Вы здесь

РОШ А-ШАНА И ЙОМ-КИПУР. Пособие по выживанию. РОШ А-ШАНА. ЛЕС (Шимон Аписдорф)

РОШ А-ШАНА. ЛЕС

Правила пользования

«Пособием по выживанию»

«Пособие по выживанию» в праздники Рош а-Шана и Йом-Кипур написано, чтобы эти дни и связанные с ними молитвы и символика наполнились для Вас жизнью.

Вот несколько предложений, которые помогут Вам извлечь из этой книги больше пользы.


I. Как-нибудь перед началом праздников:

1. Перелистайте эту книгу и ознакомьтесь с ее содержанием.

2. В течение месяца, предшествующего празднику Рош а-Шана, прочитайте разделы 7, 9, 12, 13, 14, 17 и 20. Они содержат ряд концепций первостепенной важности, которые помогут Вам развить Ваши личные взгляды и подход к праздникам.

3. Возможно, Вы предпочтете прочесть эти разделы, как и любую другую часть «Пособия по выживанию», вместе с семьей или друзьями. Много лет этой книгой пользовались в группах неофициального изучения иудаизма. Опыт показал, что дискуссии, возникающие при этом, привели людей к более глубокому пониманию праздников и заложенного в них потенциала.

4. Просмотрите махзор и отметьте галочкой страницы, которые комментирует Пособие. Благодаря этому Вы сможете одновременно пользоваться махзором и этой книгой.


II. Возьмите «Пособие по выживанию» с собой в синагогу:

а) Пособие – не молитвенник, оно не заменит Вам махзора. Но это – дополнение к нему, которое можно использовать разными способами.

1. Там, где Пособие содержит пояснения к молитвам, прочтите комментарии перед тем, как произнести молитву. Они призваны помочь Вам сосредоточить мысли на одной или двух темах в пределах одной молитвы.

2. Если служба станет для Вас несколько утомительной, измените ее ритм для себя, прочтя раздел-другой из Пособия.

б) Синагога – место не только для молитв, но и для самоанализа. Многие вопросы, проблемы и идеи, затронутые в Пособии, могут оказаться полезными предметами для размышлений.4

Как «выжить» в синагоге

«Но, ребе, даже если я могу прочесть некоторые молитвы, я все равно их не понимаю… Честно говоря, я предпочел бы подумать о своей жизни, гуляя в парке, чем сидеть в синагоге, произнося слова, которые не имеют для меня особого значения».

Из разговора


Молитва должна быть сильным, многозначным и соответствующим месту переживанием. Однако длительное пребывание в синагоге может немного подавлять. Прочтите нижеследующие пункты и, находясь в синагоги, имейте в виду то, о чем в них говорится. Это поможет Вам воспринять службу в этом году более глубоко.


1. Пять минут молитвы с пониманием, чувством и душевным слиянием с произносимым значат намного больше, чем пять часов бессмысленного бормотания. Не считайте махзор собранием сотен молитв, которые абсолютно необходимо произнести, сборником, составленным по принципу «все или ничего». Смотрите на каждую страницу как на самостоятельный шанс для молитвы, самоанализа и вдохновения. Если Вам удастся добиться такого состояния при чтении одной страницы – чудесно! Нет – переходите к следующей странице, своему следующему шансу.

2. «Самопринуждение ведет к разочарованию». Не ждите, что каждая молитва Вас глубоко затронет или что Вы сумеете уследить за всем, что происходит во время службы.

3. Читайте молитвы шепотом, не спешите, спокойно обдумывайте, что Вы произносите. И не слишком заботьтесь о том, что происходит вокруг. В худшем случае Вы просто окажетесь не на той странице, что остальные. Ну что ж! Когда понадобится, взгляните, что читает сосед, и переверните страницы.

4. Если какой-то отрывок Вас особенно тронул, задержитесь на нем немного. Повторите эти слова – снова и снова, тихо, но так, чтобы Вы их услышали. Позвольте этим словам коснуться Вашей души. Почувствуйте их. Наберитесь смелости, закройте глаза и повторяйте их на протяжении нескольких мгновений.

5. Вам не хватает знания иврита? Не волнуйтесь, Б-г понимает любой язык. Как любящий отец, Он читает в Вашем сердце, даже если Вы не в состоянии выразить все так, как Вам хочется.

6. Находясь в синагоге в праздники Рош а-Шана и Йом-Кипур, Вы становитесь едиными с миллионами евреев во всех синагогах мира. Как все евреи, принимающие участие в этом праздновании, Вы заявляете о своей верности еврейской традиции и еврейскому народу.

Спросите себя о главном

Для еврейской мысли религиозные праздники означают нечто большее, чем напоминание о минувших событиях. Рош а-Шана – несравненно больше чем еврейский эквивалент первого января.

Главное в праздник Рош а-Шана – подвести черту, уяснить приоритеты Вашей жизни. Нет более подходящего дня, чтобы задать себе основные вопросы, разъяснить и напомнить себе, что для нас по-настоящему важно и к чему мы стремимся.


Вот о чем стоит подумать в День суда:

– В какие моменты я острее ощущаю, что моя жизнь имеет смысл?

– Как часто я выражаю свои чувства к тем, кто для меня важнее всех?

– Есть ли у меня идеалы, за которые я готов умереть?

– Если бы начать жизнь сначала, что бы я изменил?

– Что мне может принести максимальное счастье?

– Каковы три мои самые большие достижения с прошлого Рош а-Шана?

– Какие три главные ошибки я совершил с прошлого Рош а-Шана?

– Какое начинание или цель, если я не достигну их к следующему году, вызовут у меня наибольшие сожаления?

– Если бы я знал, что могу все, что хочу, чего бы я захотел достичь в жизни?

– Каковы три главные цели моей жизни?

– Что я сделал для их достижения?

– Какие практические шаги я могу предпринять в ближайшие два месяца для их достижения?

11. Если бы я мог дать детям только три совета в жизни, что бы я им сказал?

12. Какое главное решение мне надо принять в этом году?

13. От какого важного решения уклонился я в прошлом году?

14. Что из моих действий в прошлом году дало мне максимальное чувство самоуважения?

15. Когда я чувствую свою близость к Б-гу?

16. Знаю ли я, чего хочу достичь через год, 3, 5 лет?

17. Какие взаимоотношения являются самыми важными в моей жизни?

– Стали они глубже в прошлом году или в них появилось чувство застоя и автоматизма?

– Что я могу сделать для дальнейшего развития этих отношений в будущем году?

18. Если бы я мог изменить в себе все, что пожелаю, что бы я выбрал?

19. Если бы я мог изменить что-либо в своей духовной жизни, что бы я сделал?


Теперь по пятибалльной шкале (пять – наивысшая оценка) отметьте, насколько важны для вас нижеследующие вещи. Вы не можете поставить больше трех пятерок и трех четверок и должны поставить хотя бы две тройки, две двойки и две единицы. Итак:

1. Семья

2. Образование

3. Вклад в свою общину

4. Брак

5. Духовная жизнь

6. Отношение окружающих

7. Хорошая репутация

8. Финансовые успехи

9. Еврейская сущность

10. Признание коллег по профессии и карьере

11. Личная удовлетворенность

12. Помощь людям

13. Хорошее еврейское религиозное образование

14. Вклад в человечество

15. Внутреннее спокойствие

16. Дети

17. Жизнь в доме, о котором мечталось

18. Познание самого себя

19. Воспитание в детях еврейского самосознания


Задайте эти вопросы во время семейного праздничного обеда и можете быть уверены, что они послужат началом чудесного разговора. Попробуйте попросить каждого за столом ответить на них.

Семь распространенных вопросов о Рош а-Шана

I

Вопрос. Почему мы не отмечаем Новый Год в январе?

Ответ. Григорианский календарь, в котором год начинается в январе и кончается в декабре, был принят папой Григорием XIII в 1582 году и основан на юлианском календаре, установленном Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры.

Еврейский календарь древнее и построен иначе. Длительность месяца в нем соответствует циклу луны.

Кроме того, «новым годом» в еврейском календаре называются несколько дат. С них, подобно финансовому году, который начинается в одном календарном году и заканчивается в другом, начинается отсчет продолжительности определенных событий.

Тишрей – месяц начала отсчета лет. Годы измеряются циклом обращения земли вокруг солнца. Таким образом, еврейский календарь – лунно-солнечный – отражает реальное движение космических тел. В первый день месяца тишрей, Рош а-Шана, меняется цифра года: 5766, 5767 и т. д.

С месяца нисан, в который празднуют Песах, начинается отсчет месяцев, праздников (Песах, Шавуот, Суккот) и времени правления еврейских царей.

Примечание. Поскольку длительность еврейского месяца – период обращения луны вокруг солнца, еврейский народ часто сравнивают с луной, которая то появляется, то исчезает на небосводе. Какой бы темной иногда ни казалась жизнь евреям, надо помнить: свет появится снова. Еврейская история постоянно воплощает этот принцип. Кроме того, в отличие от солнца, которое всегда светит одинаково в течение года, луна проходит несколько фаз перед тем, как засияет полностью.

Еврею полагается рассматривать жизнь как постоянный процесс роста и развития. Начинания, которые реализуются мало-помалу, развиваются, наконец, во всей полноте – и мрак преодолен.

II

Вопрос. Мы празднуем Хануку, потому что менора2 после освобождения Храма от греков горела восемь дней. Песах – день выхода евреев из египетского рабства. Что произошло в Рош а-Шана?

Ответ. Талмуд говорит, что в первый день месяца тишрей, в Рош а-Шана, Творец создал человека. Рош а-Шана – это своего рода день рождения человечества.

Примечание. В Торе говорится, что человек сотворен «по образу Б-га». Согласно еврейской традиции, это значит, что он обладает свободой воли. Наши действия не обусловлены никакой мистической, психологической или социальной силой; наоборот – мы свободны в своем выборе и потому несем ответственность за последствия наших действий. Как объясняется ниже, в день Рош а-Шана мы празднуем свое происхождение как людей, выражая нашу свободную волю.


Жизнь – подарок. Вы появились на свет, ничего для этого не предпринимая. Не выбирали свой цвет глаз и волос, цвет кожи и рост. Вы получаете в подарок самого себя. Что Вы с собой сделаете? Б-г подарил Вам Вас, Вашу жизнь и мир, в котором Вам жить. Что Вы сделаете с этим подарком?

Миллард Фуллер,

основатель общества «Среда обитания человека»

III

Вопрос. Рош а-Шана – радостный или печальный день?

Ответ. Рош а-Шана – праздник и в то же время серьезный день. Это день суда, но счастливый день, ибо мы уверены: если мы поймем значение этого дня и используем его, как следует, нас ждет благоприятный приговор.

IV

Вопрос. Почему Б-г судит нас?

Ответ. Жизнь – серьезное дело. Сознавая, что нас ждет суд, мы, надо полагать, отнесемся к жизни серьезно.

Примечание. Великий Б-г заботится о Вашем маленьком «я». Суд предполагает заботу. Вы не станете судить человека, если он Вас не волнует. Чтобы лучше понять, как это Рош а-Шана является одновременно и серьезным, и радостным явлением, надо воспринимать суд Всевышнего как свидетельство того, что мы Ему не безразличны. Он нас любит.

V

Вопрос. Почему мы макаем яблоко в мед?

Ответ. Так вкуснее! И этим мы выражаем сердечные пожелания сладкого года себе и всем евреям.

Примечание.

1. О яблоке. На многих фруктовых деревьях сначала появляются чашелистики, которые защищают вырастающий в их окружении цветок, а потом появляются завязь и плод. У яблони эти листики появляются позже. Еврейский народ сравним с яблоком, потому что мы готовы вести еврейский образ жизни, даже если это оставляет нас беззащитными. Мы верим, что Б-г и наставления Торы никогда нас не подведут.

2. О меде. Укус пчелы болезнен, но мед ее сладок. Жизнь может обернуться к нам и горькой, и «сладкой» стороной. Мы молимся, чтобы наш духовный выбор был правильным и чтобы он был вознагражден «сладким» годом.

VI

Вопрос. Почему мы трубим в шофар (рог)?

Ответ. Рош а-Шана – годовщина создания мира и, значит, дня, когда Б-г стал его властелином. Поэтому Рош а-Шана является своего рода церемонией коронации, когда мы трубим в честь нашего Царя.

Примечание. День Рош а-Шана отмечает создание человека – завершение творения мира, которое началось за пять дней до этого. В еврейской традиции, венец создания вселенной и цель творения – человек, наделенный свободой мысли и воли.

Слово шофар происходит от корня глагола лешапер, «украшать». Призыв шофара напоминает каждому о его личном назначении – прожить красивую жизнь. Почему наш Повелитель требует соблюдения праздников и мицвот, заповедей? Это способ вести нас по пути совершенства, украшения себя и мира, в котором мы живем.

VII

Вопрос. Если нет шофара, можно ли использовать трубу или другой духовой инструмент?

Ответ. Нет. Мудрецы учат нас, что можно пользоваться только бараньим рогом. Он напоминает, как Ицхак отдал себя в жертву и был связан в день Рош а-Шана, а потом его заменили бараном на алтаре.

Примечание. Авраам и Ицхак, каждый по-своему, были готовы отдать все за свою веру – за то, чтобы исполнить желание Создателя. Предполагается, что, слушая звук рога в день Рош а-Шана, мы задумаемся, чем готовы пожертвовать как евреи за свою веру.

– Готовы ли мы – при необходимости – сражаться за Израиль?

– Откажемся ли мы от многообещающей работы, если ради нее надо поселиться в таком месте, где наши дети не получат хорошего еврейского образования?

– Готовы ли мы пожертвовать недельной получкой, чтобы помочь Израилю устроить новоприбывших советских евреев?

– Если сокрытие еврейского происхождения поможет нам получить желанную работу, продвижение по службе или свидание, пойдем ли мы на это?

Пойдите на прогулку, разбейте камень, вслушайтесь в мелодию, вообразите себя деревом…

Рош а-Шана и Йом-Кипур – праздники человеческого потенциала. Они ярко освещают нашу способность к самосовершенствованию, стимулируют развитие врожденных способностей, побуждают размышлять над тем, что кажется обыденным, требуют честного признания ошибок и убеждают, что перемена не только возможна, но и полностью зависит от нас.

Один из хасидских учителей описывает человека как «форму, скрытую внутри формы», а жизнь – как процесс постоянного выявления скрытых форм и воплощения их возможностей в действительности.

Надеюсь, некоторые мысли, высказанные в этой главе, помогут Вам увидеть потенциал этих замечательных праздников и благодаря этому раскрыть собственный дар и превратить его в яркое воплощение.

I

Человек – дерево в поле.

Тора

Праведник подобен дереву, растущему у текущих вод.

Царь Давид

Главные плоды великих людей – добрые дела.

Еврейские мудрецы

Ангел – «тот, кто стоит». Человек – «тот, кто идет».

Из еврейской мистики


Иудаизм видит в человеке уникальную красоту. Красота эта – в способности расти, приносить плоды и двигаться вперед. Стремление двигаться, расти является частью нашей природы. Глубокий внутренний голос зовет нас тянуться вверх, продолжать, продвигаться. И наоборот. С еврейской точки зрения, нет ничего менее человечного, чем самодовольство и остановка, хотя нас порой к этому и клонит. Сорванный цветок дарит нам красоту, но временно – он никогда не будет расти.

По правде говоря, существуют две основные человеческие тенденции. Желание расти и духовно совершенствоваться и стремление прилечь отдохнуть.

Рош а-Шана – время взглянуть еще раз на себя как на садовников. Вспомнить – пока есть жизнь, есть и возможность. Внутри нас живут миры потенциальной новой жизни (даже новых жизней), которые ждут питания и ухода. Рош а-Шана – антитеза застоя, самодовольства и поражения. Звуки шофара призваны пробудить нас, сосредоточить наше внимание на том, что сегодня начинается что-то совершенно новое; что сегодня нам дан новый шанс начать все сначала, еще одна возможность двинуться по плодотворному пути развития. Рош а-Шана – день, который празднует единственное во Вселенной существо, которое движется, растет и плодоносит.


Уже в возрасте шести лет Дэн Берман проявил способности, остроумие и страсть к путешествиям. В двадцать лет, завершив двухлетний курс колледжа за два семестра и поработав десять месяцев барменом и временами пианистом в джаз-клубе, Дэн обнял на прощание расстроенных родителей.

В поисках мудрости он посетил Бирму и горы Боснии, Иерусалим и Гарвард.

К пятидесяти Дэн стал исполнительным директором небольшой авиалинии, купленной одной из крупных авиакомпаний. Его страстью были труды Сунь-Цзы и Платон, история метафизики, Стефан Кови, крепкий кофе и хождение на лыжах по пересеченной местности. Для своего сына – он хотел всего!

Дэн отправил сына, которого с любовью называл «Мистер Мэджик» (Господин Волшебник), к самым мудрым и одаренным учителям. Больше всего на свете он желал сыну мудрости.

Однажды, после многих лет обучения и достижений, Мистер Мэджик приехал домой навестить отца. «Будь любезен, – обратился к нему отец, – отнеси этот камень в свою спальню». Камень выглядел так, будто его только что подняли с какой-то пропеченной солнцем горы Аризоны. Он мог весить больше трехсот фунтов. Сын Дэна, сколько ни пытался, не мог его поднять. Он выглядел огорченным и растерянным.

«Сын, – сказал ему отец, – разве я попросил бы тебя совершить невозможное? Разбей камень на куски и подними их по лестнице в спальню».


Иногда жизнь кажется неподъемной. Ощущение непреодолимости охватывает нас. Конечно, хотелось бы расти, идти в новом направлении, что-то изменить, но это кажется невозможным, слишком тяжелым.

Существует жизненная мудрость, о которой полезно помнить для того, чтобы расти и достигать важных, осмысленных изменений. Она в том, чтобы брать на себя понемногу.

С одной стороны, Рош а-Шана вдохновляет и ободряет, призывая стряхнуть пыль с нереализованных целей и неисполненных мечтаний. Позволяет укрепить дух и заняться тем, что имеет глубокий смысл в нашей жизни и дает нам ощущение достижимости задуманного.

С другой стороны, все это может показаться чрезмерным. Какой-то внутренний голос говорит: «Брось мечтать, опустись на землю и постарайся смотреть на жизнь реально». Конечно, в том, что подсказывает этот голос, есть доля истины. Однако это лишь полуправда.

Истина в том, что мы не в силах сразу достичь всего, что нам хочется, и попытка это сделать нас, конечно, обескуражит. Но, действуя постепенно, мы способны многого достичь. С другой стороны, мы не можем отказаться от мечты. Вот почему у нас есть праздник Рош а-Шана. Чтобы быть уверенным: каждый новый год мы начинаем с мечты. И чтобы побудить нас не только мечтать, но и воплощать эти мечты в жизнь – понемногу. И идти вперед – шаг за шагом. И приносить плоды.

II

Давайте закусим.

Неизвестный автор

Выбери жизнь.

Б-г


Жизнь не простая штука. Не то, чем довелось овладеть благодаря рождению и здоровью.

Жизнь – больше, чем единство биологических функций в определенном организме. Относиться к жизни как к биологическому состоянию, пребыванию в живых – значит считать человеческим существованием то, что не только статично, но нам полностью или частично неподконтрольно.

Жизнь – это то, что мы делаем. И если мы всего лишь говорим: «Давайте закусим» – это наша жизнь.

Жизнь динамична и изменчива.

Жизнь – это то, что мы выбираем и создаем.

Люди – единственные живые существа, способные выбрать, как жить.

Как уже говорилось, Рош а-Шана – своего рода день рождения. В соответствии с нашей традицией, это день, когда первому человеку была дана жизнь. И, согласно еврейской мудрости, сама цель и трудность этого дара – возможность выбирать жизнь. В день Рош а-Шана мы празднуем жизнь, выбирая свой путь в жизни.

III

Не говори, что станешь учиться, когда будет время, у тебя может никогда не оказаться времени.

Гилель

Не от Вас зависит, сможете ли Вы довести дело до конца; но нельзя оставаться без дела.

Раби Тарфон


Две самые распространенные в жизни ошибки – хроническое откладывание дел на завтра и позиция «все или ничего». Знаменитые мудрецы Гилель и раби Тарфон учат нас жить в реальности, а не в наших фантазиях, которые уводят нас от истинной жизни.

Советуя не откладывать на «когда будет время…», Гилель имеет в виду следующее. В основе расчета на завтра лежит уверенность, что настоящее и будущее – моменты, в равной мере подходящие для выполнения неких задач. Мы часто говорим себе: «Если не сегодня, то завтра». А «завтра» почему-то так и не наступает.

Парадокс будущего в том, что выбрать поступок, совершить действие, расти, меняться и достигать чего-то в будущем – нельзя. О будущем можно говорить и мечтать, можно его планировать, но делать выбор и действовать, расти и жить мы способны только в настоящем. Для того, чтобы изжить этот недостаток – привычку откладывать действие на завтра, Гилель, в сущности, советует просто понять, что реально у нас есть только здесь и сейчас, и жить надо так, словно будущего у нас нет.

С определенной точки зрения, Рош а-Шана – упражнение, помогающее жить в настоящем. И, живя в настоящем, мы соглашаемся, что наиболее верный способ определять и формировать наше будущее – представлять, что его нет. Это не значит: «Ешь, пей и веселись, потому что завтра помрем»; скорее, это жизненный принцип: «Сделай такой выбор, который приведет тебя к небольшому росту сегодня, или ты вовсе не сможешь расти».

Что касается раби Тарфона, он, как и Гилель, хочет, чтобы мы думали и жили в настоящем времени, но предлагает несколько иной подход. Он побуждает нас сосредоточиться на возможностях жизни, которая сейчас перед нами, и меньше думать о конечном результате.

Это значит, мы должны перестроиться и нашей целью должен стать не результат, а само усилие. Надо отказаться от популярного хода мысли: «Если нельзя достичь всего, стоит ли трудиться?» Раби Тарфон учит: да, у нас должны быть цели и мечты, но мы обязаны прикладывать усилия даже ради их частичного достижения и ради мечты, осуществленной лишь наполовину. Подход «все или ничего» к жизни неприменим.

Единственное, что нам всегда подвластно, – способность сделать усилие, ступить хотя бы на шаг вперед, не упустить и малую возможность, которая нам предоставляется. Пытаться что-то изменить, стремиться к росту и достижению наших желаний – это нам всегда под силу. А окончательный результат часто зависит от других людей и от факторов, нам неподвластных, и, прежде всего, – от воли Всевышнего.

Так, мне кажется, следует понимать рецепт, предложенный Гилелем и раби Тарфоном. Единственный способ преуспеть в будущем – забыть о нем, активно жить в настоящем и пытаться сделать что-то сейчас. Тогда, каждый день, делая что-то существенное, Вы обнаружите в наступившем, наконец, «будущем», что сделали все, что было в Ваших силах, чтобы обеспечить себе такую жизнь, какую вы хотите и считаете правильной.

IV

Когда дело доходит до самых важных в жизни вещей,

мы заболеваем расстройством внимания.

Сэм

Спокойно стой и смотри!

Пророк Моисей, перед тем, как расступилось море


Мальчиком я, случалось, терял вещи, иногда дорогие, и это не очень нравилось моим родителям. «Прочесав» свою комнату, двор или какое-то другое место в поисках очередной утерянной вещи, я пробирался в кухню и растерянно докладывал матери: «Не нашел. Я искал везде». И мать всегда отвечала одинаково: «Сэм, пойди, поищи еще. И на этот раз смотри открытыми глазами». И что вы думаете? Почти всегда я находил то, что искал.


Представьте себе такую картину. Вас и еще два миллиона евреев только что освободили из египетского рабства. Неделю Вы скитались по пустыне, и вдруг фараон решил вернуть всех назад. Едва евреи разбили лагерь на берегу моря, как на них нападает египетская армия. Ужас! Хоть бы у пророка Моисея оказалось припасено в рукаве еще одно основательное бедствие вроде египетских… Слава Б-гу, оказалось. Моисей встает на большой камень на берегу, ветер дует ему в спину, он поднимает свой посох и обращается ко всему еврейскому народу (недурной сюжет для кинофильма!): «Спокойно стой и гляди! Сам Б-г нам помогает…»

Действительно, есть на что поглядеть. Но почему при этом надо стоять спокойно? А если не спокойно? Ведь такого в любом случае не прозеваешь! Подумать только – море расступилось!

Моисей в этот момент учил евреев тому, что можно быть свидетелем события и не видеть его. Евреи должны были не только заметить, что море расступилось, но увидеть все значение, весь смысл этого события. Моисей хотел, чтобы евреи впитали в себя это впечатление, чтобы оно стало неизгладимым. А для того, чтобы так видеть вещи, надо стоять спокойно.

Еврейская религия утверждает, что умение стоять спокойно – бесценная способность, позволяющая человеку ощутить красоту и мудрость жизни. Увидеть чудо жизни, которое постоянно с нами, но которого мы не замечаем, потому что не умеем остановиться в суете дней.

Праздник Рош а-Шана предоставляет нам такую возможность. Часто из-за занятости мы теряем из виду, что делаем и почему это делаем, куда идем и зачем и хотим ли на самом деле, чтобы наша жизнь шла именно в этом направлении. В праздник Рош а-Шана мы можем стоять спокойно, рассматривать нашу жизнь, видеть, что происходит, и потом осознавать внимательно и осторожно то, что увидели. Даже если Вы не отмечаете праздник в этом году, сделайте хоть это – уделите время тому, чтобы постоять спокойно и посмотреть.

V

Самая трудная женская роль в пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай Желание» – Бланш Дюбуа. Сыграть роль женщины, впадающей в безумие, более чем сложно. Исполняя роль Бланш, актриса Энн Маргарет похудела на десять фунтов и впала в депрессию. Актриса Джессика Лэнг страдала от приступов паники.

Национальное Общественное Радио,

передача «Разговор обо всем»


Знаменитый русский режиссер разработал систему актерской игры, ставшую знаменитой, известную везде как «метод Станиславского». В числе наиболее известных актеров Голливуда, работающих по его системе, – Марлон Брандо, Энн Бэнкрофт и Пол Ньюмэн.

Станиславский увидел зависимость между телом и духом и учил, что, осознанно меняя привычную для него пластику движений и ход мыслей, человек может воздействие на химию чувств и эмоций. Недавно исследователи, изучая состояние актера, игравшего депрессивную роль, обнаружили показатели, свидетельствующие о корреляции между характером, который играл актер, и уровнем его иммунитета.

Конец ознакомительного фрагмента.