Глава 9. Ты у меня одна
«If I am really a part of your dream, you’ll come back one day».18
Альбрехт Дюрер слепо верил Платону, что у каждого человека есть симметричная ему «половинка». Мы филологи полагаем, что русское слово «пол» (секс) происходит как раз от слова половина. Забегая вперед, скажем, что также слепо Платону верил и Оноре де Бальзак (читай «Серафим). Дюрер с немецкой тщательностью изучил все свои пропорции и свыше 25 лет искал свою «половинку». Он даже себя изобразил в женской одежде, как свою единственную, одну.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498
Но, свою мадонну Дюрер так и не нашел. Прекратил поиски, написав портрет Молодого человека, очень даже неожиданного для себя. Мы видели автопортрет и портрет Молодого человека в Венском музее. Заметим, что каждый раз возле этого портрета толпятся женщины со всех концов Света.
Альбрехт Дюрер. Портрет молодого человека. 1521
Мы также четверть века лет искали по пропорциям Дюрера его мадонну. Уже отчаялись, но нашли. Молодая женщина согласилась с нами сотрудничать, но потом отказалась по причине запрета на сотрудничество мужа. С ее согласия мы публикуем ее фото, подаренное нам.
Эта женщина с идеальными пропорциями мадонны Дюрера. Мы бережно храним все, что успели с ней сделать и бесконечно ей благодарны…
Да, легенда гласит, что некогда люди были серафимами, то есть «два в одном» и были счастливы настолько, что боги позавидовали им и разрубили их пополам, разделив «половинки». Жестокие боги смешали «половинки». И люди с тех пор в постоянных поисках своей половинки. Не всем удается в одной жизни встретить свою половинку, одну!
P.S. археологические и антропологические исследования не подтверждают идею Платона-Дюрера-Бальзака о серафимах.
…«Мир пуст без тебя!», «Жизнь не имеет смысла без тебя!», «Радость не в радость. Печаль не в печаль без тебя!», «Ты – свет моих очей!» и т.д., и т. п. Ничем, абсолютно, ничем нельзя объяснить это отношение к человеку, когда… «ты у меня одна (один)»! Все причины такого отношения к своей второй половинке перечислить ведь нельзя. Значит логично допустить, что есть нечто, что легко и просто разрушит эту идиллию! Не нужно особенно напрягаться, чтобы отвергнуть в качестве причины «избранницы» (избранника), например, верность или любовь, необыкновенный секс или просто душевный комфорт в обществе избранницы (в дальнейшем, я буду писать только о женщине, по причине экономии времени). Когда Фауст почувствовал, что Маргарита… у него одна, он вскричал: «Остановись, мгновенье!» Логично: «Все течет, все изменяется…» И, тем не менее, «ты у меня одна!» – не поэза! Разве, что так:
«Встречаются, чтоб разлучаться…
Влюбляются, чтобы разлюбить…
Мне хочется расхохотаться,
И разрыдаться – и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы…
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, скорбь тому, кому понятны
Все наслаждения тщетны!..
В деревне хочется столицы…
В столице хочется глуши…
И всюду человечьи лица
Без человеческой души…
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота…
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться
Когда возможно разлюбить?!»
Если забыть, что время «припаяли» к пространству. «Ты у меня одна!» – не временное состояние. Значит, при этом душа человека безучастна. Все дело в двух телах. Тогда: «Ты у меня одна!» – это чувство базируется на математике. Но, конечно, не имеется в виду «дурная бесконечность» Гегеля, которую исчислить нельзя. Нужна геометрическая фигура, которая бы выражала это состояние. Если это круг, то состояние, когда «ты у меня одна!» подобно – быть скованными одной цепью. Не подходит. У психически больных бывает бред идентификация себя, с чем-то одним. Например, «я – зерно и все птицы это знают!» С каким-то реальным человеком – «синдром двойника», при котором: «в какой колодезь ни загляни – всюду одно лицо!» Здесь первый раз не помогает Фибоначчи. Наоборот, как у Луи Пастера: развернешь одну и ту же субстанцию вправо – пенициллин; влево – левомицетин. Или вправо – винная кислота; влево – виноградная кислота. И, вариант спирали Фибоначчи – лента Мёбиуса также опровергает возможность состояния «ты у меня одна!».
И все же, повторяем, это реальное состояние. Например, как в песне: «Мы с тобой два берега у одной реки!» Нет, только, как в этой песне. Два крыла, два глаза и т. п. – это другая проблема… Вот и Марина Цветаева мучилась…
«Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю – это не беда,
А лучшее приобретенье.
Мы с Вами разные
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга».
«Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло
Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого – до левого крыла!»
Образ этого состояния, когда «ты у меня одна» – пазл! Можно сказать просто: есть люди – самодостаточные. Для них – «и ненавидим мы, и любим мы – случайно!» (М. Ю. Лермонтов. Думы). А есть люди, для которых нужна «другая половинка». Но, естественно, далеко не все из них в этой половинке ищут одну – единственную! Может на время, да. Но – не навсегда! А, есть люди, и самодостаточные, и, тем не менее, наступает для них «час», когда они ищут и непременно находят ту, которая «одна». Повторяем – состояние «пазл».
И тут самое интересное: если бы человек не нашел ту, единственную, одну, то жил бы себе, пусть, маялся в поисках, но жил. А, как нашел – конец! Мы могли бы привести множество случаев, известных всем, кому за «30», что одна единственная оказалась необходимой частью «пазла» гибели. Ведь, только Мефистофель мог остановить мгновенье. А тут ситуация такая: «шаг влево, шаг вправо – убит!» Альбрехт Дюрер наткнулся на «пазлы» в своих диспропорциях, которые оказываются стигмами смерти. Ромб Венеры, превращается в «шагреневую кожу».
Сразу хотим успокоить! Существует не только «пазл» гибели, но и «пазл» спасения! Так, что – «ты у меня одна» – может как раз и быть часть «пазла» спасения. Человек в ситуации «пазла», как витязь на распутье. Но, от «классической» этой ситуации, когда человек в «пазле», у него есть и четвертый путь – назад!
Если мы попадаем в ситуацию «пазла», то есть, реальных телесных диспропорций и дисбаланса, наше «левое» стремиться уровняться с «правым». Хотим мы того, или не хотим, мы ищем, не сознавая, ту, единственную. Чтобы умереть или спастись. В социальных сетях, мы уже об этом писали, ибо нас это, как говорят, «коробит», когда женщина, особенно молодая, пишет: «В активном поиске!» Это унизительно. Но, с учетом того, что она возможно в ситуации «пазла», можно ей только посочувствовать. Вдруг она ошибается? Просто надоело быть одной, или вступать в кратковременные сексуальные связи? В любом случае, как врач и психолог, скажем, что это женщина в моральном тупике и нуждается в помощи другого.19
В поисках самодостаточности, по-нашему мнению, сейчас лучше всего ехать на Русский Север и искать там в развалившихся деревнях, одинокого старика или старуху и поговорить с ними…
«Пазл», если он появился, не скрыть, даже, если это состояние еще не осознано. К примеру. У нас все хорошо, а недавно видевший нас человек, при новой встрече тревожно спрашивает: «Что с тобой? На тебе лица нет!» Субъективный «пазл» проявляется во многих видах. Так, человек вдруг покупает вещь, если бы ему сказали до «пазла», что он ее купит, он бы рассмеялся. Так, один наш хороший знакомый, у которого любимая поговорка «Я в цейтноте!», вдруг загорается, чтобы вот сейчас, осенью, срочно купить велосипед! И, бросает все дела, начинает увлеченно выбирать себе марку велосипеда. Тратит на это неделю. Покупает, и забрасывает велосипед на антресоль. Другой, 24 часа занимается в сутки политикой. Вдруг все бросает, едет на дачу и начинает собирать ягоду, учится по интернету варить варенье, которое сам не любит, и раздает. Одна молодая замужняя женщина, зав. библиотекой, побрила голову наголо, несмотря на протесты мужа и семилетнего сына. Один знакомый по дачному поселку, у кого дача со всех сторон граничит с другими дачами, с владельцами с которых он был в хороших отношениях лет десять, вдруг начал от них огораживаться высоким кирпичным забором. И, конечно, крупно со всеми рассорился. Житейских случаев подобных – тьма! Мы знаем это по своей клинической практике.
Из негативных «пазлов» – смерть, это, конечно, крайность. Это может быть потеря интереса к работе, учебе, снижение вообще жизненного кругозора, тонуса. Эмоциональное оскудение в виде несвойственной грубости, черствости, лживости, агрессивности. Здесь же появление сексуальных перверсных отклонений, также не свойственных ранее, интеллектуальное снижение, и, конечно, алкоголизация.
Врач и психолог не могут, при всей очевидности заболевания, если оно остро не угрожает жизни, навязывать больному лечение. «Лечение» – дело добровольное». Это говорил еще Парацельс. Так вот, одна талантливая женщина, была консультирована нами по настоянию родственников. Известная художница-архитектор. Стала употреблять «энергизирующие напитки» в неимоверном количестве по выходным, закрывшись у себя в квартире, выгнав «гражданского мужа». От лечения категорически отказалась. Формально психически не была больна: расстройств сознания, бреда, галлюцинаций, суицидальных мыслей не было. Мы предупредили родственников о «нехороших» последствиях. Посоветовали, чтобы написали на имя зав. псих. диспансера заявление, чтобы ее принудительно госпитализировали. Родственники и «муж» этого не сделали. Женщина попала под электричку под действием «адреналин-раш». Ей отрезало обе ноги. Осталась жить.
Вторая неудавшаяся наша пациентка – жена олигарха средней руки. Дружная семья. Идеальный муж. Дочь выходит замуж за иностранца. Но остается в Москве. Все хорошо. Жена вдруг решила поехать отдыхать в Крым одна, без мужа. Никогда такого не было. Ей 45 лет. Но, выглядит не старше 35. В первый же день знакомится с мужчиной, соседом по номеру. Отдается ему в первую ночь. Заражается сифилисом. Вернувшись домой, все рассказывает мужу. Муж в состоянии шока «покупает» ночь с родной дочерью. Так отец и дочь мстят… жене и матери.