Глава 3
Корень зависимости
Надежда и травма – два ориентира
Казалось бы, какой смысл разбираться в причинах проблемы? Не лучше ли было бы сразу перейти к возможным способам ее решения? Когда пожар уже разгорелся, человеку нужно искать ведра и огнетушители, а не спорить с домочадцами о том, кто виноват в случившемся. Хотя размышления о том, почему формируется зависимость, во многом остаются догадками, они будут полезны всем родителям и педагогам. Наивно и горделиво было бы предположить, что в наших руках находится вся ответственность за жизненные выборы детей. Но будет лучше, если в отношениях с ними мы постараемся избегать тех стратегий, которые подталкивают к формированию зависимости.
Кроме того, читатели, столкнувшиеся с проблемой зависимости в своей жизни, смогут ясно увидеть, что часть ответственности за ее формирование лежит не на них: просто вы оказались в неудачное время в неудачном месте. И все же этот факт не освобождает нас от ответственности за то, как мы решаем поступить с нашей жизнью. По известному выражению Сартра: «Мы существуем в ситуациях, которые воздействуют на нас; однако то, как мы существуем в них, предрешается нашим выбором».
По мнению современных психотерапевтов, зависимость формируется в результате таинственного совпадения: физиологических особенностей человека, трудных внешних обстоятельств и выборов, которые он делает, исходя из своего мировоззрения и ценностей.
Поиск механизмов появления зависимости подталкивает нас к мировоззренческим, духовным вопросам, в том числе, к проблеме несправедливости жизни. Планета Земля – не самое лучшее место для рождения. Злая воля людей, природные катаклизмы, родительские ошибки – все эти проблемы время от времени помещают человека в ситуацию большого и реального страдания. Как мы скоро увидим, зависимость начинает формироваться в момент отчаяния и потери надежды.
И все же мы знаем немало реальных историй людей, устоявших в ужасных ситуациях. Как можно было продолжать надеяться и находить смыслы? Как можно было не сойти с ума или не «нырнуть» в алкоголь? Большая и драматичная тайна человеческой жизни заключается в том, что есть трудные обстоятельства, которые становятся для нас непростым, но важным уроком, помогают взрослеть и обретать мудрость, а есть обстоятельства, которые нас просто разрушают, не принося никакой пользы. Можно сказать, что в какой-то мере ответственность человека, переживающего кризис, заключается в том, чтобы сохранять надежду и продолжать искать поддержку.
Коль скоро у нас зашла речь об ответственности, придется поговорить и о возможности человека совершать выбор. Идея о том, что он доступен уже маленьким детям, может звучать для нашей культуры непривычно.
Вы наверняка замечали, что полугодовалого ребенка, потянувшегося к любимой маминой чашке или к папиному смартфону, очень легко отвлечь погремушкой. В этом возрасте мы еще очень похожи на животных, которые «на автомате» ведутся на более сильный стимул. Однако позже, если, к примеру, двухлетний малыш твердо вознамерился отобрать у сверстника понравившийся ему игрушечный самосвал, он может «решить» сохранить свое намерение в фокусе внимания, несмотря на все попытки взрослых отвлечь его леденцом или предложением поиграть во что-то другое. Конечно, такая решимость малыша – не совсем то же самое, что осознанный выбор взрослого человека. И все же, когда взрослый зависимый начинает разбираться со своим расстройством, иногда он обнаруживает, что склонность к негодованию и изоляции начала формироваться у него еще в детстве. Некоторые зависимые приходят к выводу, что их бунт, отказ иметь отношения с реальным миром был вызван даже не реальным, а вымышленным ими травматическим опытом. Человек может обнаружить, что был слишком требовательным по отношению к окружающим взрослым, был болезненно ранимым и обидчивым, и эти особенности стали плодородной почвой для развития зависимости. Конечно, мы не можем говорить, что ребенок в полной мере ответственно выбирает быть ранимым и мстительным. Однако речь все же идет о своего рода личном «вкладе» маленького человека в развитие своего расстройства. В этом ему придется признаться себе и разбираться во взрослом возрасте.
Генетическая предрасположенность, как мы уже говорили, может резко ускорить привыкание, и в этом случае первое употребление вызывает такой сильный эффект, что он не сравнится ни с чем в жизни. Кстати, одна из причин этого явления – генетический сбой на уровне выработки дофамина в центральной нервной системе.
Человек, разумеется, не может нести ответственности за свою физиологию, но он способен решить, как ею распорядиться. Ситуация с генетической предрасположенностью к зависимости похожа на положение человека, страдающего диабетом: он может отнестись к болезни легкомысленно и умереть, а может принять ее во внимание, тщательно следить за собой, вовремя делать нужные инъекции и прожить долгую жизнь, обзавестись семьей, достичь больших успехов.
Кроме физиологических причин, существуют еще некоторые особенности психики человека, которые создают условия для того, чтобы первые эпизоды употребления произвели на него неизгладимое впечатление. Напомним, что именно сильное впечатление от первых проб, разительный контраст между мучительностью обычной жизни и свободой, расслаблением, воодушевлением опьяненного состояния провоцирует развитие зависимости.
Самые разные психологические школы рассматривают зависимость как состояние, вызванное травмой, то есть как болезненную реакцию психики на тяжелые обстоятельства. По аналогии с телесной травмой (например, порезом) можно сказать, что психика в ответ на травмирующее событие оказывается не в состоянии ни отразить удар, ни на время «растянуться», «спружинить» и вместо этого «рвется». Одно и то же событие может оказаться полезной закалкой характера для одного человека и психотравмирующим для другого. Можно сказать, что вероятность «разрыва» психологической ткани повышается, если тяжелые события сопровождаются одиночеством и невозможностью разделить с кем-то свои переживания.
Событиями, которые могут стать причиной травмы, принято считать стихийные бедствия, смерть близких, тяжелые телесные увечья, изнасилование, госпитализацию в самом раннем детстве и разлуку с мамой. К этому перечню можно добавить жестокое обращение со стороны значимых близких людей и не соответствующие возрасту и возможностям человека требования родных.
Травмирующее событие может постичь человека в любом возрасте, но в раннем детстве он будет особенно уязвим.
Рассмотрим несколько типов ситуаций, последствия которых создают хорошую почву для развития зависимости как реакции на травму.
Советы родителям: как защитить ребенка
I тип травмирующих событий:
«Я в опасности!»
Долгое отсутствие контакта с матерью вызывает у младенца самый настоящий ужас. Конечно, мы не можем спросить у него, что он чувствует, но по истошному, отчаянному крику предполагаем, что без матери он боится погибнуть. Ребенок в этом возрасте, и правда, абсолютно беспомощен: он ничего не может сделать сам. Если в ответ на его крик мама все-таки возвращается, у младенца формируется такой важный навык, как умение надеяться, он обучается тому, что потерпеть имеет смысл. Если же на его отчаянный призыв очень долгое время никто не откликается, он впадает в тоску и привыкает к тому, что помощи ждать неоткуда.
Если такие эпизоды случались в жизни ребенка часто, он может выйти из этого периода с двумя возможными установками: либо убеждается в том, что любое отделение от взрослого чрезвычайно опасно (тогда он не сможет отпускать маму даже в туалет), либо в том, что жизнь – это в целом трагичная и мрачная штука. Тогда надеяться ему ни на что не стоит, а включаться в отношения – это только «подставляться» под будущую боль расставания.
Схожий кризис может произойти с человеком и позже – в подростковом или взрослом возрасте, если он окажется в очень жестокой среде, где существует прямая и постоянная угроза его безопасности (например, неблагополучный класс, где практикуется травля).
Склонность к зависимости появляется еще и у тех людей, которые выросли в семьях, где было принято считать окружающий мир очень опасным, захваченным разными злодеями («вокруг одни сатанисты / кагэбэшники / уголовники/ еретики / сионисты»). Психологи называют такой тип семьи «осажденная крепость». Ребенок прочно «прилипает» к близким, понимая, что выжить можно только вместе.
II тип травмирующих событий:
«Я плохой. У меня нет права на жизнь в этом мире»
Годовалый ребенок начинает исследовать мир, а позже осваивает нормы поведения, делает первые шаги в творчестве. Сейчас задача близких – дать понять ребенку, что, несмотря на ошибки, у него есть свое место в этом мире, что он в целом хорош. Но такое отношение ребенок встречает не всегда. Бывает, что родители осуждают его самостоятельные попытки изучать окружающий мир, упрекают за желание быть независимым от мамы. Еще один вариант – малыш часто сталкивается с унижающей критикой: «Намалевал тут какую-то ерунду!» В таких отношениях родительская критика не помогает ребенку учиться, что-то улучшать в своих навыках, а стыдит.
Приведем и другие примеры посланий, которые блокируют развитие хорошего отношения к самому себе:
• Я знаю, что ты по природе испорчен.
• То, какой ты есть, вызывает отвращение.
• Я глубоко разочарован(а) тем, какой ты.
• Ты всегда был… (толстым, уродливым, глупым, сумасшедшим и т. д.).
• Ты не из «наших»: у нас в роду таких не было.
• Скорее всего, нам в роддоме подменили ребенка.
Ребенок, который часто слышит такого рода упреки, оказывается перед невыполнимой задачей: изменить свою основную сущность, свою личность целиком.
Реакцией на такое отношение обычно становится одна из трех стратегий: либо попрочнее «прилипнуть» к родителю и отказаться от своих желаний, либо стать перфекционистом и стараться заслуживать любовь отличными оценками, либо сделаться бунтарем и делать все наоборот. Такие дети лишаются ощущения своей значимости, им сложно трезво оценивать свои возможности и ограничения, в глубине души они считают себя людьми никчемными, зря родившимися на белый свет. Так появляется так называемый «токсический стыд», который, в отличие от здорового стыда, побуждает человека не к обучению, освоению новых навыков, а замыкает в самом себе, изолирует, заставляет прятаться.
Конец ознакомительного фрагмента.