«Россия на рубеже тысячелетий»
30 декабря 1999 года в ряде российских изданий была опубликована программная статья Путина «Россия на рубеже тысячелетий». Путин изложил свое представление о прошлом и собственное видение стоящих перед страной задач. По мнению Путина, России необходимы сильная государственная власть и консолидация общества. Касаясь экономических проблем, он заявил о необходимости политики, направленной на борьбу с бедностью, обеспечение роста благосостояния населения и повышении эффективности российской экономики.
Что же произошло в действительности за тринадцать лет правления Путина (президентство Медведева не в счет, – всем ясно, что он был просто ставленником Путина)? Сегодня ясно, что одним из самых негативных итогов президентства Путина стало значительное повышение уровня коррупции. Что говорить, если взятку в 300 тыс. долларов США получил даже советник Путина – С. Самойлов! Об этой взятке знают в ФСБ и Кремле, – Путин и Медведев получали официальные письма.
Сейчас правительство Путина эксплуатирует тему «государственного рейдерства». Попросту забирает себе любым способом, как забрали «ЮКОС», любое устойчивое или интенсивно развивающееся предприятие с использованием административного ресурса и махинаций.
Особых заслуг у Путина нет, а пустой болтовни и взяточников много – рост «карьеры серого карлика» весьма схож с тем, как растут в статусе агенты влияния, продвигаемые с помощью заинтересованных структур. То, что происходит в России в период правления Путина, нельзя объяснить некомпетентностью власти, – уже всем очевидно, что В. Путин является или агентом ЦРУ, или «просто» агентом влияния США, последовательно, методично и целенаправленно осуществляющим в их интересах ликвидацию России.
Мотивы действий Путина, как агента влияния, можно показать на примере российских Вооруженных Сил. Разрушение российских Вооруженных Сил осуществляется Путиным и его командой комплексом целенаправленных действий по ряду ключевых направлений, разрушена система военных аэродромов и системы слежения за воздушным пространством, возможности восстановления военных аэродромов для использования в целях гражданской авиации блокируются. Финансирование Вооруженных Сил недостаточно и крайне запутано. В 2005 году общие расходы по разделам «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» составили 30,5 % от утвержденного бюджета, остальное ушло на строительство «путинских деревень» (которые в отличие от «потемкинских» действительно имели и продолжают иметь место). В 2006 году доля этих расходов составила 28,3 %, то есть еще более сократилась. Доля финансирования военного раздела бюджета в совокупных расходах сократилась с 57,1 % до 55,3 %. Общий рост расходов бюджета в 2006 году составил 30 %, рост военного бюджета – 21,4 %. Доля военных расходов в общем объеме ВВП в 2005 году составила 2,84 %, в 2006 году составила 2,74 %. Перевод этих процентов в цифры показывает, что военный бюджет в 2006 году недополучил 165 миллиардов рублей.
Напомню, что профицит бюджета 2006 года составлял 776 228 миллионов, а размеры Стабфонда достигали почти 2 триллионов рублей и они приказали долго жить. Хотя военный бюджет ежегодно растет на 20–30 %, то есть на 1,5–2 миллиардов долларов, объемы закупок вооружений практически не меняются: в войска поступают 6–7 комплексов «Тополь-М», несколько спутников военного назначения из тех, которые не успевают нырнуть в океан, несколько десятков единиц бронетехники (больше заводы и выпускать неспособны), четыре модернизированных самолета и семь вертолетов.
Все изменения в армии, будь то перевооружение, развитие военной науки, совершенствование оргструктуры и т. д., должны производиться постепенно, по мере накопления нового потенциала «в соседстве» с прежним, при жестком соблюдении требования, чтобы общий уровень боеготовности войск при этом повышался. Это условие российским руководством применительно к сфере управления армией не просто нарушается, а нарушается совершенно невероятным образом, демонстративно. Потеря управления войсками обеспечивается, прежде всего, «реформой» Генштаба. Система, в которой Генштаб русской, а затем и советской армий осуществлял и стратегическое планирование, и оперативное управление войсками, и разработку и руководство общегосударственными оборонными мероприятиями, то есть обеспечивал единство всей многосложной структуры управления, сложилась исторически на основе конкретного военного опыта и является для России наилучшей. Тем не менее, в результате «реформы» у Генштаба фактически изъято право решения не только государственных вопросов, но даже совершенствование организации Вооруженных Сил и ключевые кадровые назначения. Изъяты также почти все финансовые и бюджетные функции, включая право заказывать и принимать на вооружение новые типы оружия и боевой техники. «Реформой» Генштаба уничтожены и демонтированы основы армии: система прохождения службы, система выдвижения и назначения офицеров и генералов, система боевого управления и вертикаль управления войсками, резко усилился уже давно наметившийся процесс рассогласования деятельности видов и родов Вооруженных Сил, происходит их «автономизация». Начальник Генштаба превращен в «советника» при министре обороны, а Генштаб стал чем-то вроде «отдела» Минобороны. Командует этим бардаком общественная организация Совет безопасности, возглавляемый бестолковым Н. Патрушевым. (Когда он возглавлял ФСБ, был посажен ряд ее генералов, и развалена система радиоразведки.) Регулярными сокращениями и без того до предела урезанных управленческих структур и главных штабов видов ВС из армии целенаправленно вымываются квалифицированные кадры, которые способны в период восстановления ВС сыграть решающую роль.
Нельзя забывать, что прочность любого государства обеспечивается совокупным использованием всего арсенала доступных средств политического и дипломатического искусства. В США это помнят – «специфическим орудием борьбы» называют американские политики агентуру. «Агентура влияния», как правило, не вербуется, она приобретается, завоевывается, воспитывается терпеливо, ненавязчиво, заботливо, услужливо. По американским взглядам, акции влияния и подбор агентуры для них должны осуществляться строго конспиративно. Конечная цель должна быть скрыта.
Еще более конспиративную форму должно иметь финансирование подобных акций: различные международные конференции, общества дружбы с Америкой, – но ни в коем разе не допускать грубого прямого подкупа политика иностранной державы для действий в интересах США. Можно заплатить за книгу вперед и очень серьезную сумму. Только в результате длительного и кропотливого труда появлялась возможность считать такого политика или государственного деятеля «агентом влияния», а последний и не догадывался, что считается «оберегаемым» или «особо оберегаемым источником». На языке нашей разведки это называется использованием объекта «втемную».
Вели ли американские ведомства такую работу в отношении СССР, ведут ли ее в отношении России? Да, ибо государственный секретарь США У. Кристофер говорил: «Необходимость в американском лидерстве на мировой арене сегодня сильнее, чем когда бы то ни было». Должны быть задействованы большие силы, которые и обеспечат успех выполнения поставленных задач. Вот именно здесь роль «агентуры влияния», как никогда высока.
За словами Кристофера проглядываются конкретные шаги, направленные на «укрепление и развертывание подразделений, занятых психологическими операциями и гражданскими делами по оказанию помощи дружественным странам, а также поддержки иностранным государствам». Идеи и взгляды, изложенные в 1983 году Кеннетом А. Ойе, Робертом Дж. Либером и Дональдом Ротшильдом в «Наглом орле» (книга вышла в издательстве «Прогресс» в 1984 году), продолжают жить в измененном виде.
Можно долго перебирать в памяти все, что знаю по этому вопросу, что видел сам, что читал в документах, что слышал от разведчиков. За всем стоят живые люди с их судьбами и тайнами, российские и иностранные граждане, которые не всегда виноваты в том, что их вовлекли в круговорот политических событий хитросплетения правительств, дипломатов и спецслужб. Все это не для печати, мудрец Сенека говорил: «Есть в беседе некая сладость, вкрадчивая и соблазнительная, и она-то не иначе, чем любовь или опьянение, заставляет выдавать тайны. А кто услышит, тот не промолчит, кто не промолчит, тот скажет больше, чем слышал, да и о говорившем не умолчит. У всякого есть человек, которому доверяют столько, сколько ему самому доверено. Пусть первый даже не даст воли своей болтливости, пусть довольствуется одним слушателем, – их получится целый город, и то, что недавно было тайной, делается общим толком».
Могу сказать, что человек имеет право и даже должен излагать свои мысли открыто, если смел и решителен, но если есть возможность молчать, – молчи… Но если он, честный и интеллигентный человек, видит, что им воспользовались для нанесения ущерба его государству и народу, он обязан оставить государственную службу и политическую деятельность. В один из приездов в Москву бывшие американские разведчики за ужином бросили неосторожную фразу:
– Вы хорошие ребята, мы знаем, что у вас были успехи, которыми вы имеете право гордиться. Даже ваши поражения демонстрировали мощь вашей разведки. Скоро пройдет время, и вы ахнете, когда будет рассекречено, какую агентуру имели ЦРУ и Госдепартамент у вас наверху. Перечислить всех просто невозможно, а кто получал финансирование и какие суммы, поразит всю вашу страну.
Шум в ресторане скрыл нашу настороженность, но в памяти эта фраза осталась на всю жизнь.
В то время я не особенно интересовался политическими хитросплетениями и залетами видных политических деятелей страны. Анкеты, личные дела, фотографии и видеозаписи просматривал автоматически для информации о тех людях, которых часто показывали по телевидению. Мне в то время были безразличны их сексуальные отклонения, валютные счета, собрания картин, алмазов, бриллиантов, золотые украшения на вес, связи с другими разведками, взятки за продажу должностей, фонды их жен и пристроенные советниками дети, – информация идет большим потоком, удивляться некогда, это просто работа.
Память после встречи с американцами выстреливала различные события, документы и разные имена, пройдет время, доступ к закрытой информации связывает ранее никак не связанное, начинаешь понимать, как много скрывалось в этой фразе американцев, и где кроется разгадка. Понимать, почему руководители, обладая максимумом достоверной информации о намерениях Вашингтона, пренебрегали заветами старых разведчиков, поддались чужому влиянию и потеряли управление страной, потеряли свой первоначальный авторитет и не смогли противостоять разрушению страны. Что повлияло на российское руководство и заставило его согласиться с рекомендациями «Акта о свободе для России и возникающих евразийских демократий и поддержке открытых рынков», утвержденного Сенатом и Палатой представителей США на 2-й сессии 102-го Конгресса 2 июля 1992 года, S 2532?
Перелистываю этот документ, – я видел много документов, но мне не приходилось сталкиваться раньше с таким ультимативным по содержанию документом. Анализируя сложившуюся обстановку после ликвидации Советского Союза, американская администрация однозначно оценивает ее как весьма подходящую для практического воплощения своих долговременных замыслов и стратегии, предусматривающей прежде всего приоритетное решение экономических проблем США и укрепление американского мирового лидерства. Вот лишь некоторые направления, на которых, считают американцы, необходимо сосредоточить свои усилия:
• сокращение ядерного потенциала республик ликвидированного СССР;
• усиление со стороны США давления на Международный валютный фонд с целью особого подхода к рассмотрению вопросов о помощи России;
• создание выгодных условий для проникновения американского бизнеса на рынки новых независимых государств;
• приоритетное техническое содействие России по демонтажу ядерных установок и ликвидации ядерных отходов.
Такой подход к экономической помощи республикам уничтоженного СССР, в том числе и России рассматривается администрациями Белого дома как имеющий важнейшее значение, прежде всего, для собственной национальной безопасности в ближайшие десятилетия. Поэтому Соединенные Штаты продолжают уделять внимание анализу происходящих на территории Союза политических и экономических изменений, а также анализу состояния экологии, отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, разоружения и ядерной безопасности, развития предпринимательства, науки, образования с целью своевременного выявления наиболее благоприятных для американских инвестиций отраслей и проникновения на наш рынок американского бизнеса. Масштабы и скоротечность происходящих в странах СНГ и самой России изменений вряд ли могут быть объектом пристального изучения только открытыми средствами, ибо это не даст полной картины. Поэтому американцы и не отказывают нам во внимании со стороны своих спецслужб, но делают это в несколько завуалированной форме, смещая акценты и приоритеты.
Большое беспокойство у них вызывает то обстоятельство, что бывший Советский Союз и сейчас продолжает представлять из себя зону повышенной опасности в связи с экономической, этнической нестабильностью и националистическими настроениями. Вероятность длительного пребывания в состоянии внутренней нестабильности, явившейся результатом экономических и политических реформ, и/или этнических, и/или религиозных противоречий, лишь усугубится, а также перспектива возврата консервативных, националистически, антизападно настроенных лидеров вызывают озабоченность. Последствия нестабильности и неопределенности могут быть драматическими.
«Будучи государством, которое не ищет новых территорий, гегемонии, не стремится построить империю, Соединенные Штаты находятся в уникальном положении, когда им доверяют как мировому лидеру, – говорится в Объединенном докладе Вооруженных сил США. – Старые друзья рассматривают нас в качестве стабилизирующей силы в жизненно важных регионах, новые друзья видят в нас источник вдохновения и безопасности».
А для того чтобы не иссякал «источник вдохновения» в новых друзьях США, им оказывают «гуманитарную помощь, – разумеется, в ответ на определенные услуги. Набор таких услуг оговаривается, в частности, в «Акте о свободе для России и возникающих евразийских демократий и поддержке открытых рынков». Понятие «открытого рынка» трактуется здесь настолько широко, что в свое время правительство В. Путина передало США всю информацию о финансовом состоянии всех подразделений ВПК, а Администрация президента РФ спокойно принимает спецмашины США на своей территории, где находятся Совбез РФ и многие блоки, имеющие секретную информацию. Информация, видимо, секретная только для граждан России, но не для США.
Критический анализ «Акта о свободе для России и возникающих евразийских демократий и поддержке открытых рынков» – это не призыв к ограничению взаимовыгодных международных контактов, а попытка еще раз понять, где имеют место партнерские отношения и оказание действительно необходимой помощи переживающей тяжелый период стране, а где – хорошо продуманная политика подчинения американским интересам экономик новых независимых государств и России. Хотелось бы также обратить особое внимание на то, что свободная инициатива граждан Соединенных Штатов и других стран Запада по выходу частного бизнеса на рынок России разворачивается строго в рамках государственной концепции, подкрепленной соответствующим законодательством и активным участием государственных и правительственных структур.
Между тем, состояние экономики и перспективы хозяйственного развития нашей страны предстают во все более мрачном виде. За 2011 год падение производства достигло ужасающих масштабов и привело к резкому падению жизненного уровня большинства населения, реальные доходы которого сократились в 3–4 раза. За чертой бедности оказались 34,9 миллионов, или 23 % российских граждан. Но в действительности дело обстоит еще трагичнее. Если сравнить с международными стандартами, то наша средняя зарплата фактически представляет порог бедности, ниже которого сейчас находится около 70 % ее «получателей».
Большинство наших граждан стали хуже питаться. На общем фоне ухудшения питания населения и продолжающегося развала здравоохранения произошло сокращение средней продолжительности жизни россиян. В стране сложилась крайне серьезная демографическая ситуация: убыль населения (преобладание смертности над рождаемостью) составила за годы путинских «реформ» 5 миллионов человек. Средняя продолжительность жизни мужчин в России упала до 57 лет.
Это означает, что многие наши мужчины умирают до выхода на пенсию. В целом можно сказать, что произошло обнищание низко– и среднеоплачиваемых слоев населения, уменьшились доходы и части высокооплачиваемых граждан.
К немногочисленной категории счастливчиков, которые за последние пять лет повысили свое благосостояние, относятся средние и крупные предприниматели, банковские и биржевые деятели, отдельные высококвалифицированные творческие работники и коррумпированные чиновники. По самым различным источникам, размер взяток и масштабы взяточничества росли настолько быстро, что криминализация управленческих структур достигла уровня национальной катастрофы.
Для коррумпированных правителей действительно наступили благодатные времена. Но для других перемены в социальной обстановке несут одни невзгоды.
Вслед за тяжелыми материальными условиями жизни наибольшую опасность для внутреннего положения России представляет разгул преступности. Неспособность исполнительной власти и в первую очередь силовых структур обеспечить защиту населения от террористов и грабителей, жуликов и мошенников, взяточников и казнокрадов становится еще одним фактором деградации страны: понимая, что рыба гниет с головы, появляется мало охотников рисковать своей головой, защищая за копейки народ от «слуг и помощников депутатов».
Когда речь идет о головокружительно быстром сколачивании крупных состояний, следует помнить, что механизмы этого обогащения находятся под жестким контролем организованной преступности и коррумпированного правительства РФ. Специалисты утверждают: в России практически за всеми видами бизнеса, дающего сверхдоходы (до 85 % коммерческих и банковских структур), «надзирают» преступные сообщества и «крыши» силовых ведомств. Проникнув во все представительные, исполнительные и правоохранительные структуры, преступность напрямую заявляет о своих претензиях на государственную власть.
По официальным данным, ежегодно в России совершается около трех миллионов правонарушений. Но, по мнению бывшего председателя Комитета по безопасности Государственной Думы Виктора Илюхина, скоропостижно скончавшегося при непонятных обстоятельствах, реальное число преступлений намного больше 12-ти миллионов. Далеко не все пострадавшие обращаются в милицию и суд, боясь расправы со стороны преступников. Страх заставляет людей молчать, а сотрудники органов или бывшие спецназовцы предпочитают сами решать вопросы «нетрадиционными» для обывателя методами, не останавливаясь перед правительственными фамилиями. Если раньше «авторитеты» старались «не светиться», то теперь они вышли из «подполья», заняли «теплые» места и при случае без стеснения демонстрируют свое богатство, силу и влияние. Более того, стараются протолкнуть своих людей в федеральные и местные органы власти, чтобы иметь надежную защиту и гарантии для обогащения.
В последние годы одним из распространенных и опасных видов организованной преступности и коррупции является контрабанда, наносящая существенный экономический и политический ущерб Российской Федерации. Наряду с ней взятки на уровне руководителей таможенных органов тоже не пополняют карман государства. Процветает незаконный вывоз за рубеж сырья, энергоносителей, металлов, других стратегически важных ресурсов. Значительного размаха достигла практика несанкционированной реализации рыбы и морепродуктов российскими промысловыми судами в иностранных портах, где они продаются инофирмам по демпинговым ценам. Происходит широкомасштабное расхищение рыбных запасов России. Обострилась проблема контрабанды оружия. Получили распространение контрабандные операции, связанные с хищением оружия на заводах-изготовителях, в воинских частях и на складах. Частые пожары на складах оружия и боеприпасов говорят об уничтожении концов не в воду, а в огонь. Появились попытки незаконного вывоза из страны новейших образцов вооружения и военной техники, передовых технологий, а также сырья и материалов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Думаете, это просто и обходится без наших доблестных органов? Осуществляется ввоз в Россию преступными группировками автоматического оружия зарубежного производства.
Внутренние слабости России во многом определяют шаткость ее международного положения. Имевшие место в последние годы изменения внешнеполитических позиций свидетельствуют о падении статуса нашей страны в мировом сообществе, ее сползании на уровень второразрядной державы. Демонстрация стареющих дальних стратегических бомбардировщиков и падающих в океан спутников подводного лова «ГЛОНАСС» вызывают только насмешки мировых политиков.
Сейчас на смену биполярной цивилизации пришла мультиполярная структура с противоречивыми интересами и целями. Монополизм единственной оставшейся супердержавы, североамериканской (с США как безусловным лидером и Мексикой и Канадой на южном и северном флангах), порождает борьбу сразу нескольких новых центров за право заполнить образовавшиеся «неконтролируемые дыры».
Самые многообещающие перспективы приходятся на долю Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам специалистов, через 10 лет Китай превратится в первого мирового экономического гиганта. При определенных условиях Тайвань, Гонконг и Сингапур могут составить вместе с Китаем и Вьетнамом новый вид содружества наций, аккумулирующего финансовые возможности Тайваня (первое место в мире по размерам золотовалютных резервов), управленческие возможности и разветвленные связи Гонконга, сбытовую сеть и сферу финансовых, посреднических, информационных и транспортных услуг Сингапура с огромным потенциалом континентального Китая и Вьетнама (рабочая сила, сырье, рынок сбыта и арена приложения капиталов). «Укрупненный» таким образом Китай станет не только одним из ведущих импортеров, но и грозным конкурентом на экспортных рынках мира. На повестке дня стоит создание под главенством Китая геополитической Восточной Азии, которая в экономическом отношении будет явно превосходить США.
С момента своего создания эта система вступит в сырьевой кризис и обратит свое внимание на российский Дальний Восток, – наши недоучки из правительства провоцируют ускорение этого процесса продажей нефти по низкой фиксированной цене для обеспечения армии Китая.
США, заключившие в 1989 году с Канадой и через год с Мексикой соглашение о зоне свободной торговли, положили начало реализации «инициативы для Америки», предусматривающей создание зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли, то есть панамериканского экономического пространства. Такая нацеленность на установление североамериканского доминирования по двум континентам говорит о том, что США уже начали учитывать вероятность снижения доли своего политического и экономического влияния в мировом масштабе.
С другой стороны, страны азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь Япония и Китай, рассчитывают создать в Азии интеграционное экономическое пространство, по масштабам сравнимое с североамериканским или западноевропейским.
Европейское экономическое сообщество во главе со стремительно набирающей силу Германией укрепляет свои позиции чистых кредиторов на международном рынке ссудных капиталов. Развивается Европейская валютная система, что вызывает возрастающие опасения США, которые не желают, чтобы Европейский валютный фонд стал серьезным конкурентом МВФ, где пока наиболее сильным является влияние американцев. Поднимется новый мировой гигант – европейская экономическая зона, которая создала конкуренцию США. России также угрожает столкновение ее интересов с интегрирующейся Западной, Центральной и Восточной Европой.
Исламский мир во главе с Ираном и некоторыми арабскими странами доставляет США значительные заботы. Они прилагают большие усилия, чтобы создать систему сдерживания «экспансионистских замыслов исламских фундаменталистов». Это связано, между прочим, с положением Ближнего Востока как одного из ключевых звеньев американской глобальной системы (в районе Персидского залива расположено 66 % разведанных мировых запасов нефти).
Наличие зон вооруженных конфликтов на территории СНГ – азербайджано-армянской, грузино-абхазской, грузино-осетинской, молдавско-приднестровской, таджикской, ингушско-осетинской, чеченской привели к обращениям за иностранной военной помощью: Молдовы к Румынии; Грузии к США; Азербайджана к Турции; Армении к Ирану. Вмешательство третьих стран в локальные этнические и межгосударственные конфликты, а также в очаги гражданской войны на территории Союза грозит России чрезвычайной опасностью – быть втянутой в длительные и изнуряющие страну военные действия. Гибель СССР и провал проекта СНГ вовлекли нынешнее постсоветское пространство в ситуацию опасной нестабильности, охватывающую многие страны, где вооруженные столкновения стали повседневным явлением.
Подведем некоторые итоги. Резкое сокращение совокупной мощи нынешней России по сравнению с СССР, изоляция страны с Запада и Юга «ближним зарубежьем», возникновение очагов нестабильности, утрата союзников повлекли за собой серьезные негативные последствия для ее национальной безопасности. Россия оказалась задвинутой вглубь евразийского континента, благодаря «великим правителям» возвратившись в геополитическом отношении к допетровским временам.
В этих условиях усилия США направлены на то, чтобы вытеснить Россию из мировой политики и расширить свое влияние до ее новых границ. Провозгласив себя единственной сверхдержавой и лидером, призванным осуществлять руководство миром, они настойчиво заполняют военно-политический вакуум в Центральной Европе и стараются не допустить какого-либо сближения стран СНГ. В конечном счете, цель США заключается в том, чтобы воспрепятствовать выработке и осуществлению Россией политического курса по защите своих интересов, вытекающих из принципиально новой для нее геополитической реальности, превратить эту державу во второстепенную региональную «единицу» и, навязав ей «равноправный альянс», заставить подчиняться американским требованиям.
России сегодня трудно противиться давлению извне, которое возрастает еще и благодаря поддержке внутренних элементов, широко использующих ее слабости, порожденные порочной стратегией саморазрушения.