Вы здесь

Путь Неба, или Сокровенное знание ойратов. Орчлңгин йосн, өөрдин заң – закон Вселенной – мировоззрение ойратов. Глава 1. О ТЕНГРИАНСТВЕ КАК РЕЛИГИИ (Б. А. Захаров)

Глава 1. О ТЕНГРИАНСТВЕ КАК РЕЛИГИИ

Герәс Теңгр өөрхн — Ближе дома Небо

Ойратская пословица

На степном пространстве Евразии зародилась религия, которая называется Мөнк Көк Теңгр (дословно «Вечное Синее Небо» или тенгрианство). Все монгольские и тюркские народы поклонялись Вечному Синему Небу. Это неперсонифицированное божественное начало. Это Бог, создающий все живое и неживое во Вселенной, распоряжающийся судьбами всего и вся. В давние времена слово «көк» (синий) имело также другое значение – источник. Тенгри олицетворяет жесткое, но справедливое мужское начало. Все монгольские народы называют его Отцом, Мөнк Көк Теңгр – Эцк.


Үткн-эк (в русском произношении принято Этуген-эке) или Земля—матушка представляет собой мягкое женское начало. От слияния Мөнк Көк Теңгр-эцк и Үткн-эк родилось всё живое на земле. Этуген – это всемогущая богиня земной природы, символизирующая плодородие. [С. Минаев]


Тенгрианцы верят, что после смерти душа не умирает, но человек перерождается только в человека. В зависимости от того, как жил человек, какие накопил заслуги, он получает хорошее или плохое перерождение.


Тенгрианцы не строят храмов, считая, что общение с Богом происходит напрямую и связь с Ним интимна. Небо есть везде, каждый человек имеет возможность обратиться к нему в любой момент времени и в любом месте Земли.


Тенгрианство – исконная религия, олицетворяет национальный характер монголов. Этническая философия и мировоззрение развивались одновременно с её становлением и были с нею гармонично связаны. До последнего времени калмыки, как и все монголы, на генетическом уровне сохранили память о принципах и ценностях, заложенных в основе тенгрианства.


Некоторые ученые ошибочно полагают, что тенгрианство и шаманизм – это одно и тоже. На самом деле они вполне гармонично сосуществовали. Шаманы «бө» (бё), «удhн» (удган) осуществляли связь с потусторонним миром через трансцендентальные опыты, лечили людей, то есть делали то же самое, что и современные экстрасенсы, биоэнергетики, колдуны, которые вполне уживаются с христианством, буддизмом или исламом. Более того, по мнению Л. Н. Гумилева, во время проведения празднеств, жертвоприношений шаманы к участию не допускались. Тенгрианскими служителями были «беки» – хранители веры и традиций. С течением времени ими была разработана философская база.


Практически все сохранившиеся калмыцкие национальные праздники, традиции и обычаи имеют тенгрианские корни. Это, прежде всего, обряды, связанные с огнем, рождением и смертью, почитанием духов местностей, сопровождающиеся окроплением молоком или кумысом, а также различные поверья. Наиболее почитаемые среди ойратов божества-покровители Цаhан Аав (Белый Старец) и Окн Теңгр (Небесная Дева) перешли в буддийский пантеон из тенгрианского. Ханский и нойонские (княжеские) рода считались «теңгрин йозурта» (небесного происхождения).


Основной постулат тенгрианства – Бог один, но путей к Нему может быть множество, и все они верны. Нет неправильных религий, все они от Бога и к Богу ведут. Хорошо иллюстрирует данный принцип пример с восхождением на гору. Вершина одна, но способов достижения ее большое количество: альпинист может выбрать отвесные скалы и труднопроходимые тропы, обычный человек пойдет по пологому подъему. Главное – достичь цели. То же самое с религиями: тенгрианцы с уважением относятся к любой. Каждый человек или народ вправе выбрать свой, ментально близкий и понятный путь к Богу.