Введение в распределение веса автомобиля
– В чём секрет вашей скорости?
– Как можно меньше рулить.
Когда автомобиль стоит на месте, его вес распределён в определённом соотношении между передней и задней осью. Для каждого автомобиля это соотношение разное. В тот момент, когда автомобиль начинает движение, его вес перемещается между всеми колёсами или, если говорить более грамотно, перераспределяется.
Это можно изобразить в виде диаграммы. Шарик представляет собой вес автомобиля. При торможении вес смещается вперед, на передние колёса. При разгоне, соответственно, в обратную сторону, на задние колёса. При повороте налево – к правой стороне, а при повороте направо – к левой стороне. Если торможение или ускорение комбинируется с поворотом руля, что обычно и происходит, то и вес перемещается в двух направлениях.
Вес автомобиля в состоянии покоя.
Смещение веса при торможении с одновременным поворотом влево.
С перераспределением веса изменяется и сцепление шин с дорожным полотном. Причем изменение это нелинейное. Это значит, если 200 кг смещаются от задней оси к передней, то сцепление передних колёс увеличивается на меньшую величину, чем величина потерянного сцепления задних, поэтому общее, суммарное сцепление снижается. Чем резче происходит перераспределение веса, тем меньше у шин сцепления. Таким образом, чтобы обеспечить максимально возможное сцепление с дорожным полотном, необходимо обеспечить максимально плавное движение автомобиля. Чем плавнее вы ведете машину, тем быстрее можете ехать.
У автомобиля всегда есть определённый запас сцепления для каждой ситуации. Весь этот запас может расходоваться на три действия:
– Торможение
– Ускорение
– Поворот
Если тормозите на пределе возможного, то уже нет возможности поворачивать. Как только вы начнёте, в этой ситуации, вращать рулевое колесо, колёса сразу же заблокируются или сработает антиблокировочная система5. То же самое происходит и при ускорении. Если у автомобиля передний привод, то крутящий момент от двигателя передается на те же (передние) колёса, которые отвечают за управление. К слову, у заднеприводных автомобилей такой проблемы нет.
Перераспределение веса можно представить в виде человека, идущего с тарелкой воды. В этой ситуации тарелка возьмет на себя роль автомобиля, а вода будет представителем веса. Если человек будет идти, а потом решит остановиться и встанет как вкопанный, то вода сразу же выльется наружу. Точно также, если он решит сорваться с места, то вода расплескается на этого наивного человека. Также, как и в случае с вождением, это будет означать только одно – человек облажался.