Глава 1
Грамотное торможение
Я отпускаю тормозную педаль
намного плавней моих соперников.
Самым ответственным и сложным манёвром в области вождения является торможение. При том, что с педалью тормоза приходится взаимодействовать постоянно, мало кто знает, что тормозить можно по—другому. Что мы знаем о торможении? Существует педаль тормоза, которая находится слева от педали газа. Если мы хотим остановиться, давим на неё правой ногой. Если человек хотел узнать больше, то он видел на сотне сайтов, что существует «150» видов торможения, которыми ему необходимо овладеть для безопасного вождения. При этом основная идея заключается в том, что нужно чередовать нажатие на педаль с отпусканием, для того чтобы колёса блокировались лишь на некоторое время, затем продолжали вращение, потом снова блокировались и так до полной остановки. Так как физиологически возможности человека ограничены, то он может совершить только определённое количество таких нажатий или циклов. Здесь же упоминается антиблокировочная система, которая работает по описанному выше принципу, но с тем отличием, что она управляется электроникой, которая способна обеспечить намного большее количество циклов с блокировкой колёс. Таким образом, нам говорят, что автомобили с системой АБС намного эффективнее. Так что, если вы счастливый обладатель такого автомобиля, то вам разрешается ничего не знать, а если вы решите вдруг остановиться, то всё, что от вас требуется, это со всей силой вдавить педаль и наслаждаться работой электроники. Теперь вернёмся в реальный мир.
Торможение – это первое, с чего необходимо начать улучшать свои навыки вождения. Максимальная скорость, с которой вы можете двигаться – это скорость, при которой вы можете уверенно остановить автомобиль. Например, если вам не доводилось интенсивно тормозить на скорости в 150 километров в час, то такая скорость будет для вас слишком высокой, так как при необходимости снизить её до 70 километров в час максимально быстро, вы будете делать это впервые.
Давить на газ всегда легче, чем на тормоз. Именно с началом торможения возникают опасные ситуации. Именно по тому, как человек тормозит можно многое понять об его уровне вождения. Английский телеведущий и журналист Джереми Кларксон отлично выразился по этому поводу: «Скорость ещё никогда никого не убивала, внезапная остановка, вот, что убивает». Я не знаю, что в точности он имел в виду, но к нашей теме его высказывание имеет непосредственное отношение. Когда человек принимает неожиданное для себя решение затормозить, то довольно часто это решение приводит к потери контроля над автомобилем. Происходит это из-за того, что в момент внезапной смены ускорений7, кардинально изменяется баланс машины. Если провести параллель с бегом, то резкий удар по педали тормоза для автомобиля означает тоже самое, что для человека споткнуться на полном ходу.
На некоторых видеороликах можно наблюдать, как водители, двигаясь на высокой скорости по прямой, абсолютно ровной, пустой дороге, теряли управление над автомобилем. Во всех ситуациях это происходит после внезапного торможения8. При этом чрезвычайно мало случаев, когда интенсивный разгон заканчивался бы аварией.
Необходимо научиться контролировать усилие на педаль тормоза, а не просто давить на неё, когда вам требуется снизить скорость. На первый взгляд это может показаться очевидным утверждением, однако всё не так просто. Смысл в том, чтобы на протяжении всей фазы торможения замедляться с одинаковой интенсивностью.
Вернёмся к аналогии с бегом. Когда вы решаете остановиться, вы замедляетесь очень плавно, это происходит естественно, и человек не задумывается над этим. Даже в самом конце вы не сможете взять и встать, потребуется ещё пара последних шагов для полной остановки.
Автомобиль тормозит по этим же самым принципам. Обеспечить такое торможение довольно сложно, но пройдя отдельные этапы, шаг за шагом, можно научиться это делать. И тогда вы будете получать ещё большее удовольствие от вождения. Но обо всём по порядку.
Не надо искать специальные площадки, можно тренироваться на дорогах общего пользования, не нарушая при этом правил дорожного движения. Для начала стоит обратить своё внимание на поведение автомобиля при остановке. В этот момент педаль тормоза должна быть полностью отпущена9. Если всё сделать правильно, то в момент остановки, вы не должны чувствовать, как вес машины резко перемещается назад. Речь идёт не о том, чтобы медленно подкатываться и в конце концов остановиться, а о том, чтобы плавно уменьшать усилие на педаль тормоза с уменьшением скорости движения автомобиля. Если удерживать педаль тормоза до полной остановки в одном положении, то переместившийся на переднюю ось вес автомобиля вернётся на своё место мгновенно в момент полной остановки. Таким образом, ваши пассажиры будут каждый раз неприятно информированы о том, что вы остановились. А для вас, как водителя, это должен быть сигнал о том, что вы не чувствуете в должной мере педаль тормоза.
Наша же задача заключается в том, чтобы обеспечить равномерное, плавное возвращение веса к моменту, когда скорость будет равна нулю. Конечно, при остановке на светофоре нет никакой разницы, происходит раскачка кузова или нет. Идея заключается в том, чтобы выработать правильную привычку работы с педалью тормоза. Если изо дня в день совершать «неправильные» торможения, то и в ответственный момент будет неправильное торможение. Поэтому требуется точная работа с тормозным усилием на подсознательном уровне. Дело в том, что для достижения определённого замедления на разных скоростях требуется приложить разное усилие на педаль тормоза. Это очевидно, однако на практике получается совсем другая картина.
Возьмём, к примеру, водителя, двигающегося со скоростью 100 километров в час по шоссе. В какой—то момент он видит, что впереди пробка. Он, не задумываясь, жмёт на тормоз и удерживает его в этом положении до самой остановки10. Таким образом, с уменьшением его скорости нарастает тормозной импульс или, другими словами, к моменту остановки вы тормозите «жёстче», чем в самом начале. А это, в свою очередь, означает, что чем дольше вы тормозите, тем меньший имеете контроль над машиной.
Здесь можно задать вопрос: ну и что в этом такого, нарастает там что—то или нет? Остановился и ладно. При такой технике вождения можно однажды попасть в неприятную ситуацию. Не изменяя тормозное усилие с уменьшением скорости, водитель рискует спровоцировать блокировку колёс, которая приведёт к потери сцепления и контроля над автомобилем. Самое главное то, что при такой манере езды невозможно узнать, когда наступит блокировка и наступит ли она вообще. Здесь важно понимать, что подобным образом передвигаются миллионы людей изо дня в день. Но если вы хотите стать более искушённым и искусным водителем, то для вас это просто недопустимо.
Описанная ситуация наиболее вероятна зимой, на скользком покрытии. На телевидение это комментируют так: человек не справился с управлением. На деле у него не было возможности справиться, потому что для этого необходимо владеть базовыми навыками. Всё, что ему остаётся – это надеяться на благоприятную ситуацию. Поэтому такому человеку элементарно не повезло заметить препятствие слишком поздно для своего уровня вождения.
Здесь наверняка многие вспомнили про антиблокировочную систему. Но срабатывание АБС также означает ошибку водителя. Стоит отметить, что данная система лишь сохраняет возможность управлением автомобиля при «жёстком» замедлении для человека, не владеющего навыками торможения. На дорогах общего пользования не может быть и речи о блокировке колёс или срабатывании АБС.
Выше была описана простейшая ситуация. Если добавить к рассмотренному примеру наличие поворота, то ситуация изменится. Автомобиль не может замедляться в повороте столь же эффективно, как и на прямой. Если вы начали тормозить на прямом участке дороги и вынуждены продолжить торможение в повороте, то необходимо уменьшить давление на педаль. При этом, если вы не привыкли к работе с педалью тормоза, то вы просто будете продолжать создавать такое же тормозное усилие, как и до поворота. Даже если скорость уже снижена достаточна, отпустить педаль очень сложно с психологической точки зрения. Кажется, что машина движется ещё слишком быстро и надо продолжать тормозить.
Конец ознакомительного фрагмента.