Глава 2. Соль земли
О святости как идеале жизни
В первой главе мы с вами подробно разобрали цель и задачи человеческой жизни. Узнали, как был сотворен человек и к чему призван. Теперь давайте посмотрим, как реализовывались христианские идеалы в истории человечества и, конечно же, нашего Отечества. Солью земли называют тех людей, которые сумели исполнить свое божественное предназначение – стали проводниками Господней воли в этом мире. Это святые. Это те, которые сумели здесь, на земле, обрести преподобие, стать жилищем для Святого Духа. Путь к святости у разных людей, в силу их духовных и психических особенностей, может быть различным. Но итог всегда один – единение с Богом, святость.
Святость – это свойство, присущее Богу, которым Он наделяет уверовавших в Него и последовавших за Ним людей. Человеческая святость означает не полную безгрешность, но посвященность Богу, устремленность к безгрешности и совершенству. Святитель Василий Великий говорит: «Я человек, но имею задание стать Богом». И это возможно только при устремленности к святости как идеалу жизни.
Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. Святые – это наглядное проявление Промысла Божьего о человеке, Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Каждый святой со своим особым житием являет своеобразный путь к святости и выступает как образец этого пути. По учению Церкви, угодники Божии, состоя в лике святых, молятся перед Богом о живых собратьях по вере, которые почитают их здесь, на земле. В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. В церковных источниках второго века уже встречаются свидетельства о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников. Затем, по мере исторического развития Церкви, появляется все больше и больше путей достижения святости, которые мы с вами и рассмотрим ниже.
Полнота благодати Божией преображает святого подвижника, преодолевает законы тварного бытия, раздвигает пределы времени и пространства. Святые подвижники образуют видимое звено между нашим миром и небесным Царством Божиим. Это истинно ангельские люди и человеческие ангелы. Восходя от меры в меру, все более и более проникаясь божественным духовным светом благодати, они подобно раскаленному железу под действием огня просветляются, как солнце, достигая высших состояний обожения в познании духовных тайн, в Богосозерцании и Богообщении.
Святость неотделима от Церкви, так как Церковь, будучи мистическим Телом Христовым, есть Путь, Истина и Жизнь. Церковь – это путь, по которому шли все святые, и истина, в которой они живут. Церковь, обладая полнотой истины и даров Святого Духа, предлагает их всем, только мир не может принять их по причине своей закоснелости во грехах и зле. Вне истины, хранимой соборностью Церкви, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности. Это была бы смесь верного и ложного, реальности и иллюзий – «мистика» в дурном смысле этого слова.
Многообразны виды святости. Каждый святой, даже одного вида святости, непременно имеет свои неповторимые индивидуальные черты, так как всякая личность неповторима. Но что у них общего, так это полное самоотречение и следование за Христом, подвига ради Него, по Евангельскому слову: …кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Это единственный путь: вне его не может быть иного.
Икона «Собор всех святых, в земле российской просиявших»
Пути обретения святости
Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах. Это пророки, праотцы, апостолы, равноапостольные, великомученики, мученики, преподобномученики, священномученики, страстотерпцы, исповедники, преподобные, Христа ради юродивые (блаженные), святые благоверные князья, святители, святые праведные, бессеребреники.
Святые пророки
К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Промысла Божия. По внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например, праведная Анна (16 февраля).
Святой пророк Илия
Святая Анна-пророчица
Святой Иоанн Креститель
Последний из пророков, возвестивший: … покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) – и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, – Иоанн Предтеча.
Святые праотцы
Это первые праведники в человеческой истории. К ним относятся ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) – родители Божией Матери, праведные Захария и Елизавета (8 июля) – родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы – праведный Иосиф. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном они – пример соединения праведной жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти.
Святые патриархи Авраам, Исаак, Иаков
Святые праведные Иоаким и Анна
Святые апостолы
Апостолы (по-гречески – посланники) – ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
На иконах первоверховного апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного. Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18–19).
Святой первоверховный апостол Петр
Четыре иконы святых апостолов-евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн – среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Святой евангелист Матфей
Святой евангелист Марк
Святой евангелист Лука
Святой евангелист Иоанн
Святые равноапостольные
Равноапостольные – это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, Мария Магдалина (4 августа), цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).
В иконографии равноапостольных святых часто появляется изображение креста – символа крещения и спасения от вечной смерти.
Святые равноапостольные Владимир и Ольга
Святители
Святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Они получают дар учительства от Господа и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.
Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).
На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра – особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос – верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах – омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Святитель Николай Чудотворец
Святые мученики
Мученики, к которым относится большинство святых, – это те, кто претерпел страдания и смерть за Христа, за правую веру, за отказ от служения идолам. Первообраз мученичества – Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.
Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеймон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).
Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики – в монашеском постриге.
Святой великомученик Георгий Победоносец
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий
Святой преподобномученик Корнилий Псково-Печерский
Святые страстотерпцы Борис и Глеб
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми-страстотерпцами были князья Борис и Глеб (6 августа).
Мученики, начиная от святого первомученика Стефана (Деян. 7) и до новомучеников нашего времени, являются продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.
В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру и красные одежды мучеников – символ пролитой крови.
Святые исповедники
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века, исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.
Святой преподобный Николай исповедник, игумен Студицкий
Святой преподобный Максим исповедник
Преподобные
Преподобные (уподобившиеся Господу) – это святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели – смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).
Святой преподобный Сергий Радонежский
Монашеская аскеза – особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основой монашеского подвига являются пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге.
Но монашество не средство только личного спасения. Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи, – эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.
Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.
Святые бессребреники
Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 августа).
Святые бессребреники Косма и Дамиан
Святой великомученик и целитель Пантелеймон
Блаженные (юродивые Христа ради)
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них – Василий Блаженный (2 августа), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.
Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее, невзирая на лица, обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, – вот основные черты подвига юродства.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
Святой Василий Блаженный
Святая блаженная Ксения Петербургская
Святые праведные
Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.
К лику святых праведных относится и великий русский святой Иоанн Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником – представителем белого (женатого) духовенства.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой благоверный князь Александр Невский
Святые благоверные
Святые благоверные – это цари и князья, которые употребляли полученные от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них – Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).
Современные проявления святости
Одним из проявлений святости в современном мире можно считать старчество. Своими корнями оно уходит во времена первых христиан, когда кроме публичной проповеди апостолы также учили каждого в отдельности и воспитывали своих духовных чад. По мере духовного возрастания, последние обзаводились своими учениками, таким образом, связки учитель – ученик, старец – послушник стали передаваться другим поколениям. Особенно много о старчестве повествуют древние патерики.
Старчество было всегда, потому что всегда было духовное руководство. Старец – это, собственно, совершенный святой духовник, человек, непременно обладающий дарами благодати Духа Святого. Поэтому в аскетической литературе есть такое понятие – духоносный старец, то есть старец, в котором пребывает Святой Дух и благодатные дарования которого служат ближним.
Дарования могут быть разными. Но непременно старец должен иметь дар рассуждения, дар прозорливости. Прозорливость – это способность видеть внутреннее состояние человека, его мысли, чувства, переживания, намерения, чтобы помочь этому человеку принести покаяние, открыть ему волю Божию. Многие старцы обладали даром пророчества, то есть они видели будущее, волю Божию о конкретном человеке или даже о многих людях, о целом народе, государстве, поэтому они возвещали пророчества царям и, естественно, учили, как избежать бедствий и как привлечь милость Божию на народ.
Представление о том, каким было настоящее монастырское старчество, можно получить из патериков и жизнеописаний древних святых, из творений святых отцов: преподобных Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Макария Великого и других учителей монашества. О русском старчестве мы узнаем из жизнеописаний и наставлений подвижников более близкого нам времени: преподобного Серафима Саровского, Глинских, Саровских, Валаамских, Оптинских старцев.
Оптинское старчество, например, интересно тем, что оно стало традицией этого монастыря. Еще в начале XIX века, когда в обители появились старцы Моисей и Лев, благодать старчества стала передаваться от старца к будущему старцу вплоть до XX века. Последним Оптинским старцем был преподобный Никон (Беляев), а его ученик, преподобный Севастиан Карагандинский, жил до 1960-го года, то есть Оптинское старчество полтора века служило Богу и людям. До 70-х годов XX века дожил иеросхимонах Стефан (Игнатенко), удивительный старец, обладавший духовными дарованиями. И конечно – игумен Никон (Воробьев), который умер в 1963 году. Он пять лет отсидел в лагерях, потом всю жизнь подвергался преследованиям и гонениям.
Святость в Церкви была и будет всегда. До конца веков будут святые люди, до конца веков будут различные служения святости, и старчество одно из таких служений.
В разные времена святость принимает разные виды. Недавно была эпоха мучеников. В обычной, будничной, жизни и подумать было нельзя, что эти люди станут святыми. Однако Господь послал им этот подвиг, и они достойно перенесли все страдания за Христа, получив мученический венец. Их были десятки тысяч.
Господь, если захочет, может даровать нам любой вид святости. И поскольку старчество – необходимый для полноценной жизни Церкви вид святости, то в той или иной форме оно будет существовать, пока будет существовать Церковь. Может быть, современные отцы, которые руководят нашим спасением, отличаются от отцов золотого века монашества (IV–VI вв.), но и теперь есть люди очень достойные, хотя их немного. В России – это архимандрит Кирилл (Павлов), покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Многие получили большую пользу от общения с ними. Но насколько они старцы, насколько они духоносны, это судить не нам, людям. Это знает только Господь. Но нет ничего тайного, что не было бы узнано (Мф. 10, 26).
Настоящие старцы всегда тяготились большим наплывом посетителей, и мы знаем, что еще преподобный Макарий Великий имел в своей келье подземный ход: когда он видел, что идут мирские люди, он быстренько перебегал из своей пещеры в другую, чтобы его не могли найти. Причем убегал не от всех, а именно от людей мирского духа, которые к нему шли как к некоему фокуснику с какими-то земными вопросами, отнюдь не за назиданием. А тем, кто, ведомый Богом, шел со своими духовными проблемами, он никогда не отказывал в общении.
К сожалению, в наше время появилось немало и лжестарцев, имеющих только внешний вид благочестия. Некоторые из них искренно заблуждаются, а другие это делают из меркантильных интересов, чем наносят немалый вред верующим, особенно новообращенным. Поэтому, с одной стороны, не спешите верить всем подряд, а с другой стороны, не теряйте надежды: если есть Божия воля и вам это полезно, то настоящий духовник обязательно встретится в вашей жизни. Кроме того следует помнить, что порой обыкновенный священник может дать ответы на все вопросы. И если мы, по милости Божией, находим человека достойного, к которому у нас возникает доверие, то это общение нужно ценить и беречь.
Встреча со старцем сейчас – скорее исключение из общего правила, потому что далеко не все к ним попадают. Если бы миллионы людей пришли к старцу, то он, конечно же, не смог бы принять всех, а только очень немногих. И если не послал нам Господь старца, то будем довольны духовником, который у нас уже есть. Если сложились отношения с духовником, и мы удовлетворены его руководством, то не стоит искать кого-то еще, «бегать по старцам». Иначе можно всю жизнь проискать святых и при этом пройти мимо того, кого послал нам Бог для нашего спасения.
Святая Русь
Нередко при изучении религии, истории, традиций нашей страны, мы встречаемся с понятием «Святая Русь».
Но что же это такое? Оглядываясь вокруг, мы особой святости не видим. Это вовсе не то же, что современная Россия. «Святая Русь» – это прежде всего святыни Русской Земли в их совокупности, в их целостности. Это ее монастыри, церкви, благочестивое священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Это святые и праведные люди, несущие свет Христов в общество. Все это объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, наносного, чуждого совести и отвечало лучшим порывам русской души.
Святой – это идеал человека. Поведение святого – пример для поведения всех людей. Святые – это идеальные люди, уподобившиеся Богу, достойные поклонения и подражания. Вместе с тем, народ не может жить только одним унифицированным идеалом человека. Каждый человек индивидуален и своеобразен и поэтому у каждого может быть свой путь к достижению святости. Как различные драгоценные камни, преломляя в себе солнечные лучи, играют различными красками, так и люди, в которых живет Святой Дух, по-разному являют Его в этом мире. Если мы с этой точки зрения посмотрим на русских святых, то поразимся не только многообразию и их разноликости, но и их связью с русской действительностью. Среди святых Древней Руси – рядовые монахи, основатели монастырей, святители, князья-военачальники, князья-мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини, домохозяйки, дети-мученики, юродивые. Не все они повсеместно пользовались одинаковым почитанием. Были среди них и местночтимые, и получившие всероссийское признание.
Итак, в разное время могут возникать разные типы святости. Эпохой наивысшего духовного подъема на Руси являлся конец XIV и весь XV век. Среди святых этого времени особенно выделяется прп. Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры и его ученики, построившие множество монастырей Русского Севера.
Преподобный Сергий, кроме непрестанной молитвы, не чурался и крестьянской работы: копал огород, носил воду, строил жилище, портняжничал и т. д. Именно поэтому он стал на Руси высшим авторитетом для крестьян. Вместе с митрополитом Алексием он был наставником великого князя московского Дмитрия, и когда было необходимо ополчение, чтобы противостоять Мамаю, Сергий благословил его и дал ему в войско двух схимников-богатырей: Пересвета и Ослябю. Последние, проявив чудеса воинской доблести, во многом способствовали победе русского войска на Куликовом поле.
Русские юродивые служили людям, говоря им правду, обличая властителей, защищая слабых от сильных мира сего. Своим подвигом они являли полное пренебрежение к материальным благам, жили небесным.
Этому же учил и другой великий русский святой – преподобный Серафим Саровский. В беседе с Н. А. Мотовиловым он утверждал, что истинная святость достигается стяжанием Святого Духа. «Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые добродетели, суть только средства к стяжанию Духа Божия. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
Замечательный пример служения Богу и людям – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он отошел к Господу в 1908 году. До сих пор в народе жива память о его чудесных исцелениях безнадежно больных, помощи алкоголикам, сиротам и бездомным. Просвещая людей благодатью Божией, он оказывал им и посильную материальную помощь. Спасал душу и выводил из нищеты. Русские святые на своем пограничном (между землей и небом) посту находились бессменно в течение всего земного отрезка своей жизни. Святым надлежало судить «правду» и «кривду», что требовало от них разрыва с превратным миром насилия, эксплуатации, всяческой «неправды». Святые наделяются от Бога способностью вызывать, смотря по надобности, влагу или солнечное тепло, разгонять тучи, посылать снег. Святые делают слепых зрячими, ставят на ноги хромцов, возвращают здоровье людям. Но самое главное то, что исцеляя тело, помогая в материальном, они обращают души людей к небу, врачуют их духовные язвы.
Условия канонизации
Канонизация (греч. – узакониваю) – особое решение Церкви о причислении умершего подвижника веры и благочестия к лику святых. Основаниями, по которым Церковью начинается рассмотрение дела о причислении того или иного подвижника к лику святых, служат следующие обстоятельства: чудотворения, случавшиеся при жизни или после смерти; принятие мучений за исповедание христианской веры; всенародное почитание; нетление останков (не всегда). Причисленным к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение. О святом не молятся, как молятся об умерших, по нему не служат панихид, твердо веруя, что по смерти он удостоился особой милости Божией. Ему служат молебны, к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом.
Основным условием канонизации святых во все времена было проявление подлинной святости праведника. Свидетельствами такой святости могли быть:
• Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия, проповедовавших Святое Евангелие.
• Мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову.
• Чудотворения, совершаемые по молитвам к святым или от честных его останков-мощей.
• Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
• Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
• Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
При многообразии причин и оснований к канонизации святых в различные периоды существования Церкви одно остается неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви.
Наряду с ликами святых, по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые и др.), в Русской Церкви святые различались и по распространенности их почитания – местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сейчас различаются только местночтимые (т. е. те, чьё почитание не выходит за пределы какой-либо епархии) и общецерковные. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена общецерковно прославляемых святых сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в их Святцы.
Информация к размышлению
Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16)
Всякий человек, рожденный в мир сей, тем паче христианин, пусть не думает, будто родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, потому что если б этот был конец и эта цель его рождения, то он не умирал бы. Но пусть содержит в мысли, что родился он, во-первых, для того, чтобы быть (начать существовать) из не сущего, каким был; во-вторых, для того, чтобы, подобно постепенному возрастанию телесному, возрастать мало-помалу и возрастом духовным и добрым подвигом восходить в то священное и боголепное состояние; в-третьих, для того, чтобы сделаться достойным обитать в небесных селениях и быть вчинену в сонм святых ангелов и петь с ними победную песнь Пресвятой Троице, Которая как одна дает ему бытие, одна же Своею благодатию дарует и благобытие, т. е. то показанное – священное боголепное состояние».
Преподобный Симеон Новый Богослов
ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Человек делается сыном Божиим только, когда становится святым.
Святые… как граждане небесные служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. Душевные силы они направляют к духовным созерцаниям и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них.
Словарь
1. Агиография (от греч. ἅγιος – святой; γράφω – пишу) – изучение житий святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
2. Гимнография (от ὁ ὕμνος – «[торжественная] песнь», «гимн» и γράφω – «пишу», «сочиняю»): гимнописание, гимнотворчество – поэтическое, а также поэтико-мелодическое искусство сочинения торжественных, хвалебных песней (гимнов, од), преимущественно культового характера (ритуальных, религиозных).
3. Иконопись (от икона и писать) – иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.
4. Лик святых – изображение лиц святых на иконах. Лик отличается от лица тем, что в нем изображается именно духовное начало, отпечаток святости, играющий на лице святого. При этом земное и житейское уходят на второй план.
Вопросы на понимание
1. Что такое святость?
2. Кто такие святые?
3. Как связана святость с Церковью?
4. Почему существуют различные типы святости?
5. Какие типы святости существуют? Опиши их.
6. Какой смысл вкладывается в понятие «Святая Русь»?
7. Какую эпоху называют временем расцвета святости на Руси? Почему?
8. В чем состоит специфика русского Православия?
9. Каковы условия канонизации святых?