Предисловие
Однажды теплым летним вечером, на берегу прекрасного уральского озера Тургояк, мы беседовали об устройстве жизни, о вере, о многообразии религий и их наилучших особенностях. Постепенно наш разговор зашел о том, как выглядело бы наше общество, если бы всё прошедшее столетие в нем сохранялись традиции православного воспитания, и нынешнее поколение бизнесменов, чиновников и всех социально активных людей искренне разделяло бы ценности и нормы поведения христианской этики. И мы пришли к выводу, что человечности, честности, любви и добра вокруг нас, вне всякого сомнения, было бы гораздо больше.
Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Время идет вперед, жизнь не стоит на месте, а человеческая цивилизация развивается стремительными темпами, многократно опережающими все известные периоды былых скоротечных изменений за тысячелетия своего существования.
Мы уверены, что такие возможности дарованы людям не случайно. И чтобы яснее понять этот факт и все проистекающие из него выводы, приглашаем читателей последовать нашим рассуждениям.
Развитие человека – необходимые условия и новые возможности
Широко известно, что одним из важнейших смыслов жизни человека является развитие его личных качеств. Это единодушно признают религии, философы, и вообще все люди, кто сколь-нибудь серьезно задумывался об этом вопросе. Самореализация, высокие нравственные принципы, обретение мудрости – это следствия такого развития. Человек в течение жизни должен превзойти свои примитивные животные устремления и развить в себе душевные качества более высокого порядка.
Однако человек, будучи существом инертным и ленивым, не способен развиваться в комфортных условиях – в них он просто дремлет, пребывая в некоем полузабытьи. Для роста ему нужны трудности, новые яркие впечатления, новые знания, разрушение границ привычного мира, и периодически случающиеся драматичные переживания
Какие возможности для развития у человека были в прежние времена?
Жизнь его на протяжении многих тысячелетий была обусловлена социальным происхождением, постоянной добычей пропитания и обустройством минимального быта своей семьи. Он был занят этим почти все время своего трудоспособного бодрствования, и не мог ничего значимым образом изменить.
Привычный уклад его жизни менялся, только когда случались стихийные бедствия, болезни, когда его забирали воевать, или когда война сама приходила к нему в дом, – вот исчерпывающий перечень тотальных причин для его нового опыта и для переосмысления прежних ценностей.
Да, существовала аристократия, располагавшая свободным временем и ресурсами, и были смельчаки, самостоятельно уходившие навстречу приключениям. Но это были лишь единицы в общей массе.
Потом произошла индустриализация, открылись фабрики, и человек стал более свободен в выборе – оставаться ему в привычной среде или уйти в новую – устроиться рабочим.
Сегодня выбор пути в жизни у любого человека тысячекратно больше, чем когда бы то ни было за всю историю человечества. Он волен стать кем угодно, кем только способен искренне захотеть быть – да, понадобится время, усилия и удача, но это совершенно реально!
Каждый работоспособный человек, трудящийся в любой востребованной отрасли, сегодня в состоянии не только прокормить себя и семью, обеспечить бытовой комфорт, но и выделить достаточно ресурсов и времени для познания мира и самого себя. Конечно, этот излишек люди более склонны растрачивать на пустые развлечения и удовольствия, но он точно есть, и он может быть использован для саморазвития.
Человек сегодня свободнее в созидательном аспекте и в доступности передвижения по планете, чем когда-либо прежде. И ему даны технологии, которые открывают новые возможности каждому. Сын пахаря более не обязан быть пахарем, сын кузнеца не обязан продолжать семейное дело, юноши не обязаны идти на войну (будем надеяться). Девушки перестали быть зависимыми от мужчин – их в должной мере защищает общество, а технологичность социума позволяет им выживать, процветать и растить детей совершенно самостоятельно (если есть такое желание или необходимость, конечно). Причем независимо от происхождения, и мужчины и женщины из семей с самым малым достатком способны достигать сегодня высочайших вершин успеха, будь то в бизнесе, политике, науке или в профессиональном мастерстве.
Разнообразие социальной и экономической активности, с точки зрения масштабности перемен, необходимых для личного развития человека, в современном мире стало качественно новой альтернативой войнам.
Сегодня войны разжигают лишь для того, чтобы правящие элиты самых богатых государств захватили еще больше денег, власти и сырьевых ресурсов. Будучи уже обеспеченными всеми мыслимыми благами и влиянием на многие поколения вперед, но следуя своим, не ведомым нам, чудовищным интересам, они подстрекают разных заблудших людей убивать своих соседей и братьев.
Другое дело, в прежние времена. Раньше воевали все, иначе было невозможно, да и просто скучно. Добывать ресурсы было очень трудно, проще было отнимать их у других. И если хоть одно из соседствующих государств воюет, остальные вынуждены были отвечать, иначе падут жертвами.
Путешествовать было почти нереально. Отдалишься от границ – ограбят или убьют как шпиона. Были купеческие караваны и корабли, но двигались они трудно, медленно, долго и опасно – это было не доступно для большинства, и слишком часто это был путь в один конец.
В наше время возможностей для изменений в жизни каждого человека стало неизмеримо больше. Есть самые разные устремления – к знаниям, к модным вещам, к элементам роскоши, к разнообразному спорту, увлечениям, к самым невероятным путешествиям и приключениям, к высоким технологиям, к скоростным автомобилям, к большим и красивым квартирам – и все это доступно каждому!
У людей стало столько много свободного времени, не занятого борьбой за выживание, что они даже теперь не знают, куда его деть! К примеру, ведь не случайно появились разговорные фразы, подобные «чтобы убить время». Из-за величайшего изобилия свободного времени придуманы и продолжают развиваться огромное множество всяческих развлечений. Насытившись ими, человек начинает осознавать их тщетность и пустоту. Тогда его может увлечь личный и профессиональный рост, созидание, служение человечеству, экзистенциальный или духовный поиск.
Для собственного развития человеку нужны личное время и свободный квант энергии для соответствующих практик, для получения нового опыта и для непринужденного осмысления. Цивилизация обеспечивает ему эту возможность. А желающим и дальше пребывать в темноте и лени, она дает телевизор и соцсети, в которых чужие впечатления от жизни с лихвой заполняют отсутствие своих.
Впрочем, будем справедливы – соцсети отчасти способствуют росту людей. Например, они пропагандируют сегодня не только увеселительную пустоту, но и множество полезных и светлых идей. И эти идеи, становясь популярными там, порой реально работают – заставляют людей смотреть на мир шире, помогают им меняться.
Еще отметим, что соцсети полезнее телевизора. Если ТВ просто поглощает время и силы, наполняя голову мусором, то соцсети способствует развитию в людях творчества, стремления к красоте, а главное – побуждают к действию. Ведь для того, чтобы быть там популярным, нужно иногда напрягаться и выдавать некий незаурядный снимок, пост, оригинальную мысль, отчет о приключениях и т. п.
В общем, вопрос пользы соцсетей – более вопрос меры и качества их применения. Но по факту, слишком часто – это просто поглотитель времени и жизненной энергии, суррогат реальных живых впечатлений.
Другой пример прямой полезности технологий – это развитие фотографической техники в сочетании с возросшей доступностью путешествий. Даже у начинающих любителей сегодня могут получаться отличные снимки, что очень стимулирует людей снимать не только себя в разных ракурсах, но и замечать, искать и фотографировать красоты окружающего мира. Целенаправленное художественное восприятие пространства – это очень хорошая практика личного роста. А «лайки» в соцсетях на этих фотографиях покажут автору, что он старался не зря.
Религия, как смысл жизни – утрата прежних ориентиров
Итак, полагаем очевидным, что возможностей для личного и духовного развития у человека стало несоизмеримо больше, чем в прежние времена.
Каково же тогда в современном мире место веры, религии и церкви? Пожалуй, на этот вопрос можно ответить, только приняв во внимание, насколько изменился сегодня сам человек, и насколько иным стало его обычное восприятие мира.
На каждой из ступеней цивилизации человеческие сообщества создавали новые системы вероисповедания, новые религии, либо трансформировали прежние, адаптируя их к новым условиям. Однако сегодня развитие нашего социума, все более становящегося глобальным, достигло столь далеких рубежей и настолько сильно изменило мировоззрение людей, что всякая перестройка прежних систем, вероятнее всего, уже не имеет смысла.
Например, на Земле уже почти не осталось неизведанных и недоступных территорий, вся планета стала очень маленькой.
Обладая средним доходом, каждый человек волен посетить любой континент, приехать в любую страну, а то и насовсем уехать туда жить. А заработав значительные финансы, человек может достичь любой самый труднодоступный уголок природы.
Высочайшую горную вершину планеты – Эверест, ежегодно покоряют сотни альпинистов. И она, по-прежнему, остается для них величайшим вызовом, находящимся за пределами обычных человеческих возможностей. Но остальные люди спокойно пролетают в аэробусах в тысяче метров над этой вершиной, и любуясь горным пейзажем в окно, недоумевают – зачем эти безумцы туда карабкаются, подвергая себя огромному риску.
Однако даже этот вызов сегодня живет только потому, что его охраняют и не пускают к нему высокие технологии. Иначе на вершину Эвереста давно бы уже провели подъемник с герметичными кабинами, оборудовали бы смотровую площадку, отель, ресторан и бассейн, а у подножия оснастили бы горнолыжные трассы. И посетить его было бы не сложнее, чем альпийские горнолыжные курорты.
Каждому человеку сегодня подвластны путешествия не только по поверхности Земли, но и в воздушном пространстве. Причем даже совершенно самостоятельные. К примеру, любой набравшийся смелости человек может приобрести параплан с мотором, который стоит сегодня дешевле автомобиля. Или, без всякой подготовки и серьезных затрат, полетать на парашюте за катером на морском курорте, попытаться освоить летающую доску.
В обычной туристической поездке человек волен погружаться в подводный мир. А обладая значительными средствами, он может отправиться на любую глубину, сегодняшним технологиям это вполне по силам.
Человек может путешествовать и внутрь Земли, спускаясь в глубочайшие пещеры. Но эта сфера пока еще остается очень трудоемкой и почти закрытой для человечества.
Даже космос все более становится доступен. Лишь небольшой шажок технологий – и туда полетят многочисленные круизные корабли с группами туристов.
Рассмотрим другую сторону глобализации – информацию и знания.
Всю историю человечества знание было самым труднодоступным, порой даже сокровенным и тайным достижением отдельных избранных. Оно передавалось из уст в уста, от учителя к ученику. Династии ремесленников бережно проносили небольшие коллекции своих умений и технологий сквозь толщу веков. И эти крохи знания помогали им выживать, а государствам они позволяли обретать могущество, власть и победу над соседями.
Последние десятилетия каждый человек, еще учась в школе, узнавал об основных достижениях человечества. Затем он волен был освоить любую отрасль знания, поступив в соответствующее учебное заведение, и далее много трудиться в библиотеках, лабораториях и цехах, более глубоко изучая выбранный предмет.
Но сегодня ситуация в корне переменилась – каждый человек может получить доступ к любому знанию в течение одной минуты, просто достав из кармана телефон и введя поисковый запрос! По тому же самому устройству он сможет узнать вполне достоверный прогноз погоды, связаться с любым человеком на земном шаре, послушать музыку, посмотреть телепередачу, произвести сложные вычисления, подготовить нужный документ, поиграть в игры и так далее.
Однажды довелось наблюдать, как во вьетнамском отеле русская девушка, совершенно не владеющая иностранным языком, объясняла на ресепшене, что у неё не работает кондиционер – она просто сфотографировала его на телефон, показала им, и они все поняли. Вышедший электрик, пожилой вьетнамец, долго потом веселился, пытаясь объяснить ей на ломаном английском, как произносится «кондиционер», и удивлялся, что ни разу не встречал такого находчивого обращения за помощью. На тот момент, это ещё было удивительным. Но уже через 3—4 года перевод устной речи в любом смартфоне позволил путешественникам вполне сносно изъясняться на любом языке. Еще десяток лет развития технологий, и телефон превратится во всеязычного синхронного переводчика, способного передавать мельчайшие оттенки смысла, а все нынешние переводчики останутся без работы.
Следующий пример – глобализация публичного общения. За всю историю человечества, высказывания обычного человека, коими были 99,9% людей, могли услышать лишь его близкие, друзья или соседи. Только редкие отважные одиночки, наделенные особым даром вести за собой людей, бывали услышаны многими, прославлены в народной молве и даже вошли в историю.
С приходом письменности, появлением печати, распространением электронных технологий – телеграфа, радио, телевидения, ситуация менялась, но не слишком сильно, так как доступ к наполнению этих средств информирования по-прежнему был ограничен.
А сегодня, любой человек, подключенный к интернету, способен быть услышан тысячами, сотнями тысяч и миллионами людей! Причем совершенно бесплатно, достаточно лишь ярко оформить интересную всем идею.
Соцсети придали человеческому общению совершенно новое качество, сделав его кратким и быстрым, наполнив визуальными образами. Они создают невероятное прежде чувство единения, мгновенно транслируют не только новости, но и эмоции, позволяют ощущать постоянный эмоциональный контакт с тысячами людей.
В качестве завершающей иллюстрации отметим, что сегодня есть люди, способные уничтожить всю планету одним нажатием кнопки. Еще сто лет назад о такой вероятности и помыслить было нельзя! Но теперь всё иначе – снаряжены ракеты, заготовлены бомбы, стоят на боевом дежурстве, курок всегда взведен. Движение пальца, ведомого некими ужасными помыслами, – и человечества больше нет, будто и не было вовсе.
Причем только такое кошмарное противостояние позволяет едва-едва сохранять мир самым сильным странам. Которые всё равно продолжают воевать, но чужими руками и на чужой земле. До какого же все-таки безумного абсурда доходит порой тёмная человеческая природа…
И как вы думаете, в современной ситуации такого, по истине, всемогущества каждого отдельно взятого человека, в сравнении с мизерными ресурсами любого из ушедших поколений его предков, – возможно ли убедить его поверить в реальность и истинность некоей истории, многократно пересказанной легенды, наполненной необъяснимыми чудесами, но мало подкрепленной неоспоримыми доказательствами? И, по существу, не слишком отличающейся от услышанных им в детстве сказок или от прочитанных позднее фантастических книг? А после, к тому же, предложить ему совершать бессмысленные, на первый взгляд, ритуальные действия?
Пожалуй, совсем никак – он все равно не поверит. Даже книги и фильмы про звездные войны для него выглядят убедительнее, так как они основаны на вполне приемлемых материальных технологиях.
Именно по этой причине храмы во всем мире все больше пустеют и закрываются. В России, благо, они всё ещё строятся и наполняются, но это только потому, что были под запретом на протяжении 70 лет, и большинство из прежде построенных церквей было разрушено.
Лишь столкнувшись с суровыми испытаниями и не найдя иных решений, человек приходит сегодня на духовный путь. И дальше ему ничего уже не нужно более объяснять – единожды получив помощь, он дальше просто верит сам по себе, без критики и сомнений, и эта вера действительно очень заметно улучшает его жизнь.
Но такие случаи происходят не так уж часто. Быть может, высшим силам ныне угодно, чтобы человек жил большую часть своей жизни, оставаясь уверенным в своей исключительности и могуществе, и искренне проявляя вовне свое естество, какое уж есть, не будучи скованным страхом перед грядущим божественным возмездием.
И если в такой ситуации мы хотим, чтобы мир вокруг нас стал добрее, мы должны суметь найти новые стимулы, обращающие человеческие поступки на путь гуманизма, и постараться вдохновить ими возможно большее число людей.
Конечно же, многие философы и святые подвижники уже пытались найти такие решения. И даже если мы и не сможем сказать ничего нового, то, по крайней мере, напомним нашим читателям о том, что в жизни существуют иные важные ценности и достижения, отличные от материальных благ, денег, славы и власти.
Для кого эта книга и как она создавалась
Эта книга адресована каждому читателю, который интересуется смыслом жизни человека, причем прежде всего – своей собственной жизни. По большому счету, наша книга именно об этом. О том, что эти смыслы бывают разными, что некоторым людям важнее одни, другим – иные, а по мере развития человека их ценность меняется, даже если он сам этого не осознает.
И если у нашего уважаемого читателя вдруг в жизни появился оттенок серости, обыденности и скуки – самое время изучить все последующие главы, и найти для себя что-нибудь новенькое – некий новый смысл, новое увлечение, новое хорошее дело.
В книге рассматриваются реальные примеры деловых людей, предпринимателей, руководителей, приводятся фактические ситуации из их бизнеса. Мы взяли для своего исследования опыт людей именно этой категории, поскольку, в большинстве своем, они очень талантливы и подвижны, но часто склонны к остановке на примитивных устремлениях – на алчности и стяжательстве. А потому, и пример их предполагается самым ярким и наглядным.
Волею судеб, всем участникам создания этой книги не довелось прожить жизнь в спокойном комфорте. Каждый принимал многие вызовы, в своей сфере и в своей степени, осуществляя поиск важнейших смыслов на практике – берясь за всякое новое дело, откликавшееся в сердце.
Все мы познали на собственном опыте, что мир состоит из бесконечного числа новых возможностей, открытых перед всеми людьми, и что он несет в себе многие выдающиеся смыслы, способные преобразить жизнь каждого человека.
Но глядя на многих других людей, с грустью можно наблюдать, что великолепных возможностей они не замечают, а новые устремления их не интересуют. Если разобраться в причинах, то станет очевидно, что главные – это страх, инертность, привычки и гордыня, препятствующие всякому изменению в жизни, а также пелена алчности и стяжательства, застилающая взор человека.
Любые страх и инертность человек может преодолеть волевым усилием – это доступно каждому, все дело лишь в твердости намерения. А вот с алчностью и стяжательством все гораздо сложнее – слишком много разумных доводов накопило человечество для их обоснования и защиты.
Мы решили рассказать об опыте реальных людей – наших друзей и знакомых, о самых важных их открытиях в жизни, и узнать, как преодолели они упомянутые препятствия.
Три пути в бизнесе
Много общаясь в кругу руководителей и собственников предприятий, нетрудно заметить, что бизнесмены по-своему выстраивают и ведут бизнес, и имеют весьма различающуюся жизненную мотивацию. Применительно к целям этой книги, в некоем приближении, их можно разделить на три группы:
1) Первая, с точки зрения духовного развития человека, – самый начальный уровень. Однако это не значит, что она малочисленная или менее успешная. Скорее наоборот – речь о весьма преуспевающем большинстве.
Бизнесменов этой группы интересуют деньги, деньги, и снова деньги. А еще – личное социальное положение, ощущение собственной «крутости» в сравнении с другими. Чуть позже, некоторых начинает интересовать власть, увлекая все более.
При этом, каким способом добываются деньги, для них не особенно важно – главное результат. Отрасль – любая, формат бизнеса – тоже, лишь бы свободный денежный поток или капитализация получались высокими.
Собственных твердых этических принципов ведения дел у бизнесменов этой группы не слишком много – они лишь следуют общепринятым деловым нормам, сохраняя необходимую репутацию. Благо, прямой намеренный обман и физическое насилие сегодня относительно редки в российской деловой практике. Но 20—30 лет назад некоторые из них, вероятно, проявляли бы себя несколько иначе.
Большинство из этой группы предпочитает зарабатывать на всём, что административно распределяется или не имеет конкретного хозяина. И может быть потому, что таковых большинство, подобные способы бизнеса – очень распространенная практика.
К этой же группе мы относим и неких бизнесменов, зарабатывающих на обнищании простых людей, на ведении войн и на разжигании межнациональной розни. Однако делаем это условно, поскольку лично с ними мы не знакомы.
2) Вторая группа бизнесменов отличается тем, что свое дело в некоей конкретной отрасли с неким конкретным продуктом им очень нравится, или они искренне его любят.
От денег, конечно, никто не откажется, но главное для них – именно свое дело.
Истинная мотивация людей хорошо проявляется в период кризиса.
Ради весомой выгоды, первая группа, без тени сомнения, выведет деньги, «сольет» активы и подаст на банкротство, рассчитавшись только с опасными кредиторами.
Бизнесмены второй группы, как правило, продолжают бороться до конца, сохраняя предприятие, коллектив, все наработанные партнерские отношения, тратят на это все ликвидные активы и, если необходимо, набирают новые долги. И банкротятся они только тогда, когда это уже действительно банкротство.
Люди из первой группы, несомненно, сочтут такое поведение глупым. Однако нет ничего глупого в том, что человек открыл для себя ценности более высокого порядка, чем деньги. Как раз, наоборот. К примеру, человек несведущий может смеяться над асанами упражняющегося йогина, но это вовсе не означает, что смешон именно йогин.
Соответственно, бизнесмены второй группы – наиболее надежные партнеры. А качество их продукта – пожалуй, наивысшее в своей ценовой категории.
К своему коллективу они чаще всего относятся, как к своей большой семье – заботятся, воспитывают, помогают, проявляют участие к личным проблемам.
И если говорить про такое качество, как человеколюбие, то в отношении коллектива, партнеров и клиентов, оно у них явно присутствует.
3) Мотивация людей третьей группы выходит далеко за пределы своего бизнеса. Бизнес им по-прежнему интересен, но, кроме этого, им очень хочется сделать окружающий мир лучше.
Даже свой продукт они могут воспринимать как способ улучшить жизнь других людей.
Их волнует, сколько они создают рабочих мест, высок ли уровень оплаты труда на их предприятиях, и какой вклад они вносят в экономику региона.
А используя имеющиеся свободные ресурсы и личное влияние, они предпринимают не связанные с бизнесом усилия, направленные на улучшение окружающей их действительности.
Все это они делают искренне, не для формирования имиджа и усиления своего бренда. Очень часто, они даже не ждут от людей никакой благодарности, а то и вовсе, скрывают авторство своих добрых дел.
Ими движут ценности иного порядка, основанные на широте восприятия и внутренней изобильности, потребности делиться и отдавать вовне, вместо чем накапливать и отбирать. И такие качества, как человеколюбие и гуманизм, могут раскрываться в них в полной мере, даже будучи скрываемыми от окружающих, как неуместные для имиджа авторитарного руководителя.
Разумеется, приведенная классификация – очень условная. Во всем мире не найти двух одинаковых людей, личные качества их всегда очень различны, индивидуальны и присутствуют в любом человеке в неповторимом уникальном сочетании. Можно говорить лишь о явном преобладании некоего из важных нам качеств, замечаемое по внешним проявлениям и реальным результатам.
Но что самое главное в данной классификации, так это то, что она отражает не только группы людей, но и этапы личного и духовного развития отдельно взятого человека в бизнес-среде. Можно даже именовать их дальше не группами, а именно уровнями – первый, второй и третий.
Иными словами, нередко можно наблюдать, как некий бизнесмен, поначалу голодный и агрессивный, зарабатывает на всём, чём возможно, жадно собирая ресурсы и блага. Потом в его жизни появляется любимое дело, и он увлеченно его развивает. А достигнув значимого успеха, он начинает смотреть шире – проявляет заботу о других людях, о родном городе, о развитии региона, об учебных заведениях, о церкви и так далее.
Однако столь же часто можно наблюдать и обратную картину – когда бизнесмен застревает на первом уровне, и алчность в нем только нарастает, делая его все более циничным и жестким. И крайняя возможная степень такой циничности – разжигать войны для своего заработка.
О чём же тогда эта книга?
В ней мы собираемся отразить наши наблюдения характерных личных ценностей людей, достигших третьей ступени развития, – наделенных гуманистическими устремлениями, рассказать об их смыслах и взглядах на жизнь, коими они руководствуются в своих поступках.
Кроме того, мы постараемся исследовать и сам момент перехода человека от первой и второй ступеней мировоззрения к третьей. Ведь в жизни многих людей такой переход уже случился – значит для каждого человека он возможен, его следует осмыслить и рассказать о нем миру.
Мы надеемся, этот опыт послужит вдохновением для наших читателей, откроет для них новые важные смыслы в своей жизни, и направит их устремления на путь добра и духовного развития.
Говорить мы будем о тонких аспектах естества человека, о самой его сути. И чтобы наши выводы не показались чересчур умозрительными, надуманными или голословными, мы приводим свидетельства реальных людей*, проверивших все сказанное на собственном опыте. Разумеется, всячески избегая при этом людей лукавых и неискренних.
Примечание*: Учитывая особенности восприятия многих читателей, а именно – стремление видеть корысть во всяком чужом действии, фамилии респондентов и названия их компаний, присутствовавшие в пилотном выпуске книги, убраны, чтобы не потакать возможным «подозрениям» в PR.
Открытое обращение к людям созидания
Бизнесмены, наряду с государством, формируют наш мир, создают условия и ключевые обстоятельства жизни людей. Причем влияние это ничуть не слабее влияния государства.
Государство лишь определяет правила игры, будь то полезные, честные или не очень, распределяет возможности, в меру порядочности своих слуг, решает инфраструктурные вопросы, регулирует параметры макроэкономики, задает идеологический вектор и так далее.
А преобладающее влияние на жизнь каждого человека создают именно люди бизнеса, предприниматели, профессионалы. Именно они дают человеку работу, обучают его профессиональным навыкам, создают для него материальные блага, строят жилье, производят продукты питания, одежду, транспорт, медикаменты, средства коммуникации, масс-медиа и их информационный контент, всевозможные услуги, развлечения, создают наиболее передовую часть здравоохранения и многое-многое другое.
Именно бизнес финансирует важнейшие передовые мирные научные разработки и реализует потом их плоды в нашей жизни. Свободная предпринимательская инициатива, поистине, стала основным источником технологического преображения повседневной жизни современного человека.
Мы полагаем, что сделать мир лучше – это вполне возможно, причем без масштабных преобразований, без политической борьбы, без конфликтов и противостояний. Достаточно лишь немного изменить суммарный вектор устремлений делового сообщества – и эта величайшая сила принесет огромный поток новых позитивных изменений в жизнь человечества.
В этой книге мы обращаемся ко всем людям бизнеса, людям созидания, будь то уже состоявшимся, либо находящимся на пути к успеху. Ведь даже те из них, кто лишь начинает свое восхождение по карьерной лестнице, делает первые шаги в самостоятельном бизнесе, либо еще только слушает лекции в университетской аудитории – они все уже являются следующим поколением бизнесменов, мастеров своего дела, если их намерение достичь успеха – достаточно твердое.
К сожалению, хотя это вполне логично, всё традиционное воспитание бизнеса – это практические, жесткие и циничные бизнес-школы, более проповедующие жизнь среди акул и логику денежных единиц, нежели какую-то там заботу о человечестве.
Но если оные единицы и борьба с акулами однажды перестанут быть самоцелью, по мере достижения такого результата, человек созидания окажется сегодня в некоем смысловом вакууме.
Отчасти, этот вакуум в бизнес-среде принято заполнять политикой. Но политика интересна далеко не всем, поскольку она часто предполагает жизнь в лукавстве, интригах и в актерском мастерстве, нежели искреннее создание практически полезных результатов.
Будучи предельным прагматиком и ясным реалистом, человек бизнеса не воспримет сегодня идеи людей гуманитарного склада, во многом, справедливо считая их «витающими в облаках».
С недоверием отнесется он и к последователям любых духовных учений, видя причастность их к бизнес-процессам соответствующей отрасли.
Данной книгой мы пытаемся восполнить сей смысловой пробел, поскольку источник её смыслов – те же самые люди бизнеса, достигшие значимого успеха люди созидания, пришедшие на своем пути к пониманию важнейших ценностей, не предусмотренных традиционным бизнес-воспитанием и современной деловой средой.
Гуманизм, человеколюбие, искреннее служение человечеству – это те качества, в которых более всего нуждается сегодня наш мир. И если кто-либо из читателей откроет для себя эти ценности, вдохновившись прочтением нашей книги, мы посчитаем свою задачу исполненной.
Андрей Минченко, Федор Конюхов.