Вы здесь

Пятая книга о пропорциях человека. Золотое сечение. Медитации. Глава 10. Нашла коса на камень (Евгений Черносвитов)

Глава 10. Нашла коса на камень

«It must require bravery to be honest all the time».20

(Джек Лондон)

Мы медитируем к слову в интересное время. А как же?

1. Пятилетний мальчик дает мастер класс по карате в стиле Брюса Ли профессионалам в Японии.

2.Шестилетняя девочка потрясает своим голосом громадную аудиторию, исполняя бесподобные песни, ставшие классикой на иврите и шлягер «Призрак оперы».

3. Девочки рожают в четырнадцать лет.

4. Мальчик в тринадцать лет становится отцом ребенка, которого родила его возлюбленная двадцатисемилетняя леди.

5. Мадам 76 лет выступает и побеждает на престижном конкурсе бальных танцев, исполняя танго со сложными акробатическими номерами.

6. Молодой мужчина, наркоман со стажем, побеждает на конкурсе песни, которую исполняет в состоянии выраженной абстиненции (ломки).

7. Одномоментно борются с upskirting (апскёртинг), задирая юбку в Питерском метро, когда женщины всего мира словно сговорясь, обнажаются и оголяются: от массового движения в США free nipples (свободу соскам), до нормальной школьной формы для девочек, в которой юбки покрывают лишь половину ягодиц.

8. Молодая врач-патологоанатом предпочитает жить со своими «пациентами» – трупами мужчин, ибо их у ней всегда много, и они не сопротивляются. В конце концов, она беременеет от своего возлюбленного свежего трупа, оплодотворившего ее, благодаря посмертной эрекции и эякуляции.

9. Шестнадцатилетняя спортсменка поднимает легко штангу в 145 кг. И это далеко не все.21 Желающим познакомиться поближе свыше приведенным «казусами» готовы предоставить по каждому случаю файлы…

…Нас, профессионалов, давно раздражает фольклорное – «Пошел на принцип!» Так говорят обычно о человеке, который не хочет никому, и ни в чем уступать. И это явная глупость, ибо у человека, который уперся и не хочет слышать доводов оппонента, не может быть никаких принципов! Принцип – понятие, предполагающее высокий интеллект, развитую способность к саморефлексии и терпимость к чужим интеллектуальным недостаткам. Здесь уместно вспомнить, что вместе с выдающимся социологом СССР, Анатолием Алексеевичем Зворыкиным, по распоряжению Отдела Науки КПСС один из авторов создал советскую методику определения типов личности и особенностей характера человека. В интернете достаточно информации об этой методики, которая должна была и успешно выполнила, то, что должна была – вытеснила из наших клиник американскую методику MMPI и два ее варианта, сделанные некими психиатрами Собчек и Феликсом Березиным. К сожалению, мы в свое время не интересовался, кто такая Собчек, а сейчас в Сети только Ксения Собчак. А с Феликсом Борисовичем были хорошо знакомы. Нам их урезанные варианты MMPI, как и оригинал, абсолютно не нравились! Наша методика со Зворыкиным была построена на данных его огромного опыта, как социолога, и нашего – клинического опыта врача-психиатра и многочисленных, самых разнообразных исследований. Начиная от студентов ВУЗов Москвы и Ленинграда, моряков дальнего плавания, геологов, летчиков-испытателей, «черных ящиков» и много, чего еще! По результатам исследований мы провели Международную Конференцию, арендовав почти все салоны ВДНХ. Потом был наш доклад на Международной конференции социологов в Мехико, который вызвал громадный интерес. Сейчас, готовясь писать эту главу, мы посмотрели, что есть по типам личности и характерам в Сети, и нам стало просто жутко!.. Да, в Сети, есть «интервью» с нами по поводу нашей со Зворыкиным методике. Особенно меня (Е.Ч.) «радует», когда пишут, что во главе создания методики стоял генерал МВД СССР Юрий Алексеевич Алферов. Когда мы со Зворыкиным работали над методикой, наш талантливый друг Юра Алферов был нашим пациентом, а потом стал у меня (Е.Ч.) соискателем на звание кандидата психологических наук. Мы дружили. И гордимся дружбой с этим талантливым человеком! Высоко ценил его и Зворыкин, с которым мы Юру познакомил. Юра создал независимо от нас новую науку – пенитенциарную социологию. Правда, научным редактором всех его книг (много фальшивок появилось после его гибели) был я Е. Ч.. Все его книги мы храним с огромными надписями-автографами Юры Алферова.

Изучая пропорции человека, открытые Альбрехтом Дюрером под углом зрения четырех принципов Фибоначчи, и прежде всего «золотого сечения», мы пришел к выводу, что характера, и все, что к нему примешено просто не существует! Только не надо сразу путать «бесхарактерный» и «бесхребетный» – это две совсем разные характеристики человека. Нам, наконец, стало понятно, каким образом великолепный опытный врач и психолог Эрнст Кречмер мог создать такую убогую характерологию!

Вот вехи пути понятия «характер».

Как известно, это понятие ввел шутки ради выдающийся философ и ученый Теофраст. Талантливый ученик Платона. Потом – ученик и близкий друг Аристотеля. Он написал литературные портреты на своих «одноклассников», с которыми обучался у Аристотеля. Еще раз повторяю, чтобы пошутить над ними! Зачитал свои характеристики перед классом. После чего был избит товарищами, и Аристотель едва смог сохранить его в Академии. Но, тем не менее, понятие «характер» (от древнегреческого – признак) сразу вошло в лексикон философов. Недоразумение с «литературными портретами» Теофраста началось сразу, как кто-то издал его рукопись под названием «Этические характеры». В 1772 русский перевод «Этических характеров», вышедший под заглавием «О свойствах нравов человеческих», окончательно из «Литературных портретов», или скорее дружеских шаржей Теофраста на товарищей, «характер» превратился, если так можно выразиться в «Нравственную типологию людей». Еще раньше французский писатель-моралист Жан де Лабрюйер, слишком вольно перевел Теофраста (1688 году), назвав свою «характерологию» «Характеры, или Нравы нашего века». Эрнст Кречмер вообще все напутал! Вместо, «пропорций человека» Альбрехта Дюрера, он создал опять же «литературные портреты» строений тела и прикрепил к ним «свои» характеры! Наверное, чтобы его «Характерология» была более понятна для будущих врачей, он примешал к ней еще и темпераменты Гиппократа!.. Согласно Эрнсту Кречмеру,

«если Вольтеру, с его „особенностями характера“ и телосложением сменить пол, то получилась бы типичная проститутка»!

(См. Медицинская психология).

Нужно называть вещи своими именами: «Характеры», кто бы их ни сочинял после Теофраста, были литературными портретами и отражали особенности литературного и профессионального талантов автора. И наша с А. А. Зворыкиным «Типология личности и особенностей характера человека» была тоже набором литературных портретов, написанных опытным социологом и психиатром-клиницистом (в прошлом судебно-медицинским экспертом). Сейчас мы понимаем, что будучи гением, Теофраст не случайно взял понятие «характер» – врожденный признак, определяющий не только личность, но и ее судьбу! Он неосознанно, изощряясь в литературном остроумии, описывал стигму! Остается удивляться: ведь всякий раз, когда Теофраст входил в Академию своего первого учителя, у него перед глазами было суровое предупреждение Платона: «Не геометр да не войдет»! От Платона Теофраст услышал и это: «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas»,22 слова, которые Платон вложил в уста Сократа. Все вместе в «творческой лаборатории» Теофраста и создали почву для такой живучей ошибки: вместо вычисления «характера-стигмы», изощряться в остроумии и литературном таланте.

И вот наше заключение:

характер человека измеряется циркулем и линейкой. Он может быть:

1) диспропорцией человека,

2) дисбалансом,

3) стигмой – врожденной или приобретенной.

И задача каждого, кто занимается характерологией, найти «золотое сечение» в человеке. В его теле и душе. Это прекрасно понимали и делали:

1) Стендаль, 2) Бальзак, 3) Эмиль Золя, 4) Лу Саломе, 5) Марина Цветаева – лучше всех предыдущих авторов. Мы не назвали еще Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона, потому что недостаточно хорошо их знаем (рукописи нам недоступны) … Наши гении-классики – Лев Толстой, Федор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Николаевич Островский, Антон Павлович Чехов и другие, создавали не характеры. Они создавали миры! Так же, как Данте. А до него – Эсхил, Софокл, Еврипид, Гомер, Шекспир. Не случайно герои, разыгрывающие пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида надевали маски. В «масках» были и герои Гомера и Шекспира (за что их не высоко ценил Лев Толстой)…

Василий Макарович Шукшин создал галерею двух типов характеров (литературных портретов) с присущими ему юмором и философской глубиной: «чудика» и «крепкого мужика».23 Как только книга вышла в свет, Шукшин набрал экземпляров, сколько мог унести и полетел на Малую Родину. Сначала отнес книги в Барнаульские Университет и библиотеку, потом в школу, где преподавал в Бийске и библиотеку, и, наконец, в Сростки, в сельскую библиотеку. Он мне рассказывал, что чем больше он становился известен, тем больше его не любили в Сростках! Через день два, как он отнес книги в сельскую библиотеку Сростков, как-то возвращаясь с Катуни домой затемно, вдруг из-за угла дома выходят к нему два дюжих мужика, в руках у одного кирпич. И говорят: «Щас убивать тебя, Васька, будем! Ты, что нас на всю страну осрамил? Даже фамилии не сменил, падла!» Василий Макарович стал оправдываться, что не имел их в виду, и на Алтае фамилий потомственных алтайцев не так уж много, вот Шукшиных полным – полно, а не родственники… «Ты мастак балакать! Долбанем кирпичом по башке, вот тогда и пиши, и рожи с экрана корчь…» Василий Макарович замолчал. Стоит, участи своей ждет, одновременно присматривается, как опередить мужика, если он вдруг действительно вздумает его кирпичом ударить. При этом знает, что если бы хотели, то без «ля-ля» долбанули бы из-за угла и концы в воду! Значит, попугают, и водку потребуют. Так и было: мужики предложили мировую за литр самогона. Василий Макарович купил. Но об этом случае в воспоминаниях кратко написал… Меня (Е.Ч.) в Сростках знали, как «собутыльника Шукшина», ибо я, Володя Высоцкий и Вася Шукшин раз сильно напились в школе Бийска, где преподавал Вася, и нас милиция в обезьянник на ночь посадила. Было это уже после «Калины красной». Утром, смеясь, выпустила… И вот на «Шукшинских чтениях» в Сростках, выступив, взял я (Е.Ч.) двух молоденьких местных девчат и повели они меня кратчайшим путем с Пикета к Катуни на камень Шукшина, где он любил загорать. Камень в полутора метрах от берега, вернее, вертикальной скалы, а вокруг него водовороты. Вся Катунь в водоворотах и омутах, а течение сильнейшее. Пока я делал тщетные попытки залезть на камень, цепляясь за выступы скалы, ибо со стороны воды добраться до него невозможно. Стоит оторваться от берега, тебя закрутит, и через минуты ты посредине Катуни, во власти ее всевозможных подводных течений. Как из-за угла реки выскочила моторка с двумя «вихрями», а к ней на длинном тросе был прицеплен лыжник. Весь рыжий, как огонь: волосы длинные, красные, а тело, как у рака, вытащенного из кипятка. Я вылез на берег, ибо они лихо подрулили к нам, и лыжник тоже лихо выскочил с лыжами на берег. Я сам напросился. Никогда не стоял на водных лыжах, и думал, что есть нечто общее между ними и горными лыжами, где я чуть не выполнил норму мастера спорта в горах ДВ. «Парни! Прокатите! Я – друг Васи Шукшина…» «Да, физиономия твоя нам вроде знакома», – сказал тот, что сидел за штурвалом. А рыжий, помогая надеть мне лыжи, вдруг спросил: «Мужик, баба у тебя есть?» Словно местные девчата не в счет!..

Кому интересно, что было дальше, читайте книгу «Пройти по краю. Василий Макарович Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии».

…Не надо «задевать» характер человека, рисовать перед ним его «портрет»… Василий Макарович это хорошо понимал. Наверное, не случайно, в страшном и последнем фильме, где он снимался, его герой часто припевает: «Я возвращаю ваш портрет!..» Как символично это сейчас!..

В настоящее время, отказавшись от понятия «характер», как научной реальности, мы занимаемся еще и тем, что не делал Альбрехт Дюрер: составляем «карту» человеческой кожи с врожденными стигмами: родинками, ямками, бугорками, «шрамами», складками, пятнышками, типом оволосения и т. д. Начали мы это давно, когда я и должен был это делать, работая с неопознанными трупами…