Вы здесь

Путь мадридского «Реала». Часть 1. Как «Реал Мадрид» стал самой успешной командой в мире (Стивен Мендис, 2016)

Часть 1

Как «Реал Мадрид» стал самой успешной командой в мире

«Если в конце концов победит «Реал Мадрид», не пугайтесь. Это нормально».

Джон Тошак

Глава 1

«Реал Мадрид»: господство на поле и за его пределами

Главной составляющей успеха мадридского «Реала» являются ценности клуба и его культура. Менеджмент «Реала» уверен, что именно культура клуба вела к победам команды, создав тем самым прибыльное и устойчивое предприятие, с которым болельщики могут идентифицировать себя, рассматривая клуб как знаковое и твердое основание своей личной ценности и индивидуальности. Прежде чем оценивать путь «Реала», необходимо осознать, какие результаты были достигнуты, не принимая в расчет рекордные 107 официальных титулов, завоеванных за 114 лет существования клуба.

Когда я спрашиваю американских любителей спорта, какая команда является самой дорогой в мире, то наиболее распространенные ответы – «Нью-Йорк Янкиз» или «Даллас Ковбойз». И когда я говорю, что это «Реал Мадрид», большинство из них оказываются шокированы. Фанаты американских видов спорта будут сильно удивлены тому, что написано ниже.

Финансы

Согласно рейтингу «Forbes» «50 самых дорогих спортивных команд мира» на июль 2015 года, стоимость клуба «Реал Мадрид» составляет 3,44 миллиарда долларов США[13]. «Реал» был признан самой дорогой командой мира, что очень удивило многих американцев, но, если разобраться как следует, футбол является самым популярным видом спорта на планете.

Футбол насчитывает 3,5 миллиарда фанатов по всему миру, в то время как бейсбол, баскетбол и американский футбол в совокупности не имеют такого количества поклонников[14]. В 2012 году «Deloitte Football Money League» опубликовали данные, по которым в сезоне 2010–2011 профессиональные европейские футбольные клубы заработали в сумме 17,5 миллиарда евро (23,7 миллиарда долларов). В статье 2011 года, посвященной уровню популярности различных видов спорта, «The Economist» сообщает: «Можно сравнить эту цифру с доходами Национальной лиги американского футбола (NFL, 9 миллиардов долларов), Главной лиги бейсбола (7,2 миллиарда долларов) и Национальной баскетбольной ассоциации (4,1 миллиарда долларов)»[15].

Согласно рейтингу «Forbes» «50 самых дорогих спортивных команд мира» на июль 2015 года, стоимость клуба «Реал Мадрид» составляет 3,44 миллиарда долларов США.

Независимо от рейтинга «Forbes» или других рейтингов, последние сделки в мире спорта позволяют предположить, что «Реал Мадрид» является самым дорогим клубом мира. Клуб Главной лиги бейсбола «Лос-Анджелес Доджерс» был приобретен за 2 миллиарда долларов, сумму, превышающую доходы клуба в 2012 году более чем в восемь раз. Клуб НБА «Лос-Анджелес Клипперс» был приобретен за 2 миллиарда долларов, что в пятнадцать раз превышает его доходы за 2014 год (годом ранее «Forbes» оценил клуб в 430 миллионов долларов). Доходы «Реал Мадрид» намного больше, его бренд обладает более широкой известностью, и фанатская база также намного крупнее. Потенциальные возможности для увеличения объемов реализуемой продукции у «Реала» значительно шире, чем у любой американской спортивной команды[16]. Даже если рассматривать восьмикратное увеличение годовой прибыли, как в случае с «Доджерс», то стоимость «Реал Мадрид» превысила бы 5,7 миллиарда долларов. Конечно, стоимость команды в таком ключе можно рассматривать сугубо теоретически, так как «Реал Мадрид» – это некоммерческая организация, его владельцами являются порядка 92 000 членов клуба (этот вопрос будет обсуждаться в деталях позднее).

Согласно рейтингу «Forbes» «50 самых дорогих спортивных команд мира» на июль 2015 года, стоимость клуба «Реал Мадрид» составляет 3,44 миллиарда долларов США.

В приведенной ниже таблице «Forbes» стоимость «Реала» равняется пятикратному годовому доходу (аналогично ситуации с продажей клуба НБА «Милуоки Бакс» в 2014 году, что на самом деле несравнимо с истинной стоимостью «Реал Мадрид»).


Таблица 1.1

Десять Самых Дорогих Спортивных команд в 2015 году по версии «Forbes»


Таблица 1.2

Десять спортивных команд с самым высоким доходом за 2014 год по версии «Forbes»


«Реал Мадрид» в 2014 году, согласно «Forbes», заработал больше любой спортивной команды в мире – 675 миллионов долларов[17]. Наиболее известные спортивные команды на самых крупных рынках, такие как клуб Главной лиги бейсбола «Доджерс» или клуб НФЛ «Нью-Йорк Джайантс», даже не вошли в десятку наиболее дорогих. Доходы клуба НБА «Лос-Анджелес Лейкерс» за 2014 год составили 293 миллиона долларов, что более чем вполовину меньше доходов мадридского «Реала». «Реал Мадрид» был на первой строчке «Deloitte Football Money League» на протяжении 11 лет, включая сезон 2014–2015.

Поддержка сообщества и бренд

Известность бренда «Реала» выходит далеко за рамки футбола, Мадрида или Испании. По оценкам экспертов, «Реал Мадрид» насчитывает около 450 миллионов поклонников по всему миру – больше, чем весь американский футбол в общей сложности. Пожалуй, лучшим свидетельством силы бренда и идентичности «Реала» является количество поклонников клуба в социальных сетях. В 2015 году «Реал Мадрид» насчитывал в общей сложности 200 миллионов фанатов во всех глобальных социальных медиаплатформах, в том числе и в Китае. У мадридского «Реала» было около 100 миллионов подписчиков в Facebook и Twitter в 2015 году, что является показателем действительно мировой известности клуба. Для сравнения: американская спортивная команда с самым высоким количеством последователей в соцсетях – «Лос-Анджелес Лейкерс» – имеет около 25 миллионов подписчиков, что также отражает глобальную привлекательность баскетбола. В отличие от этого, на «Нью-Йорк Янкиз» подписано около 10 миллионов поклонников в социальных сетях, и по этому показателю клуб не входит даже в топ-15 (см. ниже).


Таблица 1.3

Пятнадцать самых популярных спортивных команд в социальных сетях в 2015 году


Таблица 1.4

Продажи футболок с сезона 2009–2010 до сезона 2013–2014, по данным «PR-Маркетинг»

«Реал Мадрид» в 2014 году, согласно «Forbes», заработал больше любой спортивной команды в мире – 675 миллионов долларов.

Согласно «BBDO Consulting», стоимость бренда «Реала» является самой высокой среди европейских футбольных клубов. По состоянию на 2007 год эта величина составила 1,063 миллиарда евро (1,45 миллиарда долларов) и основывалась на объеме текущих и будущих доходов и мнениях экспертов. Сам рейтинг был основан на исследовании, которое определяет ценность бренда с учетом текущего и будущего потока доходов и заключения экспертов. «BBDO Consulting» утверждает, что их подход отображает не только финансовые показатели, но также использует научный анализ поведенческих ценностей, таких как популярность бренда, имидж, симпатии и верность клубу. Уровень дохода был проанализирован очень глубоко, вплоть до спонсорских контрактов, мерчендайзинга, доходов от продажи сезонных абонементов и т. д. Научная корректность предлагаемой оценки была гарантирована опросом более чем 400 международных экспертов.


Таблица 1.5

Пять Самых Дорогих Футбольных Брендов в 2007 году по версии «BBDO Consulting»


Согласно «PR-маркетинг», «Реал Мадрид» являлся лидером по годовым продажам футболок в среднем с сезона 2009–2010 до сезона 2013–2014. Это демонстрирует любовь и преданность поклонников «Реала», а также является показателем их количества во всем мире. Производителем экипировки для «Реал Мадрид» является «Adidas». Титульным спонсором – дубайская компания «Emirates Airlines». Многие люди считают, что уровень продаж футболок «Реал Мадрид» обусловлен только наличием ярких звездных игроков. Хотя нельзя отрицать, что поклонники игроков обеспечивают большие продажи футболок, позже я представлю ряд доказательств, что ценности клуба больше влияют на уровень продаж футболок, чем принято считать.

Турниры

«Реал Мадрид» одержал 11 побед в Лиге чемпионов с 1955 года, когда и был основан этот турнир для лучших команд из каждой европейской лиги. Ближайший преследователь, «Милан», имеет 7 побед в Лиге чемпионов. Три команды («Ливерпуль», «Бавария Мюнхен» и «Барселона») побеждали в турнире по пять раз.

«Реал Мадрид» выиграл рекордные 32 чемпионских титула испанской Ла Лиги. «Барселона» идет на втором месте с 24 чемпионскими титулами. Встречи между извечными соперниками «Реалом» и «Барселоной» широко известны под названием «Эль Класико». В этом противостоянии «Реал» обладает преимуществом, имея 92 победы против 90 у «Барселоны». Противостояние «Реала» с соседом «Атлетико Мадрид» называется Дерби Мадрильено («Мадридское дерби»)[18]. Здесь также преимущество «Реала» – 107 побед против 53 у «Атлетико».


Таблица 1.6

Титулы Лиги чемпионов


Таблица 1.7

Лучшие команды в истории Лиги чемпионов (2015)


Таблица 1.8

Итоги голосования в номинации «Лучший клуб XX века» по версии ФИФА (2010)

«Реал Мадрид» выиграл рекордные 32 чемпионских титула испанской Ла Лиги.

В 2015 году УЕФА опубликовала рейтинг самых успешных команд в истории Лиги чемпионов, в котором за победу давалось три очка, за ничью одно и ни одного за поражение.

«Реал Мадрид» стал в 2010 году «Лучшим клубом XX века» по версии ФИФА, одержав победу с 42,4 % голосов. Ближайший преследователь, «Манчестер Юнайтед», остался далеко позади с 9,7 % голосов.

Различия между НБА, Главной лигой бейсбола и профессиональным футболом в Европе

Хотя книга «Человек, который изменил все» и оказала серьезное влияние на наш образ мышления в области спорта, нельзя забывать, что это книга про бейсбольную команду из Главной диги бейсбола (ГЛБ). Есть некоторые различия между Главной лигой бейсбола, НБА и европейскими футбольными лигами, на которые нельзя не обратить внимание, так как они могут серьезно влиять на стратегию принятия решений как на поле, так и за его пределами. Эти различия подчеркивают для «Реал Мадрид» важность наличия определенной стратегии в области командной работы вследствие высокого уровня взаимосвязи между игроками в этом виде спорта.

Драфты, налоги и распределение доходов

В европейском профессиональном футболе нет потолков зарплат или «налогов на роскошь». Это открытый рынок. Европейские футбольные клубы могут как растить молодых футболистов в своих академиях, так и покупать права на них на трансферном рынке и платить им столько, сколько они сами решат. В 2011 году УЕФА ввел финансовый фэйр-плей. С этого времени команды, квалифицировавшиеся в еврокубки, обязаны были на протяжении сезона доказывать свою финансовую состоятельность. С 2013 года команды также должны соблюдать требования финансовой безубыточности, а это значит, что они должны уравновесить свои расходы и доходы, что не дает командам возможности накапливать слишком много долгов. В отсутствие потолка зарплат или налогов на огромные зарплаты игроков только ограничения, основанные на принципе безубыточности, способны экономически заинтересовать команды в увеличении числа фанатов, развитии спонсорских соглашений и поиске новых путей увеличения доходов для привлечения хороших игроков.

С другой стороны, «Реал Мадрид» владеет собственным стадионом и может в полной мере использовать преимущества от внедрения инноваций в области трансляций, маркетинга и коммерческих доходов.

В свою очередь, НБА и ГЛБ организовали систему ежегодных драфтов для отбора игроков. Обычно команды, завершившие сезон с худшим результатом, получают возможность выбирать первыми. Это помогает сохранить спортивный паритет. Поэтому бейсбольные или баскетбольные команды могут задрафтовать звездного игрока и не бороться за него с другими клубами. В ГЛБ действует так называемый поддерживающий конкурентоспособность налог, или «налог на роскошь», который налагается на крупные команды, если они тратят слишком много денег. И хотя в ГЛБ нет потолка зарплат, «налог на роскошь» может вылиться в значительную сумму денег для больших команд с высокими платежными ведомостями, что дает им достаточно оснований держать свои платежные ведомости ниже порогового уровня. В НБА используется гибкий потолок зарплат, это означает, что, в то время как есть потолок зарплат, существует также множество исключений, которые позволяют командам превышать его. Вдобавок к гибкому потолку зарплат НБА также использует систему «налога на роскошь», если зарплатные выплаты превышают определенный предел, который выше, чем сам потолок зарплат. Исторически сложилось, что около половины команд НБА превышают потолок зарплат. И в НБА, и в ГЛБ команды с большим рынком сбыта, такие как «Нью-Йорк Янкиз» из ГЛБ или «Нью-Йорк Никс» из НБА, получают значительные суммы от своих собственных спонсоров и местных телевизионных каналов и могут позволить упирающиеся в потолок зарплаты, заплатив «налог на роскошь», если они превышают его. Кроме того, владельцы-миллиардеры, такие как владелец клуба НБА «Бруклин Нетс» Михаил Прохоров, которого обязали уплатить «налог на роскошь» в размере 80 миллионов долларов, могут просто заплатить налог. Команды с маленьким рынком, как клуб «Окленд Атлетикс» в фильме «Человек, который изменил все», могут не иметь финансовых ресурсов, спонсорских или местных телевизионных контрактов, чтобы максимально загрузить свою зарплатную ведомость, или могут просто не захотеть делать этого.

С другой стороны, «Реал Мадрид» владеет собственным стадионом и может в полной мере использовать преимущества от внедрения инноваций в области трансляций, маркетинга и коммерческих доходов.

Однако «Окленд Атлетикс» получал деньги от тех, кто платил «налог на роскошь». Кроме того, в целях борьбы с ростом неравенства доходов среди команд высшей лиги ГЛБ в 1996 году первой разработала программу распределения доходов, которая, помимо всего прочего, требует, чтобы каждая команда платила 31 процент от своих чистых доходов, а затем эти деньги будут разделены и равномерно распределены между всеми командами (в НБА и НФЛ также существует распределение доходов). Таким образом, маленькие команды ГЛБ имеют меньше экономического стимула, чем европейские футбольные команды, чтобы увеличивать свои доходы, поскольку позже придется делиться с теми, кто наверху. Бизнес-условия для команды малого рынка в ГЛБ похожи на «социалистическую» экономическую систему, в то время как в европейском футболе намного более развита экономическая система «свободного рынка». «Социалистическая» экономическая система превалирует в лигах Северной Америки в большей степени, чем в командах, играющих ведущую роль во многих маркетинговых операциях, особенно на международном уровне. Такая команда, как «Окленд Атлетикс», имеет некоторые ограничения в росте доходов, например ограничение своего рынка, необходимость делить рынок с более крупной и обеспеченной командой, и даже делить свой стадион с командой НФЛ (это единственный подобный пример в ГЛБ). Анализируя полученные данные, можно сказать, что прорыв «Атлетикс» был обусловлен, в частности, теми ограничениями, которые на них наложили. С другой стороны, «Реал Мадрид» владеет собственным стадионом и может в полной мере использовать преимущества от внедрения инноваций в области трансляций, маркетинга и коммерческих доходов.

«Идем ко дну»

Несмотря на неудачные выступления команд НБА или ГЛБ, они сохраняют за собой прописку в высшем дивизионе, а также свою долю в телевизионных контрактах. Поэтому эти команды могут использовать тактику «идем ко дну», то есть проигрывать специально, чтобы получать более высокий драфтовый пик. Более того, команды НБА и ГЛБ могут позволить себе годами «перестраивать» команду, показывая в этот отрезок времени плохой результат, потому что это дает им право на высокий пик драфта, и, как следствие, возможность собрать качественную команду и при этом не вылететь из Высшей лиги.

Европейские профессиональные футбольные клубы имеют гораздо более высокие экономические стимулы, критерием здесь служат показатели «повышения» и «понижения» в классе. «Повышение» и «понижение» в этом случае представляют собой процесс перехода команд из высшего дивизиона в низший (вспомним Главные Лиги и AAA или НБА и Лигу Развития)[19] и обратно в зависимости от результатов команды.

Лучшие команды низшего дивизиона получают право выступать в более высоком по классу дивизионе в следующем сезоне, а худшая команда или команды высшего дивизиона соответственно отправляются в более низкий по классу дивизион. Это означает, что «Филадельфия» покинула бы НБА по итогам сезона и отправилась в Лигу Развития, а «Санта Круз Уорриорз» или «Рио Гранде Уолли Вайперс» вышли бы в НБА, заняв верхние строчки в таблице Лиги Развития.

В европейском футболе вылет в низший дивизион означает, что команда больше не примет участия в распределении доходов первого дивизиона, что может оказать существенное влияние на финансовые показатели и стоимость команды[20]. Поэтому даже команды, занимающие нижнюю часть турнирной таблицы, сражаются, чтобы выиграть каждую игру. Команды, которые могут позволить себе самые высокие зарплатные ведомости и лучших игроков, особо не рискуют вылететь в низший дивизион. Однако они могут не квалифицироваться в Лигу чемпионов. Кроме того, в английской Премьер-лиге доходы от телетрансляций распределяются в зависимости от места в таблице, дополнительно мотивируя команды бороться за каждую победу, чтобы закончить сезон по меньшей мере на той же позиции, что и предыдущий, и сохранить свою долю доходов от телеконтрактов. Таким образом это оказывает давление на тренеров топ-команд, вынужденных чаще использовать своих лучших игроков, что приводит к накоплению усталости и увеличению риска получения травмы. В свою очередь, иногда случается такое, что сильная команда НБА, к примеру, может предоставить отдых своим лидерам и все равно победить команду, которая «идет ко дну». В футболе клуб, предоставляя отдых своим лучшим игрокам, рискует потерять очки и место в таблице, что может иметь печальные финансовые последствия. Это влияет не только на то, как тренер должен использовать своих игроков, но и на риски, которые клуб принимает на себя. Например, в 2014 году в интервью Шону Инглу из «Guardian» Билли Бин сказал, что, возможно, наиболее рискованно для европейского футбольного менеджера – это слишком доверять статистическому анализу, поскольку, в отличие от американских видов спорта, всегда есть вероятность вылета в низшую лигу. Бин сказал: «У вас немного времени, чтобы доказать свою правоту в футболе. Таким образом, в конечном счете, прежде чем принимать серьезные решения, вы должны убедиться, что тщательно исследовали все данные и четко представляете, что делаете, потому что риск очень высок».

Глава 2

«Реал Мадрид». Восхождение

Путь к успеху мадридского «Реала» опирается главным образом на общие ценности и культуру клуба. Проще говоря, общий дух, ожидания и ценности клуба диктуют методы работы, поведение и цели для каждого члена клуба. Ценности и ожидания клубного сообщества указывают направление принятия решений в рамках всей организации, от спортивных выступлений (выбор игрока, оценка его поведения, стиля игры и приоритетов) до организационной работы, проходящей вне поля (коммерческая деятельность и характеристики менеджмента, стратегия, маркетинг, инвестиции, финансовая отчетность, человеческие ресурсы и технологии). Команда менеджеров мадридского «Реала» тратит много времени на развитие и укрепление связей между сотрудниками, а также на улучшение взаимопонимания с членами клуба. Менеджмент клуба также продвигает свои ценности в рамках всей организации и в среде футбольных игроков. Цель руководства – сделать всех работников клуба неравнодушными к жизни мадридского «Реала».

Руководство «Реала» считает, что это не «болельщики существуют, чтобы служить бизнесу или руководству; скорее клуб существует, чтобы служить болельщикам «Реал Мадрид». В то время как болельщики демонстрируют всем свою преданность «Реалу», клуб понимает, что каждый болельщик является личностью с широким спектром потребностей, интересов и обязательств.

Профессор Сьюзан Фурнье из Бостонского университета и Лара Ли, бывший исполнительный директор «Harley-Davidson», опубликовали статью под названием «Как правильно выстроить сообщество бренда» в выпуске Harvard Business Review в апреле 2009 года. По их словам, «бренд, в основе которого стоит некое сообщество, приобретает преданных сторонников не путем проведения успешных финансовых операций, но помогая людям удовлетворить их нужды»[21].

Путь к успеху мадридского «Реала» опирается главным образом на общие ценности и культуру клуба.

По сути, это и есть философия «Реал Мадрид». Клуб постоянно пытается лучше понять объединяющие ценности своих членов, дать им то, чего они хотят, вдохновлять и улучшать их жизнь. Эти потребности связаны не только с приобретением статуса и ощущения причастности через бренд. Как пишут Фурнье и Ли, «люди вступают в сообщества по совершенно различным причинам – чтобы получить эмоциональную поддержку, узнать о новых возможностях приносить пользу, развить свои интересы и навыки, и т. д. Для членов сообщества оно является лишь средством достижения цели, но не самоцелью». К этим словам «Реал Мадрид» может добавить, что члены их сообщества объединились, чтобы расширить свои возможности, черпать вдохновение и радость от совместного празднования успехов, наслаждаться общением друг с другом. «Реал Мадрид» стремится помочь своим болельщикам поднять самооценку, уверенность в себе, а также подарить радость и счастье сотням миллионов человек по всему миру. Сообщество, люди – это основа. Причины, по которым люди вступают в сообщество «Реал Мадрид», могут быть разными, но ликование – а иногда и слезы – объединяют их всех. Для фанатов и членов «Реал Мадрид» их сообщество – «это возможность идти до конца, но не конец своей индивидуальности»[22].

Таким образом, менеджмент команды главную роль своей стратегии видит в реализации ожиданий и продвижении ценностей своих болельщиков и членов. К примеру, если сообщество хочет поделиться со всеми какой-либо информацией, «Реал Мадрид» стремится предоставить наиболее качественные и актуальные эксклюзивные материалы в наиболее удобной форме через сайт Realmadrid.com и через свои аккаунты в социальных сетях. Технологии делают эти материалы доступными для всех, позволяя людям узнать больше о клубе. Постоянный доступ подпитывает чувство сопричастности и любовь к клубу, в то время как его традиции и обычаи усиливают ощущение близости к нему. Таким образом, ценности сообщества «Реал Мадрид», его ожидания и мечты становятся основополагающими при разработке и согласовании стратегии, культуры и идентичности клуба для достижения побед как на поле, так и в бизнесе[23].

При таком подходе «Реал Мадрид» смог бы объединить пассионариев всего мира, создав чувство принадлежности и общности ценностей, которые столь глубоко проникли в души фанатов по всему миру, что уже являются неотъемлемой частью их личности и даже чем-то большим. Невозможно разделить личность фаната и его жизнь как «мадридиста» и идентичность клуба, нет сомнений в том, что это единое чувство. Одна история, одни переживания и эмоции. Наиболее близкие примеры – «Harley-Davidson», «Ferrari» и «IRONMAN», где в каждом случае бренд и личность, жизнь и стиль жизни абсолютно взаимосвязаны. Обладание мотоциклом «Harley-Davidson» позволяет вам быть членом HOG (Harley Owners Group); покупка «Ferrari» позволяет вам назвать себя «Ферраристом»; закончив гонку IRONMAN на 140,6 мили, вы можете назвать себя «Ironman»[24]. В пользу коммерческой силы личности и образа жизни свидетельствует тот факт, что все три бренда преуспевают на мировом рынке в продаже одежды, реализуемой как онлайн, так и в специализированных магазинах, но ни один из них не специализируется на одежде. HOG, «Феррарист», «IRONMAN» и «Мадридист» извлекают для себя пользу от пребывания в сообществе – они находят новых друзей, обмениваются опытом, получают признание своих заслуг и чувствуют себя частью большой команды. Кроме того, Интернет и цифровые технологии сделали доступным более активное вовлечение в сообщества.

Главным в сущности «Реал Мадрид» и в его делах является взаимоотношение клуба с сообществом. Менеджмент мадридского «Реала» в своем уникальном стиле заботится о продвижении своих позитивных ценностей, о том, чтобы порадовать членов сообщества (отнюдь не только в течение 90 минут игры, но и далее), как и о победе в чемпионате. Кроме того, клуб предпринимает усилия, чтобы вырваться за пределы стадиона с помощью цифровых технологий, социальных сетей и сотрудничества с «Microsoft»; международных и товарищеских выставочных матчей по всему свету и фанатов «Реал Мадрид», которые собираются вместе для укрепления и развития контактов.

Секрет подхода «Реала» заключается в формировании своих ценностей в зависимости от ценностей и ожиданий сообщества. Флорентино и его команда, управляющие «Реалом», разработали устойчивую, циркулярную модель, чтобы добиться побед на поле и за его пределами (это мои интерпретация и взгляд на ситуацию, не «Реала»). Слово «устойчивый» особенно важно, так как «Реал Мадрид» является собственностью примерно 92 000 членов клуба, а не миллиардера или корпорации, которые могут позволить себе убытки. Многие спортивные команды, в том числе и несколько испанских футбольных команд[25], обладают устойчивым спортивным авторитетом и могут оправдать ожидания своих поклонников на поле; гений руководителей «Реал Мадрид» проявляется в том, что они руководствуются ценностями клуба при достижении успехов как на футбольном поле, так и за его пределами.

Как показано на рисунке на с. 57, «Реал Мадрид» приобретает лучших игроков, которые могут соответствовать ожиданиям сообщества – играть в прекрасный атакующий футбол, демонстрируя класс, чтобы завоевывать титулы, а также захватывать воображение и вдохновлять как сообщество, так и текущую, и потенциальную аудиторию по всему миру. В качестве примера возьмем Криштиану Роналду. Он самый популярный человек в социальных сетях. В 2015 году его аккаунты насчитывали 167,9 миллиона подписчиков[26]. Если рассматривать рейтинг проданных футболок, то он также самый популярный игрок и по заслугам. Роналду победитель, несколько раз признавался лучшим игроком мира. Он талантлив, элегантен, знает несколько языков и знаком со многими культурами. Сообщество «Реала» ожидает от руководства подписания игроков, подобных Роналду, чтобы черпать вдохновение из их игры.

Для сообщества «Реала» недостаточно просто побеждать. Это напрямую противоречит таким тезисам, как «победить любой ценой» или «цель оправдывает средства», противоречит идее покупки игроков на основе простого анализа их выступлений, «принятия осознанного риска» при подписании проблемного талантливого игрока, чтобы добиться результата «здесь и сейчас». «Реал Мадрид» основывается на других стандартах и требует большего. Команда, выходящая на поле, должна демонстрировать ценности и ожидания сообщества – побеждать с определенной философией, классом, стилем и элегантностью. Сообщество мадридского «Реала» хочет, чтобы клуб представляли «чемпионы и джентльмены».

Если команда проигрывает, сообщество хочет, по крайней мере, увидеть борьбу до самого конца, борьбу мужественную и полную достоинства. Это то, что делает их счастливыми, и «Реал» всегда старается удовлетворить их желание.

«Реал Мадрид» не просто проводит футбольные матчи; он предоставляет уникальные возможности для отдыха и развлечений, оставляющие незабываемые впечатления, что также привлекает членов сообщества.

Флорентино считает, что, когда «Реал» представляет идеалы и ценности сообщества, оно отвечает большей вовлеченностью в жизнь клуба, любовью и верностью. Поскольку общественные ценности «Реала» являются всеобъемлющими и доступными для всех, само сообщество растет во всем мире, что привлекает спонсоров, которые тратят большие деньги, стремясь заключить соглашения с «Реалом» и получить доступ к его сообществу, так же как и телевизионные компании, готовые платить большие деньги за возможность освещать игры «Реала» для огромной, фонтанирующей эмоциями аудитории. Футбольная страсть приводит к увеличению посещаемости, стоимости прав на трансляцию, а также к росту маркетинговых и спонсорских возможностей, которые способствуют росту доходов. Так как Флорентино и его команда реализовали свою устойчивую модель экономического роста, доходы росли по мере того, как болельщики стали еще сильнее отождествлять себя с клубом и игроками и становились все более преданными и верными. А потом круг завершается: высокие доходы позволяют приглашать лучших игроков, которые разделяют ценности клуба[27]. Фанаты «Реала» хотят видеть игрока на поле и думать про себя: «я хотел бы играть и быть таким, как этот игрок; я бы хотел, чтобы мой сын или моя дочь играли и были такими, как этот игрок; я хочу побеждать в таком стиле и олицетворять такие ценности».

Итоговое увеличение доходов вследствие использования стратегии, ориентированной на ценности сообщества, позволяет не только покупать лучших игроков, но и обустроить более вместительный, модернизированный стадион, на котором и происходит воссоединение команды и фанатов. Также становится возможным создание самых лучших тренировочных условий и содержание академии, в которой развиваются талантливые доморощенные игроки, которым с семи лет рассказывают об истории, традициях, ценностях и ожиданиях мадридского «Реала», с целью внушить приезжим звездам ценности клуба. Для сообщества, для Флорентино и для его команды «Реал Мадрид» значит намного больше, чем любой из нынешних или бывших игроков, тренеров или президентов.


Рисунок 2.1. Путь «Реал Мадрид»: Устойчивая экономическая модель в спорте


«Реал Мадрид» не просто проводит футбольные матчи; он предоставляет уникальные возможности для отдыха и развлечений, оставляющие незабываемые впечатления, что также привлекает членов сообщества. Они могут наслаждаться жгучими эмоциями перед матчами и после них, также они с удовлетворением следят за работой благотворительного фонда клуба. Если говорить о происходящем за пределами поля, то члены сообщества хотят, чтобы клуб следовал принципам ответственности, прозрачности, доверия и надлежащего корпоративного управления. Если сообщество видит, что клуб не следует их ценностям, то уникальная организация клуба позволяет его членам, разочарованным политикой руководства, выразить свое негодование наряду с бойкотированием игр, отказом от покупки клубной продукции и даже путем освобождения президента клуба от занимаемой им должности.

Несмотря на то что команду часто называют «Реал Мадрид», или просто «Реал», ее официальное название – «Футбольный клуб Реал Мадрид».

Причина, почему «Реал» называется клубом, заключается в том, что он на самом деле и является клубом[28].

В отличие от многих спортивных команд, находящихся в собственности миллиардеров или корпораций, «Реал Мадрид» с самого своего основания в 1902 году принадлежит членам клуба, называвшими себя «socios» («сосьос»), или «партнеры». Сегодня «Реал Мадрид» насчитывает 91 846 членов, из которых 66 671 находится в возрасте от 14 до 65 лет, 19 797 младше 14 и 5378 старше 65 или являются членами клуба более 50 лет; членами клуба являются 73 680 мужчин и 18 166 женщин. Совершеннолетние члены клуба платят по 123 евро каждый год в качестве членского взноса. Тот, кто является членом клуба более 50 лет, освобождается от членских взносов. Любые потенциально новые члены клуба должны иметь рекомендации двух действующих «сосьос», чтобы завершить процесс вступления в клуб (хотя возможность вступления новых членов была упразднена в июне 2009 года). Несколько человек имеют статус «почетных членов», среди которых Пласидо Доминго (2011), Рафаэль Надаль (2012), Серхио Гарсия (2012) и Хулио Иглесиас (2012)[29].


Сентябрь 2015. Генеральная Ассамблея представителей членов клуба. Они голосуют путем «mano alzada» (поднятие руки), это обычная практика в испанских компаниях. Независимая компания производит подсчет голосов


В 2011 году было принято правило – новыми членами клуба могли стать только потомки действующих «сосьос», так как спрос на сезонные абонементы намного выше, чем вместимость стадиона. Сейчас, если кто-то не является потомком действующего «сосьос», но хочет быть частью «Реал Мадрид» официально, он или она могут стать Официальными болельщиками Мадридистов и получить официальную карту болельщика («Карта Мадридиста») и другие бонусы. Порядка 610 000 человек являются держателями карты Официального болельщика Мадридистов; они являются очень важной частью сообщества мадридского «Реала», однако у них нет сезонного абонемента или права голоса[30]. Не являющиеся «сосьос» также могут присоединиться к местному официальному фан-клубу «Реала» и получать различные бонусы.

С другой стороны, члены клуба имеют различные привилегии, включающие право голоса при выборе президента и членов совета директоров, а также могут выставить свою кандидатуру на представительство в Генеральной Ассамблее (хотя по правилам на момент подачи заявки кандидат должен состоять членом клуба больше года и быть в возрасте восемнадцати лет или старше).

«Сосьос» также имеют более простой доступ к билетам на игру. Как уже упоминалось, вместимость «Сантьяго Бернабеу» составляет 81 044 человека. В сезоне 2014–2015 61 287 «сосьос» были держателями сезонных абонементов (76 % от общей вместимости стадиона).[31] Оставшиеся места предназначались для свободной продажи. Также «сосьос» подвергаются дисциплинарному наказанию за невыплату любого рода взносов или неподобающее поведение по отношению к клубу как на территории «Реала», так и на выездных матчах.

Структура SAD до сих пор не избавляет клубы от финансовой убыточности и слишком крупных долгов, однако теперь люди понимают, что именно SAD как организация является юридически ответственной.

Разумно предположить, что созывать порядка 92 000 человек для голосования по какому-либо вопросу было бы затруднительно. Поэтому «сосьос» избирают из своего числа сроком на 4 года порядка 2000 человек, которые формируют Генеральную Ассамблею (Socios Compromisarios).

Основные обязанности Генеральной Ассамблеи касаются финансовых аспектов жизни клуба, таких как формирование бюджета на предстоящий сезон. Также Генеральная Ассамблея обладает правом наказать президента клуба, санкционировать или запретить кредитные операции и т. д.

Структура собственности

Структура собственности футбольных клубов развивалась с течением времени в разных регионах, что имело одновременно свои плюсы и минусы. До 1990 года испанские клубы представляли собой организации, которые были в собственности и работали для извлечения прибыли в интересах своих членов. К концу 1980-х плохое управление финансами – покупка игроков за непомерно большие деньги, крупные долги – угрожало жизнеспособности почти каждого клуба. Принимая во внимание неопределенность относительно того, кто отвечает по долговым обязательствам клубов (многие члены считали, что местное правительство выручит клуб), в 1990 году был принят закон № 10/1990 от 15.10.1990 для регулирования правовых структур клубов. Закон требовал, чтобы все клубы, которые не смогли доказать свою финансовую состоятельность и не имели положительного баланса по итогам сезона 1985–1986, были объединены в так называемую Sociedad Anуnima Deportiva (SAD), некое подобие общества с ограниченной ответственностью для улучшения их финансовых показателей. Структура SAD до сих пор не избавляет клубы от финансовой убыточности и слишком крупных долгов, однако теперь люди понимают, что именно SAD как организация является юридически ответственной. Изначально круг владельцев SAD был весьма разнообразен, но сейчас контроль над ним сосредоточен в руках высокопоставленных лиц. Из сорока двух профессиональных клубов Испании только «Реал Мадрид», «Барселона», «Осасуна» и «Атлетик Бильбао» смогли доказать свою состоятельность и остаться во владении прежних хозяев[32][33]. Такие клубы являются некоммерческими организациями и не имеют финансовых обязательств перед своими членами. Прибыль, если она есть, повторно инвестируется с выгодой для членов клуба, также осуществляется финансирование внутренних статей расходов организации для ее расширения и укрепления[34].

Такое различие между клубами в организации структуры собственности привело к появлению финансовых преимуществ у одних и затруднений у других. К примеру, покупка «Челси» и «Манчестер Сити» миллиардерами привела к росту конкуренции и цен на талантливых игроков, что влияет на такие клубы, как «Реал Мадрид». Недавно «Ванда Групп» – огромный китайский конгломерат, принадлежащий миллиардеру Ван Цзяньлиню, – приобрел 20 % акций «Атлетико Мадрид» за 45 миллионов евро, что позволило ему войти в совет директоров клуба. Теперь «Атлетико» имеет больше средств для подписания талантливых игроков.

Клубы, находящиеся во владении собственных членов, такие как «Реал Мадрид» и «Барселона», не имеют владельца-миллиардера, не принадлежат корпорации или иному богатому и влиятельному инвестору, способному покрыть убытки или увеличить бюджет клуба. Поэтому они находятся в относительно невыгодном финансовом положении, что заставляет их прибегать к спортивно-экономическим стратегиям. Вдобавок ко всему, так как президент и совет директоров клуба избираются членами клуба, поиск долгосрочных партнеров становится весьма затруднительным, так как неизвестно, кто будет руководить клубом в будущем, и какую стратегию он изберет. Избрание президента клуба имеет много общего с политическими выборами, в ходе которых кандидаты могут обещать то, что имеет положительный эффект только в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной является губительным. Может случиться и такое, что должностное лицо намеренно предпринимает действия для того, чтобы финансовые показатели скрывали проблемы и выглядели лучше, чем на самом деле, или приносит в жертву финансовую устойчивость и стабильность ради победы «здесь и сейчас».

С другой стороны, в таких клубах, как «Реал», сложились исключительно тесные отношения с местными жителями и болельщиками. Это действительно ИХ команда. Они обладают правом голоса. Организация «Реала» подразумевает высокий уровень вовлечения фанатов, что приводит к рождению сильных страстей на фоне безусловной верности команде в их сердцах. Владельцу-миллиардеру нелегко понять, насколько команда близка к своему сообществу. Другим преимуществом, которое необходимо отметить, является то, что в подобных клубах состав владельцев постоянен. Многие спортивные команды раз в несколько лет переходят к другим владельцам, и у каждого из них свои ценности и приоритеты. «Реал Мадрид» принадлежит «сосьос» с самого своего основания, и ценности передаются клубу по наследству. Когда выбранные президенты отворачивались от них, «сосьос» принимали меры, вплоть до голосования за снятие президента с занимаемой должности.

Слишком большие долги также могут повлиять на стратегические решения и структуру собственности. К примеру, «Манчестер Юнайтед» для погашения долгов вышел на Нью-Йоркскую фондовую биржу в 2012 году для продажи акций клуба. Теперь «Манчестер Юнайтед» должен отвечать еще и перед финансовыми инвесторами, которые могут иметь ценности и приоритеты, отличные от ценностей фанатов. До выхода на биржу в целях увеличения капитала, чтобы погасить долги, «Манчестер Юнайтед» продал Криштиану Роналду в «Реал Мадрид» и получил финансовую свободу. В отличие от них, «Реал Мадрид» не имеет возможности продавать свои акции, чтобы быть экономически самостоятельным, и должен находить инновационные пути управления капиталом и разрабатывать устойчивые спортивно-экономические модели.

Владельцы-миллиардеры и инвестиционные группы часто вкладывают деньги в спортивные проекты в других городах или в другие виды спорта. К примеру, «Манчестер Сити» и «Нью-Йорк Янкиз» приобрели большую часть франшизы «MLS» в Нью-Йорке за сумму около 100 миллионов долларов[35]. Клубы, принадлежащие своим членам, являются некоммерческими, и им намного труднее проделывать подобные финансовые операции, что ставит их в затруднительное положение.

Клуб НФЛ «Грин Бэй Пэккерс» является единственным некоммерческим клубом в высшей спортивной лиге США[36]. В то время как у «Пэккерс» самый маленький рынок сбыта в НФЛ, они – как и «Реал Мадрид» – являются лидерами лиги по продажам футболок. Несмотря на различия, существующие между «Реал Мадрид» и «Грин Бэй Пэккерс»[37], их показатели по продажам футболок позволяют предположить, что ценности команд, принадлежащих своим членам, являются весьма привлекательными даже для поклонников других команд, что может способствовать коммерческому успеху.


После того как Флорентино и его команда начали принимать решения, исходя из ценностей сообщества «Реала», доходы от заключения сделок неуклонно растут на 12 % ежегодно. Сегодня маркетинг, включающий спонсорские контракты с 25 мировыми компаниями, такими как «Emirates Airlines», «Adidas», «Audi», и «Microsoft», а также доходы от продажи футболок являются крупнейшей статьей доходов (в 2000 году наибольший доход принесли членские взносы и продажа билетов).

Этот рост подчеркивает эффективность подхода «Реала», в основе которого лежат ценности сообщества, в царящей там атмосфере необыкновенной преданности и любви по отношению к клубу все неравнодушные приобретают его продукцию, а крупнейшие спонсоры платят, чтобы получить доступ к сообществу и установить с ним отношения. В качестве примера того, насколько сильно увеличились восторг, преданность и численность поклонников клуба, можно привести такой факт: в 1997 году «Реал Мадрид» заключил контракт с «Аdidas» на 10 лет на сумму 100 миллионов евро (111 миллионов долларов), из которых 95 миллионов евро (105 миллионов долларов) были выплачены в течение последних трех лет. Среднее количество проданных футболок было на уровне 150 000 в год, большинство из которых было продано в Испании.


Таблица 2.1

Владельцы некоторых европейских профессиональных футбольных клубов


Текущий контракт «Adidas» и «Реал Мадрид», заключенный до 2020 года, подразумевает ежегодные выплаты в размере порядка 70 миллионов евро (92 миллиона долларов). Ежегодно, по данным Sports Intelligence Report, продается около 3,7 миллиона пошивных изделий в год (1,3 миллиона в Испании и 2,4 миллиона по всему миру), из которых футболок с 2007 по 2012 год продавалось в среднем 1,4 миллиона в год. А уже в 2015 году, как сообщил «Реал Мадрид», количество проданных пошивных изделий превысило 5,1 миллиона, из которых 2,6 миллиона – футболки.

Ценности сообщества, которыми руководствуются при принятии решений в «Реале», являются общепризнанными во всем мире, о чем говорит рост доходов от продажи трансляций. По мере увеличения числа поклонников клуба необходимо обеспечить доступ к просмотру игр этим преданным, страстным и многочисленным болельщикам. Доходы от международных и товарищеских игр возросли по мере увеличения числа поклонников, преданно поддерживающих команду, когда она приезжает в их страну. Известность бренда и ценностей сообщества возрастает после международных выступлений.


График 2.2.

Операционная прибыль «Реал Мадрид» в период с 1999–2000 по 2014–2015 годы


После того как Флорентино и его команда начали принимать решения, исходя из ценностей сообщества «Реала», доходы от заключения сделок неуклонно растут на 12 % ежегодно.

В 2000 году членские взносы и продажа билетов составляли 32 % от общего дохода, доходы от продажи прав на трансляции – 33 %; это были самые крупные статьи доходов, и в сумме они составляли 65 % от общей прибыли. В сезоне 2000–2001 доход от продажи билетов составил 14 миллионов евро (13 миллионов долларов), что составило 10 % от общего дохода (138 миллионов евро, 126 миллионов долларов). Суммарный доход от стадиона (билеты, сезонные абонементы членов клуба, VIP-ложи, конференц-залы, музеи, экскурсии) составил 42 миллиона евро (38 миллионов долларов, 30 % от общего дохода). По итогам сезона 2013–2014 доходы от продажи билетов составили лишь 5 % от суммарного дохода. Как видно из диаграмм на следующей странице, в 2015 году доходы от продажи билетов и членских взносов составили 26 % от суммарного дохода. Крупнейшим источником доходов является маркетинг, включающий спонсорские соглашения, – эта статья принесла 37 % от общего количества доходов, увеличившись с 26 % в 2000 году. Доходы от стадиона и членских взносов в сумме с доходами от продаж прав на трансляции составили 54 % от общей прибыли. В заключение, доходы от международных и товарищеских игр составили 9 % от общего уровня доходов.

После того как Флорентино и его команда начали принимать решения, исходя из ценностей сообщества «Реала», доходы от заключения сделок неуклонно растут на 12 % ежегодно.

Эти цифры отражают две очень важные быстроразвивающиеся отрасли: маркетинг и права на трансляции. Рост прибыли в этих областях показывает, что европейский профессиональный футбол является большой частью развлекательной индустрии, в которой «Реал Мадрид» занимает лидирующие позиции. Руководители «Реала» – понимая, что лучшие игроки и игры клуба захватывают огромное количество человек, – продают права на трансляции, что позволяет проводить маркетинговые операции, заключать спонсорские контракты и т. д.


График 2.3.

Операционная прибыль (в %) по итогам сезонов 1999–2000 и 2014–2015


Успешность «Реала» отражает другой важный показатель: отношение заработной платы, выплаченной всем сотрудникам, к общему доходу. Чем ниже этот показатель (т. е. меньше процент дохода идет на выплату зарплат), тем выше финансовая гибкость, что позволяет осуществлять другие вложения. Потолок, рекомендованный УЕФА, равняется 70 %[38]. После трехлетнего переходного периода с 2000 по 2003 год данный коэффициент для «Реала» всегда был ниже 50 %, то есть являлся одним из самых низких, если не самым низким, среди всех профессиональных клубов Европы[39].

Вследствие того, что в центре экономической модели развития «Реала» стоят ценности его сообщества, доходы клуба настолько велики, что зарплаты – самые высокие для игроков во всем европейском футболе – фактически являются одними из самых низких, если анализировать их процент от общего дохода.


График 2.4.

Отношение суммарных выплат по заработной плате всем сотрудникам к общему доходу для «Реал Мадрид»


Наконец, финансовые показатели отражают устойчивую экономическую модель. «Устойчивая модель» подразумевает, что она работает по принципу самоокупаемости и не требует постоянных вложений или чрезмерных кредитов для функционирования. В 2015 финансовом году, который закончился в июне 2015, доходы «Реал Мадрид» составили 578 миллионов евро (641 миллион долларов). Показатель «EBITDA» (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации), простой прокси-сервер для денежного потока, был 203 миллиона евро (221 миллион долларов). Чистый долг «Реал Мадрид» составлял 96 миллионов евро (106 миллионов долларов). Отношение чистого долга к «EBITDA» является очень надежным показателем финансовой устойчивости компании. Для «Реал Мадрид» оно равнялось 0,47. Эта цифра более благоприятна, чем средние показатели крупных компаний в «S&P 500» (кроме финансовых учреждений), для которых средний показатель – 1,36.[40]

Типичные соглашения о выдаче кредитов корпорации предусматривают, в целях защиты интересов банка, что отношение чистого долга к «EBITDA» не должно превышать 4 или 5.


Таблица 2.2

Сведения о показателях «Реал Мадрид» по итогам 2015 финансового года[41]

«Moneyball», или Организационная культура

«Moneyball». Саберметрика. Биг дата. Эти новые идеи произвели революцию и изменили стратегическое мышление и принцип принятия решений – не только в спортивном менеджменте, но и в целом в науке управления организацией. Сейчас менеджеров учат, что успех зависит и от «нового мышления», которое включает в себя сложный статистический анализ. В структуре организаций и спортивных команд сейчас присутствуют целые отделы, заполненные учеными и аналитиками. Конференция «MIT Sloan Sports Analytics», ежегодно проходящая в Бостоне, является крупнейшей студенческой конференцией в мире, в которой принимают участие студенты из более чем 170 школ и представители более чем 80 спортивных команд. Аналитики и их «провайдеры» изобретают все более сложные способы мониторинга и получения постоянно растущих объемов информации для увеличения эффективности работы. Тот принцип, что компьютерный анализ помогает лицам, ответственным за оценку и отбор талантов и другие важные решения, стал общепринятым; он необходим, чтобы прорваться сквозь тонкие, едва уловимые человеческие предубеждения и инстинкты, способные затмить человеческое восприятие и привести свою организацию к небывалому успеху.

В 2011 году фильм «Moneyball» («Человек, который изменил все») по одноименной книге Майкла Льюиса настолько выпукло обозначил роль статистического анализа данных, что слово «moneyball» стало нарицательным для обозначения обширного анализа. На самом деле, стратегии «moneyball» являются лишь частью аналитики, но, независимо от этого, понятие настолько хорошо отложилось в общественном сознании, что никто не осмелился бы подвергнуть сомнению важность анализа данных в победе. Ну, почти никто.

В феврале 2015 года одиннадцатикратный участник «Матча всех звезд НБА» Чарльз Баркли озвучил общепринятую точку зрения в эфире шоу «TNT» «Внутри НБА». Баркли разглагольствовал на тему аналитики, что «то, что вы получили хорошие цифры, не означает, что у вас хорошая команда… аналитика – это дерьмо… все эти люди, которые управляют этими организациями, которые говорят об аналитике, у них есть одна общая черта: они куча парней, которые ни разу не играли в эту игру [и] у них никогда не было девчонок в старшей школе». Известный своей прямолинейностью в высказываниях, Баркли авторитетно заявил, что победы в НБА достигаются за счет таланта и тренерского штаба: «Какую аналитику проводили в «Чикаго Буллз»? («Чикаго Буллз» – шестикратные чемпионы НБА с такими звездами в составе, как Майкл Джордан и Скотти Пиппен и тренером Филом Джексоном). Какую аналитику проводят в «Сперс»? («Сан-Антонио Сперс» – пятикратные чемпионы НБА с звездными Дэвидом Робинсоном и Тимом Данканом в составе и тренером Греггом Поповичем.) У них лучшие игроки и тренерский штаб, который помогает им стать еще лучше. Победы в НБА приносит талант».

Деньги, талант или анализ данных. Какой ингредиент наиболее важен для победы в чемпионате? Есть длинный список команд с большими платежными ведомостями и многочисленными суперзвездами, которые не выигрывали чемпионат, и столь же внушительный список команд, которые при принятии решений полагаются в первую очередь на аналитику и даже имеют несколько суперзвезд в составе, но также не одерживали побед в чемпионате[42].

Почему «Реал Мадрид» способен побеждать? Деньги, безусловно. Талантливые игроки, конечно же. Анализ данных, без сомнения. Но это лишь отдельные составляющие того пути, по которому идет «Реал Мадрид».

Руководители мадридского «Реала» верят, что в конечном счете именно командная культура оказывает наибольшее влияние на результаты как на поле, так и за его пределами. Для них слово «культура» означает самоотверженную работу каждого ради общей цели, где каждый осознает поставленные цели и способ их совместного достижения. «Реал Мадрид» является таким уникальным с точки зрения структуры организации, потому что его стратегия как на поле, так и вне его основана на приверженности ценностям и ожиданиям членов своего сообщества, которое и диктует культуру.

«Реал Мадрид» якобы использует анализ данных. На самом деле используются очень сложные инструменты сбора и анализа данных как на поле, так и в бизнесе. Сложно представить, что ускользает от их внимания. У клуба есть даже уникальные особенности по использованию данных, которые соответствуют его культуре. К примеру, аналитика используется (кстати, чаще, чем для анализа игроков) в изучении и объяснении актуальных и неотложных вопросов – как в выступлении команды на поле, так и в принятии решений высшими должностными лицами. В отличие от многих команд, в которых аналитики и руководители защищают полученные данные и результаты анализа, как Святой Грааль, «Реал Мадрид» стремится сделать свои данные и аналитику доступными для поклонников. Клуб публикует и распространяет информацию, давая соперникам некое преимущество, он открыт для своего сообщества, потому что оно страстно требует и впитывает свежие новости, ожидая от клуба прозрачности. В «Реале» верят, что поклонники хотят получать данные и аналитику для активного обмена информацией, изучения и понимания игры, разъяснения и уточнения некоторых аспектов и т. д. Служение нуждам сообщества – вот первостепенная цель мадридского «Реала». Руководство клуба ставит ценности своих поклонников во главу угла, для него культура является цементом, скрепляющим эту сложную организацию, и когда культура черпается из общих ценностей сообщества, она может стать источником необыкновенной преданности, вдохновения, силы, страсти и чувства сопричастности с клубом.

Руководство консалтинговой фирмы «McKinsey & Company» подчеркнуло важность и ценность культуры[43]. После опроса сотен компаний Северной Америки, Европы и Азии они выяснили, что 66,7 % руководителей бизнеса признались – именно культура была источником наибольшего преимущества их конкурентов. Вдобавок исследование «McKinsey & Company» показало, что компании с эффективной организацией намного опережают своих конкурентов.

У клуба есть даже уникальные особенности по использованию данных, которые соответствуют его культуре.

На самом деле эти компании с ярко выраженной культурой организации демонстрируют значительное увеличение доходности, принося своим акционерам доход на 300 % выше, чем компании с несформировавшейся культурой организации.

Рассматривая культуру в качестве главного ингредиента успеха как на поле, так и за его пределами, можно столкнуться с некоторыми трудностями. Нелегко определить, что означает слово «культура», не говоря уже об анализе, измерении и сравнении, и для СМИ это нелегко – писать о культуре. Намного проще сравнивать данные о выступлениях команды и анализировать статистику. Однако «Реал Мадрид» не единственный успешный спортивный проект, который акцентирует внимание на культуре. В выпуске «Wall Street Journal» от 22 февраля 2015 года Брайан Коста опубликовал статью под названием «Генеральный менеджер бейсбольных чемпионов о создании культуры успеха: Ларри Баер из “Сан-Франциско Джаентс” подчеркивает важность совместной работы и характера» о «Сан-Франциско Джаентс», которые выиграли Мировую серию в 2010, 2012 и 2014 годах. 24 июля 2014 года в интервью «KNBR» пятикратный чемпион НБА и тренер «Сан-Антонио Сперс» Грегг Попович высказался в аналогичном ключе о победе в чемпионате:

«С большой удачей надо что-то делать… не надо быть гением, чтобы задрафтовать Тима Данкана… как и в любом успешном проекте… не важно, спортивном проекте, бизнес-проекте или в каком-то еще… самое главное – это люди, те, кого вы привлекаете… атмосфера, которую вы создаете… принципы, которыми вы живете… быть твердым в хорошие времена и плохие… я думаю, что дух товарищества… общее осознание и есть то, что поддерживает вас год от года… новые люди, которые приходят… знакомятся с тем, как мы работаем… лидеры (называет имена)… продолжают наше дело…[44]

В составе «Сперс» есть по меньшей мере три игрока, которые зарабатывают меньше, чем могли бы зарабатывать в другом клубе, тем самым демонстрируя готовность пожертвовать личными финансовыми интересами; это увеличит бюджет клуба и поможет привлечь новых игроков со схожими ценностями. Подобные поступки игроков свидетельствуют о сильнейшем влиянии культуры организации и бросают вызов распространенному мнению, что единственный способ привлекать и сохранять талантливых игроков – это платить им больше, чем предлагают конкуренты[45].

Проще нанять группу аналитиков, чтобы они на основе статистических показателей собрали теоретически конкурентоспособную команду из недооцененных игроков. Может, наше увлечение миром виртуального спорта привело к пренебрежению тем фактом, что реальная команда должна быть в состоянии позволить себе этих в теории приносящих победы игроков, что невозможно без лояльности и поддержки фанатов и спонсоров. Также мы легко забываем о том, что даже самые талантливые суперзвезды являются людьми из разных слоев общества, находящимися на разных этапах своей жизни и карьеры, что им необходимо полагаться друг на друга, чтобы оправдывать возложенные на них ожидания, даже если они устали, травмированы после длинного сезона или игр с высоким градусом борьбы. Что позволит им стать чемпионами? Что может соединить их? В «Реале» верят, что это культура.

Каждая победная культура имеет свою подлинную личность и душу, которые не выдуманы и не могут быть навязаны. В организациях культура является хоть и незримой, но очень мощной силой, которая может влиять на поведение членов этой организации. Зачастую жизненные ценности основателя или владельца или легендарного руководителя впитываются всеми членами организации и формируют ее культуру.

Даже скептически настроенные люди, с которыми я говорил о культуре как о важнейшем факторе долгосрочного успеха, признают, что, возможно, маятник отклонился слишком сильно в сторону анализа данных, или, возможно, теперь, когда все по существу имеют одинаковые аналитические данные, преимущество обладания ими становится менее значимым. В феврале 2016 года Джон Генри, мажоритарный владелец бейсбольной команды «Бостон Ред Сокс», сообщил журналистам, что после нескольких разочаровывающих сезонов в исполнении команды он решил исследовать ситуацию внутри организации и, помимо прочего, пришел к выводу, что «Ред Сокс» «возможно, слишком полагались на цифры, когда дело доходило до решений, касающихся судьбы бейсбола».

Он считает, что необходимо изменение в философии принятия решений путем переключения внимания от аналитики к другим, еще недостаточно освоенным областям[46]. Скептики считают, что настало время подумать о новых явлениях, таких как культура или командная химия, или человеческое поведение. Аналитики некоторых команд уже пытаются сконструировать механизм выявления и оценки таланта, характерных черт и навыков, которые превратят группу одаренных игроков в настоящую команду[47][48].

Совершенно ясно то, что, вне зависимости от использования «moneyball» или других подобных стратегий, большинство профессиональных футбольных клубов Европы теряют деньги, и деньги большие.

Культуру невозможно скопировать. Тем не менее эта книга раскрывает идеи из области культуры организации, показывая, как можно привить, поддержать и укрепить культуру, поставив ее тем самым в один ряд с бизнес-стратегией и идентификацией личности. По данным «McKinsey & Company», менее 10 % организаций обладают более или менее четкой культурой ведения дел. По крайней мере, эта книга призвана стимулировать развитие идей и вдохновлять спортивные команды или организации, которые стремятся максимально улучшить свои результаты. Анализ статистических данных является наиболее распространенным методом. Следующий рубеж, необходимый для достижения преимущества над конкурентами – культура и ценности, – является более сложным для достижения вследствие своей уникальности.

На следующий день после громкого заявления Баркли ведущий ночной передачи «Олберманн» на «ESPN» Кит Олберманн заявил в эфире: «Аналитика не просто победила в НБА, МЛБ, НФЛ и НХЛ, аналитика настолько быстро одержала победу, что большинство динозавров, таких, как Чак [Баркли], даже не поняли, что война уже закончена, что астероид затмил небо и что их понимание игры отвергнуто как предрассудок».

Тем не менее, Баркли заслуживает похвалы хотя бы за то, что бросил вызов общепринятой ныне истине. К тому же есть все основания не считать аналитику панацеей. К примеру, почему в футболе команды, действующие в рамках теории «moneyball» и слепо полагающиеся на статистические игровые показатели (к примеру, точность пасов или ударов) для поиска и выявления умелых и относительно дешевых игроков, являются далеко не такими успешными и прибыльными, как «Реал Мадрид»? В 2014 году в интервью Шону Инглу Билли Бин признал, что теорию «moneyball» довольно трудно применить к футболу, потому что эта игра более чем изменчива, исключительно зависима от взаимодействия игроков, и это делает ее невероятно трудной для анализа.

Владельцы «Бостон Ред Сокс» после покупки в 2010 году великой команды АПЛ «Ливерпуль», бывшей фактическим банкротом, наняли последователя теории «moneyball» для поиска недорогих игроков, обладающих полезными и – что очень важно – измеряемыми навыками. Руководство «Ливерпуля» надеялось достичь максимального эффекта при минимальных затратах, но команда провалилась, потратив десятки миллионов долларов и заняв в 2011 году лишь восьмое место. С тех пор результаты «Ливерпуля» не пошли в гору ни на поле, ни за его пределами.

Другой клуб АПЛ, «Тоттенхэм», также пытался воплотить в жизнь подобную стратегию. В 2014 году они потратили 91 миллион фунтов (120 миллионов долларов), полученные за переход Гарета Бэйла в «Реал Мадрид», на покупку семерых игроков. Годом позже «Ливерпуль» потратил 65 миллионов фунтов (99 миллионов долларов), полученных за переход Луиса Суареса в «Барселону», на покупку 8 игроков, один из которых был отправлен в аренду. Несмотря на приобретение этих пятнадцати игроков, каждый из которых был выбран за особые качества, выявленные в результате статистического анализа, – качества, которые, как надеялись в клубах, смогут в совокупности компенсировать потерю звездного игрока и приведут команду к успеху, – на поле команды в целом разочаровали. «Хорошие», но не «отличные» игроки оказались несовместимыми, и многие из них были впоследствии проданы.

Известно, что лишь немногие клубы, такие как «Реал Мадрид», «Барселона», «Бавария Мюнхен» и «Манчестер Юнайтед», являются доходными.

Вне зависимости от того, что послужило главной причиной провалов «Ливерпуля» и «Тоттенхэма», нецелесообразность ли использования «moneyball» или других подобных теорий в футболе в принципе; недостаточная ли квалификация людей, занимавшихся статистической обработкой данных и последующим предсказанием результатов; последующее ли плохое руководство пришедшими новичками, – полученные результаты предупреждают о том, что может потребоваться нечто большее, чем простая обработка данных, особенно в таких видах спорта, как футбол, где очень важно взаимодействие игроков.

Совершенно ясно то, что, вне зависимости от использования «moneyball» или других подобных стратегий, большинство профессиональных футбольных клубов Европы теряют деньги, и деньги большие. Расходы были настолько беспорядочными, а суммы, потраченные на игроков, столь внушительными, что в 2010 году УЕФА ввел финансовый фэйр-плей, запрещающий клубам постоянно тратить больше, чем они заработали. В мае 2015 года десять команд (включая «Рому», «Интер» и «Монако») подписали соглашение о достижении безубыточности к сезону 2018–2019.

В 2014 году «Манчестер Сити» и «Пари Сен-Жермен» подверглись серьезным санкциям УЕФА за нарушение правил финансового фэйр-плей. «Манчестер Сити» был приобретен шейхом Мансуром в 2008 году за 210 миллионов фунтов (323 миллиона долларов), и с тех пор ежегодные убытки клуба составляли порядка 535 миллионов фунтов (823 миллиона долларов), исключая ежегодные затраты порядка 200 миллионов фунтов (308 миллионов долларов) на развитие инфраструктуры; все эти затраты покрывались владельцем-миллиардером. Аналогично «ПСЖ» был куплен Фондом национального благосостояния Катара, «Qatar Investment Authority» («QIA»). В сезоне 2011–2012 он потратила внушительные суммы на покупку игроков. И хотя это привело к огромным убыткам, результат на поле был достигнут: «Манчестер Сити» выиграл два титула Премьер-лиги (за три последних сезона), а «ПСЖ» выиграл несколько чемпионских титулов во Франции подряд. Ни одна из команд, однако, не добралась до полуфинала Лиги чемпионов.

В 2015 году УЕФА выяснил, что «Ливерпуль», несмотря на убытки в 49,8 миллиона фунтов (78 миллионов долларов) по итогам сезона 2012–2013 и 41 миллион фунтов (65 миллионов долларов) по итогам сезона 2011–2012, не нарушал правила финансового фэйр-плей, заключив ряд выгодных коммерческих сделок в предыдущие 18 месяцев, тем самым покрыв некоторую часть расходов.

Известно, что лишь немногие клубы, такие как «Реал Мадрид», «Барселона», «Бавария Мюнхен» и «Манчестер Юнайтед» являются доходными. Как уже говорилось, «Реал Мадрид», «Барселона» и «Бавария Мюнхен» принадлежат членам клуба и, как следствие, не имеют владельца-миллиардера, покрывающего все убытки. «Манчестер Юнайтед» находится в собственности акционеров (его акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже), которые также ожидают прибыли.

Несмотря на то что существует прямая зависимость между наличием денег, чтобы платить лучшим игрокам, и победами команды на поле, это правило не всегда срабатывает, особенно в Лиге чемпионов. К примеру, «Манчестер Юнайтед» выиграл этот трофей в первый раз в 1968 году, однако в следующий раз стал его обладателем лишь в 1999-м. И хотя «Манчестер Юнайтед» был самым прибыльным клубом в мире с 1997 по 2004 год (когда их потеснил «Реал Мадрид») и стабильно входил в пятерку самых прибыльных футбольных клубов мира, в 2000-х команда выиграла Лигу чемпионов лишь раз – в 2008 году, и это несмотря на присутствие на тренерском мостике сэра Алекса Фергюсона, одного из величайших менеджеров в истории спорта.

В том же интервью 2014 года с Шоном Инглом из «The Guardian» Билли Бин сказал: «Когда я впервые пришел в бейсбол, никто и слышать не хотел, что управление командой – это бизнес, но это так. И чем лучше он выстроен и работает, тем успешнее выступление команды… Если я приобретаю долю в футбольной команде… она получает прибыль… она закрывает свои долги. И, в конечном счете, в современном мире это лучший способ для достижения долгосрочного успеха». Несмотря на то что он имел в виду другую футбольную команду, «Реал Мадрид» воплощает в себе то, что он описывает, что, по сути, и связывает его успехи на поле и вне его.

Я стремлюсь продемонстрировать, что для достижения полного успеха необходимы не только анализ данных, талантливые игроки и даже не одни только деньги; и тот является настоящим динозавром, кто не учитывает культуру при выстраивании победной стратегии.

Взаимозависимость (Роналду и 60 секунд)

Бейсбол сильно отличается от баскетбола или футбола, так как для этой игры не требуется настолько отточенной слаженности командных действий – например, эффект «избытка звезд» (с. 228) не влияет негативно на игру бейсбольной команды. Существуют и другие различия и нюансы при сравнении бейсбольной команды (и использования концепции «moneyball») с баскетбольной или футбольной, причем не только как команд, но и как организаций. Сложность и взаимозависимость игроков в футболе, в отличие от бейсбола, накладывает большую ответственность на руководство при создании атмосферы, благоприятной командной работе. Пристальный разбор дает понять, насколько результативность зависит от слаженной игры всей команды – значительней, чем в баскетболе, и намного значительней, чем в бейсболе. Учитывая ограниченное количество голевых возможностей в футболе, очевидно, что командное взаимодействие является жизненно необходимым для достижения побед, как и в бизнесе.

Бейсбол – это командная игра, которая на самом деле является совокупностью индивидуальных действий. Страйк или хоум-ран – это скорее результат индивидуального мастерства. Каждый розыгрыш имеет начальную и конечную точки, с упором на противостояние питчера и бьющего. Несмотря на разноплановость задач игроков в бейсболе, некоторая взаимозависимость на поле присутствует, что может оказывать серьезное влияние на статистику членов команды. В бейсболе на поле находится 9 игроков. Вне зависимости от того, что делает соперник или одноклубник, каждый игрок подойдет к бите от 3 до 5 раз в игре из девяти иннингов. Бейсбольная команда имеет по меньшей мере 27 возможностей за одну игру, чтобы набрать очки. Так как играют 9 человек, на каждого из них приходится как минимум 11 % всех активных попыток команды набрать очки.

Сравним бейсбол и баскетбол. Баскетбол – это командная игра, в которой игроки перепасовываются и взаимодействуют друг с другом на площадке. В каждой команде на площадке находятся 5 игроков, которые взаимозависимы и должны эффективно комбинировать в условиях ограниченного времени на атаку. Игра в НБА состоит из четырех четвертей по 12 минут, то есть в сумме матч длится 48 минут. На атаку дается 24 секунды, в то время как в бейсболе игра длится до аута или конца иннинга, вне зависимости от количества времени, которое на это потребуется.

Несмотря на определенную взаимозависимость членов баскетбольной команды, звездные игроки могут оказывать очень существенное влияние на результат. Такие звезды, как Леброн Джеймс и Коби Брайант набирают в среднем от 30 % до 33 % очков всей команды. Если учитывать ассисты, то каждый из них принимает участие в наборе от 52 % до 57 % очков всей команды. В играх НБА, вследствие ограниченного времени на проведение атаки, в среднем команда набирает от 77 до 90 очков за игру, то есть возможностей забить очень много. Джеймс и Брайант обычно играют по 36–39 минут, то есть 75 % процентов от времени всего матча. Каждого могут заменить неограниченное число раз по его желанию или по решению тренера. Оба касаются мяча около 80 раз за игру и владеют им в сумме около 5 минут за игру, то есть порядка 10 % общего игрового времени и 13–14 % их игрового времени.

В качестве примера можно рассмотреть влияние Джеймса на игру команды в финале НБА сезона 2014–2015. В этой финальной серии «Кливленд Кавальерс» набирали в среднем 93,8 очка за 100 владений. С Джеймсом на паркете это число составляло 97,3 очка, без него – 50,9. За 6 игр серии Джеймс провел на скамейке всего 23 минуты, в течение которых «Кавальерс» забросили лишь 6 мячей с игры. Обладая одновременно атлетизмом и техникой, звездные игроки также могут влиять на игру команды в защите, играя против лучшего атакующего игрока соперника, который владеет мячом намного чаще своих партнеров по команде. Кстати, Леброн и Джеймс входили в сборную лучших оборонительных игроков НБА 6 и 12 раз соответственно. Так как выступление команды является результатом настоящей цепи индивидуальных действий, звездный игрок в одиночку не может победить команду соперников. К примеру, у Майкла Джордана всегда был Скотти Пиппен, и даже не такие результативные игроки, как Стив Керр и Джон Паксон, и отвечавшие за подборы Хорас Грант и Деннис Родман, были неотъемлемой частью непобедимой команды[49].

Оба должны уметь принять решение в течение нескольких секунд, иначе редкая возможность забить будет упущена.

Вернемся к футболу. Футбол похож на баскетбол, и, в отличие от бейсбола, это очень творческая командная игра, даже в большей степени, чем баскетбол. В составе каждой команды на поле 11 игроков, взаимодействующих в подвижном, высокоскоростном стиле, как и многие компании в наши дни. В футболе вероятность забить повышается, если команда более слаженно комбинирует. Время на атаку не лимитировано, так что команда может владеть мячом неограниченно долго и искать возможности, чтобы забить. Игра состоит из двух таймов по 45 минут, то есть матч в сумме длится 90 минут. Такие звездные игроки, как Криштиану Роналду и Лионель Месси, могут, как и звезды НБА, существенно влиять на результат, но результативность футбольной звезды очень сильно зависит от умения принять пас от партнера в нужном месте и в нужное время. Нельзя не отметить, что в финале Лиги чемпионов-2014 Роналду очень редко касался мяча в первом тайме. В среднем Роналду и Месси получают мяч около 20 раз за игру и владеют им по 3 секунды, то есть в среднем минуту из 90 минут матча.

Вы не ошиблись! Роналду и Месси владеют мячом в среднем 1 минуту за матч, то есть около 1 % от всего игрового времени[50]. Для получения возможности нанести свои удары они выполняют очень большой объем работы, часто зарабатывают фолы (3–4 за игру), что снижает количество получений мяча до 16–17. Голы в футболе имеют намного больший вес, чем очки в большинстве других видах спорта. Качественных возможностей забить в футболе очень немного, поэтому их реализация имеет жизненно важное значение. Получая мяч 16–17 раз за игру (когда на них не фолят), Роналду и Месси в среднем наносят 4–6 ударов за игру.

Футбольные звезды не имеют никаких гарантий, что получат мяч или возможность для удара, в отличие от бейсболистов, которым гарантировано некое минимальное количество подходов к бите, и возможностей забить в футболе намного меньше, чем в баскетболе.

Из этих 4–6 ударов, которые наносят Роналду и Месси, половина попадает в створ ворот; половина из ударов в створ (то есть 25 % от общего числа ударов) становятся голами, что невероятно много по сравнению с другими футбольными звездами. Роналду и Месси вовлечены в 50–60 % ударов своей команды, если учитывать передачи под удар, эти показатели идентичны показателям Джеймса и Брайанта в НБА. Однако влияние Роналду и Месси на игру команды в защите более ограничено. Поэтому, даже имея в составе таких звездных игроков, как эти двое, взаимодействие на поле должно быть исключительно отточенным и слаженным, намного более тесным, чем в бейсбольных и даже баскетбольных командах. К тому же величие звезд баскетбола Брайанта и Джеймса не идет ни в какое сравнение с величием Месси и Роналду. Они лидируют с большим отрывом во всех бомбардирских рейтингах. Не важно, кто из них лучше, статистический анализ данных показывает, что они значительно лучше любого другого футболиста. Приз лучшему игроку года по версии ФИФА «Золотой мяч» с 2008 года выигрывал либо Роналду, либо Месси. В НБА, в отличие от футбола, нет двух игроков, которые бы признавались лучшим игроком года или показывали запредельно высокие результаты на протяжении 7 лет[51]. Если исключить влияние Месси и Роналду, футбол превращается в игру, в которой взаимодействие между игроками намного более развито, чем даже в баскетболе.

Из-за взаимозависимости игроков, столь сильной в футболе, Роналду должен каждый день на тренировках прорабатывать голевые ситуации с партнерами. Они знают, что у него есть «одна, две секунды – а затем удар». Они воссоздают различные ситуации и их исходы, спрашивая себя и друг друга: «Какую позицию я занимаю? Откуда придет пас? Откуда прибегает партнер? Куда он вбегает? Как быстро он двигается? Какая нога у него «рабочая»? Есть ли у меня возможность получить мяч тут? Как лучше сделать пас – верхом или низом? Где защитники? Где скорее всего будет находиться голкипер? Где и как вероятность забить выше?». И отдающий передачу, и Роналду должны на уровне инстинктов чувствовать, что каждый из них будет делать и когда. Оба должны уметь принять решение в течение нескольких секунд, иначе редкая возможность забить будет упущена.


Таблица 2.3

Сравнение футбола, баскетбола и бейсбола


Таблица 2.4

Статистика звезд НБА и футбола


Футбольные звезды не имеют никаких гарантий, что получат мяч или возможность для удара, в отличие от бейсболистов, которым гарантировано некое минимальное количество подходов к бите, и возможностей забить в футболе намного меньше, чем в баскетболе. Кроме того, в баскетболе считается обычным делом получить пас от партнера под своим кольцом, протащить мяч через всю площадку, не отдавая пас партнеру и попутно обводя соперников, бросить и забить, в то время как в футболе совершить подобное невероятно трудно.