Вы здесь

Путь независимости. Интернет, отношения, работа, еда, игры, алкоголь. Глава 2. Как развивается зависимость (П. В. Дмитриевский, 2018)

Глава 2

Как развивается зависимость

Привычка, злоупотребление, зависимость: в чем разница

Не всегда пристрастие, привычка и даже злоупотребление является зависимостью. Так, выпив в компании, кто-то сможет вовремя остановиться и на следующий день отправится на работу, а кто-то не найдет в себе сил: алкоголь уже имеет над ним власть и определяет его жизненные выборы.

К консультирующему психологу очень часто обращаются родители, обеспокоенные тем, что у их ребенка развилась компьютерная зависимость. Обычно родители ставят такой диагноз, основываясь только на своих наблюдениях: ребенок проводит за компьютером больше времени, чем им кажется нормальным. Но более подробные расспросы показывают, что, несмотря на свое увлечение, подросток неплохо учится в школе, ходит в спортивную секцию, с удовольствием занимается музыкой. Это означает, что он в состоянии управлять своим общением с компьютером и не является зависимым.

В отличие от зависимого, у «пристрастившегося» не бывает «синдрома отмены». В ситуации, когда алкоголя под рукой нет, он не будет скучать по выпивке и придумает, чем еще себя занять. Подростки, у которых нет компьютерной зависимости, могут пойти в поход и будут с удовольствием готовить еду на костре, преодолевать препятствия, тусоваться, лишь пару раз в начале похода вспомнив по привычке о любимой компьютерной игре.

И все же нам нужно помнить: биохимия и психология человека устроены так, что любое пристрастие со временем может перерасти в зависимость. А из-за защитных реакций психики (в первую очередь механизма «отрицания») человек по-прежнему не будет признавать себя алкоголиком или игроманом. В этом смысле, потакая своему пристрастию или злоупотреблению, мы ходим по лезвию ножа: чья-то психика убережет его от перехода в стадию зависимости, а чья-то – нет. Не слишком ли дороги ставки в этой игре?

Основной критерий, которым можно пользоваться для самодиагностики, таков: не разрушает ли конкретное увлечение вашу жизнь, например, не приводит ли оно к изоляции от друзей и близких, к конфликтам, увольнению, обострению болезней и т. п.

Аддиктологи обращают наше внимание на такие проявления зависимости.

• Действия человека выглядят со стороны парадоксально и не основываются на понятных желаниях. Человек и сам не всегда может объяснить, зачем он делает то, что делает. На определенной стадии зависимое действие может не приносить насыщения, разрядки, удовольствия.

• Появляется «синдром отмены» (абстинентный синдром): если совершить желаемое или принять нужное вещество невозможно, человек становится очень раздражительным, апатичным, а иногда у него возникает недомогание (пот, тремор).

• Из-за кратковременности насыщения и усиления «синдрома отмены» у зависимого возникает привыкание. Он либо начинает употреблять желаемое чаще (теряет контроль над ситуацией), либо увеличивает дозировку (теряет контроль над количеством).

• Важный симптом зависимости – внутренний диалог: обещание бросить (зароки) и самоукорение.

• Необходимость увеличивать дозу неминуемо приводит к проблемам со здоровьем. На поздних стадиях влечение к предмету зависимости может оказаться сильнее инстинкта самосохранения.

• Кроме того, прибавка в дозе приводит к ссорам с близкими, увольнению с работы, а в каких-то случаях – к правонарушениям и преступлениям.

• Предмет зависимости формирует жизненные принципы, заполняет все мысли. Тогда употребление представляется человеку либо чем-то исключительно ценным, либо в свои трезвые периоды он посвящает себя борьбе с ним, объявляя его самым большим злом.

• Формируется система психологических защит, «охраняющих» болезненное желание. «Отрицание» не дает принять существование зависимости и связанных с ней проблем. Другая психологическая защита – «проекция» – позволяет человеку заменить «я хочу» на «я вынужден» (например, «я это делаю под давлением обстоятельств»).

Стадии развития зависимости

Надо признать горькую правду: зависимость – хроническая, неизлечимая, прогрессирующая и смертельная болезнь. Не всем удается вовремя осознать опасность и избежать печального конца. Героиновый наркоман проходит все стадии развития зависимости за 5–6 лет и в большинстве случаев к концу этого срока оказывается либо в реабилитационном центре, либо умирает. Если говорить о киберзависимости или созависимости в отношениях, их разрушительное действие не так очевидно, но, тем не менее, они приносят человеку серьезные страдания, опустошают его жизнь.

Попытаемся разобраться в феномене формирования и развития зависимости. Забегая вперед, скажем, что мы обнаружим большое сходство между химической и нехимической (поведенческой) зависимостью. Это объясняется тем, что опасное вещество и навязчивые поступки действуют на нейромедиаторы [6] мозга сходным образом. Зависимое действие тоже вызывает выброс нейромедиаторов из группы катехоламинов (в первую очередь, дофамина). Такое возбуждение сопровождается приятными переживаниями. Новые приемы вещества или повторение действия приводят к истощению запасов нейромедиаторов, и без стимуляции человек получает все меньше и меньше удовольствия. В ответ у него падает настроение, он чувствует вялость, слабость, переживает скуку и депрессию. Снова возникает стремление использовать наркотик или совершить желанное действие. Так работает механизм привыкания, появляется необходимость повышать дозу, теряется контроль над ситуацией и количеством желаемого [7].


Первые пробы. Зависимость еще не появилась


Многие люди в своих экспериментах с веществами или отношениями могут остановиться на этом этапе, когда зависимость не успевает сформироваться. Например, они и дальше выпивают временами по случаю дня рождения, но потом без усилий воздерживаются от алкоголя.

Почему у одних людей происходит переход на первую стадию зависимости, а у других нет? Во многом это тайна человеческой судьбы. Однако аддиктологам известны две предпосылки, толкающие человека к злоупотреблению.

Первая – это генетическая предрасположенность к привыканию. Кто-то примет успокоительное несколько раз, и биологическая зависимость не возникнет. Другой же после одного-двух эпизодов почувствует сильную «нужду» в нем. К сожалению, в этой лотерее мы никак не можем повлиять на доставшийся нам набор генов.

Вторая предпосылка – слишком сильное впечатление, которое вещество или зависимое действие произвело на человека. Почему это происходит? По множеству причин. Например, если нам повезло в жизни и мы достаточно развиты, то умеем находить утешение в периоды кризисов, мы обросли друзьями и родственниками, на поддержку которых можем опереться в трудную минуту. Мы знаем свои недостатки, но в целом довольны собой. Нам известны разные способы себя развлечь: пойти в театр, съездить на море, купить абрикосов на рынке и т. д. В этом случае опьянение от алкоголя или неожиданная взаимная влюбленность становится приятным состоянием, но не уникальным. Если же вся жизнь человека – сплошная тоска и страдания, если от близких он слышит только критику, угрозы и обвинения, если он не умеет развлечь и порадовать себя и у него нет доверительных отношений, в которых можно найти утешение, алкоголь или наркотик дадут ему совершенно уникальный и ни с чем иным не сравнимый опыт свободы и наполненности. Такой опыт запечатлевается в памяти очень сильно и манит вернуться.

Для начала формирования зависимости важно, чтобы человек, иногда не вполне отдавая себе в этом отчет, принял важное решение: он выбирает именно такой способ достижения удовольствия или смягчения страдания. По выражению участников программы «12 шагов», употребление становится «духовным актом».


I стадия

Зависимость начинает формироваться.

Появляются первые проблемы




И снова – многим людям удается оставаться в своей зависимости на первой стадии [8] и не перескакивать на вторую. На какое-то время они снижают дозы или принимают решение временно отказаться от предмета желаний. Одним из типичных примеров такого балансирования являются регулярные предупреждения пользователей социальных сетей о временном уходе из «эфира» на время Великого поста. Такие сообщения показывают, что в их душе, вероятно, заработал механизм зароков («мне надо бы с этим завязывать»). Показательным признаком станет и решение человека выбрать какое-либо аскетическое упражнение на время поста. В большинстве случаев вещество или действие, попадающее под такие временные «санкции», и есть предмет зависимости.

Надо сказать, что у большинства людей, ведущих относительно благополучный образ жизни, имеется какая-то слабость, которую можно было бы определить как зависимость. И все же трудно сказать, кому «повезло» больше: тому, кто находит способы балансировать на первой стадии, устраивая себе временные передышки-«детоксикации», или тому, для кого постепенная потеря контроля обернулась переходом на вторую и заставила обратить серьезное внимание на незрелые жизненные установки, подпитывающие зависимость.

Итак, если зависимость развивается и процессы привыкания идут достаточно быстро, психоактивное вещество или навязчивое действие встраивается в круг обмена веществ и происходит переход на вторую стадию.


II cтадия

Зависимость прочно сформирована.

Серьезные последствия человека уже не останавливают






На этой стадии выздоровление возможно только с помощью специально организованной внешней помощи: при регулярном посещении групп самопомощи, психотерапевта, программы в реабилитационном центре.


III стадия

Употребление несовместимо с жизнью

или психическим здоровьем




Многие наркоманы, дошедшие до III стадии зависимости, погибают от передозировки. Происходит простой математический эффект: количество вещества, которое требуется для возвращения мозга к нормальной работе, становится больше, чем организм может выдержать. Алкоголики на этой стадии умирают не от передозировки, а из-за отравлений, травм, убийств, отказа работы сердца, печени, замерзают на улице. Зависимые от романтических отношений, дошедшие до третьей стадии, серьезно рискуют попасть в психиатрические лечебницы или умереть из-за обострения запущенных болезней (сердца, печени и т. п.), по неосторожности в результате ДТП или травмы.

Несмотря на такую пугающую картину, опыт программы «12 шагов» и психологов, специализирующихся на терапии зависимого поведения, показывает, что возвращение к более или менее нормальной жизни возможно не только на второй, но, в некоторых случаях, даже на третьей стадии. Главным и таинственным условием выздоровления является возникший у зависимого сильный мотив выздороветь. Кому-то для этого достаточно быть сильно избитым. Для кого-то отрезвляющим событием становится уход любимой жены. Кто-то переживает встречу с Богом и обретает смысл и желание прожить жизнь с Ним, а не с вызвавшим болезненную привязанность веществом. Зависимому очень важно прожить кризис, в котором он оказался, и достичь своего дна. В любом случае, как бы ни были заинтересованы в том родственники и друзья, исцеление зависимого начнется только в том случае, если у него с глаз спадет пелена отрицания и найдутся причины сказать себе: «Все, я больше не могу и не хочу так жить. Мне нужна помощь».