3. СЕКРЕТЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО РЕЗЮМЕ
Как правильно написать резюме?
Без хорошего резюме на работу в Дубае вас не возьмут, если, конечно, у вас здесь нет хороших знакомых или родственников. Вспомните сейчас всё, что вы знали о составлении резюме. Вспомнили? Теперь забудьте. Это вам только помешает. Кто бы ни приходил ко мне за помощью – от руководителей компаний до профессиональных HR – все они переделывали свои резюме. Назову основные вводные, которые вам пригодятся при составлении резюме. Кстати, в Дубае все привыкли говорить не «резюме», а «CV», что расшифровывается как «Сurriculum vitae». Имейте это в виду.
В идеале ваше резюме должно быть историей вашего успеха, где вы повышаетесь в должности в одной компании или растёте, переходя из одной компании в другую, третью, ведёте и завершаете всё более и более важные проекты. Если такого в вашей истории нет, это некритично, но вы должны к этому стремиться.
Высветляйте факты от конкретной профессии. Есть очень важный момент – врать и вводить в заблуждение ни в коем случае нельзя. Если неправда позже обнаружится работодателем, вы будете уволены моментально. Вы можете оказаться в очень неприятной ситуации, когда вы в Дубае, жизнь стоит дорого, а работы нет. Но при составлении резюме можно и нужно высветлить какие-то факты. Например, если вы продавец, заострите внимание на том, сколько прибыли вы принесли компании. Если программист, опишите проекты, в которых вы принимали участие, владение различными технологиями, языками программирования.
Поговорим о структуре резюме.
Схема резюме
На рис. 1 приведена схема расположения блоков в резюме. Сверяясь с ним, вам будет легче грамотно его оформить. Конечно, это лишь один из возможных вариантов. Вы можете найти и использовать другой, но за этот вариант я могу ручаться, потому что мои ученики находили работу в Дубае, используя именно этот шаблон.
Дальше каждый блок будет описан подробно. Так как ваше резюме не должно превышать две страницы, то и схема условно разбита на первую и вторую страницы. Мы исходим из того, что размер каждой из них будет равен формату А4. Не обращайте внимание на линии в схеме, они нужны только чтобы визуально было легче понять, где какой блок должен находиться. В самом резюме их рисовать не надо. Постарайтесь вообще избегать таблиц в резюме, без них можно очень легко обойтись.
Хочу предупредить, что после составления резюме лучше показать его кому-то и получить обратную связь. Мой опыт говорит о том, что тот вариант, который даю людям я, и тот, что получается у учеников на выходе, зачастую очень разнятся. С первого раза почти никому не удалось оформить резюме с учетом всех мелких особенностей: межстрочные расстояния, всякие отступы, шрифты, выделения, подчеркивания и т. д. У каждого из нас разные взгляды и уровень владения программами для составления резюме. Поэтому у людей не всегда получается изобразить резюме таким, каким они хотели бы его сделать. Для этого и нужно попросить кого-то оценить ваше резюме. Таким образом, его качество заметно повысится.
Рис.1. Схема резюме
Фотография для резюме
Первое, что требует резюме, – это ваша фотография. Одна из пословиц говорит, что встречают по одежке, резюме же встречают по фотографии её владельца.
Какой должна быть фотография, чтобы ваше резюме выглядело привлекательно и его хотелось прочитать полностью?
Размер фотографии обычный – 3×4. На фото вы должны быть изображены по плечи, как на паспорт. В Дубае несколько американизированный, западный стиль общения, когда все друг другу улыбаются. Поэтому будет плюсом, если будете слегка улыбаться на фотографии. Ваша улыбка должна быть скромной и привлекательной.
На фото у вас должна быть аккуратная прическа. Если вы мужчина, вы должны быть идеально выбриты. Если же вы носите бороду, то борода обязательно должна быть с формой, то есть ухожена. Если вы девушка, то на вас должно быть минимум украшений. Естественно, должен быть деловой костюм, как минимум рубашка, но лучше рубашка плюс пиджак. Лёгкий мейкап приветствуется, но он не должен быть чересчур привлекательным, ярким и тем более сексуальным. Иначе вы начнете получать предложения о совсем другой работе, а не о той, которой мечтаете.
Шучу, конечно, но на свидание вас могут пригласить, не удивляйтесь. Поэтому оцените фотографию здраво и пусть она будет по-деловому привлекательной. Тогда разговоры будут только о работе.
Фон на фото должен быть спокойным и однотонным, он не должен отвлекать взгляд от вас. Это вы должны выделяться на фоне, а не фон должен выигрывать за счет вас. Если вы в темной одежде, то фон должен быть светлым. В идеале это серо-голубой фон, можно белый или слегка сероватый.
Мне присылали разные фотографии, и то, что запомнилось больше всего, это то, что нельзя делать.
Я не знаю почему, но одна девушка на моем тренинге по поиску работы в Дубае вставила в резюме две фотографии. Две фотографии вставлять не надо, это ни к чему.
На одной из этих фотографий она была на фоне трансформаторной будки. Ей было лень перефотографироваться? Или она себе на них особенно нравилась, и поэтому прислала их, совершенно забыв про фон? Такой фон вызывает очень много вопросов. Фон очень важен, особенно если он отвлекает и выглядит странно. Трансформаторная будка – это очень нелепо.
Ваше фото должно располагать к себе в целом. Взгляните на фото, покажите друзьям. Друзья должны признать: «Это фото приятно!»
Дам сразу один чит-код, то есть секрет, который поможет вам выбрать лучшую фотографию из всех. Заключается он в том, что выбор фото для вашего резюме лучше доверить друзьям. Посторонние люди выбирают более удачные фотографии вас самих, чем вы выбираете сами. Были даже научные исследования на эту тему.
Это связано со многими особенностями. Дело в том, что в зеркале мы видим себя такими, какими хотим выглядеть. Когда мы подходим к зеркалу, кожа лица немного натягивается, это происходит неосознанно, и мы выглядим немного лучше. Но когда мы общаемся с людьми, мы расслабляемся, и они видят нас более реалистично. Поэтому было проведено исследование и оказалось, что наши друзья чаще выбирают более подходящие привлекательные снимки нас самих, чем мы сами. Возьмите несколько фотографий, выставьте в социальных сетях и сделайте опрос, какое из представленных фото лучше подходит для резюме. Какая фотография наберет больше положительных откликов, ту и выбирайте, даже если она вам не нравится. Если она нравится вашим друзьям, то, скорее всего, она понравится и вашим работодателем.
Двигаемся дальше. Вверху сбоку от фотографии должны быть ваше имя и контакты. Если ваше имя сложное, то упростите его. Фамилию менять нельзя, имя немного упрощать можно. Если вы Александр, то можно написать Алекс. Это самый банальный пример, но, тем не менее, он очень хорош. Повторюсь, фамилию менять нельзя.
Ваши контакты должны содержать ваш E-mail, Skype, телефон и обязательно WhatsApp. Проверьте, чтобы ваш E-mail был красивым. Красивый E-mail значит, что в нём указаны ваши имя и фамилия, затем ваш провайдер. Здесь не должно быть каких-то непонятных слов, кличек и простого набора цифр. Например, один из моих адресов почты пишется как ivanbudko@. Имя и фамилия могут быть написаны или одним словом, или через точку. Если вы добавите единичку в конце, то это нормально. Например, ivanbudko1@. Так ваш E-mail будет выглядеть по-деловому.
Укажите телефон. К этому телефону должен быть привязан WhatsApp. Приложение WhatsApp здесь очень популярно, им пользуются абсолютно все. Здесь любой может написать вам простое текстовое сообщение. В Дубае это нормально. Другими мессенджерами здесь пользуются гораздо реже, они практически невостребованы. В деловом мире Дубая для деловой переписки используют E-mail и WhatsApp.
Поэтому у вас должен быть написан Телефон/WhatsApp: номер с кодом вашей страны, с плюсом «+7 XXX XXX XX XX», чтобы они, находясь в другой стране, могли его полностью набрать и найти вас.
Обязательно укажите Skype, потому что собеседование с вами будет проходить удалённо и вам нужно будет связаться с потенциальным работодателем по Skype. Адрес проживания на этом этапе не нужен. Если вы находитесь уже в Дубае, вы можете указать «Location: Dubai». Это вам немного поможет, то есть это будет являться преимуществом. Если же вы еще не в Дубае, то читайте книгу дальше, мы подробно рассмотрим эту тему далее.
Под контактами обычно все сразу начинают писать опыт работы. Я рекомендую этого не делать, я рекомендую написать сначала ваши достижения.
Зачем это нужно? Дело в том, что у вас есть всего около 12 секунд, чтобы читающий ваше резюме человек заинтересовался в нём и дочитал до конца. Его нужно как-то зацепить. И это очень легко сделать за счет этого приема. Когда вы кратко указываете какие-то цифры и факты в самом верху резюме – это привлекает внимание. В этом и состоит главная цель написания краткого списка ваших достижений. Так и озаглавьте «Достижения». Укажите 5—7 личных самых больших достижений за всю вашу профессиональную карьеру. Фактически – это сборник значимых фактов о вас за период всей вашей деловой деятельности. Иногда эти достижения могут быть не только в профессиональной деятельности. Если у вас их не хватает, то укажите, допустим, достижения в университете. Возможно, вы именно там достигли наиболее высоких результатов. У меня, по крайней мере, именно так и было. Я и дебатами занимался, и заместителем главы профкома университета был, и в двух театрах играл. Мне было что сказать. Может, и вы можете сказать что-то интересное и важное.
Используйте буллет поинты для создания списка достижений. Если вы не знаете, что такое буллиты, впишите словосочетание «bullet point» в поисковую строку Яндекс или Гугл. Это способ структурирования текста, который помогает повысить читабельность текста. То есть когда текст структурирован, его легче читать.
Например:
– Достижение 1.
– Достижение 2.
– Достижение 3.
В идеале должно быть так: одна строчка – одно достижение. Иногда описание достижения требует много слов. Старайтесь максимально его сократить и уместить в одну-две строки. Важно: выражайте их в цифрах и фактах. Здесь есть очень важный момент, касающийся составления резюме в целом. Он должен проходить красной линией по всему резюме: вы должны указывать факты и цифры, а не мнения.
Приведу пример. Допустим, вы были лучшим продавцом в своей компании. Если вы напишете «Я был лучшим продавцом», это будет мнение, оно недоказуемо. Если вы напишете «Мои продажи превышали продажи моих коллег на 10%», это будет факт, выраженный в цифрах. Потенциальный работодатель увидит, что вы хороший продавец. Он сам сделает такой вывод о вас, глядя на приведённые факты. Старайтесь в своём резюме избегать мнений в принципе.
Такие слова, как «целеустремлённость» и «высокая самомотивация» – это всё мнения, это банальные фразы, они относительны. Неужели вы всерьёз думаете, что если напишете о себе «Я ответственный», то работодатель тут же свято в это поверит? Представьте, что к вам приходит незнакомый человек и говорит: «Займи 3000 долларов, пожалуйста. Через три месяца точно отдам». Вы бы поверили и заняли бы ему тут же? Скорее всего, нет! Так почему вы думаете, что работодатель поверит вашим словам? Ведь в 99 резюме из 100 он читает такие же шаблонные фразы, от которых его уже тошнит и хочется выколоть себе глаза. А ведь оформление вас в компании и обойдётся ему приблизительно в 3000 долларов. Для Дубая это не огромные деньги, но все равно существенные. Поэтому просто не пишите эту чушь. Поверьте, работодатели будут приятно удивлены вашей продвинутостью и адекватностью.
Старайтесь писать только факты. Да, это нелегко и не всегда получается. Но хотя бы стремитесь к этому. Дополнить резюме мнениями можно лишь когда у вас мало опыта. Но злоупотреблять ими не следует. Мнения никак не помогут получить работу, запомните это. Вам помогут получить работу только факты. Мнения разбавляют текст, он становится менее концентрированным. Резюме лучше делать концентрированным, а концентрат состоит из фактов, выраженных цифрами.
Желательно, чтобы ваши достижения вызывали Вау-эффект. Например: «Я добился Х по сравнению с Y благодаря тому, что занимался Z, или благодаря тому, что внедрил Z». Вот это идеальный вариант звучания достижения. Реальный пример достижения: «Я ускорил работу своего отдела в 2 раза за 6 месяцев, внедрив новую систему постановки задач». Это тоже вполне подходящий вариант.
Естественно, не все достижения могут звучать для вас именно так. В любом случае старайтесь как-то преобразовать их в цифры и факты. Допустим, вы получили какую-то награду, вы стали лучшим работником. Если не с кем сравнить, то покажите, какой объём продаж вы делали за какой-то конкретный период времени. Желательно было бы выразить его в долларах, а в идеале сразу в дирхамах. Переводите ценовые значения в дирхамы, потому что люди, которые долго живут в Дубае, долларами ничего не оценивают. Им очень тяжело понимать цены в долларах, они пользуются дирхамами. Курс валют по отношению к доллару здесь не менялся уже более 20 лет, и поэтому цены в долларах им менее понятны.
Еще можно и нужно указывать количество лет опыта в вашей профессии, сколькими сотрудниками вы управляли, количество клиентов за все годы работы, количество завершенных проектов, награды и победы в различных конкурсах.
Если у вас нет опыта работы, то напишите, чем вы занимались во время учебы. Что вы изучали дополнительно? Это будет хоть какой-то вариант ваших достижений.
Зачем нужны достижения и зачем их указывать?
Указывая ваши достижения, вы привлекаете внимание потенциального работодателя, то есть HR, который будет смотреть ваше резюме. Запомните, есть такая статистика: у работодателей нет времени, чтобы просмотреть 70% резюме. То есть они просматривают в среднем 30% полученных резюме. Поэтому если вам не ответили сразу, нужно дублировать отправку резюме. Еженедельно посылайте резюме со слегка изменённым текстом. Нужно напоминать о себе. Об этом мы еще поговорим позже.
Если же вам повезло и ваше резюме попало в эти 30%, которые увидел работодатель, то у вашего резюме есть 8—12 секунд, чтобы заинтересовать его, привлечь его внимание. Увы, далеко не все резюме дочитываются до конца. Ваша задача сделать так, чтобы потенциальный работодатель всделал это. Напишите его так, чтоб работодатель поверил, что вы именно тот человек, который нужен ему для процветания и роста его компании.
Вы должны произвести впечатление. Вы должны привлечь внимание работодателя в первые секунды просмотра вашего резюме, использовать так называемый крючок. Он используется в видео, он используется во всех фильмах. Это эффект наживки. Начинать надо с чего-то такого интересного, чтобы работодатель воскликнул: «ВАУ!» Это должно так его впечатлить, чтоб ему захотелось узнать, что это за человек такой, у которого такие достижения. Заинтересовавшись вашими достижениями он начнет читать дальше.
Плюс цифры и факты. Они помогают привлекать к себе внимание. Наличие цифр в самом начале резюме привлекает наше зрение. Цифры легко выделяются из текста. Когда человек открывает файл с резюме или берёт уже распечатанный секретарем лист с резюме, первое, что он видит после фотографии, – это достижения. Всего 5—7 достижений, каждое в одну-две строки. Если в них есть цифры, то как раз на них и упадет внимание человека, эти цифры выделят вас из общей массы. Если они интересны, то в голове у человека пронесётся то самое драгоценное «ВАУ!» и он прочитает ваше резюме полностью.
Еще раз: ваши достижения нужны для привлечения внимания работодателя в первые 8—12 секунд чтения вашего резюме. Они вас сами по себе не «продадут» работодателю. Они лишь «продадут» просмотр всего резюме. Он его читает до конца, и у вас появляется шанс на собеседование. Я уделяю этому блоку столько внимания, потому что эти 5—7 строк в большинстве случаев могут оказаться решающими. Если ваше резюме не прочитано, то вся предыдущая и последующая работа идёт насмарку.
Еще я советую в каждом из достижений начертание двух-трех ключевых слов сделать жирным. К примеру, вы повысили продажи в два раза на предыдущем месте работы. И вот именно «в 2 раза» выделите жирным шрифтом. Не всю строчку, а именно два-три слова в каждом пункте. Так вы еще усилите эффект привлечения внимания. Когда по тексту будут разбросаны выделения жирным, больше людей ваше резюме прочитает до конца. Например: «Я ускорил работу своего отдела в 2 раза за 6 месяцев, внедрив новую систему постановки задач». Это всегда работает замечательно и очень привлекает внимание работодателя.
Как представить опыт работы?
Дальше в резюме описывается опыт работы. Он указывается в обратном хронологическом порядке, то есть первой указывается ваше последнее место работы или место работы, где вы работаете сейчас. Затем указываются предыдущие места. Важный момент – каждый раз указывайте компанию, в которой вы работали, и пишите минимум в две, максимум в три строки информацию об этой компании. Вы должны показать, что эта компания хорошая, что она имеет весомое значение на рынке, что она большая и занимается серьёзными делами.
Почему это так важно? Представьте ситуацию, что есть какая-то небольшая новая IT-компания. Её руководитель ищет программистов. Вдруг попадается резюме, где написано, что соискатель работал в компании Apple, Microsoft или Google на той должности, которую хочет заполнить у себя руководитель. Скорее всего, работодатель скажет: «ВАУ! У этого человека шикарный опыт, он работал в таких огромных и успешных компаниях».
Имена этих компаний будут выступать гарантом доверия к вам, потому что люди уже в целом в мире доверяют этим компаниям. Они успешны. Если вы работали в успешной компании, а там сидят не дураки, и они понимают, как из множества претендентов отбирать людей, и они отобрали вас, значит, вы тоже очень умный и достойный человек, если оправдали их доверие.
Поэтому вам нужно использовать этот эффект для вашего резюме. Как это сделать? Про компанию нужно указать несколько фактов. Напишите название компании, сколько сотрудников там работает, сколько лет компания на рынке, входит ли она в какой-то топ. Писать можно через запятую: 140 сотрудников, входит в топ-20, -10 или топ-5 по стране или городу. Естественно, если не входит в топ, пропустите этот пункт. Если мало сотрудников, тоже пропустите этот пункт. Если более пяти лет, то пишите 6, 7, 10 и т. д., если менее пяти, то пишите «работает с такого-то года». Далее очень кратко опишите, чем занимается эта компания. Но очень кратко, не надо перечислять всю её деятельность, если она производит огромное количество товаров. Пишите основное направление индустрии. Еще одно: какое количество представительств есть у компании и в скольких странах она работает. Возможно, у компании есть награды, их тоже можно указать.
Также в этом блоке укажите даты, в которые вы работали в этой компании, и вашу должность.
Так вы показываете, что это очень важная успешная компания. Если вы работали в успешной компании, то, скорее всего, вы и сам успешный. Это всё равно что фотографироваться со звездами шоу-бизнеса. Почему люди хотят всегда сфотографироваться с кем-то известным? Когда человек фотографируется с известной личностью, происходит эффект, в результате которого немного славы этой значимой личности человек берет на себя. Эта слава попадает и вам, вы берете её кусочек и показываете людям. Если вы сфотографированы со многими успешными людьми, то, скорее всего, и вы успешный, если «крутитесь» в таком кругу.
Достижения в работе
Следующим пунктом после ваших обязанностей напишите ваши достижения в компании. Либо укажите сначала достижения в компании, а потом обязанности. Опять же достижения подкрепляем цифрами и фактами. Точно так же и обязанности. Указывайте их, сопровождая цифрами, если они есть. Здесь пишем не более 10 пунктов. Если вы внедрили какие-нибудь инновации – обязательно укажите эти инновации.
Если у вас было очень много мест работы, то есть, если у вас обширный опыт, указывайте ваш опыт работы за последние 10 лет. Также укажите, кому вы подчинялись в этой компании и сколько человек было у вас в подчинении. Здесь имеется в виду должность человека, которому вы подчинялись, чем она выше – тем лучше. То есть если вы подчинялись генеральному директору, то значит вы были какой-то важной фигурой в компании, вам особенно доверяли. Позже я еще буду об этом говорить. Одна из самых важных целей, которую вы должны достичь, – это чтобы ваш потенциальный работодатель поверил в то, что он может вам доверять, чтобы он на эмоциональном уровне это как-то почувствовал. Если он это почувствует, то вероятность того, что вы получите новую работу, повышается многократно.
Дальше перечислите интересные проекты, в которых вы работали, если такие проекты были. Не более пяти проектов. Для перечисления достижений и обязанностей используйте буллеты. Это добавляет тексту структурированности.
Если у вас нет достижений, потому что вы еще студент, то срочно запишитесь в какую-нибудь организацию в университете. Есть огромное количество молодежных и студенческих организаций, в которых вы можете начинать достигать и каких-то карьерных успехов, и проектных успехов, либо указывайте достижения в студенческие годы. В качестве примера организации можно привести организацию AIESEC, можно вступить туда и там реализовывать проекты.
Как указать ваше образование?
После того как вы опишете свою компанию, укажите ваши обязанности, достижения, подчинение, нужно описать ваше образование. Укажите университет и напишите самую высокую степень, которую вы получили. В СНГ в резюме принято указывать всё: и школьный диплом, и диплом бакалавра, и диплом магистра. В Дубае же не нужно указывать всё, нужна только самая высокая степень. Если вы доктор наук, то сразу напишите это. Здесь так принято. Здесь люди сразу понимают, что все предыдущие степени, которые нужны, чтобы стать доктором наук, у вас есть. Если вы магистр, то понятно, что бакалавриат и школу вы уже закончили.
Есть еще такой момент с путаницей слов. Слова «диплом» и «сертификат» в СНГ и здесь, в ОАЭ, имеют разные значения. Говоря «диплом», мы в СНГ имеем в виду диплом высшего учебного заведения, а в Дубае «диплом» воспринимается прямо противоположно. Здесь это означает, что вы закончили какие-то курсы, двухмесячные или двухнедельные. О высшем образовании здесь заявляет как раз-таки сертификат. Помните об этом.
Ваши навыки
Дальше указываете ваши специальные навыки, курсы, языки. Этим можно продолжить ваше образование. Английский всегда указывайте fluent, русский – native. Если вы напишете напротив английского языка что-то менее значимое, то ваше резюме на этом этапе вычеркнут из списка кандидатов. То есть вы должны указать, что ваш английский на уровне fluent, независимо от вашего реального знания английского, просто чтобы суметь дойти до собеседования. Да, это противоречит правилу о полной честности в резюме, но это единственный момент, без которого вы не пройдёте этап прочтения резюме. Помните, что в Дубае живут люди 203 национальностей и большая часть из них говорит на английском с ошибками. К этому тут привыкли, и никто не удивится, если вы будете не так хорошо говорить на английском. При этом вы, естественно, должны уже начать учить английский язык и постоянно совершенствоваться в нём. Просто указать fluent и ничего не делать для повышения своего уровня – будет чем-то неправильным и неадекватным.
Если вы владеете какими-то другими языками, тоже их укажите, но не стоит указывать языки, которые в Дубае точно не понадобятся. Если вы знаете латынь и вы не доктор, а просто дизайнер, то можно это упустить, вам это не поможет. В резюме нужно указывать также программы, которыми вы владеете. Но программы следует указывать только те, которые относятся к желаемому месту работы. После этого укажите свой социальный статус, хоть это необязательно. В странах СНГ это очень любят указывать. В Дубае это не принято, так как для работодателя это не имеет практически никакого значения и при принятии вас на работу ваш статус не сыграет ни в плюс, ни в минус. Просто займет ценное пространство на бумаге, которое в резюме нужно экономить.
Полезные советы
Дальше о рекомендациях от предыдущих работодателей. Если у вас есть рекомендации, прикрепите их, но не более двух, и то если просят на новой работе. Желательно, чтобы рекомендация была написана вашим руководителем с прошлой работы. Можете указать, какая это компания, имя человека, его E-mail и телефон. Так люди будут понимать, что можно позвонить по указанному телефону и спросить о вас.
Укажите номера страниц в резюме. Этим вы облегчите работу HR или владельца компании, распечатавшего ваше резюме, который будет обсуждать со своими коллегами вашу кандидатуру. Это жест тактичности. Напоминаю, что не стоит чертить таблицы и много линий в резюме. Старайтесь обходиться без них.
Назовите файл с вашим резюме по следующей схеме: CV of Ivan Petrov – Architect. То есть укажите тип документа: CV, потом имя и фамилиею, а потом желаемую должность. Или можно так: CV Ivan Petrov – Architect. Для видеорезюме название файла будет соответствующим: Video CV of Ivan Petrov – Architect.
Конец ознакомительного фрагмента.