Вы здесь

Путешествия дилетанта. Путевые заметки. Субъективные заметки о замках Луары (Вячеслав Каминский)

Субъективные заметки о замках Луары


БЛУА

Пожалуй, ни один другой из замков Луары, в коих нам посчастливилось побывать, не отвечает более всего названию этих субъективных заметок, как королевская резиденция Блуа. Не зря же мы ее оставили на закуску… Вот уж где действительно страсти кипели, а какие интриги тут плелись… Ни папе Дюма рассказать, ни Морису Дрюону описать…

Хотя поначалу жизнь замка ничего зловещего и интригующего не предвещала. Ну стояла себе на скалистом утесе, омываемом водами Луары небольшая крепость еще с IX века, а может, и того раньше. Ну жили здесь ни тужили графы Блуа, пока одному из них не вздумалось продать этот симпатичный замок некому герцогу Луи Орлеанскому, между прочим сыну французского короля Карла V. Уж больно тому место понравилось, нам, кстати, тоже. Красиво. Но долго полюбоваться на живописные окрестности Блуа герцогу не удалось. Поскольку он был подло убит при невыясненных обстоятельствах приверженцем герцога Бургундского. Правда, не здесь, а в Париже. А вот благодаря его сыну Шарлю или, как мы привыкли его называть, Карлу Орлеанскому Блуа приобретает известность, как место для поэтических ристалищ. Карл, то бишь Шарль, всяческим рыцарским турнирам предпочитал словесную перепалку, поскольку и сам преуспел на поэтическом поприще, являясь в настоящее время классиком французской поэзии. Особо его поэтический дар проявился в плену у англичан, куда бедный Карл угодил после неудачной битвы при Азенкуре. Долгих 25 лет из всех радостей Шарлю, то бишь Карлу, приходилось довольствоваться лишь поэтическим творчеством, французский король Людовик XI не очень-то спешил его выкупить из английского плена. Так что в Блуа Шарль вернулся, уже в солидном возрасте, когда ему перевалило за 45 лет… Но тем не менее успел—таки еще три раза жениться и даже познать радость отцовства, став впервые папой в… 68 лет. Правда, сам король, Людовик XI сильно сомневался в том, что отцом его тезки Людовика Орлеанского, а именно так своего первенца назвал счастливый граф, является не отличавшийся-то и в молодые годы сильным здоровьем стареющий Карл. Впрочем, может, его сомнения были и напрасны, ведь последней супруге Карла, когда он взял ее в жены, было всего 14 лет. А молодость, как известно, может творить чудеса.

Впрочем, мы несколько отвлеклись от нашего повествования. Ведь нам Карл Орлеанский прежде всего интересен не своими мужественными поступками, а тем, что благодаря своей тяге к возвышенному сделал свой замок Блуа своеобразным центром французской поэзии и искусства. Это здесь, в этих стенах, он устраивал празднества, театральные представления и поэтические состязания. Это здесь, в небольшой, но очень уютной зале с дивными витражами, кои мы с интересом рассматривали, он состязался с самим Франсуа Вийоном, только что благодаря милости короля избежавшим виселицы, в поэтическом мастерстве. И надо же, чтобы баллада бродяги (в переводе Ильи Эренбурга), на тему «От жажды умираю над ручьем», заданную самим Карлом Орлеанским, победила в этом поэтическом ристалище и теперь известна всем любителям словесности под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа». Невольно хочется процитировать хоть несколько строф из этой гениальной баллады:

От жажды умираю над ручьем.

Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.

Куда бы ни пошёл, везде мой дом,

Чужбина мне – страна моя родная.

Ну и так далее… Здесь, под сводами замка стихи эти читались особенно выразительно. По крайней мере, мне так казалось…

Но опять же не Карл Орлеанский, а его сын, Людовик, герцог Орлеанский и граф де Блуа, когда уже стал королем Франции Людовиком XII, сделал сей симпатичный городок столицей государства. А замок, некогда напоминавший древнюю цитадель, превратил во дворец. Именно с флигеля Людовика XII мы и начали свое знакомство с замком. Надо сказать, что этот король-реформатор, сохранивший за собой титул «отца народа», революционно подошел и к перестройке своих королевских владений. Даже не верится, что это изящное легкое здание с широкими окнами, ажурными балкончиками и прогулочными галереями было построено всего за три года. Особым украшением фасада флигеля стала конная статуя Людовика XII и геральдическая эмблема – дикобраз – символ короля. Тут же на белокаменных колоннах, украшающих парадную лестницу флигеля, выгравированы инициалы и эмблемы владельцев замка: цветки лилий – символы короля, горностаи – королевы Анны Бретонской. Да-да, той самой Анны, что была женой короля Карла VIII, помните, о нем я рассказывал, когда прогуливался по замку Амбуаз. В этом самом замке в возрасте 28 лет (о чем я уже также писал) он и помер, ударившись головою о дверной косяк. Именно его кончина, поскольку наследников у него не оказалось, несмотря на то, что Аннушка за семь лет их супружеской жизни семь раз была беременна, позволила герцогу Орлеанскому стать королем Франции и, расторгнув брак с нелюбимой женой Жанной, к слову, родной сестрицей Карла VIII, жениться на его вдове. В последующие девять лет их супружеской жизни королева родила ему двоих дочерей и двоих сыновей, но оба мальчика умерли в младенчестве. Столь частые беременности вконец истощили некогда красавицу Анну и она скончалась. Тогда Людовик женился в третий раз на молодой английской принцессе Марии. Но этот новый брак только подорвал его силы и через два месяца после свадьбы король умер, так и не оставив престолонаследника.




И тут на арену выходит наш несравненный король – созидатель Франциск I. Тот самый, кому в первую очередь и принадлежит заслуга по преобразованию замков Луары во дворцы. Вообще-то он был всего лишь двоюродным братом Людовика XII, но вовремя сообразил обручиться с его дочерью, когда ей было… 7 лет и жениться ровно за год до смерти своего тестя. Свои архитектурные идеи Франциск впервые воплотил именно здесь в Блуа. Это его флигель, который он строил целых 15 лет для своей милой жены Клавдии, прямо со дня свадьбы и которая к моменту завершения строительства успела уже помереть, по праву является главным украшением замка. Не зря же он считается одним из самых первых шедевров Ренессанса. Особенным украшением его стала винтовая с большими проемами лестница, очевидно, к этому архитектурному элементу король был особенно неравнодушен. Возможно, Франциск еще что-нибудь создал в Блуа, но после смерти своей жены Клавдии отправился воевать, но не очень удачно и даже угодил в плен… После которого ему в Блуа больше возвращаться не захотелось и он стал возводить другие замечательные замки вдоль долины Луары, о чем я уже также писал…

Однако Блуа еще долгие годы был главной королевской резиденцией. Особенно во времена Генриха II и его жены Екатерины Медичи, прожившей в замке около 50 лет… Именно в эти времена здесь происходили самые злодейские и кровавые разборки. Екатерина Медичи не только со вкусом украшала замок, и сегодня здесь можно увидеть богатую коллекцию гобеленов и картин, собранных этой любительницей красоты, но и напичкала дворец всякими потайными комнатками, подземными казематами, где мучили, пытали и казнили неугодных… Осматривая рабочий кабинет Екатерины мы пытались разгадать как, с помощью каких хитроумных приспособлений и педалей королева прятала за резными деревянными панно, украшающими стены комнаты, шкафчики для драгоценностей, ценных бумаг и… ядов, коими, по крайней мере, так утверждает Александр Дюма, травила своих врагов. Да и другое забавное приспособление с помощью которого в полу кабинета открывались отверстия и несчастные проваливались в подпол, мы также не обнаружили. Зато в покоях сыночка Екатерины Медичи – Генриха III, также не отличавшегося особым благородством, мы со всеми подробностями смогли лицезреть коварное убийство герцога де Гиза, которое случилось на пороге спальни короля более четырехсот лет тому назад… Здесь, на небольшом экране в режиме нон-стоп демонстрируется фильм, который так и называется: «Убийство герцога де Гиза», поставленный еще в 1908 году Андре Кальметом и Шарлем Ле Баржи. Знаменитые актеры театра Комеди Франсе под первую в истории киномузыку, написанную Камилем Сен-Сансом, разыгрывают историю убийства по приказу короля Генриха III его политического соперника герцога Генриха де Гиза. Надо сказать, что фильм этот и сегодня производит впечатление. Не зря же его принято считать первым художественным фильмом.

Вообще эта зловещая история в Блуа весьма и весьма растиражирована. Помимо вышеназванного фильма, в спальне Генриха III мы видели еще несколько картин разных художников, изображающих сие роковое убийство. Но, пожалуй, самым кульминационным моментом драмы, случившейся здесь, стало вечернее свето-музыкальное шоу, «О чем поведал Блуа», где с помощью различных спецэффектов стены замка меняли свои очертания и на них проступали образы легендарных личностей, связанных с историей этого замка: Карла Орлеанского, Франсуа Вийона, Екатерины Медичи, ну и, конечно же, Генриха де Гиза, убитого по указанию Генриха III, куда ж без этого.




Похозяйничал в замке и брат короля Людовика XIII, Гастон Орлеанский. Сосланный сюда как вечный заговорщик, он жаждал кардинально перестроить его, прихватив для этих целей начинающего архитектора Франсуа Мансара. Но, как обычно, быстро охладел к своей идее и до конца работы не довёл. Но и то, что успел создать, – не может не восхищать… Останавливалась на постой в замке Блуа и Орлеанская дева – Жанна д`Арк… со своими солдатами. Еще не раз замок этот менял своих хозяев, перестраивался. Последним крупным событием в его жизни стал приезд сюда Людовика XIV, закатившего в замке бооольшой бал…

Сегодня это целый комплекс, объединяющий вокруг внутреннего двора четыре крыла, четырех разных эпох и четырех разных стилей. Каждое из которых можно осматривать часами.

Это был наш последний замок на пути из Калининграда в долину Луары. Он стал заключительным аккордом в этом увлекательнейшем путешествии. Которое, я надеюсь, мы еще продолжим. Ведь сколько прекрасных замков Луары, расположившихся здесь, мы не успели посетить…