Вы здесь

Пэчворк. Лоскутный шедевр за 3 дня. От теории к практике (С. П. Кашин, 2015)

© ООО «Фаворит Букс», 2015


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

От теории к практике

Рабочее место

Пэчворк – это рукоделие, при занятии которым швы можно прокладывать как вручную, так и на швейной машине. Но в любом случае для данного дела следует отвести отдельное место, чтобы не приходилось каждый день раскладывать и убирать все необходимые принадлежности.

В первую очередь нужно сказать об освещении, поскольку лоскутное шитье, как и любые виды рукоделия, связано с напряжением зрения. Значит, швейную машину надо поставить в хорошо освещенном помещении (идеальный вариант, если это будет отдельная комната). Стол должен быть такой высоты, чтобы расстояние от глаз до иглы было примерно 25–35 см, чтобы не приходилось постоянно наклоняться к изделию или высоко держать руки – от того и другого вы быстро почувствуете усталость, и работа станет продвигаться не так быстро, как хотелось бы. Во время шитья удобно сидеть на вращающемся стуле, высоту которого можно регулировать. Спинка и сиденье его также должны быть удобными.

Первоначально узоры передавались от матери к дочери или от одной рукодельницы к другой. Но в начале XX в. в журналах много писали о пэчворке, что привлекло к нему внимание профессиональных художников. Многие традиционные узоры переосмысливались. Так, на базе классического узора «Звезда Огайо» появился «Букет невесты».

Слева от швейной машины (желательно на расстоянии вытянутой руки) надо поставить стол, на котором будет удобно кроить материал, компоновать элементы, собирать их в блоки и т. д.

Накройте стол плотным покрывалом, поверх которой постелите белую ткань. Это создаст дополнительные удобства, так как мелкие предметы (булавки, иголки и пр.) на ней станут хорошо заметны, а инструменты и различные швейные принадлежности (наперстки, карандаши и др.) не будут скатываться. Над столом неплохо бы повесить полочку, на которой можно расставить и разложить самое необходимое, чтобы все, что потребуется, было легко взять, не вставая со стула.

Если поначалу у вас наберется небольшое количество шаблонов и выкроек, то постепенно их число увеличится, и придется подумать о том, как все систематизировать и разложить. Удобнее воспользоваться конвертами, которые достаточно просто надписать.

Нужно предусмотреть место и для хранения ткани. Для чего подойдет шкафчик, а лоскуты в полиэтиленовых пакетах и лоскутную картотеку лучше разместить на полочке. Для мелких обрезков, которых также наберется немало, можно предусмотреть пластмассовую коробку.

Инструменты

Лоскутное шитье не требует каких-либо особенных инструментов. Это обычные швейные принадлежности, которые имеются в любом доме. Но если ваши намерения серьезны, советуем приобрести качественные инструменты и заботиться о том, чтобы они всегда были в рабочем состоянии. Это одно из условий быстрой работы.

1. Если располагаете хорошо оснащенной швейной машиной и умеете с ней обращаться, то сшивание лоскутов не покажется вам трудным и утомительным делом. Применение различных лапок и насадок позволит вам прокладывать аккуратные швы и облегчит такие операции, как стежка (при квилтинге, о котором речь пойдет далее), вышивка, выполнение аппликаций, декоративных швов и прочего, для чего в современных машинах предусмотрены специальные лапки.

Узоры для лоскутного шитья рождались на основе предметов или явлений окружающей жизни. Видимо, так появился узор «Чайный лист», который напоминал английским переселенцам, сохранившим свои исконные привычки и обычаи, о родной Англии.

Постарайтесь регулярно подвергать машину профилактическому осмотру, а если ее потребуется отрегулировать, то можно прибегнуть к помощи профессионала.

2. Шитье немыслимо без иголок, что относится и к машинным швам тоже. Иглы подбирайте в соответствии с материалом, который ими сшивается (если игла слишком толстая, то при подшивании срез проступит на лицевую сторону изделия, потому что неподходящая по толщине игла растягивает волокна ткани, а нитка это закрепляет), видом шва. Иглы должны быть острыми, гладкими, иначе они с трудом станут проходить сквозь ткань, оставлять на ней отверстия, что придаст работе неаккуратный вид.

Чтобы вручную сшить отдельные элементы или прикрепить аппликацию, пользуйтесь короткими тонкими иглами.

Длинные иглы с большим ушком подходят для работы с толстой тканью, при вышивании, сметывании деталей. Стежку осуществляют специальными иглами, которые отличаются особой прочностью и без труда прокалывают три и более слоев.

По такому же принципу подбирайте иглы и для машинной строчки. Поскольку при интенсивной деятельности иглы быстро тупятся, их следует часто менять, так как игла с отломленным кончиком расщепляет волокна ткани и рвет их.

Помимо игл, может понадобиться и нитевдеватель.

3. Для временного скрепления деталей между собой и для фиксации их к основе применяют булавки с шариком или петелькой на конце. Перед стежкой слои удобнее скалывать английскими булавками.

4. Шитье вручную невозможно без наперстка, который защищает пальцы от травмирования их иглой. Наперстки бывают металлическими, пластмассовыми, костяными; различны они и по форме. Покупая наперсток, примерьте его на средний палец правой руки и обратите внимание на то, чтобы он не сжимал палец, отчего тот будет неметь, и не держался слишком свободно, так как в этом случае он станет постоянно соскальзывать.

5. Ножниц должно быть несколько пар – отдельно для ткани, картона и обрезания ниток. Первые должны быть легкими, острыми, иметь длинные концы (до 10 см). Их нельзя использовать не по назначению, например для разрезания картона, поскольку они моментально тупятся.

Вторые обычно имеют короткие концы, и ими без труда можно разрезать картон, толстые ткани вроде драпа, ватина и пр.

Третьи должны быть маленькими, чтобы можно было выполнять насечки на выкройках, обрезать нитку (с этой целью применяют и ниткорез – снипер).

6. Для вырезания шаблонов необходим роликовый нож. Им же можно воспользоваться для вырезания деталей, тем более что он за раз прорезает до 12 слоев материала. Чтобы не испортить стол, заготовки кладут на толстый резиновый коврик с разметкой.

7. Из измерительных инструментов можно назвать линейку (лучше прозрачную, с обозначениями углов), масштабную линейку, сантиметровую ленту, потребуется и длинная линейка (до 1 м). Для крупных изделий, например одеял, понадобятся гладкая длинная рейка и крупный треугольник. Очень хорошо, если у вас будут лекала, линейки и треугольники разных размеров.

8. Поскольку вам придется немало чертить (эскизы, шаблоны), размечать ткань, то запаситесь обычными карандашами, в том числе и белым, которым удобно чертить на темной ткани. Они обязательно должны быть остро заточенными, так как тупым карандашом трудно провести тонкую линию. Если есть возможность, приобретите особые карандаши и маркеры, следы от которых либо быстро стираются с ткани, либо легко удаляются водой.

«Голландская роза», «Точильный круг» – это названия одного и того же узора. Он настолько прост, что даже начинающие мастерицы с ним легко справятся. Но при минимальных средствах получается оригинальное лоскутное полотно.

9. Для изготовления выкроек, конструирования шаблонов, выполнения эскизов купите миллиметровую бумагу. Понадобится и копировальная бумага, чтобы перевести рисунок на ткань, а выкройки и трафареты – на картон, который, кстати, тоже необходимо иметь. Точность деталей непосредственно связана с качеством шаблона. Лучше, если он будет выполнен из пластика.

10. Набор ниток, разных по толщине и цвету. Для сшивания лоскутов подходят катушечные нитки № 50 соответствующего цвета.

Чтобы собрать блоки в полотно, нужны прочные армированные нитки № 40, 50. Самыми надежными являются синтетические нитки.

Для машинных швов, аппликаций, панно подбирают необходимого цвета мулине и шелковые нитки № 60, 80.

Для отделки и украшения изделий применяют люрекс, гарус, ирис, шерстяные нитки, тонкую тесьму, сутаж.

11. Поскольку шитье сопровождается заглаживанием швов, то нужны утюг и гладильная доска.

Все необходимые инструменты и принадлежности для шитья представлены на рисунке 1.




Рисунок 1. Инструменты для лоскутного шитья: а) иглы; б) булавки; в) наперсток; г) ножницы; д) распарыватель; е) снипер; ж) нож для шаблонов; з) роликовые ножи; и) линейки; к) треугольник; л) транспортир; м) сантиметр; н) коврик для раскроя

Ткани и другие материалы

Ткани изготавливают путем переплетения нитей, которые делятся на нити основы и нити утка. Первые являются долевыми, они бывают кручеными и поэтому прочными. При производстве тканей нити основы сильно натянуты, благодаря чему материя по долевой нити практически не растягивается. Вторые представляют собой поперечные нити и по сравнению с нитями основы слабее скручены и натянуты, что обеспечивает некоторое растяжение ткани по ширине. В зависимости от свойств как тех, так и других нитей находятся характеристики ткани, их прочность, фактура и пр.

В пэчворке известен и узор «Школа», который возник на основе «Бревенчатой избы» и который, по утверждению знатоков, имел реальный прототип – дом У. И. Гаррисона, президента США. Позднее этот узор имел разные названия («Хижина», «Старый дом в Кентукки»), но в наше время он известен как «Школа», или «Домик».

В процессе ткачества нить основы поочередно находится под и над нитями утка. При этом образуются различные виды тканых переплетений, среди которых основные: прямое (полотняное), атласное, диагональное, сатиновое (рис. 2).




Рисунок 2. Виды переплетения нитей: а) полотняное; б) диагональное; в) сатиновое; г) атласное


Полотняное переплетение характерно для большинства хлопчатобумажных тканей (ситца, бязи), льна и пр. Они имеют гладкую ровную поверхность. Для лоскутного шитья эти ткани наиболее удобны. Благодаря особенностям изготовления ткани с диагональным переплетением имеют на лицевой поверхности заметные рельефные рубчики, которые расположены по диагонали; фактура ткани несколько рыхловата. К этому виду принадлежат шерстяные и полушерстяные ткани.

Особенности перемещения нитей основы и утка делают ткани с сатиновым переплетением гладкими, глянцевыми, но при этом плотными и прочными. К этому типу относится только сатин. Ткани атласного переплетения довольно плотные, с глянцевой поверхностью. Они неплохо зарекомендовали себя в плане использования в пэчворке. Это хлопчатобумажные, штапельные, шелковые и полушелковые ткани.

Узоры рождались по ассоциации с предметами быта. Так, например, появился мотив «Маслобойка», поскольку это устройство, наверное, имелось в хозяйстве каждого уважающего себя фермера.

Мы для того так подробно остановились на особенностях переплетения нитей при производстве тканей, чтобы подчеркнуть важность того, что для лоскутного шитья следует подбирать ткани однотипного плетения и близкие по качеству. Это означает, что в процессе использования они подвергнутся одинаковым изменениям, что не отразится на внешнем виде изделия. Кроме того, при раскрое ткани необходимо постоянно следить за тем, чтобы все лоскуты имели одинаково направленные долевые нити. При несоблюдении этого правила после стирки изделие деформируется, что выразится в образовании провисов ткани, появлении морщин и пр. Мастерицам, делающим только первые шаги, нежелательно использовать, например, шелковые или шерстяные ткани, что сопряжено с определенными трудностями, с которыми они еще не готовы справиться. Для начинающих более подходят хлопчатобумажные ткани, которые не скользят, хорошо держат форму. По мере накопления опыта вы сможете для своей работы подбирать разнофактурные ткани, что, безусловно, при качественном исполнении сделает изделие неповторимым и выразительным.

В принципе для лоскутного шитья нет ограничений в плане применения тех или иных тканей. Сдерживающим фактором является только отсутствие навыков в обращении с ними, поэтому важно знать их свойства и особенности (см. табл.).

Виды тканей и их особенности




Для крупных изделий, таких как одеяла и покрывала, традиционно используют хлопчатобумажные ткани, хотя не возбраняется вставлять небольшие включения из атласа, шелка или подкладочных тканей (особенно если последние имеют привлекательную расцветку) и синтетики, для которых характерны какая-либо оригинальная фактура, ворс, зернистость и другие необычные особенности, что обогащает изделие.

Узор «Раковина» известен с XIX в. Но и сейчас он не менее популярен и встречается не только в пэчворке, но и в квилтинге как вариант стежки. Американцы считают рисунок оберегом и верят, что количество использованных тканей прямо пропорционально удаче, которую принесет стеганое одеяло с таким мотивом.

Если для работы вы подбираете ткани, различные по своим свойствам, то обращайте внимание на их толщину и плотность, так как, если лоскуты не будут совпадать по этим признакам, изделие значительно проиграет. Если уж приходится использовать такие ткани, то примите меры к тому, чтобы все из них совпали по данным признакам. Например, более тонкие можно наклеить на флизелиновую основу.

Для лоскутного шитья подойдут как специально приобретенные для этой цели ткани, так и имеющиеся дома лоскуты, оставшиеся от других изделий. Кроме того, вполне пригодны и вещи, которые по каким-либо причинам (стали немодными, не устраивает размер) лежат на антресолях или в сундуке. Исключение составляют только очень поношенные вещи, поскольку в новом изделии они станут выбиваться из общего ряда, быстрее износятся и труд окажется напрасным.

Помимо разнообразных тканей, в лоскутном шитье находят применение и другие материалы, в частности искусственный мех и кожа – как искусственная, так и натуральная, флизелин (последний обеспечивает изделию необходимую жесткость).

При изготовлении объемных изделий и игрушек потребуются наполнители, такие как полиэфирное полотно, натуральная шерсть, поролон, ватин, полиуретановая пена.

Прежде чем использовать ткани, отделочные материалы (шнуры, тесьму, сутаж и др.), следует проверить, не линяют ли они. Чтобы это установить, проутюжьте небольшой участок через мокрую марлю. Появившийся на ней красочный след будут свидетельствовать о невысокой прочности окраски. Здесь может помочь только замачивание в воде с добавлением уксуса.

Если лоскутное шитье осуществляется вручную, то предварительно ткани стирают, чтобы освободить их от крахмала. При машинной сборке лоскутов, напротив, ткань надо подкрахмалить, особенно мелкие детали. Это же можно рекомендовать для мягких и мнущихся тканей. Состав для подкрахмаливания очень простой – 1 ст. л. крахмала и 1 ч. л. соли на 1 л холодной воды. Соединив компоненты и перемешав их, погрузите лоскут в раствор, отожмите и сразу же прогладьте горячим утюгом, перемещая его по направлению долевой нити (это важно, так как, если гладить по косой, ткань деформируется и в изделии такие элементы теряют свою форму, например квадраты вытягиваются и превращаются в ромбы и т. п.).

Не менее важно перед применением тканей провести декатировку, т. е. увлажнение, что особенно необходимо тканям, склонным к усадке. Для чего хлопчатобумажные, льняные ткани погружают в горячую воду, отжимают, если требуется, подкрахмаливают, высушивают и проглаживают с изнаночной стороны еще слегка влажную материю горячим утюгом по долевой нити. Если при определении лицевой и изнаночной сторон возникли затруднения, то обратите внимание на кромку. Если она гладкая, это лицевая сторона; для изнанки характерна шероховатость, кроме того, на обратной стороне видны кончики ниток утка.

Декатировке подлежат не только хлопчатобумажные ткани. Шерстяные, шелковые, смесовые ткани заворачивают во влажное полотенце и по прошествии 3–5 ч. утюжат с изнанки по долевой нити через влажную марлю. Если лоскуты небольшого размера, их просто утюжат через увлажненную марлю.

Некоторые ткани не нуждаются в декатировке, в частности саржа, ворсовые и частично искусственные шелковые ткани. Их проглаживают с изнаночной стороны.

Если предполагается использовать старые ткани, то их сначала осматривают, выявляют и вырезают дефекты; фурнитуру, подгиб и швы срезают, после чего стирают, утюжат, при необходимости крахмалят. Это не относится к драпу, который чистят щеткой. Плащевые ткани стирают и сушат на горизонтальной поверхности в расправленном состоянии. Ткани, полученные из поношенных вещей, также используют в пэчворке, но тем не менее соотношение старых и новых лоскутов составляет 1: 3.

Мы не случайно так подробно говорим о подготовке тканей к лоскутному шитью, так как точно знаем, что от этого в немалой степени зависят как сам процесс изготовления изделия в технике пэчворк, так и возможность не один год видеть вещь в приличном состоянии.

Цветы и сердечки – едва ли не самые любимые мотивы, символизирующие счастливую семейную жизнь. У немецких переселенцев, живших в Пенсильвании, любимым цветком был тюльпан, который встречается не только в лоскутном шитье, но и в керамических изделиях («керамика с тюльпанами»).

Поскольку с изнаночной стороны изделия из лоскутов выглядят не очень презентабельно, то возникает необходимость снабдить их подкладкой. Но это не единственная причина, заставляющая использовать подкладочные ткани. Благодаря им изделия, например панно, ковры, приобретают определенную жесткость и висят на стене, не деформируясь. Подкладку изготавливают из различных тканей, что зависит от структуры самого изделия. Если это небольшие настенные панно, газетницы, то оптимально применять бортовку, бязь; для крупных вещей требуется более плотная ткань, вырезанная, например, из старого драпового пальто. В том случае, если изделие будет иметь прокладку и покрыто стежкой, то качество подкладочной ткани не имеет значения. Для небольших изделий вроде фартуков, штор и других обычно подбирают подкладку из белой либо однотонной цветной ткани, сочетающейся с лицевой стороной.

Предметы повседневная жизни нередко находили свое воплощение в пэчворке. Например, корзина, которую первоначально изображали с цветами. Но постепенно этот предмет в лоскутном шитье приобрел самостоятельное значение, хотя по-прежнему присутствие в нем белого и красного цветов обязательно.

Нередко в пэчворке применяют вспомогательные ткани, выступающие в качестве основы, на которую нашивают лоскуты. В дальнейшем из них собирают блоки. Кроме того, основа требуется изделиям, составленным из разнородных по качеству тканей, а также в том случае, если не предполагается стежка. Вспомогательными служат накрахмаленные хлопчатобумажные ткани, флизелин либо клеевой флизелин. Не исключаются и бортовка, холст и др. Лучшей основой является светлая ткань без узора или вообще белая. Если для лицевой стороны использовали светлые лоскуты, то темная или пестрая ткань для подкладки не рекомендуется, так как она изменит цвет основного лоскутного полотна. Если лоскуты в изделии в основном темного цвета, то цвет основы значения не имеет.

Стеганые изделия обычно изготавливают с прокладкой из синтепона, ватина. Первый предпочтителен для стежки вручную, второй – для машинной. В небольших изделиях, например в сумках, прокладкой служит двухмиллиметровый поролон или ватин. Для светлых изделий, по понятным причинам, более подходит светлая прокладка; для темных – черная, темно-серая, темно-синяя и пр.

Приступая к изделию в лоскутной технике, вы продумываете все: композицию, цвет, форму – и подбираете ткани, которые наилучшим образом реализуют вашу фантазию. При этом отправной точкой должно служить то, среди каких предметов будет находиться новое изделие и на каком расстоянии рассматриваться. Если речь идет о большом настенном ковре, то издали оно воспринимается как единое целое, и вы не разделяете такие моменты, как схема, ритмическое построение, композиция, цвет, теплохолодность, светотень; обязательно обращайте внимание на то, как изделие взаимодействует с другими предметами интерьера и с пространством вообще. Подойдя поближе, вы ограничиваете свой обзор и можете разглядеть блоки, мотивы, элементы, узор на каждом отдельном лоскутке, что в конечном итоге конкретизирует впечатление.

В связи со сказанным при разработке изделия необходимо учитывать возможность обзора с разного расстояния, поэтому, чтобы избежать появления нежелательных эффектов, помните о фактуре и расцветке тканей.

Одним из универсальных узоров в пэчворке остается мотив «Сердечко», который любят все независимо от возраста. Им нередко украшают стеганые одеяла, особенно для новобрачных, поскольку считается, что это должно принести им счастье.

Ткани можно классифицировать так:

◊ с орнаментальным узором, который создается в процессе ткачества (жаккардовые, гобеленовые ткани и др.);

◊ с рисунком, нанесенным способом печати (набивные ткани).

Кроме того, бывают ткани в полоску и клетку, которые в комбинации с однотонными и цветными тканями всегда будут доминировать. Такое положение при грамотном подходе может дать положительный результат; если же цвета тканей подобраны неправильно, то отрицательный результат обеспечен. Мелкий геометрический рисунок (горох, полоска или клетка) теряется на общем фоне, стоит только отойти подальше; например, белая и зеленая полоска, белый горошек на зеленом фоне издалека покажутся тканью зеленого цвета.

Полосатые ткани хорошо смотрятся в геометрических блоках из шести– или треугольников, в отделке, выкроенной по косой. В лоскутной технике применяют и ткани с цветами, которые могут быть разными по размеру и расцветке. Мелкий рисунок хорош в небольших пейзажных полотнах, где главный герой – дерево, куст. В крупных изделиях он не отличается от фона, сливаясь с ним в однотонное полотно. В одежде, сшитой в лоскутной технике, такая ткань может производить другой эффект и вблизи смотреться насыщенно и интересно.

Ткани с крупными цветами неплохо вписываются в геометрический орнамент, причем при раскрое необходимо так разрезать ткань, чтобы цветы размещались внутри геометрической фигуры. Цветы подходят для аппликаций или отделки предметов одежды. В пэчворке используют и ткани с абстрактным узором, в которых может присутствовать цветовая растяжка, что сообщит динамику геометрическим деталям. Удачно их применение в аппликации, когда нужно показать закат, деревья и пр.

На лоскутных изделиях можно встретить узор под названием «Узел для галстука», хотя внешне он напоминает галстук-бабочку, когда-то являвшийся писком моды у жителей провинциальной Америки. Для него обычно подбирают ткани 2 или 3 цветов.

Интересно составлять комбинации из тканей, которые окрашены в различные цвета и поэтому кажутся состоящими из отдельных цветных кусков. Если, например, из такой ткани вырезать полоску, то она будет производить впечатление сшитой из лоскутов.

Ткани с изображениями живых существ (животных, птиц, человека и др.) хороши в аппликации и нередко становятся центром небольшого изделия, например грелки для чайника; неплохо смотрятся они и на кармане фартука и проч.

В пэчворке гладкоокрашенные ткани тоже находят свое применение либо как самостоятельные фрагменты, либо в комбинации с пестрыми тканями. Особенно эффектны они при выполнении цветовой растяжки, что делает лоскутную мозаику изысканной и выразительной.

Что касается блестящих тканей, то относитесь к ним с некоторой осторожностью, так как они могут отвлечь все внимание на себя. Хорошо, если окажется возможным накрыть их сеткой или кружевом, чтобы они лишь поблескивали и не затмевали другие элементы композиции. Безусловно, невозможно перечислить все варианты и сочетания тканей, да и, наверное, не надо. В процессе шитья у вас появятся опыт, находки, наработки; главное – трудиться много, серьезно подходить к делу, стараясь, чтобы каждый лоскуток нашел свое место, чтобы ни одно сочетание не было случайным, чтобы каждая деталь обогащала всю композицию.

Английские переселенцы привезли с собой в Америку мотив, называвшийся «Бабушкин сад в цвету». Исходный мотив имел в центре желтое сердечко, вокруг которого компоновались 6 шестиугольников, между которыми располагались зеленые шестиугольники, символизирующие тропинки.

Советы по выбору ткани.

1. Тканью, которая обладает наибольшими возможностями, является однотонная, так как становится палитрой, на которой разворачивается калейдоскоп лоскутов.

2. Из одного куска набивной ткани с крупным рисунком можно вырезать немало разноцветных элементов.

3. Темные ткани предпочтительнее, а из цветных – с абстрактным рисунком, поскольку они не столь навязчивы.

4. Очень интересны ткани, имитирующие японскую роспись, а также с размывами, мазками, «огурцами».

Эскизы, узоры и шаблоны

До того как вы приступите непосредственно к шитью, выстройте композицию, набросайте общую схему изделия и схемы отдельных блоков, если предполагается использовать несколько их видов, подготовьте материал и инструменты.

Таким образом, история лоскутного шитья насчитывает не одно столетие. Мастерицы издавна умели сшивать лоскуты из цветной и однотонной тканей, складывая из них мозаичную композицию. Этот вид творчества нередко называют ситцевой (или лоскутной) мозаикой.

Лоскутные изделия в большинстве случаев составляют из блоков, количество которых бывает различным (есть вещи, например салфетки, которые состоят из одного блока, и одеяла, в которых может быть много блоков), разделительных полос, каймы и окантовки (рис. 3).




Рисунок 3. Основные элементы лоскутного изделия: а) кайма; б) блок; в) разделительные полосы; г) окантовка


Блок представляет собой определенный комплект деталей из ткани, которые организованы каким-либо образом. Блоки различаются по форме и бывают квадратными, прямо-, шестиугольными и др. (легче всего работать с квадратными блоками). Блоком можно считать и сектор в радиальных узорах. В орнаментальных композициях мы тоже имеем дело с чередованием блоков, из которых складывается узор.

Каждое большое изделие, сшитое из лоскутов, формируется из таких блоков. Первоначально это маленькие квадраты; из них компонуют более крупные, которые собирают в определенной последовательности, образуя узор. Если это входит в планы мастерицы, квадраты могут разделяться полосами, что не только усложняет рисунок, но и обогащает его. Причем на полотне соединяются разные по форме и размеру блоки, которые выстраиваются в любых направлениях – вертикальном, горизонтальном, диагональном (рис. 4).




Рисунок 4. Возможные варианты размещения блоков в лоскутном изделии: а) горизонтально или вертикально; б) диагонально; в) со смещением


Чтобы элементы блоков, близкие по цвету, не сливались, блоки перемежают разделительными полосами, которые играют роль рамки, в которой каждый элемент хорошо читается. Полосы выкраивают из ткани подходящего цвета.

Лоскутная мозаика не единственное направление в лоскутной технике. Второе называется аппликацией (в последнее время ведутся споры, относить ли аппликацию к пэчворку, хотя ответ очевиден – конечно, поскольку в обоих случаях в основе лежит лоскут обычной ткани), в которой рисунок создают, нашивая лоскуты на фон.

Каждое лоскутное изделие должно выглядеть завершенным, чтобы производить впечатление правильно организованного полотна. Это достигается путем использования каймы, в которую изделие заключено, как в раму. Но это своеобразная рама, поскольку она непосредственно связана с лоскутным произведением и рассматривается как его часть. Какую бы кайму вы ни задумали и ни изобразили на эскизе, готовое изделие может внести в нее коррективы, поэтому ткань каймы обычно прикладывают к законченному полотну, перебирая возможные варианты. На изделие лучше смотреть с определенного расстояния, например, повесив его на стену.

Если нет необходимости выделять края лоскутного изделия, то вместо каймы применяют узкую окантовку, совпадающую по тону с лоскутами, прилегающими к краю.

После того как вы детально продумали композицию лоскутного изделия, разработали каждый блок, сделайте эскиз (рис. 5), и возможно, не один, что не только поможет выявить недочеты и внести поправки, но и выбрать самый эффектный. Благодаря эскизу вы сможете определить размеры всех элементов.




Рисунок 5. Рабочий эскиз


Кроме того, необходимость эскиза диктуется еще и тем, что, не представляя себе, как будет выглядеть все изделие, сложно приниматься за шитье.

Практически до середины XVIII в. в России процветало домашнее ткачество, сырьем для которого служили лен, конопля, крапива. Когда заканчивались полевые работы, вечерами женщины пряли нить, потом ткали полотно на ручном станке. Поскольку процесс выращивания льна, переработки сырья и изготовления тканого полотна нелегкий и трудоемкий, то ткали такой кусок, которого хватало только на конкретное изделие.

При разработке эскиза можно рассчитывать как на ткани, которыми вы располагаете, так и создавать свои мотивы и подбирать к ним соответствующие ткани. Но обязательно учтите, для какой цели создается лоскутное полотно, ведь панно для кухни и детское покрывало имеют мало общего. Изделия существуют не сами по себе, а предназначены обычно для какого-либо интерьера, поэтому их цвет, размер, орнамент связаны непосредственно и определяются помещением, его архитектурными особенностями, назначением и обстановкой. Этим подобное лоскутное изделие отличается от выставочного, которое должно иметь выраженное эмоциональное, смысловое и образное содержание; в плане же цвета выставочная работа обычно более сочная, насыщенная, контрастная.

Какого размера должен быть эскиз? Первый набросок, безусловно, маленький, поскольку в нем вы должны только определиться с геометрическими фигурами и их расположением. Далее в зависимости от изделия эскиз может быть выполнен в натуральную величину, если это, скажем, прихватка или кошелек, либо в масштабе 1: 10 или 1: 20, если речь идет, например, о покрывале. При разработке эскиза его строят от центра, по мере прояснения деталей пространство вокруг него заполняется, при этом применяется зеркальная симметрия.

Одежда из домотканого полотна была настолько прочной, что ее могли носить люди не одного поколения, а потом ее отдавали нищим, считавшимся посредниками между земной жизнью и потусторонним миром.

Если ваш опыт еще невелик, то не следует выстраивать грандиозные композиции, начните с простых (рис. 6).

По мере приобретения навыков можно попробовать свои силы и в более сложных композициях (рис. 7).




Рисунок 6. Эскизы для начинающих




Рисунок 7. Эскизы для более опытных мастериц


Когда вы точно определите величину изделия, то легко рассчитаете размеры отдельных блоков и установите их количество. Предположим, вы собираетесь сшить лоскутное одеяло размерами 140×200 см из отдельных блоков 40×40 см, что составит 5 блоков в длину и 4 блока в ширину. Следовательно, для работы вам понадобятся 20 блоков. Если они имеют размеры 30×30 см, то соответственно для такого одеяла потребуются уже 30 блоков.

Количество блоков легко можно уменьшить, причем сохранив размер изделия. С этой целью (но не только ради нее) между блоками вставляют разделительные декоративные полосы. Ими можно увеличить как отдельный блок, так и целый ряд блоков. В первом случае полосы пришивают ко всем сторонам блока, а при сборке полотна они совместятся и будут выглядеть, как 2 ряда (рис. 8).

Когда во второй половине XVIII в. в Россию завезли ситец, в нашей стране лоскутное шитье пережило очередное возрождение, но наивысшего расцвета оно достигло к концу XIX в., что можно объяснить организацией мануфактур и машинного производства ситца, что существенно снизило стоимость ситцевых тканей.




Рисунок 8. Схема изделия с разделительными полосами в 2 ряда


Во втором разделительная полоса пришивается к ряду из соединенных, например по вертикали, блоков (рис. 9).

Если возникает необходимость увеличить изделие, а блок полностью не вписывается в его размеры, это можно сделать за счет каймы или разделительных полос.




Рисунок 9. Схема изделия из блоков с общей разделительной полосой


Завершением этого этапа работы будет выполнение эскиза в цвете. Начертите на эскизе блоки, задающие тон всему изделию. Как правило, это самые крупные блоки. Далее уточните и нарисуйте отдельные детали блока, продумайте цветовое решение в каждом из них, потому что может случиться так, что детали смежных блоков сольются, что сразу исказит общую картину. Возможна и такая ситуация, когда блоки как бы встраиваются один в другой и трудно понять, где между ними проходит линия раздела. Поэтому возьмите за правило не соединять две ткани одного цвета, хотя в сюжетных композициях это допускается.

Фабричное полотно имело ширину 75–80 см, что превышало необходимую для раскроя рубахи. Оставшиеся после шитья лоскуты не выбрасывали, а находили для них другое применение – наставляли детскую одежду, украшали бытовые изделия, шили лоскутные одеяла.

Если работа крупная, с большим количеством деталей, цветов, то желательно изготовить коллаж из тканей – понятно, из тех, которые предполагается использовать. Для чего начертите в масштабе эскиз (со сторонами не более 50–60 см), выделите в нем блоки и элементы, их составляющие, заготовьте для них шаблоны, по которым нарежьте соответствующее количество лоскутов. Заготовки приклейте к бумаге клеем ПВА (намазывайте им бумагу, а не ткань) или на клеевой флизелин. Такая предосторожность еще на подготовительном этапе позволит исправить ошибки в цвете (согласитесь, что делать это на крупном изделии уже в процессе сшивания лоскутов недопустимо и приведет к неэффективному использованию материалов и времени). Если эскиз получится красивым и аккуратным, ему тоже можно найти место в интерьере.

Совсем другое дело, когда предстоит сшивать полоски ткани, которые могут оказаться не только многочисленными, но и мелкими. В такой ситуации достаточно раскрасить эскиз цветными карандашами или фломастерами, если, конечно, вы располагаете необходимым их набором.

Лоскутные одеяла входили в приданое невесты и новорожденного. На них можно было увидеть лоскуты от материнской юбки, отцовской рубашки. Отличительными особенностями русских лоскутных изделий были яркость, насыщенность их расцветок, непременно присутствовал красный цвет.

Особенно тщательно выполните чертеж блока-основы, так как по нему должны быть изготовлены все шаблоны и сверяться все лоскутные блоки. Поскольку он служит для контроля, сохраните чертеж до завершения работы.

Составление узоров в лоскутном шитье – едва ли не самое интересное занятие, поскольку, по-разному комбинируя одни и те же элементы, можно получать различные рисунки и композиции (рис. 10).




Рисунок 10. Конструирование узора: а) исходный элемент; б) первая комбинация; в) вторая комбинация


В пэчворке узоры чаще представляют собой повторяющиеся элементы. Но поскольку невозможно с одинаковой точностью многократно повторить одни и те же элементы, при крое в лоскутном шитье широко применяют шаблоны (так называется выкройка с припусками на швы), которые, кроме того, существенно ускоряют работу. Шаблоны разрабатывают и для отдельных деталей (ромбов, квадратов, треугольников и др.), и для отдельных блоков.

Чтобы изготовить шаблон, начертите основной контур соответствующей детали. Отступив от первоначального контура на 7 мм кнаружи, проведите второй контур. Так вы предусмотрите припуски на швы, которые могут варьироваться от 5 мм до 1 см (очень удобно, если припуск совпадает с расстоянием от иглы до края лапки швейной машины), но для всех сторон они непременно должны быть одинаковыми, иначе при сборке окажется невозможным подогнать швы, что испортит внешний вид изделия.

Очень точный шаблон получается на миллиметровой бумаге. Начертив его, прикрепите бумагу к картону и канцелярским или сапожным ножом проведите по линиям сначала внутреннего, потом наружного контура. При этом старайтесь, чтобы на краях шаблона не образовывалось заусенцев. В противном случае пользоваться таким шаблоном будет неудобно. В результате вы получите шаблон-рамку, ширина которой равняется припуску на шов. Таким образом можно подготовить шаблоны разных фигур (рис. 11).




Рисунок 11. Шаблоны-рамки: а) квадрат; б) треугольник; в) ромб; г) шестиугольник; д) восьмиугольник


Шаблоны-рамки в большей степени предназначаются для начинающих мастериц. С приобретением навыка достаточно будет вырезать картонную фигуру только по внешнему контуру, а по углам внутреннего контура шилом проколоть отверстия, чтобы при раскрое сделать на ткани отметки (рис. 12).

Вместо картона, края которого со временем, особенно при интенсивном использовании, ломаются, используйте прозрачный пластик. Такой шаблон удобен еще и тем, что сквозь него виден рисунок на ткани, который можно разместить в необходимом месте на той или иной детали. Шаблоны не выбрасывайте после каждой работы, и постепенно у вас соберется своеобразная картотека. Главное – не забывайте на каждом шаблоне указывать его размеры.

Редко в крестьянском доме можно было не увидеть лоскутного одеяла, причем кусочки ткани нередко имели неправильную форму, сшивались бессистемно. Возможно, это объяснялось тем, что создание художественно цельного полотна никто не ставил своей целью. Лоскутное изделие выполняло только утилитарную функцию.




Рисунок 12. Простой шаблон: а) треугольник; б) трапеция; в) шестиугольник


Пользоваться шаблоном легко: положите на стол лоскут лицевой стороной вверх (их можно собрать в стопку, если при раскрое будете применять роликовый нож), наложите на него шаблон, учитывая направление долевой нити (этот момент очень важен и требует неукоснительного соблюдения, поскольку в противном случае собранное полотно будет деформироваться). На полосе долевая нить должна быть направлена по ее длине, на квадрате – по одной из сторон, на прямоугольном треугольнике – по какому-либо катету и т. д. Обведите шаблон карандашом или мелом и вырежите деталь. Все детали, которые понадобятся для конкретного изделия, выкраивайте заранее.

Благодаря появлению дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком обычной одеждой становились ситцевые сарафаны и рубахи, которые декорировали лоскутными орнаментами. Все, что оставалось при раскрое изделий, а также части отслужившей одежды рачительные хозяйки научились использовать, поэтому практически в каждом доме можно было увидеть лоскутные одеяла, коврики и др.

Нередко в лоскутном шитье применяют детали, форма которых имеет закругления. Чтобы при сшивании детали идеально совпали, в припусках на швы делают надрезы и отмечают опорные точки, по которым совмещают линии (рис. 13).




Рисунок 13. Шаблон для детали с закруглением


Самым простым является узор, составленный из одинаковых элементов, например треугольников (рис. 14).

Блок состоит из 16 двухцветных квадратов. Чтобы выкроить детали, приготовьте 1 шаблон – треугольник.




Рисунок 14. Схема узора 1


Представляем лишь схемы узоров, а о том, как выкраивать детали, пользоваться шаблонами и сшивать элементы в блоки, мы расскажем далее.

Блок состоит из 16 квадратов, из которых 4 одноцветных и 12 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 15).




Рисунок 15. Схема узора 2


Блок состоит из 20 квадратов, из которых 6 одноцветных и 14 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 16).




Рисунок 16. Схема узора 3


Блок состоит из 64 квадратов, из которых 44 одноцветных и 20 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 17).




Рисунок 17. Схема узора 4


Но с сожалением надо признать, что лоскутное шитье не было признано в качестве декоративно-прикладного искусства и не считалось народным промыслом, которые поддерживались государством. По этой причине в начале прошлого века русское лоскутное одеяло воспринималось в основном не как результат художественного творчества, а как предмет утилитарного назначения.

Блок состоит из 36 квадратов, из которых 28 одноцветных и 8 двухцветных.

Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник.

Стебель цветка выполняется из отрезка сутажа (рис. 18).




Рисунок 18. Схема узора 5


В 1970-х гг. в интерьере и одежде был модным фольклорный стиль, что послужило толчком к возникновению интереса к лоскутному шитью со стороны любителей и профессиональных художников. Крупнейшие музеи страны (Государственный Русский музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей ивановского ситца и др.) начали собирать коллекции изделий, сшитых в лоскутной технике, изучать их.

Блок состоит из 81 квадрата, из них 65 одноцветных и 16 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 19).




Рисунок 19. Схема узора 6


Интересен и такой способ создания объемного полотна, при котором полосы ткани скручивают в длинные жгуты, заплетают косичками, которые укладывают по кругу, чередуя по цвету, рисунку, и сшивают.

Блок состоит из 25 квадратов, из них 4 двухцветных и 21 одноцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 20).

Блок состоит из 36 квадратов, из них 24 одноцветных и 12 двухцветных (рис. 21).




Рисунок 20. Схема узора 7




Рисунок 21. Схема узора 8


Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник. Накладная деталь выполнена из тесьмы, нашитой поверх изделия.

Блок состоит из 16 квадратов, из них 11 одноцветных и 5 двухцветных.

Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 22).

Блок состоит из 2 больших треугольников (1, 2) и 2 полос (3 и 4) из 3 двухцветных квадратов и 3 двухцветных квадратов и 1 одноцветного квадрата соответственно. Для каждой детали требуется отдельный шаблон. Черешок выполнен из тесьмы (рис. 23).

Изделие, сшитое в лоскутной технике, только тогда становится произведением искусства, когда мастерица не только владеет техникой шитья, значение чего, безусловно, нельзя принижать, но и чувствует цвет, умеет создавать изящные композиции, ощущает себя творцом, способным по-новому взглянуть на обыденный предмет, каким является лоскут ткани.




Рисунок 22. Схема узора 9




Рисунок 23. Схема узора 10


Блок состоит из 24 квадратов, из них 8 двухцветных и 16 одноцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник. Ствол выполнен из 4 отрезков тесьмы (рис. 24).




Рисунок 24. Схема узора 11


Блок состоит из 36 квадратов, из них 26 одноцветных и 10 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник. Черенок выполнен из тесьмы (рис. 25).




Рисунок 25. Схема узора 12


Блок состоит из 64 квадратов, из которых 56 одноцветных и 8 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник.

Вместо 16 маленьких одноцветных квадратов можно изготовить шаблон на 1 большой квадрат и по нему вырезать 4 квадрата (рис. 26).

Блок состоит из 16 квадратов, из них 4 одноцветных (их может заменить 1 большой квадрат) и 12 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 27).

Блок состоит из 36 квадратов, из них 24 одноцветных и 12 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 28).

Блок состоит из 25 квадратов, из них 13 одноцветных и 12 одноцветных.




Рисунок 26. Схема узора 13




Рисунок 27. Схема узора 14


Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 29).




Рисунок 28. Схема узора 15




Рисунок 29. Схема узора 16




Рисунок 30. Схема узора 17


Блок состоит из 36 квадратов, из них 10 двухцветных и 26 одноцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 30).

Блок состоит из 64 квадратов, для которых надо подготовить 4 шаблона для равнобедренного треугольника, прямоугольного треугольника, центрального квадрата и угловых квадратов, в составе которых имеется по 1 маленькому квадрату (рис. 31).




Рисунок 31. Схема узора 18


Лоскутное шитье требует виртуозного владения ручной и машинной стежкой, а также другими видами искусства (плетением, вышивкой, вязанием), поскольку изделия в стиле пэчворк нередко дополнительно украшают различными способами. Но здесь уместно заметить, что тонкий вкус и чувство меры не последние в списке достоинств, которыми должна обладать мастерица.

Блок состоит из 81 квадрата, из них 20 двухцветных и 61 одноцветный. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 32).




Рисунок 32. Схема узора 19


Блок состоит из 36 квадратов, из которых 20 одноцветных и 16 двухцветных. Чтобы выкроить детали, приготовьте 2 шаблона – квадрат и треугольник (рис. 33).




Рисунок 33. Схема узора 20


В заключение необходимо рассчитать, какое количество ткани потребуется. Расчет выполняйте по эскизу или коллажу. Это делается следующим образом.

Подсчитайте количество деталей, одинаковых по форме и цвету, прибавьте к «чистому» размеру припуски на швы со всех сторон, фактически это будут размеры шаблона.

Допустим, изделие имеет размеры 104×146 см и составлено из квадратных блоков (4 по горизонтали, 6 по вертикали) размерами 21×21 см (рис. 34); с припусками на швы (7 мм) их размеры будут 22,4×33,4 см.

В состав блока входят 1 большой квадрат со сторонами по 14 см (с припусками на швы – 15,4 см), 3 маленьких квадрата со сторонами по 7 см (с припусками на швы – 8,4 см) и 4 треугольника с катетами по 7 см (с припусками на швы – 8,4 см).




Рисунок 34. Квадратный блок


На ткани отдельные детали раскладывают не хаотично, а придерживаясь определенного правила (рис. 35), в частности 2 треугольника складывают в квадрат, ромбы – в полосу (как из любого правила, из этого имеются исключения, когда шаблон специально кладут так, чтобы конкретный рисунок оказался в центре детали, или требуется выдержать определенное направление полос и проч.).

С соблюдением этого правила для 1 блока понадобится лоскут 25,2×27,4 см. Следовательно, общий расход ткани – 2,1 м при ширине 90 см.

По эскизу легко определить количество ткани для каймы, прибавив припуски на швы.

В отличие от каймы окантовка не выкраивается до окончания изделия; длину полосы для нее определяют, измерив конкретное полотно, но запас ткани в 5 см по длине все-таки предусматривается заранее.




Рисунок 35. Схема экономного размещения деталей блока

К вопросу о композиции

Ранее мы обещали вернуться к теме создания композиции. После того как получили представление о том, что такое эскиз, узор, из каких элементов он складывается, можно рассказать о композиции более предметно.

В основе многих изделий, выполненных в лоскутной технике, лежит квадрат; даже если блоки представляют собой другие геометрические фигуры, они все равно часто компонуются в квадраты и сшиваются с учетом тех же правил, что и простой квадратный элемент. Поэтому все, что относится к квадрату-детали, в той же степени касается и квадрата-блока.

На лоскутном полотне квадраты могут размещаться по-разному. Одним из распространенных вариантов является размещение их в виде горизонтальных или вертикальных полос (рядов). В процессе чередования квадратов разных размеров рождаются интересные и часто необычные переходы. Например, ставший уже классическим узор «Очаг», в котором используются квадраты и полосы. Размещение их простое, поэтому наибольшее внимание уделяется цвету тканей, их взаимодействию со смежными фигурами. В основе этой композиции лежит крест (это можно назвать и сторонами света), который способен стать как центральной частью, так и разделяющей полосой между красивыми квадратами, тематически объединенными сюжетами и т. д. (рис. 36).




Рисунок 36. Варианты композиции «Очаг» (схемы): а) с акцентом на центральной части; б) в качестве разделяющей полосы


Квадраты можно расположить по диагонали (рис. 37). Такая композиция отличается особой динамичностью и эффектностью, потому что детали как внутри смежных блоков, так и соседних блоков начинают взаимодействовать, причем в различных плоскостях. Именно благодаря тому, что детали блоков контактируют друг с другом под разными углами, всему полотну сообщаются глубина и объем.




Рисунок 37. Вариант размещения квадратов по диагонали


Квадрат потому и считается универсальной фигурой, что он сочетается с остальными геометрическими элементами, находящимися как в границах данного блока, так и за его пределами. Но это не единственное обстоятельство. Если вы умеете вышивать, вязать, плести или владеете каким-либо другим видом рукоделия или ремесла, то вы легко перенесете геометрические рисунки, встречающиеся в них, в лоскутное шитье (рис. 38).

Поскольку квадрат делится на 2 прямоугольных треугольника, понятно, что эти фигуры прекрасно взаимодействуют. Но квадрат можно разделить и на другие элементы, что в итоге дает бесчисленное множество вариаций, которые, будучи собранными, опять сложатся в первоначальный квадрат.

Еще одним композиционным решением является создание лоскутного полотна из квадратов, смещенных относительно друг друга (рис. 39).




Рисунок 38. Композиция из квадратов, перенесенных из вышивки крестиком (схема)




Рисунок 39. Схема композиции со смещенными квадратами: а) исходный вариант; б) смещение по вертикали; в) смещение по горизонтали


Отличительная особенность такой композиции, помимо большой выразительности, динамичности, – отсутствие точки, в которой стыкуются 4 шва, что улучшает работу и с чисто технологической стороны.

В лоскутной технике не менее распространено использование полос, что выгодно как с точки зрения экономичности, поскольку отходов практически не остается, так и с позиций технологии, потому что прием прост и легок в исполнении.

В качестве примера назовем классический узор «Бревенчатая изба» (рис. 40).




Рисунок 40. Композиция из полос «Бревенчатая изба» (схема)


Его составляют полоски одинаковой ширины, но скомпонованные с растяжкой от более светлого к более темному цвету. Вариаций на эту тему огромное количество (рис. 41), и все они оригинальны и по-своему хороши.

Для русского лоскутного шитья характерны «преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, использование простых по форме деталей рисунков».




Рисунок 41. Вариации на тему «Бревенчатая изба» (схемы)


Еще одним элементом, на основе которого созданы разнообразные композиции, является прямоугольный треугольник. Можно даже не менять размеры этих деталей и только компоновать их в разных сочетаниях, чтобы получить всевозможные звезды, водовороты, вертушки и т. д. Один из возможных вариантов уже был представлен выше на рисунке 20.

Квадрат, разрезанный по диагонали, дает 2 прямоугольных треугольника. Такие треугольники, собранные вместе, – это самый простой блок, но на его основе разрабатывают различные сложные блоки, например составленные из треугольников разного размера (рис. 42).

Как бесконечно разнообразие цветов, так и бессчетно количество композиций. Таким образом, прослеживается цепочка, когда сначала выстраивается 1 композиция, потом она трансформируется в другие, которые, в свою очередь, тоже могут видоизменяться. Тем не менее можно назвать самые популярные композиции в лоскутном шитье – «Мельница», «Улитка», «Квадрат в квадрате» и другие со всеми их вариациями.

С 1900-х гг. в лоскутных изделиях с цветочными мотивами у американских мастериц превалируют три цвета – красный, зеленый и белый – и их оттенки. Дело не в их популярности, а в том, что ткани такого цвета не линяли. Из цветов обычно изображали тюльпаны, пионы и лилии. При этом в разных местностях один и тот же узор носил другое название. Наибольшую известность приобрел узор «Лилия из Каролины».




Рисунок 42. Варианты композиций на основе прямоугольного треугольника (схемы)


Треугольники прекрасно сочетаются с различными геометрическими фигурами – квадратами, прямоугольниками (полосками). Например, узор, который долго не имел особого наименования, но в последнее время в литературе встречающийся под названием «Ананас» (рис. 43).




Рисунок 43. Композиция из полос и треугольников «Ананас» (схема)


При его выполнении в центр укладывался квадрат, к сторонам которого последовательно пришивали полоски, которые потом перекрывались другими полосками, пришитыми по углам, чтобы замаскировать торцы предшествующих полосок. В последнюю очередь по углам пришивались треугольники. В результате получалось очень своеобразное полотно, напоминающее шишку, но такое название по каким-то причинам не стало общепризнанным. Узор достаточно сложный, требующий при раскрое обязательного применения шаблона.

Но на этом дело не закончилось и постепенно на основе «Ананаса» возник новый узор, в котором вместо угловых полосок стали нашивать треугольники, а чтобы они были более заметными, их непременно делали из темной или вообще черной ткани. Такой вариант блока «Ананас» называется «Русский квадрат».

Для него тоже необходимы шаблоны треугольников, квадрата и полос. Процесс сборки представлен на рисунке 44.




Рисунок 44. Порядок сборки блока «Русский квадрат»


Узор можно выполнять как на основе, так и без нее, но в общем последовательность сборки не изменится (узор без основы предполагает выполнение стежки). Начинающим мастерицам предпочтительнее выполнять узор на основе. Для чего в центр основы положите квадрат и зафиксируйте его булавками, пришейте к его сторонам полоски, отогните и заутюжьте их. После этого излишек срежьте и приложите к углу треугольник; чтобы скрыть стык полосок, пришейте его. Повторите это действие на всех углах квадрата, но следите за тем, чтобы не захватить его углы, для чего линию шва разметьте, приложив угольник с углом 45°. Последующие детали притачивайте в такой же последовательности.

Если вы посмотрите на схему (она такая же, как и для узора «Ананас»), то увидите, что визуально рисунок состоит из квадратов, которые как будто входят один в другой. Такая особенность узора позволяет проконтролировать правильность сборки. Для чего надо изготовить шаблоны этих квадратов и сравнивать с ними каждый пристроченный ряд. Это гарантия того, что работа получится качественной.

Интересные композиции складываются из ромбов (рис. 45). Это могут быть сплошные полосы (сетки) из наклонных фигур, всевозможные радиальные композиции и т. д.




Рисунок 45. Композиция из ромбов в виде сетки


Первые изделия не должны быть сложными – начните с кухонных прихваток. Работая с подобным изделием, вы научитесь составлять из отдельных элементов единое полотно, сшивая треугольники в квадраты, их – в полосы, из последних – лоскутную пластину.

В композициях из ромбов очень важно подобрать ткани по цвету, в противном случае они растворятся в соседних фигурах. Чтобы этого не случилось, цветом подчеркивают главное, а второстепенное следует немного приглушить. При создании полотна из ромбов соблюдайте такое условие: в соответствии с задачей либо чередуйте темные и светлые детали, либо используйте цветовую растяжку.

По большей части используют ромбы с углами в 45 и 60°, так как эти геометрические фигуры удобны в лоскутной работе, дают четное количество лучей, вписываются в квадраты, шести– и восьмиугольники и вообще интересны в плане трансформации.

Если к такой звезде добавить дополнительные ромбы, то можно не только увеличить фигуру, но и создать различные вариации, например из звезды можно получить композицию под названием «Солнце» (рис. 46).




Рисунок 46. Композиция из ромбов «Солнце» (схема)


Не менее интересна композиция из ромбов «Кубики», в которой использованы фигуры с углами 60° (рис. 47).




Рисунок 47. Композиция из ромбов «Кубики» (схема)


Чтобы получить кубик, состыкуйте 3 ромба тупыми углами к центру. В целом они образуют шестиугольник. Чтобы получить эффект кубика, нужно сшить темный, более светлый и совсем светлый ромбы. Благодаря такому решению у узора появится объем, поэтому композиция из цветных кубиков смотрится необычно, интересно.

Лоскутное шитье – техника трудоемкая, но и здесь можно интенсифицировать труд, опираясь на различные приемы, инструменты и приспособления, например имея роликовые ножи, специальные линейки и применяя технику скоростного раскроя и шитья.

Такие ромбы можно стачать и вручную, и на швейной машине, но независимо от этого при раскрое следует обязательно использовать шаблон и отметить угловые точки, между которыми будет проложена строчка с закрепительными стежками. У полученного шестиугольника швы заутюжьте на 1 сторону, а в центре разверните их по кругу.

Блоки со звездами красиво компонуются с разделительными полосами (рис. 48); ромбы, напоминающие звезды, кажутся кубиками в составе шестиугольников, если окружены ими (рис. 49).




Рисунок 48. Комбинация блоков из ромбов с разделительными полосами (схема)




Рисунок 49. Композиция из ромбов, заключенных в шестиугольники (схема)


Надо заметить, что в композициях ромбы легко замещаются треугольниками, что, в свою очередь, создает новые колористические эффекты и обогащает композицию.

В орнаментах встречаются и параллелограммы (рис. 50), которые по сравнению с ромбами более удобны в работе, легко компонуются с квадратами, прямоугольниками, прямоугольными треугольниками.

Более всего на детскую мозаику похожи композиции из шестиугольников (рис. 51).




Рисунок 50. Композиция из параллелограммов (схема)




Рисунок 51. Композиция из шестиугольников «Снежинка» (схема)


По своей форме они кажутся цветами, поэтому очень часто трансформируются в ромашку, незабудку, причем цветы могут быть как одиночными, так и в составе полос, тесно примыкая друг к другу. Но это не единственное использование шестиугольников, поскольку с их помощью легко представить пчелиные соты, кукурузный початок.

Лоскуты нельзя рассматривать как кучу кусочков ткани, каждый из них представляет собой частицу особой системы цветоорнаментальной организации, без учета которой можно получить только лишенный художественной ценности хаос. Лишь вкус, умение использовать цвет, выстраивать композицию помогут избежать грубых ошибок и достичь цели.

Необыкновенно смотрятся композиции из шестиугольников, окруженные своеобразным кантом (рис. 52). Окантовку выполняют по принципу композиции «Бревенчатая изба», т. е. шестиугольник окружают несколькими рядами полос. Отдельные блоки можно компоновать, что в результате формирует сочетание больших шестиугольников с причудливо переплетающимися шишками. Кроме того, есть и другие варианты: можно варьировать ширину полос, применить стежку или вышивку.




Рисунок 52. Композиция из окантованных шестиугольников (схема)


По поводу окантовки шестиугольников полосами хотим добавить, что если полос будет большое количество, то центральный шестиугольник сморщится. Чтобы не допустить такого дефекта, выполняйте композицию на основе, подложив под центральные шестиугольники немного синтепона, и потом простегайте по шву.

Окантовать шестиугольник можно не только полосами, но и, например, треугольниками. Получается очень интересная композиция «Шестиугольник в венке» (рис. 53).

Декоративные возможности шестиугольников поистине неограниченны. Чтобы композицию из них было легко собирать, их можно разделить на другие геометрические фигуры. Если разбивают на ромбы или треугольники, то их стачивают в полосы. Интересны возможности и половинок шестиугольников, которые превращаются в трапеции, на которые можно посмотреть с разных ракурсов.

Используя в своей работе буклированную, или ворсовую ткань, или вельвет, обязательно принимайте во внимание размер готового полотна, так как в небольших по объему работах эти ткани визуально грубы. Для такой фактуры требуется определенный масштаб. Причем из вельвета получится интересная крыша для домика, а букле отлично передаст рельефную кору дерева.




Рисунок 53. Композиция «Шестиугольник в венке» (схема)


Очень важно, что трудностей при сборке не возникает, а мотивы достаточно разнообразны, хотя и лаконичны. Но и сложные композиции из трапеций вполне реальны. Например, их можно разбить на элементы, из которых они образуются, – на треугольники, ромбы и др. (рис. 54).




Рисунок 54. Композиция из трапеций (схемы)


До сих пор мы говорили о геометрических фигурах с прямыми линиями, но пэчворк ими не ограничивается, так как лоскуты могут сшиваться по извилистым линиям. Характерной особенностью таких композиций является то, мастерица может очень творчески подойти к этому делу, выразить свое настроение, чувства, темперамент. При этом возможны разные подходы к такому шитью. При одном одинаковые блоки последовательно сшиваются в полотно (рис. 55).

При другом блок можно разрезать по вертикали, чтобы полосы сместить по отношению друг к другу (рис. 56), что сделает композицию более абстрактной и выразительной.

По поводу технической стороны дела следует сделать следующие замечания.




Рисунок 55. Композиция из одинаковых блоков (схема)




Рисунок 56. Композиция из смещенных полос (схема)


1. Чтобы не возникло трудностей при сшивании блоков, не делайте извилистые линии чересчур глубокими.

2. Обязательно при раскрое пользуйтесь шаблоном с опорными точками, причем припуски в таких блоках равны 5 мм.

3. Срезы на изнаночной стороне изделия заутюживайте на 1 сторону.

4. Как и в случае с «Русским квадратом», проверяйте готовые блоки по шаблону, прежде чем стачать их в полотно.

Очень декоративны композиции, составленные из блоков с закругленными срезами (рис. 57).




Рисунок 57. Варианты композиций с закругленными срезами (схемы)


Самыми простыми являются композиции, составленные из квадратных блоков, в которые вписаны четвертинки круга. Более сложные и выразительные образуются из квадратных блоков, в которых дуга, начатая в середине 1 стороны, подходит к центру смежной стороны. Они одинаково хороши как из однотонных тканей, так и из цветных, из темных и светлых, что только сообщает композиции четкость и строгость.

Конец ознакомительного фрагмента.