Вы здесь

Путь воспитания, или Тайны маленького сердца. Кто они? Какие они? (Анна Виневская)

Кто они? Какие они?

Итак, 8 векторов, 8 совершенно разных типов психического, которые определяются, которые можно наблюдать и устанавливать, различать и использовать (в современном человеке в среднем 3—4 вектора, которые формируют в себе сочетания, комплексы, жизненные сценарии). Какие они, эти дети?


Звуковой вектор – «Слушатель Вселенной» – главное стремление звуковика – искать смыслы, сосредотачиваясь на себе самом. Чаще всего это происходит в ночной тишине. Именно потому, что, возникает необходимость в поисках смыслов, у ребенка со звуковым вектором в возрасте 5—6 лет начинают возникать вопросы о смысле жизни, о вселенной (Зачем? – основной вопрос поиска смысла). Для того, чтобы задавать такие вопросы (а вопросы – это внутренние нехватки, потребность узнавания, изучения), необходимо подготовить психическое ребенка для сосредоточения. И это психическое как бы «готовит» ребенка в сосредоточении, в тишине, в одиночестве. Звуковой ребенок старается быть один, избегает шума, шумных детских игр, многолюдных компаний. Качества, которые характерны для звуковых детей: эгоцентричность, безэмоциональность, замкнутость и отчужденность. Чаще всего подобное поведение имеет место ближе к пубертатному периоду. «звуковые вопросы» о смысле жизни, которые появляются лет в 6, но не еще «давят» своей неразрешимостью. Эти вопросы потом временно утихают до пубертата.

Родители часто пытаются «исправить» непонятное для них поведение детей через различные воздействия – наказание, приобщение к шумным детским компаниям. Все это приводит у звукового ребенка только к еще более глубокому уходу «в себя». Такой ребенок любит рассказы, тихую музыку, вечерние беседы. Слушатели вселенной часто находятся в состоянии погруженности в себя, мысленного сосредоточения, именно поэтому тихие разговоры с ним будут способствовать научению аккуратному взаимодействию с окружением. Ведь научить определять смыслы в шуме и беспокойном сумасшедшем движении современного общества для него невозможно. Небольшая заторможенность звуковика, как результата постоянного погружения в себя не позволяет ему быстро реагировать на происходящие изменения в окружении, поэтому таких детей часто воспринимают как детей с задержкой развития, заторможенных. Крики, громкие пронзительные звуки, шум негативно действуют на звуковых детей, поэтому задача родителей обеспечить им благоприятную экологию для развития звуковых свойств. Именно эти развитые свойства выведут впоследствии на глубоко мыслящего ученого, поэта, музыканта, философа, физика, компьютерного гения.


Ключевые слова-опоры, которые встречаются в речи звуковика:

Безмолвие, безмолвствие, бряцание, гармония, гром, грохот, гудение, гудок, депрессия, дребезжание, думать, дух, духовность, журчание, затишье, звон, звук, звучание, звякание, иметь смысл, интонация, крик, лязг, молчание, напев, нытье, одиночество, окрик, отзвук, писк, плеск, покой, понимать, проникнуть в смысл, пустой звон, пустой звук, раскаты, рев, рык, скрип, слух, слышишь, слушать, смысл, спокойствие, стон, стук, тишина, тишь, тон, трезвон, треск, хруст, шелест, шорох, шуршание, шум.


Зрительный вектор – «Художник». Часто, когда отзываются о ребенке, у которого проявляется зрительный вектор, мы слышим: «Какой фантазер! Какой выдумщик!». А от ребенка, имеющего зрительный вектор мы можем услышать: «Как красиво! Как не красиво!»

Вся жизнь людей, имеющих зрительный вектор, «крутится» вокруг одного представления о действительности – все вокруг требует красоты, а значит в отношениях красота – это отзывчивость, чуткость, доброта, сопереживание и сочувствие; в реальности – это мечтательность, фантазирование; в проявлении себя – это кокетство, демонстративность, манерность; по отношению к другим людям – внушаемость, совестливость, скромность, влюбчивость.

Почему так случается? Все, что происходит в окружающем мире – «снаружи» и во внутренней жизни – «внутри» наблюдается в виде отдельных деталей, из которых затем как паззл складывается единая картинка происходящего. Для создания общей картинки необходима связь с внешним миром, поэтому эмоциональный контакт, основанный на сочувствии, отзывчивости, понимании, сопереживании, генерируемом общем стремлении к красоте, создается сначала с игрушками и сказочными персонажами, которые оживляются, а затем с растениями, животными, а впоследствии с людьми. В детстве в случае недостатка эмоционального общения как компенсация необходимой эмоциональности могут придумываться друзья, которым даются имена, события жизни, диалоги, общение с ними.

Единую картину мира невозможно представить и составить без частных деталей. Поэтому ребенок, имеющий зрительный вектор эмоционален, контактен, ему интересно происходящее – он активный его участник. Художник в душе и в действительности, он преображает окружение через использование ярких цветов, эмоциональных оттенков в отношениях, поиск впечатлений. И если эта «картинка» недостаточно красочна, как хотелось бы, ее необходимо приукрасить – фантазией, декорированием существующей реальности. Внесение в отношения эмоциональных красок – важная составляющая общения со зрительником, поэтому чтение с выражением, игра в спектаклях, сценках, инсценировка, чтение по ролям особенно хорошо удаются ребенку со зрительным вектором. Привнесение эмоций и преобразование окружения приводит к тому, что в любой ситуации идет поиск эмоционального отклика на происходящее. В то же время мы говорим о страхах и фобиях как об обратной стороне слияния с окружающим миром. Можно сказать, что это тоже включенность, эмпатия, но только со знаком «минус», приукрашивание и эмоциональная направленность через включение в противоположность.

Черное и белое, добро и зло, страхи и эмпатия, красота и обезображенность – это те противоположности, на которые делит мир человек, имеющий зрительный вектор. Искаженные представления о красоте, стремление быть замеченным как компенсация нехваток в зрительном векторе приводят к тому, что в подростковом возрасте ребенок стремится изменить свое тело – сделать татуировки, пирсинг, иметь необычный, вызывающий стиль в одежде. Общий подход к воспитанию ребенка, имеющего зрительный вектор таков, что необходимо опираться на свойства быть заметным, как бы видимым на фоне остальных за счет проявления своих эмоций. Все, что связано с проявлением эмоций сострадания, сочувствия, а в дошкольном возрасте это рассказы о животных, мультфильмы, фильмы, а потом помощь людям, помощь в ухаживании за престарелыми родственниками будет способствовать не накоплению страхов, а развитию, вынесению своих эмоций «наружу» в социальную жизнь.

Сегодня в век интернета, дети со зрительным вектором отличаются от своих сверстников 20—30-летней давности. Особенность современных зрительников в том, что это зачастую малочитающие, и, скорее, просматривающие тексты дети. Весь визуальный или короткий печатный материал, который встречается в интернете, не прочитывается – он просматривается, причем, в поле зрения могут держаться одновременно несколько контентов. Поколение «контекстов» и «контентов» нередко имеет трудности в чтении печатных текстов. Это отмечается педагогами и родителями современных детей. Думаю, что для того, чтобы держать в поле зрения множество текстов и ориентироваться в интернет-пространстве, необходимы несколько другие свойства, какие используются для чтения печатного текста. Такое «дробление» пространства на части, а затем составление единой картинки – это то, что свойственно ребенку со зрительным вектором. Вопрос в том, какую картинку мира сложит Ваш ребенок?

Легко узнаваем по речи. Далее мы приводим те слова – опоры (ключевики), которые узнаваемы в речи зрительников.


Аромат, благовидный, благообразный, благоухание, боязнь, броский, будто, букет, великолепие, верно, вероятно, взгляд, взглянуть, взирающий, видавший виды, видевший, видеть, видимо, виднеющийся, видно, видный, видящий, влюбленность, влюбчивость, внешний, внушаемость, возлюбленный, возможно, вонища, вонь, воображать, воображение, восхитительный, восхищает, восхищает глаз, впечатление, вроде, все оттенки красок, всматриваться, выглядеть, вырисовывать, глаз не оторвать, глаз не оторвешь, глаза в глаза, глядеть, грусть, гуманизм, гуманность, демонстративность, душевный порыв, душок, жеманность, живописный, жизнь, жуть, друг напротив друга, заглянуть, заметно, заметный, замечавший, замечательно, замеченный, запах, застенчивость, зловоние, знание, знать, зрение, зрительные, испуг, кажется, кажущийся, как на картинке, картинный, кокетство, коситься, красота, красиво, культура, ласкает глаз, любовная связь, любовь, любо-дорого поглядеть, мандраж, манерность, миазм, миловидный, мухи дохнут, мухи мрут, мечтательность, наблюдать, наблюдение, наверное, на-поверку, нарядный, настроение, на-усмотрение, не налюбуешься, невзрачный, нежное чувство, неотразимый, никак, нравственность, ночь – день, обворожительный, обожание, обоняние, оглянуться, осмотр, осознавать, откровенный, отлично, оторопь, оттенки, очаровательный, очевидно, паника, парфюм, парфюмерия, переживание, печаль, по всей видимости, по-видимому, понимать, посмотреть, почудилось, представить, предвидеть, предчувствовать, прекрасный, прелестный, привиделось, привлекательный, приглянуться, приметный, приметный, присмотреться, приятной внешности, просмотреть, просто загляденье, разглядеть, различать, различимый, различный, разукрашенный, рассматривать, свысока, связь, сердечная привязанность, скромность, скука, следить, смотреть, смрад, совесть, со-вкусом, созерцающий, сознавать, смотри, страх, стыдливость, тоска, тоска зеленая, тоска смертная, точка зрения, трепет, тяжелый запах, увлечение, ужас, уныние, упал взгляд, фантазия, фимиам, флирт, хандра, хорош собой, художественный, человечность, чувство, чувствование, чудо, как хорош, щуриться, экстравагантность, эмоция, эстетика, эффектный, явный, яркий

Конец ознакомительного фрагмента.