2. Зачем
Зачем написана эта книга?
Зачем я описала свой опыт работы в этой теме? Это уникальный опыт. Три года непрерывной работы.
Написана квалификационная работа по психологии на тему: «Восприятие визуальной информации людьми с патологией органов зрения».
Собраны и систематизированы упражнения при разном исполнении.
Использован и разный подход к одной и той же проблеме у одного человека. И использованы одинаковые методики к разным людям. Проблемы были и схожие и разные.
Пока результаты не стерлись из памяти компьютера и моей, делюсь.
Зачем необходимо тренироваться, если орган чувств не работает?
Когда у человека отсутствует какая-либо часть тела, ему стараются заменить протезом. Даже придуманы глазные протезы. Единственный их недостаток – ими невозможно чувствовать. И не всегда возвращается способность функционировать полноценно.
Один из вариантов как тренировать визуальное восприятие информации, и описан в этой книге.
Выбор всегда за Вами. Хотите тренировать, читайте дальше. Не хотите – Ваш выбор.
Мы от природы ленивцы. Нам заставить себя что-то делать – это самое сложное, что придумано природой.
Моя задача показать Вам возможность, описать последовательность действий.
Что мы вообще тренируем?
А тренируем мы наше восприятие информации из окружающего мира. Или коротко – наши мозги.
Делать научную теоретическую выкладку здесь не буду, чтобы не занимать место. Да и пишу не для научных сотрудников и специалистов, а для родителей и тех, кому это применять на практике.
Кому интересно, загляните в интернет. Посмотрите как работает мозг, что такое восприятие, мышление и всё, что сочтёте для себя необходимым.
Только позволю себе напомнить Вам, что для того чтобы нам воспользоваться телефоном, нет необходимости читать инструкцию по его применению. Так и с этой книгой.
Занимаясь восприятием, я начала сравнивать нас компьютером и телефоном. Мы легко можем позвонить с одного телефона на другой. А они при этом даже не соединены проводами! Но если мы набираем номер на одном, то второй обязательно отреагирует. Получается, чтобы один телефон «услышал» другого необходима определенная последовательность действий. Что же человек? Да у человека всё точно так же. Вспомните про интуицию. Отличие в том, что мы её не тренируем.
До сих пор учёные не могут дать четкого определения развития восприятия и интуиции. Это чувства подобные любви – все ощущают, осознают, но не могут описать. Многие исследователи (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант и др.) сходятся на том, что интуиция является своеобразным типом мышления, при котором процесс проходит практически бессознательно, а сознание фиксирует только итог мысли.
Ошибочно считать интуицию исключительно явлением нашей психики. Она также тесно связана и с физическим состоянием человека. Интуиция – чувство врожденное, а не приобретенное. Примерно до трех лет дети активно пользуются своей интуицией. Потом процесс развития интуиции у детей может затрудняться из-за бытовых забот и возрастных колебаний. Трудности с развитием интуиции возникают примерно к 28—30 годам. Пик обострения приходится на кризис середины жизни (35—45 лет), поскольку именно в этот период происходит полная перестройка сознания. С возрастом, интуицию начинает замещать опыт.
Оказывается, развить интуицию также как мышцы и память можно тренировками. Что происходит с интуицией, если мы ее не развиваем? Если мы не тренируем мышцы, они атрофируются. Тоже происходит и с интуицией.
Интересно, что наше субъективное отношение к чему-либо может блокировать развитие восприятия. Так, любые чувственные ощущения (симпатия, радость, гнев), а также оценочные чувства, по мнению швейцарского психотерапевта Макса Люшера, существенно тормозят способности к интуиции. По Люшеру, интуицию можно развивать, если человек исключает переоценки себя (самовосхищение, высокомерие) и недооценки себя (сомнение в себе, чувство неполноценности), и обретает четыре нормальных чувства себя (самоуважение, уверенность в себе, внутреннее удовлетворение, внутренняя свобода). По мнению ученого, это и есть – интуиция.
Могу сказать, что тренируя интуицию, мы тренируем все наши органы чувств, а так же восприятие, мышление, память, внимание и даже эмоции.
Как в спорте невозможно тренировать только одну мышцу, даже если упражнение направлено на конкретную мышцу, тренируется всё тело.
То, что было на моих занятиях – это тренировка восприятия. Возможно ли развить интуицию до такой степени, что она заменит органы чувств? Не видя глазами, точно говорить какой цвет у предмета, форма, где он находится?
То, что это возможно, знает каждый, кто сталкивался с экстрасенсами.
При определенных условиях, каждый человек может стать экстрасенсом, развить свои способности и достичь высоких показателей.
Я в своих тренировках достигла результата – вела машину с закрытыми глазами.
Было это в октябре 2012 года. Я ехала на машине домой. Из Омска в Новосибирск. Машину вожу много лет. Только на этой машине проехала уже больше 10 000 километров.
До Новосибирска уже близко, дорога знакомая, сухая и чистая, машин нет вообще. Рискнула проехать с закрытыми глазами. Помня, что иногда не сразу вижу, решила, что закрою глаза, если увижу, хорошо, не увижу, просто открою глаза сразу и все.
Закрыла глаза и вижу! Угол обзора уже, чем с открытыми глазами, но дорогу и обочину вижу, да и машину и свои руки тоже вижу. Поля и лес уже не в поле зрения. В моей голове происходило что-то невероятное. Казалось, что я чувствую, как двигаются в мозгу извилины и шевелятся волосы на моей голове. Я получила подтверждение работы информационного восприятия в динамике. Все было в движении: я, машина, дорога! Поймала себя на том, что когда открыла глаза, увидела, что смотрю в сторону от дороги, то есть я с закрытыми глазами смотрела «боком».
В январе 2013 года снова ехала той же дрогой. Стало интересно, а если у человека один только глаз не видит? Можно ли научить видеть одинаково оба глаза?
Закрыла один глаз. Ехать с одним глазом не очень удобно. Но голову поворачивать, чтобы смотреть боком, как это было при обоих закрытых глазах, я не стала. Один-то глаз у меня был открыт и как обычно следил за дорогой. Примерно через минуту начал подключаться закрытый глаз. То есть угол обзора увеличился со стороны закрытого глаза примерно на половину от того как я вижу обычно. Поменяла глаза, закрыла другой глаз. То же через некоторое время начала видеть.
Ответ прост: зрительная компенсация возможна, надо только тренировать.
Какие результаты достигли мои ученики, опишу в конце книги.