Вы здесь

«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей. Слово 5-е. О справедливости ( Сборник)

Слово 5-е

О справедливости

1. Мф. 5, 6: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

2. Рим. 6, 16: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

3. Мф. 5, 6: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

4. Лев. 19, 36: Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный.

5. Ис. 26, 9: Правде научитеся живущии на земли.

6. Притч. 14, 34: Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

7. Притч. 12, 27–28: Стяжание честное муж чистый, в путех правды живот.

8. Путь правды и милости обретет жизнь и славу.

9. Притч. 26, 27: Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

10. Притч. 16, 8: Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

11. Сир. 40, 13: Имения неправедных, как поток, иссохнут и, как сильный гром при проливном дожде, прогремят.

12. Свт. Василий Великий: Кто не имеет истинной праведности, заложенной в душе, но либо развращен деньгами, либо угождает дружбе, либо из-за вражды мстит, либо пред могуществом стыдится, тот не может править суд.

13. Справедливость есть способность воздавать за все по достоинству, а достигнуть сего трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут дознать, как воздать каждому должное, а другие, будучи обладаемы человеческими страстями, нарушают справедливость.

14. Свт. Григорий Богослов: Слышим и веруем, что есть дрожжи гнева и в Боге – остаток негодования на достойных сего, ибо Бог отмщений Господь (Пс. 93, 1). И хотя по человеколюбию Своему преклоняется Он от строгости к милосердию, однако же не совершенно прощает грешников, чтобы милость не сделала их худшими.

15. Свт. Иоанн Златоуст: Не для всех требует наказания здесь Бог, чтобы ты не разуверился в Воскресении, не потерял надежды на Суд, для всех, если здесь все дадут отчет, но и не позволяет всем отсюда отойти безнаказанными, чтобы ты не считал все происходящее бессмысленным.

16. Свт. Григорий Нисский: Божественное правосудие нашим расположениям уподобляется, и каковое в том, что от нас было, это нам из подобных взаимно доставляет.

17. Евагрий: Несправедливый судья – оскверненная совесть.

18. Св. Кирилл: Всякий творящий несправедливость сожигается печалью, сам себя проявив; не может достичь покоя: как только порок возобладает, как острием, он бывает вынуждаем взывать к небесам о помощи.

19. Не называем убийцами или мужами кровей (Пс. 5, 6) тех, которые в соответствии с Божественными законами убивали достойных такого страдания, как, например, Самуил или Илия 5.

20. Платон: Почтенен тот, кто не творит ничего несправедливого, кто же не позволял несправедливым творить несправедливость, почтенен больше, чем вдвойне. Ибо тот один – одного, а этот многих других достойнее.

21. Я же полагаю, что и мне и тебе и другим людям несправедливое творить хуже, чем терпеть несправедливость, и не сотворить справедливость хуже, чем сотворить.

22. Менандр:

Пусть обижает меня богатый,

а не бедный,

Ибо легче вынести тиранию лучших.

23. [Демосфен: ] Достойно хвалить тех людей, которые никакой выгоды не предпочитают справедливости, ибо деньги можно раздобыть, славу же этими имениями нелегко купить.

24. Филемон:

Муж праведный есть не тот, кто

не совершает несправедливость,

Но тот, кто будучи способен

совершить несправедливость,

не желает этого.

25. Агесилай: От мужества пользы нет, если не будет при этом справедливости.

Если же все бы стали справедливыми, то и мужество стало бы ненужно.

26. Мосхион: Лучше пусть справедливо судящий будет несправедливо осужден тем, кого он осудил, чем тот, кто судит несправедливо, будет справедливо поруган самой природой.

27. Семь мудрецов: Кажется мне, что наиболее благополучен и лучше всего содержит демократию тот город, в котором совершивший несправедливость приводится к потерпевшему [от него] и получает наказание.

28. Гиперид: По двум причинам люди удерживаются от несправедливых дел: или из-за страха, или из-за стыда.

29. Сократ: Того, от чего, страдая, вы гневаетесь, не делайте другим.

30. Эпиктет: Как правильные весы ни в исправлении не нуждаются, ни от лживых не судятся, так и справедливый судья ни праведными не исправляется, ни неправедными не обвиняется.

31. Не сразу другого судом суди – вначале сам от справедливости осудись.

32. Если желаешь судить праведно, никого из наказываемых и оправдываемых не узнавай, но только одну лишь справедливость.

33. Безопасно всякое место для живущего со справедливостью.

34. Пифагор: Намного сильней страдает от совести неправедный, чем тот, кто телом страдает и ранами наказуется.

35. Зенон: Зенон, стоический философ, спрошенный неким знакомым: «Как не совершить ничего несправедливого?», ответил: «Если представите, что я постоянно с вами».

36. Он же, спрошенный о том, может ли человек, творящий беззаконие, делать это незаметно от Бога, ответил: «Нет, даже и в мыслях».

37. Сократ: Осужденный постановлением афинян, жене Ксантиппе, плачущей и говорящей: «О Сократ, как несправедливо ты умираешь!», сказал: «А ты желаешь, чтобы я умер справедливо?»

38. Менандр:

От доброго человека не ожидается

ничего дурного,

Справедливый не знает способа,

как творить несправедливое.

39. СократКсенофонту: «Не считаешь ли ты, что дело более достойно для доказательства, чем слово?» – «Намного же, клянусь Зевсом, – ответил тот. – Справедливо говорят многие, поступают же несправедливо, а справедливо поступающие не имеют в себе ничего несправедливого».