© Эдуард Петрович Гайдай, 2017
ISBN 978-5-4485-1339-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Вступительное слово или приветствие от автора принято начинать с обращения «дорогой читатель», либо «уважаемый читатель», что вполне естественно.
Однако мне кажется, что слово «читатель» в данном случае не совсем уместно. По моему убеждению, пьесы (а также инсценировки, сценарии, экспликации) – это специфическая, в некотором смысле даже техническая литература для специалистов, которые на основе этих текстов могут создавать уже окончательные произведения. Между чертежами самолёта и непосредственно самолётом визуальная разница довольно велика, хотя профессионал по чертежам, наверное, сможет представить себе, как будет выглядеть готовый лайнер.
В последнее время в литературе появились так называемые пьесы для чтения. Как новая форма литературы, это, наверное, интересно – даёт возможность читателю что-то домыслить, дофантазировать. Возможно, такие пьесы и пишут как-то иначе – специально для читателей. Но в настоящем сборнике представлены, скажем так, тексты именно для театральных постановок, с учётом современной структуры театра, где не требуется объяснять, какого цвета стол, где он стоит, и откуда кто выходит, поскольку всё равно это будут решать художники и режиссёры. И вполне может быть, что в результате и стола никакого не будет, и ходить никто никуда не станет, но идея, суть и впечатление от истории будут переданы точно и увлекательно.
Исходя из всего вышесказанного, я, конечно, буду рад, если кто-то просто захочет почитать эту книгу, но, в основном, обращаюсь к постановщикам, актёрам, художникам и прочим специалистам, занимающимся постановками спектаклей.
В последнее время теоретики говорят о том, что очень мало рождается новых произведений для детей. Правильно говорят! Почему это происходит? Мне кажется, я знаю ответ, но в данном формате могу лишь намекнуть, дать информацию к размышлению.
В этой книге собраны пьесы, в основном, для детей и подростков. Многие из них с успехом «проверены» на сценических площадках разных театров. Но все эти пьесы (почти все) написаны по мотивам известных произведений, поэтому часть специалистов назовёт их инсценировками. Называйте, как хотите – ваше право.1
Те, кто занимается практикой, а не теорией, прекрасно знают, что новых героев и новые истории часто сочинять легче, чем «обрабатывать» старые, но увы – билеты на спектакли для детей покупают родители, которые «знают», на что надо идти… Также в сборнике есть пара пьес, которые ещё никогда нигде не ставились. По странному стечению обстоятельств, это именно те пьесы, которые написаны не по мотивам, а «сами по себе» («Что всего дороже?» и «Горыныч»).
Пожалуй, теоретикам есть о чём задуматься.
Впрочем, может быть, это вышло совершенно случайно? Просто, в отличие от Золушек и Колобков, как-то не удалось ещё с ними ознакомиться?
Что ж, теперь такая возможность есть хотя бы у тех, кто держит в руках эту книгу. И я этому очень рад!
Желаю Вам приятного ознакомления!