Вы здесь

РМЭС. Мастер. Вызовы самому себе (Ф. О. Богачев, 2012)

Вызовы самому себе

Challenge accepted.

Часто встречающаяся американская присказка

Делая то, что не делают другие, скоро ты будешь иметь то, о чем остальные мечтают.

Народная мудрость (авторство приписывают мне)

Я воспитал десятки тысяч соблазнителей, но мастерами из них стали в лучшем случае несколько сотен. В чем же такая фундаментальная разница? Как выяснилось, не только в том, что лучшие из лучших проходили РМЭС – Мастер. На исследование этого процесса у меня ушло много лет, и большинство стратегий остаются неизменными. Первая из них – это страсть к покою и комфорту. Есть много парней, которые были бойцами, а потом попали в ловушку бытового болота – с теплой женщиной, борщом, собакой, ребенком и анальным ипотечным рабством.

Совершенно те же самые законы действуют в бизнесе – человек прекращает зарабатывать деньги тогда, когда ему на все хватает – есть квартира, машина, дача, жена, любовница, регулярные поездки в Египет или Турцию. Баланс в конце месяца приблизительно нулевой, и всех это устраивает, может, даже остается кое – что.

Первый признак того, что тебе как соблазнителю уже насыпали метр земли на крышку гроба – это отсутствие страха в общении с женщинами. Другими словами, ты уже давно ничего не боялся, все ровно и хорошо. Это мне, как тренеру, говорит о том, что ты выбрал тот уровень девушек, с которыми у тебя все складывается – нужного социального статуса, нужного психотипа, если угодно. Всегда рано или поздно парень находит свою нишу – обычно это девочка на ступеньку ниже в социальном статусе, иногда на две. Для девушки это завидный жених, и все легко и быстро колосится.

Но именно эта ловушка легкости и комфорта убивает навыки. Давай представим, что ты ходишь в тренажерный зал, и работаешь с весами, которые гарантированно и легко поднимаешь – на бицепс берешь килограмма два, чтобы гарантированно делать свои десять повторов в пяти подходах. Или в школе водительского мастерства катаешь по городу строго сорок километров в час, ночью, по пустой дороге. Или пять лет отрабатываешь навыки бокса вместо спаррингов на безответной груше.

Говоря откровенно, таких комиков навалом и в тренажерных залах, и в школах мордобоя, и в тусовке соблазнителей они тоже присутствуют в изрядном количестве. Причем они не понимают свою роль мяса в нижнем уровне пирамиды, теша себя иллюзией принадлежности к элитному кругу (качков, боксеров или пикаперов). Я искренне говорю, что уровень меньше десяти новых женщин в год – это нулевой уровень. Который тоже существует.

Рост мышц описывается простым правилом – мышцы начинают расти тогда, когда не справляются с текущей нагрузкой. Мозг тренируется по тому же принципу – но тут нужно соблюдать баланс между ростом и необратимой травмой.

На тонкой границе максимальных возможностей и полного ужаса от новой задачи находится понятие «челлендж», или «вызов своим способностям». Определение простое – челлендж это расширение своей границы комфорта в рамках новых максимальных возможностей. Пора говорить в примерах на уровне текущей ситуации в реальности.

Допустим, я хожу в тренажерный зал. И делаю свое любимое упражнение – становую тягу. Мой текущий рекорд – двести семьдесят килограмм. Челлендж для меня – триста. Глупость – четыреста. Идиотизм – пятьсот.

Допустим, я хочу на мотоцикле проехать круг по МКАДу. Расстояние – сто восемь километров. Текущий результат – тридцать пять минут (средняя скорость сто восемьдесят километров в час). Челлендж – тридцать минут (216). Глупость – двадцать пять (260). Идиотизм – двадцать (нереально). Допустим, я соблазнил женщину за час и десять слов[9]. Челлендж – за пятьдесят минут и восемь слов. Глупость – сразу прыгать в высшую лигу. Допустим, я пробегаю сто метров за пятнадцать секунд. Глупость – пытаться выбежать в десять секунд без промежуточных результатов.

Мне вспоминается история во время моего первого обучения на профессионального тренера. Учитель, тренер с опытом лет эдак тридцать, дал нам, молодой компании щеглов (по его меркам, конечно – я уже год вел тренинги и считал себя адским мастером), задание – написать список из ста пунктов, которые нельзя вообще делать в аудитории, и пронумеровать по уровню идиотизма – от первого до сотого. Написали, какие проблемы – у меня встречались пункты «опоздать на три часа» в первой десятке и «полностью забыть тему тренинга» в середине списка. Потом нам сказали, что это наш личный список челленджей и что мы станем хорошими тренерами, когда его исполним. У меня отработка списка заняла три года, и после этого я приобрел главное, что необходимо тренеру в работе: знание, что могу разрулить вообще любую ерунду.

В любом навыке есть три уровня владения этим самым навыком, и понимание моделей челленджей важно для перехода на любой из них.

Первый уровень – это новичок. Везде тебя ждут подвохи, все кругом враги, ты растерян, и чтобы сохранить контроль, всегда и везде действуешь по инструкции. Инструкция – основа безопасности и снятия с себя ответственности – «я делал так, как вы сказали».

На этом уровне в своем развитии остаются полные ничтожества и генетический мусор, но это и к лучшему, рабы нужны будут всегда.

Второй уровень – подмастерье. Это человек, который начинает эксперименты с материалом, он меняет местами части стратегий и структур, и смотрит, что получается в итоге. Это пора открытий и замечательных экспериментов – часто здесь рождаются открытия, которые значительны на совершенно любом уровне, потому что мозг максимально гибок именно тут.

Третий уровень – уровень мастера. Человека, который создает свои модели, который не только экспериментирует с изменением чужих идей, но так глубоко проник в тему, что находит новые причинно— следственные связи, и на основании своего опыта создает новые законы реальности. Великий мастер приобретает еще одну главную особенность – это состояние игры, когда со стороны кажется, что человек валяет дурака, однако цели у этого человека достигаются быстрее других. Мало кому удавалось на моей памяти интегрировать состояние игры (лучше всего этот навык удавался Смеющемуся Будде).

Что у нас в итоге получается? Останавливает бойца то, что развиваться – страшно. Надо брать на себя ответственность, надо делать шаг вперед, винить в неудачах можно только себя (не понимая, что так собирается бесценный опыт). Многие люди вообще по жизни не понимают, что то, что они считают мечтами, может быть реализовано до следующего вторника.

Путей решения проблемы три. Первый – ничего не делать. Способ пораженчества и полной деградации. Плюсы в том, что моим детям тоже нужны будут рабы в их бизнес – империях. Второй способ – создание кружка единомышленников, по модели социального роста (снова читаем книгу «Успех. Позитивный образ мышления» – первую часть). Третий способ – понимание того, что, кроме тебя самого, твои мечты и цели не достигнет никто, и этот путь можно пройти в одиночку, воспитав свой разум решать задачи любого уровня сложности. Это и есть путь Челленджера (не того, который на восемь секунд, а человека).

Так что же это такое – челлендж, блин? – спросишь ты меня. Отвечу.

Настоящий челлендж – это вызов твоим способностям. Челлендж – это делать то, чем ты будешь гордиться (с развитием навыков уровень челленджа возрастает, но не отменяет факт того, что достижениями можно и нужно гордиться). Челлендж – это баланс пределов возможностей твоего организма и психики и интереса достижения. К примеру, когда ты хорошо отработал трехсвиданку, челленджем будет фаст. Когда ты отработал фасты, челленджем будем МЖМ. Когда ты отработал МЖМ, челленджем будет заработок первого миллиона. И так далее и тому подобное.

Челлендж – всегда интересное событие, тебе должно быть интересно достигать его. Да, челлендж одновременно пугает, я бы даже сказал, страха в нем больше, чем интереса. Но страх – это до достижения результата, потом – интерес и новые возможности.

Если говорить цифрами, то челлендж – это прибавление десяти процентов к твоим текущим результатам. К сожалению, в соблазнении этот параметр сложно измерить, если мы говорим про уровень девушек, и легко – это про количество зачетов. В спорте – это наиболее простой и измеримый параметр, потому что соревнуются не только с другими людьми, но и с цифрами. Плохая новость состоит в том, что чем выше твой уровень, тем меньше в процентах составляет челлендж. Чемпионы соревнуются за сотые доли процента, но до этого они рвали себе задницы многие годы – и именно поэтому они чемпионы.

Проблема мышления человека неуспешного часто заключается в том, что у него внешняя ориентация на успех. То есть надо всегда сравнивать себя с другими людьми, нежно лелея и выпестовывая свой личный комплекс неполноценности. То есть зная, что другой парень зарабатывает больше, еще один имеет тачку получше, а у третьего на пять филиалов в бизнесе больше, чем у тебя. Пойми, ты никогда не сможешь быть лучше всех – сложно быть самым лучшим в мире бегуном и больше всех жать с груди, одновременно имея самый большой доход на свете. Адриану Вейдту это, конечно удавалось, но он был мифическим героем комиксов.

Задача – не быть лучше всех, задача – быть лучше себя самою в прошлом году. И именно годы практики и годы постоянных челленджей делают лидеров. В этой книге, в одной из глав, кстати, написан вполне доступный список мастерских челленджей. В смысле, доступных для понимания, а не выполнения по инструкции.

Возьмем, к примеру, мою профессию – я по выходным работаю тренером. Работа не самая легкая, не самая простая и уж точно не та, которая связана с теплым клетчатым пледом, комфортом и планомерным бытом. У меня работы при желании будет клонов на пятнадцать – по полной загрузке. Но я не про это – я про то, что даже при очень высоком желании студентов и организаторов видеть меня как тренера сразу во всех городах, я нахожу время учиться еще большему и еще сильнее становиться как тренер – в моей работе почивать на лаврах опасно и недопустимо – я должен и обязан самому себе и своим студентам с каждым годом быть все лучше и лучше.

Если я перестану развиваться – через несколько лет я умру как тренер. Если прекращает тренироваться спортсмен – он через несколько лет становится развалиной. Если прекращает развиваться соблазнитель – он становится овощем.

Вот такая фигня, малята.