Вы здесь

Путешествие по системному ландшафту. Глава 2. Мышление на языке систем (Гарольд Лоусон)

Глава 2. Мышление на языке систем

Подумай, прежде чем что-то сделать, затем еще раз подумай, прежде, чем сделать это снова.

Эффективно работающее предприятие обучается в процессе развертывания своих институциональных системных активов (эксплуатации своих систем), в ходе изучения реальных или типовых ситуаций и реагирующих систем, связанных с проблемными ситуациями или ситуациями, связанными с новыми возможностями, а также в ходе управления жизненным циклом своих систем. Полученные знания, как показано на модели изменений, приведенной на рис. 1.13, являются для предприятия прямой и обратной связью и представляют собой крайне важные объекты интеллектуальной собственности для управления изменениями в будущем. Для того, чтобы достигнуть такого уровня культуры обучающейся организации, при котором имеется возможность разрешать вопросы, связанные с системными сложностями, важно, чтобы отдельные лица и группы (проекты и команды) научились мыслить и действовать на языке систем. Поэтому в этой и следующих главах мы подробно разберем, что же это значит.

Системное мышление

«Системное мышление представляет собой процесс открытия и установления причин – проникновения в существо важнейших процессов, лежащих в основе проблем, с которыми мы сталкиваемся и возможностей, которые мы имеем».

[Senge, et al., 1994]

Как отмечалось во вступительной главе, современное системное мышление развивалось в течение 20-го века благодаря ряду работ в этой области и в результате превратилось в несколько более понятную дисциплину. Основываясь на новаторских работах Людвига фон Берталанфи, выполненных в 1920-х годах, Джей Форрестер, Рассел Акофф, Росс Эшби, Стаффорд Бир, Уэст Черчмэн, Питер Чекланд, Питер Сенге и другие внесли существенный вклад в развитие системного мышления во второй половине 20-го века.

Как было показано на рис. 1.1, где проиллюстрирована консолидация научных и инженерных дисциплин, системное мышление может считаться неотъемлемой частью науки о системах. Таким образом, подобно иной научной деятельности, системное мышление связано с наблюдением, обнаружением важных свойств и описанием. В отличие от более специализированных научных дисциплин, стремящихся выявить принципы и создать теорию, наука о системах развивалась благодаря вкладу различных дисциплин. Такие дисциплины, как исследование операций, системный анализ и принятие решений, которые также широко применяются в различных областях и в междисциплинарной сфере, могут считаться составными элементами науки о системах.

В 1955 г. биолог фон Берталанфи вместе с экономистом (К. И. Болтоном), психологом (Р. У. Джерардом) и математиком (А. Рапопортом) с целью продвижения науки о системах основали организацию в форме форума по общей теории систем, при этом были определены следующие цели:

1. Исследование изоморфизма концепций, законов и моделей в различных научных областях и оказание помощи в успешном переносе результатов из одной области в другую.

2. Содействие развитию адекватных теоретических моделей в тех научных областях, где их недостает.

3. Исключение дублирования теоретической деятельности в различных научных областях.

4. Содействие единению науки посредством улучшения связей между специалистами.

Этой междисциплинарной команде удалось создать общество, которое предоставило исследователям важную площадку для публичной дискуссии; тем не менее, фактическое развитие в конкретных областях знаний не соответствовало установленным целям. По-прежнему существует разнообразие концепций, моделей и т. д., поскольку единой, общепризнанной совокупности концепций, принципов и теорий выработать так и не удалось. Таким образом, дублирование теоретической и практической деятельности продолжается и заставляет вести поиск, чтобы узнать больше о природе системного мышления и его применении. Ссылка на единство науки, безусловно, является слишком сильной, поскольку и научные и ненаучные дисциплины внесли вклад и воспользовались с выгодой для себя концепциями системного мышления, которые возникли из различных источников. Таким образом, именно установление применительно к различным дисциплинам общей, единой, унифицированной основы в отношении к структурам и поведениям, как указывалось в предыдущей главе, является характерным для формирования как теории, так и практики в области системного мышления.

Системное мышление, которое иногда называют систематическим мышлением (systemic thinking), получило дополнительное развитие в 1990-е годы благодаря работам Питера Чекланда [Checkland, 1993] и Питера Сенге [Senge, 1990], [Senge, et al., 1994]. Эти две основополагающие работы наряду с другими были охарактеризованы, сопоставлены и подвергнуты критике Робертом Фладом [Flood, 1999].

В этой книге представлены существенные аспекты системного мышления, отражающие различные подходы к данной теме. Тем не менее, в ней не содержится подробного обсуждения всех работ в области системного мышления. Читателю даются ссылки на цитируемые книги, он также может провести поиск в Интернете по теме «системы и системное мышление» в качестве отправной точки для своего собственного более глубокого изучения данной дисциплины. В конце концов, системное мышление – это процесс исследования.

Основная идея системного мышления состоит в выявлении, наблюдении и понимании сложных эмерджентных поведений, возникающих в результате динамических взаимодействий нескольких систем в процессе работы. В результате принимаются решения об изменении, исключении или добавлении одной или нескольких систем. Способность действовать на языке систем (т. е. эффективно осуществлять структурные изменения) не описана в литературе по системному мышлению, но, как показано во вводной главе, именно в этой области системная инженерия обычно дополняет системное мышление. В частности, посредством использования связанных с системной инженерией процессов для управления жизненным циклом системы, можно эффективно выполнять управляемые изменения в описаниях системы и в показателях функционирования (как показано в модели изменений на рис. 1.13), а также осуществлять их верификацию и валидацию на протяжении жизненного цикла целевой системы. Эти связанные с действиями аспекты описаны в главе 3.

Питер Сенге описывает системное мышление, как:

• дисциплину, помогающую увидеть целое;

• рамочную структуру, помогающую увидеть взаимосвязи и характер изменений, а не моментальную фотографию, на которой зафиксировано статическое представление;

• набор общих принципов, отточенный на протяжении 20-го века, принципов, охватывающих столь разные области, как физические и социальные науки, инженерия и управление;

• а также конкретный набор инструментов и методик.

Согласно Сенге и его коллегам, хороший системный мыслитель, особенно в условиях организации – это тот, кто может видеть четыре уровня, действующих одновременно: события, картины поведения, системы и мысленные модели.

Видя целое, взаимосвязи и характер изменений в системах, важно осознавать опасности использования упрощающих контрпродуктивных подходов. Проблемы, связанные с научным редукционизмом, были указаны ранее. Еще одной опасностью на пути видения целого, взаимосвязей и характера изменений является ограничение, которое накладывается на осуществление обобщений (заключений) на основе знания отдельных взаимосвязей; например, A вызывает B. Весьма важно распространить представление причинно-следственных связей на множество взаимосвязей, существующих в динамическом взаимодействии нетривиальных систем, т. е. A вызывает B, что в свою очередь вызывает C и D, что в свою очередь вызывает… и т. д. Кроме того, взаимосвязи могут не иметь столь явного причинно-следственного характера, и в этом случае для описания взаимосвязи термин влияние является более подходящим.

В соответствии с еще одной точкой зрения, Чекланд утверждает, что системное мышление основано на двух парах идей; а именно: эмерджентность и иерархия, а также передача информации и управление. В главе 1 были описаны эмерджентное поведение и иерархическая декомпозиция, как основополагающие системные концепции. Передача информации обобщается при описании связей между элементами в системе, а также между системой и ее окружением. Таким образом, она может включать в себя обмен материалами, энергией или информацией. Управление внутри системы основано на наличии информации, содержащей результаты измерения соответствующих параметров и характеризующей протекающие процессы. Управление в природных системах и в системах, созданных людьми, было описано при помощи системной теории, т. е. кибернетики – науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество, в которых для управления и регулирования используются механизмы обратных связей. В этом отношении модель изменений, представленная на рис. 1.13, является примером управления, осуществляемого людьми при принятии решений. Подобные аспекты управления будут исследованы в последующих главах.

Итак, принципы системного мышления формировались как результат наблюдения за общими, глобальными особенностями систем в целом в различных областях деятельности. Системное мышление основано на понимании того, что существуют общие взаимосвязи между системами в природе, в системах, созданных людьми и между ними, взаимосвязи которые полезно понимать и использовать. Фактически системное мышление, как неотъемлемая часть науки о системах, и системная инженерия совместно вносят применительно к системам весомый вклад в формирование единого, междисциплинарного подхода.

Жесткие и мягкие системы

Для многих людей слово система ассоциируется с чем-то, что существует в мире и состоит из множества взаимодействующих элементов. Данная точка зрения наряду с противоположной точкой зрения, заключающейся в том, что системы, созданные людьми, существуют в виде описаний, были представлены в главе 1. В любом случае преобладающая точка зрения на системы, построенные человеком, заключается в том, что они создаются для достижения цели, решения задачи или получения результата, представляющего интерес. Для решения сложных инженерных задач во второй половине 20-го века возникла системная инженерия, в значительной степени параллельная разработкам в области системного мышления. Вначале системная инженерия была сосредоточена на крупномасштабных физических системах, однако со временем она претерпела некоторые изменения и стала охватывать вопросы, связанные с организацией, управлением и человеческим фактором, с позиции полного жизненного цикла [Arnold and Lawson, 2004]. В прошлом были попытки применить методологию системной инженерии к менее структурированным социальным и политическим системам, что зачастую приводило к тому, что не удавалось проникнуть в сущность системы настолько, насколько это необходимо для ее улучшения.

Чекланд [Checkland, 1993], сам начинавший с позиций системной инженерии, успешно рассмотрел проблемы применения системной инженерии к менее четким, некорректно поставленным задачам, имеющим место на социальной и политической аренах. Так он ввел различие между жесткими и мягкими системами.

Мир жестких систем характеризуется тем, что для подобных систем при попытке к какой-то мере «оптимизировать» решение инженерные методологии дают возможность определить результаты, цели и задачи, которые могут быть получены (достигнуты, решены).

Мир мягких систем характеризуется как в высшей степени сложный, неясный и часто непостижимый феномен, применительно к которому не могут быть установлены конкретные цели и который требует изучения с целью осуществить улучшение. Существование подобных систем не ограничивается социальной и политической областями. На предприятиях, где наблюдаются сложные, часто плохо определенные модели поведения, сдерживающие способность к улучшениям, подобные системы могут использоваться для описания отношений как внутри предприятия, так и между предприятиями.

Признавая это важное различие, Чекланд указывает на тот факт, что процесс исследования, который сам по себе может быть организован в обучающуюся систему, является наиболее подходящим способом анализа и изучения мягких систем, элементами которых являются различные виды человеческой деятельности.

Системное мышление полезно при анализе и проникновении в сущность проблем и возможностей, связанных с жесткими и мягкими системами, а так же системами, содержащими элементы обоих типов.

Модели и моделирование

В связи с системным мышлением был разработан ряд методологий, инструментов, моделей, языков и методик, способных помочь в фундаментальных аспектах видения целого, а также взаимозависимостей и картины изменений. Результатом работы профессора Джея Форрестера в Массачусетском технологическом институте (МТИ) в 1950-е – 1960-е годы стала разработка языка моделирования DYNAMO, одного из самых первых языков компьютерного моделирования, который предоставил методологию и инструментарий для изучения сложных взаимосвязей в динамических системах [Forrester, 1975]. Форрестер также одним из первых указал на универсальность системного мышления в различных дисциплинах и работал в области как жестких, так и мягких систем. В 1960-е годы появились и другие языки программирования для моделирования сложных систем, в частности, SIMSCRIPT [Markowitz, 1979] и SIMULA [Dahl, et al., 1970].

Проникновение в сущность сложных систем обычно влечет за собой разработку одной или нескольких моделей, в которых стараются зафиксировать некоторые особенности структуры и/или возможного поведения системы. Например, применительно к природным системам модели метеорологических систем создаются на основе измерений и известных схем и образцов гидрологического поведения. Для составления прогнозов погоды эти модели постоянно динамически анализируются. При моделировании природных явлений для того, чтобы зафиксировать взаимосвязи между физическими элементами математические модели структур и поведений создаются на основе законов физики, биологии или химии. Модели могут быть описаны вручную с помощью карандаша и бумаги или же на каком-то языке, предоставляющим основу для моделирования с помощью ЭВМ.

Модели систем, создаваемых людьми, полезны для системного мышления, связанного с жесткими или мягкими системами. Модели систем определенного физического разнообразия базируются на использовании математических формул, определяющих элементы и связи между ними. Продукты Mathematica и MATLAB стали важными инструментами для построения и анализа моделей природных систем, а также при разработке физических систем. П. Фритцсон [Fritzson, 2004] написал исчерпывающую книгу, касающуюся моделирования физических систем с использованием объектно-ориентированного языка Modelica-2.

В качестве примера модели физической системы рассмотрим автоматизированную производственную систему для производства какого-то вида физической продукции. Модель, например, может, зафиксировать наличие физического производственного оборудования в виде рабочих ячеек и буферов. Обработка сырья и полуфабрикатов в процессе производства может быть описана при помощи функций распределения случайной величины, например Гаусса или Пуассона. Подобные модели, с одной стороны, применяются для того, чтобы лучше разобраться с сутью происходящих процессов, а с другой, чтобы убедиться в том, что модель производства отражает реальность производственного процесса.

Модели абстрактных систем могут предусматривать аналогичный анализ, когда гипотеза, касающаяся способности к обработке, может быть использована для понимания ряда функций и/или возможностей и связей между ними. В том, что касается скорости обработки, математические соотношения так же могут быть использованы для описания взаимосвязей; в результате абстрактная система может быть в конце концов преобразована в физическую систему.

Модели систем человеческой деятельности могут быть построены для понимания реальных или типовых ситуаций и/или реагирующих систем, связанных с какой-то проблемой или благоприятной возможностью. Модели человеческой деятельности, состоящие из функций и/или возможностей и связей между ними, также могут быть использованы для того, чтобы зафиксировать совокупность процессов и/или процедур, которые должны быть выполнены людьми.

Поскольку модели не являются точной копией оригинала и представляют собой абстрактную реальность, можно сделать вывод о том, что все модели являются неверными; однако некоторые из них являются полезными [Box and Draper, 1987]. Боардмэн и Сосер [Boardman and Sauser, 2008] указывают на следующие полезные выводы, касающиеся моделей. Не следует создавать модель, если мы не знаем:

• на что мы смотрим;

• почему мы на это смотрим;

• откуда (с какой точки зрения) мы на это смотрим, и

• что, по нашему мнению, мы сможем увидеть лучше, если у нас будет модель.

Последний важный момент в создании модели, по нашему мнению, это как.

Независимо от того, какая модель – количественная или качественная – создается, самым важным с точки зрения системного мышления является хорошо продуманный и конкретный процесс моделирования. Как уже упоминалось, по утверждению Питера Сенге процесс моделирования включает скорее формирование полного, целостного представления и возможности определить характер изменений, чем установление мгновенного, статического видения ситуации. С другой стороны, как отмечает Питер Чекланд, модели предоставляют основу для изучения системных ситуаций.

Парадокс

Системные ситуации часто являются парадоксальными и содержат противоречия (явления, которые можно рассматривать и как истинные, и как ложные). Классический пример: это утверждение – ложь. Если это утверждение является истинным, тогда это ложь; если оно ложное, как оно может быть истинным. Рассматривая системные ситуации, системный мыслитель должен осознавать возможность парадоксальных ситуаций. Касаясь системного мышления и парадоксов, Боардмэн и Сосер утверждают следующее.

«Парадокс – это очевидное противоречие. Тем не менее, предметы не всегда таковы, какими они кажутся. Парадокс можно объяснить, но только пытаясь обрести мудрость свыше; для системного человека это означает взгляд вверх и наружу, а не только вниз и внутрь. Парадоксальное мышление является системным мышлением в его лучшем проявлении».

Парадоксы, содержащие утверждения, претендующие на то, чтобы быть истинными, и в то же время противоречащие друг другу, приводят к возникновению напряжения, принять которое заинтересованным сторонам порой бывает трудно. В то же время рассмотрение этих конфликтов при помощи моделей, стимулирующих новое осмысление, может способствовать изменению представлений, что приводит к более глубокому пониманию. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Парадокс управления. Командование и управление используются для обеспечения порядка и поддержания соответствия какой-то форме стратегического руководства (цель, задача или результат). Однако, для того, чтобы способствовать развитию инноваций, творческих способностей и чувства самосознания, у вас не должно быть командования и управления.

Парадокс клиента. Для продуктивной работы и получения прибыли необходимо прислушиваться к вашим клиентам. Однако, для того, чтобы воспользоваться преимуществами передовой технологии, которая может дать новые возможности для продуктивной работы и извлечения прибыли, вы не должны прислушиваться к вашим клиентам.

Парадокс разнообразия. Для того, чтобы команда (в том числе проект, миссия, целевая рабочая группа и т. д.) достигла успеха, необходимы как единообразие, так и дифференциация. Единообразие необходимо для того, чтобы обеспечить наличие одновременно боевого духа и чувства сопричастности общей цели. Однако дифференциация с учетом способностей и навыков членов команды необходима для достижения командного успеха.

Парадокс программного обеспечения. Из-за фундаментальной природы программного обеспечения ЭВМ возникает парадоксальная ситуация, когда программные системы нужно планировать, при этом в то же самое время творческие способности вездесущего программиста требуют, чтобы их не планировали. Это является центральным вопросом в спорах между сторонниками планового и гибкого программирования.

При изучении различных системных перспектив системный мыслитель должен смотреть вверх и наружу, а также вниз и вовнутрь и должен рассматривать целевую систему в узком смысле, целевую систему в широком смысле, окружение, а также окружение в широком смысле, как это показано на рис. 1.5. Таким образом, когда мы рассматриваем какие-либо подходы к моделированию (описанию) системных ситуаций, следует не упускать из виду понимание парадоксальных ситуаций и создаваемых ими напряжений, а также стремиться рассматривать различные аспекты проблемы или возможности в целом. Некоторые из подходов к моделированию могут использоваться и для жестких и для мягких систем, в то же время имеются подходы, которые лучше подходят для моделирования жестких или мягких систем. Тем не менее, давайте сначала рассмотрим системы и взаимосвязи, которые нужно охарактеризовать.

Описание системных ситуаций

Существуют различные подходы к количественному и качественному моделированию системных ситуаций. Эти подходы задают различные проекции, которые помогают вникнуть в широкий круг системных особенностей. Качественные модели могут включать прозаический текст на естественном языке, структурированный текст, наглядное изображение и/или графическое представление существенных свойств проблемы или возможности, связанной с системой. Все формы качественных моделей предназначены для того, чтобы рассказать историю системы, которая и дает полезное понимание. Ниже будут рассмотрены различные способы рассказа историй посредством использования моделей, но сначала давайте еще раз обратим внимание на важность парадигмы диаграммы системной связности.

Система, как доминанта

Выявление проблем или новых возможностей чаще всего обусловлено связями между элементами нескольких систем. Поэтому, давайте в данном контексте еще раз рассмотрим мысленную модель диаграммы системной связности, изображенную на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Где проблема, а где возможность?


Проблема или возможность может возникнуть из-за элементов и связей, которые были вовлечены в ситуацию и ограничены связанной с ситуацией целевой системой, понимаемой в узком смысле. Однако, если посмотреть вверх и наружу, границы проблемы или возможности меняются, поскольку существуют целевая система в широком смысле, окружение в узком смысле и даже окружение в широком смысле. Естественно, что ситуации, связанные с проблемой или возможностью, возникают в реагирующих системах, а также во взаимосвязях с системными активами, которые нужно описывать. В этих случаях также следует учитывать целевую систему в широком смысле и, более того, окружение в узком и широком смысле.

Поскольку реагирующая система создается для того, чтобы следить за ситуационной системой, связывание этих двух систем представляет собой готовую область для описания. Элементы этих двух систем взаимодействуют, что приводит к разрешению проблем или использованию возможностей, но также может привести и к возникновению новых ситуаций. Самое важное – сосредоточившись на проблеме, рассматривать более широкий контекст, охватывающий свойства постоянно применяемых системных активов, из которых создается реагирующая система. Поэтому важно определить связи между элементами в целевых системах в узком смысле и в широком смысле, а также в окружении и в окружении в широком смысле.

Нахождение первопричин

Нахождение источников проблем, разумеется, является необходимой предпосылкой моделирования. Часто проблемы неочевидны и могут быть результатом какой-либо парадоксальной ситуации.

Сенге и др. [1994] описывают метод, основанный на текстовом представлении, который оказался полезным и для отдельных лиц и для групп, работающих вместе над выявлением первопричин, вызывающих проблемы. Этот метод, называемый «Пять почему», представляет собой полезную отправную точку в процессе размышления о первопричинах (что, на что и почему влияет). По существу, данный метод рекомендует смотреть все дальше и дальше за пределы проблемы, считающейся источником возникновения затруднения.

Указанный метод удобнее всего применять, используя флипчарт, бумагу и маркеры и назначив кого-нибудь, чтобы все записывать. Выбрав первое «Почему» (обычно являющееся результатом трех-четырех исходных предпосылок), задаются вопросом: «Почему происходит то-то и то-то?»

Для иллюстрации метода «Пять почему» мы разберем некоторые выводы, сделанные Маргаретой Эрикссон [2006]. В проекте, который она разрабатывала как слушатель данного курса, изучались первопричины того, почему клиентская информация о продукте (ИПК) для некоторого вида программного обеспечения является неадекватной, несвоевременной и дорогой в разработке. Следующие два примера представляют собой результат изучения связанных с документацией проблем хорошо известной телекоммуникационной компании.

1. Почему ИПК опаздывает?

Те, кто пишет ИПК, ждут спецификацию функций (СФ) от разработчика.

2. Почему те, кто пишет ИПК, ждут спецификацию функций?

Разработчик, который должен написать СФ, задерживается.

3. Почему разработчик, который должен написать СФ, задерживается?

Разработчик занят написанием программного кода для системных функций СФ.

4. Почему разработчик пишет код для системных функций?

Разработчик отвечает за программный код.

5. Тогда почему разработчик не пишет СФ?

Разработчик описывает системные функции в СФ после кодирования и тестирования.

Разумеется, в данном примере можно заметить парадокс программного обеспечения, когда планирование и нужно и не нужно для того, чтобы способствовать творческим способностям. Теперь, давайте рассмотрим смежную проблему, которая в значительной степени является следствием предыдущей ситуации.

1. Почему работа по составлению ИПК требует много времени (и становится дорогой)?

ИПК содержит много документов и страниц.

2. Почему она содержит много документов и страниц?

ИПК не имеет заранее определенной структуры, и ее объем увеличивается по мере увеличения системы.

3. Почему объем ИПК увеличивается по мере увеличения системы?

Ни у кого в проекте не было ни времени, ни полномочий для структурирования информации.

4. Почему информация не структурирована?

Ни один человек не владеет полной картиной потребностей пользователя (клиента) и целевой системы.

5. Почему отсутствует понимание потребностей пользователя (клиента)?

Нет обратной связи от пользователей (клиентов).

Этот метод, основанный на структурированном тексте, предоставляет полезную отправную точку для анализа различных сложных ситуаций. Теперь рассмотрим различные формы графических и наглядных представлений системных ситуаций.

Диаграммы влияния

Описание того, что такое влияние, является основой всех подходов к описанию. В этом отношении одним из наиболее понятных методов является диаграмма влияния. Свой вклад в развитие диаграмм влияния внесли несколько человек, однако в общедоступной форме диаграммы влияния были описаны профессором Стэнфордского университета Рональдом Ховардом в рамках его работы в области теории принятия решений [Howard, 1960] и [Howard and Matheson, 1984].

Диаграмма влияния является простым визуальным представлением проблемы принятия решения. Диаграммы влияния предлагают интуитивный способ определения и отображения существенных элементов, в том числе решений, неопределенностей и целей, и того, как они влияют друг на друга. Они задают графическое представление ситуаций, отображающее взаимные влияния, временные связи событий и другие отношения, и представляют собой подход, дополняющий дерево решений (описанное в главе 5). Диаграммы влияния состоят из узлов различной формы и стрелок, которым присвоены значения, указанные в табл. 2.1.


Таблица 2.1. Символы диаграмм влияния


Для иллюстрации использования диаграмм влияния, рассмотрим пример, приведенный на рис. 2.2. Эта простая диаграмма влияния показывает, как решения о бюджете, выделяемом на маркетинг, и цена продукта влияют на ожидания относительно возможных размера рынка и доли рынка этого продукта, а также расходов и доходов. Размер рынка и доля рынка в свою очередь влияют на показатели продаж в штуках, которые воздействуют на расходы и доходы, которые также влияют на валовой доход.


Рис. 2.2. Диаграмма влияния


Существуют инструменты для поддержки разработки и практического использования диаграмм влияния. Например, см. www.lumina.com.

Причинно-следственные связи, петли обратных связей и запаздывание реакции

Питер Сенге, в бытность студентом Джея Форрестера в МТИ, в 1980-е годы разработал «язык системного мышления», основанный на элементарных понятиях причинно-следственных связей, обратных связей и запаздывания реакции. Этот язык дает возможность создавать модели, которые характеризуют точку зрения с помощью представлений о многочисленных причинно-следственных связях во взаимодействующих системах, результатом которых являются те или иные модели поведения. В этом смысле упомянутый язык аналогичен диаграммам влияния, но, как мы увидим, модели поведения используют в качестве основы два основополагающих понятия рост и пределы. В качестве примера на рис. 2.3 показаны причинно-следственные связи, петли обратных связей и запаздывание реакции применительно к проблеме, с которой столкнулся поставщик услуг.


Рис. 2.3. Причинно-следственные связи, петли обратных связей и запаздывание реакции на примере поставщика услуг


Здесь можно указать на четыре ситуации или действия, которые могут быть отнесены к различным системам, функционирующим на предприятии. Эти действия и ситуации собираются в модель поведения, которая может быть использована для объяснения явления, которое имеет место на этом предприятии.

В рассматриваемой системной ситуации, стремясь привлечь новых клиентов, поставщик услуг решил ввести новую системную услугу. В результате ее введения увеличилась нагрузка на обслуживающий персонал. Увеличение нагрузки вызвало рост недовольства клиентов общим уровнем обслуживания. В конце концов, после задержек с обслуживанием, через некоторое время клиенты отказались от услуг данного поставщика, что привело к сокращению использования услуг. Не вызывает сомнения, что поставщик услуг ожидал от введения новой услуги совсем другого. В этой точке, в условиях сокращения клиентской базы неразумно вводить новые системные услуги, стремясь увеличить клиентскую базу, поскольку такой шаг, скорее всего, приведет к дальнейшему сокращению этой базы. Однако важно отметить, что из-за того, что некоторые клиенты покинули данного поставщика услуг, нагрузка на обслуживающий персонал уменьшилась и, если предположить, что людские ресурсы сохранились, через некоторое время удовлетворенность клиентов может вновь вырасти.

Рассказ об истории системы

Рисунок 2.3 и только что приведенное объяснение указывают на центральный аспект описания сценариев в виде причинно-следственных связей, обратных связей и запаздывания реакции. Представления языка системного мышления, такие, как, например, рассмотренные выше диаграммы влияния, используются для того, чтобы описать важный сценарий множественных зависимостей. Общая модель создания сценария в форме языка системного мышления показана на рис. 2.4.

Конец ознакомительного фрагмента.