Вы здесь

Путь от выжившего к победителю. Записки кризисного психолога. Глава 2. Невосполнимая утрата: дорогу осилит идущий (Aнна Мирцало)

Глава 2. Невосполнимая утрата: дорогу осилит идущий

Погружение в изучение кризисной психологии началось с просмотра записи вебинара Олега Перепелицы «Точки опоры» в рамках марафона «Кризис как ресурс» и описания 5 этапов переживания утраты в интерпретации Э. Росс. Позже в рамках обучающей программы «Кризисная психология от А до Я», которая стала продолжением марафона «Кризис как ресурс», уже более глубокая схема работы с невосполнимыми утратами была предложена Людмилой Щеголковой.

06 декабря 2014 года в своем дневнике писала:

«…Вчера приехала домой и была очень рада своему дому и концу первой рабочей недели после выхода из отпуска. Она прошла под звуки ведения активных боевых действий, двух почти бессонных ночей и последовавших за ними трудностей пробуждения, морозных, снежных, солнечных зимних дней за окном и обустройстве кабинета психолога на 4-м этаже.

Вечером вновь радовал вебинар врача и психолога Людмилы Щеголковой о невосполнимых утратах, которые делят жизнь на «до» и «после». Среди фаз переживания горя невосполнимой утраты были выделены такие как:

– фаза отрицания или психологического шока, когда человеку трудно смириться и принять утрату;

– фаза обиды и гнева, который может быть направлен как на себя, так и на того, кто утрачен или же на обстоятельства (на весь мир);

– фаза «бунта на коленях», когда человек вращается в колесе вопросов о причинах происшедшего, поиска оправданий либо же обвинений себя и других;

– фаза снижения жизненных сил сопровождается изнуренностью и поиском целей и ресурсов для их реализации;

– фаза принятия и освобождения от утраты, когда человек постепенно вовлекается в нормальную жизнь.

Тема невосполнимых утрат как-то замалчивается, т.к. тема эта неудобная, по сути, связана с работой с горем. Одно из самых тяжелых и неприятных обстоятельств, которое может пережить каждый из нас – это невосполнимая утрата близкого, будь-то человек или животное. При этом горе, постигающее каждого из нас, несравнимо ни с чем, приходит внезапно, совершенно неожиданно. Порой мы ждем этого, но когда этот момент наступает, мы переживаем это очень болезненно. Когда мы теряем близкого человека, у нас словно земля уходит из под ног. С этого момента жизнь как бы разделяется на «до» и «после». Утрата близкого, близких отношений – это серьезное потрясение для любого человека, независимо от пола и возраста. Боль утраты болезненна в любом возрасте. В это время, когда мы теряем близкого человека, у многих возникает ощущение недосказанности, мучает чувство вины, появляется ощущение одиночества, бессмысленности жизни, беззащитности, несправедливости бытия.

Утрата близких отношений – это и завершение любовных отношений, и смерть близкого человека. Каждый переживает потерю по своему, но все же в этом процессе есть несколько общих фаз. Все эти фазы размыты, границы их нечеткие, поэтому они могут наползать друг на дуга, но, тем не менее, их характеристики в большинстве случаев во многом являются общими.

Итак, остановимся на фазах проживания горя:

1-я фаза – фаза отрицания или психологический шок (в норме 5—7 дней).

В этой фазе люди часто говорят: «Этого не может быть», «Это неправда», когда человеку трудно смириться и принять утрату. Эта фаза особенно заметна, когда рвутся любовные отношения.

Отрицание выступает незрелым механизмом психологической защиты, на этой фазе само отрицание на короткое время выступает своего рода психологической анестезией. Человек как бы на время отгораживается от проблемы, которая возникла, и это дает ему силы собраться с тем, чтобы дальше функционировать в этой жизни, принимать решения, эмоционально реагировать на происходящее. Поэтому отрицание является защитным механизмом в момент невосполнимой утраты. Но отрицание выступает незрелой формой психологической защиты и длительное отрицание реальных фактов в дальнейшем может стать причиной развития психических расстройств и иллюзорного восприятия действительности

Что делать для оказания помощи и как помочь прожить эту фазу?

1. Находиться рядом с таким человеком – реальность присутствия неравнодушных людей поможет успешно пройти эту фазу.

2. Прикосновения, поглаживания, ощущение того, что кто-то находится рядом, помогает преодолеть эту фазу.

3. Теплое пожатие руки лучше холодной отстраненности. Страдающий человек всегда вправе не принять эту руку, как и другие участники этого события, но предложить руку помощи нужно.

Если на данном этапе переживания невосполнимой утраты человек обратился за помощью, то задача психотерапевта – сформировать более зрелые защитные механизмы: с отрицания к рационализации, т. е. объяснения и принятия происходящего события. «В моей жизни этого человека больше нет», «Это со мной произошло, я буду жить дальше», «Это со мной произошло, потому что…».

2-я фаза – обиды и гнева (от 2-х недель до 3-х месяцев).

На этой фазе возможно застревание, т.к. обида и гнев могут не осознаваться или подавляться. Обида – это неоправданные ожидания, например, ожидание прожить с человеком всю жизнь, он же хлопнул дверью и ушел. Обида и гнев могут быть направлены на:

– себя (из-за того, что что-то не сделал, чтобы не утратить отношений с близким человеком может развиваться чувство вины);

– на того, кто утрачен (выражение «на кого ты меня покинул» является проявлением обиды на ушедшего);

– на обстоятельства (на весь мир – «за что мне все это», «мир несправедлив»).

Неприятие самим собой чувства обиды и гнева приносит еще большие страдания. Если эти чувства не осознаются и подавляются, то очень быстро включаются психосоматические проявления данной фазы: головные боли, появление или обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы, дистонические расстройства, практически в 100% случаев развивается бессонница. На этой фазе лучше обратиться за помощью к психотерапевту.

Задача психотерапевта и клиента – прийти к осознанию чувства обиды (гнева), помочь человеку признать их: «Да, это во мне есть», определить на кого направлены эти чувства – на себя, ушедшего, на мир или другой объект. Можно написать обвинительное письмо, отправлять его вовсе не обязательно. Осознать свои ожидания – это произошло, чего же я жду от человека, с которым пришлось расстаться (в случае разрыва любовных отношений); от жизни; обстоятельств. Нужно четко осознать и записать свои ожидания. Прояснить и выразить свои чувства, дать им имена. Когда мы знаем, как Это называется, мы знаем, как успешно с Этим взаимодействовать, ведь то что аморфно и не имеет своего имени, не имеет и средств воздействия на себя. Нужно себе признаться и прояснить, какие же чувства я испытываю:

– обиды – я унижена;

– раздавлена – я раздавлена;

– беспомощность – я беспомощна.

Необходимо выбрать самое больное чувство и изобразить его на бумаге. Ответить на вопросы психотерапевта:

На что это похоже?

Какого оно цвета?

Какой оно формы?

Что вы хотите теперь сделать с этим для того, чтобы оно не имело на вас такого большого воздействия (сжечь, порвать и развеять по ветру, перерисовать в что-то более приятное)?

Задача переживающего – принять это состояние, перестать сопротивляться этому состоянию и успокоиться: «Да, я обижена. Почему я должна сопротивляться и подавлять в себе эти чувства?». Для отреагирования этих чувств хороши средства арт-терапии: лепка из пластилина, поиск музыки, соответствующей данному чувству, обстоятельству, можно танцевать (танец с тенью).

Упражнение «Танец с тенью». У клиента есть чувство, которое его угнетает. Психотерапевт совместно с клиентом ищет музыку, которая в данный момент подходит к его состоянию. Берем независимый источник света (свеча, фонарик, настольная лампа), выключаем верхний свет и становимся между источником света и стеной, и танцуем, изображая чувство, которое испытываем, касаясь стены и отдаем это чувство тени. Таким образом, в танце мы отдаем те чувства, которые нас угнетают, тени.

В ситуации, когда прошло уже много лет, но осознания у клиента этих чувств не произошло и ощущение обиды на весь мир осталось, необходимо еще раз вернуться в это состояние и попытаться осознать, какие же есть чувства в нас сейчас.

Если же клиент переносит обиду на психолога, обвиняет его в том, что он его не понимает, это лишь показывает то, что клиент не хочет принимать утрату и продолжается фаза отрицания. Психолог дает ресурс, поддержку, переводит в следующую фазу, предлагает клиенту разобраться, сокрыта ли проблема в непонимании психолога или же в чем-то еще.

Регресс в рамках каждой из 5 фаз – это норма, если он не слишком продолжительный по времени. Работа с обидами направлена на отыгрывание чувств. В зеркале или веб-камере можно отыграть эмоции со сменой позы. «Вам больно? Как вам больно? Изобразите вашу боль». «Вы печалитесь? Изобразите вашу печаль». Поза, мимика помогают отыграть наше чувство. Наряду с арт-терапевтическими методами крайне желательно использовать методы телесно-ориентированной психотерапии для снижения риска возникновения психосоматических заболеваний. Когда человек отыгрывает эмоцию телом, она не идет вовнутрь.

3-я фаза – «бунт на коленях» (может длиться до 1 года)

Фаза характерна тем, что именно в ней происходит первое принятие факта реальной потери. Известно, что настоящее осознания потери и боли приходит позже, отдаленно. Если у человека возникло чувство остроты потери, значит, наступила 3-я фаза.

Однако признание факта утраты часто сопровождается поиском оправданий себя, поиска причин происходящего, поиска причин поведения другого человека, если речь идет о разрыве любовных связей, поиска ответов на вопрос «почему», «зачем он это сделал». Как правило, это риторические вопросы и реакция на возможные ответы другого человека лишь порождает новые вопросы, когда человек мысленно пытается перезапустить эти отношения. Поиск оправданий сменяется обвинениями другого человека или себя в том, что данное обстоятельство случилось. Единственное, что может помочь в этих «качелях» – это отказ от поиска причин случившегося. Нужно принимать утрату как данность. Просто принять. Он ушел. Или он умер. Его больше нет в моей жизни.

Здесь хорошо работать с клиентом методами классического анализа и методами символдрамы. Важно давать клиенту ресурсные образы. Близкие люди, которые хотят помочь ему, должны способствовать осознанию человеком того, что он является полноценной личностью, которая идет дальше, продолжает жить, нуждается в силах для продолжения жизни и понимает то, что произошло. Здесь хорошо взывание к разуму: «Ты как умная женщина понимаешь…», «Ты как умный человек осознаешь, что он умер, его больше нет», «Ты как сильный мужчина способен это принять». Важно прекратить карусель вопросов и ответов. Фаза характерна частыми застреваниями, особенно при разрыве любовных отношений.

Нужно давать человеку выговориться с одновременным поиском ресурсов. Хороший психолог не дает никаких советов и не пытается давать ответы на вопросы, а стимулирует к тому, чтобы человек сам искал ответы на них, сам уходил от вопросов и поисков ответов на них. Для поиска ресурса важно знать клиента, задавать ему вопросы о нем самом, о том, что он любит делать, чем он интересуется, кто еще у него есть, а в случае разрыва любовных отношений о тех отношениях, которые были до этого или вообще о том, как он видит идеальные отношения. В случае смерти близкого человека – воспоминание событий с его участием.

Упражнение для восполнения ресурса «Письмо себе от себя в 80 лет». Представьте себя 80-ти летним человеком, когда жизнь удалась, вы находитесь в приятном месте и перебираете в памяти события прошлых лет. И вспоминаете и этот период, когда вам было столько лет, сколько сейчас и ваша жизнь была сложной и непредсказуемой. Посмотрите на себя глазами 80-летнего мудрого человека и дайте себе важный совет, что бы вы себе сказали с высоты прожитых лет, жизненного опыта? Откройте глаза и запишите эти слова. Модификация упражнения – «Я через 5 лет» (Детям можно предложить написать письмо от мультипликационного героя).

Упражнение «Карта ресурсов» – поиск ресурсов и опор в прошлом.

Инструкция: «Вспомните 10 (20—50) самых приятных событий в жизни, которые оставили самые яркие впечатления, и запиши их на листе бумаги. Изобразите карандашами или красками их на большом листе ватмана, поместив себя в центре, а события в произвольном порядке вокруг себя в виде пиктограмм. Посмотрите на картинку и расскажите об этих событиях, как они повлияли на вас (этап обсуждения)? Найдите предметы, которые будут ассоциироваться с этими событиями (предметы могут быть любыми). Что нового появилось у вас благодаря этому опыту? Что вы приобрели благодаря пережитому опыту?». Прикосновение к предметам будут рождать приятные ассоциации и воспоминания, какие-то из них можно носить с собой.

4-я фаза – фаза снижение жизненных сил (до 2-х лет).

Старое ушло, новое не вступило еще в свои права, это стадия безвременья. Человек изнурен пережитыми состояниями, но и это состояние нужно принять. Время нужно использовать для принятия целей, поиска своих внутренних ресурсов. Нет ничего трагичного в том, чтобы грустить и тосковать. Эти состояния и даже необходимы психики для накопления эмоциональной энергии. Не спешите действовать, решать, предпринимать что-либо, человеку нужно дать время погоревать.

В это время в фазе снижения жизненных сил у человека может проявляться и склонность к изоляции, когда ему не хочется ни с кем общаться, замкнутости и одиночеству. Этот период опасен тем, что велика вероятность регресса к обиде и гневу именно на самого себя, даже если ранее он был направлен на другие объекты: «Я не сумел что-то сделать, чтобы этого не произошло». Человек может застревать в самообвинениях. Как помочь в этом случае? В этом случае нужно очень терпеливо позволять человеку выразить этот целый ряд своих чувств. Важно побуждать человека проговаривать свои чувства. Будьте реалистичны, желание сразу устранить боль неуместно и будет безуспешным.

На слова клиента: «Ну, за что мне все это? Это было так…». Психолог возвращает клиента в его чувственный мир переживаний: «А что вы при этом чувствуете, когда мне об этом говорите? Вы гневаетесь? Вы раздражены? Вы обижены? Что вы чувствует при этом?» Здесь, когда человек проявляет свое чувство, спросите какая музыка отражает каждое из его чувств и вместе поищите те музыкальные истории, которые, по его мнению, отражают его чувства. То, что нельзя выразить словами и визуализировать, можно еще услышать и почувствовать. И в данном случае звуковые колебания, музыка более точно отражает те чувства, которые испытывает человек. Музыка не дает осознание чувства, музыка усиливает ощущение чувства и подчеркивает индивидуальность переживаний.

Побуждайте человека к разговорам об утраченном, но с выражением чувств. Пусть он вспоминает какие-то моменты, как хорошие, так и плохие, которые он пережил с этим человеком. Важно интересоваться какие чувства испытывает человек, вспоминая это событие. Пусть человек проговаривает свои чувства. Пусть человек многократно повторяет одни и те же истории, даже если это ситуация утраты. Когда он многократно проговаривает одну и ту же ситуацию, острота ее восприятия снижается, она перестает быть настолько актуальной, насколько была вначале. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере приятных чувств, например, вначале человек может рассказывать о празднике взахлеб, с восторгом описывая свои впечатления, затем уже более спокойно с меньшей интенсивностью чувств, рассказывая же об этом уже в двадцать пятый раз, мы просто констатируем факты, которые там происходили. Точно также и негативные чувства – при многократном повторении острота их восприятия снижается.

И еще один момент, присущий любому состоянию или заболеванию, это наличие вторичной выгоды. Важно разобраться в этом вопросе. Можно задать вопрос себе: а что хорошего я получила в данном событии?

Здесь в момент, когда теряется острота и актуальность травмирующего события – уход, утрата близкого человека, умер этот человек или он ушел, но он прекратил свое существование в нашей жизни, можно использовать такое упражнение.

Усядьтесь поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Почувствуйте свое тело. Почувствуйте опору под телом. Почувствуйте, как ваше тело расположено в пространстве. Глубокое расслабление начинайте с плеч. Ваши плечи расслабились и опустились. Расслабились и опустились. Расслабились локти, кисти, пальчики на руках. Почувствуйте, как припухли ладошки. Ручки полностью расслабились и провисли (2 раза).

Расслабились бедра, ягодицы, колени, стопы. Почувствуйте, как подошвы наливаются тяжестью и теплом, почувствуйте свои пяточки, пальчики на ногах. Почувствуйте как ваши ножки стали расслабленные и тяжелые, ножки расслабленные и тяжелые.

Отпустите напряжение в солнечном сплетении. Почувствуйте как живот становится мягким и расслабленным, живот становится мягким и расслабленным. Расслабляется поясница, область между лопатками, лопатки, шея. Голова становится тяжелой, она клонится на бок.

Почувствуйте, как прогрелась и расслабилась кожа под волосами, лоб, щеки, подбородок. Лицо становится расслабленным, разгладились все морщинки и складочки на лице. Веки становятся тяжелые, ресницы слипаются. Вы полностью расслаблены и отдыхаете. Расслаблены и отдыхаете. Вам не мешают посторонние звуки, вы просто слушаете тишину и мой голос, слушаете тишину и мой голос.

Представьте себе некий ландшафт, какую-то местность, в которой вы внезапно очутились. Это может быть любой ландшафт – горы, лес, все, что угодно… все, что вам представляется, будет одинаково хорошо. Посмотрите вокруг. Что вас окружает? Какое это время года? Какое это время суток? Прислушайтесь к окружающим звукам. Я знаю, что в этой местности, где то совсем близко находится храм – храм, в котором происходят исцеления. Вам стоит только оглянуться и вы найдете к нему путь… Ищите ту тропинку, дорогу или просто путь, который ведет к храму …к храму, в котором происходят исцеления. Отправляйтесь в путь… Бегите… шаг за шагом приближайтесь к храму… прислушайтесь к тому, что вы ощущаете по пути к храму… прислушайтесь к своим ожиданиям. Подумайте о том, от чего вы хотите исцелиться в этом храме… вы подходите к храму… Посмотрите, что это за храм… Как он выглядит… Что он из себя представляет? Что вы чувствуете, видя этот храм – храм, в котором происходят исцеления… Входите в храм. Оглядитесь вокруг и найдите место, то единственное место, в котором вы получите исцеление. Вы знаете, как это будет происходить… идите к тому месту. Произносите про себя просьбу об исцелении и получите его… Исцеляйтесь здесь в храме – в волшебном храме, где происходят исцеления… (пауза около 1 минуты). Хорошо. Поблагодарите это место, которое даровало вам исцеление. Еще раз осмотритесь, прислушайтесь к себе, своим ощущениям. Изменилось ли что-то в вас или вокруг? Выходите из храма. Найдите удобное место, где вы можете попрощаться с храмом, с этим образом… И если вы готовы, тихонечко откройте глаза.

Делаемся глубокий вдох и подтягиваемся. Тянемся-тянемся, хорошо… Выдох… Восстанавливаем дыхание.

Этот образ всегда будет с вами, как только вы ощутите необходимость, вы всегда сможете приходить в свой храм. Для того чтобы этот образ продолжал действовать на вас благотворно, желательно зарисовать этот храм и иметь у себя этот рисунок.

5-я фаза – фаза принятия и освобождения от утраты

Когда человек уже в начале пути, прошло безвременье и человек чувствует, что жизнь продолжается и начинается новый этап его жизни. Данная фаза является завершающей. Истощение у человека завершается, и у него начинают появляться жизненные силы.

В этой фазе человеку можно предлагать поездки, развлечения, какие-то отвлекающие мероприятия и вовлекающие его в нормальную жизнь и деятельность; помогать строить планы и давать ресурсы для их реализации.

В каждой из этих фаз возможен регресс. Границы этих фаз размыты и могут накладываться друг на друга: фаза отрицания может сопровождаться гневом или может проявляться снижение сил и отрицание. У каждого человека эти фазы протекают индивидуально и могут длиться от полугода до трех лет. Мужчины переживают кризис быстрее, женщины – дольше, особенно разрыв любовных отношений. Женщина ощущает душевную боль в 6 (или 60?) раз сильнее, чем мужчины. Практически никто не способен прожить все пять фаз без психологической поддержки.

Существует понятие патологического горя, когда процесс скорби растягивается на много лет. Человек не может больше ни о чем думать, кроме как об утраченном и может даже начинать болеть теми же болезнями, что и ушедший. При этом часто человек не осознает, что он продолжает горевать, он переводит это в стадии наследования, строит ложные причинно-следственные связи. Хороший психотерапевт поможет найти индивидуальность клиента и способы выхода из трагической ситуации.

Конец ознакомительного фрагмента.