Вы здесь

Путь к Другому. Глава 1. О психческой реальности (А. М. Богачев, 2018)

Глава 1

О психческой реальности

Но ты не веришь душе,

А как же тогда верить тебе?

К. Кинчев


Надо вернуться «в себя», отказавшись от обычных уловок, которые позволяют нам избегать встречи с тем, что с некоторых пор стали обозначать термином «внутреннее пространство».

Р. Ассаджиоли


В главе «О психической реальности» представлены доказательства существовании мира души (психического мира) как полновесной реальности. В этом контексте рассмотрены ключевые понятия психологии.


Ключевые слова: Другой, психическая реальность, психика, душа, вера, субъект, личность, сознание, бессознательное.


Мы говорим о «психической реальности». А что такое «психическая реальность»?

Термин «психическая реальность» подчеркивает особенность психического мира, как реальности, не сводимой к материальному миру.

«Существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов» писал В. Н. Дружинин12.

Понятие психической реальности позволяет нам лучше понять, что существуют самостоятельные психические факты, которые, как минимум, невозможно полностью свести к фактам «физическим» и которые подчиняются определенным закономерностям, опять-таки не сводимым к фактам материального мира.

К. Г. Юнг отмечал: «Чем «психичнее» состояние, тем оно сложнее, тем в большей мере соотносится оно с целым. Конечно, элементарные психические состояния теснейшим образом переплетаются с физиологическими телесными процессами. Нет ни малейших сомнений в том, что физиологический фактор представляет собой по меньшей мере один полюс космоса психики. Но если влечения и аффекты, как и вся невротическая симптоматология, проистекающая из психического расстройства, очевидным образом покоятся на физиологическом основании, то и само это расстройство способно ввергнуть в беспорядок физиологическую упорядоченность. Если это расстройство заключается в вытеснении, то этот фактор, а именно вытеснение, принадлежит к «высшему» психическому порядку. Как показывает опыт, это уже не элементарная физиологическая причина, но, как правило, в высшей степени сложное образование. Например, им может быть рациональное, этическое, эстетическое, религиозное или иное как-то связанное с традицией представление, для которого наука не находит физиологического базиса. Эта сфера доминант высокой сложности образует другой полюс, психики. У него есть своя энергия, которая в иных случаях многократно превосходит энергию физиологически обусловленной психики»13.

Существуют неоспоримые доказательства существования именно психической реальности:

А) Каждый человек живет верой во что-то. Основа воли к жизни каждого из нас – та реальность, которая конституирует наше «я». Камикадзе и герои могут умереть ради Идеи. Самое страшное для человека – потеря, крах его психической реальности. Даже террорист, не говоря уже о подлинном герое, умирает во имя своих идеалов. Ужас для него – узнать, что они ложны. Потеря веры приводит человека к смерти, причем за психической смертью следует физическая. В качестве примера такой смерти можно привести случай с рефрижератором: некий человек случайно вечером оказался закрытым в большом холодильнике, технологическая температура которого – минус 20 градусов по Цельсию.

Наутро его нашли мертвым с признаками обморожения. Однако оказалось, что холодильник был выключен14. Другой пример: в случае отсутствия или разрушения душевной связи человек умирает, несмотря на все материальное благополучие. Например, в благополучных американских детских домах младенческая смертность в пять раз выше, нежели в семьях американских бедняков-алкоголиков15. И, наконец, еще один факт (на сей раз из мира животных): крысы, опущенные в бочку с водой, откуда невозможно выбраться, обычно тонут через несколько минут. Но если их вытаскивают из бочки и затем вновь бросают туда, то крысы держатся на воде до 80 часов16.

Б) Человек – не машина. Как мы выяснили выше, если людям, у которых умер близкий, предложить «супербиоробота», практически полностью повторяющего поведение, запахи и т.д. умершего, то это не станет адекватной заменой, ибо есть нечто, что не возникнет в любом, самом совершенном, биороботе. Это нечто и называется психической реальностью, душой, центром личной Вселенной.

В) Мы можем разотождествиться с нашим телом. Человек может сказать себе: «У меня есть тело, но я – это не только и не столько тело»17. Сказав это, мы можем сознательно изменять наши ощущения различного рода (а также эмоции и мысли), что позволяет управлять своими психофизиологическими и психоэмоциональными состояниями. Интересен следующий мысленный эксперимент: в случае пересадки каждого из двух полушарий одного и того же мозга в разные тела аутентичное «я» (в отличие от «субличностей») по определению не разделится пополам. Если человека клонируют, то его «я» отнюдь не переселится в клон, хотя физиологически клон будет полной физической копией «оригинала» (может быть, именно по причине необходимости физического разделения двух «субъектов» и делится зародышевая клетка, из которой получаются два тела однояйцевых близнецов).

Г) Человек изначально существует в соотношении с Другим (а можно даже сказать, существует в Другом как в иной сущности). Иными словами, в Другом (определение данного феномена мы дадим чуть ниже) изначально находится центр индивидуального человеческого бытия. Самоощущение человека, его «я» формируются именно в соотношении с Другим, благодаря «взгляду» на себя со стороны. Таким образом, специфически человеческое бытие изначально трансцендентно, т.е. протекает вне индивида, как центра активности. Отсюда следует, что человек по своей сущности находится в психическом поле (поле особого взаимодействия, причем одновременно на разных точках этого поля). Даже схема тела и образ тела строятся и принимаются «я» (также психическим образованием) в результате функционирования психики и в рамках психической реальности.

Д) Наконец, существует еще одно доказательство существования психической реальности, причем специфически человеческой психической реальности. Только человек способен поставить вопрос о смысле жизни. Только человек может осознанно выйти за пределы самого себя, только человек обладает самосознанием. Только человек способен к осмысленной трансценденции. Таким образом, последнее доказательство является своеобразным витком спирали и отсылает нас к первому доказательству.

В процессе работы с психической реальностью мы должны на что-то «опираться».

Важно понимать, что эмоции, мышление, воля и другие психические функции сами по себе являются проявлениями некого центра активности, некого «внутреннего я», представляющего собой «исходную точку» бытия конкретного живого существа. Иногда эту точку называют душой или духом, но здесь мы не будем употреблять эти понятия, потому что: а) мы используем понятийный аппарат, принятый в светской психологии; б) даже если бы мы их использовали, мы бы должны были признать, что дух и душа все равно кому-то принадлежат, и дух и душу что-то объединяет, причем не только и не столько тело (ведь дух и душа принадлежат к сфере нематериального). Итак, определим те феномены, которые позволяют нам говорить о феноменах собственно психической реальности.

а) «Субъект» изначальный центр активности, истинное «я» человека, начало его внутренней движущей силы (которую и нужно «пробудить» в ходе психологической работы). Субъект осуществляет акт проявления воли (напомним, что, просто осознав себя субъектом, мы можем управлять своими состояниями, такими как температура тела, эмоциональное состояние, ощущения18; в глубинном же плане осознание себя субъектом позволяет делать самые разные выборы, включая экзистенциальные). К понятию субъекта близка следующая мысль основателя психосинтеза итальянского психолога Роберто Ассаджиоли: «Как бы ни трактовалось отношение между индивидуальным Я и всеобщим Я – как отношение тождества или сходства, различия или единства, – самое главное ясно видеть и все время учитывать (в теории и на практике) разницу между Я в его сущностной природе, которая была названа нашим «Источником», «Центром», «глубинным Существом», нашей «Вершиной», – и нашей повседневной личностью, нашим ограниченным «я», или эго, которое мы обычно сознаем. Небрежение этим жизненно важным различием приводит к нелепым и печальным последствиям»19. С точки зрения Ассаджиоли, внутренний мир человека состоит из множества «субличностей»20 (автономных комплексов эмоций, мыслей, испульсов к действию21), которые, можно сказать, являются «другими внутри». При этом по нашему мнению субъект – это одновременно и «центр», и способность быть как «между» различными частями внутреннего мира (личности), так и ими всеми одновременно. Согласно же отечественному психологу В. А. Петровскому субъекту как «трансцендентному «я» «соответствует causa sui в значении «действующей причины»22.

б) «Личность»23обладающая энергией целостность, проявляющаяся в системе взаимоотношений субъекта (с Другими и самим собой). Личность – это все богатство взаимодействия конкретного субъекта, его внутренний потенциал позитивного напряжения, системное многообразие его внутреннего и внешнего мира.

Как мы видим (слышим, ощущаем), человек становится субъектом и проявляет себя в качестве личности именно в процессе взаимодействия с Другим.

в) «Другой» – иной центр переживания мира, иное «я» как во внешнем, так и во внутреннем мире. Речь идет о всегдашнем взаимодействии субъекта с кем-то Другим, укорененности субъекта в Другом (закон: субъект изначально существует в Другом).

Получается, что человек, как субъект, изначально и постоянно находится и «в себе», и «вне себя», за пределами себя.

И здесь мы приходим к двум важнейшим понятиям сознанияи бессознательного (запредельного).

г) «Сознание», «бессознательное» и их напряженное единство.

Сначала дадим определения.

Сознание – это то, что я и Другой «знаем совместно» в данный момент времени. К. Г. Юнг описывает сознание так: «Под сознанием я понимаю принадлежность психического материала к Я, поскольку материалу этому удаётся стать им воспринятым. А то, что Я не может воспринять, остаётся бессознательным. Сознание является функцией или деятельностью, которая поддерживает взаимосвязь психического материала с Я» (GW 6, § 758)24.Сознание – это, в том числе, и способность к адаптивной направленности на объект. Поэтому у сознания есть предел, поэтому человеческое сознание ограничено. Быть в Другом, отдать себя Другому, встав на его место, приняв Другого (Иное) как самоценность, можно лишь выйдя за рамки того со-знания, что есть на данный момент времени. Значит, в психической реальности естественным образом существует запредельное, «бессознательное».

Определение бессознательного из краткого психологического словаря под ред. Давыдова таково: «Бессознательное – это 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов»25.

С нашей точки зрения, запредельное (бессознательное) представляет собой бытие-в-Другом, несомненный факт психической (да и физической) реальности.

«Бессознательное» – это то, что:

а) находится за порогом сознания (здесь понятие «бессознательное» частично пересекается с понятием «неосознанное»);

б) вытеснено из сознания в результате работы защитных механизмов психики;

в) является вместилищем и источником возникновения архетипов, т.е. изначальных образов;

г) отсылает к Другому.

Характеристики бессознательного:

а) оно находится вне времени и пространства;

б) в бессознательном (запредельном) нет «нет» (отрицания);

в) его содержание дополняет (или подавляет) сознание;

г) его содержания на уровне сознания проявляется в символической форме;

д) оно обладает архетипической «структурой»;

е) в конечном счете, противоположности объединяются за пределом привычного нам сознания.

По сути дела, суть любой психологической работы – более здоровая и полноценная, чем раньше, интеграция субъекта и Другого, сознания и бессознательного (т.е. устранение болезненных дефектов личности и ее развития).