Вы здесь

Пятёрка по русскому. Книга о том, как преодолеть орфографическую и пунктуационную безграмотность. Что нужно уметь, чтобы успешно применять правила? (Вадим Слуцкий)

Что нужно уметь, чтобы успешно применять правила?

А) Очень быстро – почти мгновенно – определять все части речи в сложном тексте. Как этому научиться, объясняется в задании-2 3-й главы («Тренировочные упражнения»); там же вы найдете упражнения для тренировки этого, довольно несложного, навыка. Но – мой совет: пока ученики не начнут совершенно уверенно, безошибочно и, что важно, очень быстро определять части речи, не двигайтесь дальше. Лучше на каждом этапе достичь результата, чтобы потом уже к этому не возвращаться.

Особое внимание здесь обратите на умение отличать прилагательные от причастий, т.к. от него зависит правильное применение правил 3 и 4 («НЕ со словами» и «Н/НН в суффиксах») – самых коварных и одновременно самых распространенных (после безударных гласных) русских орфограмм.

Б) Нужно уметь – тоже очень быстро – определять части слова, чтобы не спутать, где буква: в корне, приставке, суффиксе или окончании – иногда (например, в орфограммах 2 и 9) это бывает важно. Как этому научиться, объясняется в задании-3 главы-3; там же – тренировочные упражнения. Делать их можно так же – проверяя себя по «Ключам» – до результата. И это еще легче, чем научиться определять части речи, да и гораздо менее важно. Но – лучше сразу закройте эту не самую сложную проблему.

Вот и все, что нужно сделать предварительно. Перечислю все это еще раз:


Прочитать таблицы по орфографии в «Справочном материале», разобраться в них.

Выучить все, что нужно точно знать – по «Материалу для запоминания» из «Справочного материала».

Научиться определять части речи и части слова.


После этого можно выполнять тренировочные упражнения на применение орфограмм (это задание-4 главы-3). Делается это точно так же: дети вставляют пропущенные буквы – только не наугад, а проверяя себя, если в этом есть хоть какая-то необходимость (вы не вполне уверены в том, что они понимают, как это пишется), раскрывают скобки, сначала – пользуясь таблицами, затем – без них, – и затем проверяют себя по «Ключам». Старайтесь следить за ходом их рассуждений (если они должны рассуждать вслух): правильно ли они рассуждают, в том ли порядке, как надо.

Первая, но не единственная, цель – почти не допускать ошибок. Вторая – делать все как можно быстрей.


Чтобы развить орфографическую зоркость, можно воспользоваться заданием-5 главы-3. Там даны тексты, в которых нужно найти ошибкоопасные места (подчеркнув их), и тексты, где допущены ошибки, которые детям предстоит найти, проверив себя по «Ключам». Как только вы убедитесь, что они могут очень быстро найти все или почти все ошибкоопасные места и исправить почти все (может быть, за исключением одной) ошибки в любом тексте, – результат достигнут.


Затем нужно развить орфографическую память.


Впрочем, это так только говорится – «затем». На самом деле, для развития орфографической памяти почти не нужно специального времени: достаточно на одном из двух-трех уроков потратить 5—7 минут, но это нужно делать регулярно, на протяжении довольно длительного времени, – до результата. Достичь его за очень короткое время – если только у ваших учеников не феноменальные способности – почти невозможно, либо он будет непрочным.

Что и как в этом смысле следует делать, понятно из задания-6 главы-3. Там даны предложения – вроде приведенного выше (про коллежскую асессоршу Аделаиду Дормидонтовну), в которых много слов с непроверяемыми написаниями. Сначала вы читаете предложение вслух: постарайтесь объяснить детям, что это значит; потом какое-то время (до 3 мин.) они сами «рассматривают» предложение; затем, спустя какое-то время (можно даже – на следующем уроке) вставляют пропущенные буквы; затем снова открывают предложение и проверяют себя. Одно и то же предложение можно записать до трех раз.

Полезно для детей попытаться себе представить то или иное слово, как будто оно написано перед ними на стене, или четко проговорить его по буквам. Можно и записать его несколько раз. Тогда вам наверняка удастся выяснить, какая память у каждого из ваших учеников лучше развита: слуховая, зрительная или моторная (память «пальцев», когда «сама рука» «запоминает», как писать слово). И затем пользоваться именно ею.

Постарайтесь заметить, появится ли у них привычка запоминать слова не из учебного задания: просто какие-то незнакомые им прежде слова – запоминать, как они пишутся (скажем, в книгах, которые они читают; на рекламных плакатах и т.п.). Если такая привычка появилась и они перестали или почти перестали допускать ошибки на непроверяемые написания, значит результат достигнут.


4. Чтобы развить свой пунктуационный слух, надо читать предложения со сложной пунктуацией (в задании-7): читать сначала вслух, как можно четче делая паузы и следя за тем, правильно ли передается смысл предложения. Затем ученики должны разделить предложение на части (косыми линиями), после чего проверить себя по «Ключам» (правильно ли разделили). Потом читают уже ученики (сначала те, которые хорошо читают; потом все остальные). Постепенно читать предложения все тише и быстрее и, в конце концов, перейти на чтение про себя, но такое, при котором бы они «слышали» все паузы. Результата вы достигнете, когда дети будут, читая предложение, сразу же ясно слышать все паузы, будут уверены в себе в этом отношении и, проверяя себя по «Ключам», убедятся, что почти не допускают ошибок, разделяя предложение на смысловые части.


5. Научиться делать синтаксический анализ предложения можно, используя примеры из того же задания (7-го). Делать это можно, подчеркивая части предложения разными линиями (одну – сплошной, другую – пунктирной, третью – волнистой и т.п.) или разным цветом, а также показывая стрелкой, откуда куда можно задать вопрос. Можно подчеркивать и члены предложения, если это важно.

Выглядеть это будет примерно так.

Дано предложение: Сверчок маленькая ужасно смешная кудлатая собачка хозяйка его девочка редко встающая с постели поэтому Сверчок гуляет почти всегда сам.

Сначала вы читаете предложение и ставите косые линии на месте пауз:

Сверчок /маленькая /ужасно смешная /кудлатая собачка /хозяйка его /девочка /редко встающая с постели /поэтому Сверчок гуляет почти всегда сам.

Затем вы делаете синтаксический анализ, «материальные» итоги его могут быть примерно такими:

Сверчок это/маленькая /ужасно смешная /кудлатая собачка /хозяйка егоэто /девочка /редко встающая с постели /поэтому Сверчок гуляет почти всегда сам.


Что это означает, понятно: «Сверчок» – подлежащее, «собачка» – сказуемое; можно сказать «Сверчок – это собачка», значит здесь будет тире. То же самое во второй части («хозяйка – это девочка»). Волнистой линией подчеркнут причастный оборот. Разными цветами (можно подчеркнуть разными цветами) выделены три простых в составе сложного, хотя это делать не обязательно, можно просто косые линии, отделяющие простые в составе сложного друг от друга, сделать потолще.

Наконец, расставим знаки:

Сверчок – маленькая, ужасно смешная, кудлатая собачка; хозяйка его – девочка, редко встающая с постели, поэтому Сверчок гуляет почти всегда сам.

Вместо точки с запятой может быть запятая: это не будет ошибкой.

Конечно, стремиться следует к тому, чтобы постепенно синтаксический анализ становился максимально «свернутым», но не стоит делать его таким с самого начала из желания сэкономить силы детей: в этом случае они, скорее всего, просто не научатся по-настоящему анализировать предложение и даже не смогут себя проверить по «Ключам». «Сворачивать» анализ лучше по мере достижения результата, т.е., когда вы убедитесь, что они делают это все лучше и лучше, допускают все меньше и меньше пунктуационных ошибок.

Затем вы вовсе перестаете уделять специальное внимание анализу, а просто просите расставить знаки – и проверить себя по «Ключам». Каждую свою ошибку (это относится и к работе на предыдущих этапах) они должны постараться понять: почему они ее допустили.

Расставляя знаки, ученики сначала пользуются справочным материалом «Знаки препинания внутри предложения» (это одна страничка). Сначала прочитайте его, но, опять-таки, не для того, чтобы «вызубрить» – просто прочитайте, убедитесь, что им все понятно, а потом используйте (лучше эту страницу ксерокопировать, чтобы она во время выполнения задания лежала рядом с каждым учеником) – и все запомнится само собой.

Если в текстах (они есть в конце задания-7) в 60—80 слов дети будут допускать только 1—2 пунктуационных ошибки, значит результат есть.


Итак, вот что ученикам предстоит сделать, чтобы стать грамотными людьми:

Прочитать таблицы по орфографии в «Справочном материале», разобраться в них.

Выучить все, что нужно точно знать – по «Материалу для запоминания» из «Справочного материала» (одна страница).

Научиться определять части речи и части слова (задания 2, 3).

Научиться решать орфографические задачи (применять правила) (задание-4).

Развить свою орфографическую зоркость (умение видеть ошибкоопасные места) (задание-5).

Развить свою орфографическую память (задание-6).

Развить свой пунктуационный слух (задание-7).

Научиться делать синтаксический анализ предложения (тоже задание-7).

Возможно, им и не придется делать все задания до конца, если они добьются результата раньше.

Если какой-то ученик все сделает, но вы (и он сам) все еще будете недовольны его результатами, можно сделать то же второй раз: чтобы оставить себе такую возможность, пусть они пишут (вставляют буквы, ставят знаки и пр.) карандашом. Но это вряд ли понадобится: при правильной организации работы предложенных упражнений вполне достаточно.

Напомню еще раз, что имеется в виду под «правильной организацией работы»:

Рассуждать строго в соответствии с «порядком рассуждений», предлагаемом в таблицах (см. примечания к таблицам), не пропуская ни одного этапа, по крайней мере, поначалу.

Ничего не заучивать, кроме одной странички «Материала для запоминания» из главы-4.

Постоянно проверять себя по «Ключам», стараясь понять каждую свою ошибку.

Работать до результата, не огорчаясь отдельными временными неудачами.

Кстати, сейчас почти все школьники сдают ЕГЭ по русскому языку. Так вот, 22 задания этого экзамена (из 38) имеют самое прямое отношение к тому, чему дети могут научиться с помощью этой книги.

Судите сами: задания А8 – А10 – по синтаксису (а задание-7 этой книги – это синтаксический анализ предложения); А11 – по морфологии (на определение частей речи), А13 – по морфологии и орфографии (на те правила, где написание зависит от того, какая это часть речи), А14 – А19 – по орфографии, А20 – А26 – по синтаксису и пунктуации, В2 – по морфологии, В4 – В7 – по синтаксису.

Так что, продуктивно поработав с этой книгой, они и ЕГЭ по русскому языку сдадут значительно лучше.

Вот и все. Теперь я могу попрощаться с вами, потому что все дальнейшее – не для чтения, а для работы. Напомню еще только то, что выработка орфографических и пунктуационных навыков – дело сугубо индивидуальное: каждый ученик будет это делать в своем темпе. Одному придется выполнить, скажем, задание-4 2—3 раза, а другой сделает половину – и добьется результата. Один потратит на это 10 часов, а другой – 2 часа. Об этом нельзя забывать. Результат может быть достигнут, только если вы даете возможность каждому ученику работать до результата.


*Все дальнейшее – для учеников (разумеется, учителю все это тоже нужно иметь).