Вы здесь

Путь в тумане. Энциклопедия древнешумерского психоанализа. *** (Вадим Векслер, 2017)

Путь в тумане.

Энциклопедия древнешумерского психоанализа


…если (литературная) форма блестяща, то кажется устаревшей, если анархична – то становится антиобщественной, если необычна для своего времени и своих современников – превращается в воплощенное одиночество.

Ролан Барт


Предисловие составителя


Люди издревле делились всей полезной информацией друг с другом. В старые времена это было необходимо для выживания. Рассказать, где бродит хищник; уберечь, если корешок ядовитый. В современном мире данная забавная инстинктивная способность сохранилась в качестве атавизма – обязательно кому-то растрепать всё, что с тобой произошло, дабы эта информация не умерла вместе с твоим телом (что рано или поздно неизбежно), а размножилась по миру. В качестве примера можно вспомнить остроумные пословицы, или ироничные политагитки недавнего прошлого, напр.: «Болтун – находка для шпиона!». С этим полезным качеством, вероятно, и связана глубинная суть писательства.

Литература – самая древняя форма искусства, она зародилась спустя две миллисекунды после того, как люди научились говорить. Они сразу же начали рассказывать друг другу занимательные истории, в которых было всё: и остроумный оригинальный сюжет, и горькая правда жизни, и глубокомысленная мораль. Но лишь только шесть тысяч лет назад появился первый письменный текст в виде клинописи, в окутанном таинственными легендами районе двуречья. Между Тигром и Евфратом древний, гениальный по своему неожиданному развитию, народ, именуемый в просторечье «шумерами», основал цивилизацию, мудрость которой так и не осознана до конца нашими современниками.

Большая часть шумерского наследия (десятки тысяч глиняных табличек) до сих пор остается непереведенной. Тем больший восторг современного любителя психологии древних должна вызвать эта долгожданная публикация. Детальный перевод был получен в строгом соответствии с каноническими шаманскими практиками и надиктован непосредственно в голову последнему уцелевшему представителю почтенного шумерского народа.

Данную древнюю книгу гаданий современный рациональный человек, конечно, не может воспринимать всерьез, но способен провести аналогии с новейшими достижениями психологической науки. Для тех же, кто не столь искушен, ниже приведен комментарий к каждому коану.


Книга первая.

Дорога перемен


Коан первый.

Порыв к творчеству. Гнев. Недоумение


Ибо создал Энки человека свободным и способным к творчеству. И великие поэты древности оставили наследие для приобщения потомков к прекрасному. И мы до сих пор скорбим, что пятнадцать тысяч табличек, полное собрание их сочинений, были безжалостно уничтожены во времена хаоса и деспотии восьмой династии, когда искусство было объявлено богохульством.

Но и ныне под солнцем и небом человек обращает взгляд внутрь себя, а находит там то, что не принадлежит ему, и пытается отдать это миру. И не может найти форму, и гневается, и недоумевает. Но знающий древнюю мудрость скажет тогда уверенно и ободряюще: «Не бойся. Не бойся никогда. Просто берись и твори. И не жди результатов и не надейся на восторги толпы. Сделай то, на что способен, и освободись от бремени».


Современный комментарий

Белый лист бумаги. С этого всё обычно начинается. Иногда, к сожалению, этим и заканчивается. И не имеет значения, что этот лист не существует. Лишь только набор пикселей на экране. Если б можно было его потрогать; ощупать, ощущая; сжать; смять и выбросить: что бы это дало? Вместо творчества, всего лишь наивная инсталляция contemporary art. Существует всемогущая кнопка delete, или backspace на худой конец. Пишешь, мучаешься, не можешь, потом – раз! И снова первозданная пустота. Белый – цвет, отражающий весь спектр. Он отказывается принимать сигналы из внешнего мира. Как чистое, незамутненное сознание. Зачем его пятнать черными буквами творчества? Один человек пишет, другой читает. И что? Что происходит в этот миг? Момент сопричастия? Или соучастия? Не услышанный одинокий крик о помощи? Попытка насильственного общения? Догадывается ли читатель, поглощая чистовик, сколько было удалено, уничтожено и не допущено до его оценивающего и осуждающего взора? Интересно ли было б ему узреть процесс творчества в действии: постоянное переписывание, искажение, преображение исходника? Это разочарует или удивит? Скорее, ни то, ни другое.

Белый лист бумаги. Что появится на нем? Обличение или мольба? Проклятия или молитва? Увидит кто-то, что могло бы на нем быть? Перед походом в туалет. Где его можно употребить с гораздо большей пользой.

Белый лист бумаги. Оставайся таким всегда. Непорочным, чистым, пустым и способным на всё. Свободным.


Терапия

Указана древними с предельной ясностью: садись и пиши. Пробуй и пробуй снова, если не получается, никогда не сдавайся – сразу ничего не бывает. Избавиться от непосильного бремени нереализованного творческого замысла можно лишь одним способом: реализовать его полностью с максимальным уровнем самоотдачи и самоотречения.


Коан второй.

Проприоцепция. Синдром Пингвина


Я видел людей, лежащих на земле, смотрящих в небо, видящих Энки, но утверждавших, что видят Энлиля. Крепка ли их вера в собственные слова настолько, чтобы мужественно и стойко пойти за них на плаху?

Я видел людей, стоящих на голове и утверждавших, что только так они способны почувствовать приближение Великого Потопа, а потому – спастись. Заслужившие уважение пытались разъяснить, что в случае Потопа лишь большие лодки спасут, но стоящие на голове ярились на кощунственные речи и требовали у наместника защиты прав.

Я видел людей, нырявших так глубоко, что никакой свет не доходил с поверхности. Они терялись и усердно плыли ко дну, неосознанно оказываясь всё дальше и дальше от глотка спасительного свежего воздуха.


Современный комментарий

Представьте Вселенную: где-то в самом конце есть звезды, за которыми пустота. Закрыв глаза, можно оказаться в том районе и долго смотреть за край, понимая, что там никогда ничего не было… Осознание безбрежности сущего и чувство заполнения собой всего пространства перемешиваются с эйфорией от собственной необходимости и ужасом от своего ничтожества. Если у Вас возникает такое ощущение каждый раз при пробуждении – значит, и вы не избежали мгновения сопричастности к Космосу и населяющим его сущностям. Но основная психологическая проблема обнаруживается, когда вера в эти сущности возникает в вашей голове вне какого-либо субъективного опыта. А затем разгораются судебные прения с каждым, кто усомнится в непогрешимости конструкций вашего внутреннего мира.

Потерять ориентацию в пространстве морально-этических и социально-психологических координат несомненно более опасно, чем заблудиться в реальном физическом мире. И этот губительный процесс протекает незаметно, а точка невозврата достигается гораздо быстрее, чем приходит осознание непоправимости ситуации и сопряженные с этим муки совести.


Терапия

Не поддается лечению.


Коан третий.

Бессонница. Апатия. Опустошенность


Наши отцы еще помнят те жуткие времена из детства, когда на улицах встречались люди, изможденные, с черными глазами, что хватали прохожих за руки и шептали им в уши странные пророчества. Среди них довольно часто попадалось то одно, что единственное удалось запомнить дословно. Ибо лишь страх порождало его содержание:

«Ты никогда не уснешь, потому что еще ни разу не просыпался. Так и будешь лежать с открытыми глазами, смотря в бездонность неба не в силах пошевелиться, и неустанно грезить о снисхождении откровения, пока тело твое не истлеет…», – так передавали они его испуганным голосом своим оторопевшим сынам. «А душа…» – и дальше бормотали что-то уж совсем неразборчивое, и только шёпотом на ухо, что потомки постарались забыть и никогда не произносить вслух.

А странные люди давно исчезли с улиц, будто и не было их вовсе.


Современный комментарий

Это странное психологическое состояние, которое трудно объяснить и легче начать перечислять, чем оно не является, нежели точно вычленить саму его суть. Ощущение, что «всё не так, как надо», но как «надо» – ты не знаешь. Будто забыл что-то важное, или ускользает что-то неуловимое. Это и не тревога и не грусть, но, несмотря на определенную отчетливость восприятия происходящего, осознание неотвратимости утраты этого момента в новых витках рефлексии и самоповторах. И в то же время приятное, а потому и немного неловкое, принятие такой зыбкой реальности – как неизбежной и единственно возможной.

Уникальный опыт оригинального, интересного восприятия и составляет базовую основу настоящей осознанной жизни.


Терапия

Вариант первый (для апатичных): не делать ничего. Жить в таком прекраснодушном невесомом состоянии, если оно вполне устраивает и не ведёт к неврозам.

Вариант второй: медитативные практики, осуществляемые на регулярной основе, по слухам, приводят к чудесным результатам.


Коан четвертый.

Начать заново. Поиск себя


Эту старую историю о легендарном царе второй династии Достойные почтения учителя пытаются поведать тем ученикам, что теряют усердие и сосредоточенность.

Прославленный в веках правитель, ещё во времена бурной молодости разочаровавшись в беспутстве роскошной жизни, покинул престол и ушел в пустыню. После семидневного пира с непристойным весельем и разгромом дворца придворные столкнулись с необходимостью принимать решения по управлению страной, что вызвало определенные трудности. Им пришлось прекратить разгул и устремиться за правителем в пустыню. Там мудрецы-советники использовали всё мастерство красноречия, чтобы убедить властителя продолжить править. Царь принял на себя это нелегкое бремя, но во дворец он так и не вернулся.


Современный комментарий

Имеем мы право начать всё заново, представив, что предыдущих лет вовсе не было? Не будет ли это предательством по отношению к собственной жизни? И тем более к тем, кто от нас зависит? В чем мера и объем нашей социальной ответственности или гражданского долга?

Как заставить себя поверить в то, что быть счастливым – это нормально? В обществе, где нормой считается страдание и причитания о своей нелегкой судьбе. Где за хорошее настроение можно получить по морде. Где неприличным считается излучать радость и уверенность в правильном выборе образа жизни, если он в чем-то отличается от общепринятого.

Конец ознакомительного фрагмента.