Делай и не задавай вопросов
Иудаизм нашему поколению преподносили главным образом синагога и еврейская школа. Все еврейское образование нашего поколения проистекло из вечерних и воскресных школ, в которые мы поклялись никогда не посылать наших детей. Другим проводником еврейского начала были наши родители, дедушки и бабушки. Никто не отрицает – сердце вело их в верном направлении, но теперь очевидно: одних только чувств, даже самых глубоких, недостаточно, чтобы сформировать в подрастающем поколении бесспорное осознание религиозных ценностей. Слишком часто их позиция звучала так: «Мы так делаем, потому что мы – евреи, и точка». Увы, этот аргумент дряхлеет со временем и теряет силу.
Мы живем в непонятном мире. И хотим разобраться, что происходит: в чем природа Вселенной, откуда взялась она и мы сами, какое место мы занимаем в ней? До сего дня ученые слишком заняты разработкой новых теорий, не задаваясь вопросом «Почему?»
Стивен Хокинг, Краткий курс истории времени
То же, думается, можно сегодня сказать об иудаизме. Образованные взрослые люди, к тому же евреи, мы смотрим на свое религиозное наследие и – не понимаем его. Мы бы хотели его понять, найти в нем свое место, но не знаем, как к этому подойти.
Эта «загадочность» для нас еврейской традиции возникает отчасти из-за того, что мы худо-бедно знаем, «что» и «как» в еврейской жизни, но не понимаем, «почему». Сегодняшнее еврейское образование сосредоточено на исполнении обрядов иудаизма («что» и «как») и опускает причины, значение и духовные идеи – их основы («почему»). И это – очень серьезная проблема.
Наши современники чрезвычайно разборчивы в выборе занятий, заполняющих время. Они привыкли оценивать то, что им предлагают. Им необходимы веские доводы, чтобы предпочесть еврейский праздник мыльному сериалу. Без таких доводов у нас нет шанса на успех. Правда, всегда можно попытаться воззвать к еврейской совестливости. Но было бы настоящей трагедией, если бы евреи, давшие миру монотеизм, не могли в своих действиях исходить из чего-то более существенного, чем опасение задеть чувства стареющих родителей и дедушек-бабушек. Смею полагать, у иудаизма есть на что опереться, кроме чувства вины.