Вы здесь

Путь мудрости. Четыре основополагающие мысли (Джигме Ринпоче, 2012)

Четыре основополагающие мысли

Мы начинаем свою практику с обдумывания Четырех основополагающих мыслей, которые дают нам необходимую поддержку и готовят к дальнейшей медитации. Четыре основополагающие мысли предваряют практически любую буддийскую практику, оказывая наиболее непосредственное воздействие на наши жизненные приоритеты. Кратко Четыре основополагающие мысли звучат так:

1) размышление о драгоценном человеческом существовании;

2) размышление о непостоянстве;

3) размышление о законе причины и следствия – карме;

4) размышление о результате кармы – страдании.

На первый взгляд их смысл кажется нам довольно понятным. Однако – возможно из-за недостаточно глубокого понимания – иногда у нас все же закрадываются какие-то сомнения, и мы преуменьшаем значимость Четырех мыслей, находя себе всяческие отговорки. Бывает, у нас нет сил в который раз углубляться в размышления об одном и том же, и мы уклоняемся от серьезного и вдумчивого подхода к этой подготовительной практике, что вполне естественно. Мы склонны неосознанно избегать всего сложного, предпочитая отгораживаться от трудностей чем-то приятным – подобно тому, как необработанное дерево алтаря скрывают под новой нарядной тканью. Так же и в нашей жизни – если нам не нравятся какие-то ее аспекты, мы стараемся либо не замечать их, либо придумываем какое-нибудь благовидное объяснение. Однако когда дело касается, к примеру, перелома руки, у нас уже не получится решить эту проблему посредством милой беседы или просто прикрыв руку тканью. В этом случае нам срочно требуется лечение. С другой стороны, это вовсе не означает, что мы должны быть пессимистами или страдать, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями. Хитрость в том, чтобы для понимания их истинной сути научиться должным образом опираться на Четыре основополагающие мысли.

Размышление о драгоценном человеческом существовании

Первая из Четырех мыслей – это размышление о драгоценном человеческом существовании. Иногда человеческая жизнь не кажется нам такой уж важной или значительной (особенно, если задуматься о перенаселенных Индии или Китае), так что мы даже не замечаем, насколько сильно заблуждаемся в этом. В первом размышлении обосновывается исключительная ценность существования в человеческом теле и – как следствие – подчеркивается важность принятия правильных решений, делающих нашу жизнь максимально осмысленной. Если же мы, наоборот, поступаем неправильно, то нам следует немедленно прекратить делать это. Необходимо также защищать себя от всего, что может причинить вред. Например, если нам нужно совершить перелет, но что-то не так с самолетом, то мы должны обязательно выбрать другой способ передвижения. Еще иногда у нас бывает такое настроение: «А, все равно!» – когда мы перестаем обращать внимание на любые опасности, притворяясь, будто бы все в порядке, хотя на самом деле это не так. Такое отношение называется – испытывать иллюзии. Никогда не стоит попадаться в эту ловушку: следует стараться быть честными с собой и всегда поступать как можно лучше, делая в своей жизни все необходимое. В нашем случае драгоценное человеческое существование – это и есть мы и наш собственный потенциал, а использовать свою жизнь осмысленно – означает эффективно задействовать все драгоценные возможности, которые она нам дарит.

Будда Шакьямуни учил, что хотя потенциал стать просветленными есть у всех существ, однако именно в человеческом теле мы можем быстрее всего достичь этой цели. Наша совершенная природа – это возможность реализовать состояние Будды, полностью свободное от запутанности сансарического ума. Обретение состояния Будды означает, в том числе, и освобождение от запутанности. Поскольку у нас есть такой шанс сейчас, ни в коем случае не стоит пренебрегать им. Все наши мирские устремления – это попытки получить что-то временное и поверхностное, и у нас едва ли есть время для долгих размышлений. Поэтому нам следует стараться быть дальновидными, вкладывая усилия для достижения вневременной пользы, поскольку наш ум бесконечен и никуда не исчезнет. В то же время мы хотим быть свободными от страданий и неведения. Эта жизнь так важна, поскольку мы можем действовать с пользой уже сейчас, чтобы действительно изменить свое будущее.

Согласно закону причины и следствия (см. объяснение далее), тот факт, что мы родились людьми, – это результат наших прошлых действий и поступков. Если мы будем продолжать поступать осознанно, то снова переродимся в хороших условиях. Такие условия – это обстоятельства, дающие нам свободу быть вовлеченными в практику Дхармы, то есть родиться в то время и в том месте, где подлинные учителя передают Учение Будды, а также без физических или умственных недостатков, которые препятствовали бы нашему пониманию и практике поучений Будды. Мы также не хотим оказаться лишенными способности верить и доверять, иначе все наши действия будут бессмысленными. Кроме того, мы хотим обладать сочувствием и возможностями развивать его. Освободиться от сансары – вовсе не означает отречься от мира. На самом деле, под этим подразумевается свобода от страданий, благодаря которой мы можем работать на благо других.

Все эти условия подробно описаны в «Драгоценном украшении Освобождения» Гампопы как благоприятные и объединяемые одним общим понятием драгоценного человеческого перерождения. И хотя просветленная сущность есть у каждого существа, однако отсутствие любого из этих благоприятных условий будет создавать препятствия для практики Дхармы. Иногда, даже зная, что является для нас полезным, и желая развивать свой ум, мы все еще бываем скованы своими желаниями и привязанностями. Это то же самое, как если бы нам, к примеру, предложили прекрасную работу в удобном районе и хорошую квартиру, а мы отказались, предпочтя остаться на прежнем месте, где напряженная атмосфера и неприятные окружающие условия, решив, что не в силах оставить все то, к чему уже так давно приспособились. Так мы можем оказаться не в состоянии изменить свою ситуацию к лучшему из-за своих привычек. Нам следует избавляться от такого рода привязанностей, иначе мы будем препятствовать собственному развитию.

Было бы неправильно только лишь признавать, что человеческая жизнь очень ценна, а потом тут же забывать об этом. Мы знаем, что потребовалось созревание и совпадение множества условий, чтобы наша жизнь стала действительно драгоценной. Чтобы вновь переродиться в таких же хороших обстоятельствах, нам уже сейчас нужно развивать образ мышления и действий, который позволит максимально углубить наше понимание ума. Это-то и есть способ обрести хорошее будущее.

Мы вероятно слышали, что, используя методы Дхармы, можно достичь Просветления на протяжении одной жизни. Однако чтобы это произошло, необходимо тщательно изучать, углублять свое понимание и действительно применять поучения. В любом случае, наиболее важно здесь то, что каждый из нас обладает потенциалом стать просветленным. Ведь и перерождающийся учитель – это не какой-то там особенный человек. Просто сложилось так, что он успешно практикует и, таким образом, продолжает все тот же путь в каждой последующей жизни. «Продолжать» в данном контексте означает – не утрачивать ранее приобретенных способностей.

Мы склонны воспринимать свое человеческое существование как нечто само собой разумеющееся. Многие вещи кажутся нам важными, но тем не менее, мы часто пренебрегаем пониманием того, что является полезным для нас в долгосрочной перспективе. Когда же время этой жизни истекает, оказывается уже слишком поздно что-либо изменить. Поэтому цель первого размышления – не принуждать, а вдохновлять нас к принятию в своей жизни правильных решений. Оно как бы готовит нас к практике, объясняя почему Дхарма так важна. Мы можем видеть преходящую природу жизненных обстоятельств каждого живого существа на собственном опыте. Нам также доступны исторические примеры величайших буддийских учителей прошлого, которым мы можем следовать. Так, все они чрезвычайно серьезно относились к своему будущему и понимали ценность практики Дхармы, которая увеличивается от жизни к жизни вплоть до самого Просветления. Если мы будем использовать любые благоприятные условия и направлять свою практику, как это делали они, то достигнем такого же результата.

У всех нас бывают как краткосрочные, так и долгосрочные ожидания. Практикующие, которые уже осознали преходящую природу жизненных обстоятельств, могут работать на длительную перспективу. Однако большинство людей то и дело теряют видение долгосрочных целей, так как его бывает слишком трудно удерживать. Поэтому нам нужно стараться больше и глубже размышлять, чтобы не ограничиваться переживанием лишь сиюминутного момента.

Как правило, люди в основном нацелены на решение ближайших задач и достижение краткосрочных целей. Все их проблемы зачастую вызваны эмоциями или конфликтами, которым нет конца, и поэтому вслед за одной решенной проблемой тут же следует другая – не менее животрепещущая. Есть и такие, кто полагает, что можно достичь умиротворения, избегая общения и контактов с окружающими, а также эмоций. Однако так они просто пытаются уйти от проблем, вместо того, чтобы их решать. На самом деле нам не нужно ничего отталкивать. Мы просто можем наблюдать за собой, каждый раз отмечая, способны ли осознавать смысл драгоценной человеческой жизни. Это происходит естественно, и постепенно мы постигаем его все глубже. Однако до тех пор, пока мы не начнем применять такое понимание по отношению к самим себе, оно будет оставаться для нас совершенно бесполезным.

Размышление о непостоянстве

Вторая из Четырех мыслей – это размышление о непостоянстве жизни и всех явлений. Если уж мы решили, что практика Дхармы действительно важна, то ее нельзя больше откладывать. Ведь время не стоит на месте ни для кого, и вся череда наших поступков и соответствующих кармических результатов попросту бесконечна. Поэтому нам следует стараться успеть развить ясность ума, пока мы еще тут. В определенной степени непостоянство означает также и непрерывность, поскольку ничто не стоит на месте: все постоянно меняется и развивается.

Во вступительной главе книги «Драгоценное украшение Освобождения» объясняется термин сансара, а также все связанные с нею условия. Сансара означает существование в бесконечном круговороте перерождений, болезней, старения и смертей. Такое существование может состоять из счастья и/или страданий. Каждый цикл заканчивается смертью, вскоре после которой начинается следующая жизнь, и так продолжается бесконечно. У сансары нет также и начала. Поскольку в страданиях не много приятного, естественно, что мы хотим избавиться от них, однако этого не произойдет до тех пор, пока мы не начнем работать над правильным методом решения проблемы, то есть – практиковать. Далее в книге изложены поучения Гампопы о методах освобождения из сансары. Мы исследуем причины страданий и понимаем, что из цикла перерождений есть выход. И поскольку все вокруг нас изменчиво и непостоянно, освобождение от страданий должно стать нашим основополагающим устремлением: мы должны перестать растрачивать свое время попусту.

Наблюдать различные виды страданий сансары не составляет труда. Существуют различные методы и средства, помогающие нам справляться с разнообразными жизненными ситуациями, однако смерть, как главное непостоянство в нашей жизни, представляется самым большим вызовом из всех. Размышление о непостоянстве показывает нам, как с ним справиться, и таким образом мы можем готовить себя, обретая ясность ума.

В своей жизни мы привыкли к многочисленным взлетам и падениям. Временами нам сложно переживать их, хотя многим они не кажутся такими уж трудными. Мы все хотели бы комфортной жизни с красивой одеждой и хорошей едой и готовы трудиться для достижения этой цели. Хотя нам известно, что на нашем пути будут появляться подводные камни, нас это не останавливает. Мы не боимся, а – напротив – находим различные способы справляться с трудностями. Точно так же дело обстоит и с нашим стремлением полностью освободиться от страданий, однако в этом случае наша задача – не учиться принимать сиюминутные решения, а нацелить свои усилия на получение долговременного результата.

Благодаря получаемому новому жизненному опыту, мы начинаем все выше ценить смысл поучений. По мере этого в нас крепнет желание постепенно – шаг за шагом – совершенствоваться, следуя пути практики Дхармы. Этот процесс нельзя слишком ускорять, так как иногда у нас нет желания внимательно слушать, и поэтому мы не слышим всего должным образом. Как минимум, следует всегда соблюдать осторожность, избегая действий, которые могут привести к перерождению в плохих условиях, наполненных огромным страданием.

Переход от одной жизни к другой – естественный и спонтанный процесс. Перед очередным рождением после смерти следует промежуточный период, называемый бардо. В это время ум переживает свои самые сильные тенденции, так как больше нет тела, которое смягчало бы их. Затем ум подходит к следующему перерождению, и таким образом рождение, старение и смерть снова и снова продолжают сменять друг друга. Наши достижения в практике на протяжении жизни будут помогать нам также и в бардо, и если мы много практиковали, то сможем понять, что единственный выход для нас – освободиться из этого круговорота существований.

Такое освобождение означает обретение нами независимости от нашего нынешнего состояния, когда мы не способны видеть все достаточно глубоко. Оно делает наш ум ясным и способным справиться со всеми возможными обстоятельствами как на протяжении жизни, так и в бардо. Эту ясность не так уж сложно обрести, когда мы используем соответствующие методы и прилагаем достаточно усилий. Если предположить, что для этого нужны какие-то особые условия, то хорошая новость в том, что практика создает все необходимые для нас благоприятные предпосылки.

Прежде всего, нам необходимо выйти за рамки обыденного восприятия непостоянства. Просто соглашаться с тем, что непостоянство существует, недостаточно. Нужно тщательно исследовать его суть, значимость в нашей жизни и степень влияния на все наши решения. Мы наблюдаем за непостоянством во всех деталях, оценивая, как оно воздействует на наши ежедневные переживания. Мы осознаём его без страха и отговорок, воспринимая как естественную и неотъемлемую особенность всего нашего существования.

Ведь если мы каждый день пьем кофе, в этом нет ничего удивительного. Это просто часть нашей обычной реальности. Точно так же и непостоянство – одна из черт повседневной жизни каждого из нас. Считается нормальным, когда ученики в школе воспринимают любой пройденный материал как нечто само собой разумеющееся, основное время уделяя усвоению новых знаний. Однако с непостоянством все обстоит иначе. Несмотря на то, что нам всем хорошо знакомо это явление, мы не должны рассматривать его как что-то самоочевидное, а – наоборот – стараться все время помнить и размышлять о нем, учитывая во всех поступках. Когда, со временем, такое глубокое осознавание начнет придавать дополнительный смысл всему, что мы делаем, это окажется для нас очень полезным. Итак, как же мы можем приучить себя замечать непостоянство? Совсем не нужно переживать какую-либо подавленность, вспоминая о нем, однако мы должны стараться приучать себя к такому видению, когда осознавание непостоянства станет хорошей привычной тенденцией нашего ума – подобно одежде, которую мы носим каждый день. Ведь мы хорошо знаем свой гардероб, умеем выбирать модные стильные вещи и стираем одежду всякий раз, когда та становится грязной. Наибольшее внимание мы уделяем любимым нарядам, например, не садимся в них там, где недостаточно чисто. Наша манера одеваться и обращаться с вещами очень проста – в этом нет ничего сложного. Точно так же обстоит дело и с привычкой замечать непостоянство: это всего лишь осознанность, свободная от неведения, заключающаяся в глубоком понимании сути этого явления.

Размышление о законе причины и следствия – карме

Третья из Четырех мыслей – это размышление о законе причины и следствия – карме. Тибетский аналог термина карма состоит из трех слов: ле гью дре, соответственно означающих действие, причину и следствие. Таким образом, понятия карма и закон причины и следствия в целом взаимозаменяемы. Глубокое понимание закона причины и следствия может влиять на все наши поступки самым благоприятным образом.

Можно сказать, что все ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни, – это результат причин, созданных нами в прошлом. Тем не менее, чаще всего мы видим себя жертвами происходящего, задаваясь вопросом: «Почему же именно с нами происходят те или иные события?» В то же время, основной принцип действия кармы таков: каждая наша мысль создает результат, независимо от того, нашла она отражение в наших действиях или же нет. Обычно мы не в состоянии осознавать то, как все наши негативные мысли приводят к неприятным результатам. В действительности же карма происходит из нашего ума, речи и поступков. Предположение, что лишь конкретные действия влекут за собой кармические результаты, – ошибочно. Если бы вначале у нас не возникали мысли, то не было бы также никаких слов или дел. Иногда, несмотря на всю нашу активность, ситуация остается неизменной, однако бывает и так, что наши поступки все меняют. В обоих случаях карма создается независимо от того, привели наши действия к какому-либо результату или же нет. Более того, в поучениях говорится, что то, какую карму мы создаем – нейтральную, хорошую или плохую, всецело зависит от нашей мотивации (в зависимости от того, была она нейтральной, позитивной или негативной). Это и есть естественный и неотвратимый закон, или истина кармы – достаточно мощный стимул, побуждающий нас внимательно следить за всеми своими мыслями и устремлениями.

Осознав, как работает закон причины и следствия, мы начнем понимать как вести себя, избегая вредных действий. Даже если в нашем уме появляются негативные мысли, мы можем принять решение не поддаваться им. Так, предположим, у нас возникло желание отомстить кому-то, кто всерьез навредил нам. Однако если мы понимаем, что такой поступок создаст лишь очередную причину и следствие и, так или иначе, страдание снова вернется к нам, то не станем так поступать. Вместо этого мы выберем другой путь решения конфликта, например – спокойную беседу без причинения вреда кому бы то ни было. Иногда кажется, сама ситуация вынуждает нас действовать негативным образом. Однако понимая, как действует закон кармы, мы будем помнить, что нам лучше всего выбрать какую-то позитивную реакцию. Несомненно, мы в состоянии совладать с мыслями, эмоциями и негативными чувствами, возникающими в нашем уме, и не следовать за ними. Так понимание кармы помогает нам направлять свои действия в правильное русло, и мы можем выбирать в каждой жизненной ситуации лучшее из возможных решений. Поступая же импульсивно, мы – напротив – создадим лишь еще больше негативных условий в своей жизни как в настоящем, так и в будущем.

На самом деле сансара, или же все наше обусловленное существование – это и есть проявление действия закона причины и следствия. Кармические результаты иногда еще называют изъянами сансары. Понимание того, как работает карма, естественным образом поможет нам стать осторожнее в своих намерениях. Ведь кармы избежать невозможно – чем больше мы стараемся уклониться от ситуации, тем лишь сильнее вовлекаемся, делая ее еще негативнее для себя. С законом причины и следствия нужно обращаться, как в описанном выше примере с одеждой: мы не беспокоимся об этом, а просто сохраняем внимательность и осознавание ситуации.

Следует отметить, что практика медитации, помимо абсолютного, имеет также и относительный аспект[8]. Это развитие наших внутренних качеств и создание условий для накопления хорошей кармы, что может вести к благоприятным результатам в семейных взаимоотношениях, в партнерстве и так далее. Накопление хорошей коллективной, или групповой кармы может происходить, к примеру, в результате совместной медитации. Рост нашего положительного потенциала одновременно означает также и уменьшение негативного, поэтому мы должны не вредить другим, а помогать им в их нуждах, иными словами – делать все возможное, чтобы избежать создания плохих условий.

Размышление о результате кармы – страдании

Четвертая из Четырех мыслей – это размышление о результате кармы – страдании. Кармические результаты – не судебное решение или приговор. Скорее, это нечто естественное, возникающее само собой. Мы все мыслим концептуально, поэтому любые наши мысли и идеи по сути – концепции ума, возникающие или происходящие из фрагментов нашего опыта. Карма же – это нечто иное, хотя для ее описания нам также не обойтись без концептуальных понятий. Поэтому, говоря о причине и следствии, мы используем слово «закон», несмотря на то, что никто не собирается судить или осуждать нас. Скорее, карма подобна закону природы, как, например, наличие воды – необходимое условие для роста растений. Так же и с кармой – любая заложенная нами причина обязательно создает какое-то условие, или же следствие. Когда такие многочисленные условия, созревая, сходятся вместе, проявляются разнообразные видимые результаты.

Именно вследствие кармических причин в нашем уме присутствуют три вида омрачений[9]. Если мы внимательно прислушаемся к своему внутреннему диалогу, то заметим, что он целиком основан на наших концепциях, привычках и эмоциях. Негативная и позитивная карма возникают абсолютно одинаково. К примеру, нежелание причинять вред другим порождает один вид кармы, а стремление навредить – другой, однако оба из них приведут к определенным результатам, независимо от того, повлекли они за собой какие-либо действия или же нет. Тем не менее, если какие-то шаги были нами предприняты, то результаты будут гораздо более ощутимыми.

О том, что страдание существует, говорится в самом первом поучении Будды, которое по этой причине относится к первой из Четырех благородных истин[10]. Будда также учил, что став просветленными, мы сможем выйти за пределы страданий. Однако пока что наши условия еще не созрели для этого. Уже сам факт нашего существования в сансаре подразумевает, что нам приходится сталкиваться со страданием. Корень страдания – в базовом цеплянии ума за концепцию «я» как за нечто реально существующее, или в нашей привязанности к эго, что по-тибетски звучит, как дакту дзинпа. Такое цепляние за «я» создает постоянный, но очень тонкий вид страдания, который еще называют «базовым страданием». Эту форму страдания мы далеко не всегда замечаем, в отличие от других его разновидностей, таких как, например, физическая боль.

Вообще же, именно цепляние за «я» является тем отличительным признаком, который характеризует все наше существование в сансаре. Во многих традициях страдание считается необходимым для выполнения духовной практики. Однако в поучениях Будды говорится, что для обретения Просветления – или духовной реализации – в страдании нет нужды. Тем не менее, мы должны четко представлять себе, что такое страдание, хотя и не обязаны его испытывать.

Будда учил, что страдания, переживаемые существами в различных мирах, отличаются друг от друга. На изображении «колеса сансары»[11] символически показаны виды страданий существ, населяющих каждый из шести миров. Так, люди и животные страдают по-разному, поскольку их чувства и восприятие отличаются друг от друга. Будучи довольно близки к животным, мы можем иметь какое-то представление о некоторых из их страданий, но все же не можем в точности ощутить, что и как они переживают. То же справедливо и в отношении страданий существ остальных миров.

Человеческое существование характеризуется сильным желанием, переплетенным с различными другими эмоциями. Омрачения ума вызывают страдания, подталкивающие нас к вредным действиям, и, таким образом, приводящие к созданию еще большего количества негативных причин. Однако механизм кармы тонок и сложен. Так, наше действие, основанное на очень простом намерении, может произвести широкое многообразие условий, приводящих – соответственно – к огромному множеству возможных результатов. Вот почему мы переживаем так много различных видов страданий в человеческом мире. В поучениях Дхармы дается обширная классификация разнообразных действий, или причин, вместе с соответствующими видами накапливаемых в уме впечатлений, а также происходящими из них различными видами страданий.

Учение Будды также объясняет, что из-за базового неведения желание и привязанность особенно свойственны людям. Как мы знаем, каждый человек действует согласно своим собственным представлениям независимо от того, верны они или нет. В случаях, когда такие идеи влекут за собой негативные поступки, их результатом становятся страдания. Так, например, даже пытаясь вести себя искренне, из-за неведения мы, тем не менее, можем допускать ошибки, пусть даже и непреднамеренные, которые могут приводить к страданиям.

Конец ознакомительного фрагмента.