Вы здесь

Путь к истине (о символах жизни). Глава VII. Страна после смерти Сталина (А. Е. Соколов, 2017)

Глава VII

Страна после смерти Сталина

После ухода из жизни И. В. Сталина среди руководителей государства не было никого с таким авторитетом, как у него. Наша пропаганда проявляла немало усилий, чтобы создать культ Хрущева, а затем Брежнева, но из этого ничего не получилось. Сталин сам своей работой приобрел популярность народного вождя, впоследствии он разросся до уровня чуть ли не религиозного поклонения «отцу народов». Аналитики считают, что после Сталина у нас не было ни достойных вождей, ни по-ленински налаженного коллективного государственного руководства. Н. С. Хрущев прежде всего обезопасил себя от своих соперников. В первую очередь избавился от Берии, который пользовался огромным влиянием в промышленности и научных сферах и правящих органах союзных республик. Берию арестовали, в чем принял участие Г. К. Жуков, поместили в подвал штаба Московского военного округа, объявили врагом народа, агентом иностранной разведки, судили и в декабре 1953 года расстреляли. Другой соперник – Г. М. Маленков был назначен председателем Совета Министров СССР.

27 марта 1953 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о массовой амнистии и сокращении числа колоний. Из 1800 тыс. общего количества заключенных получили свободу сразу 1200 тыс. человек, среди них больше всего было судимых за расхищение государственной собственности. Немало вышло на волю уголовников-рецидивистов, что усложнило психологическую обстановку в обществе. К началу 1956 года было реабилитировано около 16000 невинно репрессированных политзаключенных. Это число реабилитированных впоследствии заметно возросло. В феврале 1955 года успевшего завоевать популярность в народе Г. М. Маленкова освободили от должности Председателя Совета Министров СССР. После снятия с поста Г. М. Маленкова пресса стала больше писать уже о делах Н. С. Хрущева, а не Президиума ЦК КПСС. На закрытом заседании XX съезда КПСС в феврале 1956 года Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Вся деятельность Сталина была перемешана в этом докладе с кровью и грязью. Делегатам съезда был представлен образ свирепого тирана, самодура, который уничтожает людей для укрепления своей личной власти. Многие из мирового сообщества отвернулись от Советского Союза. В ответ на ознакомление с закрытым письмом ЦК КПСС по этому поводу среди коммунистов возникла какая-то опустошенность. Психоз возник во всем коммунистическом движении. Негативный идеологический психоз против социалистического лагеря прошел повсеместно. Если бы Хрущев был разумнее, он не позволил бы так извращать события, вызвавшие такие последствия.

В повседневной мирной жизни для общества страшнее не культ личности, а государственная власть в руках недостойной личности, которая с дури или по пьянке может творить со страной все, что на ум взбредет, и без культа.

Старые кадры явно мешали Хрущеву развернуться шире. Он постоянно менял их, чтобы обезопасить свое поведение и свои действия. В июле 1956 года передал от В. М. Молотова Д. Т. Шепилову пост министра иностранных дел. В июне 1957 года по его настоянию было принято постановление Пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Когановича Л. М., Молотова В. М.», якобы они выступили против линии партии. В октябре 1957 года во время посещения Югославии Г. К. Жуковым по инициативе Хрущева был собран пленум ЦК, на котором Жуков был снят с должности министра обороны и выведен из состава руководящих органов партии. В марте 1958 года отстранили от руководства органов партии Н. А. Булганина. Хрущев Н. С. взял пост Председателя Совета Министров СССР на себя. Из президиума ЦК были удалены Н. А. Булганин, Н. И. Беляков, А. И. Кириченко, М. 3. Собуров, М. Г. Перевухин, К. Е. Ворошилов. Шла активная замена так называемых неугодных руководителей на всех уровнях. Бездумное поведение Хрущева ему авторитета в народе не добавило, появились унижающие Хрущева байки и анекдоты, сужая круг верящих ему людей. «Даже малые погрешности кажутся большими, – говорил греческий философ Плутарх – если они обнаруживаются в поведении тех, кому доверяли власть».

Однако нельзя сказать, что все в стране было плохо. Боевой настрой народа, усилия власти и партии давали свои плоды. Бездумные действия Хрущева нередко вредили стремлению развития вперед, в какой-то мере сдерживали эти процессы, но остановить не могли. Жизнь в стране после войны налаживалась.

После сентябрьского, 1953 года, Пленума ЦК КПСС были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. С 1 января 1958 года отменили обязательные поставки продуктов государству с личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Снизили налоги с личных подсобных хозяйств сельских жителей.

Колхозам начали давать умеренные плановые задания на продажу государству сельхозпродукции. В 1956 году на капитальное строительство в сельской местности было выделено вдвое больше средств, чем в 1955 году. В 1958 году организовали продажу машин из МТС в колхозы, а на базе МТС создали ремонтно-технические станции (РТС).

При Хрущеве были заброшены на произвол судьбы тысячи стоявших в стороне от хороших дорог деревень с их небольшими полями, но обильными пастбищами для скота, с ухоженными огородами и садами.

В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель на Южном Урале и в Сибири, особенно широко в Казахстане. Здесь надо отметить, что эти освоенные земли из года в год стали давать все меньше и меньше урожая. Хотя целина хлебов в закрома прибавила, но его так и не хватало.

Население СССР за 8 послевоенных лет (1953–1960 гг.) увеличилось на 11 млн человек, причем в 1961 году число городских и сельских жителей уравнялось. Замедлился прирост мяса, зерна, комбикорма. Во многих городах не хватало для свободной продажи по государственным ценам молока, яиц, сахара, некоторых других продуктов.

И в такой обстановке в мае 1957 года, выступая в Ленинграде Н. С. Хрущев выдвинул задачу: «В ближайшие годы догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения», что вызвало немало улыбок, показало проблемы Хрущева и Суслова в знании им положения дел на местах. Это непростительная ошибка для людей такого ранга.

Повсюду протекала административная перестройка. Объединялись и снова разъединялись сельские районы, менялись структуры управления колхозами и совхозами. В 1958 году в СССР насчитывалось 4053 района, в 1963 году их стало всего 1833, а в 1967 году их количество увеличилось до 2959. за этими цифрами стоит огромное переселение людей, появившаяся неразбериха, были попытки приучить крестьян вообще не иметь личных подсобных хозяйств.

В 1964 году правительство установило небольшие трудовые пенсии для престарелых колхозников, обязала правление колхозов помогать одиноким нетрудоспособным жителям продуктами, топливом, ремонтом жилья.

В городских столовых ввели «бесплатный» хлеб, а его цену включали в стоимость всей приготовленной пищи. Много пропагандистского шума создавалось вокруг «кукурузной» эпопеи. Заставляли выращивать ее там, где она плохо растет. В ряде областей зерновые посевы при «молочно-восковой» спелости использовались для пастьбы скота, скашивались на закладку силоса для корма скоту на зимнее время.

На селе жили по-разному. У некоторых семей дома были ухоженные, даже под железной крышей, а некоторые ютились в тесных мазанках с земляными полами и соломенными крышами. Но число новых домов на сельских улицах росло. Жизнь в деревнях постепенно улучшалась. Однако различные перетряски не двинули заметно страну вперед.

В 1963 году во многих городах возникали перебои с хлебом. Государство вынуждено было закупать зерно за границей, не хватало мяса, молока, яиц.

Успешно развивались при Хрущеве наука, промышленность, строительство, транспорт. Правительство не жалело средств на научные изыскания и совершенствование промышленного производства оборонного назначения. За военными НИИ, конструкторскими бюро подтягивались профильные заводы. Совершенствовались ядерное и ракетное вооружение, появились новые виды боевых кораблей, самолетов, танков, средств противовоздушной обороны. В 1959 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин». В 1957 году, 4 октября, был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Заработали атомные электростанции. 12 апреля 1961 года первым в мире полетел в космос гражданин СССР Ю. А. Гагарин. Ученые вышли по ряду направлений науки на передовые позиции. Многие выходцы из рабочих и крестьянских семей приобрели мировую известность в области научного развития.






В индустрии главный упор делался на развитие тяжелой промышленности, на ее долю приходилось 75 % выпускаемой продукции. Ускорилось развитие машиностроения, радиоэлектроники, производство всевозможных приборов и аппаратов. Промышленность получила искусственные алмазы, сварные конструкции, новые синтетические материалы, вычислительные машины, системы автоматического контроля. Наладилось производство труб большого диаметра. Появились цеха непрерывной разливки стали. Увеличился объем производства и разнообразие предприятий химической промышленности. Активно развивалась легкая промышленность. В основном удовлетворялся спрос населения в товарах широкого потребления, хотя были случаи перебоев в продаже модной обуви и одежды, полотняных, трикотажных и других изделий.

В соответствии с пятилетним планом развития народного хозяйства СССР (1961–1965 годы) началось активное освоение природных богатств территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока. Иркутская область превращалась в территорию крупномасштабного строительства крупных промышленных предприятий, мощной энергосистемы на основе создаваемой базы стройиндустрии. Был сделан очередной крупный вклад в развитие экономики Советского Союза.

В начале 1950-х годов в тогдашнем рабочем поселке Братске был создан трест «Братсклес». В июне 1954 года выбрали площадку под строительство объектов, а в 1958 году установили на ней первую прорабскую будку, и началось создание базы стройиндустрии. 15 сентября 1954 года руководитель строительной организации Наймушин Иван Иванович заложил первый камень в формирование будущего крупнейшего в стране Братско-Усть-Илимского территориально-промышленного комплекса (ТПК).

С 1955 по 1960 год коллектив строителей теперь уже «БратскГЭСстроя» вырос с 500 до 27700 человек, как всенародная стройка, а в следующем пятилетии – до 47 000 человек. Представители в основном комсомола практически всех союзных республик СССР участвовали в этой грандиозной стройке. Рост численности коллектива строителей шел одновременно с созданием мощной строительной базы и строительством Братской гидроэлектростанции.

Уже в 1961 году были введены в эксплуатацию четыре энергоагрегата мощностью 225 МВт, а в 1962 и 1963 годах – еще по шесть агрегатов каждый год. Силами «БратскГЭСстроя» по существу создана энергетическая мощь Сибири и Дальнего Востока. Его усилиями, а иногда и с участием других строителей, построены и действуют крупнейшие в мире гидростанции: Братская, Усть-Илимская, Красноярская, Зейская и другие энергетические мощности. В июле 1966 года был сдан в эксплуатацию крупнейший в мире Братский алюминиевый завод. Сданы в эксплуатацию и начали действовать Братский и Усть-Илимский лесопромышленные комплексы, Коршуновский горно-обогатительный комбинат, ряд других предприятий.

Усилиями другой мощной строительной организации «Ангарскстрой» в городах Ангарске, Усолье-Сибирском, Саянске появились нефтехимические комбинаты, Черемхово стало центром угольной промышленности Восточной Сибири. В Иркутске начал выпускать продукцию авиазавод. Начали действовать и другие предприятия.

Появились новые, похорошели старые города. В настоящее время город Братск насчитывает 240000 жителей, является современным, удобным для проживания городом. Не отстает от него по красоте новый Усть-Илимск. Помолодели Иркутск, Ангарск, Саяны, Усолье-Сибирское, Тайшет, Усть-Кут и другие города.

Получила развитие энергетика читинской области и Бурятской АССР, Хабаровского края, Амурской области, Забайкалья. В короткое время удалось стабилизировать энергетическое и техническое снабжение городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Биробиджана, Николаевска-на-Амуре.

Но это начало освоения этих дальних территорий страны, которое является предвестником бурного развития этого края. Будущие поколения будут гордиться опытом строителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, который, наверное, будет и впредь использоваться в развитии производительных сил на всей территории России.

Наряду с этими хорошими поступательными шагами страны, к сожалению, руководство ее развитием экономики и территорий не обошлось без Хрущевского вмешательства. В 1957 году отраслевые центральные министерства были ликвидированы и вместо них были созданы 105 территориальных совнархозов, которые начали обрастать различными управлениями и отделами. Появилось дополнительно огромное количество служащих, а единая техническая политика производственных ведомств рушилась. Проблемы республик, краев, областей нередко решались в ущерб общесоюзным интересам. Впоследствии под предлогом, что совнархозы свои задачи выполнили, вернулись снова к министерствам, а совнархозы были ликвидированы.

В народе осталась благодарность Хрущеву за обеспечение трудящихся жильем. По всей стране в 50–60 годы в городах было организовано строительство в основном 5-этажных домов (хрущевки) квартирного типа, с небольшой кухней, с отоплением и освещением, водопроводом. За семь лет, с 1959 по 1965 год, в квартиры таких домов было заселено 17 млн людей. До этого таких стремительных темпов в строительстве бесплатно выделяемого жилья для трудовых масс не знала и сейчас не знает ни одна самая богатейшая капиталистическая страна. Государство стремилось дать скромные, но необходимые бытовые условия как можно большему числу семей. Наряду с жильем строились новые школы, больницы, поликлиники, Дворцы и Дома культуры, учреждения бытового обслуживания, спортивные сооружения.

Тяготы ужасной войны и послевоенной разрухи постепенно забывались. В июле 1956 года были увеличены размеры пенсий для нетрудоспособных граждан. Увеличились расходы на содержание органов здравоохранения и учебных заведений.

В связи со сложностями правительство приостановило в 1958 году на 20 лет выплату долгов по облигациям внутреннего займа: и в 1979 году сохранившиеся замороженные облигации были оплачены. В 1961 году были обменены бумажные деньги и металлические монеты прежнего образца на новые в отношении 10:1. В таком же отношении уменьшилась зарплата, пенсии и различные цены на товары и продукты. Однако цены на рынках сокращаться в 10 раз не захотели. Несколько округлялись и поднимались государственные цены, особенно на спиртные напитки и на товары, которые не считались «предметом первой необходимости».

Министры финансов СССР А. Г. Зверев, а после него В. Ф. Гарбузов умело находили средства на выполнение намеченных правительством задач. Они были крупными специалистами своего дела. Ныне характерные для финансистов пресловутые инфляции, пожирающие обманные прибавки к зарплатам и пенсиям, советское правительство не допускало. Не допускало также финансовые аферы с опустошением кошельков у трудовых слоев населения.

Хрущев оставил о себе недобрую память у военных. После окончания войны было демобилизовано 33 призывных возраста. В 1955 году вооруженные силы были сокращены на 640 тыс. человек, а 15 мая 1956 года – еще на 1200 тыс. человек.

После таких сокращений в армии и на фронте осталось около 2,5 млн военнослужащих или 1,2 % от числа населения СССР. Политика по сокращению армии была верной, но проводилась она по-хрущевски торопливо, размашисто и безалаберно. Тысячами увольняли офицеров, имеющих ценные военные специальности. Не заботились о сохранении в армии костяка из молодых офицеров. Некоторым категориям фронтовиков снизили размеры пенсии. Хрущев нередко оскорблял военных пенсионеров, называл их бездельниками. В городах образовались огромные очереди на жилье из уволенных бесквартирных офицеров. Срок на получение ими квартир с 3 месяцев затягивался на годы. Мобилизационная готовность страны (при наличии оружия массового поражения) снижалась. Вопросы обороны многим не казались первостепенными, в том числе и людям на руководящих должностях. По этим вопросам осенью 1957 года у Г. К. Жукова появились разногласия с Президиумом ЦК КПСС.

Престиж военной службы начали поднимать после отставки Хрущева. В речах Хрущева и его ответах на вопросы журналистов встречается немало противоречий, что говорит о том, что он не был готов занимать этот пост. Социалистические отношения расшатывались этим стилем партийного руководства. При Сталине государственная власть в республиках, краях и областях принадлежала исполнительным комитетам Советов, а партийные органы осуществляли политическое руководство. При Хрущеве руководителей исполкомов Советов стали прижимать партийные руководители, советская власть постепенно оттеснялась от управления властью партийной. Исполкомы Советов работали под контролем вышестоящего исполкома, местного партийного комитета и своих депутатов. Партком же был подотчетен только вышестоящему.

Кадры сталинской закалки противились такому порядку и в конце концов оказывались на обочине дороги.

В партийных советских профсоюзных органах складывались сообщества «своих людей» с круговой порукой, приятельскими отношениями, взаимовыручкой. Ширились неузаконенные привилегии, безделье, организационные просчеты, служебные злоупотребления замазывались. Авторитет руководителей государства падал. Соратники Хрущева увидели, что его лидерство стране добра не принесет и решили отправить его в отставку.

Тайком, когда он отдыхал в Крыму, подготовили и 14 октября 1964 года собрали пленум ЦК КПСС, вызвав на него и самого Хрущева. Н. С. Хрущев, по своей натуре надменный и упрямый, делал всегда все по-своему, зачастую не слушал ничьих советов и вскоре стал жертвой своих заблуждений. На заседании Пленума обвинили его в «волюнтаризме» и «субъективизме», сняли с высших партийной и государственной должностей и вывели его из состава Президиума ЦК. Это был первый случай в жизнедеятельности партии, когда ее первого руководителя отстранили таким образом от работы. В то время Н. С. Хрущеву было 70 лет. Через семь лет он скончался, на всех обиженный.

Члены партии, рядовые жители страны с одобрением встретили это решение. Своим вероломством в принятии и осуществлении решений он причинил немало бед как самой партии, так и Советскому Союзу.

Новому государственному и партийному руководству страны на первых порах немало пришлось потрудиться, чтобы разобрать тот бурелом, который появился при Хрущеве.

Первым секретарем ЦК КПСС избрали 58-летнего Л. И. Брежнева (с 1968 года его стали называть Генеральным секретарем). Председателем Совета Министров СССР назначили А. Н. Косыгина, который до этого был 1-м заместителем Хрущева в правительстве СССР. На посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР вместо Брежнева стал А. И. Микоян. Но практически Центральный аппарат партии и состав Центрального правительства мало чем изменился.