Глава 1. Ник – житель страны, где правят злые деньги. Начало
В далекие времена… А может быть и не в далекие, может быть, в настоящие дни, а может быть, и в будущем…
В общем, дело было так…
Однажды появился на свет маленький мальчик. Назвали его Ник. И он рос в семье, где были и мама, и папа.
Когда он был маленьким, он плакал, когда хотел кушать, и его кормили сначала грудным молоком, потом – стали давать кашу.
Мама куда-то все время уходила, папа тоже постоянно исчезал. Мальчика куда-то отдавали, кто-то с ним водился. Но это всё происходило, пока Ник был маленьким, и ничего не понимал.
Но самые интересные события начались, когда мальчик стал подрастать.
Когда Нику исполнилось 7 лет, он стал понимать, что что-то странное происходит в жизни. Ведь до этого он все время жил в своём доме и гулял только возле него. И вот однажды он спросил свою маму:
– Мама, а куда ты уходишь каждый день?
На этот его вопрос мама ответила так:
– Я ухожу, потому что мне надо работать.
– А что это такое – работа? И где ты работаешь?
– Я работаю… на Деньги.
– А что это такое – Деньги? Или кто такие эти Деньги? – с любопытством задавал вопрос за вопросом Ник.
Мама ему объяснила:
– Деньги бывают разные. Они живут в городе Денег в разных домах.
– Ой, мамочка! – загорелся Ник. – А можно я как-нибудь пойду с тобой вместе и посмотрю на них?
– Хорошо, – согласилась мама, – ты стал уже большой, и я могу сейчас уже взять тебя с собой.
И вот Ник отправился на первую в своей жизни экскурсию. Вместе с мамой они вышли из своего домика, который был довольно маленьким. Мама нервно поглядывала на часы.
– Боже мой, если я опоздаю, то меня будут ожидать большие неприятности…
Мама с сыном шли очень долго.
Но вот, наконец, они стали подходить к одному поселению в начале большого города. Там были очень странные дома. Выглядели они, как кошельки в мире людей.
Одна улица состояла из тоненьких скромных домов-кошельков. Другая – из очень толстых и красивых. На третьей улице стояли дома-кошельки, сделанные из кожи – дорогие, солидные. А на четвертой улице располагались огромные дома-кошельки, отделанные золотом и блестящими драгоценными камнями. Все улицы сходились в конце к одному огромному зданию, сверкавшему, как алмаз, на котором было написано: «БАНК».
Ник смотрел на все это, и ему было очень интересно.
И вот они с мамой прошли первую улицу, где стояли тоненькие домики, не очень нарядные, и перешли на следующую, где было написано «Улица 50 000».
– Мама, почему здесь везде написано «50 000»? – задал вопрос Ник. Мы уже прошли улицы, где висели таблички с надписями «10 000», «20 000», «30 000», «40 000», и вот теперь указано «50 000». Что это значит?
– Это говорит о том, что в этих домах живут так называемые пятидесятитысячные деньги. То есть их ценность составляет пятьдесят тысяч монет. Сейчас сам увидишь, – пояснила мама.
Они подошли к одному дому – кошельку, и мама открыла дверь специальным ключом, куда Ник с мамой и вошли.
Внутри было много всего интересного. Им сразу же навстречу вышло странное ужасное пузатое существо! Оно имело 3 пары ног, и у него так же, как и у людей, были две руки и одна голова. Голова была похожа на человеческую, но туловище было абсолютно круглое, как будто это чудище проглотило большой арбуз!
И когда это существо шло, то оно все звенело, как будто оно было наполнено внутри золотыми монетами, и они при движении перекатывались и звенели. Дзынь-дзынь…
– Кланяйся, кланяйся быстрее! – проговорила шепотом мама и подтолкнула в спину Ника, чтобы он склонился перед этим существом.
А оно прошло мимо, даже не поглядев в их сторону.
– Мама, – изумился Ник. – Почему мы должны ему кланяться?
– Понимаешь, Ник, если ему не поклониться, то потом у нас не будет еды, жилья, мы лишимся нужных нам средств для существования… Я здесь работаю, подметаю мусор и мою пол, содержу в чистоте окна, посуду, то есть делаю все, что прикажут. В общем, все люди служат Деньгам, по-другому никак не получается приобретать деньги.
Иногда выполняю отдельные задания, пишу, считаю, за эту работу деньги предоставляют нам также еду, одежду, порой снабжают билетами, чтобы куда-нибудь съездить.
– Но мама, мы ездим куда-нибудь только раз в год, а еда у нас, я тебе скажу, не очень-то качественная и вкусная. Я бы хотел лучше питаться. А ты все время говоришь, что у тебя нет средств на более хорошую еду…
Тут мама сказала:
– Понимаешь, если бы ты пошел на соседнюю улицу, то увидел бы, что там живут другие деньги. Там обитают Стотысячные купюры. Вернее от 60 до 100 тысяч. Эта та сумма, которую мы, те, кто работают за деньги, получаем от них ежемесячно. И сегодня у меня как раз такой день, день зарплаты! – заметила мама и радостно побежала получать деньги в одну из комнат.
А Ник пошел тихонько следом, чтобы подсмотреть – что и как будет происходить. По дороге он услышал недовольный грубый голос, принадлежавший тому существу, которое он раньше видел в доме.
– Так, ну что? В этом месяце вы опоздали дважды, один день вы плохо работали, а вот в среду вы не справились со своим заданием, поэтому я вычитаю у вас 5000 и даю вам только 45 000.
– Но почему? – жалобно вопросила мама.
– Без разговоров! – прервал маму противный голос, и что-то звякнуло, щелкнуло, и Ник еле успел отскочить от дверей. Появилась мама, а на глазах у нее блестели маленькие слезинки. Она взяла Ника за руку, они вышли из дома-кошелька и быстро направились к себе домой.
По дороге они заглянули в магазин. В этой стране они рассчитывались за все специальными круглыми монетками, которых было у мамы Ника ровно 45 000 штук. На 100 монет они накупили продуктов и дальше продолжили свой путь. Мама шла и всю дорогу горько плакала.
– Мама, почему ты плачешь? – спросил её Ник.
– Как же мне не плакать. Мне очень обидно, что мне не дали 5000 монет, честно мною заработанные.
– Мама, мне так хочется, чтобы и у тебя, и у всех людей было достаточно монет, всегда имелось много-много денег!
На что мама вздохнула и горько произнесла:
– Знаешь: на другой улице, в другом районе этого денежного города живут другие деньги. И там на них работают другие люди. Те, кто может придумывать разнообразные конструкции, изобретать автомобили, домысливать внешний вид одежды, создавать всевозможные приборы. Они, конечно, больше меня зарабатывают, гораздо больше. Они служат другим господам: стотысячникам, двухсоттысячникам и даже пятисоттясячникам! И там даже живет какой-то Миллион, самый главный, но я его никогда не видела. А те, кто им служит, так много работают, так много… Но я не умею так.
– Как странно устроен этот мир, – задумчиво сказал Ник.– Почему вы с папой должны работать на этих толстых противных чудовищ?
На что мама вздохнула и ничего не ответила.
А вздохнула она потому, что папа мальчика был очень далеко, он уехал на службу к одному господину – двухсоттысячнику. Он отправился очень далеко, и его не было дома уже целых девять месяцев. Ник даже начал забывать, как отец выглядел. Папа постоянно находился в разъездах. Но когда папа приезжал, он привозил много подарков и разных вкусностей. Но про свою работу папа никогда ничего не рассказывал, только вздыхал и говорил, что у него нелегкая, очень сложная и тяжелая работа.
Так проходил год за годом, Ник учился в школе, родители работали, Ник взрослел. И однажды, когда никого не было дома, а Ник сидел, размышляя о странностях жизни и ее несправедливости, случилось нечто необыкновенное.
Нику вдруг стало очень обидно за маму, за папу, за всех знакомых людей.
– Почему же не наоборот? – громко сказал он. – Почему не деньги работают на нас, людей?
И только он это произнёс, как что-то вдруг зашумело, зажужжало, загудела сирена, и к дому подъехала какая-то машина, после чего в комнату вошел… пятитысячник!
Он был очень противным, толстым, с выпуклым пузом, правда, поменьше, чем у пятидесятитысячника. У пятитысячника было всего две ноги, их ему хватало. А у пятидесятитысячника пузо было диаметром два метра, и у него росло еще четыре ноги, чтобы таскать этот круглый живот. Отвратительнейшее зрелище…
Ник, увидев это существо, очень испугался. А пятитысячник с порога как заорет:
– Что за крамольные речи! Всем молчать! Какая свобода? Только работа! Только работа! Ничего другого! Мы здесь – хозяева, а вы – наши слуги! И вы нам будете служить всегда! Никаких разговоров! Все под запретом! Если ты еще раз будешь об этом думать или скажешь что-то подобное, то мы отправим тебя к нашему главному начальнику, и ты будешь всю жизнь у него в рабстве, уж он-то с тобой разберется! Понятно?
– Понятно, – выдавил из себя Ник.
Пятитысячник развернулся и вышел, хлопнув дверью. Сирена затихла.
– Что же делать? – подумал Ник.
В мире, где он жил, все люди работали на Деньги, являясь их слугами, а провинившиеся становились рабами. И очень часто в стране вспыхивали восстания. Люди изнемогали от тяжелой работы и начинали бунтовать против Денег. Они выкрикивали:
– Долой Деньги! Долой! Надо свергнуть власть Денег!
Но как бы много не было недовольных людей, все их восстания подавлялись Деньгами. Приезжали военные и пресекали все возмущения и недовольства. А зачинщиков куда-то увозили, и больше их никто не видел. Поэтому все боялись Денег. И это был большой город страха. Каждый житель чего-то страшился.
Мама боялась, что ее лишат премии, и тогда не на что будет покупать продукты, папа опасался, что отнимут квартиру, так как нужно было платить за жилье… И так все чего-то да пугались.
Но Ник не боялся. Внутри него пробуждался огромный интерес, он постоянно размышлял о том, как можно это все изменить? И он, несмотря на всякие запреты, все-таки решил пойти в город, где жили злобные Деньги. Он захотел отправиться в город Денег и пройтись по улицам с названиями «Сто тысяч», «Двести тысяч», «Триста тысяч», «Четыреста тысяч» и даже дойти до улицы с названием «Миллион»! Туда еще никто из его семьи не доходил.
Ему было очень интересно увидеть Миллион, и Ник размышлял: «Если уже пятидесятитысячник был с шестью ногами, то, сколько же ног имеет Миллион? И как он выглядит? Может быть, как сороконожка?»
– И все-таки, – раздумывал Ник, – неужели нет никакого способа все это изменить? Неужто надо всю жизнь работать и быть рабом Денег? Разве нельзя придумать ничего другого?
И эти мысли приходили ему на ум все чаще и чаще. Ник твёрдо решил, во что бы то ни стало докопаться до истины, и поэтому он не захотел больше сидеть дома. А намеревался пойти и узнать, есть ли какой-нибудь выход на свободу? Можно ли как-то жить по-другому?
И он запланировал свой поход в большой странный город, где жили живые деньги, на которые работали все люди, и куда ему, как и всем несовершеннолетним, было запрещено заходить.