© Юрий Лубочкин, 2016
ISBN 978-5-4483-2242-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Весёлая солнечная Болгария
В Болгарии я побывал дважды в 1998 и 1999 году. Это была моя первая заграничная поездка за пределы СССР. Я никогда не забуду этих ощущений – я словно попал на другую планету. Другой мир – люди, природа, сама страна.
Выехали из Гомеля мы в начале августа. Я и мои ученики погрузились в автобус и отправились к украинской границе. После обычной регистрации и перетряске сумок мы выехали на румынскую дорогу. Стояла страшная жара, все ходили по автобусу в одних трусах. Я с тоской смотрел на унылую дорогу с мягко сказать неровным покрытием, заваленную грязью, арбузными корками и целлофановыми пакетами, которые тут сроду не поднимались и не убирались. Такого свинарника я не видел больше никогда. С приближением к Бухаресту автобус начали останавливать местные полицейские, предъявлявшие свои требования без предисловий. Они были очень просты. Твёрдой рукой представительница турфирмы протягивала доллар в форточку и румын, схватив бумажку, быстро исчезал. Если автобус притормаживал, то прямо на стёкла набрасывались цыганки с предложениями погадать или что-нибудь продать. Я быстро предлагал им свои услуги погадать на счастье. Они ожидали чего угодно, кроме этого, и, ошарашенные моими предложениями, мгновенно улетучивались. Правила дорожного движения тут отсутствовали. Чуть появлялась дырка, как туда устремлялась стихийная стая автомобилей. Центральные улицы Бухареста были уставлены девятиэтажками, похожими на наши. На балконах везде сушилось бельё. Много полунищих людей, бродивших по улицам. Да, довёл их Чаушеску, да после него было ещё хуже. В общем, страна Лимония.
Вечером подъехали к таможне. Простояли часа два. И тут румыны поднялись и ушли куда-то. Оказывается, пошли смотреть чемпионат мира по футболу. Вот так. Наконец мы переехали по мосту Дунай и оказались в Болгарии. Утром мы будем уже на месте.
Хисар – курорт римских императоров.
Утром нас поселили в уютную гостиницу в городе Хисаре. Рядом стояли гигантские каменные ворота и остатки стен древнеримской крепости и города – курорта, построенная в III-ем веке императором Диоклетианом.
Хорошо сохранился римский амфитеатр. Даже дух захватывает от мысли, что тут сражались гладиаторы и ходили римские легионеры. Романтичный пейзаж.
Моря тут нет только, поэтому мы каждый день бегали в бассейн или, скорее, аквапарк под открытым небом. Тут были горки, вышки для прыжков и много загорающих и купающихся. В бассейн мы ходили до обеда или после 16.00, когда страшная жара слегка спадала. Подошли болгары, мы познакомились —от этот Пено и был нам начальник.
Болгары – мужчины по виду делятся на два типа. Первый тип – высокие, симпатичные с чёрными волнистыми волосами – это потомки славян и, отчасти, фракийцев (хотя фракийцы были по большой части светловолосыми). Другой тип – среднего роста, коренастые, чем-то похожие на наших узбеков. Вот это, как объяснил Пено, настоящий тип болгар – тюрков, пришедших в 6 веке с Волги. Болгарки часто с хорошими фигурами и если они не носаты, то довольно симпатичны.
С VIII века до нашей эры на территории Болгарии жили племена фракийцев, воевавшие со скифами на востоке и севере, на западе с иллирийцами и галлами, а на юге их соседями были македонцы и греки. В I веке до нашей эры. Фракию покорили римляне, построившие свои города и крепости. Самым великим гладиатором – фракийцем был Спартак, поднявший восстание против римлян. Во III – IV веках уроженцы Балкан – фракийцы и иллирийцы (Югославия) составляли костяк римской армии.
В III – IV веках дикие племена германцев-готов уничтожали почти все населения Балкан, ещё уцелевшие в горах. В начале 6 века целые племена славян – склавинов, переправившись через Дунай, и заселили Фракию и Иллирию, принадлежавших Византийской империи.
В это время на болгар, живших на Волге, напали хазары. Часто тюрков- болгар ушла на север и образовала там Волжскую Болгарию, уничтоженную в XIII веке монголами (ныне это Татарстан). А другая часть болгар ушла на запад во главе с ханом Аспарухом. Болгары в союзе со славянами разбили ромеев. Славян было намного больше, поэтому восторжествовал славянский язык, хотя название страны осталось тюркским. Болгары приняли православие в 6 веке. При кагане (кесаре) Сименоне болгары завоевали большую часть Балканского полуострова. Но судьба народа была несчастливой – в 10 веке Византия покорила Болгарию, которая была ослаблена страшным походом киевского князя Святослава.
Болгарские монахи Кирилл и Мефодий принесли на Русь письменность. Этими буквами – кириллицей мы пишем. И сейчас мы можем легко читать книжки на болгарском.
После столетия независимости – почти 400 лет османского ига Турции. И с помощью России только в конце XIX века Болгария обрела свободу. Тем не менее, во внешности болгар заметно влияние турецких янычаров. В языке 80% слов славянских, 10% фракийских и 10% тюркских. Язык сам по себе для нашего уха довольно смешной и очень «конкретный», сами понимаете, в каком смысле. Слово «палатка» означает по- нашему «дворец».
Однажды собрал я добровольцев… и пошли мы в поход в горы на день. Было очень жарко. В поход увязались много взрослых мужчин и женщин. Идти было легко, ведь все дорожки в горах Старая Планина маркированные кругом указатели. Очень красивые фото получились с этого похода. Вот только года мы спустились в Хисарскую долину, вода у всех закончилась. Люди так хотели пить, что приходилось отгонять их от какой-то лужи; не хватало ещё чем-нибудь заразиться. Мы дошли до магазинчика и дали дневной план болгарке в придорожном кабачке. Мужики выпили по 3 литра воды.
Ближе к окончанию болгары отвезли нас на машинке в горы Родопы, где мы поднялись на канатке вверх, на вершину, покрытую очень густым еловым лесом. Тут сели мы в кабачке и прекрасно отдохнули.
Мне очень понравились маленькие уютные болгарские ресторанчики, а где в 1998 году можно было отдохнуть за 2 доллара, вполне солидно.
До Софии мы так и не добрались, а вот в Пловдив съездили, купили немного шмоток.
В добром состоянии и хорошем настроении мы попрощались с Хисаром, его минеральными водами гостеприимным хозяином Пено и спустя две недели поехали домой.
2.Несебр – древняя Мессембрия и Солнечный Берег.
В июле 1999 года я группой детей и взрослых снова поехали в Болгарию на автобусе на целых 12 дней. Через два дня мы добрались до Несебра – небольшого курортного городка на берегу чёрного моря. Заселились в частную гостиницу. Хозяин – молодой, очень симпатичный болгарин; похожий на Муслима Магомаева. Он хорошо говорил по-русски и мы сразу подружились. У него была маленькая смешная белая собачка похожая на плюшевого мишку. Я её называл «мечка», по-болгарски это значит «мишка». Она смешно прыгала на полу поблёскивая глазками, похожими на бусинки.
Обедали мы тут же в столовой. Официант был молодой, несколько странноватый болгарский хлопец. Однажды на ужине я за метил, что мои «орлы» обучают официанта русским матам, а тот жадно внимает и даже употребляет их не там где надо. Мы с хозяином быстро прекратили эту «просветительскую» деятельность.
Каждое утро и вечер бегали на пляж и с наслаждением купались в Чёрном море. По дороге стояли тиры, и мои «пионеры» простреляли там более половины денег. Когда я увидел, как они целятся, то хватился за голову. Я забрал ружьё и через полчаса у каждого из пятерых моих учеников было по 2—3 сувенира и по вентилятору на голове. Хоть частично я вернул им «прострелянные» деньги, к больному неудовольствию владельцев тира.
Покатались зато на гидроциклах вдоволь – болгарин попросил меня подежурить на берегу, вот я и всех покатал.
Я узнал, что рядом находиться знаменитый курорт Солнечный Берег. Все добирались до него автобусом за час, а я не спеша дошёл минут за сорок. Всю дорогу попадались голые компании немцев, чаще всего пьяных в дупель.
Солнечный Берег – это длинная полоса пляжей с высотными дорогими отелями. Здесь больше всего немцев, поляков и русских. Как только в Болгарии появились туристы из Западной Европы, там цены резко пошли вверх.
Несебр понравился мне намного больше. В VII веке до нашей эры на фракийском берегу Чёрного моря была основана древнегреческая колония Мессембрия. В I веке до нашей эры её захватили римляне. Они построили мощную оборонительную стену и вал, храмы и большой амфитеатр. Ведь Мессембрия находилась на острове и была фактически неприступной для готов и гуннов. Кстати, стены, башни и даже амфитеатр удивительно хорошо сохранились. Всё-таки строили древние римляне на века, не халтурили ребята. Внутри стен на острове тесно прижавшись друг к другу стоят многочисленные отельчики и ресторанчики, а между ними узенькие улочки, похожие на средневековые. Все эти домики остались с 19 века. Вечером это всё гремит и переливается, музыка сливается в сплошную какофонию. Настроение у всех весёлое и лёгкое. Нет перекошенных злобных лиц, ведь от них тоже устают. И вообще, в последние годы из всех человеческих достоинств на первое место ставлю доброту.
Старый Несебр соединяется узкой перемычкой – дамбой с Новым Несебром, узкой полосой протянувшимся вдоль побережья Чёрного моря. Тут везде пляжи и тысячи полуголых тел сливаются в светло – коричневую полосу, украшенную разноцветными зонтиками. Тут кипит жизнь. Одни катаются на водных мотоциклах, другие на лодках и катамаранах, третьи летают на самолётах, парапланах и парашютах. Вечером толпа, утомлённая солнцем, расползаются по ночным заведениям. Двенадцать дней пролетели очень быстро. Мы тоже развлекались по мере наших скромных финансовых возможностей. Но, уж домой пора.
И тут произошло самое удивительное – нас забыли забрать или точнее, автобус, который должен был нас забрать, попросту нас не нашёл. Пионеры грустили весь вечер, но утром быстро пришли в себя и продолжили отдых. Я тоже не сильно переживал – компания была весёлая. И так, ещё шесть дней за счёт тур фирмы.
Наконец, приехал минский автобус. Мы с тоской уселись в него и поехали на родину. Все сильно устали, поэтому дорога не показалась тяжёлой, хотя было очень душно. Весёлые обитатели автобуса устроили дискотеку в салоне и пол -дороги прыгали, несмотря на жару. Этим летом 1999 года я работал физруком в Студеной Гуте. Уже из дома я позвонил директору турбазы и сказал, что я уже тут, скоро появлюсь. Долго мне во сне слышались крики болгар – торговцев на пляже: «кукуруза, майс-битте, сусамки». Что такое майс, я знаю, а вот сусамки – это среднее нечто между бубликами и коржиками.