно, потому что работа – это цель нашей жизни, плацдарм для самореализации и наполнения чувства собственной ценности.
Определи свой уровень загруженности работой, ответив на вопросы теста.
Тест «Загруженность работой»1. Берешь ли ты с собой работу домой или во время отпуска?
2. Часто ли ты думаешь о работе? Например, когда не можешь заснуть?
3. Быстро ли ты работаешь?
4. Избегаешь ли ты в разговорах упоминания о том, как много ты работаешь?
5. Испытываешь ли ты непреодолимое желание не отрываться от начатого и работать до тех пор, пока хватит сил?
6. Используешь ли ты какие-то оправдания своей склонности работать без меры?
7. Агрессивен ли ты по отношению к окружающим?
8. Пытаешься ли ты время от времени заставить себя не работать?
9. Есть ли у тебя склонность к раскаянию и постоянному чувству вины из-за своей работы?
10. Пытался ли ты перейти работать туда, где рабочее время жестко регламентируется?
11. Часто ли ты менял свое место работы, сферу деятельности?
12. Подстраиваешь ли ты весь образ своей жизни под нужды работы?
13. Заметил ли ты, что теряешь интерес к знакомым, которые не связаны с твоей работой?
14. Испытываешь ли ты жалость к себе самому?
15. Ощущаешь ли ты перемены в своей семейной жизни?
16. Замечаешь ли за собой стремление «запастись» работой?
17. Пренебрегаешь ли ты едой?
18. Попадал ли ты в больницу из-за своего «работоголизма»?
19. Часто ли ты работаешь вечерами?
20. Случалось ли тебе иногда работать непрерывно днем и ночью?
21. Замечаешь ли ты ослабление своей работоспособности?
Если ты дал ответ «да» более чем на 5 вопросов, это означает, что ты поражен «работоголизмом».
Положительный ответ на 10 и более вопросов означает, что тебя уже можно классифицировать как настоящую жертву «работоголизма».
Если для тебя увлеченность работой выступает на первое место, отодвигая все многообразие жизни и отношений, – очень может быть, что новая область деятельности приведет к тому же.
Очень часто люди, пораженные «работоголизмом» на самом деле бегут в работу от жизни, от нескладывающихся личных отношений. Может быть, стоит разобраться, от чего ты убегаешь? Какие призы получаешь от нескончаемой работы: чувство своей ценности, значимости? Это действительно твой выбор – так жить?
Ты можешь оставить все как есть, тогда относись к такой перегруженности работой как к норме для себя, и перемена места ничего не изменит. Но ты можешь изменить отношение к труду, понять, что, кроме работы, жизнь полна интересным общением, близостью, интересным досугом, увлечениями. Выбор за тобой.
Устраивают ли тебя отношения на работе между сотрудниками? Можно ли назвать людей, работающих в твоей организации, коллективом, командой? Или там царят разобщенность и интриги, ссоры и зависть? Можно ли что-то изменить?
Можно сетовать на то, что коллектив, в котором ты трудишься – ужасный, но где гарантии, что на другом месте все будет по-иному, если твое отношение к этому не изменится? Ты так же будешь изолирован от коллектива, будешь чувствовать себя одиноко, если выберешь позицию отстраненности и равнодушия.
Очень полезно задать себе вопрос: как я проявляюсь по отношению к людям, какие отношения я создаю, не являюсь ли я источником напряжения в коллективе?
Тест «Любят ли тебя люди?»Ответь «да» или «нет» на предлагаемые суждения
1. Ты должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня тебя пристально оценивают те, с кем тебе приходится общаться.
2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они его увлечения или нет.
3. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда у тебя имеется сильный соблазн поступить иначе.
4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.
5. Когда ты встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление.
6. Когда тебя представляют другому человеку и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить.
7. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.
8. Ты должен быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять в нелепом виде.
9. Если ты общаешься с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.
10. Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
11. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе очень понадобится их помощь.
12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.
13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем если ты зависишь от других.
14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.
15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.
16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.
17. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежливым, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.
18. Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь сходить в кино, ты должен сказать, что у тебя болит голова или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.
19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.
20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.
За каждый ответ, который совпадает с правильным, начисли себе по 5 баллов. Правильные ответы: «Да» – 6, 13, 14, 20 пункты; «Нет» – все остальные. Сложи сумму баллов.
85–100 – отлично
75–84 – хорошо
65–74 – удовлетворительно
0–64 – плохо
Чем выше сумма баллов, тем больше у тебя оснований считать, что окружающие тебя любят.
Если ты недоволен суммой набранных баллов, нет смысла огорчаться этим, есть смысл изменить что-то в отношении к людям.
Что можно изменить? Стать просто более внимательным к другим, беседовать с сотрудниками, интересоваться их жизнью, создавать доброжелательные, открытые отношения, сглаживать конфликты. Начать их благодарить, хвалить, поздравлять. Сделать список дней рождения, дарить сюрпризы сослуживцам. Замечать одежду, прически, угощать кофе, чаем, домашним печеньем.
Можно сделать что-то для сплочения коллектива, пусть не в масштабе всей организации, но в рамках твоего отдела или структуры: вместе отпраздновать день рождения или собрать девичник или мальчишник. Можно организовать выезд на природу, пикник или автобусную экскурсию. Можно устроить коллективное обсуждение, организовать «мозговой штурм» на тему «Как улучшить условия, организацию труда, отношения на работе».
Есть еще один важный момент – а настроен ли ты вообще работать с людьми, умеешь ли ты с ними взаимодействовать?
Ответив на вопросы следующих тестов, ты можешь получить информацию о себе и своих отношениях с людьми.
Тест «Коммуникабелен ли ты?»На каждый из вопросов выбери ответ: «да», «нет» или «иногда».
1. Тебе предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли тебя из колеи ее ожидание?
2. Откладываешь ли ты визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у тебя смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или подобном мероприятии?
4. Тебе предлагают поехать в командировку в город, где ты никогда не был. Приложишь ли ты максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любишь ли ты делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаешься ли ты, если незнакомый человек на улице обратится к тебе с просьбой (показать дорогу, подсказать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Веришь ли, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняешься ли напомнить знакомому, что он забыл вернуть тебе деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой тебе подали испорченную пищу – промолчишь ли ты, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты не вступишь с ним в беседу и будешь тяготиться, если первым заговорит он?
11. Тебя приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, в библиотеке, в кассе кинотеатра). Предпочитаешь ли ты отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боишься ли ты участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У тебя есть сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет ты не принимаешь. Так ли это?
14. Услышав где-либо «в кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному тебе вопросу, предпочтешь ли ты промолчать, не вступить в спор?
15. Вызывает ли у тебя досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли ты излагаешь свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Оцени свои ответы: за каждое «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» – 0. Суммируй общее количество баллов.
30–32 балла.
Ты явно некоммуникабелен, это мешает тебе, потому что страдаешь от этого больше всего ты сам. Но и близким людям нелегко. Тебе трудно участвовать в групповых действиях, тебя больше устроит работа, в которой ты свободен от необходимости общаться с людьми.
25–29 баллов.
Ты замкнут, неразговорчив, предпочитаешь одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают тебя в панику, то надолго выводят из равновесия. Ты знаешь эту особенность своего характера и бываешь недоволен собой. Но в твоей власти изменить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности ты приобретаешь вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19–24 балла.
В известной степени ты общителен и в незнакомой ситуации чувствуешь себя вполне уверенно. Новые возможности тебя не пугают. И все же с новыми людьми ты сходишься с оглядкой. В спорах и диспутах участвуешь неохотно. В твоих высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Это исправимо, помни об этом.
14–18 баллов.
У тебя нормальная коммуникабельность. Ты любознателен, охотно слушаешь интересного собеседника, достаточно терпим в общении с другими, отстаиваешь свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идешь на встречу с новыми людьми. В то же время не любишь шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у тебя раздражение.
9–13 баллов.
Ты весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытен, разговорчив, любишь высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомишься с новыми людьми. Любишь бывать в центре внимания, никому не отказываешь в просьбах, хотя не всегда можешь их выполнить. Бывает, вспылишь, но быстро отходишь. Чего тебе не хватает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
4–8 баллов.
Ты, должно быть, «рубаха-парень» (это можно отнести и к представительницам слабого пола). Общительность бьет из тебя ключом, ты всегда в курсе всех дел. Любишь принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у тебя мигрень или хандру. Охотно берешь слово по любому вопросу, даже если имеешь о нем поверхностное представление. Берешься за любое дело, хотя далеко не всегда можешь успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к тебе с некоторой опаской и сомнениями. Задумайся над этим!
3 балла и менее.
Твоя коммуникабельность носит болезненный характер. Ты многословен, вмешиваешься в дела, которые не имеют к тебе никакого отношения. Берешься судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен. Вольно или невольно ты часто бываешь причиной разного рода конфликтов в твоем окружении. Вспыльчив, обидчив, нередко бываешь необъективен. Серьезная работа не для тебя. Людям – и на работе, и дома – трудно с тобой. Тебе надо поработать над своим характером. Прежде всего, воспитай в себе терпимость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Тест «„Я“ или „Мы“»Способен ли ты работать в тесно взаимодействующей группе?
1. Когда ты рассказываешь дома о своей работе, ты обычно употребляешь…
а) безличные формы;
б) местоимение «я» или «мы».
2. В работе ты больше дорожишь…
а) своей самостоятельностью;
б) возможностью диалога с коллегами и руководством.
3. Если в неудачах обвиняют лично тебя, ты отвечаешь:
а) «меня подвели»;
б) «да, это моя ошибка».
4. Конфликты на работе…
а) их лучше избегать;
б) иногда полезны для дела.
5. Если надо принять решение, ты…
а) рассчитываешь на свою интуицию;
б) принимаешь во внимание мнение окружающих.
6. Когда твоя любимая команда проигрывает…
а) это может вывести тебя из себя;
б) воспринимаешь это спокойно.
7. На совещаниях ты…
а) сразу и твердо отстаиваешь свое мнение;
б) сначала слушаешь других.
8. Окончательное решение…
а) может принадлежать коллективу;
б) всегда дело одного человека.
9. Твои коллеги…
а) должны разделять твои методы работы;
б) естественно, работают каждый по-своему.
10. Как ты воспринимаешь тот факт, что другие живут и думают по-иному?
а) с трудом;
б) легко.
11. Когда кто-нибудь из коллег не разделяет твое мнение, ты стараешься его переубедить…
а) лично;
б) с помощью коллектива.
12. Если группа не согласна с тобой, ты…
а) присоединяешься к большинству;
б) чаще остаешься на своих позициях.
13. Благоприятный климат в коллективе —
а) определяющий фактор эффективной работы;
б) фактор важный, но второстепенный.
14. На общих совещаниях ты…
а) стараешься вникнуть во все обсуждаемые проблемы;
б) интересуешься только тем, что касается твоей группы.
15. Если решение, принятое группой, не было согласовано с тобой, ты…
а) чувствуешь себя отвергнутым;
б) испытываешь раздражение.
16. Споришь ли ты с коллегами и с начальством, если уверен, что прав именно ты?
а) часто;
б) в отдельных случаях.
17. В групповой работе ты…
а) всегда лидер;
б) только иногда, в зависимости от решаемой проблемы.
18. Коллектив способен решить любую задачу…
а) всегда;
б) во многих случаях.
19. Что тебе больше нравится?
а) симфония;
б) концерт.
20. Для тебя лучше, когда рабочая группа состоит из твоих друзей?
а) да;
б) нет.
21. На совещаниях ты…
а) стремишься сблизить различные позиции;
б) знакомишься с новыми подходами к проблемам.
22. Ты был бы рад, если бы у тебя родилось пять близнецов?
а) да;
б) нет.
23. Тот факт, что коллегам нет необходимости обсуждать между собой стоящие задачи (каждый знает и хорошо делает свое дело), – лучший признак хорошей группы.
а) да;
б) нет.
24. Работа в группе – это…
а) экономия личных усилий;
б) увеличение личных усилий.
Подсчитай количество ответов «б».
Менее 8.
Ты показал себя фанатичным индивидуалистом, но, в сущности, ты очень зависим. Тебе бы больше подошла научная работа или свободная профессия без тесного взаимодействия с коллективом.
От 8 до 12.
У тебя есть «командный дух», но ты зависишь от других несколько больше, чем это необходимо.
От 12 до 20.
Ты способен плодотворно работать в коллективе.
Более 20.
Ты отлично сочетаешь коллективизм с личной независимостью и способен принести много пользы коллективу, не обезличиваясь при этом. Работать с тобой в группе – и польза, и удовольствие.
Люди часто жалуются на то, что постоянные конфликты на работе вызывают желание поискать другое место. Самое интересное, что, переходя с места на место, человек тащит за собой эти конфликты.
Но если ты на одном месте работы не научился стоять за себя, не давать себя в обиду, отстаивать свои права, требовать к себе другого отношения, – почему ты думаешь, что на другой работе у тебя это получится? Оттого, что там будут другие люди? Но ведь ты останешься прежним, и твое неумение давать отпор в случае необходимости, чтобы не позволять собой манипулировать, останутся с тобой.
Ты точно так же можешь быть втянут в новые конфликты, если не научишься занимать психологически грамотную позицию.
Ты можешь быть сам зачинщиком конфликтов и делать это, даже не замечая, считая, что в конфликте виноват кто-то. Но если ты сам конфликтный человек, то ты везде будешь конфликтным, для этого не обязательно скакать с работы на работу. Может быть, стоит здесь, на этой работе, научиться создавать ровные и доброжелательные отношения?
Тест «Не слишком ли ты агрессивен?»1. Склонен ли ты искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
А) Всегда.
Б) Иногда.
В) Никогда.
2. Как ты ведешь себя в критической ситуации?
А) Внутренне кипишь.
Б) Сохраняешь полное спокойствие.
В) Теряешь самообладание.
3. Каким считают тебя коллеги?
А) Самоуверенным и завистливым.
Б) Дружелюбным.
В) Спокойным и независтливым.
4. Как ты отреагируешь, если тебе предложат ответственную должность?
А) Примешь ее с некоторыми опасениями.
Б) Согласишься без колебаний.
В) Откажешься от нее ради собственного спокойствия.
5. Как ты будешь себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с твоего стола бумагу?
А) Выдашь ему «по первое число».
Б) Заставишь вернуть.
В) Спросишь, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами ты встретишь мужа (жену), если он вернется с работы позже обычного?
А) Что тебя так задержало?
Б) Где ты торчишь допоздна?
В) Я уже начал волноваться.
7. Как ты ведешь себя за рулем автомобиля?
А) Стараешься обогнать машину, которая показала тебе хвост.
Б) Тебе все равно, сколько автомобилей тебя обошло.
В) Помчишься с такой скоростью, чтобы никто не догнал тебя.
8. Какими ты считаешь свои взгляды на жизнь?
А) Сбалансированными.
Б) Легкомысленными.
В) Крайне жесткими.
9. Что ты предпринимаешь, если не все удается?
А) Пытаешься свалить вину на другого.
Б) Смиряешься.
В) Становишься впредь осторожнее.
10. Как ты отреагируешь на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
А) Пора бы уже запретить им такие развлечения.
Б) Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать.
В) И чего мы столько с ними возимся?
11. Что ты ощущаешь, если место, которое ты хотел занять, досталось другому?
А) И зачем я только на это нервы тратил?
Б) Видимо, его физиономия шефу приятнее.
В) Может быть, мне удастся это в другой раз.
12. Как ты смотришь страшные фильмы?
А) Боишься.
Б) Скучаешь.
В) Получаешь истинное удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки ты опаздываешь на важное совещание, то…
А) будешь нервничать во время заседания;
Б) попытаешься вызвать снисходительность партнеров;
В) огорчишься.
14. Как ты относишься к своим спортивным успехам?
А) Обязательно стараешься выиграть.
Б) Ценишь удовольствие почувствовать себя молодым.
В) Очень сердишься, если проигрываешь.
15. Как ты поступишь, если тебя плохо обслужили в ресторане?
А) Стерпишь, избегая скандала.
Б) Вызовешь метрдотеля и сделаешь ему замечание.
В) Отправишься с жалобой к директору ресторана.
16. Как ты себя поведешь, если твоего ребенка обидели в школе?
А) Поговоришь с учителем.
Б) Устроишь скандал родителям «малолетнего преступника».
В) Посоветуешь ребенку дать сдачи.
17. Какой, по-твоему, ты человек?
А) Средний.
Б) Самоуверенный.
В) Пробивной.
18. Что ты ответишь подчиненному, с которым столкнулся в дверях учреждения, если он стал извиняться перед тобой?
А) Простите, это моя вина.
Б) Ничего, пустяки.
В) А повнимательнее Вы быть не можете?
19. Как ты отреагируешь на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
А) Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!
Б) Надо бы ввести телесное наказание.
В) Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.
20. Представь, что тебе предстоит заново родиться, но уже животным, какое животное ты предпочтешь?
А) Тигра или леопарда.
Б) Домашнюю кошку.
В) Медведя.
От 0 до 35 баллов.
Ты чрезмерно миролюбив, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что, как травинка, гнешься даже под самым слабым ветром, и все же побольше решительности тебе не помешает.
36–44 баллов.
Ты умеренно агрессивен, но вполне успешно идешь по жизни, поскольку в тебе достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более.
Ты излишне агрессивен, при этом нередко оказываешься чрезмерно жестким к другим людям и неуравновешенным. Ты надеешься добиться успеха, рассчитывая на собственные методы и жертвуя интересами окружающих.
Тест «У тебя конфликтная натура?»1. Представь, что в общественном транспорте начинается склока. Что ты предпринимаешь?
а) Избегаешь вмешиваться.
б) Можешь встать на сторону потерпевшего или того, кто прав.
в) Всегда вмешиваешься и отстаиваешь свою точку зрения.
2. На собрании ты критикуешь руководство за допущенные ошибки?
а) Нет.
б) Да, но в зависимости от твоего личного отношения к нему.
в) Всегда критикуешь за ошибки.
3. Твой непосредственный начальник излагает свой план работы, который тебе кажется нерациональным. Предложишь ли ты свой план, который кажется тебе лучше?
а) Если другие тебя поддержат, то да.
б) Ты обязательно будешь поддерживать свой план.
в) Боишься, что за критику тебя могут лишить премиальных.
4. Любишь ли ты спорить со своими коллегами, друзьями?
а) Только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений.
б) Да, но только по принципиальным важным вопросам.
в) Ты споришь со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед тебя без очереди, ты…
а) возмущаешься, но про себя;
б) считая, что и ты не хуже его, пытаешься обойти очередь;
в) открыто высказываешь негодование.
6. Представь себе, что рассматривается экспериментальная работа твоего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Ты знаешь, что твое мнение будет решающим. Как ты поступишь?
а) Выделишь положительные стороны в его работе и предложишь предоставить возможность продолжить ее.
б) Выскажешься и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта.
в) Станешь критиковать ее: чтобы быть новатором – нельзя допускать ошибки.
7. Представь: свекровь (теща) постоянно говорит тебе о необходимости экономии и бережливости, о твоей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать твое мнение о своей последней покупке. Что ты ей скажешь?
а) Что одобряешь покупку, если она доставила ей удовольствие.
б) Говоришь, что эта вещь безвкусна.
в) Постоянно ругаешься, ссоришься с ней из-за этого.
8. Ты встретил подростков, которые курят. Как ты отреагируешь?
а) Думаешь: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих плохо воспитанных детей».
б) Делаешь им замечание.
в) Если бы это было в общественном месте, то ты бы их отчитал.
9. В ресторане ты замечаешь, что официант обсчитал тебя. В таком случае ты…
а) не даешь ему чаевые, которые заранее приготовил, если бы он поступил честно.
б) попросишь, чтобы он еще раз при тебе подсчитал сумму.
в) это будет поводом для скандала.
10. Ты в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли тебя это?
а) Да, но, если ты даже и выскажешь ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит.
б) Ты найдешь способ пожаловаться на него. Пусть его накажут или даже уволят с работы.
в) Ты вымещаешь недовольство на младшем персонале, уборщицах и официантках.
11. Ты споришь со своим ребенком-подростком и убеждаешься, что он прав. Признаешь ли ты свою ошибку?
а) Разумеется, признаешь.
б) Нет.
в) Какой же у тебя авторитет, если ты признаешься, что был не прав.
Оцени свои ответы следующим образом:
За ответы «а» – 4 балла, «б» – 2 балла, «в» – 0
От 30 до 44 баллов.
Ты тактичен, не любишь конфликтов, даже если и можешь их сгладить, легко избегаешь критических ситуаций. Когда же тебе приходится вступать в спор, то ты учитываешь, как это отразится на твоем служебном положении или приятельских отношениях.
15–29 баллов.
Про тебя говорят, что ты конфликтная личность. Ты настойчиво отстаиваешь свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на твои служебные или личные отношения, и за это тебя уважают.
10–14 баллов.
Ты ищешь поводы для споров, большая часть которых излишни и мелочны. Любишь критиковать, но только когда это выгодно тебе. Ты навязываешь свое мнение, даже если ты не прав. Ты не обидишься, если тебя будут считать любителем скандалить?
Ключ опросника
Есть еще один важный момент, чтобы проанализировать твою работу с точки зрения конфликтов. Как ты относишься к конфликтам – стараешься найти компромисс, быть терпимым к чужому мнению? Позволяешь людям быть такими, как они есть, или проявляешь себя упрямым, несгибаемым, несдержанным, авторитарным, запуская конфликтные ситуации, не идя на договоренности и взаимопонимание?
Какую позицию ты принимаешь в конфликтной ситуации? Разберись в этом.
Тест «Стиль поведения в ситуации разногласия»Прочти каждое из двойных высказываний и выбери то из них, какое в большей степени соответствует тому, как ты обычно поступаешь и действуешь.
1.
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Не обсуждая то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувства другого человека.
5.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворять желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Подсчитай количество баллов в каждом столбце. Где больше всего ответов? Какой стиль поведения в ситуациях разногласия тебе свойственен?
Всего таких стилей пять.
Соперничество – самый распространенный и самый неэффективный стиль, вызывающий конфликты, создающий тяжелые отношения в коллективе.
Сотрудничество – оптимальный, позволяющий понимать друг друга и искать совместный выход из ситуации напряжения.
Компромисс – желание найти средний вариант. Вполне приемлемый стиль в ряде случаев, но далеко не всегда, потому что, находя среднее решение, тебе часто приходиться жертвовать своими интересами.
Избегание – стиль, в котором человек просто-напросто старается уйти от конфликтной ситуации, не разрешив ее. Это дает временную передышку, но никогда не разрешает ситуации, рано или поздно она возникает вновь. Не умея разрешать конфликты, человек убегает от них, попадая в новые конфликты.
Приспособление – стиль поведения, когда человек вообще не стоит за себя и свои интересы и подстраивается под другого. Это удобная позиция для других, и ею пользуются. Только виноваты в этом не другие, а тот, кто позволяет собой пользоваться.
Подумай, что свойственно тебе? Как это могло отразиться на твоих отношениях в коллективе? Как ты собираешься действовать и поступать дальше?
Повторять свои ошибки – значит создавать такие же отношения с людьми и на другой работе. Подумай: чему ты научился, какие решения можешь принять, какие выводы для себя сделать.
Устраивает ли тебя стиль руководства на твоей работе? Что характеризует этот стиль – приказной тон, критика, унижение – или уважение, конструктивизм, свобода действий? Чем это для тебя оборачивается?
Можешь ли ты быть независимым от унижающего стиля руководства или тратишь много сил, эмоций на переживание несправедливости и деспотизма? Можешь ли ты изменить что-то в отношениях с руководством: потребовать уважения к себе, создать договоренности, которые бы позволили тебе спокойно работать? Только ты решаешь, соглашаться с этим или нет.
На самом деле, чаще всего за недовольством стилем руководства стоит наше собственное неумение ценить себя и стоять за себя.
Люди, которые себя высоко ценят и отстаивают свои права и интересы, всегда создадут для себя зону комфорта и уважения. Потому что просто не позволят никому плохо с собой обращаться. Таких людей ценят и уважают, на них начальники не срывают свое плохое настроение.
Если ты еще не научился ценить себя и стоять за себя, то ты тем самым позволяешь другим людям обращаться с тобой недостойно. Но это не их вина. Мы сами даем им такое позволение. И сколько бы мы ни бежали от начальников-деспотов – от самих себя мы убежать не сможем. Нам все равно нужно этому учиться – стоять за себя, отстаивать свою позицию, настойчиво аргументировать свои предложения, открыто выражать свои мысли и чувства, свое несогласие с плохим обращением.
Начни ценить себя сам – и ты увидишь, как изменится к тебе отношение сотрудников и руководства.
Для многих людей решение уйти с работы связано с тем, что их не удовлетворяет заработная плата. Действительно, это очень важный аргумент для смены работы. Но прежде чем уходить, надо разобраться, почему тебе мало платят, иначе ситуация может повториться и на новом месте.
Подумай, каковы твои отношения с руководством? Создал ли ты хорошие, доброжелательные отношения с начальником? Уважаешь ли ты его, ценишь, видишь ли в нем положительные качества?
Если этого нет, и в твоем отношении к нему сквозят высокомерие или недовольство, если отношения построены на критике и конфликтах, – тогда чего ты ждешь? Такие отношения не способствуют желанию увеличить тебе заработную плату.
Я не призываю заниматься подхалимажем и становиться неискренним. Просто ты должен четко понимать: пока отношения не улучшатся, ждать изменений не стоит. Может быть, стоит посмотреть на своего начальника по-новому, увидеть в нем черты, за которые ты можешь его уважать, подумать о том, чему ты можешь у него поучиться, чтобы строить свое отношение, исходя из уважения и признания его авторитета. Только после этого можно предпринимать что-то для увеличения зарплаты.
Подумай: являешься ли ты ценным работником? Много ли ты делаешь – или работаешь вполсилы? Есть ли видимые результаты твоего труда?
В наше время практически везде, за исключением некоторых государственных организаций, платят за конкретный результат, а не за процесс. Люди хотят платить деньги за дело, а не за участие в деле. Это раньше можно было приходить на работу, проводить день в видимости деловой активности и получать при этом стабильную зарплату. Сейчас надо показать реальные плоды своего труда, чтобы они могли быть оценены высоко.
Если ты хочешь просить прибавку к зарплате, ты должен очень хорошо к этому подготовиться. Деньги никогда не дают просто так, надо тщательно обосновать свое требование по увеличению заработной платы. Подготовь документы, говорящие, что ты достоин прибавки. Перечисли все свои обязанности, свои достижения, свой рост на работе, овладение новыми навыками, операциями, программами, новыми методами работы. Покажи свою дополнительную нагрузку. Одним словом, тебе нужно показать, за что ты считаешь возможным получать бо́льшую зарплату.
Люди, как правило, неохотно расстаются с деньгами, даже если они платят не из своего кармана, поэтому их надо убеждать в необходимости этого – мягко, тактично, но настойчиво.
Проиграй твой будущий разговор, представь, как он может происходить, какие вопросы может задать твой начальник, какова может быть его реакция на твою просьбу. Продумай, как ты можешь ответить. Такая подготовка к разговору нужна, чтобы ты чувствовал себя уверенно и не выступал в роли жертвы, просителя – тогда тебе легко откажут.
Не проси сразу много, двигайся шажками. Проси десять-двадцать процентов прибавки от оклада, это реальные цифры, на которые может пойти руководство.
Очень важно выбрать правильный момент для разговора. Проанализируй, подходящий ли сейчас момент для такого разговора. Финансовые трудности у фирмы, проверка финансовых документов, сокращение штатов – не лучший момент для решения твоей проблемы. Лучше подождать или, в крайнем случае, поговорить с начальником лишь о перспективах прибавки, о твоих ожиданиях. Такой разговор может быть очень полезен, он может прояснить картину, возможно, таких перспектив на этой фирме не будет никогда и не стоит ждать, а надо начинать искать более высокооплачиваемую работу.
Не следует ловить начальника на хорошем расположении духа – он может легко дать обещания и потом так же легко отказаться от них, ссылаясь на трудности. Это должен быть честный разговор, об этом надо говорить в деловой обстановке, чтобы были созданы четкие договоренности.
Есть смысл говорить о прибавке зарплаты с человеком, который является твоим непосредственным начальником, который знает, как ты работаешь, и который может поддержать тебя при обращении к вышестоящему начальнику, непосредственно занятому вопросами заработной платы.
Чего точно нельзя делать, когда ты просишь прибавить тебе зарплату?
Жаловаться на нехватку денег, на необходимость что-то купить или отдать долг, – это твои проблемы, почему это нужно делать за счет организации?
Нельзя при таком разговоре порочить организацию, критиковать ее финансовую политику. Ни у одного нормального начальника не возникнет желания повышать зарплату критикану.
Не стоит считать чужие деньги: в разговоре ссылаться на то, что другим платят больше. Не нужно демонстрировать свою зависть и недовольство тем, как распределяются деньги.
Стоит вести разговор только о себе – своем вкладе, своей ценности, своей ответственности.
Если ты недоволен той прибавкой, которую тебе дадут, или если тебе отказали – не отступай от своего решения увеличить свою зарплату.
Проявляй энтузиазм, активность, показывай хорошие результаты, проявляй интерес к делам фирмы, готовность делать еще больше. Не сбавляй темпа. Это даст возможность вернуться к этому вопросу, аргументировать и подкрепить свою деловитость новыми примерами.
Тебе важно научиться этому – стоять за себя и свои деньги, не соглашаться на малость, иначе ты будешь проходить эти же уроки и на своей новой работе.
Удовлетворен ли ты возможностями роста на этом предприятии? Есть ли у тебя возможность подняться по служебной лестнице, есть ли перспективы профессионального и личностного роста?
Поговори об этом с руководством. Ты можешь показать свою заинтересованность в росте, в том, чтобы делать больше и приносить больше пользы организации. Выступи со своими предложениями – кем ты себя видишь в организации, чего бы тебе хотелось. Обсуди с руководством возможности своего дальнейшего обучения, повышения своего профессионального уровня. Только после такого разговора ты можешь ясно представить свое будущее в этой организации.
Если ты увидишь, что тебе действительно некуда расти, что ты достиг своего потолка на этой работе, – нужно всерьез задуматься о ее смене.
Когда надо отказаться от работы?
Только убедившись, что ты сделал все, чтобы сделать работу максимально эффективной, только использовав все шансы для роста и карьеры и не получив морального и материального удовлетворения, можно отказываться от работы.
Представить себе, что следующая работа будет идеальна, – глупо. Там будут живые люди со своими характерами, там будут какие-то другие сложности. Дело не в перемене работы, а в твоем умении создавать ее такой, какой ты ее хочешь видеть.
Проанализируй каждый из этих параметров, взвесь все аргументы за то, чтобы остаться, – и за то, чтобы уйти. Представь себе эти весы – что перевешивает?
Есть несколько причин, которые указывают на то, что с работой необходимо расстаться. Вот они:
• работа разрушает тебя психологически и морально;
• тебя заставляют заниматься делом, противоречащим твоей системе ценностей;
• ты поставлен в жесткие рамки, мешающие тебе оставаться самим собой.
В таком случае важно напомнить себе, что ты слишком большая ценность для себя, чтобы позволять так обращаться с собой и угрожать своему здоровью, целостности и нормальному психологическому состоянию.
Что мешает уйти?
Очень часто, даже когда человек совершенно ясно понимает, что ему нужно менять работу, что-то останавливает его.
Нас останавливают наши сомнения: «А будет ли где-то лучше?»
Нас останавливают страхи: «Как будут складываться дела? Заладятся ли отношения? Смогу ли я войти в новый коллектив? Справлюсь ли с обязанностями?..»
Но все будет так, как ты сам создашь, если только ты возьмешь на себя ответственность за это, а не будешь ждать, что кто-то за тебя будет работать, строить отношения, сглаживать конфликты.
Дела будут складываться так, как ты будешь их «складывать». Помни – ты творец своей жизни, отношений и карьеры. Будь активным, энергичным, искренним, открытым к людям – и на новом месте все будет отлично. Отдавай себя на сто процентов – получишь стопроцентный успех.
Иногда таким барьером перед уходом с работы становится чувство вины, что ты бросаешь коллектив, что на тебя рассчитывали, что ты должен…
Но ведь твоя жизнь – это твоя жизнь. Ты не можешь приносить себя в жертву, если тебя не устраивает эта работа. Ты никому ничего не должен и не обязан работать здесь до пенсии только потому, что от тебя этого ожидают, что кому-то это очень удобно.
Иногда мы никак не можем принять решение уйти с работы, потому что испытываем грусть, сожаление о насиженном месте, о привычных отношениях, о любимом столе или цветах, которые ты столько лет разводил на подоконнике у своего рабочего стола и каждое утро поливал.
Но ведь у тебя впереди новая жизнь, и там будет новое место, которое скоро станет таким же «насиженным». Там будет другой стол, который станет твоим. И у тебя есть возможности создать на новом месте еще больший уют, посадить новые цветы.
Нам мешает уйти с насиженного места страх: «А что скажут близкие? Как они отнесутся к переменам?» – учитывая, что при переходе на новую работу возможны жертвы – вначале меньшие деньги, а при больших затратах времени – и нарушение стабильности в отношениях.
Поверь, твои близкие отнесутся так, как ты донесешь до них необходимость перемены работы. Тебя всегда поймут и поддержат близкие люди, если ты им все объяснишь, найдешь слова, которые покажут, как тебе на самом деле важно быть самим собой, заниматься интересным делом, не терять себя, уважать себя.
Последний момент перед принятием решения об уходе с работы: подумать, подходящий ли сейчас момент для ухода. Если ты ждешь ребенка, если в твоей семье есть проблемы, может быть, не надо именно сейчас создавать еще большее напряжение.
В моей жизни была ситуация, когда я работала в дорогой частной школе. Я приняла решение уйти – там меня ничего не держало, кроме денег. Там были очень запущенные отношения в коллективе, которые даже не хотелось менять, и самое главное – никаких перспектив роста.
Я четко понимала, что это пройденный этап в моей жизни. Но когда я подумала – подходящий ли сейчас момент для ухода, то четко ответила себе – нет. Дочь оканчивала школу, нужны были деньги на репетиторов. Я осталась со своим решением, только отложила уход с работы на то время, когда моя возможная материальная нестабильность, связанная с уходом, не так болезненно отразится на семье.
Приняв решение об уходе, обдумав сроки, в которые лучше всего уйти с работы, – не зацикливайся на своей прежней работе. Это уже твое прошлое.
Думай о своем будущем – какую работу ты хочешь найти, какие отношения ты хочешь создать на новой работе. Представь ясно свои новые возможности, почувствуй прилив новой энергии. Ты на пороге новой жизни.
Очень важный момент – нет смысла уходить «в никуда». Нужно четко знать, какую работу ты будешь искать, где ты будешь ее искать, как ты будешь это делать.
Ты можешь принять решение об уходе, дать себе время и начать искать работу, продолжая трудиться на прежней. Конечно, работать и заниматься поиском работы сложно, проще, когда ты полностью свободен для поиска.
Но сама роль безработного, пусть даже временная, многими людьми переносится очень болезненно. Поэтому реши сам, как для тебя будет лучше. Если решение об уходе принято, подумай сам, останешься ли ты на этой работе на время поиска новой или уйдешь сразу.
Уходя, уходи красиво – без выяснения отношений, ссор, «хлопаний» дверями. Оставайся в нормальных отношениях с людьми, эти люди тебе могут пригодиться при поиске будущей работы.
Уходи спокойно. Мир полон работы. Ты обязательно найдешь или создашь свою работу. Ту работу, которая будет тебе нравиться и которая будет тебя радовать.
Используй возможности ситуации
Уходя с работы, временно оставаясь без нее, мы попадаем в ситуацию вынужденной безработицы, которую далеко не все переживают позитивно. И очень часто люди видят только негативную сторону создавшегося положения. Поэтому важно использовать эту ситуацию максимально эффективно для себя.
Будь продуктивен, используй это время с пользой. Найди плюсы в своем положении.
Ты можешь отоспаться за все последнее время, можешь дать себе неделю отдыха, позволяя себе делать то, что хочется, радовать себя.
Ты можешь перестирать накопленное белье или наконец-то передвинуть мебель. Ты можешь позволить себе наконец-то заняться вязанием или выпиливанием по дереву. У тебя есть шанс выделить время на жизнь – просто на жизнь, не только на работу.
Ты теперь сам себе начальник – никто не стоит над тобой. Твоя жизнь сейчас полна новых возможностей.
Ты можешь расширить круг своего общения, обзвонив всех своих бывших одноклассников, однокурсников, друзей, людей, с которыми тебе было просто некогда общаться, пока ты работал. Обязательно сообщи им о своем новом положении. Продемонстрируй своим друзьям и близким нормальный оптимистичный настрой – люди быстрее откликаются на просьбы оптимистов, чем на стоны жертв. Сообщи им, что ты находишься в процессе поиска работы. Эти люди могут поддержать и пригодиться тебе при поиске работы.
Займись детьми, внуками, общением с близкими людьми. Используй этот великолепный шанс полноценно пообщаться, пока у тебя есть свободное время. Скоро ты устроишься на новую работу, и тебе опять будет некогда.
Ты можешь устроить оригинальный день рождения, помочь организовать в школе мероприятие для класса, где учится твой ребенок. Можешь научить сына мастерить или научить дочь вязать. Дети всегда очень хорошо чувствуют настроение взрослых. Твоя нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне могут сказаться на настроении детей. Неработающий паникующий отец или тревожная истеричная мать – не лучший пример для детей. Ты должен создать ощущение, что все нормально и стабильно. Ты можешь сделать это только одним путем – действительно оставаясь спокойным, собранным и уверенным.
Используй данное тебе свободное время для учебы, для повышения своей квалификации. Ты можешь пойти на курсы, которые расширят твои возможности и поднимут твою ценность как работника. Это прекрасный шанс вырасти, научиться чему-то новому. Используй возможность пройти подобные курсы от биржи труда: встав на учет, ты сможешь пройти курсы бесплатно.
Используй время для анализа
Очень часто люди, попавшие в ситуацию безработицы, пусть даже временной, чувствуют себя выкинутыми из жизни, отстраненными от событий действительности. Это воспринимается как тяжелое испытание, которое посылает им жизнь.
Измени отношение к этому. Это не испытание, это возможность остановиться. Жизнь действительно иногда останавливает нас, чтобы мы могли подумать, проанализировать свои поступки, сделать мудрые выводы. Без таких остановок мы не сможем двигаться дальше более успешно. Скажи спасибо жизни за эту остановку. Следующий шаг – правильно использовать время, данное тебе для анализа и новых решений.
Вспомни, откуда ты пришел, куда идешь, прежде всего подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам же и попал.
Прежде чем искать новую работу, полезно осмыслить предыдущий опыт.
Твои предыдущие работы – это твое прошлое. Прошлое может быть тяжким грузом, мешком, обузой, если жить прошлыми страданиями. Прошлое может стать радостью, ценным опытом, важным багажом, если найти в нем те положительные уроки, которые обогатят дальнейшую жизнь.
Сейчас у тебя есть замечательная возможность не только привести себя в порядок, но и использовать это время для ценного анализа – что происходило у тебя в сфере труда? Эти ценные выводы уберегут тебя от ненужных ошибок на новом месте, уберегут тебя от возможности снова остаться без работы.
Причины твоих успехов и неудач
Ты можешь выяснить причины своих успехов и неудач, проанализировав свою трудовую деятельность с помощью этой таблице:
Возьми для анализа три последних места работы и по каждой работе проанализируй причины успехов или неудач.
Это должен быть анализ с позиции «Я»: что Я делал, как поступал, что приводило к успеху? И – что Я не делал или как Я это делал, что приводило к неудаче? Тут не пройдут фразы типа: «Они мне не давали работать нормально. Он (начальник) мной помыкал…» Это должно звучать от первого лица: «Я позволял им мешать мне работать. Я разрешал начальнику мной помыкать…»
Вот пример подобного анализа, сделанного участницей курсов для безработных в форме рассказа от первого лица.
– Я работала воспитателем в детском саду. У меня прекрасно получалось работать с детьми, я была очень хорошим воспитателем, я делала для детей пособия для занятий, играла с ними, все делала по правилам – по учебникам. Я придумывала новые развивающие упражнения. Я прекрасно ладила с родителями. Они видели, что я люблю их детей. Я работала очень творчески, я сама находила для себя интерес в этой работе.
У меня это получалось, потому что я приняла эту работу. Вначале я согласилась там работать только потому, что хотела устроить своего ребенка в сад. Но через какое-то время я действительно заинтересовалась работой, я отдавалась ей целиком, я была очень ответственной, любящей, творческой.
Однако у меня там не строились отношения с руководством и сотрудниками. Меня не устраивал статус моей работы. Я стала поверхностно относиться к ведению документов, считая, что это пустяки. Создались напряженные отношения с начальницей. Ее требования казались мне несправедливыми, а она сама – надутой дурой.
Теперь я понимаю, что причиной всего этого было мое высокомерие: я считала, что эта работа слишком мелка для меня, хотя мне было там чему учиться. Я считала себя самой умной, не признавала авторитета других людей, более опытных, чем я, не прислушивалась к их советам и не училась у них.
Меня стали напрягать условия труда. Я работала сверх меры, постоянно заменяя кого-то. Меня это не устраивало, я чувствовала себя просто жертвой несправедливости. Я была недовольна оплатой: мне постоянно, как я думала, не доплачивали.
Сейчас я понимаю, это происходило потому, что я не умела стоять за себя, защищать свои права спокойно, без конфликтов – грамотно. Я постоянно обижалась, но держала обиду в себе, не выясняя отношений с начальством. Я была неуверенной и робкой и не требовала, чтобы проверяли правильность начисления мне зарплаты.
Я ушла с этой работы. Хотя сейчас я понимаю, что там можно было бы еще работать. Нужно было просто самой быть более ответственной, лучше строить отношения, а не уходить в обиды. Нужно было идти на разговор с руководством, чтобы прояснять свое недовольство и подозрения. Нужно было больше отстаивать свои права, делая это корректно и доброжелательно.
Мне нужно учиться этому, потому что такое умение понадобится мне на любой работе…
Проанализируй свои успехи и неудачи. Посмотри, не повторяются ли ситуации в твоей жизни? Не являлись ли одни и те же причины истоком твоих успехов на разных работах? Ты мог менять места и занятия и добиваться каждый раз успеха, работая с полной отдачей, проявляя ответственность, добросовестность, доброжелательность и порядочность.
И ты мог быть неуспешным на любой работе, повторяя одни и те же ошибки: подчиняться чужому влиянию, быть халатным, относясь к делу спустя рукава или вступая в конфликты, каждый раз портя свои отношения в коллективе; не требовать соблюдения своих прав и не защищать их.
Сделай для себя выводы – что ты возьмешь с собой в свою будущую работу, от чего откажешься? Нет никакого смысла тащить в будущее причины неудач.
Ты можешь записать это в виде решений:
Я освобождаюсь от неуверенности.
Я освобождаюсь от обидчивости.
Я освобождаюсь от неумения стоять за себя.
Я беру с собой свой оптимизм.
Я беру с собой ответственность и порядочность…
Запиши свои решения. Они поддержат тебя на пути поиска работы и помогут на новом месте.
Поблагодари все свои прошлые работы, несмотря на то, что они могли быть причиной многих неудовлетворенностей. Каждая из них была твоим ценным опытом.
Расставаться с ними надо по-хорошему.
Скажи себе:
Благодаря своим прошлым работам я понял…
Благодаря им, я мог…
Благодаря им, я научился…
Благодаря им, я стал более…
Благодаря им, я теперь могу…
Благодаря им, я буду…
Побудь со своими мыслями и разговорами столько, сколько тебе надо, чтобы осмыслить твой прошлый опыт, который поможет тебе быть более успешным и эффективным в новом деле. С этим ощущением – благодарности за позитивный опыт, который дал тебе твой труд – легче и гармоничнее приступать к осознанному поиску новой работы.