Вы здесь

«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей. Слово 4-е. О мужестве и силе ( Сборник)

Слово 4-е

О мужестве и силе

1. Мк. 8, 34: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

2. Мф. 16, 24: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

3. Притч. 21, 30–31: Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. [Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа]4.

4. Прем. 13, 2: Не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет его, и он разобьется.

5. Еф. 6, 11: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего.

6. Свт. Василий Великий: Ради чего жить желаешь, ради того и умереть не колеблись.

7. Переноси не бесстрастно и не бесчувственно (ибо какая награда за нечувствительность?), но с великим трудом и с тысячами болезней. По крайней мере, переноси, как подвижник храбрый, показывающий крепость и мужество не в том одном, что поражает противников, но и в том, что с твердостью терпит их удары, и как кормчий мудрый, по великой опытности в мореплавании ничем не смущаемый, сохраняющий душу свою в положении прямом, непогружаемой и превозмогающей всякую непогоду.

8. Свт. Григорий Богослов: Cмелость и дерзость хотя близки по имени, однако же всего более различны между собой по действиям, – я разумею мужественность и немужественность. Быть смелым в делах, требующих отважности, есть знак мужества, тогда как ослабевать есть знак боязливости. Но идти и бросаться туда, где больше опасности, а не удерживаться есть знак дерзости, тогда как уклоняться есть знак осторожности.

9. Свт. Иоанн Златоуст: Не должно ни испрашивать себе борьбы, ни стремиться к ней. Через это и наша победа будет блистательнее, и диавол более посрамлен. Влекомым [к борьбе] благородно быть стойкими, не званным же – молчать и ожидать случая своевременно показать добродетель, чтобы проявить нам скромность и благородство.

10. Демокрит: Мужественный – это не только над врагами одерживающий верх, но и тот, кто выше наслаждений.

11. Сократ: Видя накрепко закрытые Коринфские ворота, сказал: «Не женщины ли там живут?»

12. Менандр: Сила, не имеющая ума, предает гробу всех попадающихся ей навстречу.

13. Александр Македонский: Он, когда друзья предложили ему напасть ночью на врагов, ответил: «Не по-царски это – воровать победу».

14. Увидев некоего трусливого воина, с таким же именем, [как у него,] сказал: «Юноша, или поменяй имя, или нрав».

15. Когда друзья его убеждали к чадородию, сказал: «Не волнуйтесь, оставлю вам детей – победы в битвах».

16. Когда он отправлялся на войну, Аристотель сказал ему: «Подожди, пока достигнешь совершенного возраста, и тогда сражайся». Он же ответил: «Боюсь, что пока достигну совершенного возраста, погублю и отвагу юности».

17. Спартанец, когда его некто упрекнул, что он, хромой, идет на войну, ответил: «Ну и что с того? Там нужда не в убегающих, но в стойких и сражающихся».

18. Исократ: Сила вкупе с разумением принесет пользу, а без такового еще больше повредит имеющему ее.

19. Леонид: Спартанец Леонид с немногими воинами пошел в битву против персов. Когда некто заметил, что он идет со столь малым числом, ответил: «Зато с желающими».

20. Спартанец, немощный телом, пришел в боевой строй, а говорящим ему, зачем он в таком состоянии пришел, ответил: «За родину умереть».

21. Мусоний: Не замедли красиво умереть, пока возможно, чтобы не умереть немногим позже и никогда больше не иметь возможности красиво умереть.

22. Дион Хризостом: Когда спартанская женщина своего хромающего и страдающего [от боли] сына вела в боевой строй, она говорила: «Не печалься, сын, доблесть каждого шага твоего будет вспомянута».

23. Из собрания Николая: Кельты, соседствующие с Океаном, позорным считали убегать от падающей стены или дома. Когда же случается прилив Внешнего моря, то его поджидают, выходя навстречу с оружием, пока не погружаются в волны, чтобы не побежав, они не показались боящимися смерти.

24. Кориск: Кориск, будучи очень старым, когда выздоровел после тяжелой болезни, сказал: «Как противно возвращаться с дороги, которую почти прошел».

25. Пирр: Когда Пирр выступал в поход против спартанцев и сильно угрожал [им], тогда Керкуллид, один из старейшин, поднявшись в собрании, сказал: «Если грозит нам бог, то не убоимся, ибо ни в чем не согрешили; если же человек, то пусть знает, что мужам грозит».

26. Аристотель: Более мужественный, как мне кажется, тот, кто одерживает верх над желаниями, чем [тот, кто одерживает верх] над врагами. Ибо труднее всего себя победить.

27. Из «Историй» Плутарха: Дарий, Персидский царь, с тридцатью тысячами расположился лагерем в Марафоне. Несколько тысяч афинян вышло против него, поставив стратегами Полизелона, Каллимаха, Кинлигера и Мильтиада. Полизелон, сверхчеловеческое зрелище наблюдавший, потерял зрение и, будучи слеп, поразил сорок восемь человек. Каллимах же, пораженный многими копьями, остался стоять мертвым. Кинлигер завладел главным персидским кораблем, потерял руку, поэтому и Пантелеем о нем было написано так:

О труд напрасный и бесполезная

война!

Нашему царю, что скажем мы,

выходившие биться?

О, царь, ты послал на бессмертных

воинов?

Поражаем – они не падают, раним —

не устрашаются. Один муж унизил все войско

в середине,

Когда стоял, тяжело дыша, словно

корень железный имея в себе

И не желая падать. Но скорее надо

спешить внутрь кораблей.

Скажи, кормчий, как избежать нам

погибели?