© Юрий Лубочкин, 2016
ISBN 978-5-4483-4631-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Киев – мать городов русских
Это изречение запомнилось мне с детских лет. Моя мама увлекалась древнерусской историей, часто рассказывала мне о князьях киевских – Олеге, Игоре и княгине Ольге, воинственном Святославе, Владимире – крестителе и Ярославе Мудром. И вот, когда мне было 13 лет, мы поехали в Киев на ракете «Борис Цариков» по реке Сож, а потом по Днепру. Был Советский Союз – никаких тебе таможен. Ракета – это скоростное судно на подводных крыльях и двигателем мощностью 2000 л.с. скорость движения по воде 40—45 км/ч. Можно выйти на воздух и полюбоваться великолепными берегами рек Сож и Днепр, необъятными просторами Киевского водохранилища. Это тебе не тесный автобус, где сидишь в кресле, поджав ноги, и не душный вагон поезда, где вечно пахнет вареной курицей, яйцами и колбасой.
Рано утром мы уже поселились на речном вокзале, на 3 этаже. Смотрю вниз из окна, а по набережной Днепра гуляет множество народу, не то что у нас в Гомеле.
Что меня поразило в первый день, так это Киево-Печерская Лавра, архитектура церквей и соборов и, конечно, подземные ходы с захоронениями монахов и священников. В те годы церковь была почти под запретом и тут такое! Тогда еще не было лампочек в подземелье, и нас сопровождали монахи со свечами. Было очень романтично. Вечером мы с мамой прогулялись по парку на Владимирской горке, подошли к памятнику князю Владимиру. Владимир стоял в гордой позе, высоко подняв крест над русской землей. А вечером с берега Днепра высоко вверху на склоне горы сиял во всем своем великолепии Андреевский собор.
На следующий день мы посетили Софийский Собор XI века, построенный еще при Ярославе Мудром с его старинными фресками и мозаиками, а также бюст князя. Его облик был восстановлен профессором Герасимовым по черепу из гробницы. Хотя если честно, я не особо доверяю методу Герасимова. Можно точно восстановить форму и конструкцию лица, но никогда не поймаешь его выражение, его глаза, что в большей степени определяет внешний вид любого человека. Это мои детские представления, а о взрослых потом.
Меня поразила красота Крещатика. По этой улице по преданию шел народ к Днепру, где в 988 году происходило крещение киевлян.
На всю жизнь запомнились музеи Западного и Восточного искусства, где я впервые увидел картины знаменитых художников.
Мы были в Киеве 10 дней, и мне на всю жизнь запомнилось это путешествие, так как оно было первым значимым в моей жизни. После него я не всю жизнь полюбил архитектуру и искусство, путешествия и экскурсии.
Несколько лет назад Киев отмечал 1500-летие основания. Дата была выбрана весьма условно. По «Повести временных лет» Киев был основан князем Кием, в честь которого город и был назван Киев-град. Вместе с Кием были его братья Щек и Хорив, а также сестра – Лыбедь.
Ее именем названа речка Лыбедь, а в честь братьев – два холма-горки – Щекавина и Хоревина. Памятник основателям Киева стоит на берегу Днепра в виде лодки, на которой стоят князь с братьями и сестрой.
А теперь посмотрим на эту проблему реально. Не сомневаюсь, что дата основания Киева в 1500лет не точна, но приблизительно соответствует истине. Славянские племена образовали в VI веке союз антов в бассейне Днепра, который боролся с нашествием готов с севера, а затем с гуннами и аварами. Скорее всего поселения существовали тут еще до прихода славян – уж очень выгодное положение занимало это древнее городище на высоком берегу Днепра. С востока его прикрывал широкий Днепр от диких кочевых орд, а с запада – высокий склон Княжеской горы, а это прекрасное стратегическое положение на границе леса и лесостепи. А к IX веку по Днепру пошел торговый путь из варяг в греки, т.е. с берегов Балтики до Константинополя – столицы тогда еще мощной Византийской империи.
После призвания на княжение в Новгород варяжского конунга Рюрика с братьями Трувором и Синеусом взгляды скандинавских пришельцев устремились к уже тогда богатому Киеву. Сначала власть там захватили Аскольд и Дир, а затем родственник Рюрика – Олег. Название Русь сначала было распространено на князи и его варяжскую дружину, затем на всех полян, к XI веку на всех восточных славян, населяющих Киевскую Русь. Что касается варягов – викингов или норманнов, то они уже к XI веку полностью ассимилировались в массе славянского населения и большой роли не играли, да и скандинавская культура по развитию была ниже древнерусской.
А вот князья Киевские запомнились по романам С. Скляренко «Святослав» и «Владимир». Там они такие все благородные и честные. Реально же Олег и Игорь были обычными варяжскими грабителями, присоединявшие к Киеву славянские земли с целью наживы и захвата рабов, совершившие два, правда, неудачных, похода на Константинополь. Но весь юг Руси с Киевом платил тогда дань хазарам.
Княгиня Ольга предприняла попытку освободиться от хазарской дани при помощи своего воинственного сына Святослава, и он осуществил это, разгромив хазар с помощью печенегов. Но затем он сам затеял поход на Болгарию, что привело к войне с Византийской империей. О жестокости Святослава остались легенды, а сам он был убит на острове Хортица теми же печенегами.
А Киев при Ольге стал Больше – тут жило уже 20—25 тысяч жителей. Вспомним, что на Руси город- это любое поселение, огороженное деревянными стенами, отсюда и варяжское название «гардарике» – страна городов.
В 988 году при князе Владимире киевляне принимают новую религию – христианство, а город увеличивается в размерах и богатеет на торговле. Расцвет Киева начался при князе Ярославе Мудром, сыне Владимира, построившем самый большой на Руси собор – Софийский. На Княжеской горе, нависающей над Днепром, встал новый княжеский терем или дворец, новые мощные укрепления оградили Киев от набегов печенегов и половцев. К сожалению, с тех пор реставрированы только Золотые Ворота – парадный въезд в Киев.
Но вот в конце XI – XII веков наступил период феодальной раздробленности, Киев потерял свою власть над большими княжествами, хотя формально киевские князья считались главными или Великими. И началась борьба за Киев. То Чернигов, то Полоцк, то Новгород воевали между собой, а тут поднялся новый центр Руси – Владимиро-Суздальское княжество, усилившееся при сыне Владимира Мономаха князе суздальском Юрии Долгоруком, основателе Москвы. Сын Юрия Андрей Боголюбский разграбил Киев. А тут еще бесконечные нападения кочевников – половцев.
В начале XIII века образовалась Монгольская империя Чингиз-хана. В 1240 году татарские полчища подошли к Киеву и взяли его после длительного штурма. Киев на время перестал существовать, одни дымящиеся развалины.
Но город снова ожил при литовских князьях, правда, не стал большим.
Значение Киева медленно росло в XVI – XVIII веках в составе Речи Посполитой, а затем в Российской империи Киев снова стал крупным промышленным и торговым центром. После революции 1917 года Киев стал столице Украинской ССР в составе Советского Союза. Город сильно пострадал от фашистских бомбежек в годы Великой Отечественной войны, но снова был отстроен и превратился в третий по величине и значению город СССР. Сейчас (с1991 года) Киев – столица нового государства – Украинской республики с население более 3-х миллионов человек, а это больше, чем все население Киевской Руси в X веке.
В брежневские времена в Гомеле не продавали (или почти не продавали) колбасу вареную. За ней мы гоняли в Киев – таможни при Советском Союзе не было к счастью за проезд платили рублей пять туда и обратно, а автобус – от предприятия. В 6 часов утра мы уже в пути с парой сумок, списком жаждущих колбасы и сдавших тебе деньги родственников и друзей. И даже паспорт был не нужен – СССР был большим и родным для всех. Был я этакий посыльный за колбасой или «колбасный курьер». Как в старом анекдоте про Леонида Ильича, который говорил на съезде КПСС: «Скоро у каждой советской семьи будет свой самолет – узнали, что во Владивостоке дают ливерную колбасу и туда…»
И вот мы уже в Киеве. Сразу идем в магазин и покупаем колбасу – кто 30 кг, а кто и все 50 кг. Вот так! Все это занимало 15—20 минут. А потом часов 6—7 гуляем по Киеву. И опять экскурсии в Софийский собор, Киево-Печерскую Лавру и Андреевский собор. Если идти по Андреевскому спуску, то выходишь на Подол, Древний Подол, где во времена Киевской Руси жили ремесленники, а вверху на Горе жили князья да бояре киевские вместе с дружинниками. В 18.00 веселая компания залазит в автобус, плотно уставленный «фаустпатронами» докторской колбасы. Многие уже развеселились, а остальные начали «веселиться» в автобусе. Возвращение в Гомель шло под веселые песни и танцы прямо в автобусе. Было очень даже не скучно.
Наконец автобус приезжает на площадь Ленина часов в 11 ночи, но народ не разбегается по домам. Праздник жизни продолжается в парке Луначарского до 2-х часов ночи и только тогда усталые и счастливые «колбасники» возвращаются домой. Подняв 42 килограмма колбасных изделий, я отправился в дальний путь от парка до улицы Кожара.
С тех пор я почти каждый год бываю в Киеве, на экскурсиях или проездом на юг. И каждый год я вижу, как меняется этот огромный город сорок лет назад, на левом берегу Днепра было совсем мало каменных домов, да и деревянных тоже. Там был большой сосновый лес. А теперь там расположены огромные микрорайоны из 16-ти этажных строений, да и есть и повыше. Почти миллион человек живет там. Но не люблю новые микрорайоны, поэтому переезжаю через Днепр на метро в старую часть Киева, к соборам и Крещатику. А на высоком берегу Днепра поднимается огромная серебряная статуя Матери Украины.
Обычно все экскурсии начинаются в Киева-Печерской Лавры. За последние 20 лет были приведены в порядок все ее великолепные церкви с покрытыми золотом куполами, с цветными мозаиками и фресками. Тут пахнет ладаном и горящими свечами – этот давно знакомый чисто православный запах, успокаивающий и умиротворяющий, наводящий на светлые мысли и надежды. И снова мы идем со свечами по подземным узким коридорам с нетленными мощами древних монахов и отшельников – затворников. Тут лежат мощи Святого Ильи Муромца, нашего знаменитого былинного богатыря. Пещеры ближние и дальние. Тут всегда много верующих и просто туристов. Над Лаврой устремилась ввысь колокольня, бело-голубая, с золотым куполом. И как в прежние времена колокола на ней призывают православных к молитве.
На высоком берегу Днепра снова высится очень красивый Михайловский собор. Почти 50 лет тут были развалины, а нам говорили, сто он взорван фашистами в 1941 году.
Вокруг собора красивы парк, отсюда в километре видна колокольня и купола Святой Софии – старейшего каменного сбора на Руси, построенного в XI веке киевским князем Ярославом Мудрым. С тех пор он сильно изменился, особенно в XVIII веке, кода была достроена колокольня и несколько куполов. В нескольких местах стена не покрыта штукатуркой, что было сделано специально, чтобы показать древнюю кладку из плоского византийского кирпича – плимфы.
От Михайловского собора 10 минут ходьбы до Андреевского собора XVIII века. Тут сразу чувствуется роскошное барокко великого итальянского архитектора Франческо Растрелли, он же автор Смольного собора в Петербурге. Андреевский собор чем-то похож на него, только намного меньше. Как свеча, он возвышается над Андреевский спуском. Кругом ларьки с сувенирами. Тут же художники пытаются продать свои произведения. Я люблю рассматривать картины, иногда можно встретить прекрасные вещи. Жаль только, что не хватает денег. По спуску двигаешься вниз вдоль магазинчиков и музеев и попадаешь на Подол. Но как он изменился за 40 лет. Теперь это уже почти современный район. Все трущобы были снесены. Подол стал чистым и красивым, но его шарм потерян навсегда. И вот я снова наверху, я покупаю Киевские торты. Это самые вкусные торты не только в СССР, но и сейчас – им нет равных.
Летом мы остановились в Киеве по дороге на море. Целый день бродили по городу с моей маленькой внучкой Яной. Ей всего 4 года и ей нужно залезть в фонтан, на какую-нибудь статую или покормить голубей на площади. Приходиться за ней бегать по всему Крещатику. Зашли поесть в мою любимую столовую «Два гуся». Тут так вкусно кормят. Яночка осталась довольна обедом и стала немного тише.
Крещатик стал еще красивее. Больше магазинов и реклам. Над «Майданом Незалежности» возвышается золотая статуя крылатой женщины – Матери Украины. Тут всегда много народа. Все парады, митинги и демонстрации проходят тут. А мне вспоминаются узкие улочки старого Киев с каштанами вдоль мощеных булыжником тротуаров.
У Киева всегда было свое лицо. Это город, в который всегда приятно возвращаться снова и снова.
10.01.2013.