Вы здесь

«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей. Слово 6-е. О друзьях и братолюбии ( Сборник)

Слово 6-е

О друзьях и братолюбии

1. Ин. 13, 35: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).

2. 1 Кор. 13, 1–3: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

3. Притч. 27, 6: Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

4. Притч. 29, 5: Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

5. Притч. 18, 1: Вины ищет муж хотя отлучитися от другов, на всяко же время поносим будет.

6. Притч. 15, 17: Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык 6, и при нем ненависть.

7. Всяк, иже убогого брата ненавидит, и от содружества далече будет (Притч. 19, 7).

8. Сир. 22, 22: Бросающий камень в птиц отгонит их; а поносящий друга расторгнет дружбу.

9. Сир. 7, 20: Не измени друга на безразличное 7.

10. Сир. 6, 14: Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище.

11. Сир. 9, 12: Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним.

12. Сир. 6, 15: Верному другу нет цены, и нет меры доброте его.

13. Свт. Василий Великий: А всякий порочный и невежда – не друг, потому что блага дружбы несовместны с худым расположением сердца. Почему безобразное и нестройное не может прийти в согласие дружбы? Ибо зло враждебно не только добру, но и самому себе.

14. То, что исходит от друзей, хотя бы то была и дерзость, можно вынести.

15. Свт. Григорий Богослов:

Добрых всегда предпочитай

недобрым.

Общаясь с дурными, сам во всем

станешь таким же.

16. Дружба перенесет все сделанное и сказанное.

17. Лучше порочной дружбы – раздор за благочестие.

18. Свт. Василий Великий: Вредны общения с дурными, поскольку закон дружбы через подобие приводит к общности нравов. Те, что имеют в глубине сокрытую ненависть, а внешне показывают, что испытывают любовь, словно подводные камни, прикрытые неглубокой водой, приносят невольное зло для незащищенных.

19.

От дурного мужа ничего доброго

не испытаешь,

Итак, ищи в своей жизни

приобрести единодушие,

Ибо телеса местом соединяются,

Души же Духом сочетаются

в согласии.

Знай пределы вражде,

а не благорасположению.

20. Да не подумают, однако же, будто я утверждаю, что всяким миром следует дорожить (ибо знаю, что есть как прекрасное разногласие, так и пагубное единомыслие), но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом.

21. Свт. Иоанн Златоуст: Как душа без тела не называется человеком и тело без души, так и любовь к Богу – если не имеет последующей за ней любви к ближнему.

22. Тот, кто дружбу водит с врагами царя, не может быть другом царя.

23. Не так горячка жжет естество тела, как разлучение с друзьями.

24. Ничто ведь не может сравниться с единомыслием и согласием; при этом и один бывает равен многим. Если, например, будут единодушны два или десять, то один уже не один, но каждый из них бывает в десять раз больше, и ты в десяти найдешь одного и в одном – десять. Если у них есть враг, он уже нападает не на одного и бывает побежден так, как если бы нападал на десятерых, потому что подвергается поражению не одного только, но десятерых. Если один обеднел, он не в бедности, потому что имеет достаток в большей части, то есть в девяти, и обедневшая часть, меньшая, прикрывается большею, имеющею достаток. Каждый из них имеет двадцать рук и двадцать глаз и столько же ног. Не своими только глазами он смотрит, но и глазами других; не своими только ногами ходит, но и ногами других; не своими только руками работает, но и руками других. Он имеет и десять душ, так как не только сам о себе, но и другие о нем заботятся. Если бы их было и сто, опять будет то же самое, и сила еще увеличится. Видишь ли необыкновенную силу любви, как она делает одного непобедимым и многочисленным. При ней и один может быть во многих местах – один и тот же и в Персии, и в Риме. Чего не может сделать природа, то может любовь. Одною частью он будет здесь, а другою там, или, лучше, он весь – здесь и весь – там. А если он имеет тысячу друзей или две тысячи, то подумай, насколько еще увеличится его сила. Видишь ли, какое умножение производит любовь? Чудно, в самом деле, то, что из одного она делает тысячу!

И действительно, друг вожделеннее самого света. Я говорю о друге искреннем. И не дивись этому. В самом деле, лучше для нас, чтобы солнце померкло, чем лишиться друзей; лучше проводить жизнь во тьме, нежели жить без друзей. И я скажу, почему это. Многие, взирающие на солнце, находятся во тьме, а богатые друзьями никогда не бывают скорбны. Я говорю о друзьях духовных, ничего не предпочитающих дружбе. Ничего, подлинно ничего не может быть сладостнее такой любви. Для нее ничто не представляется прискорбным. Верный друг поистине – услада жизни. Верный друг поистине – твердый покров. Чего, в самом деле, не сделал бы искренний друг? Какого не доставил бы он удовольствия? Какой пользы? Какой безопасности? Укажи ты на бесчисленные сокровища, и все это – ничто в сравнении с искренним другом. Как светлые тела разливают свет на окружающие предметы, так и друзья самим местам, в которых случалось им бывать, сообщают свою приятность. Лучше жить во тьме, чем без друга.

25. Свт. Григорий Нисский: Как благовоние ароматов своим дуновением исполняющее окружающий воздух, так и присутствие доброго мужа ближним оказывается полезным.

26. Евагрий: Любовь воспаленные яростные части [души] исцеляет.

27. Филон: О друге надо думать как о желающем помочь и принести взаимную пользу, хотя даже он этого и не мог бы сделать.

28. Из золотого сосуда пить яд и от неразумного друга совет принимать – одно и то же.

29. Вещи чем новее, тем лучше, а дружба – чем старее.

30. Плоды земли лишь в одно время года произрастают, плоды же дружбы – во всякое время.

31. Многие выбирают себе друзей не лучших, но богатых.

32. Многие, которые думают, что они являются друзьями, на самом деле не таковы, а многие, которые так о себе не считают, таковы на самом деле. И дело мудреца – познать каждого.

33. Следует избегать дружбы, имеющей двойное расположение.

34. Исократ: Друзей я имею не всех тех, которые хотят таковыми быть, но тех, которые по своей природе таковыми достойны быть.

35. Никого другом не делай, прежде чем не разузнаешь, как он общался с прежними друзьями. Знай, что он будет с тобой вести себя так, как вел себя с ними.

36. Испытывай друзей в жизненных несчастьях и общих опасностях: золото испытуется в горниле, а друзья познаются в беде.

37. Когда общаешься с присутствующими друзьями, помни и об отсутствующих, чтобы и присутствующими не пренебречь.

38. Не спеши становиться другом, неспешно дружбы начало. Ставши же, стремись им остаться. Ибо позорно и никого другом не иметь, и многим друзьям изменять.

39. Истинная дружба особенно стремится к трем вещам: к добродетели – как к прекрасному, к привычке – как к приятному, к пользе – как к необходимому. Ибо должно выслушивать судящего, радоваться быть вместе, пользоваться же – необходимым.

40. Плутарх: О добротности коня судим в битве, о верности же друга – в несчастье.

41. Не следует брата склонять в противоположные стороны, словно весы, и, превознеся, затем уничижать.

42. Добр будь ко всем, держись же лучших, ибо первыми не будешь отвержен, вторым же другом станешь.

43. Друзей имей не тех, с которыми приятнее всего общаться, но тех, с которыми лучше всего.

44. Из «Хрий»8Диона [(Хризостома)]: Сколько кто приобрел товарищей, столько имеет глаз, которыми хочет видеть, столько ушей, которыми должен слышать, столько разумов, разумеющих о происходящем. Ибо это ничем не отличается от того, если бы Бог дал пребывать в одном теле многим душам и все бы они о нем заботились.

45. Аристотель: Собирать имущество стоит скорее ради друзей, чем друзей ради имущества.

46. Достоин дружбы тот, кто может бо льшие проступки терпеть.

47. Как вино разбавляется по вкусам пьющих, так и дружба – по нравам хранящих [ее].

48. Он же, бранимый за то, что общается с негодными людьми, ответил: «Тот есть лучший врач, который всеми отверженных принимает».

49. Он же сказал, что любимое всеми есть худшее.

50. Сократ: Те, которые презирают дружбу, если и избегнут наказания [от людей] за совершённые неправды, но наказания от Бога не избегнут.

51. Дружить несвоевременно – все равно что ненавидеть. Друга близкого в несчастьях не бойся.

52. Он, спросив Креза о том, что кроме царства есть ценнейшего, когда тот ответил: «Врагов карать, друзьям же благотворить», заметил ему: «Насколько же лучше сделаешь, если и тех к дружбе обратишь?»

53. Демокрит: Не быть в состоянии помочь друзьям – признак затруднения, не желать этого сделать – порочности.

54. Невозможность помочь друзьям – свидетельство безысходности, а нежелание – низости.

55. Истинные друзья делают легче и радости дружбы, и несчастья: одними – вместе наслаждаясь, а в других – принимая участие.

56. Еврипид:

Знаю и испытал прекрасно на себе,

Что у имущих – все люди друзья.

57. Клейтарх: Несчастья друзей считай своими, а своих удач – делай их общниками.

58. Об умерших друзьях плакать не благородно, заботиться же об их домашних полезно.

59. Другом того считай, который тебя, а не твое любит.

60. Лучше многие богатства потерять и одного друга приобрести, чем одного друга потерять, но многие богатства приобрести.

61. Катон 9: Не богатства – друзья, но друзья – богатства. И богатства дружбу никогда не смогли бы создать, как земля – Бога, дружба же богатства скорее создаст, как Бог – землю.

62. Мосхион: Так же как пчелу ты не ненавидишь за жало, но холишь за плоды [которые она приносит], так и от друга не отвращаешься за упрек, но за добродушие любишь.

63. Катон: Всякий, кто скорбящего друга избегает, и к радующемуся ему недостоин поспешать.

64. Менандр:

И любить должно тех,

кто может возненавидеть,

И ненавидеть должно тех,

кто может возлюбить.

Известно, что огнем испытывается

золото,

А к друзьям благорасположенность

проверяется временем.

Льстящий другу во время успеха

Времени другом становится,

а не друга.

65.

Не имей неразумных друзей,

Иначе и тебя назовут вовсе

неразумным.

66. Друг истинный – тот, кто принимает участие и в несчастьях друзей.

67. Трудность пути показывает полезность осла, а несчастья выявляют друга благомыслящего.

68. Истинных друзей приобретешь не прежде, чем дурных прогонишь.

69. Демонакт: Люди страдают от друзей тяжелее, чем от врагов. Ибо от врагов, страшась, хранятся, друзьям же открыты, [потому и] подвержены опасностям и открыты для козней.

70. Эпикур: Толпе я никогда не стремился нравиться, ибо тому, что ей нравится, я не обучен, а то, что я познал как великое, от того с отвращением отворачиваются.

71. Сократ: Те, которые братьев своих оставляют и ищут других друзей, близки к тем, которые свою землю забрасывают, а чужую возделывают.

72. Критий: Всякий, кто общается с друзьями, все делая для удовольствия, тотчас же сиюминутное наслаждение обращает ко вражде в последующее время.

73. Полиэн: Насколько больше делаешь добра другу, настолько больше, как случается, и себе приобретаешь. Ибо обратно возвращается к нам от друзей благорасположение.

74. Кипсел: С друзьями будь одинаков и в их счастье, и в их беде.

75. Из Эпиктета, Исократа и Демокрита: В благополучии найти друга легче всего, в несчастии – тяжелее всего.

76. Судьба в несчастиях друзей испытывает, врагов – открывает.

77. Присутствующим друзьям должно делать добро, об отсутствующих – говорить доброе.

78. Эпиктет: Следует избегать дружбы с дурными и вражды с добрыми.

79. Кто никого не любит, сам окажется никем не любимым.

80. Врача и друга должно выбирать не приятнейшего, но полезнейшего.

81. Секст: Не приобретай друга, которому не во всем доверяешь.

82. Не люби друга ради выгоды, ибо такая дружба временна и непрочна.

83. Кир: Когда некто прислал ему большое украшение, он отдал его друзьям. Спрошенный же о том, почему он не оставил его себе, ответил: «Потому что мое тело не смогло бы быть всем этим украшено, видя же украшенных друзей, считаю, что отложил себе большее украшение».

84. Тимон: Тимон Мизантроп, спрошенный о том, почему он ненавидит всех людей, ответил: «Потому что дурных правильно ненавижу, а остальных – потому что они не ненавидят дурных».

85. Ромул: Ромул, которого упрекали за то, что общается с дурными людьми, сказал: «И врачи для больных, а не для здоровых».

86. Никоклей: Должно судящих любить и любящих судить.

87. Будучи нечист, не будешь иметь достойного друга.

88. Антигон-царь: Он, принося жертву богам, молился о том, чтобы ему уберечься от мнимых друзей. Когда же некто вопросил его о причине такой молитвы, он ответил: «Потому что, зная врагов, я от них уже предохранился».

89. Александр: Спрошенный кем-то о том, где хранит сокровища, ответил, указывая на друзей: «В них».

90. Ливаний: Подобает сорадоваться друзьям благоденствующим и соболезновать опечаленным.

91. Скорби, причиняемые друзьями, трудноисцелимы, и больший, чем враги, причиняют вред.

92. Дион Хризостом: Насколько кто делает сильней друзей, настолько сам сильнее от них становится.

93. Какое несчастье без друзей не невыносимо? Какое благополучие без друзей не безрадостно?

94. Скорее [легче] перенести тяжелейшее горе вместе с друзьями, чем одному великое благополучие.

95. Того по справедливости назову самым жалким, кто в бедах имеет многих злорадствующих, а в радостях – ни одного со-радующегося.

96. Угождающий друзьям, с одной стороны, радуется как дающий, а с другой стороны – как имеющий.

97. Менандр:

Тайну свою другу не открывай,

И тогда не будешь бояться его,

когда он врагом станет.

98. Филистион:

Из-за гнева не раскрывай

тайны друга,

Надейся, что он снова станет

твоим другом.